Меню

Царь космос кто это

Храм Святого Духа

1. Классическая русская икона праздника пятидесятницы.

Кирилло-Белоезерская икона сошествия Святого Духа

Место создания: Россия

Место хранения: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Реставрация: Реставрирована в 1969 году во Всесоюзном научно-исследовательском институте реставрации Г.З. Быковой.

Размер: 84 х 61,5 см

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: апостолы, Царь-космос

Иконографическая справка: На иконе изображены двенадцать апостолов, восседающих на полукруглой скамье с высокой спинкой. Из небесного сегмента у верхнего края иконы на них сходят двенадцать лучей, а внизу, в арке, располагается фигура Царя Космоса, олицетворяющего Вселенную. В его руках красное полотнище с двенадцатью свитками. Согласно новозаветной книге «Деяния апостолов» (I, 5-8; II, 1 — 13), сошествие Святого Духа произошло на пятидесятый день после Воскресения Христова, когда все апостолы собрались в Сионской горнице. Внезапно раздался шум с неба, который, подобно сильному ветру, наполнил весь дом, и явились языки пламени, разделившиеся и остановившиеся («почившие») по одному над головой каждого из присутствовавших в горнице. Апостолы обрели способность говорить на разных языках и наречиях, чтобы проповедовать Евангелие во всем мире. Изображения «Сошествия Святого Духа» появляются уже в раннехристианском искусстве. Наиболее распространенная иконографическая схема с сидящими полукругом апостолами складывается в византийском искусстве на протяжении X-XI веков, а к XIV веку она дополняется изображением аллегорической фигуры Царя Космоса в образе старца в царских одеждах. Кирилловская икона, по-видимому, восходит к произведениям рублевского круга, в том числе — к иконам из Благовещенского собора Московского Кремля и Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры.

Стилистическая справка: Как предполагают исследователи, она была выполнена «вторым» художником успенского иконостаса.

Источник

Царь-Космос

Сколько бы ни говорилось о сладости слепой веры, я считаю, что она ужасна и отвратительна.
Курт Воннегут, Мать тьма (1961)

«Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».

1.
когда я не был еще человеком
когда троллейбусы были округлыми

короче лет сорок
с гаком
назад

Ад
для всех был понятен

а ля романы Жорж Санд

в него попадали
в составе спортивных команд
и правительственных делегаций

Юнеско
ООН
Лига наций

из Советской России
из Штатов

из других разных стран

3.
теперь
об ангельской сути

Гагарин и Курт Воннегут!

God is Good!
карты Таро не лгут

среди прочих событий
моя задрочен-н-ая голова
выделяет два

что там еще под рукой

как всегда
и на этот раз

ни с чем не сравнимый экстаз

трансценденция в звуки

4.
смесь религий
коктейль из науки
и брутального естества

мысли
наброски
слова

свист пролетающих пуль

и
наконец
. от Матфея.

то есть
будь за моей спиной

прикрой меня с тыла, Брат!

5.
и опять накатило

Новое Знание
Новые Перспективы

курсы
бюджеты
активы

тут же Святые Отцы
окропляют по содранной коже

паталогический драйв
стал возможен
через безМысленность бытия

и я
отдаляюсь от ближнего
ты
на расстояние
дальше Мечты

мы
виртуозно отдалены

всем нам снятся прохожие сны

в круге непробуждения

одна надежда — на Гения

6.
сегодня в программе
согласно досужей рекламе
снисхождение
Духа

улыбка от уха до уха
белый голубь в руках

ах,
как все Его ждут

целых сто восемь минут
напряженное ожидание

7.
в это самое Время

ярмо
угнетение
бремя

приготовлялось в адском дыму

и я все никак
не пойму

кто убил космонавта с баптистом

а с галерки заливистым свистом
уж бодрят
салабон, поспеши.

