24 НОЯБРЯ ГОСПОДЬ НАШ ИИСУС ХРИСТОС, ЦАРЬ ВСЕЛЕННОЙ ТОРЖЕСТВО
ВХОДНОЙ АНТИФОН Откр 5, 12; 1, 6
Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, * и премудрость и крепость, и честь, * и славу, и благословение. * Ему слава и держава во веки веков.
Произносится гимн «Слава»
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ МОЛИТВА
Всемогущий, вечный Боже, пожелавший всё обновить в Возлюбленном Сыне Твоём, Царе вселенной, † соделай, чтобы всякое творение, избавленное от рабства греха, * всегда служило величию Твоему и непрестанно славословило Тебя. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, † Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, * Бог, во веки веков.
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ 2 Цар (2 Sam) 5, 1-3
Чтение второй книги Царств.
В те дни: И пришли все колена Израилевы к Давиду в Хеврон, и сказали: вот, мы — кости твои и плоть твоя. Ещё вчера и третьего дня, когда Саул царствовал над нами, ты выводил и вводил Израиля. И сказал Господь тебе: «ты будешь пасти народ Мой, Израиля, и ты будешь вождём Израиля». И пришли все старейшины Израиля к царю в Хеврон, и заключил с ними царь Давид завет в Хевроне пред Господом; и помазали Давида в царя над Израилем.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 122
Припев: В дом Господень с радостью пойдём.
Возрадовался я, когда сказали мне: *
«пойдём в дом Господень».
Вот, стоят ноги наши *
во вратах твоих, Иерусалим.
Куда восходят колена, колена Господни, *
по закону Израилеву, славить имя Господне.
Там стоят престолы суда, *
престолы дома Давидова.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ Кол 1, 12-20
Чтение Послания святого Апостола Павла к Колоссянам.
Братья: Благодарим Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, Который есть образ Бога невидимого, рождённый прежде всякой твари. Ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — и всё Им и для Него создано. И Он есть прежде всего, и всё Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мёртвых, дабы иметь Ему во всём первенство, ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нём обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою всё, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное.
ЕВАНГЕЛИЕ Лк 23, 35-43
Благословен Грядущий во имя Господне! * Благословенно грядущее во имя Господа * царство отца нашего Давида!
+ Чтение святого Евангелия от Луки.
В то время: Насмехались над Иисусом вместе с народом и начальники, говоря: других спасал; пусть спасёт Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого. И была над Ним надпись, написанная словами Греческими, Римскими и Еврейскими: «Сей есть Царь Иудейский». Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осуждён на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твоё! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.
РАЗМЫШЛЕНИЕ
Весь народ стоял и смотрел. Используемое здесь греческое слово означает «пристально смотреть», восприятие умом и духом, и даже созерцание. Что дает человеку созерцание распятого умирающего Спасителя? Не проще ли отвести взгляд со смущением и ожидать от Него чего-то другого, более позитивного? Также примечательным является факт, записанный евангелистом, что весь народ, как одна община, стоял в одной и той же соответствующей позе, как будто, не совсем осознано, ожидал финальной сцены этого необычного зрелища.
Тем временем члены синедриона – еврейской элиты, как и римские солдаты, насмехались над Иисусом. Два крайних отношения к Царю на кресте имели место под ним. Не иначе было и наверху. На Голгофе, на вершине было три креста. Опять же имеем две крайние позиции. Абсолютно отличались ожидания от Иисуса так называемых «злого разбойника» и «доброго разбойника». Первый хотел того, чего каждый ожидает в драматические моменты – спасения, чуда, конца испытаний. Это также ожидается от Бога. Трижды в этом отрывке появляется призыв: «Спаси Себя Самого!». Обе высмеивающие группы, как и «злой разбойник», ожидали этого, чтобы узнать царствование Иисуса. Царь должен показать свою силу, спасая себя от притеснений – если он сделает это для себя, то также сможет спасти других. Но они ничего не услышали от Иисуса и остались со своим гневом, со своими убеждениями, что они лучше знают, каким должен быть ход событий.
