Меню

Твоя вселенная е левитана

Левитан Ефрем Павлович

Левитан Ефрем Павлович

Солнце, Луна, далекие звезды и Земля, на которой мы живем, — все это привлекает внимание ребенка с первых лет жизни. Помочь родителям в доступной и увлекательной форме дать малышам первоначальное.

Левитан Ефрем Павлович

Можно ли просто и увлекательно рассказать о сложной науке астрономии? Как проникнуть в тайны рожденияи жизни далёких звёзд и планет? Почему людей Земли так интересует загадочное огненное Солнце?

Левитан Ефрем Павлович

Можно ли просто и увлекательно рассказать о сложной науке астрономии? Как проникнуть в тайны рожденияи жизни далёких звёзд и планет? Почему людей Земли так интересует загадочное огненное Солнце?

Левитан Ефрем Павлович

Книги серии «Астрономия для умненьких детей» помогут Вам заинтересовать детей самой увлекательнйо наукой о Вселенной — астрономией. В новой, девятой книжке рассказывается о Галактике — огромном.

Левитан Ефрем Павлович

Книга содержит занимательный и доступный текст, который дополнен иллюстрациями, облегчающими восприятие ребенком новых сведений, в число которых входят звездные карты, как старинные, так и.

Левитан Ефрем Павлович

Известный популяризатор астрономии рассказывает о самых крупных из карликовых планет нашей Солнечной Системы

Источник

Авторская адаптационная педагогическая разработка. Общеразвивающая программа «Твоя Вселенная»
рабочая программа на тему

Программа факультатива разработана на основе авторской программы факультативного курса «Твоя Вселенная» Е.П. Левитана, опубликованной в сборнике программ общеобразовательных учреждений (Москва «Просвещение», 2001 г.) . Программа была рассчитана на 4 учебных года по 68 часов за учебный год (2 часа в неделю).

Программа была скорректирована на 3 учебных года по 34 часа за учебный год ( 1 час в неделю). «Твоя Вселенная» — факультативный курс для обучающихся 2-4 классов, значительно дополняющий и углубляющий знания и представления детей о наблюдаемых явлениях и о мире небесных тел.

Пропедевтическое астрономическое образование является одним из перспективных средств развития личности младших школьников. Курс ориентирован на развитие мышления детей, их воображения, творческой активности, наблюдательности и любознательности.

Скачать:

Вложение Размер
tvoya_vselennaya.doc 161 КБ

Предварительный просмотр:

Учебная программа факультатива

МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Радуга» Тайшета

Мышкина Ирина Дмитриевна,

Методист, педагог дополнительного образования

Календарно – тематическое планирование

факультативного курса «Твоя Вселенная».

Первый год обучения.

Раздел I. Каким ты видишь Солнышко 9 часов

Что изучает курс «Твоя Вселенная».

Что думали древние о Солнце.

Боги Солнца и праздники, посвященные Солнцу.

Далеко ли до Солнца?

Как измерить и взвесить Солнце?

Почему Солнце светит и греет?

Путешествуем к Солнцу.

Планеты Солнечной системы.

Планеты Солнечной системы.

Раздел II. Какое оно, твое Солнышко. 7 часов

Почему на Солнце пятна?

Возраст нашего Солнца

Вид Солнца. Астрологический знак Солнца.

Элементарное представление о горизонте.

Положение Солнца относительно выбранных предметов и горизонта.

Можно ли проследить движение Солнца по небу?

Что можно узнать о Солнце из отрывного календаря?

Раздел III. Как Солнышко уже сейчас помогает людям, и чему его будешь учить ты. 7 часов

Первоначальное представление о Земле как небесном теле.

На чём держится и почему не падает Земля?

Народные приметы, связанные с видом Солнца.

Определение времени по Солнцу.

Определение по Солнцу местонахождения.

Солнце помогает людям в сельском хозяйстве, в быту, в технике. В космосе.

Раздел IV. Солнце необходимо всему живому на Земле. 7 часов.

Предосторожности при наблюдении Солнца.

Солнце – источник радости.

Солнце – необходимый источник тепла и света для всего живого.

Полезный и вредный загар.

Что было бы, если бы Солнышко исчезло?

Миф об Икаре. Можно ли долететь до Солнца и нужно ли это делать?

Раздел V. Обобщение. 4 часа.

