Меню

У каждого есть родина своя у каждого есть маленькое солнце

Поэзия на уроках географии

Разделы: География

Географии основы
Заставляют стать поэтом!
Не опишешь тусклым словом
Нашу яркую планету…
И.И. Ландо

Одной из важнейших задач современного школьного географического образования является воспитание патриотизма.

Преподаватели ищут различные пути решения этой проблемы. Один из них — использование художественной литературы на уроках географии.

Но этот путь не является абсолютно новым. В методической литературе по рассматриваемому вопросу имеются публикации. Так В.А. Камаева в статье «Использование художественной литературы на уроках географии VIII класса», приводит подборку стихов по темам «Географическое положение России», «Кавказ», «Урал», «Западная Сибирь».

Л.С. Ульченко в статье «Поэзия на уроках географии» предлагает подборку стихов о реках России, круговороте воды в природе и др. Об использовании поэзии на уроках географии рассказывает В.Ф. Россеев. К стихам он предлагает и вопросы.

Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах красота природы помогает «разбудить ум и сердце ребёнка», создать радостное, приподнятое настроение, провести урок на высоком эмоциональном уровне. Поэзия воспитывает чувство прекрасного, возвышенного, чувство любви, гордости и патриотизма.

Синтез поэзии и географии позволяет точно и ёмко создать образ территории, заставить логически мыслить, пробудить желание думать, работать, повышает интерес к изученной теме, делает уроки живыми и запоминающимися.

Лаконичные, чёткие зарисовки образов природы, звучащие в стихах, заостряют впечатление и воображение, усиливают мотивацию к учебной деятельности.

В данном материале предполагается осветить варианты использования стихов, песен, частушек на уроках географии и во внеурочное время, а также на примерах проиллюстрировать привлечение учащихся к сочинению стихотворений о природе, родном крае и т.д.

Поэтические произведения возможно применять на всех дидактических этапах урока. Особенно эффективно использование стихотворений при изучении нового материала. Они служат целевыми установками. Предваряя содержание темы, «эпиграф» урока нацеливает класс на восприятие и усвоение нового материала.

Например, при изучении географии России особое внимание уделяется первому уроку.

Эпиграфом к этому уроку служат слова В.Г. Белинского: «Любить Родину — значит знать её».

Говоря о громадной территории России, зачитываем стихотворение К. Симонова:

Касаясь трёх великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сетью меридианов,
Непобедима, широка, горда.

Затем перед учащимся ставятся вопросы:

  1. Какими океанами омывается Россия?
  2. Как вы понимаете слова «непобедима, широка, горда»?

О величине территории России можно узнать из стихотворения Н.Забила:

Как велика моя страна,
Как широки её просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса, и степь, и горы…
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
В Москве ложатся спать сейчас,
Луна глядит в оконце.
Дальневосточник в тот же час
Встаёт, встречая солнце.

Вопросы и задания:

  1. Что можно сказать о величине территории России по стихотворению Н.Забила?
  2. Определите по карте протяженность России с севера на юг и с запада на восток.

Стихотворения стимулируют познавательный интерес, разряжают напряжённую психологическую обстановку при опросе, переключают и мобилизуют внимание. Введение поэтического материала сопровождается вопросами и заданиями, которые решают развивающие задачи и формируют навыки критического мышления, способствуют осознанию и более глубокому восприятию изученного материала.

Например, формирование представления о природной зоне степи происходит с помощью первого куплета народной песни «Ой, ты степь».

Ой, ты, степь, широкая моя.
Степь, да степь — раздольные края.
Все твои дороженьки–пути
Трудно солнцу за день обойти.
Припев:
Широка ты, степь,
Широка ты, степь,
Широка ты, степь, широка.

А затем используем стихотворение И.З. Сурикова «Степь»

Едешь, едешь – степь да небо,
Точно нет им края.
И стоит вверху над степью,
Тишина немая.
Нестерпимою жарою
Воздух так и пышет:
Как шумит трава густая,
Только ухо слышит.
Едешь, едешь – как шальные
Кони мчатся степью,
Вдаль курганы, зеленея,
Убегают цепью.
Промелькнут перед глазами
Две – три старых ивы –
И опять в траве волнами
Ветры – переливы.
Едешь, едешь – степь да небо,
Степь, всё степь, как море…
И взгрустнётся поневоле
На таком просторе.

  1. Какой вы представили степь, дайте словесное описание.
  2. Каковы особенности природы, описанные автором в стихотворении?
  3. Используя строки стихотворения, опишите рельеф и климат степи.

