Трава блестит под солнцем
Серию наших публикаций Осень, фотопоэллада… и Зима. Изопоэллада продолжают, как нетрудно догадаться, обратившись к заголовку, стихотворения, связанные с самым трепетным временем года. Их сопровождают копии живописных полотен/офортов/гравюр, будящих в памяти и сердце заветные слова «март»… «апрель»… «май»… Эту изопоэлладу отправляют в путь-дорогу дальнюю Лера Мурашова (Москва) и Ирина Валерина (Бобруйск).
Хмурое слово – март.
В нём – оловянный снег,
что, как подушка, смят,
ну а будильник – нем.
Словно перед замком
ключик, дрожа, завис –
сумрак перед звонком –
и пробужденьем – сиз.
но, как озноб, ясны
занавес и – сквозняк.
Хмурый пролог весны.
Май
Снова снится мне дорога,
над Черёмуховым логом –
белым облаком – печаль.
Май пришёл занозой в сердце,
всех куда-то тянет он,
дальний путь, казённый дом,
счастье – завтра, спозаранку,
и – кибитку за углом!
Весна. 1945
Твой голос, победа, растерян и тонок.
Ты станешь не скоро святого святей.
На сорок дворов –
сорок пять похоронок,
Сравнявшие разом отцов и детей.
Хватает упорства ещё и терпенья,
Но скажет угрюмо безногий Демьян:
«Все травы скосила коса до цветенья,
И травы не бросили в землю семян».
Потом он подтянет штаны из поскони,
Покатится в темень хлопот и забот.
А бабам приснятся здоровые кони,
Ведущие борозды за горизонт.
От счастья случайного сердце займётся,
Назад заторопятся стрелки часов…
Но кончится ночь и поднимется солнце,
И сильные кони не выйдут из снов.
И вновь приближается вешняя вспашка,
И бабы впрягаются в плуг тяжело.
Висит на верёвке – одна на село.
Уже подснежники
К полудню
или же поздней ещё,
ни в коем случае
не ранее,
набрякнут под землей подснежники.
Их выбирают
с замираньем.
Их собирают
непоспевшими
в нагорной рощице дубовой,
на пальцы дуя
покрасневшие,
на солнцепеке,
где сильней ещё
снег пахнет
молодой любовью.
Вытягивайте
потихонечку
бутоны из стручка
опасливо –
как авторучки из чехольчиков
с стержнями белыми
для пасты.
Они заправлены
туманом,
слезами
или чем-то высшим,
что мы в себе
не понимаем,
не прочитаем,
но не спишем.
Но где-то вы уже записаны,
и что-то послушалось
с вами –
невидимо,
но несмываемо.
И вы от этого зависимы.
Уже не вы,
а вас собрали
лесные пальчики в оправе.
Такая тяга потаённая
в вас,
новорожденные змейки,
с порочно-детскою,
лимонной
усмешкой!
Потом вы из на шапку
сложите, –
кемарьте,
замёрзнувшие как ложечьки,
серебрянные
и с эмалью
Когда же через час
Вы вспомните:
«А где же?» –
в лицо вам ткнутся
пуще прежнего
распущенные
и помешанные —
уже подснежники!
Парковое
Поднимается ветер – шалеют весенние черти
и футболят остатки сухой прошлогодней листвы.
Сочетаются призраки жизни и признаки смерти.
В мир явились волхвы:
март-бродяга, апрель-недотрога и май-возвращенец,
объявляя начало и вновь предлагая дары:
соки зрелой земли, свет звезды, загустевшие тени
и томление крови в огне ритуальной игры.
Безусловно, дар принят: ответ – в серенадах кошачьих,
в укороченных юбках, в прищуре ореховых глаз.
Взгляд горяч и тяжёл. Ты прекрасен и в дерзости, мальчик, –
можешь быть при любой королеве Гермесом на час.
Но в мурмурные дебри не тянет, не то б я. Не то бы.
В философские, правда, не тянет сегодня вдвойне.
Хо-ро-шо! Жизнь кипуча, как Ной накануне потопа,
и готова гнездиться, плодиться, цвести, травенеть.