8.
на разрыв идут струны души

и молитвой ломлюсь через Тьму

не по уму
мне Твои безразмерные смыслы

баба
вЁдро
вода
коромысло

и не надо считать
на компьютерах
дебит и кредит

Берендеи
Берлоги
Медведи

неопознанный русский народ

и вот
наступает всеМiрное счастье

каждый прав
каждый к Делу причастен

так учил меня в детстве мой Дед

Читайте также:  Космос одиссея пространства времени

Он же Солнечный Свет
Он же томные лунные тени

Он же жизней всех наших сплетенье

Он Учитель
Он Правда
Он Дух

что ж
давайте помолимся

9.
ну, зачем убивать Человека

и безумно спеша
век от века
разводить всяку разную дрянь

неужели все дело в инь / янь

неужели энергия Ци
оправдает нас всех

подлецы
и святые
и дети
люди просто
вон те
и вот эти

ВСЕ
готовятся
к ОБЩЕМУ ДЕЛУ

10.
вот и я
приступаю несмело
к говорению на языках

сам я в Бога руках

мой Учитель — Великий Шаман

как же я пьян
БЕЗКОНЕЧНОЙ ТВОЕЮ ЛЮБОВЬЮ

неумеренно политой кровью

преисполненной адовых мук

мне послышался стук

люди
в черном автомобиле

бравый солдат
незапятнанный кровью

ОН СВОЕЮ ОГРОМНОЙ ЛЮБОВЬЮ

натворил столько ПРАВЕДНЫХ дел

что
когда я все понял
слетел

и тотчас ПОДАРИЛ свою Душу

итогом:
необычайная сверхБлагодать

КАК ЖЕ КРУТО ЛЕТАТЬ
РУКА ОБ РУКУ
РЯДОМ С ТОБОЮ

не подумайте, что голубой
я
или зеленый

просто я дохуя умудренный
разным опытом
прожитых лет

запах старых бумажных газет
вызывает во мне ностальгию

я причастен к зеленому змию

в нем искал позабытый Ответ

я — неведомый русский поэт

и истратил себя без остатка

а потом мне пришла разнарядка

вызвал Петр
и прямо сказал:

ВСЁ, братишка
имеет финал

и тебе не уйти от Ответа

мне не корчит фальшивые рожи

перед Богом Лукавый ничтожен

1 мая — 20 июня 2014
________________________

Г. П. Федотов в книге «Стихи духовные» говорит о софийной ре­лигиозности русского народа. В духовных стихах восхваляется ан­гельская красота земли, не страстная, а материнская красота ее (стр. 76-79); всю космологию в них он характеризует, как софийную (140). В связи с софиологиею Земля понимается, как живое существо, как Мать-Земля. В книге «Russian Religions Mind» он указывает на то, что Православие уже в Византии имеет космологический софиологический характер. На греческих иконах Пятидесятницы под Апостолами изображается «Царь-Космос», тоже получающий дары Духа Святого. Русское православие придало этой космологии большую теплоту и силу (369). В русских летописях, говорит Федотов, дается нравствен­ная характеристика князей, но при этом никогда не упускается из виду их телесная красота (267).
Н.О.Лосский, Характер русского народа

Источник

Протоиерей Николай Чернышев: Начало Церкви

Во время прощальной беседы с учениками после Тайной вечери Спаситель обещал им: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Ио, 14, 16), и перед самым вознесением Господь прямо говорит им: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый» (Деян. 1, 8)…

В десятый день после вознесения, в пятидесятый день после воскресения Христова исполнилось пророчество. Праздник Пятидесятницы, древний праздник приношения Богу первых плодов, стал в Новом Завете днем сошествия Святого Духа. Сами апостолы стали первыми плодами Святого Духа.

Они пережили необъяснимое, почувствовали то, что невозможно ни каким образом передать, никак изобразить. Они были объяты пламенем которое не сжигало их, а освящало, и просвещало, и вдохновляло, и даровало им новые и новые дары. В книге Деяний Апостолов мы читаем о том, что они получили возможность говорить новыми, доселе неведомыми им языками, — этот дар был дан им для того, чтобы они могли проповедовать всей вселенной. Сошествия Святого Духа на апостолов стало началом действия Церкви в этом мире. Если мы говорили, что ее зарождением можно назвать Тайную Вечерею, когда каждый ученик принял в себя первые дары — Тело и Кровь Христовы, то сейчас произошла актуализация, то сейчас, благодаря сошествию Духа Святого, наступило начало непосредственного действия Церкви Божьей, Церкви Христовой.

