Меню

Цой солнце мое кого любила

О песне Цоя Кукушка

Песен, ещё не написанных, сколько?
Скажи, кукушка? Пропой!
В городе мне жить, или на выселках?
Камнем лежать, или гореть звездой?
— Звездой!

Солнце моё, взгляни на меня!
Моя ладонь превратилась в кулак.
И если есть порох, дай огня!
— Вот так!

Кто пойдет по следу одинокому?
Сильные да смелые, головы сложили в поле,
— В бою!
Мало кто остался в светлой памяти,
В трезвом уме, да с твердой рукой в строю в строю,
— В строю!

Солнце моё, взгляни на меня!
Моя ладонь превратилась в кулак.
И если есть порох, дай огня!
— Вот так!

Где же ты теперь, Воля Вольная?
С кем же ты теперь, ласковый рассвет встречаешь?
— Ответь!
Хорошо с Тобой да плохо без Тебя,
Головы да плечи терпеливые под плеть?
— Под плеть!

Солнце моё, взгляни на меня!
Моя ладонь превратилась в кулак.
И если есть порох, дай огня!
— Вот так!

Начнём с того, что эти стихи никто не печатает с той смысловой нагрузкой, что есть в них. А уже в самих стихах есть строгий чеканный ритм, тот же, что есть в песне. А.Рыбин убрал ритмическое повторение слова «Звездой» в своём тексте в «Энциклопедии КИНО», заметьте уже тогда, 20 лет назад, не энциклопедии песен Виктора Цоя, но почему-то «Энциклопедии Кино», хотя уж к текстам-то Цоя киношники заведомо не имели никакого отношения.
Так почему же песню свою Цой назвал «Кукушка», только ли из-за прямого обращения к ней? Ведь смысл песни настолько значителен, что дело тут не только в птице? Мне кажется, что Кукушка здесь берётся, как Символ Времени, и вопрос ставится поэтом к своей нелёгкой Судьбе?
Тут уже не субъективные впечатления о жизни, не вопросы, а уже ясные ответы на них. Это исповедь в раздумьях пред своим поколением.
Быть или не быть новым песням, которые в своей искренности грозят поэту скорой расправой. Сколько ещё дадут мне петь? Не пора ли уйти от социума на выселки и лежать там камнем, никого не тревожа, или же гореть любовью к ближним , как Звезда? — Звездой! — отвечает Виктор самому себе, и тем, кто может его понять.

Тоже и в прямом обращении к Солнцу! У А.С. Пушкина в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» в точности так же обращается к Солнцу королевич Елисей!
Да вот только у Цоя здесь ещё сильнее! И это характерно для него: «Теперь ты видишь Солнце! Возьми — это твоё!» У Цоя лирический герой сливается с окружающим миром, пропадают рамки, отделяющие внешнее от внутреннего: «Солнце моё! Взгляни на меня! Моя ладонь превратилась в кулак!».
Не я сжал по своей воле кулак, чтобы набить кому-то морду. нет, жизнь внутри и вне меня — единая жизнь под светом Солнца — в Истине служения людям совершает непреложное!
«И если есть порох» — если в утробе человека есть понимание Божьего мира, а оно у Виктора конечно есть — «Дай огня!», и констатация необходимости такого высокого накала жизни: «Вот так!».

