«Лунный человек»: почему жители Новой Гвинеи считали путешественника Миклухо-Маклая богом-создателем
Некоторые слова в языке папуасов бонгу очень напоминают русские. Например, «тапорр» значит топор, «ножа» — нож, а «глеба» — хлеб. В чем же связь между двумя столь непохожими языками? Это не что иное, как заимствования, которыми туземцы обозначали предметы, подаренные им путешественником Н. Н. Миклухо-Маклаем. В жизни этого народа русский этнограф сыграл настолько важную роль, что память о нем сохранилась до наших дней. И сегодня туземцы Новой Гвинеи именуют секиру «скирау», кукурузу – «гугрус». Все это искаженные за полтора века русские слова, которыми обогатился язык бонгу благодаря Миклухо-Маклаю.
Впервые русский этнограф причалил к северо-восточному побережью Новой Гвинеи в 1871 г. В общей сложности за три экспедиции он пробыл в «гостях» у папуасов 3,5 года. Место, где он высадился, названо в его честь берегом Маклая.
Облик и знания пришельца были настолько непонятны аборигенам, что он стал героем многих местных мифов. Пока он занимался исследованием папуасов, они, в свою очередь, изучали его. «Сверхъестественные» способности путешественника были истолкованными жителями Новой Гвинеи как сильнейшая магия. А сам Миклухо-Маклай стал для них настоящим божеством, спустившимся в мир людей.
Прибытие этнографа на корабле повергло папуасов в настоящий шок. Смятение усилилось, когда Миклухо-Маклай пригласил аборигенов посетить свой корвет. В это время был дан залп из пушек в честь благополучного завершения плавания. Побросав подарки, туземцы пустились наутек и стали копать могилы, готовясь к неминуемой смерти. Когда опасность конца света миновала, они решили, что в образе мореплавателя их посетил то ли демон Бука, то ли божество Ротей, которого они почитали как прародителя.
Белых людей аборигены видели впервые, поэтому поначалу они из боязни прятали от них женщин и детей. Когда Миклухо-Маклая стали звать «белым папуасом», он всячески поощрял это прозвище, так как хотел сблизиться с туземцами. Когда они поняли, что путешественник не желает им зла, то окончательно уверились в том, что он бог-создатель — Ротей.
Аборигены считали, что Миклухо-Маклай перерождался сотни раз, поэтому в одной из прошлых жизней жил в далекой земле России. С цветом кожи связан еще один курьез. Иногда туземцы называли его «лунным человеком». Так они иносказательно обозначали то, что он был белокожим. Однако сам Маклай поначалу не сумел верно истолковать смысл этого выражения, переведя его как «человек с Луны».
Истории о визите этнографа папуасы передавали из поколения в поколение, постепенно украшая их красочными подробностями. Когда не осталось в живых очевидцев, встречавшихся с Миклухо-Маклаем, он окончательно превратился в мифологический персонаж.
Источник
Какого путешественника туземцы Новой Гвинеи прозвали «человеком с Луны» и почему его так прозвали?
Ответить на вопрос
ЛУЧШИЙ ОТВЕТ |
На островах Новой Гвинеи его считали человеком с Луны, из-за кожи почти белого цвета. А звали его Николай Николаевич Миклухо-Маклай.
Миклухо-Маклай (1846 – 1888) – знаменитый русский путешественник, исследователь быта народов и племен, на которых не распространилось влияние цивилизации. 1 октября 1871 г он шагнул с борта клипера «Изумруд» на землю острова Новая Гвинея в Малайском архипелаге. Папуасы встретили его очень враждебно – копьями и стрелами. Но путешественник расстелил на песке циновку, прилег на нее и заснул, чем вызвал огромное удивление аборигенов. Он терпеливо завоевывал расположение и уважение местных жителей своей добротой, мужественностью, справедливостью.