Но, посмотрим внимательней как же именно это явленно нам на иконе «Сошествия Святого Духа». Действительно ли невозможно изобразить то, что пережили Апостолы? Можно изобразить их единство, их пребывание вместе не только физическое, но и духовное. Можно изобразить цельность Церкви — то, что превыше каких бы то ни было исторических свидетельств.

Читайте также:  С чьими именами связано начало освоения космоса королева гагарина

По историческим свидетельствам мы знаем, что, конечно, не было тогда еще вместе с двенадцатью апостола Павла. Матерь Божья пребывала вместе с ними, но сейчас важно на иконе единство апостолов, цельность Церкви, которая начинает возвещать по всем пределам, известным тогда во вселенной, то, что открыл апостолам Христос. В это мгновение апостолы получили возможность возвещать от Духа Святого.

И вот Дух Святой в этот момент, как повествует нам книга Деяний, явился в виде огненных языков, в виде неких огней, остановившихся на головах Апостолов, и именно так Он изображается на иконе — в виде языков пламени, остановившихся над головами апостолов. Есть традиция изображать Дух Святой и в виде светоносных лучей, нисходящих на каждого из Апостолов.

И вот, что важно в этой композиции: место между первоверховными апостолами остается свободным, свободным непосредственно для Бога, для Христа, остается свободным для принятия даров Духа Святого. Не оставил никакого наместника на земле Господь. После Его вознесения по Его молитве Отец послал на землю Духа Святого, чтобы все люди могли жить Его дарами. В более поздних иконографиях, которые претерпели изменения благодаря влиянию западной традиции, бывает, что в центре изображается Божия Матерь. Конечно, Она была тогда с апостолами, но гораздо ценнее оставить это место для Христа, как оставляли для Христа место во главе стола первые христиане, когда совершали Евхаристию.

Под седалищами апостолов мы видим некую арку, которой, конечно, тоже не было в Сионской горнице, это не историческая правда, а — символическая. Потому что, вместе с сошествием на апостолов, благодаря им, через них нисходит Дух Святой на всю вселенную, на все творение. Бывало, что в этой арке изображалось множество людей, разнообразные народы, в присущих им разных национальных костюмах, — есть и такие иконы. Но с веками эта композиция претерпела изменения, и теперь в арке мы видим символическое изображение всего космоса. Так иногда и надписывают «Царь Космос». Не хаос, а космос, то есть, то, что приведено Богом в порядок Духом Святым. И вот, космос принимает дары Святого Духа. Это происходит через возвещение правды в апостольских посланиях, изображенных в виде свитков, которые содержатся на плате, распростертом в руках Царя Космоса. Находится весь космос, не только Богом избранный народ, не только те или иные народы, и даже не только человечество, а и «всякое дыхание да хвалит Господа», в этот момент в Сионской горнице вся вселенная и начинает новую эру своего существования. Начинается это с сошествия Святого Духа: все, созданное Богом, одухотворяется снова. Как и в первый день творения, «Земля же была безвидна и пуста, (…) и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1,2), так и сейчас, только, может быть, еще в большей степени, Святой Дух созидает и оживотвотворяет все творение, продолжается работа, о которой Спаситель говорил: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ио. 5, 18) Вся Пресвятая Троица участвует в жизни и одухотворении Своего мира.

Бог, как говорится в Анафоре литургии святителя Иоанна Златоуста, «недоведом». Божественное естество неизобразимо. «Бога не видел никто никогда». И до сего дня не отменяется заповедь, запрещающая изображение Божества. Но «…Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1, 18). Во Христе раскрылась вся полнота Божества, в Его Личности Бог стал Человеком. Поэтому мы можем изображать Вторую ипостась Пресвятой Троицы — Сына Божия на иконе, изображать по человеческому естеству, с которым соединено Божество. Чтобы открывать волю Свою людям, Господь являлся в Ветхом завете или под видом огня, не опаляющего куст, или тонкого дыхания ветра, облака или мрака на горе Синай, или под видом трех странников, пришедших к шатру праотца Авраама.

