Меню

Цепь питания солнце трава кузнечик

Цепь питания солнце трава кузнечик

Распределите организмы по их положению в пищевой цепи. В каждую ячейку запишите название одного из предложенных организмов. Перечень организмов: кузнечики, растения, змеи, лягушки, орёл.

Продуценты — организмы, способные синтезировать органические вещества из неорганических. В данной цепи — это растения.

Консументы первого порядка — растительноядные гетеротрофы (травоядные животные), питаются непосредственно продуцентами биомассы — кузнечики.

Консументы второго порядка — хищные гетеротрофы, питаются консументами первого порядка — лягушки.

Консументы третьего порядка — хищные гетеротрофы (крупные хищники, паразиты хищников), питаются консументами второго порядка — змеи, затем орёл.

Ответ: растения → кузнечики → лягушки→ змеи → орёл.

Распределите организмы по их положению в пищевой цепи. В каждую ячейку запишите название одного из предложенных организмов.

: бактерии, зерна пшеницы, мышь−полёвка, уж, сокол−сапсан

Цепью питания, или пищевой (трофической) цепью называется цепь, состоящая из нескольких видов организмов, где один из них служит пищей для второго. Различные уровни питания в экологической системе называются трофическими уровнями.

Первое звено пищевой цепи представлено автотрофными растениями (продуцентами). В процессе фотосинтеза они превращают солнечную энергию в энергию химических связей. К продуцентам можно отнести также хемосинтезирующие организмы.

Второе звено образуется травоядными (первичные потребители) и плотоядными (вторичные потребители) животными, или консументами. Второе звено считается гетеротрофными организмами.

Третье звено пищевой цепи составляют микроорганизмы, которые расщепляют органические вещества до минеральных веществ (редуценты). Третье звено также является гетеротрофными организмами.

Ответ: Зерна пшеницы→мышь−полевка→уж→сокол−сапсан→бактерии

Источник

Биология ЕГЭ. Цепи питания. Продуценты и консументы

Приветствую друзья, сегодня мы завершаем наш цикл статей связанных с энергетическим обменом и метаболизмом живых организмов. В прошлых статьях ( ищите на канале ), мы разобрали как организмы питаются, как извлекают из пищи энергию и как происходит энергетический обмен ( надеюсь вы хоть чуть чуть разобрались, ну или хотя бы уловили суть, это тоже важно ).

Однако вы никогда не задумывались, а откуда вообще появляется энергия на нашей планете? Ведь для того, чтобы кто-то покушал, нужно чтобы тот, кого он съел тоже откуда-то взял энергию и питательные вещества для жизни. Получается бог существует? Возможно, но биология объясняет всё намного проще.

По сути у нас на планете уже много миллиардов лет есть халявный и практически вечный источник энергии — солнце . С него то всё и начинается и благодаря организмом, которые научились преобразовывать солнечную энергию в питательные вещества ( фототрофам ) и стала возможна жизнь на Земле.

Эти организмы ( чаще всего в их роли выступают растения, хотя могут и некоторые бактерии ) и образуют фундамент для пищевой пирамиды. С них начинаются все цепи питания.

Продуценты. Консументы. Редуценты

Чтобы было проще запомнить, давайте разберём стандартную цепь питания:

Трава — Кузнечик — Мышь — Змея — Человек ( да, люди бывает едят змей )

В этой цепи питания каждый последующий организм съедал предыдущий и получал из него энергию и питательные вещества, которые расходовал на свою жизнедеятельность. Давайте рассмотрим роли, которые выпали каждому из участников этой пищевой цепи:

Трава — продуцент. Продуцентами ( от слов продукция, производить ) называют живые организмы, которые сами получают питательные вещества ( органические вещества ) из неорганических. Т.е. преобразуют энергию солнца ( фотосинтез у растений ) или химических связей ( хемосинтез у бактерий ) в нямку, которой не против поживиться остальные.

Кузнечик — консумент 1 порядка. Мышь — консумент 2 порядка. Змея — консумент 3 порядка. Человек — консумент — 4 порядка (сверххищник). Консументами называют тех, кто поглощает уже готовые органические вещества, а цифра порядка означает на каком этапе пищевой цепи находится этот консумент. Тот кто ест продуцентов ( корова, кузнечики, жуки, личинки ) будут консументами 1 порядка, тот кто есть консументов 1 порядка ( птицы, змеи и т.д ) будут уже консументами 2 порядка и т.д.

