Урок изучения стихов современного детского поэта Марины Бородицкой
Разделы: Литература
1. Вступительное слово учителя, объявление темы урока.
Проведенная в классе анкета “Какие книги ты любишь читать?” показала, что ни разу из предложенного списка не были выбраны стихи. А ведь “право на нелюбовь”, по словам М.Цветаевой, “в знании предмета: не любить можно тогда, когда знаешь”.
На уроке мы почитаем стихи пока не известного вам автора — современного детского поэта Марины Бородицкой. [Слайд 1] (Cм. Презентацию.)
2. Игра “Ассоциации”.
Для того чтобы говорить о стихах, о языке поэзии, человеку необходимо иметь развитое воображение, уметь фантазировать. Поиграем в словесные ассоциации.
Задание: придумайте к парам ключевых слов, взятых из стихов М.Бородицкой, своё слово; напишите его на листочках.
Листва – башмачки [Слайд 2]
( Бульвар – широкая аллея посреди городской улицы или вдоль набережной.
Аллея – дорога с рядами деревьев, посаженных по обеим её сторонам).
Возможно, кому-то удалось угадать авторский замысел. Отложите в сторону ваши листочки, в них можно смотреть в течение урока.
Обратите внимание на брошюру со стихами М.Бородицкой. Прежде чем вы услышите первое стихотворение, полистайте книжечку, обращайте внимание на названия. Какие из них привлекли ваше внимание?
3. Анализ стихотворения “Прогульщик и прогульщица”. [Слайд 3]
Перед чтением подумаем, что может означать это заглавие? Нарисуйте воображаемую картину (Кто герои? Почему они прогуливают?).
Прогульщик и прогульщица
Прогульщик и прогульщица
Прогуливали день:
Брели вдвоём сквозь белый свет
И голубую тень
По самой лучшей из дорог,
Испытанной и старой,
И проходили за урок
По полтора бульвара.
Прогульщик и прогульщица
Расстаться не могли.
Когда бульвары кончились,
Они в музей зашли.
Повесив куртки на крючки,
В египетском отделе
В пластмассовые номерки
Друг дружке пальцы вдели
- Совпали ли ваши ассоциации (урок – бульвар), предположения по названию стихотворения?
- Прогуливать, конечно, плохо, но сказать, что стихи лишь
об этом, нельзя. Перечитайте первые строчки:
Прогульщик и прогульщица
Прогуливали день.
Почему автор ставит рядом 3 однокоренных слова? (Намеренно допускает речевой повтор, это “неправильное”
сочетание усиливает впечатление и привлекает внимание к
а) Каковы значения слова “проходить”? (Многозначное слово:
1. Идти, передвигаться. 2. Выучить, изучить.
И проходили за урок
По полтора бульвара
Обращаю внимание детей на игру слов в предложении.
б) Каково значение глагола “брели”? (Брели – шли медленно, тихо, не спеша).
Вспомним ближайший синоним. (Плелись – шли медленно, вялой походкой (разг.). Проведём лингвистический эксперимент: заменим авторский глагол синонимом. (Обсуждение варианта показывает, что разница есть. Авторский вариант более совпадает с возрастом героев, эмоциональным настроем стихотворения.)
Как вы понимаете эти слова?
- В стихотворении неожиданный финал, требующий объяснения:
В пластмассовые номерки
Друг дружке пальцы вдели.
Какие возникают ассоциации? (обручальные кольца влюблённых)
Тогда о чём оно? (Это история первой любви. Автор мог назвать стихи просто “Прогульщики”, но выбрал заглавие, в котором соединены оба героя.)
4. Авторская страница.
Доклад ученика: Марина Яковлевна Бородицкая – поэт, переводчик английской и французской классической поэзии. Работала учителем английского языка в школе. Более 12 лет Марина Бородицкая ведёт на “Радио России” авторскую передачу для старшеклассников “Литературная аптека”. [Слайд 4]
Автор полутора десятков детских книг и пяти сборников “взрослой” лирики. [Слайды 5,6]
Лауреат премии Британского совета по культуре “Единорог и лев”, премии “Инолиттл” журнала “Иностранная литература”, премий имени Корнея Чуковского, имени С.Маршака и премии “Алые паруса” (2008, за книгу “Прогульщик и прогульщица”). [Слайд 7]
5. Анализ стихотворения “Три бабушки”
Тары-бары,
Трали-вали,
Три бабушки
На бульваре –
В салочки играли,
Внуков растеряли,
И вся троица ревёт:
– Нам от дочек попадёт!
- Совпали ли ваши ассоциации с содержанием стихотворения? Кто в этом стихотворении играет, а потом ревёт, боясь наказания? (взрослые ведут себя как дети)
- Каково настроение стихотворения? (шутливое)
- Одна из особенностей этого стихотворения – просторечная и разговорная речь:тары-бары, трали-вали, вся троица ревёт, от дочек попадёт.Понимаете ли вы значение этих слов? Как играют в салки?
(Тары-бары – пустые разговоры, болтовня (прост.)
Трали-вали – ерунда, пустяки, пустая болтовня (разг.)
Троица – трое людей, связанных между собой какими-нибудь отношениями (разг., часто ирон.)
Салки – детская игра, в которой участники догоняют и салят друг друга, уменьш. салочки. Салить – в детских играх, догнав одного из участников, касаться его рукой или мячом.) [Слайд 8]
- Что надо сделать перед тем, как в игре выбрать водящего? (нужна считалочка) Знаете ли вы считалки? А можно посчитать этими стихами? Трое желающих у доски считаются на выбывание. [Слайд 9]. Оставшийся отвечает на вопрос:
- Что связывает два услышанных вами стихотворения? (Место действия – бульвары.)