Отметим, что Виктор, не призывает, никого ничему не учит. не читает проповеди. он просто искренне говорит о том, что считает самым важным в жизни, не делая разницы между собой и «окружающим» миром.
А теперь — «кто пойдёт по следу одинокому» — Виктор прекрасно понимает, что за ним стена отчуждения и непонимания. уже со времён семнадцатого года «сильные да смелые головы сложили в поле — в бою».
«Мало кто остался в светлой памяти в трезвом уме да с твёрдой рукой в строю». прошлое очернено, идеалы растоптаны. полное нестроение в оболганной великой когда-то стране. Здесь такая боль, такая печаль!
Понятен и последний куплет. Виктор прямо обращается к Свободе Духа, который жив в нём: «Где же ты теперь Воля Вольная, с кем же Ты теперь ласковый Рассвет встречаешь? — Ответь!»
И, как-бы опуская голову, понимая, что его обманутому доверчивому народу предстоят страшные испытания за предательство Великих Идеалов недавнего прошлого, констатирует: «Хорошо с Тобой, да плохо без Тебя, голову да плечи терпеливые под плеть?» — «Под плеть!» — твёрдо Виктор ставит жирный крест на ближайшем будущем своей горемычной страны.
Свобода Духа не может остаться среди тех, кто изменил славному пути — благородной Стезе своих предков.
В заключение стоит отметить глубокую народность этих стихов и музыки, эпичность и бесстрашие Образов этой замечательной песни.
Да, Виктор понимает, что если ты умер для людей и Бога ещё при жизни, то уже наверняка не оживёшь. Не выйти тебе из затхлого «своего» мирка на «улицу», где «на Миру и смерть красна» и где «без музыки не хочется пропадать» («Пачка сигарет») и не пролить тебе живительные слёзы, раскаявшись в «своём» противоестественном и трусливом одиночестве…
В.Цой, ответил на заданный перестроечным существованием вопрос в песне «Кукушка». Он, прекрасно разумея, что ему не простят его откровений, не захотел остановиться, сделать паузу, не захотел «жить на выселках», «камнем лежать», хотя прекрасно знал, что ему нужно написать ещё много песен: «Песен ещё ненаписанных, сколько, Скажи, кукушка, Пропой? В городе мне жить, или на выселках, Камнем лежать Или гореть Звездой? — Звездой!» —
И сегодня «друзья» Виктора, печатая этот текст, упускают (очевидно не случайно) последнее слово, повторяющее предыдущее, а ведь именно в нём – вся глубина истинной бесстрашной Веры Виктора Цоя, прекрасно понимавшего всю опасность своего положения пророка, которому из элементарной безопасности стоило бы «камнем лежать на выселках»…

Читайте также:  Использование энергии солнца домашних

Но пророк отчаянно обращается к Свету:«Солнце моё, взгляни на меня. Моя ладонь превратилась в кулак. И если есть порох, Дай огня! Вот так». — Ясно, что Солнце именно потому глядит на Виктора, что он готов к борьбе. Его «ладонь превратилась в кулак», стало быть он не будет унижаться, не желает просить, потому что в нём «есть порох», готовый разгореться от солнечного луча. «Вот так» — Виктор уже чувствует, как горит его сердце.

Из другой песни: «Разрежь мою грудь, посмотри мне внутрь — Ты увидишь, там всё горит огнём. Через день будет поздно. Через час будет поздно. Через миг будет уже не встать. Если к дверям не подходят ключи, Вышиби двери плечом….. Ты должен быть сильным, Ты должен уметь сказать: «Руки прочь от меня!» Ты должен быть сильным, Иначе зачем тебе быть? Что будут стоить тысячи слов, когда важна будет верность руки. »
В.Цой понимает, что по его «одинокому следу» «в этой стране» уже некому идти – «Кто пойдёт по следу одинокому? Сильные да смелые головы сложили в поле, В бою. Мало кто остался в светлой памяти, В трезвом уме да с твёрдой рукой в строю, В строю». «В светлой памяти» — это значит, что В.Цой видит как оплёвывается демократами наша общая советская и русская история, как сознательно и последовательно разрушается общественный строй и порядок государственной жизни.
Видя перед собой ночь надвигающегося на Родину беззакония, Виктор в отчаянии восклицает: «Где же ты теперь Воля вольная, С кем же ты сейчас ласковый рассвет встречаешь? – Ответь! Хорошо с тобой да плохо без тебя, Голову да плечи терпеливые под плеть? – Под плеть». – Виктор знает, что наказание за предательство Родины – общественной и исторической жизни великого народа, за схождение с прямого родового пути уже близко.
Уже свистит над его советским народом, терпеливым и равнодушным, отдавшим голову свою торгашам («Нет тюрьмы страшнее, чем в голове») и плечи – пространство и теплоту родовой жизни под плеть чужеземного надсмотрщика
( «Линии жизни на твоих руках Почти до плеч Смотри, реки встают на дыбы Им некуда течь»).
«Пора идти и я готов следовать За тобой Потом будет поздно Потом будет поздно Пора идти Ты чувствуешь волны, вязкие волны За спиной Вставай, а то потом никто не сможет тебя Спасти» (песня «Двигайся).
Как жаль, что Пророчество Гения не было услышано в годы беспримерной в истории человечества катастрофы, постигнувшей наше Отечество.
«Были труднее времена, но не было подлей!». Да и по сей день никто из нас не осознал глубины падения и трагедии Родины, и потому масштаб творчества Виктора Цоя и причины события 15 августа 1990 года за семью замками от нынешних обывателей.