Некоторые живые организмы могут быть одновременно консументами как 1, так и 2 и 3 порядка. Например человек может есть как растения (быть консументом 1 порядка, так и корову т.е. становится консументом 2 порядка и т.д.)

Бактерии редуценты. Есть ещё организмы, которые не участвуют напрямую в цепях питания, но выполняют важную функцию по разрушению того, что осталось живых организмов после их гибели. Бактерии разлагают эти остатки и тем самым завершают круговорот энергии в природе.

Потери энергии

Поскольку живые организмы постоянно расходуют энергию на поддержание своей жизнедеятельности и другие глупости ( регуляция температуры тела, передвижение, размножение и т.д. ), то происходят существенные потери при передачи энергии с одного уровня на другой.

В среднем лишь около 10% энергии из пищи идёт на увеличение веса организма, остальное расходуется на текущие нужны. К тому же мы понимаем, что у любого организма есть несъедобные части, поэтому и получается, что с каждым новым уровнем потери будут всё больше и больше.

Читайте также:  Солнце трактовка этой карты

Чтобы медведю набрать 1 кг веса ему нужно съесть 10 кг тюленя, тюленю, чтобы набрать 10 кг нужно съесть 100 кг рыбы, рыбе ( суммарно нескольким особям ) нужно съесть около 1000 кг водных простейших, а 1000 кг простейших нужно скушать до 10 000 кг фитопланктона.

Большие потери энергии приводят к тому, что длинные цепи питания не могут существовать в природе. Чаще всего цепи состоят из продуцентов и 3-4 порядков консументов.

Тема цепей питания довольно часто встречается в ЕГЭ, как в отдельных заданиях, где нужно расставить роли участников в экосистеме, так и комплексно в заданиях с развернутым ответом. Надеюсь после этой статьи вы стали разбираться в ней чуть лучше 🙂

Не забудь поставить лайк и подписаться, это поддерживает мою веру в то, что я не просто так это всё делаю. Удачи и успехов.

Источник

Тема урока «Цепи питания»

Презентация к уроку

Цель урока: Формировать знания о составных компонентах биологического сообщества, об особенностях трофической структуры сообщества, о пищевых связях, которые отображают путь круговорота веществ, формировать понятия пищевая цепь, пищевая сеть.

1. Организационный момент.

2. Проверка и актуализация знаний по теме “Состав и структура сообщества”.

На доске: Наш мир – не случайность, не хаос, — есть система во всем.

Вопрос. О какой системе в живой природе говориться в данном высказывании?

Работа с терминами.

Задание. Вставьте пропущенные слова.

Сообщество организмов разных видов тесно взаимосвязанных между собой называют …………. . В его состав входят: растения, животные, …………. , …………. . Совокупность живых организмов и компонентов неживой природы, объединенных обменом веществ и энергии на однородном участке земной поверхности называют …………….. или …………… .

Задание. Выберите четыре компонента экосистемы: бактерии, животные, консументы, грибы, абиотический компонент, климат, редуценты, растения, продуценты, вода.

Вопрос. Каким образом связаны между собой живые организмы в экосистеме?

3. Изучение нового материала. Объяснение с использованием презентации.

4. Закрепление нового материала.

Задание № 1. Слайд № 20.

Определите и подпишите: продуцентов, консументов и редуцентов. Сравните цепи питания и установите сходство между ними. (в начале каждой цепи растительный корм, далее идет растительноядное животное, а в конце – хищное животное). Назовите способ питания растений и животных. (растения – автотрофы, т.е сами производят органическое вещество, животные – гетеротрофы – потребляют готовое органическое вещество).

Вывод: цепь питания – ряд последовательно питающихся друг другом организмов. Цепи питания начинаются с автотрофов – зеленых растений.

Задание № 2. Сравните две цепи питания, определите черты сходства и различия.

