Задание 1
Выделите грамматическую основу, определив тип сказуемого и способ его выражения. Какие предложения являются определенно-личными? Ответ мотивируйте.
I вариант
II вариант
А) С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты.
Б) Про победу Великого года буду петь в самом дальнем краю.
В) На пригорке то сыро, то жарко.
Г) Волка шапками не закидаешь.
Д) По ниве прохожу я узкою межой.
А) Весна берет свои права.
Б) Под музыку осеннего дождя иду во тьме.
В) Тепло на солнышке.
Г) Люблю безмолвие природы.
Д) Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?
Задание 2
Выделите грамматическую основу, определив тип сказуемого и способ его выражения. Какие предложения являются неопределенно-личными? Ответ мотивируйте.
I вариант
II вариант
А) Уж красавицы весны колесница золотая мчится с горной вершины.
Б) Ради розы терпят и шипы.
В) Нигде жилья не видно на просторе.
Г) Со скрипом опустили трап.
Д) Еду-еду в чистом поле.
А) Мужайся, сердце, до конца.
Б) Бумагу для обертывания книг берут прочную.
В) В дверь негромко постучали.
Г) В детстве мне не удалось запустить змея.
Д) Слышаться голоса грачей.
Задание 3
Выделите грамматическую основу, определив тип сказуемого и способ его выражения. Какие предложения являются безличными? Ответ мотивируйте.
I вариант
II вариант
А) Ведут ко мне коня.
Б) Не спится, няня.
В) Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня.
Г) Вечереет.
Д) Кому-то принесли от мастера ларец.
А) Дни поздней осени бранят обыкновенно.
Б) Из воды пустой масла не извлечешь.
В) Нежно пахнет распускающимися дубовыми почками.
Г) Начинают неярко светиться первые звездочки.
Д) Не слышно шума городского.
Задание 4
Выделите грамматическую основу, определив тип сказуемого и способ его выражения. Какие предложения являются назывными? Ответ мотивируйте.
I вариант
II вариант
А) Тихая, звездная ночь.
Б) Скворец, начинай серенаду.
В) Тишина. Кукушка. Травы.
Г) Я один в лесу глухом.
А) Небо в мелких и крупных звездах.
Б) Тает мгла.
В) Воздух — парное молоко.
Г) Запах розы и жасмина. Трепет листьев. Блеск луны.
Задание 5
Заполните таблицу, назвав основные характеристики данных типов предложений. Подберите примеры.
Двусоставные предложения —
Односоставные предложения —
Полные —
Неполные —
Полные —
Неполные —
Источник
подчеркнуть нужно ответы есть дам 80 балов
1.Укажите словосочетание с согласованием:
А. спуститься с горы
Б. легко преодолеть
В. гордиться достижениями
Г. к этому зданию
2. Словосочетание с примыканием:
А. серый от пыли
В. пятый элемент
Г. верящий в победу
3. Найдите словосочетание с управлением:
А. искусный мастер
Б. очень искренне
В. вернулся из школы
Г. медленно продвигался
4. Не является словосочетанием:
А. снежная погода
Г. слепили снеговика
5. Какое слово в предложении является подлежащим?
Кто-то тайный тихим светом напоил мои глаза.
А. глаза; Б. мои; В. кто-то; Г. светом.
6. Укажите тип сказуемого в предложении
К вечеру стал подниматься сильный ветер.
А. Простое глагольное Б. Составное глагольное
В. Составное именное Г. Сказуемого нет
7.Укажите предложение, в котором есть все второстепенные члены предложения.
А. Ночью ветер злится да стучит в окно.
Б. Я старался бесшумно отыскать потайную дверь в стене.
В. Вчерашний ливень уничтожил мою клумбу.
Г. Полуденное солнце палило нещадно.
8. Укажите предложение с прямым дополнением:
А. В муху князь оборотился.
Б. Дуплистая ива лежала поперёк реки.
В. О чём ты мечтаешь?
Г. Я всегда любил море.
9.Укажите предложение с составным именным сказуемым:
А. Я не верил своим ушам.
