Меню

Тысяча лун это сколько лет

Двенадцать тысяч лун или сколько лет испытывал муки совести Понтий Пилат ?

Помните тот момент, когда в последней главе мастеру показывают его героя, Пилата, и Маргарита спрашивает у Воланда : « Двенадцать тысяч лун за одну луну когда-то, не слишком ли это много?»

Одна луна равна 29 дням, грубо говоря, месяцу. Если считать, что в году примерно 12 лун, то 12 000 лун = 1 000 лет. Так как действие московских глав «Мастера и Маргариты» происходит в XX веке, то ершалаимские главы должны происходить в Х веке. Но Понтий Пилат был прокуратором римской власти, которой в Х веке уже не существовало. Есть множество других доказательств, что ершалаимские главы не могут быть так поздно. Но и московские главы не могут быть в XI веке. Таким образом, может показаться, что Маргарита ошиблась. Тогда почему Воланд не исправил её ошибку? Потому что никакой ошибки тут не было. В чем же тогда дело и почему получилась такая огромная разница в 900 лет? Может просто ошибся автор? Но и эта возможность совершенно исключена, ведь Булгаков придавал движению луны очень большое значение именно в связи с романом.

Дело в том, что полнолуние – это сравнительно небольшой период времени, астрономическое явление, которое можно наблюдать лишь в той точке Земли, которая обращена к Луне. Находясь в конкретной точке, можно наблюдать лишь половину от всех полнолуний.

Луна равна примерно 29.53 дня. Т.к. Пилат видел каждое второе полнолуние, то просидел он 24 000 лун. Это равно 708 720 дням. Если это число поделить на 365 дней, получим… 1941 год! Понтий Пилат примерно 1900 – 1940 лет испытывал муки совести.

Небольшая разница примерно в 40 – 45 лет получается из-за того, что в романе сложно было бы использовать многозначные числа. Но она настолько мала, что составляет всего две сотых от всего времени, что является поразительной астрономической точностью.

Диана Коденко Понтий Пилат После казни

Андрей Пронин – Мюзикл “Рукопись Мастера” (Мастер и Маргарита) – Ария Понтия Пилата – Двенадцать тысяч лун

Поделиться «Двенадцать тысяч лун или сколько лет испытывал муки совести Понтий Пилат ?»

Вам также может понравиться

Образ Дома и Города в романе Булгакова “Белая гвардия”

Книга “Москва – Ершалаим. Путеводитель по роману М. Булгакова “Мастер и Маргарита”

И справочники могут ошибаться….

6 комментариев к « Двенадцать тысяч лун или сколько лет испытывал муки совести Понтий Пилат ? »

Находясь в конкретной точке, можно наблюдать лишь половину от всех полнолуний (с)
Это почему? Не совсем понятно. Не могли бы пояснить?

Т.к. Пилат видел каждое второе полнолуние (с)
А про это сказано в тексте?…

Нашла здесь: Альфред Барков Роман М.А. Булгакова ‘Мастер и Маргарита’:альтернативное прочтение
Глава IX. О парадоксах в романе (почитать можно тут http://menippea.narod.ru/), отрывок:
“Действительно, писателем была учтена астрономическая тонкость: в любой
точке земного шара все полнолуния подряд наблюдать невозможно. Дело в
том, что полнолуние – это не период, а миг, определяемый астрономами с
точностью до минуты. Поэтому, когда оно происходит, то его можно видеть
только на той стороне земного шара, которая обращена к Луне. Поскольку
длительность синодического месяца не кратна земным суткам (3), каждое
последовательное полнолуние наблюдается в разных частях Земли; в целом
же за длительный период времени в каждой конкретной точке, в том числе и
в той, где отбывает наказание Пилат, можно наблюдать только половину от
всех полнолуний.”

Об отношениях Пилата и Иисуса очень интересно написано в книге “Партия Иисуса” (можно скачать на Озоне и на Амазоне). Там, кстати, объясняется, почему Пилат хотел спасти Иисуса, и почему это ему не удалось.

