Меню

У мусульман хоронят до восхода солнца

Почему мусульмане хоронят умерших до заката

Погребальные обряды, как никакие другие, несут на себе отпечаток глубочайшей архаики, храня традиции и особенности жизненного уклада народа, возникшие в эпоху седой старины. Один из лучших примеров тому – мусульманский погребальный обряд.

Ислам возник в среде арабов – пустынных кочевников Аравийского полуострова. И когда сегодня хоронят мусульманина в любом уголке мира, будь то Лондон или русский Север, погребальный чин неизменно напоминает об этой выжженной солнцем земле.

Подготовка к погребению

Умершего мусульманина хоронят в день смерти, до заката солнца. Если человек умер ночью, то позволительно похоронить его на следующий день. Это предписание основано на следующем хадисе (хадисы повествуют о речах и поступках Пророка Мухаммеда, которые затрагивают различные стороны религиозной жизни мусульман): «Сказал Пророк: «Исполняйте похороны возможно раньше, потому что, если они добрые, то, возможно, — он продолжил, — вы раньше принесете его (умершего) к нему (к добру), а если это не так, то вы раньше снимите со своих шей зло»».

Причина такой поспешности очевидна: в жарком климате, в котором обитали первые мусульмане, долго держать мертвое тело непогребенным просто невозможно.

Как только человек умер и его родные убедились в этом, совершается омовение покойного (тахарат). Если есть возможность, тахарат проводят в специальном помещении при мечети или на кладбище.

Омывают умершего люди его пола. Впрочем, муж может присутствовать при омовении жены, так же, как и жена при омовении мужа. Главным при совершении обряда является гассал – человек, самый сведущий и опытный в этом деле. Гассалу помогают, как правило, еще три человека.

В помещении зажигают благовония, покойного раздевают, укладывают ногами в направлении Мекки и прикрывают «постыдные места» куском материи в соответствии с хадисом «Посланник Аллаха. сказал: «Пусть мужчина не смотрит на аурат (постыдные места) мужчины, а женщина не смотрит на аурат женщины»». Гассал массирует живот покойного, чтобы вышли все нечистоты. После этого приступают к мытью. В воду добавляют ароматические вещества и тщательно обмывают все тело. Гассал обязательно промывает нос, рот, глаза покойного, моет с мылом его волосы и бороду, если они есть.

После того, как тело омыто и освобождено от всего нечистого, его облачают в саван. Мусульманские погребальные одежды состоят из нескольких полотнищ ткани. Для мужчин их три, для женщин – пять. Покойного мусульманина облачают в камис (кусок ткани с отверстием посередине для головы), затем обертывают вторым куском материи, а сверху плотно обвивают погребальным покрывалом лифафой. Если человек был богат, ткань савана может быть дорогой, но ни в коем случае не шелковой, поскольку шариат не велит мужчине носить шелк.

Погребальный наряд мусульманки помимо этих трех полотнищ включает в себя головной платок и повязку вокруг груди.

Обряды омовения и обряжания покойных соблюдаются неукоснительно, однако, имеются свои исключения. Так, например, если есть недостаток в воде (а в быту пустынных кочевников это не редкость), тахарат заменяется на таямум – очищение песком или землей.

Если речь идет о похоронах маленьких детей (младше семи лет), то прикрывать «постыдные места» нет нужды, так же, как и необязательно следовать правилу «мужчины моют мужчин, а женщины – женщин». Маленькую умершую девочку может омыть и мужчина, а маленького мальчика – женщина.

Если хоронят шахида (мученика), то его не обмывают и оставляют в той одежде, в которой он погиб, в соответствии со словами Пророка: «Клянусь Тем в Чьей длани моя душа, (если) кто-нибудь будет ранен на пути Аллаха. он обязательно явится в День Воскрешения (со своей раной) цвета крови (от которой будет исходить) аромат мускуса».

Погребение

После того, как покойный омыт и облачен в саван, прочитаны все необходимые молитвы, тело водружают на специальные носилки – тобут – и несут на кладбище. Сопровождают их только мужчины, женщины остаются дома. Это основано на словах одной из первых мусульманок, современниц Пророка Мухаммеда, по имени Умм Атыйя: «Нам запрещалось сопровождать носилки, но не строго настрого».