Дополнить представление о климате степи можно с помощью первого куплета русской народной песни «Степь, да степь кругом».

Степь, да степь кругом,
Путь далёк лежит.
В той степи глухой
Замерзал ямщик.

Замерзая, он, чуя смертный час,
Он товарищу отдавал наказ:
«Ты, товарищ мой,
Не попомни зла,
Здесь, в степи глухой,
Схорони меня.

Из данных строк можно сделать вывод, что зимой погода бывает ветреной, морозной.

Тема «География моей местности».

На первом уроке перед изучением этой темы читаем следующее стихотворение:

Стихи о Родине
У каждого есть Родина своя,
У каждого есть маленькое солнце.
На Родине заботы не томят;

На Родине и радостней поётся.
У каждого есть Родина своя,
У каждого есть дом,
где он родился,
А где родился,
там и пригодился —
Вот так у нас в народе говорят.
У каждого есть Родина своя,
А Родина солгать не позволяет;
А если я встречаюсь с негодяем,
То Родина мне силы умножает.
У каждого есть родина своя,
А Родина для каждого святая.
Николай Дружков.

Особенно важно при изучении географии родного края привлечение местного материала.

Мой родной Соликамск.
На вольном просторе на Камском
Есть город, в который влюблён,
Его нарекли Соликамском,
Как Родина дорог мне он.
Припев:
Соликамск – это соль и бумага,
И напев седой старины.
Это наша любовь и отвага
И рабочая гордость страны!
Стоят величаво соборы
В кругу заводских корпусов.
Синеют над Камой узоры
Могучих уральских лесов.
В. Солупаев.

Красота родного края воспевается и в частушках жительницы г. Соликамска Марии Жёлтышевой.

Ох, над Камой небо синее,
Места у нас красивые,
Луга у нас раздольные,
Зелёные, привольные.

По–над Камою до голубых небес
Красота моя — уральский лес.
Много ягод в нём, много есть грибов,
Больше нет нигде таких лесов.

Читайте также:  Сомнамбула звезда имени солнце аудиокнига

Наша Вишера очень быстрая,
Вода холодная и чистая,
Горы славные — Полюд, Ветлан,
Если не были, побывайте там.

  1. Чем богаты леса нашего края?
  2. Какие реки протекают по его территории?

Поэтические образы способствуют формированию надпредметных умений и навыков, пробуждают фантазию школьников, создают условия, при которых дети стремятся к творчеству, испытывают потребность работать с художественной литературой и узнавать новое. Сами пишут стихи, что способствует привитию любви не только к географии, но и к поэзии, к родному краю.

Рассмотрим несколько примеров. Так ученица 7-го «А» класса Янкина Лиза после экскурсии на Ветлан написала такое стихотворение:

На Ветлане побывали, ещё больше мы узнали.
Необъятный край ты мой, мой любимый и родной.
И в осенний день прекрасный, он зелёный, желтый, красный.
Пахнет елью и сосной край любимый и родной.
Реки полны разной рыбы, лес — грибами, мошкарой…
Посетите край мой милый, край любимый и родной.

У Олеси Петровичевой сложился свой образ России. Вот её стихотворение:

Как Россия необъятна:
Города и тут и там.
Почему – нам не понятно —
Столько много разных стран,
Округов, краёв, республик,
Автономных областей?
Все в состав России входят,
Крепко дружат они с ней.
Люди дружат меж собою,
Приезжают в округ, край.
Ты гордись своей страною,
Знай, люби и почитай!

Прочитав брошюру «Вишерский край – особо охраняемые территории» (г. Соликамск, 2002), Олеся сложила легенды.

