Законы Хаммурапи
В начале 20 века, французская археологическая экспедиция, производя раскопки в городе Сузы (к востоку от Вавилона (Вавилон — город в Междуречье (сегодня Ирак, 110 км к югу от Багдада), один из крупнейших городов Древнего мира. Вавилон был столицей Вавилонии — царства, просуществовавшего полтора тысячелетия, а затем державы Александра Македонского. Слово «Вавилон» означает «Врата Бога»)), обнаружила базальтовый столб, со всех сторон покрытый клинописью (Клинопись — способ письма путём выдавливания на глине комбинаций клиновидных чёрточек. Это наиболее ранняя из известных систем письма. Самые старые письменные документы, найденные на раскопках древнего города Урук, относятся к 3300 г. до н. э.). Эта уникальная находка была открытием древнейшего на земле свода законов Хаммурапи. Он был составлен по приказу вавилонского царя Хаммурапи (Хаммурапи (дословно означает «Старший родич, целитель») — царь Вавилона (ок. 1793 — 1750 гг. до н.э.), из I Вавилонской (аморейской) династии. Хаммурапи был искусным политиком и полководцем, с его именем связано возвышение Вавилона.) в 35-й год его правления (ок. 1759 г. до н.э.) и послужил основой вавилонского права на долгое время. На самом верху столба изображён царь Хаммурапи. Он стоит перед троном, на котором восседает бог солнца Шамаш (Шамаш — бог солнца у вавилонян и ассириян. Его почитали, главным образом как бога, устанавливающего законы и наблюдающего за их исполнением). В руках Хаммурапи держит жезл — символ судебной власти, вручённый царю самим богом. Стремление представить законы исходящими от бога было в обычае у всех древних законодателей. Таким образом пытались придать им большую силу. Выставленный на городской площади «столб законов» должен был служить правосудию, совершавшемуся здесь же, и одновременно напоминать: никто не может отговариваться незнанием права. Законник Хаммурапи состоит из пролога, 282 статей и эпилога. Полностью сохранилось 247 статей. «Я — славный, покорный великим богам, потомок Сумула-Эля, сильный наследник Синмубаллита, вечный царственный отпрыск, сильный царь, солнце Вавилона, озаривший светом страну Шумера и Аккада, царь, приведший к послушанию четыре стороны света, любимец Иштар (Иштар — в аккадской мифологии центральное женское божество, богиня плодородия и плотской любви, войны и распри, олицетворение планеты Венера).
Когда Мардук (Мардук — в шумеро-аккадской мифологии верховное божество вавилонского пантеона, верховный бог Междуречья, главный бог Вавилона) направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать стране счастье, тогда я вложил в уста страны истину и справедливость и благотворил плоть людей… Хотя клинописное право не знало деления на гражданское и уголовное, статьи сгруппированы тематически (предметно): процесс, собственность, царская служба, брак и семья, обязательства и т.д., причём каждая тема трактуется как с уголовно-правовой, так и с гражданско-правовой точки зрения. Субъектами права признаются свободный общинник (авилум — «человек») и неполноправный свободный, находящийся на царской службе (мушкенум — «падающий ниц»). Некоторыми правами (право на развод и возвращение приданого) пользовались также свободные женщины. Рабы и дети рассматривались лишь как объекты права.
В законах Хаммурапи уделялось особое внимание укреплению власти рабовладельцев над рабами, частной собственности вообще и охране интересов царских служилых людей. В кодексе Хаммурапи принимается, хотя и не всегда последовательно, принцип вины и злой воли. Например, устанавливается различие в наказании за предумышленное и нечаянное убийство. Но телесные повреждения карались по восходящему к глубокой древности принципу «око за око, зуб за зуб». В некоторых статьях законов в определении наказания отчётливо выражен классовый подход. В частности, предусматривались суровые кары для рабов, которые отказывались подчиняться хозяевам. Человек, укравший или укрывший чужого раба, карался смертной казнью. Если врач был виновен в неудачной операции над «сыном мужа», то он карался отсечением руки, если от такой же операции пострадал раб, необходимо было лишь уплатить хозяину стоимость этого раба.