Б. Любознательность поможет вам овладеть знаниями.
В. Оружие было заряжено и вручено противникам.
Г. Облака ползут медленно, то сливаясь, то обгоняя друг друга.
10.Укажите строку с приложениями, которые пишутся через дефис:
А. Река Или, царь Салтан
Б. Конфеты Лакомка, газета Известия.
В. Волшебница зима, юноша менеджер
Г. Врач Иванова, город Кокшетау
11.Предложение с составным именным сказуемым:
А. Мы прислушивались к шуму дождя.
Б. Учёба – наш главный труд.
В. Малыш стал весело играть и кувыркаться.
Г. Ярко загорелась утренняя зорька.
12.Укажите определённо-личное предложение:
А. Вьюга снежная, пурга, напряди нам пряжи.
Б. Честь солдата береги свято. (посл.)
В. Саше не спится, но весело ей.
Г. Пусть узнает весь мир о моей победе.
13.Укажите неопределённо-личное предложение:
А. Нам минуты эти позабыть нельзя.
Б. Забудем на миг неотложное дело.
В. Вместо ответа ему подали письмо.
Г. Тяжело мне об этом вспоминать.
14. Укажите безличное предложение:
А. Большой костёр развели на берегу.
Б. Не спится мне в летнюю ночь.
В. Наряжу коня, наточу булат, затяну чекмень.
Г. Знойный и душный полдень.
15.Укажите обобщённо-личное предложение:
А. Золото холодное луны, запах олеандра и левкоя.
Б. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
В. По улицам слона водили.
Г. Замечательно пахнет дождём.
16. Найдите назывное предложение:
А. Морозный день, конец декабря.
Б. Потянуло сыростью с пруда.
В. Уж не увидимся больше с вами.
Г. В «Новостях» сообщили о надвигающемся шторме.
17. Укажите тип предложения
В дверь негромко постучали.
18. Определите тип предложения
Мне хочется дышать полной грудью, хочется жить вечно.
А. Односоставное безличное
Б. Односоставное определённо-личное
Г. Односоставное неопределённо-личное
19. Трепет листьев. Блеск луны. Эти предложения:
20. Найдите определённо-личное предложение:
Источник
НАЗЫВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ — ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цель урока: дать понятие назывного предложения; формирование умений: 1) находить назывные предложения; 2) определять роль назывных предложений в художественной литературе, в газетных и журнальных очерках, статьях; пользоваться в описании для обозначения места и времени; 3) выразительно читать назывные предложения.
I. Проверка домашнего задания.
Цель проведения — проверка степени овладения умением различать виды односоставных предложений.
1. Найдите определенно-личное предложение.
A. С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты. (Ф. Тютчев.)
Б. Про победу Великого года будут петь в самом дальнем краю. (Н. Тихонов.)
B. На пригорке то сыро, то жарко. (А. Фет.)
Г. Волка шапками не закидаешь. (Пословица.)
Д. По ниве прохожу я узкою межой, поросшей кашкою и цепкой лебедой. (А. Майков.)
2. Найдите неопределенно-личное предложение.
A. Уж красавицы весны колесница золотая мчится с горной вышины. (А. Майков.)
Б. Ради розы терпят и шипы. (Пословица.)
B. Нигде жилья не видно на просторе. (А. Фет.)
Г. Со скрипом опустили трап. (А. Толстой.)
Д. Еду-еду в чистом поле. (А. Пушки н.)
3. Найдите безличное предложение.
А. Ведут ко мне коня. (А. Пушкин.)
Б. Не спится, няня. (А. Пушкин.)
В. Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня. (А. Пушкин.)
Г. Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей. (С. Васильев.)
Д. Кому-то принесли от мастера ларец. (И. Крылов.)
1. Найдите определенно-личное предложение.
A. Весна берет свои права. (А. Фет.)
Б. Под музыку осеннего дождя иду во тьме. (К. Фофанов.)
B. Наступает длинный зимний вечер. (И. Гончаров.)
Г. Тепло на солнышке.
Д. Осенний день прошуршал ломкой листвой.
2. Найдите неопределенно-личное предложение.