Легенды Вишерского края
«Расскажи мне, камень Говорливый,
Про природу эту сказ красивый.
Есть ли здесь, что сердцу интересно,
Чтоб душа запела, словно песня?
Край, где воздух чистый и хрустальный,
Где река и водопад зеркальный,
Где во мху кедровки ради смеха
Спрятанные кушают орехи.
Есть тому отдельная легенда.
Ею разрядим cейчас беседу.
Свой запас кедровка в мох запрячет,
Их нечётное число. А как иначе?
Чтоб найти местечко то зимою.
Четным вместе хорошо – не скрою.
А один, нечётный, плачет тяжко:
Страшно, одиноко ведь бедняжке.
И по плачу узнает кедровка,
Где запас, запрятанный так ловко.
Но охотник и соперник есть у птички-
Маленькая мышка – невеличка.
Коли зёрнышко плаксивое съедает,
То оставшиеся прорастают.
Гордостью становятся Урала,
Ведь земля таких и не видала».
Шумный вздох раздался великана,
И поведал мне рассказ он данный:
«Меж скалистых гор бежит речушка,
Но нельзя назвать её девчушкой-
Вишера- красавица строптива,
А весною, грозная, — бурлива.
И лазурь небесная играет,
Вишеру теплом обогревает.
Охраняют реку часовые-
Камни – стражники Береговые,
Чтоб красавица беды не знала,
Вдаль себе спокойно утекала.
Под надзором Вишере привольно.
Но особенно она довольна
Тем, что за неё борьба проходит:
Два богатыря и глаз не сводят.
Кто получит её руку с сердцем,
Сможет её водами согреться.
У подножья этих исполинов
Выросла кедровая дружина.
/Из тех зёрен, спрятанных кедровкой,
Что оставила соперница полёвка/
Двое их- Полюд с Ветланом вместе
Всё не могут поделить невесту.
Вишера сей выбор сделать не может:
Есть один, но тот, другой, — дороже
Вот и слёзы проливает часто.
А зовут в народе их алмазы.
Первый найден был назад с полвека…
И пошла беда на человека.
Прииски найти они пытались,
Но за это жизни все лишались.
И живётся здесь порой несладко:
До сих пор гуляет лихорадка.
Слёзы Вишеры есть плод запретный.
Памятник особый – заповедный.
Вот уральский сказ тебе об этом», —
Говорит мне камень. Но секретом
Он легенду эту не считает.
«Каждый житель здешний её знает!»-
Подтверждает камень Помянённый.
Помнит он детали сказки оной.
Почему он носит это имя?
Потому что помнит он поныне
Всех, кто сослан был сюда, безвинных,
Тех душой и сердцем людей сильных.
Ведь смогли они прижиться здесь навечно
Средь болот и комаров беспечных!
Этот камень – памятник тем людям,
Чью мы память ворошить не будем.
Всё как есть, и как всё это было,
Я вам в этих строчках изложила.
Олеся Петровичева, 11-й класс

Теперь на уроках можно использовать и стихи учащихся нашей школы.

Благодаря поэтической географии учащиеся смогут познать удивительный мир природы: пройти по горным дорогам, проплыть по бурным рекам, увидеть могучую тайгу и бескрайнюю степь, осознать огромность жизни и радость её, испытать гордость за то, что они являются гражданами России.

Библиографический список

  1. Камаева В.А. Использование художественной литературы на уроках географии в VIII классе. // География в школе. 1998. №1.
  2. Лазаревич К.С. Поэтическая география. Газ. «География» 1997. № 9.
  3. Россеев В.Ф. Стихи на уроках географии. // География в школе. 1996. № 6.
  4. Стихи и песни о Соликамске. Соликамск, 1980.
  5. Удинцева С.П. Воспитание на уроках географии. //География в школе. 2001. №4.
  6. Ульченко Л.С. Поэзия на уроках географии. // География в школе. 1997. №7.
Читайте также:  Круг солнца у славян

Источник

Урок географии в 7 классе школы VIII вида на тему «У каждого есть Родина своя»

Тема: У каждого есть Родина своя.

1. Активизировать познавательную деятельность учащихся.

2. Разнообразить приемы обучения географии.

3. Повысить интерес у учащихся к изучению географии и привить любовь к предмету

Закрепить знания о географическом положении России.

Выработать умение работать с картой России.

Ознакомить с географическим положением Якутии и этнокультурой народов республики.

Развивать познавательный интерес к окружающему миру в рамках изучения географии.

Формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся, коммуникативной культуры, толерантность.

Формировать у учащихся чувства патриотизма к своей стране, уважение к истории и культуре народов, населяющих Россию, эмоционально-ценностного отношения к малой Родине.

Оборудование и материалы:

Физическая карта России, административная карта России, карта Якутии, флажки России 7 шт., презентация «Моя Россия», презентация «Моя Якутия», заготовки из цветной бумаги, белая бумага для «снежков», шапка.

Сегодня на уроке мы повторим тему « Географическое положение России на карте», продолжим изучение географии нашей страны и познакомимся поближе с нашей республикой Якутией.

Но для начала небольшая разминка.

Разминка. Географические загадки.

Ее берет с собой геолог,

Турист, водитель, археолог. ( Карта.)

На ноге стоит одной

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. ( Глобус.)

