Урок изобразительного искусства в 4 классе » Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
План урока изобразительного искусства. Это первый урок знакомства с культурой Японии, её особенностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_izo_4_klass.docx | 301.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок изо в 4 классе.
Тема: « Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Рисование ветки цветущей сакуры»
Разработала и провела
учитель начальных классов
2019/2020 учебный год
Цель: обучение овладением техникой Алла прима в изобразительном искусстве у младших школьников.
- Воспитательные: вырабатывают правильные позиции в отношении ценностей к традициям и культуре Японии, воспринимают эстетический характер традиционного для Японии почитания красоты природы.
- Развивающие: развивают художественный вкус, индивидуальные творческие способности, мелкую моторику руки.
- Обучающие: знакомятся с техникой Алла прима и отрабатывают ее в изображении Японского пейзажа. Приобретают новые композиционные навыки. Научатся рисовать цветущую ветку вишни с использованием смешанной техники. Изображают природу через детали, характерные для японского искусства.
Предметные : расширяют свои представления о культуре Япония; получают возможность продолжить учиться, организовывать свое рабочее место ,использовать художественные материалы; усваивают суть понятий «образ», «кимоно», «хокку», «какемоно», «экибана».
Метапредметные: понимают учебную задачу урока, отвечают на вопросы, обобщают собственные представления, оценивают свои достижения.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со сверстниками в рабочей ситуации ,отзывчивы к красоте образа цветущей вишни в Японском искусстве.
Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, фильм «Стана восходящего солнца.
- Организационный (этап мотивации).
Добрый день, ребята! Проверьте, как организовано ваше рабочее место.
— Сегодня на уроке я предлагаю вам, ребята, отправиться в путешествие в одну удивительную страну, название которой вы узнаете, отгадав ребус.
— Вы правы, ребята, эта страна — Япония. Страна восходящего солнца , страна зелёных гор и морских заливов. В этой стране можно увидеть самую разнообразную природу, можно сказать, что здесь соседствуют север и юг.
- Актуализация опорных знаний.
— Ребята, а что вы знаете о Японии?
Япония – островное государство. Острова находятся в Тихом океане. Жители этого государства первыми встречают лучи восходящего Солнца.
-Японию называют «страной восходящего солнца», солнце изображено на государственном флаге Японии.
Люди прозвали свою страну — Ямато, что переводится как “путь гор”. Все горы священные. Особенно священна гора Фудзи. Самая высокая гора – почти 4000 метров. Столица – город Токио, здесь около 9 миллионов жителей.
Япония играет ведущую роль в мировой политике, является лидером в области автомобилестроения, вагоностроения и электронной промышленности. Япония – это современные большие города с высотными зданиями.
Ни одна страна в мире не может сравниться с Японией по числу Государственных праздников – их в Японии 15. Пожалуй, только в Японии существуют праздники цветов и деревьев. Особо почитаемым до сих пор остается праздник цветения сакуры (вишни).
- Постановка учебной задачи.
— Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока? Какие знания нам потребуются для изображения природы?
Ещё в далёкой древности у японцев возникло умение видеть бесценную красоту каждого маленького кусочка жизни, его драгоценность и неповторимость. Теперь этому учат всех японских детей. В школе есть предмет – искусство любования . На уроке учат: всматриваться в окружающее, обычное – и видеть красивое, всматриваться в малое – и видеть великое.
В Японии долгожданная пора пробуждения природы начинается внезапной и буйной вспышкой цветения вишни. Ее розовые соцветия волнуют и восхищают японцев не только своим множеством, но и своей недолговечностью. Они предпочитают опасть еще свежими, чем хоть сколько- нибудь поступиться своей красотой.
Цветущую сакуру японцы избрали символом своего национального характера.
Японцы верят, что в дереве теплится душа .Заботясь о сакуре, японцы учатся уважать старость, традиции своей семьи и своего народа.