  1. Клевер кролик — волк
  2. Растительный опад – дождевой червь – черный дрозд – ястреб — перепелятник (Первая пищевая цепь начинается с продуцентов – живых растений, вторая с растительных остатков – мертвой органики).

В природе существует два основных типа пищевых цепей: пастбищные (цепи выедания), которые начинаются с продуцентов, детритные (цепи разложения), которые начинаются с растительных и животных остатков, экскрементов животных.

Вывод: Следовательно первая цепь питания – пастбищная, т.к. начинается с продуцентов, вторая – детритная, т.к. начинается с мертвой органики.

Все компоненты пищевых цепей распределяются на трофические уровни. Трофический уровень – это звено в цепи питания.

Задание № 3. Составьте цепь питания, включив в нее перечисленные организмы: гусеница, кукушка, дерево с листьями, канюк, почвенные бактерии. Укажите продуцентов, консументов, редуцентов. (дерево с листьями — гусеница- кукушка-канюк – почвенные бактерии). Определите сколько трофических уровней содержит данная цепь питания (данная цепь состоит из пяти звеньев, следовательно пять – трофических уровней). Определите какие организмы расположены на каждом трофическом уровне. Сделайте вывод.

Вывод:

  • Первый трофический уровень – зеленые растения (продуценты),
  • Второй трофический уровень – растительноядные животные (консументы 1 порядка)
  • Третий трофический уровень – мелкие хищники (консументы 2 порядка)
  • Четвертый трофический уровень – крупные хищники (консументы 3 порядка)
  • Пятый трофический уровень – организмы, потребляющие мертвое органическое вещество – почвенные бактерии, грибы (редуценты)

В природе каждый организм использует не один источник питания, а несколько, то в биогеоценозах пищевые цепи переплетаются и образуют пищевую сеть. Для любого сообщества можно составить схему всех пищевых взаимосвязей организмов и эта схема будет иметь вид сети (пример пищевой сети рассмотрим на рис. 62 в учебнике биологии автора А.А.Каменского и др.)

5. Отработка полученных знаний.

Практическая работа в группах.

Задание №1. Решение экологических ситуаций

1. В одном из канадских заповедников уничтожили всех волков, чтобы добиться увеличения стада оленей. Удалось ли таким образом достичь цели? Ответ объясните.

2. На определённой территории живут зайцы. Из них маленькие зайчата- 100 шт массой – 2 кг, и их родители 20 шт – массой 5 кг. Масса 1 лисы – 10 кг. Найдите количество лисиц в этом лесу. Сколько растений должно вырасти в лесу, чтобы зайцы выросли.

Читайте также:  Мифология бог солнца даждьбог

3. В водоеме с богатой растительностью обитает 2000 водяных крыс, каждая крыса потребляет в сутки 80г растений. Сколько бобров сможет прокормить этот водоем, если бобр в сутки потребляет в среднем 200 г растительного корма.

4. Приведенные в беспорядке факты изложите в логически правильной последовательности (в виде цифр).

1. Нильский окунь стал поедать много растительноядных рыб.

2. Сильно размножившись, растения стали загнивать, отравляя воду.

3. Для копчения нильского окуня требовалось много дров.

4. В 1960 г. британские колонисты запустили в воды озера Виктория нильского окуня, который быстро размножался и рос, достигая веса 40 кг и длины 1,5 м.

5. Леса на берегах озера интенсивно вырубались – поэтому началась водная эрозия почв.

6. В озере появились мертвые зоны с отравленной водой.

7. Численность растительноядных рыб сократилась, и озеро стало зарастать водными растениями.

8. Эрозия почв привела к снижению плодородия полей.

9. Скудные почвы не давали урожая, и крестьяне разорялись.

6. Самопроверка полученных знаний в виде теста.