Понятие об астрономии как о науке, изучающей небесные тела.

Как астрономы исследуют Солнце?

Обобщение. Что узнали за год.

Заключительное занятие – экскурсия.

Календарно – тематическое планирование

факультативного курса «Твоя Вселенная».

Второй год обучения.

Раздел I. Какой ты видишь Луну. 10 часов.

Планеты Солнечной системы.

Луна – спутник Земли.

Астрономический знак Луны.

Мифы о Солнце и Луне.

Вид Луны. Изменение вида Луны.

Что можно сказать о Луне?

Что видно на Луне невооруженным глазом?

Можно ли ориентироваться по Луне?

Народные приметы, связанные с видом Луны.

Раздел II. Какая она, твоя Луна. 8 часов.

Мифы о природе Луны.

Что больше: Луна или Солнце?

Непривычный для нас вид Луны.

Можно ли жить на Луне?

Что было бы, если бы не было Луны?

Сравнительные размеры Земли и Луны.

Почему с Земли видна лишь одна сторона Луны?

Почему бывают затмения Солнца и Луны?

Раздел III. Космические полеты к Луне. 15 часов.

Полёты к Луне – давняя мечта людей.

Первые полёты в космос.

Первые полёты на Луну.

Кто такие — К.Э.Циолковский, С.П.Королёв, Ю.А.Гагарин?

Кто такие — К.Э.Циолковский, С.П.Королёв, Ю.А.Гагарин?

Как удалось увидеть обратную сторону Земли?

Как удалось увидеть обратную сторону Земли?

Зачем нужны полёты на Луну?

Зачем нужны полёты на Луну?

Будут ли ещё люди летать на Луну?

Будут ли ещё люди летать на Луну?

Первые мягкие посадки на Луну.

Зачем астронавты перед выходом на поверхность Луны надевали специальные скафандры?

Почему Луна не падает на Землю?

Что предстоит делать на Луне будущим космонавтам и астронавтам?

Раздел IV. Обобщение. 1 час.

КВН «Что я узнал из курса «Твоя Вселенная»?

Календарно – тематическое планирование

факультативного курса «Твоя Вселенная».

Третий год обучения.

Раздел I. Звезды, которые всегда над тобой . 6 часов.

Красота и величие звёздного неба. Миф о Ночи, Луне, Заре и Солнце.

Звёздное небо в произведениях поэтов и писателей, учёных и философов.

Понятие о созвездиях.

Большая Медведица – одно из древнейших созвездий.

Как найти Полярную звезду?

Пословицы и поговорки о звёздах. Народные приметы, связанные со звёздами.

Раздел II. Звезды – далекие Солнца. 3 часа .

Понятие о световом годе.

Размеры звёзд по сравнению с нашим Солнцем.

Что такое Млечный Путь?

Раздел III. Что входит в семью Солнца. 4 часа.

Общий обзор строения Солнечной системы.

Основные особенности Солнечной системы.

Как выглядят на небе планеты; сходство и отличие их вида.

Когда была открыта планета Земля?

Раздел IV. Планеты и их спутники. 14 часов.

Причины смены дня и ночи и времён года.

Какие науки изучают поверхность Земли, её недра, водную и воздушную оболочку?

Географический глобус и географические карты.

Уникальность природы Земли, существующие в ней условия для жизни людей, животных и растений.

Полёты в космос с целью исследования Земли.

Земля и Луна – «двойная планета».

Другие планеты – гиганты – Сатурн, Уран, Нептун.

Уран и его спутники.

Нептун и его спутники.

Плутон – самая далёкая и самая маленькая планета Солнечной системы.

Раздел V. Астероиды – планеты – крошки. 1 час.

Что означает слово «астероид»?

Раздел VI. Хвостатые светила – кометы. 2 часа.

Что означает слово «комета»

«Падающие звёзды» — метеоры.

Раздел VII. Астрономия и астрология. 3 часа.

Когда и как зародилась астрономия?

Что такое астрология?

Понятие о гороскопах.

Раздел VIII. Обобщение. 1 час.

Игра – викторина «Под своим созвездием».

МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Радуга» Тайшета

Мышкина Ирина Дмитриевна,

Методист, педагог дополнительного образования

Программа является обучающей и содержит:

  • — пояснительную записку;
  • — цели курса;
  • — задачи курса;
  • — содержание курса;
  • — тематическое планирование;
  • — дидактические материалы для учителя и обучающихся;
  • — литературу.