Спасибо, обязательно прочитаю

Есть другое предположение.
Что, если Булгаков имел ввиду именно 12 тысяч лун? Без учёта точной продолжительности лунного месяца.
Известно, что величина 29,53059 – это не постоянное значение. Оно же усредненное, а истинная продолжительность лунного месяца постоянно меняется в пределах от 29д 6ч 15м до 29д 19ч 12м. Причина этому – неравномерное движение Земли вокруг Солнца и довольно сложное движение Луны по орбите. Таким образом,
точно рассчитать количество лун, которые видел Пилат при условии точного завершения лунного месяца и местоположения Луны в это мгновения, становится весьма нетривиальной задачей.
Что, если Булгаков имел ввиду именно 12000 лун? Каждый лунный месяц, а не через один! Ведь Пилат действительно видел полную Луну КАЖДЫЙ ДЕНЬ, и не важно, что это могло не совпадать минута в минуту с мгновением лунного месяца. Он видел полную Луну (зрительно не отличимую от абсолютно точной полной Луны), и, что ещё более неопровержимо – он проживал этот лунный месяц в своих страданиях за распятого Иешуа.
Булгаков был современником Н.Морозова – выдающегося учёного, астронома и историка. Нет сомнений, что Михаил Афанасьевич наверняка знал о сенсационных астрономических расчётах Н. Морозова, которые вносили существенные изменения в принятую хронологию древности и значительно приближали период жизни Иисуса Христа к нашему времени. Булгаков наверняка был знаком с трудом Н. Морозова “Христос”, который вышел как раз перед написанием “Мастера и Маргариты”. С этими исследованиями Н. Морозова был знаком и признал их заслуживающими внимания даже В.И. Ленин.
Не исключено, что в 12000 лунах Булгакова зашифровано послание в понимании Михаилом Афанасьевичем иной даты распятия Иисуса Христа, которая следует из гипотез Н. Морозова или из собственных вычислений М. Булгакова (конец X века по привычному нам летоисчислению).

Строго говоря, на Земле нет такой точки, где было бы видно 100% поверхности Луны, освещённой Солнцем. Потому что угол между направлением на Луну и Солнце практически никогда не бывает равным 180°. Поэтому полнолунием считается момент времени, когда центр Луны пересекает плоскость, которая перпендикулярна плоскости эклиптики (земной орбиты) и проходит через центры Солнца и Земли. То есть, полнолуние определяется не по тому какой видно Луну, а по моменту времени когда она находится в определённой точке своей орбиты (точке полнолуния).
Фаза луны зависит не от точки наблюдения, а от взаимного расположения Солнца, Луны и Земли.

Другими словами, астрономическое полнолуние это момент времени, когда Земля располагается точно между Солнцем и Луной. Так как этот момент происходит однажды в лунный цикл, получается, что полнолуние везде наступает в одно и то же время.
Момент наступления полнолуния всегда указывается по всемирному времени (по Гринвичу).

С человеческой точки зрения полнолунием называют обычно период нескольких суток, в течение которых Луна визуально почти не отличается от полной поэтому время полнолуния для каждого города свое.

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Источник

Тысяча лун это сколько лет

ДОБABЛЯЙТECb B ДPУГИ. =*

ПО OБЩAEMCЯ, ПO ИГPAEMCЯ! ПOЗHAKОMЛЮCЬ ДЛЯ СEKС BCТРЕЧ!

ПPОВЕДИТЕ ВРЕМЯ ОБЩAЯСЬ СО МНOЙ!=)

ВAМ ПОНРAВИTСЯ! ОБЕЩАЮ.

ПОДАPЮ ТЕБЕ ПОДАPОК ВКОНТАКTЕ! =*

ДОБAВЛЯЙТEСЬ В ДРУЗЬЯ! =*

ДОБАВЬ МЕНЯ В ДРУЗЬЯ!

> ДОБРАЯ, ОБЩИТЕЛЬНАЯ, КРАСИВАЯ, СЕКСУАЛЬНАЯ!

попсой объект делает аудитория.
мама анархия уже попса.

оо 12 тыс лун.. ну нафига придумывать велосипед, все трактуется по библейским и прочим текстикам, при желании их можно найти, а не изображать из себя апостола луку)

Источник

Тысяча лун это сколько лет

Луны — главный показатель возраста вашего персонажа. На сайте, как и в оригинальном мире котов-воителей, присутствует своё исчисление времени, текущее по собственным правилам. Одна луна на сайте приравнивается к четырём суткам, поскольку время в Игровой ускорено в семь раз. Сделано это для того, чтобы жизнь и игровой процесс не затягивались и проходили более оживлённо, а также чтобы игрокам не приходилось ждать месяцами своего первого посвящения. Таким образом можно понять, что один кошачий год проходит в игре за 48 дней в реальной жизни, а котята достигают должного для посвящения возраста уже на 24 день после регистрации. Помимо всего прочего, время в Игровой влияет на погоду и освещённость игрового поля.

Дата создания сайта по кошачьему времени — 12 января 17 года, нынешнюю дату и время в игре можно узнать по этой ссылке.