Читайте также:  Мумий тролль где то там где солнца нет

«Солнце моё! Взгляни на меня!
Моя ладонь превратилась в кулак.
И если есть порох, дай огня!
Вот так! ».

Источник

История песни «Звезда по имени Солнце» – Виктор Цой, КИНО

Неблагодарное это занятие – пытаться толковать песни Виктора Цоя, о которых автор ничего или почти ничего не рассказал. Можно выдвигать сколько угодно версий, искать подтекст в загадочных строках, указывать на якобы очевидные аллюзии – все это никоим образом не приблизит нас к истине. Конечно, если бы Цой был жив, нынешние журналюги наверняка выпытали бы у него, что он хотел сказать в каких-то своих творениях. А так поклонникам его творчества остается понимать их по-своему.

Надоедать вам собственными предположениями о смысле композиции «Звезда по имени Солнце» я не собираюсь. Не подтвержденных фактами гипотез в Интернете и так хватает. Поэтому ограничимся кратким рассказом об истории песни, ставшей одной из визитных карточек группы «Кино».

История создания и смысл песни «Звезда по имени Солнце» КИНО

Рашид Нугманов, режиссер художественного фильма «Игла», в котором главную роль сыграл Виктор, утверждал, что Цой написал «Звезду» специально для этой картины. Более того, он настаивал, что произошло это осенью 1987 года в его (Нугманова) алма-атинской квартире, где лидер «Кино» жил во время съемок. Якобы Цой сочинял песню буквально у него на глазах, но на вопросы о возможных мотивах или источниках вдохновения Нугманов отвечать неизменно отказывался.

Сам Виктор Цой, отвечая на вопрос корреспондента «Комсомольской правды» о том, на что или на кого он намекал в песне, неуверенно ответил, что «скорее, на нечто неопределенное, чем на себя».

Релиз и достижения

«Звезда по имени Солнце» стала заглавной песней выпущенного в 1989 году последнего прижизненного альбома Виктора Цоя.

В списке 100 лучших песен русского рока в ХХ веке по версии «Нашего радио» композиция занимает двенадцатую строчку.

Клип «Звезда по имени Солнце» Виктора Цоя

Посмотрим музыкальный видеоклип «Звезда по имени Солнце» Кино.

Впоследствии ее несколько раз перепевали известные и не очень исполнители, но, на мой взгляд, ни одной реально интересной кавер-версии до сих пор не было. В рамках проекта «КИНОпробы» песню очень близко к оригиналу исполнил Вячеслав Бутусов.

«Звезду» также пели «Бурановские бабушки», а на английском языке ее записала группа Brazzaville.

Над песней также поиздевалась певица Натали.

Интересные факты

  • Вскоре после выхода «Звезды по имени Солнце» возникла версия о том, что она представляет собой перевод какой-то зарубежной песни.

Текст песни «Звезда по имени Солнце» – Кино, Виктор Цой

Белый снег, серый лед,
На растрескавшейся земле.
Одеялом лоскутным на ней –
Город в дорожной петле.
А над городом плывут облака,
Закрывая небесный свет.
А над городом – желтый дым,
Городу две тысячи лет,
Прожитых под светом Звезды
По имени Солнце…

И две тысячи лет – война,
Война без особых причин.
Война – дело молодых,
Лекарство против морщин.
Красная, красная кровь –
Через час уже просто земля,
Через два на ней цветы и трава,
Через три она снова жива
И согрета лучами Звезды
По имени Солнце…

И мы знаем, что так было всегда,
Что Судьбою больше любим,
Кто живет по законам другим
И кому умирать молодым.
Он не помнит слово “да” и слово “нет”,
Он не помнит ни чинов, ни имен.
И способен дотянуться до звезд,
Не считая, что это сон,
И упасть, опаленным Звездой
По имени Солнце…

Цитата о песне

Мотивы художника – это сокровенная тайна, которую порой и он сам не знает.

Рашид Нугманов (о мотивах написания «Звезды»)

Источник

«Кукушка» : Скрытый смысл песни. Что утаил Цой?

Виктор Цой (1962 – 1990) – рок-певец, гитарист, вокалист группы «Кино». Автор многих хитов, которые стали классикой отечественной сцены.