«Сакура видна по цветам» и японцы часами любуются прелестью весеннего дня, когда на ветвях сакуры распускаются белые, желто-розовые и кремовые лепестки «Слива цветет – запах хорош, вишня цветет – глаз не оторвешь» – гласит японская пословица.
Мы не случайно будем рисовать ветвь цветущей вишни в зимний день, потому, что японцы задолго готовятся к этому событию, расписывая предметы домашнего обихода, одежду изображениями ветки цветущей сакуры.
Чтобы нарисовать ветку сакуры, для фона мы с вами выполним японский пейзаж. Воздух в Японии очень влажен, легкая туманность окутывает природу Японии. Чтобы показать эту туманность и размытость мы с вами начнем работать в технике Алла прима –живопись по сырому. Этапы выполнения пейзажа в технике Алла прима:
- Для того чтобы выполнить работу, необходимо полностью смочить листок водой и на влажную бумагу накладывать цвет. (наглядная демонстрация).
- Набираем на кисточку акварель и легкими движениями намечаем контур Японского пейзажа.
- Начинаем накладывать цвета с неба, далее горы и долина.
— Даем немного фону подсохнуть перед тем, как начнем работать над веткой сакуры.
— Ребята, не правда ли красива ветка сакуры?
— Давайте и мы попробуем красоту сакуры отобразить в движении.
Наши нежные цветки
Ветерок чуть дышит,
Нашей сакуры цветки
— А теперь мы начнем рисовать ветку Сакуры гуашью.
- набираем на кисточку черную или коричневую гуашь:
- начинаем рисовать ветку размещая ее по диагонали листа, создавая ассиметричную композицию. Проводим плоской стороной кисти, намечая фон ветки:
- затем оттеняем на тон темнее шероховатости коры ветки, слегка подрагивающей рукой.
- последовательно: основная ветка, затем тонкие, вверх, вниз, легкими движениями.
- на палитре в белила добавляем немного красного цвета, смешиваем и получаем нежно розовый цвет, этим цветом мы будем рисовать цветы сакуры.
- намечаем зоны, где будут цветы касанием кисточки ;
- следуем логике: раскрытый цветок, следом — полураскрытый, затем – бутон. Маленькие бутоны – почки можно продолжить и далее в виде точек. Раскрытый цветок имеет 5 лепестков, полураскрытый – 3, бутон – один.5:3:1. Повторяем эту последовательность на нескольких тонких веточках.
- наносим основной тон цветка широкими каплями и прорисовываем контуры цветка
черным цветом рисуем детали цветка: — сердцевина в виде скобочек – запятых, из нее тонкими штрихами выводим тычинки и завершаем их точками.
наши цветы готовы.
— Итак, ребята, вы славно потрудились. Давайте начнем наш маленький фестиваль любования цветами сакуры.
Несколько человек выходят к доске и демонстрируют свои работы .
- Подведение итогов. Рефлексия.
-Ребята, о какой стране мы сегодня говорили?
— Какое дерево является символом Японии?
— С помощью чего можно добиться туманности и размытости в картине?
-В какой технике мы сегодня работали, чтобы добиться такого результата?
— Если вам понравился урок, у вас всё получилось, то поднимите весёлый смайлик. Если не всё получилось – грустный смайлик.
— Мне было приятно с вами работать. Я хочу, чтобы вы больше узнали о традициях и культуре разных стран.
Выполнить дома в технике Алла прима свой пейзаж и представить его.
Источник
Путешествие по Японии 4 класс.
методическая разработка (4 класс) на тему
Путешествие в страну восходящего солнца. Рассказы детей о Японии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_yaponii.docx | 22.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассказ детей о Японии сопровождается презентацией.