Под стеклом сижу,

На север и на юг гляжу. ( Компас.)

Горный огненный фонтан

Все обходят это место,

Здесь земля, как будто тесто

Засосет и бегемота

Это топкое … (Болото.)

Здесь только желтые пески,

Здесь солнце полыхает,

Здесь от жары и от тоски

Все сразу засыхает. (Пустыня.)

Море, озеро и пруд

Словом как одним зовут? (Водоем.)

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан. (Вода.)

Кругом вода, а с питьем беда.

Кто знает, где такое бывает? (На море.)

Повторение темы « Географическое положение России на карте»

Как велика моя страна,

Как широки её просторы!

Озёра, реки и поля,

Леса, и степь, и горы…

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом – снега и вьюга.

В Москве ложатся спать сейчас,

Луна глядит в оконце.

Дальневосточник в тот же час

Встаёт, встречая солнце.

Скажите, а о какой стране идёт речь в стихотворении? (о России)

Как называется наше государство? ( Российская Федерация)

(слайд «физическая карта России»)

Касаясь трёх великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сетью меридианов,

Непобедима, широка, горда.

На каком материке расположена наша страна? (Евразия)

А сколько материков на Земле всего? (6)

Что можно сказать о величине территории России, какая она? (самая большая)

Показать на карте территорию России.

Какие океаны омывают территорию России? Какой не омывает?

Показать моря трёх океанов России.

В каких частях света располагается Россия? Как называются части России по частям света? Какими горами они разделяются?

Показать на карте.

Посмотрите на флаг нашей страны. Какие цвета он имеет?

Цветам российского флага приписывается множество символических значений. Я вам расскажу одно из них.

Белый, синий и красный цвета с древних времён на Руси означали:

белый цвет, цвет снега (традиционный для народов Урала) — чистота, благородство и откровенность;

синий цвет, цвет вечного неба (священный для тюркских и монгольских народов) — верность, честность, безупречность и целомудрие;

красный цвет (священный для славян) — мужество, смелость, великодушие и любовь.

Таким образом, бело-сине-красный флаг нашей страны можно назвать её своеобразной картой народов России.

Физминутка . Народная игра «Поймай снежок шапкой».

(слайд «Снежные забавы»)

Новый материал. « Географическое положение Якутии на карте».

У каждого есть Родина своя,

У каждого есть маленькое солнце.

На Родине заботы не томят;

На Родине и радостней поётся.

У каждого есть Родина своя,

У каждого есть дом,

там и пригодился —

Вот так у нас в народе говорят.

У каждого есть Родина своя.

Назовите республику, где мы живём (Якутия, Республика Саха (Якутия).

Назовите столицу Республики (город Якутск).

(слайд «административная карта России»)

А называться так наша республика стала только с 27 сентября 1990 года. Раньше у неё было другое название: Якутская Автономная Советская Социалистическая Республика (ЯАССР), которая была образована 27 апреля 1922 года.

Общая площадь территории Якутии составляет 3 103 200 км².

Якутия расположена в северо-восточной части Сибири, в азиатской части России. Почти половина территории Якутии находится за Северным полярным кругом. Протяжённость республики с севера на юг — 2500 км, с запада на восток — 2000 км. Общая протяжённость морской береговой линии превышает 4,5 тыс. км.

(слайд «физическая карта Якутии»)

Якутия интересна многообразием природы и природных ресурсов, что обусловлено положением её территории. Большую часть занимают горы и плоскогорья и лишь ⅓ расположена на низменности.

В Якутии есть почти все полезные ископаемые.

А какие полезные ископаемые вы знаете?

Якутия — один из наиболее речных (700 тыс. рек и речек) и озёрных (свыше 800 тыс.) регионов России. Общая протяжённость всех её рек составляет около 2 млн. км. Крупнейшие судоходные реки: Лена (длина — 4400 км), Вилюй, Оленёк , Алдан , Колыма, Индигирка, Олёкма, Анабар и Яна.

Читайте также:  Это солнце для тебя малышка

Самая крупная река- это река Лена.

(слайды природы Якутии)

Территория Якутии входит в пределы четырёх природных зон: таёжные леса (почти 80 % площади), тундра, лесотундра и арктическая пустыня. Обо всех этих природных зонах, об их природных особенностях мы будем говорить с вами на следующих уроках.

О, Якутия, дали бескрайние,

С птичьим гомоном белых ночей,

Край суровый, любовь моя давняя,

Ты — частица России моей.