За то время, которое он находился на острове, он сумел выучить язык папуасов, изучил их быт, традиции, предметы быта, украшения, оружие. Попутно изучал окружающую флору и фауну. Он познакомил папуасов с металлическими орудиями труда и научил ими пользоваться, лечил их от различных заболеваний. Папуасы звали его «Тамо-рус» (человек-рус) – посланец Луны, человек с белой кожей. Он прожил в племени папуасов 15 месяцев. Цель его исследований заключалась в доказательстве того, что не существует низших рас, и принципиальных отличий между папуасами и европейцами не существует. Он бывал у папуасов Новой Гвинеи несколько раз, и всякий раз его встречали очень радостно, как старого доброго знакомого.
Берег, на котором он жил, сейчас носит имя Маклая. А среди папуасов до сих пор ходит легенда о добром белом человеке с Луны, который когда-нибудь вернется снова.
Умер Миклухо-Маклай 2 (14) апреля 1888 года, не дожив и до сорока двух лет. Главное свое богатство — мозг — он завещал отечественной науке, так же, как и все бумаги и коллекции. Но подвиг и труды Николая Николаевича были по-настоящему оценены лишь в следующем веке. А главным памятником ему стало появление на карте мира независимого государства Папуа-Новая Гвинея.
Источник
Русский бог Океании, или «человек с Луны»
Сегодня, 17 июля, исполняется 172 года со дня рождения великого русского этнографа, антрополога и путешественника, члена Императорского Русского географического общества (ИРГО) Николая Николаевича Миклухо-Маклая (1846–1888). В память о человеке, заложившем основы отечественной антропологии и этнографии, в этот день в России отмечается День этнографа.
map_mikluho-maklai_1.jpg
Николай Николаевич Миклухо-Маклай родился в селе Языково-Рождествено Новгородской губернии. С юных лет он проявил интерес к естественным наукам. Во время обучения в Йенском университете (Германия) будущий исследователь изучал медицину, зоологию, принимал участие в нескольких научных экспедициях. Уже тогда молодой учёный интересовался малоизвестными регионами планеты – такими направлениями географических исследований, которые сулили крупные открытия.
image00009_cr.jpg
Миклухо-Маклай стал первым европейцем, ступившим на земли Новой Гвинеи, а исследования коренного населения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании принесли ему широкую известность. Сейчас участок северо-восточного побережья острова Новая Гвинея назван в честь учёного – Берегом Маклая.
image101.jpg
Для Миклухо-Маклая аборигены не были чуждым народом. Конечно, поначалу жители Новой Гвинеи отнеслись к исследователю, «человеку с Луны», с недоверием. Но со временем русский учёный стал им другом, учителем, даже подобием божества – новогвинейцы не раз называли детей Маклаями в честь учёного.
n.n._mikluho-maklay_v_ekspedicionnoy_odezhde._novaya_gvineya_1871_god._fotografiya_v.i._klassena.jpg
Николай Николаевич Миклухо-Маклай в совершенстве знал язык туземцев: свободно и бегло говоря по-астролябски, немедленно отвечал на все их расспросы. Сам антрополог признавался, что изучение местных языков, особенно поначалу, далось ему нелегко.
«Изучение первого папуасского диалекта было сопряжено с большими трудностями, так как не было лица, которое могло бы служить переводчиком. Названия, которые я желал знать, я мог получить только или указывая на предмет, или с помощью жестов, которыми я подражал какому-нибудь действию. Но эти два метода были часто источниками недоразумений и ошибок», – писал в он в дневниках.
3jjjj.jpg
Одной из главных задач своей жизни русский путешественник видел в защите коренного населения Новой Гвинеи, отстаивал интересы туземцев перед правительствами европейских государств, предотвращая эксплуатацию и истребление туземцев.
img506_cr.jpg
Николай Николаевич Миклухо-Маклай сделал большой вклад в развитие мировой науки. Ещё при жизни учёного было опубликовано более 100 работ по различным вопросам антропологии, этнографии, зоологии, сравнительной анатомии, географии и других дисциплин.
