Почему Людовика XIV называли Король-солнце?
Каждый из нас ещё в школе слышал эпитет король-солнце, направленный в адрес французского монарха Людовика XIV. Задавшись вопросом почему Людовика называли королём-солнцем, можно получить несколько ответов.
Самая распространённая версия гласит, что Людовик любил театр и часто принимал участие в придворных постановках, где как правило получал роли бога солнца Аполлона или Восходящего Солнца. Однако, не является ли это следствием того, что Людовика уже все признавали солнцем? А таковым его признавали, о чём говорит вторая версия.
Согласно второй версии, прозвище закрепилось за Людовиком после «Карусели Тюильри», где король, участвуя в церемонии, держал щит, изображающий солнечный диск. Геральдика в те времена являлась целой наукой и представляла собой обмен символами, которые были хорошо известны и всегда привязаны к определённым личностям или местностям. Безусловно, если Людовик был обладателем щита-солнца, значит, с солнцем его уже ассоциировали.
Есть и другие версии, объясняющие происхождение прозвища французского монарха из детской игры, из впечатлений подданных от блеска, которым сияла Франция в годы его правления, а также, что солнцем называли любого короля, коронованного в период регентства. Но все эти версии толком ничего не объясняют.
А объясняется всё довольно просто.
Людовик XIV известен своей религиозностью. Будучи убеждённым католиком, он посещал мессы ежедневно, а не раз в неделю, как положено. Он был сторонником доктрины «Милости Божьей» и считал, что он унаследовал свою власть от Бога.
Можно сказать, что Людовик был фанатиком — в его правление был всплеск религиозных гонений на все религиозные движения кроме католической Церкви. Эти преследования возглавили иезуиты. Такую свободу действий они получили благодаря тому, что все, без исключения, духовники Людовика были иезуитами. Иезуиты посвящали Людовика в свою идеологию с детства и добились больших успехов. Король вырос не просто набожным, он сделал Париж центром всего ордена иезуитов, в городе расположилась штаб-квартира, а символом иезуитов было пламенеющее солнце. Прозвище Людовика XIV Король-Солнце было связано вовсе не с процветанием Франции или его увлечениями, оно отражало его статус покровителя Ордена иезуитов. Поскольку Общество Иисуса (это официальное название ордена) позиционировало себя как истинных ревнителей истинной веры, то и приверженность им и их советам воспринималась как приверженность Богу и богоугодным делам.
Соответственно, эта приверженность постоянно подчёркивалась символическим эпитетом король-солнце. А безошибочность предположений современников о том, что эта связь между королём и Богом реально существует, доказывало процветание, которого достигла Франция при Людовике XIV.
Источник
почему Людовик XIV получил прозвище «король-солнце» ?
История возникновения прозвища «король-солнце»
Людовик XIV с 12-летнего возраста танцевал в так называемых «балетах театра Пале-Рояль» . Эти мероприятия были вполне в духе времени, ибо проводились во время карнавала.
Карнавал эпохи барокко — это не просто праздник, это — перевёрнутый мир. Король на несколько часов становился шутом, артистом, фигляром (как и шут вполне мог себе позволить предстать в роли короля) . В этих балетах юному Людовику довелось сыграть роли Восходящего солнца (1653) и Аполлона — Солнечного бога (1654).
Позже устраивались придворные балеты. Роли в этих балетах распределял сам король или же его друг — де Сент-Эньян. В этих придворных балетах Людовик также танцует партии Солнца или Аполлона.
Для возникновения прозвища важно и другое культурное событие эпохи барокко — о так называемой Карусели. Это празднично-карнавальная кавалькада, нечто среднее между спортивным праздником и маскарадом. В те времена Карусель называли просто «конным балетом» . На Карусели 1662 года Людовик XIV предстал перед народом в роли римского императора с огромным щитом в форме Солнца. Это символизировало то, что Солнце защищает короля и вместе с ним и всю Францию.
Принцы крови были «вынуждены» изображать разные стихии, планеты и прочие подвластные Солнцу существа и явления.
У историка балета Ф. Боссана читаем: «Именно на Большой Карусели 1662 года в некотором роде родился Король-Солнце. Имя ему дали не политика и не победы его армий, но конный балет» .
Источник
Почему Людовика XIV называют: «король-Солнце»? Причины, фото и видео
Солнце – главный патриархальный символ, и по мнению множества философов, дневное светило наилучшим образом иллюстрирует главные качества успешного правителя. Ведь оно дарит свет и тепло, порождает жизнь, приносит радость, обеспечивает процветание.