Носилки несут, согласно обычаю, четыре человека, идут они довольно быстро, но без суеты. Это правило основано на хадисе: «Несите покойного побыстрее. ».

На кладбище мулла читает специальную заупокойную молитву – джаназу. После этого приступают к погребению.

Особо стоит рассказать об устройстве мусульманской могилы. Она делается глубокой, не менее полутора-двух метров, и довольно широкой, чтобы помимо покойного мог поместиться человек, который будет укладывать тело. На дне могилы делают боковую нишу – ляхд. В эту нишу будет помещен покойный. Высота ниши такова, чтобы мог поместиться человек, совершающий земной поклон во время намаза. Ляхд устраивают так, чтобы ноги покойного были несколько ниже уровня головы, а сам он лежал бы на правом боку, лицом в сторону Мекки. Вероятно, из-за этого у некоторых людей существует ложное представление о том, что мусульман хоронят в сидячем положении.

Читайте также:  Солнце это звезда или планета презентация

Опуская в могилу женщину, над ней растягивают ткань, дабы никто не увидел ее даже мертвой.

Хоронят мусульман без гроба, поскольку деревянный гроб для кочевников Аравии был невиданной роскошью, а обычай первых мусульман осуждает роскошь вообще, и в особенности, в том, что касается похорон. Нишу закрывают кирпичом или плоским камнем, использовать дерево не принято по той же причине, по какой мусульмане отказываются от гроба. После этого могилу засыпают землей. Могильный холм делают невысоким, не более пяди от земли в соответствии с хадисом: «Пророка . положили в ляхд, а затем заложили саманом и сделали так, что его могила возвышалась на пядь от земли».

Сверху на погребение кладут камни – один над головой покойного, другой – над его ногами, могилу поливают водой. Затем все уходят, на кладбище остается лишь мулла для чтения необходимых молитв.

Источник

Почему мусульмане хоронят умерших в день смерти

Погребальные обряды, как никакие другие, несут на себе отпечаток глубочайшей архаики, храня традиции и особенности жизненного уклада народа, возникшие в эпоху седой старины. Один из лучших примеров тому – мусульманский погребальный обряд.

Ислам возник в среде арабов – пустынных кочевников Аравийского полуострова. И когда сегодня хоронят мусульманина в любом уголке мира, будь то Лондон или русский Север, погребальный чин неизменно напоминает об этой выжженной солнцем земле.

Подготовка к погребению

Умершего мусульманина хоронят в день смерти, до заката солнца. Если человек умер ночью, то позволительно похоронить его на следующий день. Это предписание основано на следующем хадисе (хадисы повествуют о речах и поступках Пророка Мухаммеда, которые затрагивают различные стороны религиозной жизни мусульман): «Сказал Пророк: «Исполняйте похороны возможно раньше, потому что, если они добрые, то, возможно, — он продолжил, — вы раньше принесете его (умершего) к нему (к добру), а если это не так, то вы раньше снимите со своих шей зло»».

Причина такой поспешности очевидна: в жарком климате, в котором обитали первые мусульмане, долго держать мертвое тело непогребенным просто невозможно.

Как только человек умер и его родные убедились в этом, совершается омовение покойного (тахарат). Если есть возможность, тахарат проводят в специальном помещении при мечети или на кладбище.

Омывают умершего люди его пола. Впрочем, муж может присутствовать при омовении жены, так же, как и жена при омовении мужа. Главным при совершении обряда является гассал – человек, самый сведущий и опытный в этом деле. Гассалу помогают, как правило, еще три человека.

В помещении зажигают благовония, покойного раздевают, укладывают ногами в направлении Мекки и прикрывают «постыдные места» куском материи в соответствии с хадисом «Посланник Аллаха. сказал: «Пусть мужчина не смотрит на аурат (постыдные места) мужчины, а женщина не смотрит на аурат женщины»». Гассал массирует живот покойного, чтобы вышли все нечистоты. После этого приступают к мытью. В воду добавляют ароматические вещества и тщательно обмывают все тело. Гассал обязательно промывает нос, рот, глаза покойного, моет с мылом его волосы и бороду, если они есть.