22jjjj.jpg
Другое уникальное наследие учёного – удивительные рисунки, выполненные самим Миклухо-Маклаем во время экспедиций. В общей сложности его архивы насчитывают свыше 700 изображений. Работы исследователя отличаются особой точностью и наглядностью. Среди работ Миклухо-Маклая встречаются изображения рыб, птиц, животных, но основная масса изображений – это портреты коренных жителей, изображения их жилищ, орудий труда, одежды, украшений. Для целого ряда народов эти рисунки до сих пор являются единственным историческим источником, воспроизводящим исчезнувшие или ускользающие особенности их культуры и быта.
Источник
«Лунный человек» Миклухо-Маклай: как жилось этнографу с дикими аборигенами
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Миклухо-Маклай прожил всего 41 год и с детства постоянно отвоевывал право на жизнь. Вначале он перенес воспаление легких, позже была малярия и лихорадка, эти болезни провоцировали постоянные обмороки, припадки бреда. Смерть Маклая вообще была вызвана заболеванием, которое врачи не сумели диагностировать: у ученого болела челюсть, у него не функционировала одна рука, и были сильнейшие отечности ног и живота. Много лет спустя во время перезахоронения останков Маклая были проведены исследования, в результате которых было установлено: у Маклая был рак челюсти, и метастазы распространились по всему телу.
Интересной была и личная жизнь путешественника: несмотря на постоянные болезни и разъезды, он успевал завязывать отношения с девушками. Пожалуй, самой экстравагантной оказалась история с пациенткой, которую Маклай лечил, когда проходил медицинскую практику. Девушка умерла, завещав ему череп в знак вечной любви. Из него этнограф сделал настольную лампу, которую потом всегда брал с собой в путешествия. Сохранились сведения и о романах Маклая с девушками из папуасских племен.
Была у Миклухо-Маклая и официальная жена, автралийка. У пары родилось два сына, семью Маклай перевез в Петербург, где они прожили 6 лет. После смерти Миклухо-Маклая жена с детьми вернулась в Австралию.
О современной жизни аборигенов в Папуа-Новой Гвинее читайте в нашем обзоре.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник
Миклухо-Маклай: «человек с Луны» или «русский Джеймс Бонд»? Мифы о великом этнографе и путешественнике. Часть 1
«Во-первых, у нас нет однофамильцев – так получилось, и если кто-то – Миклухо-Маклай, то это точно наш родственник. У меня в детстве была история, когда я пытался вызвать скорую в связи с тем, что моя мама плохо себя чувствовала, и она сказала свою фамилию. Они предложили вызвать психиатрическую».
Седьмым на сцену форума Ученые против мифов-9 вышел потомок и полный тезка нашего знаменитого соотечественника:
Эпизод-7. Миклухо-Маклай: «человек с Луны» или «русский Джеймс Бонд»? Мифы о великом этнографе и путешественнике
Спикер: Николай Миклухо-Маклай, директор фонда сохранения этнокультурного наследия имени Миклухо-Маклая, автор книги «Путешествие на берег Маклая», продюсер и режиссёр документальных фильмов.
Спикер: Николай Миклухо-Маклай, директор фонда сохранения этнокультурного наследия имени Миклухо-Маклая, автор книги «Путешествие на берег Маклая», продюсер и режиссёр документальных фильмов. Доклад прозвучал 3 февраля 2019 г. на Форуме «Ученые против мифов-9» (организатор АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ).
Стенограмма: SciTeam (Серафима Горбунова)
Александр Соколов: Здравствуйте, Николай! Расскажите про Вашего знаменито предка. Где больше мифов сочинили: на родине – на Руси, или в Папуа-Новой Гвинее?
Николай Миклухо-Маклай: Если до 2017 года мифы можно было сосчитать, то после экспедиции, которую мы сделали в 2017 году, их количество начало расти. Вначале покажем, что за экспедиция у нас была, чтобы вы были в курсе, как рождаются мифы.
Александр Соколов: Давайте посмотрим видео.
Берег Маклая на острове Новая Гвинея – затерянный райский уголок в Тихом океане. Именно здесь высадился великий русский путешественник, Николай Миклухо-Маклай. Он стал первым европейцем, который завоевал безграничное доверие местного населения. Он покорил папуасов своей добротой, искренностью и простотой.