Для французской истории образ солнца плотно связан с именем монарха Людовика XIV, который носил именно такое прозвище: Король-солнце. Почему же подданные стали его так называть, действительно ли он заслужил подобное имя? Чтобы узнать об этом подробнее, необходимо погрузиться в историю страны, узнать подробности правления лучезарного монарха.
Появление эпитета Король-солнце: наиболее распространенные версии
Участие в театральных постановках
Существует несколько версий, раскрывающих происхождение прозвища Людовика XIV. Так, наиболее распространенным считается вариант, свидетельствующий об участии короля в придворных театральных постановках. Считается, что в них он обычно получал роль Восходящего Солнца либо древнегреческого солнечного бога Аполлона. Однако полагаться на одну только эту версию нельзя, так как подобные роли он наверняка получал не случайно. Скорее всего, на тот момент король уже имел прозвище солнца, что и подчеркивалось назначением на подобные роли.
Участие в церемонии «Карусель Тюильри»
Другая версия говорит о том, что Людовик участвовал в церемонии «Карусель Тюильри», где присутствовал со щитом, на котором изображалось солнце. В те времена подобный факт действительно был бы замечен и отмечен, так как геральдике и символам уделялось огромное значение. Изображения на знаменах и щитах навсегда привязывались к людям, местностям, сохранялись на долгие столетия. Однако в рамках данной версии также можно указать, что если на щите был изображен солнечный диск, это произошло не случайно. Либо сама личность отождествляла себя с символом солнца, либо это отождествление уже было расхожим среди людей. В противном случае на щит можно было бы нанести любой другой символ.
Другие, более правдоподобные варианты говорят о том, что жителей страны вдохновило то, что Франция в годы правления этого монарха действительно сияла, словно солнце, ведь данная версия вполне правдоподобна. А еще есть мнения, утверждающие, что солнцем во Франции могли назвать любого короля, который вошел в свое право на период регентства. Однако и перечисленные варианты остаются только теориями, ведь они дают весьма поверхностное объяснение.
Наиболее вероятное предположение
Самым вероятным вариантом в рамках данного вопроса становится связь короля Людовика с иезуитским орденом и его практически фанатичная религиозность. На мессах короля приходилось видеть каждый день, хотя любому из католиков достаточно появляться на одной из них раз в неделю. Король строит свои представления о власти и себе самом на основе доктрины, согласно которой власть даровалась Богом.
При Людовике XIV происходят массовые религиозные преследования, поддерживается только католическая Церковь, прочие течения обвиняются в ереси. Все преследования исходят от ордена иезуитов, который получал особую королевскую поддержку, ведь данная идеология была близка правителю с ранних лет, с детства его окружали и воспитывали именно иезуиты. Благодаря такой ситуации Париж становится иезуитской столицей.
Иезуитский символ
Казалось бы, причем здесь солнце? Однако солнечный диск – иезуитский символ (или Орден св. Игнатия по имени основателя), практически персональная печать ордена. Людовик, будучи его покровителем, вполне мог приобрести прозвище Король-Солнце, пользоваться атрибутикой, изображающей солнечный диск. Вера, религия играли в те времена огромную роль в жизни людей, а процветание страны под правящей рукой религиозного монарха казалось вполне закономерным, доказывающим в очередной раз связь между правителем и высшими силами.
Таким образом, расхожее в народе имя Людовика XIV Король-Солнце, о котором каждому человеку известно еще из учебников истории, связано в первую очередь с религиозностью монарха и его приверженностью к иезуитскому ордену, который тоже активно использовал солнечные символы. Также оно может олицетворять процветание Франции в годы правления великого короля, или быть связанным с его личной символикой, ведь у него был даже щит с изображением солнечного диска.
Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник
Как Людовик стал «Королем-солнце»
Прозвище правителя способно многое о нем рассказать.
Людовику XIV его прозвание, конечно, очень льстило, не случайно из уст этого короля родилось знаменитое «Государство – это я». Он ставил себя в центр всей жизни, подобно светилу, но, тем не менее, «Королем-солнцем» его называли не за это.
Дело в том, что этот монарх имел настоящий талант – он прекрасно танцевал. Причем, танцевал не на балах, а на сцене!