1. Производители органических веществ в экосистеме

2. К какой группе относятся микроорганизмы, обитающие в почве

Б) консументы I порядка

В) консументы II порядка

3. Назовите животное, которое следует включить в пищевую цепь: трава —> . —> волк

4. Определите верно составленную пищевую цепь

А) еж —> растение —> кузнечик —> лягушка

Б) кузнечик —> растение —> еж —> лягушка

В) растение —> кузнечик —> лягушка —> еж

Г) еж —> лягушка —> кузнечик —> растение

5. В экосистеме хвойного леса к консументам 2-го порядка относят

А) ель обыкновенную

В) таежных клещей

Г) почвенных бактерий

6. Растения производят органические вещества из неорганических, поэтому играют в пищевых цепях роль

А) конечного звена

Б) начального звена

7. Бактерии и грибы в круговороте веществ выполняют роль:

А) производителей органических веществ

Б) потребителей органических веществ

В) разрушителей органических веществ

Г) разрушителей неорганических веществ

8. Определите правильно составленную пищевую цепь

А) ястреб —> синица —> личинки насекомых —> сосна

Б) сосна —> синица —> личинки насекомых —> ястреб

В) сосна —> личинки насекомых —> синица —> ястреб

Г) личинки насекомых —> сосна —> синица —> ястреб

9. Определите, какое животное надо включить в пищевую цепь: злаки —> ? —> уж —> коршун

10. Определите правильно составленную пищевую цепь

А) чайка —> окунь —> мальки рыб —> водоросли

Б) водоросли —> чайка —> окунь —> мальки рыб

В) мальки рыб —> водоросли —> окунь —> чайка

Г) водоросли —> мальки рыб —> окунь —> чайка

11. Продолжите цепь питания: пшеница —> мышь —> .

7. Общие выводы урока.

Ответьте на вопросы:

  1. Как взаимосвязаны организмы в биогеоценозе (пищевыми связями)
  2. Что такое пищевая цепь (ряд последовательно питающихся друг другом организмов)
  3. Какие типы пищевых цепей выделяют (пастбищные и детритные цепи)
  4. Как называется звено в цепи питания (трофический уровень)
  5. Что такое пищевая сеть (переплетающиеся цепи питания)

Источник

Задания части 2 ЕГЭ по теме «Пищевая цепь»

1. Составьте пищевую цепь, используя всех названных представителей: большая синица, жук яблонный цветоед, ястреб, цветки яблони. Определите консумента второго порядка в составленной цепи.

Цветки яблони -> жук яблонный цветоед -> большая синица -> ястреб. Консумент второго порядка — большая синица.

2. Кровососущие насекомые – обычные обитатели многих биоценозов. Объясните, в каких случаях они занимают в пищевых цепях положение консументов II, III и даже IV порядков.

Консументом 2 порядка кровососущее насекомое является, когда питается кровью консумента 1 порядка (травоядного, например, коровы).
Консументом 3 порядка кровососущее насекомое является, когда питается кровью консумента 2 порядка (лисицы).
Консументом 4 порядка кровососущее насекомое является, когда питается кровью консумента 3 порядка (волка).

3. В водоеме обитают разнообразные организмы: окунь, щука, одноклеточные зеленые водоросли (хлорелла), дафнии, головастики. Составьте цепь питания из названных организмов. Укажите консумента третьего порядка. Выберите пары организмов, которые вступают в отношения «хищник-жертва».

Хлорелла -> дафнии -> головастики -> окунь -> щука. Консумент третьего порядка — окунь. В отношения «хищник-жертва» вступают дафнии и головастики, головастики и окуни, окуни и щуки.

4. Если в лесу на площади 1 га взвесить отдельно все растения, всех животных по отдельности (насекомых, земноводных, рептилий, птиц, млекопитающих), то представители какой группы суммарно будут самыми тяжелыми и самыми легкими?

Самыми тяжелыми будут растения, поскольку они находятся в начале пищевой цепи. Самыми легкими будут млекопитающие и птицы, т.к. они не только находятся в конце пищевой цепи, но и дополнительно теряют массу, тратя энергию на нагревание тела.

Читайте также:  Солнце согрело землю где здесь глагол

5. Почему зерноядные птицы в разные периоды жизни (расселения, размножения) могут занимать в пищевых цепях место консументов I и II порядков?

Пока зерноядные птицы питаются зерном, они являются консументами первого порядка. Своих птенцов зерноядные птицы выкармливают насекомыми – в этот момент они являются консументами второго порядка.

6. Почему, согласно правилу экологической пирамиды, в наземной пищевой цепи от звена к звену наблюдается уменьшение энергии?