Программа факультатива разработана на основе авторской программы факультативного курса «Твоя Вселенная» Е.П. Левитана, опубликованной в сборнике программ общеобразовательных учреждений (Москва «Просвещение», 2001 г.) . Программа была рассчитана на 4 учебных года по 68 часов за учебный год (2 часа в неделю).

Программа была скорректирована на 3 учебных года по 34 часа за учебный год ( 1 час в неделю). «Твоя Вселенная» — факультативный курс для обучающихся 2-4 классов, значительно дополняющий и углубляющий знания и представления детей о наблюдаемых явлениях и о мире небесных тел.

Пропедевтическое астрономическое образование является одним из перспективных средств развития личности младших школьников. Курс ориентирован на развитие мышления детей, их воображения, творческой активности, наблюдательности и любознательности.

Цель курса: формирование осознанного отношения обучающихся к окружающему их миру небесных тел, создание фундамента космического мышления. Программа полностью реализует идеи стандарта. На занятиях, предполагается преимущественно самостоятельная работа обучающихся под руководством учителя (рассматривание учебных таблиц, картин, фотографий небесных тел; рисование; игры — настольные и ролевые; моделирование и конструирование; обсуждение «почемучкиных» вопросов, результатов астрономических наблюдений, а также прочитанных сказок, детских книг по астрономии).

Авторская программа Е.П. Левитана носит ориентировочный характер, поэтому авторы посчитали возможным внести изменения. Программа адаптирована для преподавания курса в рамках 1 часа в неделю во втором, третьем, четвертом классах (102 часа).

Источник

«Сказочная Вселенная». Главы из книги

Сборник «научных сказок». Дети шаг за шагом открывают для себя астрономию, наблюдают за Солнцем и Луной, учатся читать карту неба, отправляются в далекий волшебный полет — и это далеко не все их приключения! …

Когда Солнце возмущается

Алька бегал по школе, пытаясь найти Свету. Она ему была очень нужна, и именно сейчас, сию минуту. Но её нигде не было. Пришлось сказать Лёне и Серёже, чтобы и они искали Свету.

— Зачем она тебе? — спросил Лёня.

— Очень важное дело, — загадочно ответил Алька. — Только если сейчас не найдём Свету, будет поздно.

Дети договорились встретиться во дворе школы у «капитанского мостика» и разбежались в разные стороны искать Свету. Первым у мостика оказался Алька: он её не нашёл. Потом прибежал Лёня. Ему тоже не повезло. Но вот появился Серёжа и ещё издали закричал:

— Я нашёл её, сейчас она прибежит!

И правда: не успел Серёжа подбежать к «капитанскому мостику», как ребята увидели Свету.

— Где ты была? — набросился на неё Алька. — Мы тебя искали.

— Что у вас случилось, малыши? — строгим взрослым голосом спросила Света.

— Мы не знаем, — хором ответили Лёня и Серёжа.

В это время Алька, у которого, оказывается, были солнечные очки, уже успел их надеть и смотрел на Солнце.

— Алька! — дёрнула его за рукав Света. — Что у тебя случилось?

Алька торжественно снял очки, протянул их сестре и коротко сказал:

Алька произнёс это таким тоном, что Света решила с ним не спорить, хотя много раз смотрела на Солнце через эти очки. Она надела очки и посмотрела на Солнце.

— Ну и что? Солнце как Солнце, — быстро сказала она и сняла очки.

— Ты что? — закричал Алька. — Смотри лучше!

Света посмотрела ещё раз, но опять ничего особенного не увидела.

— Дай мне посмотреть, — попросил Лёня.

Света дала ему очки, но и он сказал, что видит только Солнце.

Алька явно начал беспокоиться:

— Вы что, смотреть не умеете? На, Серый, может, ты что-нибудь увидишь?

И Серёжа увидел.

— Вижу, — сказал он, — маленькое чёрненькое пятнышко.

— Где пятнышко? Где пятнышко? — заволновались Света и Лёня.

— «Где пятнышко? Где пятнышко?» — передразнил их Алька. — На Солнце пятнышко, на самом краю сидит!

Теперь пятно на Солнце увидела Света, а потом и Лёня.