Если по вине строителя рухнул дом и в его развалинах погиб сын хозяина дома, строитель наказывался смертью своего сына. Если кто-нибудь украл имущество мушкенума, то ущерб необходимо было восстановить в десятикратном размере, в то время как за кражу царского или храмового имущества предусматривалось возмещение в тридцатикратном размере. Чтобы не уменьшилось число воинов и налогоплательщиков, Хаммурапи стремился облегчить участь тех слоев свободного населения, которые находились в тяжёлом экономическом положении. В частности, одна из статей законов ограничивала долговое рабство тремя годами работы на кредитора, после чего ссуда, независимо от её суммы, считалась полностью погашенной. Если из-за стихийного бедствия урожай должника был уничтожен, то срок погашения ссуды и процентов автоматически переносился на следующий год. Некоторые статьи законов посвящены арендному праву. Плата за арендованное поле обычно равнялась 1/3 урожая, а сада — 2/3.
Чтобы брак считался законным, необходимо было заключить контракт. Отец не имел права лишать сыновей наследства, если те не совершили преступления, и должен был научить их своему ремеслу. Воины получали от государства земельные наделы и обязаны были по первому требованию царя выступить в поход. Эти наделы передавались по наследству по мужской линии и были неотчуждаемы. Кредитор мог забрать за долги только то имущество воина, которое тот сам приобрёл, но не надел, пожалованный ему царём. Кодекс Хаммурапи считается крупнейшим и важнейшим памятником права древней Месопотамии. По своей продуманности, логичности и последовательности он на протяжении многих веков не имел себе равных в законодательной практике Древнего Востока. Помимо столба с законами в Сузах, в библиотеке ассирийского царя VII в. до н. э. Ашшурбанапала в Ниневии (Ниневия — в VIII — VII вв. до н. э. столица Ассирийского государства. Находилась на территории современного Ирака (город Мосул), на левом берегу реки Тигр на холмах Куюнджик. Во время царствования Ашшурбанапала в Ниневии была создана знаменитая царская Куюнджикская библиотека, в которой хранилось более 30 тыс. клинописных табличек. В 612 до н. э. Ниневия была разрушена объединённым войском вавилонян и мидян), а также при раскопках поздневавилонских городов было найдено около двух десятков фрагментов копий Законов Хаммурапи. Закон и правосудие были основополагающими понятиями и для древних шумеров (Шумеры — древний народ, в IV — III тысячелетиях до н. э. населявший территорию долины рек Тигра и Евфрата на юге современного государства Ирак (Южная Месопотамия или Южное Двуречье). Шумерам принадлежит изобретение клинописного письма, возможно, колеса, обожжённого кирпича, системы орошения. Археологи обнаружили тысячи глиняных табличек со всевозможными юридическими текстами: договорами, соглашениями, завещаниями, векселями, расписками, судебными постановлениями.
Источник
Я, Хаммурапи, царь справедливый, которому Шамаш (бог солнца) даровал законы. Мои слова превосходны, мои дела бесподобны.
1. Чьи интересы защищают эти законы?
2. Охарактеризуйте социально-политическое развитие Вавилонского государства на основе законов Хаммурапи.
Основную угрозу стабильности древних государств представляли набеги кочевых племён, сепаратизм отдельных провинций, борьба знати за высшую власть, конфликты между светскими и духовными властителями, резко обострявшиеся при внешних вторжениях.
В XVIII в. до н.э. Египет подвергся нашествию кочевников гиксосов, разгромивших войска фараона и поселившихся в плодородной долине Нила. Единое государство распалось на соперничающие провинции (номы). Лишь через два века власть фараонов была восстановлена. В XII в. до н.э. в Египет вторглись ливийские племена п гак называемые «народы моря», живущие на Балканском полуострове и в Малой Азии. Они уже овладели мастерством изготовления оружия из железа и были грозным противником. Египту удалось отбить это нападение, но его силы были подорваны. Начался упадокцентральной власти. Страна вновь распалась на два царства — Нижний и Верхний Египет, которые были завоёваны более сильными соседями.
4. Военные деспотии Древнего мира.С наступлением железного века — появлениемпервых орудий из железа— производительность труда земледельцев возросла. Стало возможно распахивать земли, которые раньше не поддавались обработке. Расширяющиеся земледельческие территории необходимо было охранять от набегов кочевников. Это требовало создания новых государств. В отличие от первых царств древности их функции не были связаны с организацией орошения земли. С этой задачей, благодаря более совершенным орудиям труда, сельские общины уже справлялись собственными силами.