Иную позицию занял другой осужденный. Он признал свою вину, упрекнул своего товарища по несчастью и смиренно отдал свою судьбу тому, кого он признал Мессией. Он дождался исключительно обещания. Не зря говорится, что он был первым канонизированным. В конце концов, обещание рая «ныне же» показалось злодею слишком большим. Однако Божье милосердие проявляется здесь как уникальная «собственность» Самого Бога. Щедрость Божьего прощения зависит от желания сердца, от веры и горячей приверженности Господу, который, как Царь и Мессия, спасает иначе, чем этого хотят люди.
Весь народ стоял и смотрел. Народ был на другой стороне. Из Слова Божьего ясно, что люди спокойно ждали, а, возможно, и ожидали в надежде, что же произойдет. Мир в сердце и уверенность в милости Бога. Такая уверенность была дана «доброму разбойнику». Мир – это не то, что может быть достигнуто только с помощью оружия, хотя латинская пословица гласит: «хочешь мира, готовься к войне». И это то, что мы наблюдаем в современном мире. Новейшие технологические достижения позволяют производить все лучшее и лучшее оружие, поэтому постоянно где-то вспыхивают вооруженные конфликты, небольшие или крупные войны. Одни армии вторгаются, другие отступают, а христиане и остальные верующие в Единого Бога молятся о мире. Возможно, единственный плод этих молитв состоит в том, что могло бы быть больше войн, чем есть сейчас. Нам трудно говорить о состоянии мира, которого мы хотим. Значит ли это, что миром постоянно «правят» силы, противостоящие царствованию Иисуса? Конечно, это так и есть.
Царь Давид, сын Иессея, был помазан как царь в Хевроне. Никто из израильтян не предполагал, что обещанный Мессия, который должен был родиться в поколении Давида, будет таким царем, каким оказался Иисус Христос, хотя пророчества указывали на это. На протяжении веков установилась модель мессии и царя. Когда же этот Мессия наконец появляется, он выглядит совершенно иначе.
Весь народ стоял и смотрел. Он видел насильственные действия мучителей и веру осужденного. Диалог распятых на кресте, имевший место перед их смертью, должен был быть услышан, поскольку он записан. Это воля Отца, чтобы мы примирились с Богом через Иисуса, получив мир через кровь креста Христа (ср. Кол 1,20). На этом основано участие в наследии святых во свете (см. Кол 1,12). Благодаря факту спасения Иисус «перенес» нас в Царство Своего Отца, потому что Он убил вражду на кресте (Еф 2,16). На себе задержал эскалацию зла и насилия. Вот такое царствование Иисуса Христа. Его трон – это крест, а корона – терновый венец. Его подданные пребывают с Ним и созерцают эту удивительную тайну распятия, и выражают свою веру: «помяни меня, когда приидешь в Царствие Твое» (Лк 23,42).
Здесь находится источник мира, который имеет шанс на продолжение. Мир начинается в сердце человека и гостит в нем, когда Господом и Царем является Иисус, который не только обращается к «доброму разбойнику» со словами: «Аминь, ныне же будешь со Мною в раю».
Весь народ стоял и смотрел. А ты?
МОЛИТВА ВЕРНЫХ
Возлюбленные братья и сёстры, Иисус Христос, Владыка неба и земли, полон любви и прощения. Попросим Его о спасении всего мира:
Христе, Царь вселенной, помилуй нас.
1. Господи Иисусе, Царь благодати, благослови святую Церковь Свою, дабы все увидели в ней Царствие святости.
2. Господи Иисусе, Царь мира, озари людские сердца сиянием ненарушимого покоя.
3. Господи Иисусе, Царь вселенной, научи нас видеть Тебя в страждущих братьях и в их лице служить Тебе.
4. Господи Иисусе, Царь жизни, приведи усопших в рай и сопричти их к лику святых.
5. Господи Иисусе, Царь любви, созижди в наших душах чертог Свой и соделай нас орудием Твоей доброты.