— Алька, — спросила Света, — как ты его увидел?

— Очень просто, — важно ответил Алька. — Солнечные очки вы не приносите в школу, а я приношу. И всегда наблюдаю за Солнцем. Сегодня посмотрел на него, а там пятно! Я беспокоился, что его ветром сдует, пока тебя найду. Ведь ты ни за что бы не поверила, что я пятно на Солнце видел.

— Конечно, — сказала Света. — Ты, Алька, молодец! Но что нам теперь с этим пятном делать?

— Не знаю, — ответил Алька. — Будем следить за ним, пока оно не пропадёт.

Но пятно не пропадало. И до самого вечера его можно было видеть на Солнце. Дома Алька с нетерпением ждал, когда придёт Папа. Он представлял себе, как Папа будет хвалить его. Так оно и случилось.

— Поздравляю тебя, сын, — сказал Папа, — сегодня ты сделал открытие.

— Что сделал? — не понял Алька.

— Раз ты увидел то, чего раньше многие не видели, значит, ты сделал открытие.

— Папа, — сказала Света, — теперь Алька стал учёным?

— Ну, не совсем ещё, — засмеялся Папа. — Но хорошим наблюдателем наш Алька уже стал.

— А завтра моё пятно будет там? — хозяйским тоном спросил Алька.

— Конечно, — ответил Папа. — Теперь его можно будет видеть несколько дней.

— Папа, — сказала Света, — Алька думал, что ветер может сдуть пятно.

— Не может, — успокоил сына Папа. — Солнечным пятнам наши земные ветры совсем не страшны. На Солнце довольно часто появляются пятна, но обычно их простым глазом не увидишь. Алькино пятно на редкость большое, поэтому Альке и удалось его разглядеть.

— Папа, а настоящие астрономы тоже увидели это пятно? — спросила Света.

— Конечно, — серьёзно сказал Папа. — Астрономы непрерывно следят за Солнцем, наблюдают его в свои большие трубы со стёклами, которые, как вы знаете, называются телескопами, фотографируют всё, что происходит на Солнце. Особенно интересны вот такие большие пятна, как Алькино.

— Почему? — спросил Алька и гордо взглянул на Свету.

— Потому что такие пятна-великаны появляются только на очень возмущённом Солнце.

— Папа, как же Солнце возмущается? Ведь оно не человек! — сказала Света.

— Конечно, Солнце не человек. Но ведь раньше на нём вы пятна не видели?

— Не видели, — подтвердили дети.

— Значит, Солнце было спокойным. Сейчас появилось очень большое пятно. В телескоп можно увидеть, что оно там не одно. Вот про такое Солнце и говорят, что оно неспокойное, возмущённое.

— Подумать только! Ласковое Солнышко может возмущаться! — произнесла Света.

— Даже учёные не всегда знали об этом, — сказал Папа. — До изобретения телескопа многие из них просто не могли поверить, что на Солнце есть пятна. Они думали, что пятна находятся где-нибудь между Землёй и Солнцем. А когда убедились, что не правы, то никак не могли понять, что же это такое — солнечные пятна.

— Это маленькие чёрненькие точечки, — сразу сказал Алька.

— Не маленькие, а большие, — возразила Света.

— Конечно, большие, — поддержал её Папа. — Ведь Солнце от нас очень далеко, и маленьких пятнышек мы просто не заметили бы.

— А почему моё пятнышко чёрное? — спросил Алька.

— Вот это тоже для учёных долго было загадкой. Некоторые из них думали, что пятна — это те места на Солнце, сквозь которые проглядывают твёрдые, тёмные и холодные части солнечного шара. Фантазировали о каких-то необыкновенных солнцежителях, которые спокойненько живут себе внутри Солнца.

— На Солнце так жарко, что даже железо в газ превращается, — сказала Света. — Как же там можно жить?

— Нельзя там жить! — подтвердил Алька.

— Правильно, — сказал Папа, — но многое из того, что сейчас о Солнце знаете даже вы, людям раньше было неизвестно.

— А теперь знают, почему пятнышки чёрные? — спросил Алька.

— Конечно, — ответил Папа. — Пятна тёмные из-за того, что они холоднее, чем другие места на Солнце.

— Значит, в пятнах можно замёрзнуть? — поинтересовался Алька.