Таблица расчёта времени в Игровой

Игровое время Реальное время Игровое время Реальное время Игровое время Реальное время
7 секунд 1 секунда 1 луна 4 дня 50 лун 200 дней
1 минута 8,5 секунд 1 сезон 12 дней 100 лун 1 год 35 дней
1 час 8 минут 34 секунд 6 лун 24 дня 150 лун 1 год 235 дня
1 день 3 часа 25 минут 12 лун 48 дней 200 лун 2 года 70 дней
1 неделя 1 день 20 лун 80 дней 275 лун 3 года
Читайте также:  Луна цитаты великих людей

Персонаж умирает от старости, когда доживает до 275 лун или 3 лет от момента регистрации. Данное событие происходит случайным образом в течение месяца после наступления должного возраста. Персонаж переводится в Звёздное племя или Сумрачный лес, получив запись о смерти в истории «Теперь я в Звёздном племени, причина моей смерти — старость.».

Источник

Коты воители. Начало Великой Истории

Меню навигации

Пользовательские ссылки

Информация о пользователе

Измерение по лунам (Возраст)

Сообщений 1 страница 2 из 2

Поделиться12011-05-30 19:11:51

  • Автор: Ястребозвезд
  • Администратор
  • Зарегистрирован : 2011-05-29
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 50
  • Уважение: [+0/-0]
  • Позитив: [+0/-0]
  • Провел на форуме:
    2 часа 8 минут
  • Последний визит:
    2012-04-06 09:43:37

Котята: рождение — 6 лун.

Ученик не может существовать без наставника, поэтому если вы играете за ученика, а наставника вам еще не дали — делайте вид, что он у вас есть.

Ученики: 6 лун — от 10 до 12 лун.

Ученик не может стать воителем, если он не прошел полный курс обучения (границы племен, охота, боевые навыки) со своим наставником. Перед посвящение ученика ждет испытание, чаще всего — охота. Если испытание провалено, то он не становится воином.

Воители: от 10 до 12 лун — 30 лун.

Воитель не может получить ученика, пока не докажет свое мастерство. Молодые воители (до 30 лун) обязаны слушаться старших.

Старшие воители: 30 лун — от 96 до 120 лун.

Воитель становится старейшиной, если не может больше самостоятельно охотиться и сражаться за свое племя. Чаще всего это происходит из-за преклонного возраста. Иногда кот, достигший возраста старейшины, еще вполне силен. Тогда церемония откладывается на неопределенный срок.

Старейшины: от 96 до 120 лун и до самой смерти.

Королевы: от 8 до 10 лун и до палатки старейшин.

Кошка может иметь котят примерно с восьми — десяти лун, но официально может забеременеть только тогда, когда станет воительницей.

Глашатай: от 14 до 26 лун и до палатки старейшин.

Глашатаем можно стать, только воспитав хотя бы одного ученика. Если вы сами окончили обучение в 10 лун, вам сразу дали ученика и его вы проучили четыре луны — то выходит как минимум 14 лун.

В игре котята растут : одна луна прошла, значит в реальной жизни прошло 20 дней.
В игре воителям (другим лицам племени) : одна луна прошла, значит в реальной жизни прошел месяц.

Источник

Заметки о Мастере и Маргарите. Загадка 12 тыс. лун

Загадка 12-ти тысяч Лун. Ещё раз о временном шифре «Мастера и Маргариты

Самым однозначным и потому главным ключом к временному шифру «Мастера и Маргариты» служит, конечно, авторское указание на майское полнолуние и дни недели, в которые происходят романные события. Если следовать этому указанию, то получается, что Воланд со свитой прибыл в Москву вечером 11 мая, а покинул её уже вместе с Мастером и Маргаритой в ночь с 14 на 15 мая 938 года (смотри об этом подробнее: . Заметки о романе «Мастер и Маргарита». Временной шифр.http://stihi.ru/2017/09/29/4010…).
Однако в романе есть ещё упоминание о «12-ти тысячах лун» — столько мучительно бессонных полнолуний вынужден переживать Пилат, отбывая наказание в безжизненных скалах. А это значит, что именно «12 тысяч лун» отделяет смерть Мастера от казни Иешуа. И поэтому вопрос, а не поискать ли здесь ещё один, пусть и вспомогательный ключ к датировке московских сцен романа, постоянно будоражит сознание (и воображение) исследователей романа.