После того, как тело омыто и освобождено от всего нечистого, его облачают в саван. Мусульманские погребальные одежды состоят из нескольких полотнищ ткани. Для мужчин их три, для женщин – пять. Покойного мусульманина облачают в камис (кусок ткани с отверстием посередине для головы), затем обертывают вторым куском материи, а сверху плотно обвивают погребальным покрывалом лифафой. Если человек был богат, ткань савана может быть дорогой, но ни в коем случае не шелковой, поскольку шариат не велит мужчине носить шелк.

Погребальный наряд мусульманки помимо этих трех полотнищ включает в себя головной платок и повязку вокруг груди.

Обряды омовения и обряжания покойных соблюдаются неукоснительно, однако, имеются свои исключения. Так, например, если есть недостаток в воде (а в быту пустынных кочевников это не редкость), тахарат заменяется на таямум – очищение песком или землей.

Если речь идет о похоронах маленьких детей (младше семи лет), то прикрывать «постыдные места» нет нужды, так же, как и необязательно следовать правилу «мужчины моют мужчин, а женщины – женщин». Маленькую умершую девочку может омыть и мужчина, а маленького мальчика – женщина.

Если хоронят шахида (мученика), то его не обмывают и оставляют в той одежде, в которой он погиб, в соответствии со словами Пророка: «Клянусь Тем в Чьей длани моя душа, (если) кто-нибудь будет ранен на пути Аллаха. он обязательно явится в День Воскрешения (со своей раной) цвета крови (от которой будет исходить) аромат мускуса».

Погребение

После того, как покойный омыт и облачен в саван, прочитаны все необходимые молитвы, тело водружают на специальные носилки – тобут – и несут на кладбище. Сопровождают их только мужчины, женщины остаются дома. Это основано на словах одной из первых мусульманок, современниц Пророка Мухаммеда, по имени Умм Атыйя: «Нам запрещалось сопровождать носилки, но не строго настрого».

Читайте также:  Как вращается звездное небо вокруг солнца

Носилки несут, согласно обычаю, четыре человека, идут они довольно быстро, но без суеты. Это правило основано на хадисе: «Несите покойного побыстрее. ».

На кладбище мулла читает специальную заупокойную молитву – джаназу. После этого приступают к погребению.

Особо стоит рассказать об устройстве мусульманской могилы. Она делается глубокой, не менее полутора-двух метров, и довольно широкой, чтобы помимо покойного мог поместиться человек, который будет укладывать тело. На дне могилы делают боковую нишу – ляхд. В эту нишу будет помещен покойный. Высота ниши такова, чтобы мог поместиться человек, совершающий земной поклон во время намаза. Ляхд устраивают так, чтобы ноги покойного были несколько ниже уровня головы, а сам он лежал бы на правом боку, лицом в сторону Мекки. Вероятно, из-за этого у некоторых людей существует ложное представление о том, что мусульман хоронят в сидячем положении.

Опуская в могилу женщину, над ней растягивают ткань, дабы никто не увидел ее даже мертвой.

Хоронят мусульман без гроба, поскольку деревянный гроб для кочевников Аравии был невиданной роскошью, а обычай первых мусульман осуждает роскошь вообще, и в особенности, в том, что касается похорон. Нишу закрывают кирпичом или плоским камнем, использовать дерево не принято по той же причине, по какой мусульмане отказываются от гроба. После этого могилу засыпают землей. Могильный холм делают невысоким, не более пяди от земли в соответствии с хадисом: «Пророка . положили в ляхд, а затем заложили саманом и сделали так, что его могила возвышалась на пядь от земли».

Сверху на погребение кладут камни – один над головой покойного, другой – над его ногами, могилу поливают водой. Затем все уходят, на кладбище остается лишь мулла для чтения необходимых молитв.

Источник

Почему мусульмане хоронят умерших до заката солнца?