Новые государственные образования представляли собойвоенные деспотии.Они обеспечивали земледельческим общинам, ремесленникам и торговцам городов защиту от внешних врагов. Собираемые налоги шли на содержание армии, аппарата управления, придворной знати. Чем больше земель контролировала военная деспотия, тем большие средства оказывались в распоряжении её повелителей, что, в свою очередь, стимулировало постоянную экспансию. Войны ради расширения территории велись непрерывно.
Возникавшие империи были непрочными, поскольку опирались лишь на военную силу. Хозяйственная, религиозная разнородность входящих в них земель, стремление местной знати к самостоятельности при серьёзных военных поражениях приводили к их распаду.
Центрами первых военных деспотий стали государства, образовавшиеся в Малой Азии, на Иранском нагорье (держава хеттов, Ассирия, царство Урарту). Между ними развернулась борьба за контроль над плодородными землями Месопотамии. В Х1У-Х1Н вв. до н.э. наибольших успехов добились хетты. Затем на роль первой военной деспотии выдвинуласьАссирия.Она ещё с XIX в. до н.э. соперничала с Вавилоном за господство над плодородными землями Междуречья. В Х-УН вв. до н.э. Ассирия распространила свою власть на всю Малую Азию, покорила не только Вавилон, но и Финикию, Дамасское царство, Иудейское и Израильское царства в Палестине, Египет, земли хеттов, персидских и индийских племён.
В VII в. до н.э. союз индийских племён отказался подчиняться Ассирии и начал против неё войну. Ослаблением Ассирии воспользовался Вавилон, захвативший большую часть её владений.
В VI в. до н.э. началось возвышениеПерсидской державы.Освободившимся при цареКире II(правил в558-530 до н.э.)от власти Мидии персам удалось покорить Месопотамию, Сирию, Палестину, Финикию, Малую Азию. При царе Камбизе они овладели Египтом.
11ерсидский царьДарий I(правил в522-486до н.э.), завоевавший запад Индии, учредил новую административную систему управления.
I го империя была разделена на 20 провинций (сатрапий), каждая из которых платила подати и зависимости от размера и плодородия обрабатываемой земли. Для удобства расчётов и торговли впервые в мире началась чеканка серебри пой монеты, в качестве платёжного средства использовались также слитки серебра. Ежегодно в казну Дария поступало около 400 тонн серебра, по приказу Дария был прорыт канал от Нила до Красного моря, впоследствии занесённый песками, установлено прямое морское сообщение Персии с городами Средиземноморья.
3. Древняя Индия. В Индии также сменилось несколько крупных государственных образований. В Ш-П вв. до н.э. большую часть её территории контролировалаимперия Маурьев.После ее распада начался длительный период соперничества небольших государств, завершившийся лишь в IV в., когда расширились границы державыдинастии гуптов.Однако под ударами кочевых племён в VI в. распалась и эта империя. На территории Индии вновь возникло множество мелких государств.
Сложность создания в Индии крупных военных деспотий отчасти объяснялась обширностью её территории, значительную часть которой занимали труднопроходимые джунгли, пустыни и горы, большую роль играла здесь уникальная система общественных отношений.
Ещё в рамках родоплеменного строя, на базе ведущих натуральное хозяйство общин (они обычно включали несколько поселений), (сложилась жёсткая система наследования профессий. Общество разделилось наварны— замкнутые группы людей. К высшим относились варныбрахманов(жрецов) икшатриев(вождей и воинов). Наиболее многочисленная варнавайшьиобъединяла рядовых общинников. Чужаки (отбившиеся от своих общин, пленные и их потомки) составляли низшую варну —шудр.Переход из одной варны и другую был невозможен.
Варновая система, зародившаяся в долине Ганга, постепенно распространилась на большую часть территории Индии. С появлением новых профессий варны в начале новой эры, особенно у вайшьи, разделились накастыремесленников, торговцев, земледельцев и т.д.
Система каст, которых насчитывалось более сотни (она была отменена лишь в XX в.), делила общество на множество мелких сегментов, избегавших контактов друг с другом. Система эта была крайне консервативна, исключала возможность каких-либо перемен. Представители каждой касты имели различные, жёстко определённые привилегии, права и обязанности. Сильной была традиция внутрикастовой солидарности и взаимной поддержки.