У берегов Восточной Азии, омываемая Тихим океаном и тремя морями: Японским, Охотским и Восточно-Китайским, на четырех больших островах и множестве мелких, расположена страна, которую мы называем Японией, а сами ее жители называют– Ниппон или Нихон. Она похожа на плывущего дракона, голова которого – самый северный и близкий к России остров Хоккайдо. Туловище дракона образует самый большой остров Хонсю, а лапы и хвост – острова поменьше: Кюсю и Сикоку. Эти четыре острова составляют 98% Территории Японии. А всего Японский архипелаг включает более чем 6800 островов.. Острова лежат в пределах сейсмоопасной зоны. Горы сейсмично активны и по сей день.(слайд1)
Японию называют страной восходящего Солнца и мы отправляемся в путешествие.
Красный солнечный круг на белом фоне на японском флаге и круглая хризантема на государственном гербе страны символизируют восходящее солнце.(слайд 2)
Эта страна сейчас единственная, где царствует император- АКИХИТО. (слайд 3)
Население Японии составляет- 127 млн. человек. По численности населения она занимает 8 место в мире.
Япония – страна однонациональная, японцы составляют
99,9%. Кроме немногочисленных корейцев и китайцев.На острове Хоккайдо проживают около 20 тыс. коренных жителей – айнов.
Государственный язык японский. Многие японцы говорят по-английски. Денежная единица – иена. Вероисповедание: синтоизм, буддизм, христианство, отличительная черта религиозной жизни Японии – веротерпимость и смешение верований. (слайд 4)
Япония- страна высокой культуры и сплошной грамотности. Японцы свято чтут старинные обряды и традиции, к числу которых относятся почитание старших. Здесь приняты поклоны и улыбки.(слайд 5)
Японцы- очень трудолюбивый народ, они сумели создать процветающую жизнь, построить огромные города. Столицей Японии является самый большой в мире город Токио. (слайд 6)
Япония известна во всём мире как страна высокого технического развития. В Японии бурно развивается атомная энергетика. Отраслями международной специализации являются автомобилестроение, судостроение, робототехника, электроника. Большую роль играет высокоскоростной транспорт.(слайд 7)
Япония- страна гор. Здесь считают горы промежуточной ступенькой между небом и землёй и потому – священным местом.
Самая высокая и живописная горная вершина Японии, ставшая одним из объектов поклонения ее жителей — Фудзи . Вряд ли найдется японец, который не мечтает совершить восхождение на Фудзи . Каждый год на вершине бывает до 200 тыс. человек. А покорив вершину Фудзи, можно по праву сказать, что жизнь прожита не зря.
Людей нисколько не смущает, что Фудзи, кажущаяся тихой и безмятежной, на самом деле грозный вулкан, который не раз причинял людям неприятности.
Вулкан Фудзияма – Символ Японии.(слайд 8)
В японском характере есть одна черта – это умение замечать и ценить даже самые малые проявления прекрасного.
С древних времен все, что окружало японца, становилось предметом любования – алые листья клена, журчащий ручеек. Сложилось искусство рассматривать и любоваться. И теперь этому учат всех японских детей. В школе есть даже такой предмет- искусство любования Жить в гармонии с природой для японца – это закон жизни..Они очень бережно к ней относятся, поэтому в Японии существует много праздников, посвященных деревьям и цветам. И здесь надо назвать знаменитую японскую вишню – сакуру, воспетую в поэзии, в картинах художников разных поколений. Каждый японский дом в период цветения сакуры украшают ее прекрасными цветами, помещенными в специальные цветочницы или вазы. «Сакура видна по цветам» и японцы часами любуются прелестью весеннего дня, когда на ветвях сакуры распускаются белые, желто-розовые и кремовые лепестки «Слива цветет – запах хорош, вишня цветет – глаз не оторвешь» – гласит японская пословица. Цветущую сакуру японцы избрали символом своего национального характера. Есть в Японии особое чудо- бонсай –это миниатюрные сады, которые не превышают размера комнаты. Растут в них деревья высотой до 30см. Икебана – порождение японского образа жизни. Этот вид искусства создан нацией, которая веками воспитывала в себе умение обращаться к природе как к неисчерпаемой сокровищнице прекрасного. (слайд 8-9)
Чаепитие в Японии представляет собой целый обряд, который называется «тя но ю», что означает в переводе «чайная церемония».