Предсказуем финал: будет осень, и осень не спросит,
а сочтёт по плодам, но пока бесшабашится март,
можно верить в бессмертие, падать в отмытую просинь
и смотреть, как в открывшемся небе амуры летят.
Эскизы на пленере
Пишет мастерски май
смелой солнечной кистью картину.
Словно кошка большая, тепло набирает Земля,
подставляя лучам океанов пятнистую спину
и бока континентов, слегка рыжеватых, кругля.
Май. Охапку дождей мне в окошко
бросит ветер и в ночь улетит…
Вся планета – огромная кошка,
что, свернувшись в клубок, мирно спит.
В раме майского окна
долька лунной половины
да звезда – фрагмент картины,
И, в изящном па-де-де,
устремляется к звезде.
Марта грязноватая мережка,
Наст в клею с исподки, точно плюр.
Белочки волнистая пробежка –
Догорающий бикфордов шнур.
Света столп, ударная волна…
Осторожно, двери закрываются!
Весенний снег похож на черновик,
забытый в рукописном беспорядке:
проталины, рубцы, зигзаги, складки…
Вполне богемный и никчёмный вид.
Я мучаюсь! Вас это удивит?
Но, Боже мой, ведь что-то начинала,
Но, чёрт возьми, ведь что-то начертала
Весна, как полоумный вундеркинд!
Не различить теперь уже слогов.
Сначала снять, забыть, потом заплакать…
Судьба такая (как бы не накаркать!)
Снегов, любовей и черновиков.
Резкий ветер зарю погасил,
Восковая луна возникает,
Закрывают мясной магазин,
И от холода голубь икает.
Спиртом, марлей, орущей рассадой.
Вербный прут на витрине мясной,
Радуй сердце! Пожалуйста, радуй!
Серебрись, мой воздушный, звени!
Ты мой стройный,
Мой дымчатый, вербный,
Ты не плачь, ты меня извини,
Я бегу – закрывается хлебный!
Всю зиму ждала весны,
и вот снег начал таять,
и так его стало жалко!
Как в день развода – поедем
к тебе, в последний раз.
Подумала так и легла
чтобы таять вместе.
вижу сырую землю
и хочется играть в ножички
вижу сухой асфальт
и хочется играть в классики
вижу проточную лужу
и хочется пускать кораблики
вижу горячую скамейку
и хочется играть в любовь.
Городская весна
Весна предчувствий и предвестий,
базар предметов и предместий,
сквозняк, прогнавший духоту.
Остатки снега, кучки сора,
и ощущение простора,
и взгляд свозь пыльные очки
поверх голов и в полусферу,
куда-то вдаль, в голубизну…
Весна сочится в глубину
по котлованам и карьерам
за каплей капля сквозь песок
до чистоты, до родниковой,
пульсирует, бежит поток,
и оживают переулки,
орут, блаженствуя, коты,
шпана выходит на прогулку
шансонничать до хрипоты…
Как хорошо, что всё смывает
с дороги вешняя вода,
и весело звенят трамваи,
и в ночь уходят холода.
Райцентр
Всё готово для взрыва в берёзовых почках,
Чтобы щедро разбрызгать зелёную краску.
Большеглазая, юная мать-одиночка
По весенней распутице тащит коляску
По родному селу, что зовётся райцентром –
До больницы дорога вдоль школьной ограды –
Непутёвая девка по местным расценкам,
Обречённая на нездоровые взгляды,
Через грязь, через лужи с натугой бурлацкой,
От вопросов устав и устав от советов.
Ну, а ветер весенний настойчив и ласков,
И она улыбается шалому ветру.
В тот месяц май, в тот месяц мой
во мне была такая лёгкость
и, расстилаясь над землёй,
влекла меня погоды лётность.
Я так щедра была, щедра
в счастливом предвкушенье пенья,
и с легкомыслием щегла
я окунала в воздух перья.
Но, слава Богу, стал мой взор
и проницательней, и строже,
и каждый вздох и каждый взлёт
обходится мне всё дороже.
И я причастна к тайнам дня.
Открыты мне его явленья.
Вокруг оглядываюсь я
с усмешкой старого еврея.
Я вижу, как грачи галдят,
над чёрным снегом нависая,
как скушно женщины глядят,
склонившиеся над вязаньем.