Туземец Туй был самым смелым из папуасов. 150 лет назад он первым пошёл на контакт с белым человеком и первым нашёл с ним общий язык. Это знакомство стало первой сценой театрализованного представления, в котором современному Миклухо-Маклаю было суждено сыграть своего знаменитого предка. Сегодня потомок Маклая беседует с потомком Туя.
Асель, потомок Туя: «Однажды, когда Туй шёл вдоль берега в надежде поймать рыбу, перед ним появилось привидение. Как оказалось потом, это был белый человек. Он стал показывать знаками: «Не бойся меня, я тоже человек».
С тех пор прошло полтора века, но жизненный уклад этой деревни и мораль аборигенов мало изменились.
Николай Миклухо-Маклай: «Вот такая вот зажигалка (показывает полено, один кончик которого опалён). 50 лет назад Маклай рассказывал, что с помощью таких полен, которые они брали с собой, можно было поджигать костёр ну и плюс греться. Они до сих пор его используют. Вот мы видим, как прекрасный местный житель носит с собой точно так же уголёк».
«Добро пожаловать, Маклай!» — гласит надпись на школьной доске. Папуасы часто называют своих детей его именем. Потомка великого гуманиста встречают не только дети, но и бывший премьер-министр, основавший государство Папуа — Новая Гвинея.
Майкл Сомаре, премьер министр Папуа — Новой Гвинеи (1975 – 2011 гг): «Я очень горд встретиться с потомком Миклухо-Маклая. Мы приветствуем учёных-натуралистов из России. Мы можем показать вам неизвестную часть мира, нашу страну Папуа – Новая Гвинея».
Российскую экспедицию одинаково тепло встречали и в столице, и в глухих деревнях. В университете города Маданг учёные торжественно открыли выставку рисунков Миклухо-Маклая и фотографий вещей и предметов из коллекции кунсткамеры, которыми пользовался великий путешественник.
Маклая в Новой Гвинее помнят и знают везде, а вместе с ним и Россию.
Конец текста видео
Николай Миклухо-Маклай: Вот такой привет передали нам из Папуа. Мы проделали эту экспедицию через сорок лет после советской и через 146 лет после высадки Миклухо-Маклая на этот берег, который раньше назывался берегом Маклая, а сейчас носит название Райкост (Rai Coast).
Давайте напомню вам про Миклухо-Маклая, потому что некоторые могли забыть. Во-первых, это всемирно известный общественный деятель, потому что он боролся за права папуасов. Но что его сподвигло? В первую очередь, он был натуралистом, исследователем, который отправился в Папуа-Новую Гвинею, а на тот момент – просто остров Новая Гвинея, на северо-восток острова, для того, чтобы узнать о «пучковолосой расе». Именно он развенчал тот миф, который этнографы насаждали среди всего населения – что папуасы – это что-то промежуточное между обезьяной и человеком.
Он ехал в очень опасное путешествие: никто даже не представлял, что с ним будет, потому что с туземцами никто тогда и не общался. После того, как он провёл с ними более 2,5 года, он начал бороться за их права, потому что доказал на примере своих научных исследований, что это абсолютно такие же люди, и все люди равны.
У него много достижений в разных областях науки, потому что, как я в самом начале сказал, он натуралист широкого профиля, человек, который не боялся изучать и зоологию. Сам он считал себя превосходным зоологом.
День рождения Миклухо-Маклая, 17 июля, считается профессиональным днём этнографа, то есть все этнографы его признали как этнографа. Его считают общественным деятелем, человеком, который изучал глубины Мирового океана. Например, понятие течений глубин Мирового океана первым ввёл Николай Николаевич, хотя вроде бы изучал папуасов. Он не боялся браться за исследования в самых разных областях, и все свои работы он писал вначале на английском и немецком языках из-за того, что 17 лет путешествовал вне России, а потом это всё переводилось на русский.