Господи Иисусе, Владыка вселенной, молим Тебя: да придёт Царствие Твоё — Царство истины и жизни, святости и благодати, любви и мира, — ибо Ты живёшь и царствуешь во веки веков.
МОЛИТВА НАД ДАРАМИ
Господи, принося Тебе Жертву Твоего примирения с людьми, смиренно просим Тебя, * чтобы Сын Твой даровал всем народам единство и мир. Он живёт и царствует во веки веков.
ПРЕФАЦИЯ О ХРИСТЕ, ЦАРЕ ВСЕЛЕННОЙ
С. Господь с вами. Н. И со духом твоим. С. Вознесём сердца. Н. Возносим ко Господу. С. Возблагодарим Господа Бога нашего. Н. Достойно это и праведно.
Воистину достойно и праведно, должно и спасительно нам всегда и везде благодарить Тебя, Господи, Отче Святой, всемогущий, вечный Боже. Ты помазал елеем радости Единородного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, вечного Священника и Царя Вселенной, чтобы Он, принеся Себя на жертвеннике креста в непорочную жертву примирения, совершил тайну Искупления рода человеческого. И, покорив Себе всё творение, Он предал Твоему безмерному величию вечное и вселенское Царство — Царство истины и жизни, Царство святости и благодати, Царство правды, любви и мира. Поэтому с ангелами и архангелами, с престолами и господствами и со всеми небесными воинствами мы песнь славы Твоей воспеваем, непрестанно взывая: Свят…
ПРИЧАСТНЫЙ АНТИФОН Пс 29, 10-11
Будет восседать Господь царём вовек. * Господь благословит народ Свой миром.
МОЛИТВА ПОСЛЕ ПРИЧАЩЕНИЯ
Насыщенные пищей бессмертия, молим Тебя, Господи, † дай нам хвалящимся послушанием заповедям Христа, Царя вселенной, * удостоиться вечной жизни с Ним в Царстве Небесном. Он живёт и царствует во веки веков.
Размышление: Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła. Перевод с польского — Наталья Килина. По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове
Мы будем рады любой, но ежемесячной помощи — это позволит нам увереннее чувствовать себя и надёжнее строить планы нашей работы — ПОЖЕРТВОВАТЬ
Источник
Король Вселенной — King of the Universe
Король Вселенной ( шумерский : lugal ki-sár-ra или lugal kiš-ki , аккадский : šarru kiššat māti , šar-kiššati или šar kiššatim ), также интерпретируется как Король всего , Царь Целостности , Царь Всех или Царь of the World , был престижным титулом, претендующим на мировое господство, используемым могущественными монархами в древней Месопотамии . Этот титул иногда применяется к Богу в иудео-христианской и авраамической традиции.
Этимология названия происходит от древнего шумерского города Киш (шумерский: киш , аккадский: кишшату ), первоначальное значение которого — Царь Киша . Хотя уравнение šar kiššatim как буквально означающего «Царь Вселенной» было создано в аккадский период , титул «Царь Киша» старше и уже считался особенно престижным, поскольку город Киш считался имеющим первенство. над всеми другими городами Месопотамии. В шумерской легенде Киш был местом, где царская власть была низведена с небес после легендарного Потопа .
Первым правителем, который использовал титул Царя Вселенной, был аккадский Саргон из Аккада (правил ок. 2334–2284 гг. До н.э.), и он использовался в череде более поздних империй, претендовавших на символическое происхождение от Аккадской империи Саргона. Титул получил свое окончательное употребление при Селевкидах , Антиох I (правил в 281–261 гг. До н.э.) был последним известным правителем, которого называли «Царем Вселенной».
Возможно, по крайней мере среди ассирийских правителей, титул Царя Вселенной не был унаследован обычным путем. Поскольку титул не засвидетельствован для всех неоассирийских царей, а для некоторых засвидетельствован только несколько лет своего правления, его, возможно, должен был заработать каждый царь индивидуально, возможно, за счет завершения семи успешных военных кампаний. Подобный титул šar kibrāt erbetti («Король четырех углов мира»), возможно, потребовал успешных военных кампаний во всех четырех точках компаса. Некоторые ученые полагают, что титулы Короля Вселенной и Короля четырех углов мира с почти идентичными значениями различались тем, что Король Вселенной относился к правлению космологической сферы, тогда как Король четырех углов мира относился владычеству над земным.