Процесс погребения умерших имеет свои отличительные особенности у различных народов мира. Ка правило, на его проведение влияют не только культурные и исторические традиции, но и религиозные убеждения. Так, согласно одной из мусульманских традиций, умершего человека запрещено хоронить после заказа солнца.

Кладбища запрещено посещать ночью

Согласно верованиям последователей ислама нельзя находиться на территории кладбища в темное время суток, то есть после заката солнца. Ведь считается, что именно в это время на его территории начинают активизироваться злые духи, которые могут причинить вред живым людям.

Соответственно, похороны умершего человека и все соответствующие религиозные обряды в мусульманстве должны быть проведены в первой половине дня, чтобы родственники умершего и другие участники похоронной процессии смогли покинуть кладбище до наступления темноты.

Стремление похоронить человека быстро, обусловленное особенностями климата

У мусульман принято хоронить человека в тот же день, когда он скончался. Это связано с климатическими особенностями большинства стран, где основной религией является ислам. В большинстве своем это очень жаркие страны, а, следовательно – процесс разложения тела у них происходи быстрее, чем в регионах с более холодным климатом. Кроме того, культурные и религиозные традиции последователей ислама складывались ещё много веков назад, когда отсутствовали технологии, позволяющие замедлить процесс разложения. Помимо этого, желание похоронить усопшего до заката объясняется практическими соображениями: ночью просто ничего не видно, а сами похороны будут выглядеть очень жутко.

К слову, несмотря на появление холодильной техники, позволяющей замедлить процесс разложения тела, во многих мусульманских странах все еще существует традиция хоронить покойника в день его смерти. При этом делают это старого согласно традициям, а именно до наступления темноты.

Другие особенности похорон у мусульман

Мусульмане не проводят кремацию тела, однако обязательно проводится омовение с помощь специального водного раствора. В исламе считается, что гроб является признаком расточительства и не нужен покойному. Поэтому, покойного окутывают в специальную ткань, а на кладбище несут на похоронных носилках.

Интересным фактом является и то, что согласно религиозным обычаям ислама присутствовать на похоронах запрещается и всем представительницам прекрасного пола. Они могут посетить могилу лишь на следующий день после погребения.

Источник

Можно ли хоронить усопшего ночью?

7 062 просмотров

بسم الله الرحمن الرحيم

С именем Аллаха Милостивого Милосердного!

Вся хвала принадлежит Аллаху Господу миров, у которого нет сотоварищей! Мир и благословение Аллаха господину посланников и печати пророков — Мухаммаду, его семье, сподвижникам и всем, кто за ним последовал!

Вопрос погребения усопшего человека ночью – это вопрос разногласий среди ученых. Кто-то из них назвал данное действие нежелательным, кто-то посчитал, что такое действие дозволено и в нем нет нежелательности, а кто-то посчитал такое действие даже запретным (харам).

Первая группа ученых, посчитавшие это действие нежелательным, аргументировали свои слова хадисом посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха:

عن جابر أن النبي صلى الله عليه وسلم ذكر رجلاً ‏من أصحابه قبض، فكفن في كفن غير طائل، وقبر ليلاً، فزجر النبي صلى الله عليه وسلم ‏أن يقبر الرجل بالليل حتى يصلى عليه، إلا أن يضطر إنسان إلى ذلك. رواه مسلم

Читайте также:  Русские пословицы мир освещается солнцем

Сообщается от Джабира, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, упомянул человека из своих сподвижников, который умер, был завернут в небольшой саван и похоронен ночью. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, строго запретил хоронить человека ночью, пока за него не будет совершена заупокойная молитва (джаназа), кроме того случая, когда человек будет нуждаться в этом . Хадис передал Муслим.

Этого мнения придерживался Хасан аль-Басри, а также такое мнение передается в одном из преданий от имама Ахмада, да будет доволен ими Аллах.

Вторая группа ученых, а это ханафиты, маликиты и шафииты посчитали, что погребение усопшего ночью дозволено и не является нежелательным. Свои слова они аргументируются несколькими хадисами.