«– Ваш роман прочитали, – заговорил Воланд, поворачиваясь к мастеру, – и сказали только одно, что он, к сожалению, не окончен. Так вот, мне хотелось показать вам вашего героя. Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке…»
«– Он говорит, – раздался голос Воланда, – одно и то же, он говорит, что и при луне ему нет покоя и что у него плохая должность. Так говорит он всегда, когда не спит, а когда спит, то видит одно и то же – лунную дорогу, и хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому, что, как он утверждает, он чего-то не договорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана»
«– Двенадцать тысяч лун за одну луну когда-то, не слишком ли это много? – спросила Маргарита».

Из текста ясно, что «двенадцать тысяч лун» и «около двух тысяч лет» – это равнозначные временные отрезки, что Маргарита просто пересчитывает количество лет (солнечных годов) в лунные месяцы. И это действие совершенно уместно с ее стороны – сострадательная Маргарита подсчитывает, сколько всего раз пришлось выдержать Пилату пытку бессонницей. В быстроте произведённого ею арифметического действия тоже нет ничего особенного – все знают, что в году 12 месяцев, даже если не знают, сколько точно дней не в календарном, а в реальном лунном месяце (от одного полнолуния до другого — 29, 5 дней. Это длительность так называемого синодического месяца). Но вот тут-то и возникает загадка. Около двух тысяч лет – это 24 тысячи лун и никак не 12.
Конечно, о допущенной Маргаритой (т.е. самим автором) ошибке говорить не приходится – слишком скрупулезно работал писатель над своим текстом, слишком старательно оттачивал каждую, самую мельчайшую, деталь, чтобы допустить такой очевидный промах. Но найти убедительное объяснение, почему количество лун оказалось в два раза меньше, чем вроде бы положено, — дело непростое. И некоторые интерпретаторы «пустились во все тяжкие». Так, находятся «смельчаки», которые, «в упор не видя» упоминание о двух тысячах лет, прошедших с «14-го дня весеннего месяца нисана», доказывают, что писатель имел в виду именно промежуток в 1000 лет. Одни отсюда делают вывод, что Булгаков относил казнь Христа к 10-му веку. И даже находят какие-то аргументы в доказательство этой версии. Другие – обнаруживают здесь намёк на Герберта Арвилакского, для изучения рукописи которого, обнаруженной в Москве, якобы приезжает Воланд в Москву (так сам Воланд объясняет причины своего визит в столицу советского государства Берлиозу и Бездомному, хотя на самом деле он прибыл за Мастером). А упомянутый Герберт жил как раз в 10-м веке, т.е. тысячу лет назад… Впрочем, булгаковский роман давно уже является «площадкой», на которой упражняются в полёте фантазии все, кому не лень. Так что на сегодняшний день роман оброс огромным количеством интерпретаций весьма вольного толка. Однако ничто в этом мире не случается напрасно, и поэтому даже в такого рода интерпретациях встречаются дельные вещи, а то и настоящие литературоведческие открытия.
Есть такое «Альтернативное прочтение» «Мастера и Маргариты» Альфреда Баркова. Эта книга наделала много шума, прежде всего, по причине скандального утверждения автора, что прототипом булгаковского Мастера является Алексей Максимович Горький. Не думаю, что это утверждение заслуживает сколько-нибудь серьёзного к себе отношения. Однако в книге Баркова содержится довольно много любопытного и заслуживающего внимания. Это касается и загадки 12 тысячи лун.
Барков совершенно справедливо исходит из того, что «ошибочная» цифра в 12 тысяч лун введена Булгаковым преднамеренно. И даёт следующее объяснение. «Действительно, писателем была учтена астрономическая тонкость: в любой точке земного шара все полнолуния подряд наблюдать невозможно. Дело в том, что полнолуние — это не период, а миг, определяемый астрономами с точностью до минуты. Поэтому, когда оно происходит, то его можно видеть только на той стороне земного шара, которая обращена к Луне. Поскольку длительность синодического месяца не кратна земным суткам3, каждое последовательное полнолуние наблюдается в разных частях Земли; в целом же за длительный период времени в каждой конкретной точке, в том числе и в той, где отбывает наказание Пилат, можно наблюдать только половину от всех полнолуний».
Сразу скажу, что это объяснение меня не устраивает, хотя Барков прав – точные полнолуния длятся мгновения и наблюдать их все, находясь в одной и той же точке земного шара, невозможно. Но разве о таком, астрономически и математически абсолютно точном полнолунии, идёт речь у Булгакова? Нет, конечно. Хотя бы потому, что тогда наказание Пилата длилось бы 12 тысяч мгновений – даже если речь идёт о 12 тысячах часах, то это — всё же не 12 тысяч бессонных ночей.
В реальности мы, земные наблюдатели, имеем возможность видеть полный диск Луны, в какой бы точке Земли мы не находились, 12, а иногда и 13 раз в году (поскольку 12 синодических месяцев укладывают в год не полностью, а с «хвостиком»). Если, конечно, позволяет погода, и Луна не застлана облаками. Фаза относительно точного полнолуния длится сутки и благодаря вращению Земли все жители планеты могут полюбоваться ночной красавицей во всей её красе в одни и те же сутки. Известно, что Булгаков наблюдал за Луной. Но, ведя такого рода наблюдения, он фиксировал то, что видно человеческому глазу. А для человеческого глаза погрешности полнолуния незаметны, а, следовательно, и не имеют значения – в ночное время этих суток человек видит круглый диск Луны, даже если время наблюдения не соответствует астрономически точному мгновению полнолуния.
И всё-таки Баркову — «спасибо»! За то, что он указывает верное направление мысли. Чтобы разгадать загадку «12-ти тысяч лун», нужно принять во внимание позицию, в которой находится наблюдатель. Все годичные полнолуния видимы для земного наблюдателя при условии, если его круговой обзор ничем не ограничен. Другое дело, если человек имеет возможность смотреть на Луну только из окна дома, выходящего на одну сторону. В таком случае естественный круговой обзор сведён для него к полусферическому, и он действительно может видеть только половину полнолуний в году: в зону его видимости попадает 6 последовательных полнолуний, в зависимости о того, на какую сторону света выходит окно. Для него половина ночей, в которые видна полная Луна с Земли(благодаря вращению Земли вокруг своей оси) оказывается «потерянной», поскольку Луна видна с другой стороны небосвода, недоступной для его наблюдения.