Текста Виктора всегда таили в себе очень глубокие смыслы. Были наполнены различными отсылками и метафорами.

Читайте также:  Осень солнце сквозь листву

В этой статье мы рассмотрим композицию группы Кино — Кукушка и найдём Скрытый смысл песни.

История создания

Виктор сочинил ее, отдыхая с Юрием Каспаряном в курортном поселке Плиеньциемс, расположенном на берегу Рижского залива.

Это было целиком детище лидера группы КИНО. Он написал слова песни «Кукушка», подобрал аккорды, разработал мелодические переходы и другие элементы аранжировки.

О чем «Кукушка», Цой не говорил. Его коллеги также мыслями на этот счет не делились. Конечно, поклонники высказали массу идей о смысле песни, но вряд стоит цитировать их догадки.

Песен ещё ненаписанных сколько, скажи, кукушка, пропой

с первых же строк появляется ключевой символ песни — кукушка. Конечно, это не просто птица, это метафора судьбы. На протяжении всей песни Цой обращается к этой безмолвной «собеседнице» — кукушке. Давайте разберём этот образ немного глубже. По поверьям, если задать кукушке вопрос: «Сколько мне жить осталось?», птица прокукует столько раз, сколько вам отведено лет. Но у Цоя исчисление времени другое: не в годах, а в песнях. Здесь на первый план выходит его творчество, а не бытовая жизнь. Для него не так важно, сколько лет ещё доведётся топтать эту землю, ему хочется знать, что нового он ещё сможет написать и спеть. Причём, заметьте, предполагается, что кукушка ответит тоже песней — «пропоёт», хотя все мы знаем, что кукование этой птицы на песню мало похоже.

В городе мне жить или на выселках, камнем лежать или гореть звездой

эти дихотомичные образы раскрывают стремления лирического героя. Город здесь символизирует причастность к большинству, к обывателям. Выселки же — это небольшое поселение, жители которого как бы отделились от другого населённого пункта. Мне кажется, здесь выселки символизируют небольшую общину единомышленников или даже уединённую, отшельническую жизнь, которая противопоставляется большому суетливому городу.

Что выбирает наш герой между перспективой «камнем лежать» и «гореть звездой» — тоже понятно, но заметьте, что оба этих образа связаны со смертью. Лежачий камень, под который, как известно, вода не течёт — это не только метафора обывательщины, но и символ смерти, как моральной, так и физической. Гореть звездой, освещать жизни других людей — более интересная возможность, но горение непременно предполагает сгорание, а значит, снова гибель.

Солнце моё, взгляни на меня — моя ладонь превратилась в кулак, и если есть порох, дай и огня, вот так.

Обращение к солнцу можно трактовать множеством разных способов — это может быть как адресация к определённому человеку, так и к нематериальной сущности, такой как счастье или удача. Я думаю, последнее ближе к истине, особенно если принимать во внимание многогранный образ Солнца в песнях Цоя. Удача отвернулась от героя, покинула его, и он просит её «взглянуть» в его сторону, осветить своими лучами. Иными словами, он просит судьбу-кукушку быть благосклоннее к нему и давать ему возможность бороться: «если есть порох, дай и огня».

Образ ладони, превратившейся в кулак, не менее символичен. Открытая рука, повёрнутая ладонью вверх, во все времена означала предложение мира, показывала, что человек безоружен и не собирается нападать. Открытая ладонь — знак дружбы, доброты, согласия. Но герой говорит, что его ладонь «превратилась в кулак» — именно так, не сжалась в кулак, а навсегда превратилась в него. Что означает кулак, думаю, пояснять не нужно. Никакого больше предложения мира, никакой безоружности. Герой занял враждебную позицию по отношению к окружающему миру.

Кто пойдёт по следу одинокому? Сильные да смелые головы сложили в поле, в бою.

Снова образ войны, битвы, но с кем же эта битва? Думаю, что здесь противоборствующей стороной является быт, тяжесть повседневной конформистской жизни, а также, возможно, давление со стороны власти.

Мало кто остался в светлой памяти, в трезвом уме да с твёрдой рукой в строю.

Наш герой чувствует себя тем самым воином, который остался один в поле. И он сомневается, что кто-то захочет добровольно повторить его одинокий подвиг, а потому задаётся вопросом — нужны ли все его «ненаписанные песни» или в них нет никакого смысла? Но это остаётся за строкой, за кадром.

Источник

Adblock
detector