— Нет, там не замёрзнешь, — смеясь, ответил Папа, — пятна горячее, чем раскалённый металл.

— Ого! — сказал Алька. — А ты говоришь, что пятна холодные!

— Я сказал, что они холоднее по сравнению с ещё более горячими местами на Солнце, — уточнил Папа. — А холодными пятна назвать трудновато!

— Папа, зачем учёным нужны эти пятна? — спросила Света.

— Чтобы больше знать о Солнце. И ещё для того, чтобы приготовиться к разным неприятностям, которые часто случаются на разгневанном Солнце. В местах, где на Солнце появляются пятна, очень неспокойно. Всё бушует вокруг пятен и особенно над ними. Там даже происходят огромные взрывы.

— Взрывы? — удивился Алька. — Разве на Солнце есть какие-нибудь бомбы?

— Конечно, нет. Но в горячей плазме над солнечными пятнами могут происходить такие взрывы, что по сравнению с ними взрывы бомб на Земле — детские хлопушки.

— Папа, — сказала Света, — мне даже страшно стало.

— Бояться взрывов на Солнце не нужно. Но знать об этих солнечных вспышках необходимо. После этих взрывов на Солнце появляются такие быстрые частички, что некоторые из них долетают до Земли.

— А как же царь Гравитон? — спросил Алька. — Разве он отпускает эти частички?

— Даже Гравитон не может удержать такие быстрые частички!

— А лучики тоже тогда убегают? — спросила Света.

— Конечно. После взрывов на Солнце от нашего светила улетает в космос много разных лучиков. Это и те лучики, которые мы видим, и лучики-невидимки. А как вы думаете, кто быстрее на Землю прилетит — лучики или самые быстрые частицы, убежавшие от Гравитона?

— Лучики, — сказал Алька. — Быстрее их ничего нет!

— Верно, — согласился Папа. — Быстрее доберутся лучики, ведь им всего восемь минут лететь от Солнца, а потом, через день или два, прилетают к нам на Землю убежавшие от солнечных взрывов частички.

— Как интересно! — сказала Света. — И неужели всё это гном Кнопкин знает?

— Конечно, — сказал Папа, — он ещё любит рассказывать об огромных огненных языках, которые тоже появляются над солнечными пятнами.

— Они так и называются языками? — не поверила Света.

— Нет, — ответил Папа, — учёные называют их протуберанцами.

— Про-ту-бе-ран-цы, про-ту-бе-ран-цы, — запел Алька, которому понравилось это новое загадочное слово.

— Чего только нет на Солнце! — воскликнула Света. — И пятна, и вспышки, и ещё какие-то протуберанцы. И представляешь, Алька, гном Кнопкин обо всём этом знает и рассказывает нашему Папе.

Живёт ли кто-нибудь на звёздах?

О Щенке и других звёздах Алька, конечно, часто вспоминал не только дома, но и в школе. Его друзьям было интересно узнать, что на небе есть звёзды с такими таинственными названиями, как Альдебаран, Спика, Бетельгейзе, и созвездия Большая Медведица, Орион и Андромеда, а ещё — Рыбы, Скорпион, Лев, Рак и даже загадочный Козерог. До этого школьники просто не обращали внимания на звёзды, а сейчас стали задумываться, рассуждать и нередко спорить о них. В одном из таких споров Альке пришлось изрядно попотеть, потому что ребята буквально засыпали его вопросами, на которые он никак не мог ответить. Всё началось с Витьки.

— Раз ты всё знаешь про звёзды, то скажи, кто живёт на звёздах и созвездиях? — пристал он.

— На каких? — спросил захваченный врасплох Алька.

— Например, на Медведицах, — не без ехидства помог Витьке его лучший друг Лёнька.

— Мальчики, не надо спорить, — сказала Соня. — Надо просто соображать: на Медведицах живут. медведи.

— На Большой Медведице — большие медведи, а на Маленькой — маленькие? — ехидно поинтересовался неугомонный Витька.

— А в созвездии Льва живут львы, — радостно подхватил Лёнька.

Теперь каждый кричал своё:

— В Скорпионе живут скорпионы!

— В Козероге — козлиные роги!

— В Орионе — охотники!

— Хватит, хватит! — опомнился Алька. — Всё это ерунда, никакие козлиные роги и рыбы на небе не живут!