عن ابن عباس رضي الله عنهما قال: مات إنسان كان النبي يعوده، فمات بالليل فدفنوه ليلاً، فلما أصبح أخبروه، فقال: «ما منعكم أن تعلموني؟ » قالوا: كان الليل، وكانت ظلمة، فكرهنا أن نشق عليك، فأتى قبره فصلى عليه. رواه البخاري و مسلم

Передается, что Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: « Умер человек, которого пророк навещал. Он умер ночью и его похоронили ночью, а когда он (пророк) проснулся, то ему рассказали об этом. Он сказал: «Что препятствовало тому, что вы не сказали мне об этом (ночью)? Они сказали: «Была ночь и было темно. Мы не хотели утруждать для тебя». Тогда он пришел на его могилу и помолился за него ». Хадис передали Аль-Бухари и Муслим.

عن جابر رضي الله عنه قال: رأى ناس ناراً في المقبرة فأتوها، فإذا رسول الله صلى الله عليه وسلم في القبر، ‏وإذا هو يقول: » ناولني صاحبكم، فإذا هو الرجل الذي كان يرفع صوته بالذكر. رواه أبو داود

От Джабира, да будет доволен им Аллах, передается, что люди увидели свет огня на кладбище и направились туда. [Когда они пришли туда], то обнаружили посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в могиле (в другой версии сказано, что он был у могилы на кладбище). Он сказал: «Передайте ко мне вашего друга. Это оказался человек, который повышал голос при поминании Аллаха . Хадис передал Абу Давуд.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не упрекнул их за то, что они похоронили его ночью, но упрекнул лишь за то, что они не сообщили ему о смерти этого человека.

Также передается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, был похоронен ночью, а также ночью были похоронены Абу Бакр, Умар ибн аль-Хаттаб, Усман ибн Аффан, Фатыма дочь посланника Аллаха, Аиша и Ибн Мас’уд, да будет доволен ими Аллах. Имам Ан-Навави, да помилует его Аллах, приводит иджма (единогласное мнение ученых) относительно дозволенности погребения ночью.

Существует также и третье мнение, согласно которому хоронить умершего ночью запрещено. Такое мнение передается от Ибн Хазма в его книге «аль-Мухалля» и шейха Аль-Альбани в книге «Ахкаму-ль джанаиз», да помилует их Аллах.

Более правильным мнением будет второе мнение, которого придерживаются большинство ученых. Хоронить усопшего ночью дозволено, даже если некоторые ученые из них считают, что лучше этого сделать днем, чтобы на похоронах присутствовало больше людей и при омывании и погребении покойного не было затруднений, так как это более легче для следования сунне посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, при погребении.

Относительно хадиса, когда пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил хоронить усопших ночью ученые говорят, что нежелательность связана с тем случаем, когда погребение ночью может вызвать упущение прав усопшего, как упущение при омывании тела, плохое заворачивание в саван и погребение. Если всех этих упущений не будет и погребение пройдет при свете фонарей или ламп, то нежелательности нет.

Что касается хадиса от ‘Укбы ибн ‘Амира аль-Джухани, да будет доволен им Аллах, что он сказал:

عن عقبة بن عامرٍ الجهنيّ قال‏:‏ ثلاث ساعاتٍ كان رسول اللّه صلى الله عليه وسلم ينهانا أن نصلّي فيهنّ، أو أن نقبر فيهنّ موتانا‏:‏ حين تطلع الشّمس بازغةً حتّى ترتفع، وحين يقوم قائم الظّهيرة، وحين تضيّف الشّمس للغروب حتّى تغرب. رواه مسلم

« Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запрещал нам в три отрезка времени совершать намазы и хоронить мертвых: во время восхода солнца и пока оно не поднимется, когда солнце находится в центре неба и пока оно не отклонится, когда солнце приблизится к закату и до того как солнце зайдет полностью ». Хадис передал Муслим.

Маликиты и ханбалиты сказали, что хоронить усопшего ночью нежелательно, как на это указывает хадис посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. А ханафиты и шафииты сказали, что погребение усопшего в эти отрезки времени не является нежелательным, даже если погребение в другое время будет лучше.

Аллах знает лучше!

В конце воздадим хвалу Аллаху Господу миров и мир и благословение Аллаха посланнику Аллаха!

Источник

Adblock
detector