Меню

Цой звезда по имени солнце 2017

«Звезда по имени Солнце»: как снимали трибьют Виктору Цою

В июне этого года Виктору Цою исполнилось бы 55 лет. Группа «Кино» — один из самых популярных исполнителей на Яндекс.Музыке, и ко дню рождения её лидера мы выпустили видеоролик-трибьют. В нём спрятано множество отсылок к творчеству Цоя — все аллюзии пока не нашёл никто из зрителей. О работе над роликом рассказывают режиссёр Стас Елисеев, менеджер проектов Яндекс.Музыки Дмитрий Родин и маркетолог Яндекса Лада Бакал.

«Много людей, и все они поют»

Лада: В Яндексе давно принято отмечать важные даты и события, и не только праздничными логотипами. В день рождения художника можно показать его картины, в день рождения исполнителя — предложить послушать музыку. Про юбилей Виктора Цоя мы вспомнили ещё зимой. Эта дата выделялась среди остальных, было понятно, что её нужно отметить как-то по-особенному. Это же Цой.

Дима: Цой, на мой взгляд, для многих не менее важен, чем Пушкин. «Кино» слушают люди всех возрастов, от подростков до пенсионеров, и во всех частях страны. У Яндекс.Музыки вообще трепетное отношение к Цою — ему был посвящён один из наших первых музыкальных спецпроектов. Он запустился в июне 2010 года, когда Музыки как таковой ещё не существовало — сервис заработал три месяца спустя.

Музыкальный спецпроект ко дню рождения Виктора Цоя, 21 июня 2010 года

Лада: У нас возникла мысль снять ролик, в котором было бы много разных людей, и каждый бы пел по строчке из песни Цоя. Это, конечно, совсем не сценарий, просто идея. С ней я пришла ко Стасу, режиссёру из Санкт-Петербурга, вместе с которым мы уже сделали несколько анимационных роликов: например, про «Лебединое озеро» и коллекцию импрессионистов в Пушкинском музее.

Стас: Когда меня просят что-то придумать по заказу, я обычно набрасываю 5-6 разных вариантов. Как сделать клип, посвящённый Цою, на песню Цоя, в Петербурге? Можно снять много красивых постановочных кадров в знаковых для Цоя местах — в Купчино, у «Камчатки», на берегу Финского залива. Можно пригласить разных неслучайных людей, чтобы они спели его песню: Бутусов на фоне песка и сосен.

Режиссёр Стас Елисеев, кадр со съёмок

Лада: Стас предложил множество сюжетов — в одном из них, кстати, дело происходило в питерском рок-клубе. В итоге остановились на идее со сменой эпох. Восьмидесятые, девяностые, нулевые, десятые: время идёт, музыка остаётся.

Стас: Шли от общего к частному. Это как наводка на резкость: у тебя есть идея, но сначала всё в тумане, а затем начинают проступать детали. Принято наоборот: вот костяк, история, давайте нанизывать детали. А мы сначала придумали снимать одним кадром проход по дворам и улицам Петербурга, потом появилась идея со сменой эпох, потом выбрали место для съёмки и только в конце родилась сквозная линия.

«Вы говорите по телефону в этом шлеме»

Стас: Я был абсолютно уверен, что снимать ролик должен Паша Фоминцев. Это лучший оператор из тех, кого я знаю. Когда я ему рассказал, как это должно быть снято, он ответил: это очень сложно, я никогда такого не делал, поэтому, конечно же, берусь. Другой удачей стал директор площадки, Серёжа Касатов. Он решил все наши организационные вопросы, хотя это было не так-то просто. Лали Модебадзе, художник-постановщик, раньше работала у Звягинцева на «Елене». Например, то, как выглядит в ролике коммунальная квартира, — её заслуга.

Стас: Для нас образ Цоя, образ группы «Кино» — это строгие парни в чёрном и с гитарами, но по духу Цой был не столько рокером, сколько художником-перформансистом, как сказали бы сейчас. Он участвовал в «Поп-механике» Сергея Курёхина, когда они все, надев на себя что-то нелепое, скакали по сцене, издавая странные звуки. Это важная часть цоевской эстетики. Поэтому я решил, что в ролике должна быть какая-то дикость, какая-то странность и немножко абсурдизма.