A. Мужайся, сердце, до конца. (Ф. Тютчев.)
Б. Было бы глупо даже приступать к этому вопросу. (Ю. Олеша.)
B. В детстве мне ни разу не удалось запустить змея. (Ю. Олеша.)
Г. Не слышно шума городского.
Д. Бумагу для обертывания книг берут прочную.
3. Найдите безличное предложение.
A. Дни поздней осени бранят обыкновенно. (А. Пушкин.)
Б. В дверь негромко постучали.
B. Из воды пустой масла не извлечешь. (Пословица.)
Г. Мне в душу повеяло жизнью и волей. (А. Майков.)
Д. Приветствую тебя, пустынный уголок. (А. Пушкин.)
III. Объяснение нового материала.
Чтение стихотворения А. Фета «Шепот, робкое дыханье, трели соловья. ». Учащимся сообщается, что появление этого стихотворения вызвало неоднозначную реакцию читателей. Одни восхищались, удивлялись тому, как можно без глаголов так изобразить красоту мира. Л. Толстой восторженно отмечал: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение — картина». Другие усматривали в этой безглагольности посягательства на законы поэтики. А. Фет часто использует этот прием.
Запись под диктовку предложений из стихотворений А. Фета.
1) Тихая, звездная ночь.
2) Темно-синее небо и в мелких и в крупных звездах.
3) Сновиденье. Пробужденье. Тает мгла.
— Назовите грамматические основы предложений.
Дается понятие назывных предложений. Обращается внимание на то, что выразительная емкость этих предложений делает их незаменимым средством, когда надо лаконично, немногословно обрисовать картину, создать впечатление стремительного действия.
Назывные предложения могут быть распространенными и нераспространенными. Ср.: Вечер.— Тихий зимний вечер. Второе предложение распространено согласованными определениями.
Учащимся сообщается, что распространить назывные предложения могут только второстепенные члены, относящиеся к группе подлежащего, т. е. все виды определений (согласованных и несогласованных). Для сравнения:
Бриллианты в лунном свете,
Бриллианты в небесах,
Бриллианты на деревьях,
Бриллианты на снегах.
В предложениях есть второстепенные члены с обстоятельственным значением — где? Значит, это неполные двусоставные предложения с опущенным сказуемым, а обстоятельства напоминают о его существовании (см. об этом подробнее в уроках о неполных предложениях).
IV. Закрепление материала.
1. Запись под диктовку.
Учащиеся должны найти назывные предложения.
1) Бабье лето. Время обмолота. Словно приглашая в путь кого-то, журавли летят. (В. Боков.) 2) Запах розы и жасмина. Трепет листьев. Блеск луны. Из открытых окон льется песня южной стороны. (А. Плещеев.) 3) Тишина. Кукушка. Травы. Я один в лесу глухом. (В. Боков.)
2. Анализ текстов с точки зрения роли в них назывных предложений (с выборочной записью отдельных текстов).
Наличие заранее распечатанных текстов (или использование графопроектора) даст возможность на большем количестве примеров показать выразительные возможности этих предложений.
1) Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн.
(Чары — волшебство, колдовство.)
2) Глушь да топь, коряги да пеньки.
Старая березовая роща,
Редкий лес на берегу реки.
3) Осень. Сказочный чертог,
Весь открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
4) Маленький городок.
Рябь темно-синих вод.
Девушка на холме.
5) Последний день июля месяца. Кругом — Россия — родной край. Ровной синевой залито все небо. Лишь одно облачко на нем не то плывет, не то тает. Безветрие, теплынь. Воздух — парное молоко.
Глубокий, но пологий овраг. По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие камешки словно дрожат сквозь светлую рябь. Вдали — края земли и неба. Синеватая черта большой речки.
Домашнее задание: § 24; по выбору учащихся: упр. 242 (письменно), 247 (устно).
Индивидуальные задания: найти в стихах, дневниковых записях писателей, поэтов (А. Ахматова, М. Цветаева, Б. Пастернак, Ю. Олеша и др.) назывные предложения, определить их роль в тексте.
Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.
Источник