Впервые Людовик выступил перед зрителем в совсем еще юном возрасте, в неполные тринадцать лет. Он танцевал в «Балете Кассандры» в театре «Пале Рояль» пять вечеров подряд, причем танцевал сразу две роли. Вместе с ним выступал его младший брат и еще ряд высокопоставленных мальчиков королевского двора.
Это были ежегодно проводимые в рамках карнавала так называемые «придворные балеты». С двенадцати лет наследник Луи ежегодно принимал самое активное участие в балетных постановках, причем с каждым годом его роли все сложнее, и ролей этих все больше.
В шестнадцать лет принцу досталось предстать в ролях «Восходящего солнца» и Аполлона. Французский историк Франсуа Блюш подсчитал, что все это происходило «в театре Пти-Бурбон, вмещавшем 3000 зрителей. Спектакль шел десять вечеров подряд, следовательно, перед 30 000 парижан — так сказать, перед более чем десятой частью тогдашнего населения столицы».
Конечно, придворный балет 17 века совсем не был похож на современный – это был не технически сложный танец, а музыкальный спектакль с элементами шествия и карнавала. Тематика балета чаще была сатирическая и развлекательная, чем героическая романтика, королю-актеру ничего не стоило перевоплотиться в роль жулика, шута, женщины. Это была немного игра и немного гротеск.
Есть мнение, что Людовик, став уже королем, сам придумал себе громкое прозвище, взяв его из любимых своих балетных ролей. И многократно «надевал» этот образ, причем не только в танце.
Например, кроме ежегодных карнавалов было принято устраивать «конные балеты» — праздничные конные выездки по кругу, «каррузели», что-то среднее между спортивным праздником и маскарадом. Они проводились на площади у сада Тюильри, так что скоро и сама площадь стала называться Каррузель, и от нее пошло слово «карусель» — движение по кругу.
На торжественных конных «каррузелях» Людовик XIV любил представать в образе римского императора на коне, с изображениями солнца на щите и мече. Собственно, «карусель Тюильри» 1662 года и считается тем моментом, начиная с которого за королем закрепилось его знаменитое прозвище.
Источник
Война, любовь, Версаль: ослепительный век Короля Солнца
Среди всех Людовиков, а их за свою богатую историю Франция знала больше двух десятков, Людовик XIV — самый известный. Версаль, кружева, парики, и шпанские мушки. А также. бронзовые пушки с бессмертной надписью Ultima ratio regum — «последний довод королей». Французские историки называют Людовика Великим, а его эпоху — Великим веком. Возможно, они несколько преувеличивают. Людовик не был гениальным политиком, полководец из него также получился никудышный (пробовал — не получилось), но то, что Франция во времена его правления стала самым могущественным государством в Европе, а также то, что французскому королю завидовали и подражали остальные монархи (даже после его смерти) — это факт.
Два прозвища Людовика
У Людовика XIV было несколько прозвищ, причем первое он получил сразу после рождения. У Людовика XIII и Анны Австрийской долго не было детей: 22 года бесплодных попыток и четыре выкидыша. Тут впору впасть в отчаяние и готовиться к неизбежному: передавать власть младшей линии Бурбонов — брату короля Гастону Орлеанскому и его потомкам. И вот, когда уже мало кто надеялся, 5 сентября 1638 года, на свет появляется мальчик.
“Вся Франция огласилась благодарственными молебнами. Новорожденного тотчас же назвали Людовиком Богоданным”, — пишет историк Эрик Дешодт .
Но это было не всё. Через два года Анна родила Людовику брата — Филиппа Орлеанского , будущего Месье. Теперь уже династия точно устоит! Но замены Людовику не потребовалось — несмотря на проблемы со здоровьем, Людовик прожил долго и правил 72 года. Это рекорд среди европейских монархов.
Однако более известно другое прозвище короля. Когда Людовику было 12, они вместе с Филиппом выступают в балете. Людовик вообще обожает переодеваться и лицедействовать. В нем умер талантливый артист. На одном из представлений, на “Балете ночи” Исаака Бенсерага Филипп выходит на сцену в костюме Утренней зари, Людовик — в костюме Солнца. После этой премьеры появилось самое известное прозвище Людовика — Король Солнце . Оно очень понравилось Людовику, поэтому образ небесного светила король часто использовал в символике.