— Не живут? Не живут? — продолжали кричать дети. — Тогда скажи, кто там живёт!

— Завтра узнаете, — с явной обидой в голосе ответил Алька и убежал от спорящих.

Побежал он, конечно, к Свете, но она была очень занята со своими подругами, и Алька понял, что теперь уже точно придётся ждать до вечера. Вечером у Папы, как всегда, нашлось время, чтобы погулять с детьми и поговорить с ними. Тут уж Алька во всех подробностях пересказал Папе и Свете свой спор с ребятами.

— Эх, Алька! — сказала Света. — Что же ты так растерялся?

— А ты разве не растерялась бы? — возмутился Алька.

— Вот и не растерялась бы! — уверенно сказала Света.

— Откуда ты знаешь, кто живёт на звёздах? — заволновался Алька, решив, что он просто забыл один из Папиных рассказов.

— Давай мы всё-таки выясним, что бы ответила ребятам Света, — предложил Папа.

— Я бы им рассказала про путешествие в Страну Тысяч Солнц, — сказала Света.

— Ну и что? — прервал её брат. — Они не про путешествие спрашивали.

— Знаю, что не про путешествие, — продолжала свои рассуждения Света. — Но ведь никто не живёт в Стране Тысяч Солнц!

— Кто тебе это сказал? — спросил Алька.

— Никто! — ответила Света. — Сама сообразила.

— Конечно, ведь на нашем Солнце жить нельзя, а почему на других можно?

— Молодец, Света! — похвалил девочку Папа. — Тебя ребята врасплох не застали бы! Альке всего лишь нужно было чуть-чуть подумать, и он тоже сообразил бы.

— Что сообразил бы? — уныло сопротивлялся Алька.

— Да то, что звёзды такие же горячие, как Солнышко, — сказала Света. — И там бы изжарились все твои рыбы, львы и козьи роги!

— Но, может быть, есть и похолоднее? — не терял надежды Алька.

— Есть, конечно, звёзды и похолоднее Солнца, — сказал Папа. — Но и на них ужасно жарко. Например, холоднее Солнца знакомые вам Бетельгейзе и Альдебаран.

— Они горячее всех! — выпалил Алька.

— Это почему же? — удивился Папа.

— Они самые красные! — уверенно заявил Алька.

— Вот именно, — сказал Папа. — Чем холоднее звезда, тем она краснее.

— А я думала, что наоборот, — призналась Света.

— Нет, — продолжал Папа. — Это хорошо знают люди, которые работают с раскалённым металлом. Я вам уже рассказывал о том, что как только металл при нагревании начинает светиться, он становится красного цвета, а уж потом жёлтого или даже белого.

— И звёзды бывают жёлтые и белые? — деловито поинтересовался Алька.

— Конечно, — сказал Папа. — При первом же удобном случае вы сами убедитесь, что Сириус даже голубоватый, а Капелла из созвездия Возничего желтоватая.

— Как Солнышко? — спросила Света.

— Примерно как Солнышко, — подтвердил Папа. — Ведь наше Солнышко тоже звезда, причём звезда жёлтая, то есть не очень горячая и не очень холодная.

— Ничего себе «не очень горячая»! — попытался затеять новый спор Алька.

— Тебе же объяснили, что бывают звёзды горячее и холоднее, — напомнила Света.

— Значит, Сириус — горячая, а Бетельгейзе — холодная? — стал уточнять Алька.

— Вот теперь ты всё верно говоришь, — похвалил его Папа. — Но только никогда не забывай, что и на поверхности самых холодных звёзд, которые мы видим, не меньше 3–4 тысяч градусов. А на поверхности горячих звёзд не меньше 20–30 тысяч градусов.

— Папа, а почему ты всё время говоришь «на поверхности»? — заметила Света.

— Потому что внутри любых звёзд не тысячи, а миллионы градусов, — ответил Папа. — Иначе звёзды не были бы звёздами!

— Почему? — насторожился Алька.

— Потому что только при миллионах градусов внутри звёзд, как и внутри нашего Солнца, работает та самая «печка», из-за которой звёзды светят.

— Какая ещё печка? — проворчал Алька.

— Я вам и о ней уже рассказывал, когда мы говорили о Солнце, — попытался напомнить Папа.

К сожалению, не только Алька, но и Света мало что вспомнила, поэтому Папе пришлось снова рассказать о том, что творится внутри Солнца и звёзд.