Сегодня мы поговорим о пяти мифах о Миклухо-Маклае и попытаемся немножко познакомится с этой личностью, потому что через полтора века она становится ещё более интересной. Тема, я считаю, очень интересная – «человек с Луны» или «русский Джеймс Бонд»? те, кто родился в Советском Союзе, ещё помнят, что «человек с Луны» – это Миклухо-Маклай. Тот, кто родился после, считает, что это Гагарин или кто-то подобный. Так вот, я вам должен сказать, мы сегодня расскажем, кто такой «Джеймс Бонд» и кто такой «человек с Луны».
Миф №1: Откуда появилась приставка к фамилии «Миклуха»?
Начнём с фамилии, потому что это фамилия, с которой я мучаюсь с детства, и я должен вам рассказать, как и откуда она произошла. Во-первых, у нас нет однофамильцев – так получилось, и если кто-то – Миклухо-Маклай, то это точно наш родственник. У меня в детстве была история, когда я пытался вызвать скорую в связи с тем, что моя мама плохо себя чувствовала, и она сказала свою фамилию. Они предложили вызвать психиатрическую.
Вот в этой связи ещё в Советское время, когда личность Миклухо-Маклая была более известна, вокруг неё появилось множество слухов. Например, на Украине, поскольку у нас украинские корни, из Стародуба. У отца Николая Николаевича были и казацкие корни. Миклуха – это украинская фамилия. Некоторые считают, и это достаточно устойчивое мнение большого количества людей, что происхождение фамилии связано с шапкой-ушанкой: «махлай» трансформировалось потом в «Маклай» и добавилось к «Миклуха». Настолько часто встречается такое мнение, что я не мог обойти этот миф – мне постоянно говорят, что моя фамилия произошла от шапки-ушанки. Переходим дальше.
Дело в том, что Николай Николаевич учился в Германии, и когда он уезжал из России, у него была ещё фамилия Миклуха, а Геккель, его учитель, всемирно известный зоолог, в конце его обучения во время переписки с другими учёными называл его уже Миклухо-Маклай. И это тоже добавляет интереса – откуда же это произошло?
В 1998 году Бутинов Николай Александрович, один из биографов Миклухо-Маклая (вообще его биографов было на тот момент много) предложил версию о том, что когда он вместе с Геккелем изучал губок, он назвал одну из них «Маклай» и затем решил прибавить это слово к своей фамилии. В этой связи Геккель начал называть его Миклухо-Маклаем. Вот такая версия есть, при этом её высказывают и учёные.
Но я хочу сказать, что не думаю, что на версию Бутинова обратило бы внимание министерство иностранных дел (. ), которое выдало Николаю Николаевичу паспорт в 1870 году, а вот на версию семейного предания оно обратило внимание. Оно говорит о том, что шотландский барон Маклай в битве при Жёлтых водах попал в плен. Это было в 1648 году, и, женившись в дальнейшем на девушке по фамилии Миклуха, он оставил эту фамилию, потому что «Маклай» – однозначно неблагозвучно для казацкого уха. И эту фамилию мы носили, передавая легенду о том, что наш предок – шотландский барон по фамилии Маклай.
Если вы попробуете попросить иностранцев произнести фамилию Миклуха, вы услышите столько вариаций, абсолютно непохожих на «Миклуха», поэтому Николай Николаевич начал использовать ту вторую часть, которая всегда в семье упоминалась – «Маклай», чтобы было более удобно. Однако после того, как он закончил обучение и вернулся, этого было недостаточно, и его мать, Екатерина Семёновна, восстановила фамилию на основании документов в Дворянском собрании Министерства иностранных дел в 1870 году, и перед его великим путешествием на остров Новая Гвинея ему выдали паспорт, где было написано «Миклухо-Маклай».
Таким образом Николай Николаевич, помимо того, что доказал, что все люди на планете равны от природы и нет непонятных «пучкообразных» людей, ещё и восстановил фамилию семьи, потому что все остальные родственники тоже взяли её. Например, я двоюродный праправнук, не прямой – прямые у нас есть в Австралии, но носителей фамилии у нас достаточно мало. Однако я так же ношу фамилию Миклухо-Маклай, это одно из подтверждений [нашего родства].
Миф №2: Почему папуасы называли Миклухо-Маклая «Человеком с Луны»?
