Меню

Тернер восход солнца с лодкой между двумя мысами

«Дождь, пар и скорость» Уильяма Тёрнера

В 2020 году 23 апреля исполняется 245 лет со дня рождения Уильяма Тёрнера, знаменитого британского художника-живописца и бунтаря, которого заслуженно можно назвать родоначальником импрессионизма. Одна из его самых известных картин – «Дождь, пар и скорость. Большая западная железная дорога». Это произведение повлияло на творчество многих других художников и было новаторским для своего времени.

Уильям Тёрнер родился в 1775 году в семье цирюльника. Его отец был человеком расчётливым и скупым. Своего гениального ребёнка он воспитывал в строгости. «Если отец и хвалил меня, то только за сэкономленный шиллинг», — вспоминал Тёрнер. Уже в 9 лет Уильям копировал иллюстрации из дешевых изданий и продавал клиентам цирюльни.
Как оказалось, отцовские уроки были очень полезны и помогли художнику в будущем нажить немалое состояние, которое обеспечивало его финансовую независимость и свободу творчества.

Уильям Тёрнер «Автопортрет», 1799

Тёрнер был очень успешным живописцем. Его ранние акварели пользовались спросом у покупателей и критиков. В 14 лет он был зачислен в Королевскую Академию, где с 1790 года начинает постоянно выставляться. А уже в 1799 стал её членом-корреспондентом.
Уильям Тёрнер любил писать природные ландшафты. Он считал, что пейзаж способен доносить идеи и чувства до зрителя с не меньшей силой, чем другие живописные жанры. Противостояние могущественных сил природы и человека — главная тема тёрнеровских картин.

«Снежная буря. Переход Ганнибала через Альпы», 1812

Современников восхищали работы художника. Но при этом удивлял его эксцентричный характер: Тёрнер никогда не стеснялся своего неопрятного вида, осмеливался яростно спорить с представителями королевского дома, а прямо на выставке своих работ мог добавлять к завершённым картинам новые штрихи.

Бунтарём Тёрнер был не только в поведении, но и в творчестве. К концу жизни мастер пересмотрел свой художественный метод. Сюжет уже не интересует его, теперь Тёрнера увлекают чувства. Главные роли своих полотен он отдаёт свету и цвету, смело играя с палитрой. Теперь то, что было фоном у других художников — солнце, туман, облака — центральные образы полотен Тёрнера.

«Дождь, пар и скорость. Большая западная железная дорога», 1844

Наиболее известной его картиной позднего периода является «Дождь, пар и скорость. Большая западная железная дорога» 1844 года. На холсте изображён паровоз, который мчится под утренним ливнем над Темзой по мосту Мейденхед. Но его очертания нечётки. Локомотив мешают рассмотреть облака пара, которые ещё не успели рассеяться.
Основная задача Тёрнера — передать ощущение скорости суровой машины. Он хотел, чтобы картина зафиксировала мгновенье несущегося локомотива. Кажется, что паровоз как будто бы сейчас вырвется наружу и покинет полотно.

Железнодорожный мост Мейденхед. Фотограф Генри Тонт, 1880

Интересно, что в этой картине Тёрнер противоречит законам золотого сечения и изображает динамику не в вертикальном формате, а на горизонтальном холсте. Глубину и перспективу он передаёт с помощью диагональных линий и затемнения грозного локомотива.

Но почти чёрный паровоз не нарушает целостность работы. Картина выстроена на контрастах, и такое цветовое решение уравновешивает композицию полотна. Важно, что Тёрнер отказывается от привычного темного грунта и пишет картину масляными красками по принципу акварельной живописи, что наполняет пространство холста воздухом, лёгкостью.

Полотно залито ярким светом из-за чего все цвета плавно переходят из одного в другой, границы образов размыты. Сквозь дымку и дождь мы видим синее небо, бледно-голубую реку, которая сверкает золотым блеском солнечных лучей. В левой части картины прорисовывается другой мост, еле отражающийся в почти прозрачной воде.

Гравюра Р. Брандарда картины У. Тёрнера «Дождь, пар и скорость», 1844

С трудом можно различить лодку между двумя мостами, людей на берегу, радостно встречающих паровоз, а справа — мужчину с плугом. Отставшее крестьянство противопоставляется несущемуся локомотиву, который символизирует прогресс нового времени.

Силуэты людей на картине Тёрнера едва заметны

Если приглядеться, то на мосту можно увидеть интересную деталь — зайца. Он тоже очень быстрый, но ему не обогнать паровоз. Тёрнера пугает век машин, он боится, что прогресс поглотит природу. Но своим полотном он говорит, что этого не избежать, стоит принять мир таким, какой он есть.

