Меню

То солнце тусклое блестит то туча черная висит знаки препинания

Помогите очень нужна помощь.

Задание 2. Спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания, выделите грамматические основы, укажите значение сочинительных союзов. Составьте схемы предложений.

1) То солнце тусклое блестит то туча чёрная висит.

2) Никто не решится дать хороший отзыв о своём уме зато всякий хвалит своё сердце.

3) В воздухе уже начинал чувствоваться наливавшийся летний зной а в глухом ельнике было так прохладно.

4) Луга за Волгой окрасились в бурый цвет в городе тоже все краски поблёкли

5) Кучер вдруг осадил лошадей и коляска остановилась у дома выкрашенного заново в серый цвет.

6) Лишь самовар пел задумчивую мелодию да порой что-то шуршало в траве.

7) Вторая круто-синяя стрелка пересекла солнце и сверху стала надвигаться серая хмарь.

8) Там глядишь облачко приплывёт не похожее на другое или солнце вдруг заиграет лучами.

1) [То солнце тусклое блестит], [то туча чёрная висит.]
2)[ Никто не решится дать хороший отзыв о своём уме,] зато [всякий хвалит своё сердце.]
3)[ В воздухе уже начинал чувствоваться наливавшийся летний зной] ,а [в глухом ельнике было так прохладно.]
4)[ Луга за Волгой окрасились в бурый цвет], [в городе тоже все краски поблёкли.]
5) [Кучер вдруг осадил лошадей], и [коляска остановилась у дома, / выкрашенного заново в серый цвет/. ]
6) Лишь самовар пел задумчивую мелодию, [ да [порой что-то шуршало в траве.]
7) [Вторая круто-синяя стрелка пересекла солнце,] и [сверху стала надвигаться серая хмарь.]
8) [Там глядишь,] [облачко приплывёт, не похожее на другое,] или [солнце вдруг заиграет лучами.].

Сочинительные союзы здесь: и, а, да ( в значении -и-; или; а-( в знач. -но-), то-то, зато.

Источник

§ 14. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами

Разделительые союзы то. то, или (иль), либо. либо, не то. не то, то ли. то ли.

В этих сложносочинённых предложениях выражаются отношения:

Например: 1. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь. (Л. Толстой.) 2. Ни о чём не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания смутные, неясные, как сон. (А. Серафимович.) 3. Либо я всё устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызову. (А. Чехов.) 4. Не то тучи разойдутся, не то гроза нас всё-таки не обойдёт. 5. То ли за морем он хоронится, то ли брошен в острог опять. (С. Васильев.)

65. Запишите, расставляя знаки препинания и указывая смысловые отношения между простыми предложениями в сложносочинённых. Составьте схему 1-го и 3-го предложений.

1. Залает пёс домовой иль ветерок зашелестит в листах темнеющей дубравы иль птица робко пролетит. (Н. Языков.) 2. То солнце тусклое блестит то туча чёрная висит. (Н. Некрасов.) 3. Пусть перебирается в деревню во флигель или я переберусь отсюда. (А. Чехов.) 4. То ветер подует и тронет верхушки то лягушки зашелестят в прошлогодней траве то за стеной часы пробьют четверть. (А. Чехов.) 5. Эта гроза даром не пройдёт. Либо уж убьёт кого-нибудь либо дом сгорит. (А. Островский.) 6. Не то маячили на той стороне горы не то это только казалось. (А. Серафимович.) 7. То истиной дышит всё в ней то всё в ней притворно и ложно. (М. Лермонтов.) 8. Было ли это отражение ночи в каналах или тонкая полоска зари ещё тлела на западе или фонари вызывали это странное освещение? (К. Паустовский.)

Читайте также:  Табулатура для цой звезда по имени солнце

Источник

Тестовые задания по теме «Сложносочиненные предложения». 9 класс

2 варианта с ответами.

1.Укажите сложносочинённое предложение с противительным союзом:

1.Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
2.Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу.
3.Любой природный материал красив, но его красота открывается не сразу.
4.Взошло солнышко, всё вокруг ожило.
5.Юный лес, в зелёный дым одетый, тёплых гроз нетерпеливо ждёт.

2.Укажите сложносочинённое предложение:

1.Холмы всё мельче и мельче, дерево почти не видать.
2.Дождь, хлынувший с утра, не прекращался.
3.Собака бросилась в камыши, куда упала птица.
4.Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво.
5.Дети чувствуют, кто их любит.