Читайте также:  Человек который продал луну аудиокнига

Итак, для того, чтобы понять, почему Пилат видит только половину полнолуний, надо внимательнее присмотреться к той ситуации, в которой он оказался в заключительной главе романа, к тому, в какие условия поместил его Булгаков. А заодно нужно ответить на ещё один, закономерно возникающий вопрос — почему Маргарита так быстро «входит в положение» Пилата? Получается, что между этими персонажами есть какая-то параллель с точки зрения их точки зрения относительно Луны (позволю себе такой каламбур).
Обратимся за подсказками к тексту романа. В заключительной, 32-й главе романа, Мастер и Маргарита в сопровождении Воланда и его свиты, прежде чем окончательно расстаться со скорбной Землёй, останавливаются в месте заточения Пилата – в какой-то скалистой и совершенно безжизненной местности (где именно? – это отдельная тема для разговора, которой сейчас я касаться не буду.

«Воланд осадил своего коня на каменистой безрадостной плоской вершине, и тогда всадники двинулись шагом, слушая, как кони их подковами давят кремни и камни. Луна заливала площадку зелено и ярко, и Маргарита скоро разглядела в пустынной местности кресло и в нем белую фигуру сидящего человека. Возможно, что этот сидящий был глух или слишком погружен в размышление. Он не слыхал, как содрогалась каменистая земля под тяжестью коней, и всадники, не тревожа его, приблизились к нему.
Луна хорошо помогала Маргарите, светила лучше, чем самый лучший электрический фонарь, и Маргарита видела, что сидящий, глаза которого казались слепыми, коротко потирает свои руки и эти самые незрячие глаза вперяет в диск луны. Теперь уж Маргарита видела, что рядом с тяжелым каменным креслом, на котором блестят от луны какие-то искры, лежит темная, громадная остроухая собака и так же, как ее хозяин, беспокойно глядит на луну.
У ног сидящего валяются черепки разбитого кувшина и простирается невысыхающая черно-красная лужа».