В 1871 году, через 20 лет после смерти Уильяма Тёрнера, Лондон посетят французские живописцы Клод Моне и Камиль Писсарро. Они будут поражены тем, что их английский коллега уже несколько десятилетий назад открыл то, к чему они так жадно стремились. Тёрнер будучи представителем академической живописи и бунтарём-новатором опередил время, мастерски воплотив главные идеи и творческий метод художников-импрессионистов.

Читайте также:  Горячие газы солнца 6 букв

Клод Моне «Вокзал Сен-Лазар», 1877. Считается, что именно картина «Дождь, пар и скорость» вдохновила Моне на свою вокзальную серию

Картина «Дождь, пар и скорость. Большая западная железная дорога» Тёрнера (холст, масло 91х122 см) сейчас хранится в Национальной галерее в Лондоне.

Источник

«Он задумал изобразить солнце с такою правдою, какой до него в живописи еще не бывало. » Британский художник William Turner (1775 — 1851)

Бакен на месте кораблекрушения. 1807

Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер — британский художник, прославившийся изображениями стихии, в особенности, водной, предтеча импрессионистов. Ранний Тёрнер дал волю цвету на своих холстах и сделал свет главным героем картин, поздний же Тёрнер предвосхитил появление абстрактной живописи.

Особенности творчества художника Уильяма Тёрнера: сияющие цвета, предпочтение водных пейзажей сухопутным и бушующей стихии штилю, выведение цвета на ведущие роли. Приступая к работе над картиной, Тёрнер в первую очередь писал стихийное, неуправляемое, потоковое, а после уже появлялись формы, границы, и стихия принимала очертания.

Если бы не Уильям Тёрнер, не было бы никакого импрессионизма, а значит, вообще всё пошло бы иначе в мировой живописи. Впрочем, никакое «если бы» невозможно. Солнце, воздух, вода и огонь — божества, служению которым Тёрнер посвятил жизнь.

Еще ребенком Уильям пропадал целыми днями на Темзе, которую писал потом всю жизнь. Ему было 14, когда одну из его акварелей выставили в Королевской академии и разрешили ему свободное посещение академии. Признание он получил в молодости, а собственную галерею открыл, когда ему и 30 не было. Это его идея фикс — чтобы все картины были собраны в одном месте.

Начинал художник Тёрнер с акварелей, позже пришли гравюры, иллюстрации книг и наконец — масло. Он был чрезвычайно революционен для своего времени и при этом — востребован и признан. Его темы — стихия, струящийся свет, солнце, вода, огонь. Стихии на его картинах могут быть как спокойными, так и бурными, непокорными. Неизменным остается сияние и тепло, излучаемое его работами. Широко известна история, когда во время шторма он попросил привязать себя к мачте, чтобы наблюдать ураган изнутри. Не факт, что она реальна, но его полная самоотверженность во всем, что касалось живописи, и бесконечная преданность силам природы делают такое вполне возможным.

«Главное, к чему надо стремиться в искусстве,- это к верному постижению прекрасного в природе.» — Уильям Тернер

Последний рейс фрегата «Отважный». 1839

Пожар в верхней и нижней палатах парламента 16 октября 1834 года. 1835

Кьебеф, устье Сены. 1833

Голландские рыболовные лодки во время шторма. 1801

Восход солнца сквозь туман. Рыбаки чистят и продают рыбу. 1807

Побережье Кале в отлив. Торговки, собирающие наживку для рыбной ловли. 1830

Кёльн, прибытие пакетбота. Вечер. 1826

Стангейт-Крик на реке Медуэй. 1824

Замок Флинт. 1830-e

Улисс насмехается над Полифемом. «Одиссея» Гомера. 1829

Древний Рим. Агриппина высаживается на берег с прахом Германика. 1839

Современный Рим — Кампо Ваччино. 1839

Догана, Сан-Джорджио, Сителла. 1842

Сцена на побережье возле Неаполя. 1828

Пьяцетта, Венеция. 1835

Молодая луна. 1840

Замок Алник, Нортумберленд. 1829

Сент-Майклс-Маунт, Корнуолл. 1834

Тёмная Риги. 1842

Голубая Риги. 1842

Канал Чичестер. 1828

Цепной пирс, Брайтон. 1828

Рэйби Касл, поместье графа Дарлингтона. 1818

Яхта приближается к берегу. 1840-e

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

«Дождь, пар и скорость романтика пейзажа Джозефа Тёрнера .

Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер (англ. Joseph Mallord William Turner, 1775—1851) — британский живописец, мастер романтического пейзажа, предтеча французских импрессионистов.