Стас: Нам очень повезло: с нами согласился поработать художник «Поп-механики» Сергей Чернов. И в ролике на чёрной лестнице у нас стоят девицы в настоящих костюмах того времени, конца 80-х — начала 90-х годов. Перформансы «Поп-механики» в каком-то смысле стали прообразами первых рейв-пати, которые проходили в Ленинграде. Так что рейверы появляются на экране неслучайно.

Читайте также:  Кругом еще ярко светит солнце охотится еще можно

В клипе персонажи на лестнице одеты в оригинальные костюмы «Поп-механики» Сергея Курёхина

Стас: Я понимал, какие типажи и образы нам нужны, но ничего никогда не бывает идеально. Импровизировали на ходу. Скажем, на съёмки согласился прийти Андрей Кагадеев, лидер группы «Н.О.М.». Отлично. Приходит, я смотрю на него и совершенно не понимаю, в какую мизансцену его поставить. Что ж, пошли с ним в костюмерку — мол, попробуем что-нибудь надеть и посмотрим. Взяли какой-то плащ советский и стали искать шапку смешную. И тут откуда-то появляется этот шлем. Надеваем его на Андрея и… Да! Всё сразу срослось — это человек, который говорит по телефону! В итоге это чуть не любимая моя мизансцена.

Персонаж Андрея Кагадеева, кадр со съёмок

Стас: Главную героиню нашли меньше чем за неделю до съёмок. На пробы пришли около десяти девушек. Первой была Анжелика Ежова. Прошла она по квартире — и мы такие: да нет, так не бывает, чтобы сразу то, что нужно. Посмотрели всех, помучились ещё день, а потом поняли — конечно, это она. Анжелика не только отлично выглядит в кадре — она единственная из всех с первого раза прошла вот этим сложным маршрутом по квартире без единой запинки. И за время съёмок ни разу не сбилась, не сделала ни одного неверного движения.

Анжелика Ежова, кадр со съёмок

От Петроградки до Сенной

Стас: Мы сразу хотели снимать одним кадром. Одну склейку нам пришлось сделать, поскольку квартира, которая нам понравилась, была на Петроградке, а уличная локация — около Сенной. Там есть две уникальные вещи: кафе, которое находится в остром углу дома, со сквозным проходом — в одну дверь входишь, а в другую выходишь, — и Every Dog Bar. Там тоже удивительный сквозной проход: ты заходишь с набережной, проходишь сквозь бар, потом через совершенно чумовую чёрную лестницу и оказываешься во дворе-колодце. Это, кстати, двор, в противоположном углу которого, по замыслу Достоевского, жил Раскольников.

Дима: Угловое кафе со сквозным проходом — круглосуточный «Кофе Хауз». На время съёмок — а они проходили ночью — он не закрывался. Правда, туда набилось столько людей из съёмочной группы, что у прохожих пропала всякая охота заходить внутрь. По ночам работает только один бариста — с владельцами кофейни о съёмках, конечно, договорились, а его, похоже, предупредить забыли. Он смотрел на толпу людей, на кучу аппаратуры, и, по-моему, был немного в шоке. Потом ещё и выяснилось, что он работает всего третий день. Чувак, спасибо за терпение!

Лада: Ролик снимали в обратном порядке: сначала улица, кафе и бар, а потом коммуналка. Это пустующая квартира на Большом проспекте Петроградской стороны, её нашла съёмочная группа.

Стас: Коммуналка — это объект, который мы создали с нуля. До съёмок там не было буквально ничего, голые стены. Реквизит собирали по знакомым, кто ещё не выбросил бабушкины вещи. Там, например, очень много вещей из моей старой квартиры. Лали, наш художник-постановщик, гениально все эти предметы выстроила в реальность. Она потом мне рассказывала: уже перед самыми съёмками, какие-то последние штрихи, она пробегает по кухне со стаканом воды и на автомате выливает воду в раковину. А раковина-то бутафорская! Снизу дырка, всё на пол льётся. В этот момент, говорит Лали, я поняла: декорация выглядит убедительно.

Уточка и учебник

Дима: Когда мы приехали на съёмки, у нас был примерный список пасхалок — предметов, которые так или иначе намекают на творчество Цоя. Например, нашивка с группой крови у дембеля или учебник географии за восьмой класс, который можно увидеть на столе в одной из сцен. Несколько пасхалок относятся к Яндексу — отчасти это шутки для своих. Так, резиновая уточка на подоконнике — привет менеджеру Яндекс.Музыки Егору Филиппову, который много лет собирает уток и публикует их фотки в инстаграме с хэштегом #yanducks.