СОДЕРЖАНИЕ
История
История (2900–2334 гг. До н.э.)
В течение раннего династического периода в Месопотамии (ок. 2900–2350 до н.э.) правители различных городов-государств (наиболее известными из которых были Ур , Урук , Лагаш , Умма и Киш ) в регионе часто совершали вторжения в регионы и города. далекие от своих собственных, в большинстве случаев с незначительными последствиями для самих себя, чтобы создать временные и небольшие империи, чтобы либо получить, либо сохранить более высокое положение по сравнению с другими городами-государствами. Это раннее построение империи поощрялось, поскольку самые могущественные монархи часто награждались самыми престижными титулами, такими как титул лугала (буквально «большой человек», но часто интерпретируется как «король», вероятно, с военным подтекстом). ). Большинство из этих ранних правителей, вероятно, приобрели эти титулы, а не унаследовали их.
В конце концов, стремление стать более престижным и могущественным, чем другие города-государства, привело к общему стремлению к всеобщему правлению. Поскольку Месопотамия приравнивалась ко всему миру, а шумерские города строились повсюду (такие города, как Сузы , Мари и Ашшур, находились недалеко от предполагаемых углов мира), казалось возможным достичь окраин мира ( в это время считалось нижним морем, Персидским заливом , и верхним морем, Средиземным морем ).
Правители, пытающиеся достичь положения универсального правления, стали более обычными в период ранней династии IIIb (около 2450–2350 гг. До н.э.), во время которого засвидетельствованы два выдающихся примера. Первый, Лугаланнемунду , царь Адаба , согласно списку шумерских царей (хотя это гораздо более поздняя надпись, делающая обширное правление Лугаленнемунду несколько сомнительным) создал великую империю, охватывающую всю Месопотамию, простирающуюся от современной Сирии. в Иран, заявив, что он «покорил Четыре угла». Второй, Лугалзаггеси , царь Урука, завоевал всю Нижнюю Месопотамию и заявил (несмотря на то, что это не так), что его владения простираются от верхнего до нижнего моря. Первоначально Лугалзаггеси назывался просто «Царь Урука» и принял титул «Царь Земли» ( шумерский : lugal-kalam-ma ), чтобы претендовать на всеобщее правление. Этот титул также использовали некоторые более ранние шумерские цари, претендовавшие на контроль над всем Шумером, такие как Эншакушанна из Урука.
Саргон Аккадский и его преемники (2334–2154 гг. До н.э.)
Первые дни строительства империи в Месопотамии чаще всего были борьбой между королями самых известных городов. В те дни титул «Король Киша» был уже признан одним из самых престижных, и город считался своего рода превосходством над другими городами. Ко времени Саргона из Аккада «царь Киша» означал божественно уполномоченного правителя с правом управлять всем Шумером, это могло уже в некоторой степени относиться к универсальному правителю в период раннединастической IIIb. Использование этого титула, которое не ограничивалось царями, фактически владевшими самим городом, подразумевало, что правитель был строителем городов, победителем в войне и праведным судьей. Согласно шумерскому списку царей , город Киш был местом, где царская власть была понижена до небес после Потопа , а его правители были воплощением человеческого царствования.
Саргон начал свою политическую карьеру виночерпием Ур-Забабы , правителя города Киш. Каким- то образом избежав убийства, Саргон сам стал правителем Киша, приняв титул Шар Кишшатим и, в конце концов, в 2334 году до нашей эры основал первую великую Месопотамскую империю, Аккадскую империю (названную в честь второй столицы Саргона, Аккада ). Саргон прежде всего использовал титул царя Аккада ( šar māt Akkadi ).