3.В сложносочинённых предложениях с противительными союзами :

1.Происходит чередование явлений.
2. Перечисляются явления, которые не могут происходит одновременно.
3. Перечисляются явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим.
4.Второе предложение дополняет смысл первого.
5.Одно явление противопоставляется другому.

4.Укажите сложносочинённое предложение, в котором простые предложения не отделяются друг от друга запятыми:

1.Для счастья людям нужен мир и не нужна война.
2.Холодно и за весь май черёмуха не успела отцвести.
3.Начиналось наводнение и были закрыты мосты.
4.Восход поднимался и падал опять и лошадь устала степями скакать.
5.Потёмки всё более сгущались и предметы теряли свои контуры.

5. Сложносочинёнными предложения называются:

1.Сложные предложения, в котором нет и не может быть союза.
2.Сложные предложения, части которых объединены подчинительной и сочинительной связями.
3.Сложные предложения, части которых объединены сочинительной связью.
4. Сложные предложения, части которых объединены подчинительной связью.
5.Сложные предложения, части которых передают чьи-то слова без изменений.

6.Укажите сложносочинённое предложение:

1.Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят.
2.Насильно мил не будешь.
3.Сплошь покрытое осенними тучами небо отразилось в воде.
4.В сенях пахло свежими яблоками.
5.Она так устала, что не могла дальше идти.

7.Укажите предложение с противительным союзом:

1.Скрипнула дверь, и Чайковский вышел на крыльцо.
2.Не то маячили на той стороне горы, не то это только казалось
3.Посыпались первые крупные капли дождя, и рванулся ветер.
4.Солнце ещё не встало, а первые жаворонки уже звенели далеко-далеко.
5.То светило солнце, то шёл дождь.

8.Укажите сложносочинённое предложение без общего второстепенного члена:

1.Небо заволокло тучами и по земле гулял холодный ветер.
2.В тишине поют колокольчики да звенит холодный ручей.
3.Из лесу доносится крик птицы или раздаётся чей-то голос.
4.К утру ветер ослабел и снег перестал идти.
5.За окном брезжил рассвет и кричали петухи.

9.Укажите сложносочинённое предложение с противительным союзом:

1.Я старался взглянуть в окно, да оно всё было бело от снега и льда.
2.Прохладой дунуло, и прошлогодний лист зашелестел в дубах.
3.Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.
4.То ветер подует, то птица закричит.
5.Не то маячили на той стороне горы, не это только казалось.

10.Укажите сложносочинённое предложение с разделительным союзом:

1. В нежном блеске утренней зари даль моря спокойно дремала, отражая перламутровые облака.
2.Снова торжественно и мудро шумит надо мной старинный хвойный бор.
3.То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.
4.Неподвижный воздух был наполнен какой-то прозрачной пылью, становилось нестерпимо жарко.
5.Не отрываясь, мальчик с восхищением смотрел на белый пароход.

Читайте также:  Зонты от солнца пляжные детские

Источник

Урок Сложносочиненное предложение и знаки препинания в нём. Виды по значению и союзам.

Тема Сложносочиненное предложение и знаки препинания в нём. Виды по значению и союзам.

Цель познакомить обучающихся с особенностями сложносочинённого предложения, постановкой знаков препинания; группами сочинительных союзов по значению;

научить определять вид ССП, научить различать виды ССП.

Просмотр содержимого документа
«Урок Сложносочиненное предложение и знаки препинания в нём. Виды по значению и союзам.»

Тема Сложносочиненное предложение и знаки препинания в нём. Виды по значению и союзам.

Цель познакомить обучающихся с особенностями сложносочинённого предложения, постановкой знаков препинания; группами сочинительных союзов по значению;

научить определять вид ССП, научить различать виды ССП.

Задачи организационной деятельности преподавателя:

-формировать умения определять вид сложносочиненного предложения;

-формировать умения различать виды сложносочиненных предложений;

-формировать умения употреблять в речи сложносочиненные предложения;

организовать деятельность учащихся по развитию умений работать с текстом и получать информацию из разных источников;

-формировать умения анализировать полученную информацию;

-формировать умения слушать и вступать в диалог;

-способствовать формированию умений договариваться о совместной работе, формировать умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

-развивать навыки индивидуальной и групповой работы;

-развивать навыки и способности критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности).

Формы работы обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

1. Организационный момент

2. Языковая разминка

По данным словам восстановите пословицы.

Запишите их под номерами

1. Глупый осудит, а умный рассудит.

2. Труд человека кормит, а лень портит.