Читайте также:  Год марса составляет 1 88 лет рассчитать расстояние от марса до солнца

Дима: Большинство предметов отыскали на месте: везти из Москвы в Питер клетчатый плед было как-то глуповато. Где именно их разместить, придумывали уже на съёмочной площадке. Кстати, персонаж, который сидит в пустой комнате на электрическом стуле, носит пробную оправу — это аллюзия на известную фотографию Цоя. Оправу взяли у знакомого офтальмолога. Довольно дорогая штука, поэтому хранили её не в квартире, среди прочего хлама, а в машине одного из членов группы. Достали только в момент съёмок.

Персонаж Руслана Дулича, кадр со съёмок

Дима: Люди отыскали не все пасхалки, которые мы задумали — зато увидели аллюзии там, где ими и не пахло. Иногда надпись на стене — это просто надпись на стене. А иногда — промокод.

Стас: Мой любимый пример — кадр с барменом в футболке, на которой написано Every Dog Bar. Вообще это название бара, где мы снимали. Когда пошёл весь этот хайп с поиском пасхалок, я прочитал в комментариях, что, оказывается, это отсылка к строчке «каждой собаке палку и кость» из «Песни без слов». В этот момент я и сам поверил, что получилось — люди находят в картинках смыслы, которые ты и близко туда не закладывал. Произведение живёт своей жизнью, так и должно быть.

Про «Кино»

Стас: Я довольно отчётливо помню момент, когда я первый раз услышал музыку Цоя. Мне тогда было лет десять. Я вырос на северном краю Петербурга, в районе, который называется Гражданка. Поговорка ещё такая есть: «Мы не хиппи, мы не панки, а мы гопники с Гражданки». Так вот, как-то раз на этой самой Гражданке я встретил приятеля с магнитофоном. Оттуда хрипела «Группа крови». Уже в десятилетнем возрасте я был страшным скептиком. Я даже успел открыть рот, чтобы спросить, что это за попса очередная — как вдруг, что называется, слова застряли у меня в горле. Песня ещё не кончилась, а я уже стал киноманом.

Стас: В одиннадцать лет я сам завёл кассетник и следующие четыре года ходил с ним наперевес. В основном оттуда раздавалась музыка «Кино». С другой стороны, наверно, настоящим киноманом я всё-таки не был: я не коллекционировал плакаты, пластинки, фотографии. Потому что, понимаете, все эти песни, весь этот стиль. У меня всегда было чувство, что не Цой это всё придумал — точнее, что ему не надо было это придумывать. Он не автор, он — медиум, который гениально транслировал какое-то очень важное состояние духа, которое всех касается. Про это и клип.

Источник

Цой звезда по имени солнце 2017

Виктор Цой «Звезда по имени Солнце»

Существуют ли песни, которые никогда не потеряют в актуальности? Песни, которые будут перепеваться много лет и передаваться от одного поколения к другому подобно притчам и былинам, хоть и в фольклоре в век информационных технологий нет никакой надобности? Дать точный ответ на этот вопрос мы сможем только со временем, но уже сейчас можно предположить, какие творения музыкантов прошлого претендуют на статус нетленных. «Звезда по имени Солнце» – как раз одно из таких произведений. Давайте узнаем, как создавался один из самых известных хитов группы «Кино» и познакомимся с любопытными трактовками его текста.

Историю создания песни «Звезда по имени Солнце», а также интересные факты, текст и содержание композиции читайте на нашей странице.

Краткая история

«Звезда по имени Солнце» прославилась на всю страну благодаря культовой киноленте Рашида Нугманова «Игла», которая вышла на большие экраны в 1988 году. По словам режиссёра, Цой сочинил эту песню в то время, когда жил у него в квартире во время съёмок осенью 1987-го, а первые ноты «звезды» были сыграны на его собственной гитаре.

Композиция открыла повествование фильма и зазвучала на вступительных титрах. Режиссёрский дебют Нугманова оказался успешен – в 1989 году «Игла» выбилась в лидеры кинопроката в СССР, а Цой стал лучшим актёром года по версии «Советского экрана». Реплики Моро разобрали на цитаты, а саундтрек ленты зазвучал чуть ли не из каждого двора – в записи или в любительском исполнении под четыре «блатных» гитарных аккорда.