Король и прекрасные дамы
Людовик отличался исключительной любвеобильностью. У него было две жены — Мария Терезия и маркиза де Ментенон — и больше десятка официальных фавориток. А ведь были еще короткие, ни к чему не обязывающие романчики и случайные связи…
Первыми серьезными увлечениями юного короля стали племянницы его наставника кардинала Мазарини . Вначале Людовик воспылал страстью к Олимпии Манчини , затем к ее сестре Марии . На второй даже хотел жениться, однако родственники категорически воспротивились неравному браку. В жены была выбрана испанская инфанта Мария Терезия, разумеется, по политическим мотивам. С Марией Манчини пришлось расстаться, причем король горевал так, что рыдал ночами. Зато — нет худа без добра — война с Испанией прекратилась.
Жена, как и большинство представителей дома Габсбургов, неземной красотой не блистала, была скромницей и тихоней. Едва ли Марии Терезии удалось занять важное место в жизни короля — эти места были постоянно заняты другими. Когда супруга умерла, Людовик произнес:
— Это единственная неприятность, которую она смогла мне доставить.
Брак для Людовика был формальностью. Его сердце не находило себе покоя. Еще до свадьбы место в королевской постели вначале заняла «очаровательная хромоножка» Луиза де Лавальер , затем пришел черед яркой, ослепительной, остроумной, страстной и страшной в своей ревности мадам де Монтеспан , предпочитавшей, чтобы ее называли по-античному: Атенаис . Живой муж Атенаис не смущал — она поставила себе цель завоевать короля и у нее это получилось. Какой там муж? Целых 16 лет красавице удавалось удерживать Людовика в своем будуаре, но затем страстность короля дала о себе знать — он клюнул на румяные щечки 18-летней мадемуазель де Фонтанж . Атенаис, начавшая к тому времени полнеть, злилась, устраивала истерики, затем даже пошла на страшное — под чутким руководством мрачного аббата Гибура стала принимать участие в черных мессах, чтобы удержать любовь короля. Не помогло. Монтеспан родила королю семь детей, шестеро из которых выжили, получив хоть и не права на трон, но высокие титулы.
Связь короля с юной Фонтанж была недолгой. Вскоре он начинает встречаться с 45-летней дамой, которая занималась воспитанием его бастардов и была доброй подругой мадам де Монтеспан. Даму зовут Франсуаза д’Обинье , вдова Скаррон, но в историю она войдет как маркиза де Ментенон . Именно она будет с королем до самой его смерти. И ей удастся изменить монарха. От прежней любвеобильности не останется и следа. После знакомства с Ментенон король не стал монахом, но безудержный сатир в нем точно умер. В 1683 году Людовик и мадам де Ментенон сочетаются браком.
Что интересно, ни жены, ни фаворитки никогда не оказывали сколь либо существенного влияния на политику Людовика. К управлению государством женщин он не подпускал. Разве что скандальная отмена Нантского эдикта, черное пятно в биографии Людовика, была продиктована в том числе советами мадам де Ментенон, внучке гугенота, но при этом фанатичной католичке.
Людовик и война
Людовик любил развлечения и женщин, но еще больше — войну.
“Не менее танцев по душе королю и война, — пишет Эрик Дешодт. — Он обожает все военное: оружие, мундиры, парады, маневры. Он гордится своей гвардией — королевской гвардией, — в которую входит не только элита армии, но и лейб-гвардия, тяжелая и легкая кавалерия, мушкетеры, французские и швейцарские гвардейцы”.
34 года из долгого 72-летнего правления Короля Солнца Франция воевала. Началась эта история с Деволюционной войны против одряхлевшей к тому времени Испании, продолжилась Голландской , перетекла в Войну Аугсбургской лиги и завершилась Войной за испанское наследство . Чаще всего получалось так, что против Людовика выступала чуть ли не вся Европа, при том, что у французского короля не было грандиозных имперских планов, как, скажем, у Наполеона . Он просто укреплял периметр своего государства, хотя… в методах и средствах особо не церемонился. Жертвами, конечно, становились соседи, вынужденные отдавать Франции какие-то свои территории. Кому такое понравится? Людовик, как считали в Священной Римской империи, в Соединенных провинциях, в Англии и Испании, постоянно нарушал европейский баланс. И за это его называли тираном и агрессором, а с тираном должны говорить не дипломаты, но пушки. Людовик, к слову, был всегда готов к такому диалогу.
Французская армия одержала много ярких побед, королевство приросло территориями на севере, на востоке и на юге, однако в последней войне — за испанское наследство — объединенная Европа наказала Людовика. Хотя он и не потерял того, что мог бы потерять, учитывая, как складывались боевые действия.