1) энергия расходуется на жизнедеятельность организмов
2) энергия рассеивается в виде тепла
3) часть энергии не передается с предыдущего звена на следующее (пища не переваривается на 100%)

7. Составьте пищевую цепь, используя всех названных представителей: крестоцветные блошки, хорь, уж, листья репы, лягушка. Определите консумента II порядка в составленной цепи и объясните свой выбор.

1) листья репы –> крестоцветные блошки –> лягушка –> уж –> хорь;
2) консумент второго порядка – лягушка, так как она питается консументами первого порядка.

8. Составьте пищевую цепь, используя всех названных представителей: дождевой червь, лисица, листовой опад, орел, еж. Какой из организмов исполняет роль консумента третьего порядка?

1. Листовой опад -> дождевой червь -> еж -> лисица -> орел.
2. Консумент третьего порядка — лисица.

9. Как изменяется количество энергии в пищевых цепях при переходе с одного трофического уровня на другой? Ответ поясните.

1) при переходе с одного трофического уровня на другой 90% энергии теряется, 10% энергии сохраняется;
2) энергия теряется, так как рассеивается в виде тепла;
3) энергия теряется, так как часть пищи организмами не усваивается.

10. Составьте пищевую цепь, используя всех названных представителей: крупная хищная птица, растение, бабочка, змея, лягушка. Сколько энергии переходит на уровень консументов III порядка, если чистая годовая первичная продукция экосистемы составляет 10 000 кДж?

1) пищевая цепь: растение – бабочка – лягушка – змея – крупная хищная птица;
2) на уровень консумента III порядка переходит 10 кДж энергии

11. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. (1) Автотрофы – организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических. (2) Энергия солнечной радиации трансформируется в энергию химических связей в процессе фотосинтеза. (3) К фототрофам относят зеленые растения и хемосинтезирующие бактерии. (4) Пастбищные пищевые цепи начинаются с растений, в них они играют роль консументов. (5) По пищевым цепям питания от звена к звену передаются вещества и энергия. (6) Вещества и энергия передаются по замкнутым циклам, многократно циркулируя между организмами и окружающей средой. (7) Возврат веществ в окружающую среду в виде неорганических соединений осуществляется редуцентами.

3 – хемосинтезирующих бактерий не относят к фототрофам, они используют энергию окислительно-восстановительных реакций неорганических веществ;
4 – растения в пищевых цепях играют роль продуцентов;
6 – энергия, в отличие от веществ, не может передаваться по замкнутому кругу.

12. Найдите три ошибки в приведённом тексте «Пищевые цепи». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку. (1) Перенос веществ и энергии в биогеоценозе от их источника через ряд организмов называется пищевая цепь. (2) Пастбищная пищевая цепь биогеоценоза включает в себя продуцентов и консументов. (3) Первым звеном пищевой цепи являются продуценты. (4) Консументами I порядка являются растительноядные животные. (5) Консументы II порядка формируют второй трофический уровень. (6) Редуценты живут в организмах и разлагают органические вещества до неорганических веществ. (7) Пищевая цепь другого типа – детритная – начинается от мелких почвенных животных и заканчивается крупными животными.

1) 5 – консументы II порядка формируют третий трофический
уровень;
2) 6 – редуценты живут в отмерших органических остатках и
разлагают органические вещества до неорганических веществ;
3) 7 – детритная цепь начинается с мёртвых растительных или
животных остатков (органических остатков)

13. Что является главным источником энергии для организмов, обитающих на дне глубоководных экосистем в условиях недостаточности света и кислорода? Назовите организмы, приспособленные к жизни в данных условиях. Какую функциональную группу экосистемы они составляют?

1) главным источником энергии является детрит – отмершие растения и погибшие животные;
2) детритофаги: раки, черви-трубочники, бактерии-сапротрофы;
3) в глубоководных экосистемах они выполняют роль консументов и редуцентов

14. Объясните, почему не вся энергия, поступившая с пищей, расходуется на рост животного.

1) часть пищи не переваривается и выводится из организмов в виде кала;
2) часть поглощенной энергии расходуется на поддержание жизнедеятельности (движение, обмен веществ и т.д.);
3) часть энергии превращается в тепловую и рассеивается в пространстве

Источник

Adblock
detector