6. Китай в эпоху древности.Свои особенности имело развитие государства в Древнем Китае. На обширной территории между реками Янцзы и Хуанхэ издавна проживали земледельческие племена, которые постепенно расселились на равнинной части территории современного Китая.
В процессе соперничества между небольшими государственными образованиями, возглавлявшимися возвысившейся племенной знатью (их число достигало нескольких сот), постепенно выделился ряд крупных держав. На рубеже II—I тысячелетий до н.э. наиболее влиятельным было Западное Чжоу, глава которого, ван (император), считался сыном Неба, стоящим между богами и людьми.
В VIII в. до н.э. Чжоу приходит в упадок, на территории Китая возникают семь крупных соперничающих государств. Самое могущественное из них,империя Цинь,в III в. до н.э. на непродолжительное время объединяет почти всю страну. При императоре Цин Шихуанди жесточайшими методами создаётсяцентрализованная система управления.Китай был разделён на области, во главе которых ставились два управителя, представлявшие гражданскую и военную власть. Они обязаны были контролировать друг друга. Кроме того, их деятельность постоянно ревизовалась посылаемыми из столицы инспекторами, подчинёнными лично императору. Во всей империи были введены единые деньги, письменность и система законов.
После смерти ЦиньШихуанди со II в. до н.э. до III в. н.э. главенство в Китае переходит кимперии Хань.В этот период организуются завоевательные походы в Корею и Вьетнам, устанавливаются торговые отношения со многими государствами Центральной Азии и Ближнего Востока. Так появился Великий шелковый путь, он начал приходить в упадок лишь в XVI в. н.э., | развитием морской торговли. Китайские купцы везли по нему изделия из шёлковой ткани, которую долгое время умели производить только в Китае, бумагу, железо (оно считалось лучшим в мире), лакированные изделия, драгоценные металлы. В Китай ввозили рабов, изделия из стекла, драгоценные и полудрагоценные камни, пряности и косметику.
Особенность Китая состояла в том, что при обширности его территории главную опасность целостности страны создавалисепаратистские стремленияместной знати. С развитием товарно-денежных отношений её позиции укреплялись, она захватывала контроль над общинными землями, многие земледельцы попадали в долговоерабство.
Китай был единственной страной Древнего мира, где со времени ЦиньШихуанди предпринимались попытки ослабить значение шаги, в частности освободить государственный аппарат от её влиянии. Назначение на государственную должность требовало определённых знаний, сдачи экзамена. К нему допускались выходцы из всех слоёв населения. За службу чиновники не награждались землёй, а получали регулярное жалованье.
Власти стремились опереться на поддержку рядовых общинников, выступая в защиту их интересов, привычного для них традиционного уклада жизни. Неоднократно предпринимались попытки ограничить развитие товарно-денежных отношений, затруднить перераспределение земли в пользу знати. Так, во времена государства Чжоу земля считалась принадлежащей государству, которому земледельцы платили налоги. В империи Хань в I в. были отменены все наследственные титулы, а купля и продажа земли и запрещена. Государство регламентировало предельный размер земельных владений, как и количество рабов, которые могли находиться в распоряжении одного собственника. В то же время государственное рабовладение приобретало возрастающие масштабы.
Большой проблемой оставались злоупотребления чиновников властью, казнокрадство и низкая эффективность их службы. Налоги на содержание государственного аппарата постоянно росли. Всё это нередко приводило к крестьянским восстаниям, однако политика властей не менялась.
1. Укажите, в чём отличия государственной власти от родоплеменного устройства. Перечислите признаки государства.
2. В каких регионах мира сложились первые государственные образования? Как климатические и природные условия влияли на становление древних государств? Приведите примеры.
3. Почему крайняя форма социального неравенства (рабство) была присуща всем древним государствам? Каким было положение рабов в Древнем Египте? Укажите источники рабства.
4. Дайте характеристику деспотиям, сложившимся в начале железного века. Почему войны за расширение территории велись непрерывно?
5. Как было организовано управление персидской деспотией?
6. Расскажите об особенностях развития Древней Индии. Что такое варны и касты?
7. В чём состояли особенности цивилизации Древнего Китая? Какими методами обеспечивалась целостность древнекитайских империй?
Источник