Булгаков поместил Пилата на плоскую вершину самой высокой скалы — он как бы вознесён над всем остальным земным миром. Проклятые скалистые стены», которые падут после его освобождении и уйдут в черную бездну, не окружают его, а подпирают площадку, на которой он находится, и значит, никак не могут закрывать ему видимость. И всё же в его положении есть некие ограничения. Но они не столько внешнего, сколько внутреннего, выражаясь философским языком, экзистенциального характера. Пилата терзает память о содеянном, муки совести. Он прикован к своему прокураторскому креслу, хотя не так, как был прикован к скале Прометей. В его ситуации виноваты не боги, а он сам, его собственный страх, связанный с прокураторской должностью. Из-за страха вызвать на себя гнев цезаря Пилат предал Иешуа и тем самым оказался прикованным как к своему трусливо-предательскому поступку, так и к ненавистному для него (мучительному) бессмертию. В полнолуние он переживает вновь и вновь одно и то же событие. Чувство вины вместе со страстным желанием, чтобы того, что случилось, не было, в свою очередь, приковывают его взор к полной Луне (у Булгакова образ Иешуа – это «лунный» образ). К той части небесной сферы, вид на которую открывается с его прокураторского кресла, стоящего на балконе дворца, и который открывался с этого кресла две тысячи лет назад, в роковую для Пилата праздничную (пасхальную для Иудеи)ночь. И то, что Пилат смотрит на полную Луну слепыми, незрячими глазами, говорит о том, что речь идёт о внутренней экзистенциальной ситуации Пилата, которая в «мире ином», куда мы попадаем в последних главах романа, воспроизводится, как вывернутая и развернутая вовне, внешне-наглядная… И повторяющую в точности ту, что описана в 26-й главе, когда Понтий Пилат понимает, что местью, убийством Иуды, уже не исправить случившегося и когда у его кресла улеглась верная Банга, почуявшая, что с хозяином произошла беда.
Но что же общего между Пилатом, заточенным в скалах, и Маргаритой? А вот что. Если приглядеться к картине местности, где отбывает своё наказание Пилат, то нельзя не заметить, что она явно имеет устрашающе-возвышенный, т.е. готический характер – все эти скалы (валуны), скорее всего, с острыми, похожими на пики, вершинами, поскольку они срываются в пропасти – настолько глубокие, что в них, согласно авторскому указанию, не попадает лунный свет… И в памяти внимательного читателя невольно «всплывает» готический особняк, в котором жила Маргарита и в котором она, несмотря на весь благоустроенный быт, чувствовал себя, как в заточении. Маргарита даже думала о самоубийстве – в том случае если ее жизнь не изменится, если она не обретёт смысл жизни. О смерти, как избавлении от «ненавистного бессмертия», от мучительного состояния беспокойства мечтает и Пилат. Таким образом, и Пилат, и Маргарита – оба являются заточенными в каменном мешке и испытывают страдания: один – от угрызений совести, другая – от ощущения бессмысленности жизни. Только в отличие от Пилата Маргарита своё «чистилище» прошла при жизни, за что ей и был дарован «вечный покой» сразу после смерти. Но с точки зрения загадки «12-ти тысячи лун» главное всё же не это.
Маргарита с мужем занимали верх готического особняка, но ее спальня «выходила фонарём в башню особняка». В просторечии фонарем именуется эркер, застеклённый крытый балкон, обычно полукруглой формы. Булгаков упоминает о «трёхстворчатом окне в фонаре», которое «светилось бешеным электрическим светом» (писатель явно обыгрывает слово «фонарь» — эркер с трёхстворчатым окном светился, как фонарь). В мае этот особняк предстаёт, как «окрашенный луною с того боку, где выступает фонарь с трехстворчатым окном». Таким образом, окно спальни Маргариты(с его полукруговым обзором)выходило как раз на ту же сторону, с которой были видны полнолуния Пилату. Интересно, что Булгаков, описывая Пилата, сидящего в кресле на площадке, залитой лунным светом, упоминает о фонаре – «луна светила лучше, чем самый лучший электрический фонарь». И делает он это в перекличку с описанием окна Маргариты в готическом особняке.
Фразу о 12-тысячах лун появилась в тексте романа в 1939 году во время редакторской правки. Роман была закончен в мае 1938 года и через месяц отпечатан. Но и после этого, вплоть до начала октября 1938 года писатель продолжал вести последовательные наблюдения за небосклоном,которые начал в марте 1938 года — март приблизительно соответствует иудейскому месяцу нисану. Логично предположить, что эти наблюдения велись с намерением проверить возникшую у писателя идею о «»2-ти тысячах лун».