На смертном одре, завещая трон своему преемнику Людовику XV, еще совсем ребенку, Король Солнце, воевавший всю свою сознательную жизнь, произнес:
“Мое дорогое дитя, вы станете величайшим королем в мире; никогда не забывайте о своих обязанностях перед Богом. Не следуйте моему примеру в войнах; старайтесь всегда жить в мире со своими соседями и по мере сил облегчать участь своего народа, чего я, действуя в интересах государства, не имел счастья делать”.
Министры и полководцы
Людовику сильно повезло с окружением. Самой яркой фигурой здесь был Жан-Батист Кольбер , который на протяжении долгого времени руководил не только всей финансовой политикой королевства, но и промышленностью, и торговлей. У него наверняка бы получилось сделать Францию государством с процветающей экономикой, если бы Людовик не спускал все то, что заработал с помощью налоговых маневров Кольбер, на бесконечные войны. В 1692 году, в разгар Войны Аугсбургской лиги, военные расходы доходят до 80 процентов государственного бюджета! Это весьма серьезная цифра.
Жан-Батист был разносторонним человеком: кроме финансов он руководил созданием флота, формировал основы будущей колониальной империи, а также был покровителем искусства и науки. Именно с его подачи в Париже открылись академии наук, музыки, литературы, архитектуры. Благодаря Кольберу художники, драматурги, музыканты и ученые получали щедрые гранты из королевской казны. Без Кольбера не случилось бы и Короля Солнца, вернее, солнце было бы не столь ярким.
Антиподом Кольбера, а также его злейшим врагом при дворе был военный министр Франсуа-Мишель де Летелье, маркиз де Лувуа . Если первый деньги зарабатывал, второй их тратил — на армию и на войну. Благодаря Лувуа, во Франции появилась регулярная армия — самая сильная в Европе. И, как следствие, внешние приращения королевства также во многом заслуга Лувуа. Хотя, как отмечают французские историки, за грубые ошибки во внешней политике, такие как, например, бессмысленная резня в Пфальце в 1689 году или варварская бомбардировка Генуи в 1685-м — Людовик также должен сказать спасибо Лувуа.
Эпоха Людовика подарила миру нескольких очень талантливых полководцев, которые завесили вражескими знаменами стены собора Парижской богоматери. Среди них — Великий Конде , начинавший, к слову, с войны против Людовика и его родни, маршалы Тюренн и Люксембург , герой Войны за испанское наследство Клод де Виллар. Отдельного упоминания заслуживает маркиз де Вобан . Этот гений военной инженерии опоясал Францию мощными линиями укреплений, став де-факто создателем европейской фортификации Нового времени.
“Неутомимый труженик и мыслитель, Себастьен Лепьетр де Вобан, является одним из тех людей, кто лучше всех знает свое государство… На его счету 118 восстановленных крепостей и цитаделей, 33 возведенных укрепления и 53 осады”, — пишет историк Жан-Кристиан Птифис.
Людовик и гугеноты
Главной ошибкой Людовика историки называют отмену Нантского эдикта . Этот документ был принят дедом Людовика Генрихом IV . Он даровал права и свободы французским протестантам — гугенотом, чем завершил 30-летнюю эпоху религиозных войн. Людовик с детства настороженно относился к протестантам, окончательно же его неприязнь укрепилась в конце XVII века. Сыграло роль окружение, включая крайне религиозную мадам де Ментенон, а также вмешалась политика — король нуждался в поддержке католических иерархов. В итоге в 1685 году в Фонтенбло был подписан документ, отменяющий Нантский эдикт. Оставшиеся протестантские церкви подлежали сносу, а гугенотов поставили перед выбором: либо принимать католичество, либо убираться вон из страны. Многие выбрали второй вариант, что привело к оттоку из Франции экономически активного населения, в том числе ряда весьма талантливых людей, и, конечно, подорвало мощь государства.
Великолепный Версаль
Рассказ о Людовике будет неполным без упоминания Версаля — грандиозного дворцового комплекса, куда король перевез свой двор и который стал средоточием французского абсолютизма, его символом. Версалю подражали другие европейские монархи — и по форме, и по сути. В Версале зарождалась мода, здесь впервые в истории произнесли слово этикет . Но и с чисто архитектурной точки зрения дворцы Луи Лево и Жюля-Ардуэна Мансара , а также сады и парки Андре Ленотра были великолепны и уникальны. Такими они остаются и по сей день.
Версаль — это живое напоминание о блестящей эпохе Короля Солнца, это ее самое яркое воплощение.
Источник