3. Сладок мед, да пчелки жалятся

4. Корень учения горек, да плод сладок

1. Подчеркните грамматическую основу и расставьте знаки препинания

2. Какие у вас получились предложения? (ССП)

3. Какие предложения называются сложносочиненными?

Сложносочиненными называются сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами. Части сложносочиненного предложения не зависят друг от друга и составляют одно смысловое целое.

Определение темы обучающимися

Мы знаем определение ССП. Далее нужно узнать, на какие виды делятся ССП

3. Знакомство с таблицей

4. Работа по тексту

1 – ая группа выписывает ССП с соединительными союзами

2 – ая группа выписывает ССП с противительными союзами

3 – я группа выписывает ССП с разделительными союзами

Задание: выписать предложения, подчеркнуть грамматическую основу, расставить знаки препинания, начертить схемы предложений

Мельник предложил мне переночевать в избе но я предпочел остаться на открытом воздухе. Скоро закипел самовар и мы принялись пить чай. Ни калина не растёт меж ними ни трава не зеленеет. Вот идет Ермил к лошади а лошадь от него таращится, храпит, головой трясет. То слишком морозит то моросит дождь. Не то тучи разойдутся не то гроза нас всё-таки обойдёт. Песня над домом смолкла зато над прудом соловей заводил свою. Сыпались звезды да иглы звенели. Или вода внезапно перестанет прибывать или мы наткнемся на этом берегу на брошенную лодку.

На что мы обращаем внимание, анализируя ССП?

Читайте также:  Солнце садится за тучку

Количество грамматических основ.

Определить, какой союз по значению соединяет части ССП.

Правильно расставить знаки препинания

5. Найдите сложносочиненные предложения с соединительным союзом

1. Илюша станет черпать воду, а водяной его за руку потащит к себе.

2. Дверь заскрипела, и лесник шагнул через порог

3. Побледневшее небо стало опять синеть, но то уже была синева ночи.

4. Княжна Марья всё ещё молча смотрела на брата, и в прекрасных глазах её были любовь и грусть.

5. Никто ничего определённого не говорил, но по эскадрону пронеслась молва об атаке.

Найдите сложносочиненные предложения с противительным союзом.

1. Рыба вдруг перестала клевать, и у нас наступила полная тишина

2. То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.

3. Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят

4.Через две недели после получения письма вечером приехали вперёд люди князя Василия, а на другой день приехал он.

5. Канонада стала слабее, однако трескотня ружей слышалась всё чаще.

Найдите сложносочиненные предложения с разделительным союзом.

1. То ли за морем он хоронится, то ли брошен в острог он опять.

2. Глаза у него загорелись, и на лице выступила краска

3. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса, а надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака.

4. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.

5. Чёрная туча надвинулась, и стали видны молнии, освещавшие весь двор.

6. Мы разными способами учились определять виды сложносочиненного предложения. А теперь вы сами попробуйте составить сложные предложения разных видов.

Составьте из простых предложений сложносочиненные предложения. Определите их вид.

1.Для заглаживания раствора применяют шарнирные тёрки на длинной ручке. Мастера обычно обёртывают их шлифовальной шкуркой.

2.Гладилки производительнее тёрок. Качество заглаживания ими ниже.

3.При возведении стен мастера укладывают камни ложками. Можно укладывать короткой стороной – тычком.

Итак, части сложносочиненного предложения отделяются друг от друга запятой, независимо от разновидности используемых союзов.

Но есть случаи, когда между частями сложносочиненного предложения запятая

7. Работа с текстом

Найти предложения, в которых запятая между частями сложносочиненного предложения не ставится.

1. Весной напротив нашей школы зазеленел газон и ожила старая липа. 2. С тех пор судьба его тревожила всех нас. 3. Но каждую весну упрямо набухали почки и появлялись маленькие новые листья. 4. Упорство и мужество дерева. 5. Это было достойно уважения.

6. Приветствуя весну, прыгали по камушкам прозрачные ручьи и бежали по небу белые легкие облака. 7. А вчера вечером набежали тучи и загрохотал гром. 8. В течение часа сверкали молнии и лил теплый сильный дождь.

9. Когда наступило утро, все вновь засияло частыми яркими красками и умытое свежее солнце осветило нашу липу. 10. Листочки на ней были еще маленькие, нежные, почти прозрачные. 11.Их появление для нас означало многое. 12.Природа обновляется и жизнь продолжается! 13. Об этом и говорит нам каждую весну старое дерево, сумевшее выстоять и не желавшее сдаваться.

Запятая в ССП не ставится

Если есть общий второстепенный член, в том числе и обособленного, а также вводного компонента.

Источник

Adblock
detector