— Представим себе, — начал свой рассказ Папа, — что мы заглянули внутрь звёзд. Мы увидим целые армии лёгоньких ядер атомов водорода, которые, слипаясь друг с другом, превращаются в более тяжёлые ядра атомов. Это уже ядра не водорода, а гелия. Миллиарды лет внутри Солнца и многих других звёзд водород превращается в гелий. И ещё миллиарды лет будет гореть эта водородно-гелиевая «печка», благодаря которой светят звёзды и наше Солнце.

Дети внимательно слушали, а потом Алька уверенно заявил:

— Внутри звёзд и подавно жить нельзя! Там ещё горячее, чем снаружи.

Папа и Света с ним согласились, но беседа на этом не закончилась, потому что Света вдруг спросила:

— А какие звёзды ярче светят — голубые или красные?

— Твой вопрос не такой уж простой, — ответил Папа. — Каждый кусочек поверхности горячей звезды светит, конечно, сильнее и ярче, чем холодной звезды. Но ведь вы знаете, что звёзды неодинаковые по размерам.

— Есть огромные, а есть и малюсенькие! — вспомнил Алька.

— Я всё поняла, — обрадовалась Света. — Ярче всего светят самые большие и самые горячие звёзды!

— Теперь мы всё знаем про звёзды, — хвастливо заявил Алька. — Увидел на небе красную звезду — значит, она холодная! Увидел яркую — значит, она большая и горячая.

— Вот тут ты, сынок, немного поторопился, — возразил Папа. — Если звезда красная, то она холодная. Это верно. Но если она яркая, то не обязательно она большая и горячая.

— Какая же она тогда? — спросила Света.

— Она может быть не очень большой, не очень яркой, но очень близкой к нам, — ответил Папа. — Поэтому если ты действительно хочешь знать всё о какой-нибудь звезде, то должен узнать.

— Близкая она или далёкая, — начала перечислять Света.

— Большая или маленькая, — продолжил Алька.

— Холодная или горячая, — вспомнила Света.

— Тяжёлая она или лёгкая, — добавил Алька.

— Ну, а как же с вопросом, который тебя сегодня так волновал? — спросил Папа у Альки.

— С каким вопросом? — осторожно уточнил Алька.

— Ты уже забыл, с чего мы начали разговор о звёздах? — удивился Папа.

— Алька, ты же ещё сегодня не знал, можно ли жить на звёздах, — напомнила Света.

— Никакого вопроса у меня нет, — как ни в чём не бывало ответил Алька. — Я теперь могу любому объяснить, что никто не может жить на звёздах!

— Верно, — согласился Папа, — ни на каких звёздах жить нельзя, но у некоторых звёзд есть свои планеты.

— Как у нашего Солнца? — спросила Света.

— Да, и учёные уже открыли такие планеты. О них я, быть может, ещё расскажу вам, — пообещал Папа.

Откуда берутся звёзды

— Вчера гному Кнопкину пришлось побывать у Ориона, — сообщил Папа детям.

— Неужели снова день рождения у звёздной прабабушки Бетельгейзе? — спросила Света.

— И весёлый праздник там, наверное, был, — вздохнул Алька.

— Никакого праздника на этот раз у Ориона не было, — ответил Папа. — Даже наоборот, гном Кнопкин летал туда с гномом Доктором.

— Орион заболел или Бетельгейзе? — заволновалась Света.

— Нет, — сказал Папа, — заболели только что родившиеся звёздочки.

— Бедняжки! — воскликнула Света. — Как же они туда попали?

— Они родились там, — ответил Папа, — в большой туманности.

— В какой ещё туманности? — спросил Алька.

— Посмотри на эту фотографию. Это туманность Ориона. Она очень большая. Увидеть её можно даже в бинокль, хотя лучики мчатся от неё к нам почти 1500 лет. Когда будем наблюдать созвездие Ориона, мы её обязательно постараемся отыскать на небе, где она находится чуть ниже пояса Ориона.

— Мы туда и направим свой бинокль. Только мне интересно знать, из какого тумана эта туманность? — спросила Света.