И где-то, в дудочку дудя,
не соблюдая клумб и грядок,
чужое бегает дитя
и нарушает их порядок.
Весна на Лабрадоре
От собачьего носа весну отделяет лишь ветер,
Ветер талого снега и грязных надломленных льдин,
Клочья старой зимы на цементно-стальном парапете
Серой пеной лежат, интервалами пройденных длин.
Перегуд пароходов у гавани старого порта
Заливает тревогу в отёк равнодушной глуши,
Уползает в кильватере в створы от веста и норда,
Деловитым буксиром к причальному пирсу спешит.
Над низинами тундры, до самых хребтов Лабрадора,
Тянут низкие тучи канат в невозможных узлах,
И презрительно солнце встаёт из дощатых задворок,
Источник
Травка зеленеет, солнышко блестит
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей…
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой…
Статьи раздела литература
- Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
- Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
- Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
- Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
- Как предложить событие в «Афишу» портала?
- Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Источник
«Мы только голос». Райнер Мария Рильке
Наш мир — это театральный занавес, за которым скрыты величайшие тайны.
Райнер Мария Рильке
Райнер Мария Рильке родился 4 декабря 1875 в Праге. Австрийский поэт, так как в то время Чехия входила в состав Австро-Венгрии. Детство и юность провёл в Праге, затем жил в Мюнхене, Берлине, Париже, Швейцарии.
Рильке сочинял стихи на нескольких языках — немецком, французском и даже русском.
В 1899 году он посещает Россию. После этой поездки его стихи приобретут явную гуманистическую направленность.
Мы только голос.
Мы только голос. Кем воспета даль, где сердца всех вещей единый звон? Его удар внутри нас разделен на ровный пульс. Великая печаль и радость сердца велики для нас, и мы от них бежим, и каждый час мы — только голос. Лишь внезапный миг — в нас сердца звон негаданно возник, и мы — весь крик. И лишь тогда мы — суть, судьба и лик.
Когда наступает весна
И, где вчера лишь ворон каркал, один, среди морозных елей, — сегодня птицы вдруг запели в аллеях парка.
Весенний ветер слишком жарко ласкает гипсовые плечи; всё те же поцелуи, речи — в аллеях парка.
Ночь залегла в глубинах парка, и звезды кротко светят нам; луны серебряная барка плывет к далеким берегам.
Фонтан рассказывает сказку, как будто грезит наяву, — почти без звука, глухо, вязко упало яблоко в траву.
А от холмов, где кем-то щедро гряда дубов наклонена, уже летит на крыльях ветра дух виноградного вина.
По чувствам, смутно, в суть существованья…
По чувствам, смутно, в суть существованья — сойти к себе люблю во глубину я. Как в старых письмах, жизнь мою земную в них перечитываю без страданья, как дальнее отжитое преданье.
Но вижу: есть для жизни, для второй, безвременно-безмерные просторы. Во мне, как в дереве, порой шумит и созревает сон, который давно утратил в пенях мальчик хворый, и в песнопеньях, и в скорбях безвестных — пригрет теперь теплом корней древесных
Стихотворения Р. М. Рильке на русском языке
СТАРИК
Все на полях: избушка уж привык к этому одиночеству, дыхает и лаская, как няня, потушает плачущего ребёнка тихий крик.
На печке, как бы спал, лежал старик, думал о том, чего теперь уж нет, — и говорил бы, был бы как поэт. Но он молчит; даст мир ему господь.
И между сердца своего и рот пространство, море…уж темнеет кровь и милая красавица любовь идёт в груди больш’ тысячи годов и не нашла себе губы, — и вновь она узнала, что спасенья нет, что бедная толпа усталых слов, чужая мимо проходила в свет.
УТРО
И помнишь ты, как розы молоды, когда их видишь утром раньше всех, все наше близко, дали голубые, и никому не нужно грех.
Вот первый день, и мы вставали из руки Божья, где мы спали — как долго — не могу сказать, и то что было очень мало, — и мы теперь должны начать.
Что будет? Ты не беспокойся, да от погибели небойся, ведь даже смерть только предлог; что еще хочешь за ответа? да будут ночи, полны света и дни сияющего света и будем мы и будет бог.
Источник