Читайте также:  Солнц как чудесно звездное небо

В августе 1989 года «Кино» выпустили альбом «Звезда по имени Солнце», который стал последней прижизненной пластинкой Цоя. Тематически новая пластинка сильно отличалась от того, что «Кино» делали на заре карьеры – в текстах песен появились серьёзные размышления о жизни и смерти, мотивы внутренней борьбы, глубокие и метафоричные образы. Нельзя с уверенностью сказать, что заглавный трек задал настроение всему альбому, но он определённо ему соответствовал.

В записи «Звезды по имени Солнце», помимо самого Цоя, приняли участие гитарист «Кино» Юрий Каспарян, бас-гитарист Игорь Тихомиров и Георгий Гурьянов. На студии с музыкантами работал звукорежиссёр Михаил Кувшинов. По воспоминаниям самого Кувшинова, альбом записывали буквально с утра до ночи, не чувствуя усталости и не замечая времени – слишком увлечены были участники своим делом.

Интересные факты:

  • Запись «чистовой» версии альбома «Звезда по имени Солнце» велась на студии знаменитого российского поп-певца Валерия Леонтьева.
  • Фильм «Игла» имел два альтернативных названия: «Полёт чёрного солдата» и «Последний герой».
  • В саундтрек картины вошло 16 композиций, 7 из которых записали музыканты «Кино».
  • Изначально альбом «Звезда по имени Солнце» должен был называться «Пачка сигарет», но буквально в последний день работы на студии Виктор Цой решил изменить название пластинки.
  • В 2017 году «Яндекс» выпустили специальное видео «Звезда по имени Солнце», посвященное жизни и творчеству Виктора Цоя. Режиссёром ролика со множеством отсылок к жизни и творчеству великого музыканта выступил Стас Елисеев.
  • В первый год проката «Иглу» посмотрели более 14,6 миллиона зрителей.
  • Альбом «Звезда по имени Солнце» был официально издан только в 1993 году – до этого записи продавались лишь на компакт-кассетах, и музыканты группы не получали авторских отчислений с продаж.
  • «Звезда по имени Солнце» вошла в топ-100 лучших песен русского рока XX века радиостанции «Наше радио». Трек расположился на 12-м месте в рейтинге.
  • Большинство гитаристов-любителей начинают постигать азы игры на инструменте именно с песен «Звезда по имени Солнце» и « Пачка сигарет » Виктора Цоя. Такой выбор неслучаен – ритм-партия этих композиций играется на простейших аккордах и имеет несложный ритмический рисунок.

Содержание и текст песни «Звезда по имени Солнце»

Можно ли наверняка сказать, чему посвящена «Звезда по имени Солнце»? Вряд ли. Сам Виктор Цой в одном из интервью отмечал, что песня написана скорее о чём-то неопределённом, чем о нём самом, так что автобиографичной эту композицию назвать вряд ли можно. С другой стороны, фактически любое художественное произведение несёт в себе отпечаток мыслей и эмоций автора.

Режиссёр «Иглы» Рашид Нугманов о смысловом посыле трека не распространялся, музыканты группы «Кино» также своими соображениями делиться не спешили. Поклонникам коллектива только и оставалось, что строить свои теории и трактовки. Некоторые из них получились весьма занятными.

Загадочный город из песни, по одной из версий, имеет реальный прототип – г. Тараз на юге Казахстана. История зарождения этого населённого пункта берёт своё начало в VI-V вв до н. э., что вполне подходит под «песенное» описание. Жёлтый дым над городом – выхлопы трёх фосфорных заводов, работавших на территории Тараза вплоть до середины 90-х.

Ещё одна любопытная теория носит религиозный характер и отсылает нас к году рождения Иисуса Христа (современный календарь отсчитывает время именно от Рождества Христова). Согласно этой версии, «небесный свет» из песни предстаёт светом божественным, о котором люди, увлечённые бесконечной войной, позабыли.

Обе версии могут звучать натянуто, да и в целом трактовка песен Цоя – дело неблагодарное. Гораздо проще (и, возможно, правильнее) будет сказать, что «Звезда по имени Солнце» – это вневременное и не привязанное к каким-либо религиозным, идеологическим или локальным явлениям произведение, смысл и посыл которого каждый волен воспринимать по-своему. Настоящее искусство не всегда говорит с нами о чём-то конкретном – порой оно позволяет видеть себя таким, каким мы хотим его видеть.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Виктор Цой «Звезда по имени Солнце»

Источник

Adblock
detector