Джозеф Тернер родился 23 апреля 1775 года в семье цирюльника в самой гуще центральных улочек Лондона. Детство художника, по всей видимости, было омрачено душевным расстройством матери, склонной к неожиданным и неконтролируемым приступам гнева. В бумагах и письмах Тернер не упомянул о матери ни разу за всю свою жизнь.
Уже в детстве мальчик проявил большие способности к рисованию. Он целыми днями пропадал возле Темзы, без конца рисуя саму реку и ее берега. Таким образом, главную тему своего творчества (пейзаж) художник нашел еще в отрочестве.
В 1785 году Тернера отдали учиться в школу в Брентсде-форде. Приблизительно к этому времени относятся самые ранние из дошедших до нас набросков и рисунков художника. Первая подписанная им акварель (с видом Оксфорда) датирована 1787 годом, а три года спустя акварель Тернера (с видом дворца Ламбетт) была выставлена в Королевской академии. К этому первому успеху Тернер пришел уже не дилетантом, успев поучиться у архитектора Томаса Хардвика и у тонкого художника-акварелиста Томаса Мелтона.

Читайте также:  Планета гигант седьмая от солнца

«Уэльский мост в Шрусбери» 1794 г.
акварель частная коллекция

В 1790-х гг. Тёрнер обратился к масляной живописи. В его маринах заметно влияние голландских мастеров XVII в. Ранние произведения художника исполнены вполне традиционно, в темной гамме («Рыбаки в море», 1796, Галерея Тейт, Лондон). Здесь особенности освещения становятся средством нагнетания драматического настроения.

«Рыбаки в море». 1796 г.

91 x 122 см. Холст. Масло.
Тейт Британ, Лондон, Великобритания

На картине несколько рыбачьих судов в открытом море ночью. Лунный свет, льющийся в прорывы облаков, освещает на волнах лодку, на которой мигает красноватый огонек фонаря. Тернер осваивает непривычные для него возможности масляной живописи: он усиливает контрасты между освещенными и затемненными частями и старается передать едва уловимое различие рефлексов фонаря от бликов лунного света на волнующейся водной глади океана. Уже в этой первой картине маслом он строит беспокойный световой овал композиции и окружает месяц туманным ореолом. Тернер воплотил в этой картине свое трагическое ощущение неустойчивости бытия в зыбкости набегающих пенистых валов, столкновении резких диагоналей мачт и парусов и безнадежности усилий копошащихся в лодках людей, выхваченных из мрака надвигающейся бури случайно прорвавшимся лучом. Характерный овал композиции особенно ясно виден в подготовительном рисунке с его черной громадой поверженного на бок корабля и стремящейся наперерез ему по орбите огромной кривой волны утлой лодчонки, белый парус которой стремительно несется к своей гибели и точно взывает о помощи.

С первых своих работ Тёрнер начинает разрабатывать тему конфликта между человеком и разрушительными силами стихии («Мол в Кале. Французы готовятся выйти в море: прибывает английское пассажирское судно»), которая будет возникать на протяжении всего творческого пути художника («Пожар парламента, 16 октября 1834»).

«Мол в Кале. Французские рыбаки выходят в море, прибывает английское пассажирское судно». 1803 г.
Холст, масло. 172х240 см.
Галерея Тейт, Лондон.

В этом шедевре Тёрнера явь сплетается с вымыслом, что вообще характерно для лучших его картин. В работе отразились впечатления, связанные с прибытием художника во Францию во время его первого путешествия за границу. Корабль, на котором он плыл, попал в шторм, из-за чего не мог пришвартоваться в Кале. Сгоравший от желания как можно скорее оказаться на суше, Тёрнер пересел в шлюпку. Эта затея чуть не закончилась трагедией. Путешественник позже записал в своем дневнике: «Мы все же высадились в Кале. Но едва не утонули при этом». Тёрнер всегда стремился к тому, чтобы как можно реалистичнее передать на картине происходящее. На полотне великолепно изображены пенящиеся волны, рвущие паруса порывы ветра, развевающиеся одежды людей, стоящих на причале. А бурное море и небо, с пробивающимися то тут, то там сквозь тучи лучами солнечного света, заставляют вспомнить о более поздних работах художника. При этом многие детали здесь являются художественным вымыслом Тёрнера.

«Пожар в Лондонском парламенте»

К середине 1830-х гг. Тёрнер достиг вершины мастерства. Он давал уроки живописи на вернисажах, заканчивая там свои картины. Так, на глазах у восторженной публики и изумленных художников он за несколько часов почти полностью написал полотно «Пожар парламента, 16 октября 1834». Этот пожар произошел в 1834 году. Сотни людей наблюдали это драматическое зрелище. Стихия бушующего огня потрясла Тёрнера, он сделал на месте девять акварелей, на основании которых и создал через год большую картину.