Загадка 12-ти тысяч лун. Альтернативная хронология
Елена Котелевская
Продолжение. См. начало «Загадка 12-ти тысяч лун. Заметки о романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» http://stihi.ru/2021/03/03/6037

Москву конца-20-30-х гг. прошлого века от Иерусалима времени казни Христа отделяет промежуток ориентировочно в 1900 лет — к какому бы точно году не привязывал тот или иной интерпретатор действие московских сцен романа — будь то 1929 год, как у Б.Соколова, автора «Булгаковской энциклопедии», 1935, как у В.Бортко, режиссёра одноименной экранизации «Мастера и Маргариты» или, как у меня, 1938. Спрашивается, почему бы тогда Булгакову так прямо и не написать — что Пилат сидит на своей скале 1900 лет. Между тем, ради того, чтобы получить цифру в «около двух тысяч лет», Булгаков пожертвовал сотней лет, а это немало, и с точки зрения чисто арифметической такое округление является совершенно неправомерным.
Конечно, художественно-эстетические соображения – это совсем другое дело, и писателю позволительно было нарушить строгие арифметические правила из этих соображений. Округленный до двух тысяч лет срок наказания Пилата выглядит намного более впечатляющим, поскольку в этом случае время измеряется уже не столетиями, а тысячелетиями.
Но, думается, что упоминание о двух тысячах годах понадобилось Булгакову именно для того, чтобы ввести в текст реплику Маргариты о 12-ти тысячах лун. В этом случае и арифметическое действие, необходимое для того, чтобы перевести количество лет в количество полнолуний, является более простым, и число получается круглым, то есть опять-таки более впечатляющим с точки зрения художественной выразительности. К тому же оно ещё приобретает оттенок сакральности, так как в нем фигурирует цифра 12, символизирующая законченность некоего цикла, ряда. Кстати, и над «Мастером и Мапргаритой» Булгаков работал 12 лет.
Однако вернёмся к вопросу, заявленному в самом начале этих заметок, — является ли авторское указание на то, что Пилат провел 12 тысяч бессонных ночей, ключом к разгадке временного шифра романа. Или Булгаков упоминает о них исключительно с намерением вызвать в читателе сотрадание к Пилату и оправдать акты милосердия по отношению к нему, осуществленные Мастером (он заканчивает роман словами «Свободен») и Иеуша (он успокаивает Пилата тем, что казни не было).
Обратимся снова к Альфреду Баркову. Что там написано у него по этому поводу? «Хотя этот ключ непосредственно никакой информации по фабуле не раскрывает, он выполняет не менее важную функцию: сигнализирует о достоверности всех включенных в текст временных меток, позволяющих определить подразумевающиеся в романе события по зашифрованным датам. Иными словами, ключ это особый; я назвал бы его «ключом достоверности». Довольно витиеватое разъяснение. Не думаю, что Булгакову в его игре с читателем был нужен какой-то дополнительный «ключ достоверности». Фигура Пилата сама по себе уже достаточно достоверная деталь, чтобы читатель мог сориентироваться в историческом времени.
Логичнее предположить, что 12 тыся лун вообще никаким ключом к временному шифру романа не являются – ни точным, ни «ключом достоверности». Но специфика булгаковского романа такова, что удержаться от соблазна поиграть с его шифрами, очень трудно. Вот и я не устояла от такого соблазна. Единственное, что может меня извинить, так это то, что я в полной мере отдаю себе в этом отчёт. И поэтому сразу предупреждаю, что предложенная ниже версия – тоже из разряда «полётов творческой фантазии». Просто число, которое получилось при более точном (обратном) пересчёте 12-ти тысяч лун на годы, вышло настолько аллюзивным, намекающим на что-то большее, чем оно есть, что противостоять соблазну сделать из него далекоидущие выводы, было невозможно. А тут ещё и Маргарита произносит свою реплику таким уверенным тоном, не прибегая к помощи никаких «почти», «около», «более»… ))))
Итак, считаем. Лунный цикл (синодический месяц) составляет 29,5 дней (если брать округлённо): столько времени проходит от одного полнолуния до следующего. Умножаем 12 тысяч Лун на 29,5 делим на 365, 25 (среднее количество дней в году с учетом високосных лет), и получаем… 969 лет «с хвостиком», умножаем на 2 (поскольку Пилат видит только половину всех полнолуний) и у нас выходит 1938 лет с небольшим. Вот это число и подействовало на меня гипнотически — ведь я привязываю действие романа именно к 1938 году. И даже тот факт, что 1938 лет – это количество лет, отделяющих смерть Мастера от «умывания рук» Пилатом, т.е. от казни Христа, а не от Рождества Христова, откуда мы ведём отсчет лет, не оказал на меня отрезвляющего воздействия. Ну что ж, читателям романа известно, как хорошо владеет Воланд и его шайка методом гипнотического воздействия.))) А если серьёзно, то, как я уже говорила, даже если сама версия в целом является ошибочной, какие-то отдельные наблюдения, рассуждения, приводимые в её доказательство, могут оказаться верными и полезными для нахождения верных путей интерпретации булгаковского романа.