Титул šar kiššatim широко использовался преемниками Саргона, включая его внука Нарам-Сина (годы правления 2254–2218 до н.э.), который также ввел аналогичный титул « Царь четырех углов мира ». Переход от šar kiššatim, означающего просто «Царь Киша», к нему, означающему «Царь Вселенной», произошел уже в древнеаккадский период. Важно отметить, что Саргон и его преемники не управляли городом Киш напрямую и, следовательно, не претендовали на царство над ним. До времен Нарам-Сина Кишом правил полунезависимый правитель с титулом энсик . «Царь Киша» на шумерском языке переводится как lugal kiš, в то время как аккадские цари передают свой новый титул lugal ki-sár-ra или lugal kiš-ki на шумерском языке.
Возможно, что шар кишатим имел в виду власть управлять космологическим царством, в то время как «Царь четырех углов» имел ввиду власть управлять земным. Так или иначе, смысл этих титулов заключался в том, что царь Месопотамии был царем всего мира.
Ассирийские и вавилонские цари Вселенной (1809–627 до н.э.)
Титул šar kiššatim, пожалуй, наиболее широко использовался королями Неоассирийской империи , более чем через тысячу лет после падения Аккадской империи. Ассирийцы восприняли его, как и предполагали аккадцы, как «Царь Вселенной» и приняли его, чтобы претендовать на преемственность со старой империей Саргона Аккадского. Этот титул время от времени использовался предыдущими ассирийскими царями, такими как Шамши-Адад I (годы правления 1809–1776 до н.э.) из Старой Ассирийской империи и Ашур-убаллит I (годы правления 1353–1318 до н.э.) из Среднеассирийской империи . Шамши-Адад I был первым ассирийским царем, принявшим титул «Царь Вселенной» и другие аккадские титулы, возможно, чтобы оспорить притязания на суверенитет соседних королевств. В частности, короли Эшнунны , города-государства в центральной Месопотамии, использовали подобные титулы после падения Новошумерской империи . Со времен правления Ипик-Адада I (1800-е годы до нашей эры) эшнунцы называли своих царей титулом «Могущественный царь» ( šarum dannum ). Цари Эшнуннана Ипик-Адад II и Дадуша даже присвоили себе титул šar kiššatim , означая борьбу за титул с ассирийцами. На этот титул претендовали также некоторые цари Вавилона и Мари .
Неоассирийский Саргон II (годы правления 722–705 до н.э.), тезка Саргона из Аккада более тысячи лет назад, имел полную титулатуру Великого Царя , Могущественного Царя , Царя Вселенной , Царя Ассирии , Царя Вавилона , Король Шумера и Аккада . Поскольку титул не засвидетельствован для всех неоассирийских царей, а для некоторых засвидетельствован только несколько лет своего правления, возможно, что титул «Царь Вселенной» должен был быть получен каждым царем индивидуально, но процесс, с помощью которого мог ли король получить титул неизвестно. Британский историк Стефани Далли , специализирующаяся на Древнем Ближнем Востоке, в 1998 году предположила, что титул, возможно, должен был быть получен благодаря успешному завершению королем семи (которые в глазах ассирийцев были бы связаны в целом) успешных военных кампаний. Это похоже на титул Короля четырех углов мира, который, возможно, потребовал от короля успешной кампании во всех четырех точках компаса. Таким образом, король не мог претендовать на звание «Короля Вселенной» до завершения необходимых военных кампаний. Похоже, что к титулу предъявлялись аналогичные требования среди вавилонских царей, царь Айадарагалама (ок. 1500 г. до н.э.) смог претендовать на этот титул только в конце своего правления, его самые ранние кампании установили контроль над такими городами, как Киш, Ур, Лагаш и Аккад. недостаточно, чтобы оправдать его использование. И Аядарагалама, и более поздний вавилонский царь Куригалзу II, похоже, смогли претендовать на звание Короля Вселенной только после того, как их царство распространилось до Бахрейна .
Даже в неоасирийский период, когда Ассирия была доминирующим царством в Месопотамии, использование ассирийцами слова Царь Вселенной было оспорено, поскольку цари Урарту с Сардури I (годы правления 834–828 до н.э.) начали использовать этот титул и позже. утверждая, что они равны ассирийским царям и отстаивают широкие территориальные права.