Гневные состояния природы: штормы, бури, ураганы и связанные с ними катастрофы — пришлись по душе английской публике, и Тёрнер сделал потрясающую карьеру.

Читайте также:  Отношение периодов обращения планет вокруг солнца равно 8 чему равно отношение их больших полуосей

В 1804 году Тёрнер открыл собственную галерею, где собирался выставлять свои лучшие полотна. Галерею он открыл «Кораблекрушением». М.А. Орлова пишет о картине: «Явственно ощутимо тут сопротивление волн яростному урагану, всей силой своей тяжести они влекутся обратно в океан. И с такой же энергией люди на пострадавшем паруснике и лодках, спешащих ему на выручку, силятся удержаться на волнах. Это уже вполне романтическое полотно построено на смелых контрастах светлого и темного, тонов холодных — темное море с изумрудными отливами — и горячих — пятна красного и желтого, какими набросаны фигуры на судах».

39,7 x 28,6 см.
Бумага, акварель.

Уже в 1802 г. Тёрнер был избран действительным членом Королевской академии искусств, а в 1807 г. был утвержден в должности профессора. Художник верой и правдой служил ей до конца своих дней, участвуя в организации выставок, читая лекции для широкой публики и обучая студентов.

«Дождь, пар и скорость. Большая Западная железная дорога» . 1844 г.
Холст, масло. 91х122 см.
Национальная галерея, Лондон.

Во времена Тёрнера Англию охватила настоящая железнодорожная лихорадка. Художники, чуткие по отношению к современности, выразили ее на своих полотнах. Впрочем, и на этом фоне Тёрнер стоит особняком. Другие воспевали красоту машины, стараясь как можно тщательнее выписать ее детали, — Тёрнер же сумел избежать этого искушения. Единственная цель, которую он преследует, — передать ощущение скорости. Поезд, подобный темному и яростному зверю, мчится у него по новому мосту, построенному в 1837-39 годах. Пейзаж позади него скрывается в дымке, а в нижней части картины мы видим крошечную лодку и пахаря — они,изображенные очень статично, символизируют уходящую медлительную эпоху. На берегу реки написаны призрачные фигуры людей, загипнотизированных видом поезда. Эта картина Тёрнера приводила в восторг начинающих импрессионистов.

Одним из признанных шедевров, написанных художником на склоне лет, стала картина «Метель. Пароход выходит из гавани и подает сигналы бедствия, попав на мелководье». Потоки морской воды, снег и дым, идущий из трубы корабля, сливаются в единый мощный шквал водяных брызг и пронизывающего ветра, изображенный художником с большой эмоциональной силой. Существует легенда, что для того чтобы правдоподобно передать в этой картине эффект вьюги на море, 67-летний художник велел привязать себя на четыре часа к капитанскому мостику корабля, плывшего в шторм из Харвича.

«Метель. Пароход выходит из гавани и подает сигнал бедствия, попав в мелководье.» 1842 г.

Холст, масло. 91,5 x 122.
Галерея Тейт, Лондон, Великобритания

В каталоге, в примечании к названию, добавлено: «Автор был в эту бурную ночь на «Ариэле». Тернер словно вложил в эту работу трагическое мироощущение — предчувствие грозящих миру катастроф. Ему казалось, что картины разбушевавшихся стихий: лавины, бури, метели и урагана — вообще, всякие чрезвычайные состояния природы могут адекватно передать смятение человеческого сердца и ума, очистить душу и сознание.
Огромные океанские валы, густой туман и вихри мокрого снега сливаются в единый неистовый водоворот. Центром его служит неясный абрис корабля. Но это нечто большее, чем простое внешнее описание бури. Это воплощение не только наблюдений над разбушевавшейся природой или одних зрительных впечатлений, а создание некоего неразложимого единства — буйства стихий, красок и внутренних переживаний. Критика, конечно, не преминула обозвать картину «мыльной пеной, смешанной с раствором для побелки». Тернер рассердился: «Я писал ее не для того, чтобы ее поняли, просто мне хотелось показать, на что это похоже. Я упросил матросов привязать меня к мачте, чтобы я мог наблюдать; меня привязали на четыре часа, я не надеялся уцелеть, но я считал своим долгом дать отчет об этом, если уцелею. А картина не обязана нравиться кому бы то ни было». Когда оксфордский студент пытался утешить старика, тот крикнул: «Да и видели ли они когда-нибудь море?!»

У него нет пейзажей с близкой точки зрения. У Тернера сцена почти всегда обнимает несколько десятков миль, она представляет огромные пространства, и над этой бесконечной перспективой царит величавый круг солнца.

«Ангел стоящий в солнечном свете»

Источник

Adblock
detector