Смысл чайной церемонии состоит в том, чтобы обрести спокойствие, отвлечься от повседневной суеты, отгородить себя от всего постороннего, лишнего.
При входе гости совершают поклон и усаживаются. Навстречу выходит хозяйка, в свою очередь, низко кланяющаяся гостям.
Первым входит более почетный гость.
Чаепитие начинается с густого чая. Сначала напиток готовится в одной большой чашке для всех гостей. По традиции гости пьют из нее передавая чашку друг другу.
После крепкого чая подается жидкий чай. Жидкий чай готовится для каждого в отдельной посуде. Каждый повторяет ту же процедуру. (слайд 10-11)
Одним из символов Японии считается кимоно – традиционная просторная одежда, напоминающая халат с длинными рукавами, на изготовление которого идет 9 метров ткани.
Кимоно носят и сегодня от мала до велика, в праздничные дни. Оно передаётся по наследству, одно для всех: нет различия – мужское или женское. Кимоно – одежда, которая никогда не выбрасывается. Непременным атрибутом женского туалета является шпилька для украшения волос, а также веер и зонтик.(слайд 12-13) Девочки танцуют японский танец.
В каждой стране есть традиционные виды спорта и боевых искусств.Япония- страна, которая подарила миру такие виды борьбы, как суммо,Каратэ, дзюдо.(слайд 14)
Япония- это нация здоровых людей с самым низким показателем детской смертности и самой высокой продолжительностью жизни. Многие хотели бы знать, почему японцам удаётся прожить так долго и при этом вести к старост активный образ жизни.
- Все продукты в магазинах наисвежайшие.
- Они ценят жизнь и берегут природу.
- В отношениях японцев друг к другу царит доброжелательность.
- В стране пропагандируется привычка ходить. «Десять тысяч шагов в день ради здоровья.
- Гигиена. Каждый чихающий носит на лице, прикрывая нос и рот, специальную маску.(слайд 15)
А ещё Японию можно назвать «страной наоборот».
Для этого есть причины. Ведь белый цвет здесь считается траурным, пальто подаёт женщина мужчине, руль в машине с правой стороны, пишут здесь сверху вниз, даже фамилия у них стоит перед именем, а не так как у нас. (слайд 16)
Вот и закончилось наше путешествие по Японии. Мы думаем, что пробудили у вас большой интерес к Японии и японцам, к их образу жизни, складу ума и характера. Кому неизвестна истина: у соседа могут быть свои взгляды, привычки, но чтобы ужиться с ним, надо знать его характер.
Япония — загадочная и прекрасная страна на востоке, которая восхищает и удивляет. Это страна, где пересекаются будущее и настоящее, где гармонично сочетаются высокие технологии и древние традиции. Трудолюбивые, гениальные люди создали высоко цивилизованное государство, непохожее ни на одно другое в мире. Но в то же время они не забыли своих предков и не потеряли связь с природой. В каменных джунглях Токио как оазисы перед глазами появляются восхитительные японские сады — уголки природы, таящие в себе умиротворение и спокойствие. Запахи растений и мхов, едва слышные журчание ручья и шелест листьев переносят в другую реальность, отвлекая от суматохи современного мира.
Всему миру известна история японской девочки, рассказанная в книге, которая вышла в Японии и называлась «Девочка Садако хочет жить». Семья девочки тоже попала в трагедию и девочка заболела неизлечимой лучевой болезнью. Она верила древней японской легенде, в которой говорится о том, что к тому, кто сложит из бумаги тысячу журавликов, вернется здоровье. Она делала журавликов, но не успела сложить все…
Песню исполняет девочка из класса.
В конце выступления ребята все ребята выпускают журавликов.
Источник