— Туманность Ориона, — сказал Папа, — состоит в основном из водорода. Этого газа в туманности Ориона раз в 100 больше, чем в нашем Солнце. Мы видим, что туманность эта светлая, а светиться её заставляют находящиеся поблизости звёзды. Интересно, что немного ниже левой звезды пояса Ориона можно отыскать и тёмную туманность. Состоит она из космической пыли, а по виду напоминает голову шахматного коня. Эту туманность так и назвали — Конская Голова.

— Покажи нам её! — попросил Алька.

— Пожалуйста, — ответил Папа и показал детям красивую фотографию туманности Конская Голова.

— Папа, по-моему, ты совсем забыл о больных новорождённых звёздочках, — напомнила Света.

— Нет-нет, — поспешил ответить Папа. — В Орионе находится лишь одна из многих туманностей, которые есть в нашей Галактике. Звёзды рождались, рождаются и будут рождаться во многих местах нашего звёздного города.

— Я всё понял, — заявил Алька. — Светлая большущая туманность очень горячая, а из её кусочков получаются горячие звёзды.

— Молодец, сынок, что ты это придумал, но, честно говоря, звёзды рождаются совсем не так, — огорчил его Папа.

— Как это не так? — растерялся юный астроном.

— Они действительно образуются из газа туманности, — начал объяснять Папа. — Но сначала получаются просто большие холодные газовые шары, потому что газ в самой туманности холодный по сравнению с тем, из которого состоят настоящие звёзды.

— Значит, его потом гном Кнопкин подогревает, — сказал Алька. — Он же волшебник и всё может.

— И всё-таки гном Кнопкин звёзды не зажигает, — улыбнулся Папа. — Они загораются сами, а уж если им кто помогает, то это царь Гравитон.

— Странно, — сказала Света. — Я думала, что Гравитон всегда только всех притягивает.

— Вот это и нужно большим холодным шарам, — согласился с ней Папа. — Гравитон не зажигает звёзды, как ты зажигаешь свечу с помощью горящей спички. Зато Гравитон может так сильно сжать огромный холодный газовый шар, что он станет внутри не просто горячим, но даже раскалённым.

— Не пойму, как это получается, — нахмурился Алька.

— А ты вспомни, каким становится насос, когда мы изо всех сил накачиваем велосипедные камеры, — сказал Папа.

— Горячим, — немедленно вспомнил Алька.

— Металлический цилиндр насоса разогрелся из-за того, что мы при накачивании много раз сжимали и при этом разогревали в нём воздух, — сказал Папа. — Газ внутри звёзд при сильном сжатии тоже очень разогревается, а это и нужно, чтобы звёзды зажглись и начали сами светиться.

— Разве звёздная печка находится внутри звезды? — спросила Света.

— Да, конечно, — подтвердил Папа. — Ты просто забыла о том, что творится внутри Солнца.

— Там жуткая война маленьких частичек в ужасной жаре, — первым вспомнил Алька.

— Кусочки водородных атомов в какие-то другие превращаются, — добавила Света.

— Да, внутри Солнца и многих других звёзд водород превращается в гелий, — сказал Папа. — Но такая «звёздная печка» действует, как я вам уже говорил, только при температуре в миллионы градусов. Поэтому холодный газовый шар не сразу превращается в настоящую звезду, которая, как наше Солнце, может светить и греть.

— Да, — задумался Алька. — Царю Гравитону приходится хорошо поработать, чтобы зажечь звёзды.

— Ещё бы! — согласилась с ним Света. — Ты же знаешь, как трудно накачивать велосипед, а уж звезду сделать так трудно, что я даже и не представляю. Да и будущим звёздочкам достаётся, наверное.

— Вот они и заболели, ведь у них температура повысилась, — вздохнул Алька.

— Теперь я понимаю, зачем к новорождённым звёздочкам гном Кнопкин полетел вместе с гномом Доктором, — сказала Света. — Мне и самой хотелось бы помочь этим бедняжкам.

— Не волнуйся, — сказал Алька. — Уж если туда полетели и сам Кнопкин, и гном Доктор, там будет полный порядок!

Света сразу же успокоилась и спросила:

— Неужели все-все звёзды рождаются в Орионе?

— Нет, — поспешил ответить Папа. — В Орионе есть лишь одна из туманностей нашей Галактики. А звёзды рождались, рождаются и будут рождаться во многих местах нашего звёздного города.

Источник

Читайте также:  Человек вечен во вселенной
Adblock
detector