«Человек с Луны», мы начали с этого. Папуасы не знали, что он Миклухо-Маклай, и называли его «человеком с Луны», они даже не представляли, что он мог им не быть. А почему так много людей в Советском Союзе, да и в России, знают его как человека с Луны? Да потому что миллионными тиражами выходили книги с таким названием – и для детей, и для взрослых. Он был интереснейшим путешественником, и почему Миклухо-Маклая так называли и что в этих книжках было описано, мы сейчас с вами посмотрим в увлекательнейшем видео. Это интервью с потомком того первого папуаса, который встретил белого человека.
Асель-Туй, потомок Туя: Как я сказал, Маклай – это хороший человек. Все видели в нём хорошего человека. Он никогда не прогонял всех, кто приходили к нему. Также про него говорили, что он человек с Луны. Он белый, и ночью, когда ты увидишь луну, он белая. Потому что все говорили, что он пришёл с Луны и так себя ведёт. Он всех любил, и у него была одна мысль (слово). Так он вёл себя с Туем и всеми другими. И все звали его человеком с Луны. На местном языке они так же говорили – «Karam Tamo».
Конец текста видео
Николай Миклухо-Маклай: Это версия, которую рассказал мне сам потомок того самого первого папуаса. Это хранитель легенд – «бигмэн» на том берегу Маклая, до которого мы добрались. Это версия папуасов, и, что самое интересное в нашем исследовании, мы можем узнать версию Николая Николаевича. Он соглашался с версией папуасов, но писал в своих дневниках, что его начали называть «человеком с Луны» после двух случаев.
Когда его оставила команда «Витязя» на берегу Маклая, не все были уверены, что он сможет выжить, и когда он остался один, к нему пришёл папуас Туй и сказал, что его убьют: «Придут люди из других деревень, и наверняка ничего от тебя не останется». Во время того, как проходила одна из пирог рядом с хижиной Миклухо-Маклая, он решил открыть фальшфейер. Это то, что привлекает внимание и даёт достаточно большое пламя, фактически до небес – во время, например, крушения его включают; ему его оставила команда (фальшфейер – это пиротехническое сигнальное устройство в виде картонной или эбонитовой гильзы, наполненной горючим составом – прим. ред.). Для чего он это сделал? Для того, чтобы показать свою силу и чтобы на него обратили внимание и поняли, что он необычный человек. Это повлияло на туземцев очень сильно, потому что они побросали свои лодки и исчезли, а через некоторое время к нему прибежали папуасы и хотели подтвердить его силу и узнать, почему же он такой. Он не растерялся, взял воду, дал попробовать папуасам; те отпили. Взял блюдце и бутылку со спиртом, который внешне абсолютно идентичен с водой, налил туда, поджёг и бросил этот спирт к ногам папуасов. Те закричали: «Не поджигай, Маклай, море!»
И этот миф спас Миклухо-Маклаю жизнь и позволил ему стать великим исследователем, описать жизнь людей каменного века в прямом смысле этого слова, не вторгаясь в неё. Они до него не знали, что такое железо. Он им привёз топоры и другие железные предметы.
Миф №3: У Миклухо-Маклая осталось много детей на острове Новая Гвинея
Этот миф мне очень интересен, и одна из причин, почему я отправился в это путешествие, — наверное, чтобы найти подтверждение или опровержение этого мифа. Есть ли у меня там родственники, в конце концов, на берегу Маклая? Ведь жил он там долго, и все абсолютно уверены, что ну не могли обойти Маклая красивые папуаски. Мы сейчас послушаем мнение не просто людей, а человека, который серьёзно занимался этим вопросом, Сергея Вячеславовича Савельева. Это российский учёный, который является заведующим лаборатории развития нервной системы Института морфологии человека РАН. Давайте послушаем!
Сергей Савельев: «Миклухо-Маклай в силу особенностей своего характера подружился с ними [с папуасами] и провёл довольно много времени в этом месте. Из-за этого, в общем, обычно и рассказывается: вот берег Маклая, вот его знаменитые гуманистические дневники, вот вторые дневники, которые никому не известны, но следы этих дневников видны среди голубоглазых и светловолосых аборигенов, с которыми он явно проводил эксперименты по межрасовому скрещиванию».