Более поздние примеры (626–261 гг. До н.э.)
Господство Неоассирийской империи над Месопотамией закончилось созданием Нововавилонской империи в 626 году до нашей эры. За исключением первого правителя этой империи Набополассара и последнего Набонида , правители Нововавилонской империи отказались от большинства старых ассирийских титулов в своих надписях. Набополассар использовал «могущественный царь» ( šarru dannu ), а Набонид использовал несколько неоассирийских титулов, включая «могущественный царь», «великий царь» ( šarru rabu ) и царь Вселенной. Хотя Набополассар и Навуходоносор II не использовали их в царских надписях (например, официально), они использовали это название в экономических документах.
Этот титул был также среди многих месопотамских титулов, присвоенных Киром Великим из империи Ахеменидов после завоевания Вавилона в 539 г. до н.э. В тексте Цилиндра Кира Кир принимает несколько традиционных месопотамских титулов, включая титулы «Царь Вавилона», «Царь Шумера и Аккада» и «Царь четырех углов мира». Титул Короля Вселенной не использовался после правления Кира, но его преемники приняли аналогичные титулы. Популярный королевский титул « Царь царей », используемый монархами Ирана до современной эпохи, был первоначально титулом, введенным ассирийцем Тукульти-Нинурта I в 13 веке до нашей эры (переведенный на аккадском языке шар шаррани ). Титул « Царь земель », также используемый ассирийскими монархами, по крайней мере, со времен Салманасара III, также был принят Киром Великим и его преемниками.
Последний раз это название использовалось в греческой империи Селевкидов , которая контролировала Вавилон после завоеваний Александра Македонского и последовавших войн диадохов . Название появляется на Цилиндре Антиоха царя Антиоха I (годы правления 281–261 до н.э.), который описывает, как Антиох перестроил храм Эзиды в городе Борсиппа . Стоит отметить, что последним известным сохранившимся примером царской надписи на аккадском языке, предшествующей цилиндру Антиоха, является Цилиндр Кира, созданный почти 300 лет назад, и поэтому возможно, что больше правителей Ахеменидов и Селевкидов приняли бы этот титул, когда в Месопотамия. Цилиндр Антиоха, вероятно, был вдохновлен более ранними царскими надписями Месопотамии и имеет много общего с ассирийскими и вавилонскими царскими надписями. Такие титулы, как « Царь царей » и «Великий царь» ( šarru rabu ), древние титулы с коннотацией обладания верховной властью на землях, окружающих Вавилон (аналогично тому, как титулы, подобные Императору, использовались в Западной Европе после падение Западной Римской Империи для установления господства), будет использоваться в Месопотамии до династии Сасанидов в Персии с 3 по 7 век.
В религии
Титул Царя Вселенной иногда применялся к божествам, по крайней мере, с неоассирийского периода, хотя этот титул в те времена также использовался современными монархами. В надписи 680 г. до н.э. неоассирийского царя Асархаддона (который в той же надписи сам использует титул Царя Вселенной среди других титулов) в Вавилоне упоминается богиня Сарпанит (супруга Мардука , божества-покровителя Вавилона) как «Королева Вселенной».
В иудаизме титул Царя Вселенной стал применяться к Богу . По сей день иудейские литургические благословения обычно начинаются с фразы «Барух ата Адонай Элохейну, мелех ха’олам . » (Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь Вселенной . ). В книге Даниила Царство Бога описывается как «царство вечное». Во всем Священном Писании ясно сказано, что божество Авраима не просто должно быть божеством небольшого племени в Палестине, но Богом всего мира. В псалмах неоднократно упоминается вселенское царство Бога, например, в псалме 47: 2, где Бог упоминается как «великий Царь над всей землей». Прихожане должны были жить для Бога, поскольку Бог был царем всего и царем Вселенной. В христианстве этот титул иногда применяется к Иисусу , например, у Никифора I , Патриарха Константинополя (ок. 758–828), когда Иисус оставляет свои земные владения ради космических владений бесконечного света и славы.
Источник