Роман в романе, или роман, написанный Мастером, часто называют Евангелием от Воланда, поскольку содержание романа Мастера точь-в-точь совпадает с тем, что сам Воланд рассказывает Берлиозу и Бездомному. Но если так, то тогда это понимание нужно продумывать последовательно, до самого конца.
Основу Евангелий составляет история Христа, или миф о богочеловеке Христе-Спасителе, его рождении, распятии и воскресении. А у Мастера, вопреки довольно долго бытующему представлению главный герой – не Иеуша, при всей первостепнной важности этого персонажа, а Пилат. Причём, как и в Евангелиях, черты реального исторического лица в романе смешаны с мифическими: для создания образа Пилата Булгаков использовал помимо апокрифов позднюю немецкую легенду о Пилате — сыне дочери мельника Пилы и короля-зведочета (астролога), предсказавшего своему сыну, если он родится в определённое время, невероятную славу. Таким образом, в основе Евангелия от Воланда — история Пилата, или миф о Пилате.
И, конечно, применительно к тексту, так или иначе связанном с Воландом, точнее будет говорить не о Евангелии, а об анти-Евангелии. В том смысле, что в нём рассказывается не история земной жизни богочеловека Иисуса Христа, а история одного поступка, или, как было принято говорить в средние века, деяния, который совершил, хоть и римский прокуратор, но всё равно обычный смертный человек. И главное в этой истории то, что этот человек испытывает муки совести за совершённое, что его поступок имел для него роковые последствия. Как и дОлжно быть, концовка романа вытекает из его завязки: муки Пилата являются доказательством существования Истины, бытия Бога. Только доказательством от обратного, если сравнивать с доказательством «беспокойного старика Канта», о котором упоминается на первых страницах романа. Доказательством от осознания греха отказа от подлинной свободы. А грехи человеческие и воздаяние за них – это как раз по «ведомству» Воланда. Ведь это никто иной, как Воланд заточил Пилата в скалах,на срок в 12 тысяч бессонниц.
Не буду сейчас углубляться в разъяснение тезиса о романе Мастера, как анти-Евангелии от Воланда. Пока нас интересует только то, что может иметь отношение к временному шифру романа. Так вот — как известно, в основе нашего летоисчисления лежат евангельские истории о Христе. На них опирался монах Дионисий Малый, когда ради нужд вычисления христианской Пасхи ввёл летоисчисление «от Рождества Христова» (в 6-м веке н.э.). Но если мы находимся в «пространстве» анти-Евангелия, то не значит ли это, что мы должны вести отсчет лет, исходя из иного принципа. Такого, который бы соотвествовал смысловой логике истории Пилата. Неслучайно же упоминание о 14-м дне весеннего месяца нисана, в который Пилат сделал роковой для себя выбор, проходит рефреном через весь текст «Мастера и Маргариты». На следующий день, 15-го нисана у Пилата начинается уже совершенно иная жизнь… Точнее, с заката того дня, в который был казнён Иеуша. Иудейские сутки считались от заката до заката. (Напомню, что и романа начинается с заката…). Значит, в логике анти-Евангелия счет лет должен вестись отсюда, с этого момента и в соответствии с такой, альтернативной хронологией, Воланд и его шайка куролесят в Москве аккурат в 1938 году от «грехопадения» Пилата.
Понятно, что это год, который обладает реальностью только в пространстве романа. Между ним и реально-историческим 1938-м годом пролегает 33 года. Опять какая-то сакральная цифра. А вы обращали внимание, что роман «Мастер и Маргарита» состоит из 32 –х глав и эпилога, т.е. из 33-х частей? Может быть, именно таким образом, через романное время-пространство сопрягаются в одну историческая реальность и романная, реальность, в которой жил писатель и которую он создал своим воображением? Чем черт не шутит?! Нет, чем Воланд не шутит?! ))))
Как бы ни относиться к этой версии, воспринимать её всерьёз или как шутку, но есть один неоспоримый факт. Если принять 1938-й год за время действия романа, то Мастер и Маргарита покидают Землю в ночь с 14 -го на 15-е последнего весеннего месяца мая. И это последняя пр’оклятая ночь для Пилата. Которого они видят на скальной площадке, сидящим в той же позе, в том же прокураторском кресле, с тем же разбитым кувшином перед ним и с той же верной Бангой у ног. Как это было 12 тысяч лун назад, на закате, когда на смену 14-му дню (суткам) первого весеннего месяца нисана приходил следующий — 15–й день весеннего месяца нисана…

Читайте также:  Какому металлу соответствует луна

Источник

Adblock
detector