Во всех этих явлениях Бог не соединялся с сущностью того или иного естества, а являлся под его видом, опосредованно.

Читайте также:  Наш космос бесконечный или нет

И три ангела, изображенные на иконе «Гостеприимство Авраамово», постепенно обретшие более глубокий смысл, чем изображение события ветхозаветной истории, — не изображение Божества, а воспоминание явления, раскрывающего попечение Троичного Бога о мире и любовь к нему. Вот почему бессмысленны споры о том, каким ангелам рублевской Троицы соответствуют ипостаси Божества.

В Новом завете Бог явился миру прежде всего во Христе, и неоднократно приоткрывался в непостижимой тайне Своей троичности…

Есть четыре иконографии, где посредством событий Священной истории приоткрыта миру Пресвятая Троица — Крещение, Преображение Господне, Сошествие Святого Духа и икона Троицы под видом трех ангелов, известная в рублевском ее исполнении — образ, наиболее часто встречающийся по всему христианскому миру, без различия конфессий и деноминаций. Образ Троицы, написанный преподобным Андреем Рублевым, я видел и в Ватикане, и в протестантском храме в Швеции, и в Троицком скиту на соловецком острове Анзер, где икона была перенесена на огромный постер, который висит на алтарной стене за Престолом. Как же этот образ держит весь полуразрушенный храм и притягивает к себе!

Место для человека

В чем тайна этой иконы? Об этом образе написано множество книг и исследований. Радость и свет, гармония во всем — от большого решения до мельчайших деталей. Давно все обратили внимание, что композиция этой иконы построена так, что круг, в котором располагаются фигуры ангелов, удивительным образом вписан в прямоугольник доски, и ничто не мешает этой гармонии. Круг — символ вечности, символ полноты гармонии. Но вот что еще важно, как заметил один священник, вместе с этим вертикальным измерением мы видим, что фигуры ангелов образуют сферу. То есть, невидимо присутствует в композиции и иной, горизонтальный круг, по которому расположены ангелы. На этой оси есть и еще одна точка, еще одно место за столом, которое оставлено свободным. Это место для человека, созерцающего икону, это место для нас с вами, для того, чтобы мы могли войти в круг, созданный Троицей.

Вот ведь в чем еще удивительное свойство этой иконографии — она включает в себя, принимает в себя молящегося, как это происходит и перед иконой «Причащения Апостолов», иконографию которой мы рассматривали в Великий Четверг. Но на иконе Троицы еще в большей степени, еще с большей необходимостью явлено, что Бог живет вместе со Своим творением, включает жизнь человеческую в этот Предвечный совет, изображенный здесь.

Сейчас, в год юбилея преподобного отца нашего Сергия нельзя не вспомнить и о нем. Как мы читаем в его житии, образ этот был написан после его кончины, когда создавался каменный Троицкий Собор, на месте погребения преподобного. Написан его духовным учеником, преподобным Андреем «в память и в похвалу преподобному Сергию». Эта икона стала выражением богословского опыта святого, который он передал своему ученику. У самого преподобного Сергия не было такого образа, но, было великое его с детских лет почитание Бога в Троице.

Не забудем еще и важнейшие слова Епифания Премудрого из жития преподобного Сергия, что образ этот написан: «Дабы воззрением на Святую Троицу, побеждался страх ненавистной розни мира сего».

Об этой удивительной иконе можно говорить и писать бесконечно. Я знаю замечательных, а главное – глубоко верующих художников, которые многократно приходят в Третьяковскую галерею, часами взирают на этот образ, а потом признаются, что не могут понять его до конца. Так и говорят: «Я не понимаю». Но одно то, что не перестает человек стремиться к Богу, через это созерцание, снова и снова делает этот шаг навстречу — это говорит о многом: человек, молитвенно созерцая этот удивительный образ, непосредственно входит в этот круг, в это место, оставленное именно для него.

Поделитесь статьей, если она важна для других

Источник

Adblock
detector