Конец текста видео
Николай Миклухо-Маклай: Ну вы понимаете, что с этими вопросами я постоянно жил и не мог не проводить исследования в этой области уже. Мы специально разместили такую фотографию (показывает на фото детей-папуасов), чтобы найти хоть одного голубоглазого и светловолосого. Не смогли найти.
Я вам должен сказать о принципе Николая Николаевича. Дело в том, что он действительно был исключительно настоящим этнографом, описывающим среду обитания, не вторгаясь в неё. Только это позволяло ему получать абсолютно адекватную, объективную картину. Если бы он вошёл с ними в контакт, это бы нарушило его принципы и самую главную идею, из-за которой он пришёл: «Цель моей жизни – это польза и успех во благо человечества».
Давайте посмотрим, что он пишет в своих дневниках. Было ли желание у папуасов породниться с Маклаем? Конечно! Они отправляли к нему молодых красивых девушек, и об одной у него было написано в дневниках, о том, что он почувствовал, что к нему кто-то прокрался под одеяло и начал его обнимать. Он понял, что это неслучайная затея, и, наверное, с ним хотят породниться. Он вышел и сказал всем папуасам: «Ты ступай, Маклаю женщин не нужно».
Что же об этом говорят местные жители? Это был главный вопрос, который я задал им, и даже в этот момент не знал, стоит снимать или нет, но всё-таки эту съёмку мы сделали. Есть ли у Маклая дети, я вам сегодня покажу.
Текст видео:Асель-Туй, потомок Туя: Наши предки, жители деревни Горенду, видели, как ведёт себя Маклай, Маклай Старший. Он был очень хорошим, и жители Горенду любили его. Мы увидели Маклая и подумали, что если мы не дадим ему жену, другая семья даст ему её, поэтому мы выбрали жену для него, молодую, красивую девушку. Мы хотели отдать её ему, но Маклай сказал: «Нет, я не за этим сюда приехал». Так он сказал всем. И все согласились. «Я приехал к вам. Она моя сестра, моя дочка, и я не могу на ней жениться». Все это услышали и согласились, никто не стал с ним спорить.
Конец текста видео
*********************
Николай Миклухо-Маклай: Самое интересное – что они умеют передавать истории. В каждой деревне находится человек, который рассказывает достаточно подробно все истории. Если бы Маклай с ними породнился, они бы обязательно об этом рассказали.
Одна из причин, почему они хотели с ним породниться, – это стать великими. Как только Маклай стал бы частью их деревни, они бы стали самой сильной деревней на острове и смогли бы иметь определённые привилегии. Папуасы об этом [о том, что какая-то деревня имела привилегии] не говорят ни в какой части острова.
Местные жители называли учёного «Tama Boro», это что-то между «бигмэном» и богом. Это в какой-то мере спасало его. Землю, на которой он жил, они называли деревней Маклая, Россия, потому что в языке у них не было никогда слова «страна». Они жили настолько обособленно от всех, что для них самое большое, что могло быть, – это деревня.
Николай Миклухо-Маклай: Самое интересное – что они умеют передавать истории. В каждой деревне находится человек, который рассказывает достаточно подробно все истории. Если бы Маклай с ними породнился, они бы обязательно об этом рассказали.
Одна из причин, почему они хотели с ним породниться, – это стать великими. Как только Маклай стал бы частью их деревни, они бы стали самой сильной деревней на острове и смогли бы иметь определённые привилегии. Папуасы об этом [о том, что какая-то деревня имела привилегии] не говорят ни в какой части острова.
Местные жители называли учёного «Tama Boro», это что-то между «бигмэном» и богом. Это в какой-то мере спасало его. Землю, на которой он жил, они называли деревней Маклая, Россия, потому что в языке у них не было никогда слова «страна». Они жили настолько обособленно от всех, что для них самое большое, что могло быть, – это деревня.
Источник