Россия стала такой большой и сильной именно потому, что она никогда не запрещала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежат к разным народам и религиям.

Население Якутии составляет 958 300 чел. (2010). Плотность населения в Якутии является одной из самых низких среди субъектов Российской Федерации.

Люди разных национальностей живут в Якутии. И мы можем легко с вами это доказать.

Я – Ольга Юрьевна. Моя мама чувашка, отец русский. Я живу в Якутии.

(учащиеся называют свои национальности).

Я — якут, он- якутянин.

Русский он. Я россиянин.

И одни мы песни с ним поем.

Мы в одной республике живем.

Очень многонациональна наша Якутия, но коренное население – якуты, эвены, эвенки, юкагиры, чукчи, ненцы и другие народы.

(слайд «народные промыслы»)

И у каждого народа, населяющего нашу землю, есть свои традиции, обычаи и своя культура. Сколько есть неизвестного и интересного, к чему мы привыкли и не замечаем только потому, что оно привычно. За всю свою многовековую историю народы Якутии создали уникальную культуру. Народы Севера бережно относятся к своим традициям, обычаям и культуре. Они передаются из поколения в поколение.

Мы с вами уже начали собирать копилку сказок и легенд народов России, сегодня я познакомлю ещё с одной. Это эвенкийская сказка .

(слайды «сказка про вечных людей»)

В прежнее время по краю нашей земли ходил один человек. Увидел большое болото, через которое зверь не переходил, птица не перелетала.

Человеку интересно знать — какая земля за болотом, какие птицы и звери водятся. Разбежался он и перескочил через болото.

За тем большим болотом человек увидел — стоят оседланные зайцы. Тут же из-под земли показались маленькие вечные люди, которые на этих зайцах ездят.

Вечные люди нашему человеку рассказали:

Появился в нашей земле хищный зверь — соболь, поймал одного из вечных людей и перегрыз ему горло. Ты — охотник? Убей нам того соболя.

Человек пошел на охоту, убил хищного соболя и принес вечным людям. Вечные люди обрадовались:

Ты сделал для нас доброе дело. Мы тебя отблагодарим — привезем тебе живой воды. Иди в свою землю и жди нас.

Охотник вернулся в свою долину и рассказал всем родственникам, что скоро к ним приедут в гости вечные люди и привезут всем для питья живой воды. Все люди будут вечными.

Стали ждать гостей. Видят — едут маленькие вечные люди на оседланных зайцах. Всем стало смешно, и они захохотали:

Глядите, глядите, какие у них лошади смешные! Какие они сами малюсенькие.

Вечные люди обиделись и решили не давать им живой воды. Они выплеснули ее на деревья — на кедр, ель и сосну. А сами уехали за большое болото, в свою землю.

С тех пор кедр, ель и сосна все время стоят зеленые. Это от вечной — живой — воды.

На этом наш урок заканчивается.

Мы сегодня повторили особенности географического положения России.

Познакомились с географическим положением Якутии, её особенностями и населением.

Пополнили свою копилку легенд новой сказкой.

Не всё в своей жизни человек может выбрать сам. Мы не можем выбрать своих родителей. Мы не можем выбрать язык, на котором мама будет петь нам колыбельные песни. Мы не можем выбрать Родину. Но мы можем любить её, гордиться ей, изучать её.

Когда мы появляемся на свет мы ничего не знаем. Только потом узнаём, что наша Родина зовется Россия. Что она — самая большая страна в мире. Что Россия — страна с древней историей. Что на её территории живёт много разных уникальных народов.

Конечно, сбор легенд еще не завершен.

Мы с вами будем путешествовать по России и дальше, на следующих уроках. Будем знакомиться с её загадками.

Государственный флаг Республики Саха (Якутия) представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из четырех разновеликих горизонтальных полос соответственно голубого, белого, красного и зеленого цветов. На середине голубой полосы расположен круг белого цвета.

Голубой цвет — символ ясного, мирного северного неба, надежды и свободы.

Белоснежная полоска говорит о суровой красоте северного края, экстремальных условиях жизни людей, чистоте их нравов и помыслов.

Зеленая свидетельствует о коротком ярком лете, цвете таежных просторов, возрождении, дружбе и братстве. Зеленый цвет олицетворяет также тюркское происхождение народа Саха.

Красный — не только символ жизненных сил, но и красоты, верности родной земле, прогресса.

Белое солнце занимает большое место в якутской мифологии. Саха считают себя «детьми белого солнца”.

Источник

Adblock
detector