Учение Бруно о вселенной
Защитники религии отстаивали положение, что Земля является центром мира. Это ложное представление о вселенной служило краеугольным камнем всего средневекового мировоззрения; сомнение считалось ересью. Всё сотворено ради Земли и её обитателя — человека, сотворённого по образу и подобию бога. На Земле, по религиозным сказаниям, некогда обитал сам бог; на Землю приходил «сын божий» — Иисус Христос, чтобы научить людей жить «по-божьему». Всё это, конечно, обязывало считать, что только одна Земля обитаема.
Если Земля — средоточие вселенной, центр её, то «драма Христа» понятна: именно на центральном мировом теле совершилось из ряду вон выходящее «священное событие» — «искупление кровью» Христа человеческих грехов, лежащее в основе христианского вероучения. Но если Земля не является центром мира, а есть только рядовая планета, — «драма Христа» теряет своё мировое значение. Становится удивительным столь большое значение Земли в религиозных учениях, в то время как она является рядовым небесным телом. Значит, отрицание геоцентризма, т. е. такой системы, согласно которой Земля есть центр мира, является ударом по христианству.
Против геоцентрического представления и выступал Джордано Бруно, ломая всё тогдашнее представление о вселенной.
Коперник, как мы знаем, поместил Солнце в центре планетных движений; Бруно пошёл гораздо дальше. В 1584 году в сочинении «Великопостная вечеря» Бруно опровергал ходячее мнение о «неподвижности мира» и выдвигал смелое по тому времени учение о бесконечности вселенной. Это учение Бруно изложил более подробно в сочинении «О бесконечности, вселенной и мирах», изданном в Лондоне в 1584 г.
Рис. 16. Часть страницы газеты «L’Ossrvatore romano» (официального органа римского папы) от 29 октября 1931 г. с сообщением о прославлении папой Пием Х кардинала Роберта Беллярмина
В этом замечательном сочинении Бруно выступает пламенным защитником и пропагандистом революционного коперникова учения о движении Земли вокруг оси и вокруг Солнца. Но, в противоположность Копернику, Бруно полностью отвергал твёрдую сферу, к которой якобы прикреплены звёзды.
Вместо аристотелевских сфер Бруно воображает себе бесконечное пространство, наполненное звёздами в бесконечном числе. Все звёзды суть далёкие от нас солнца. Они, как и ближайшая к нам звезда — Солнце, окружены, по мнению Бруно, планетами, подобными планетам нашей солнечной системы. Солнце наше — лишь малая песчинка в бесконечном океане мироздания.
Эти идеи роднят Бруно с нашим временем. Подлинная наука не может не считать, что вселенная бесконечна в пространстве и во времени.
Бруно, разумеется, не знал о существовании других бесчисленных звёздных систем — галактик, чрезвычайно далёких от нашей Галактики, не знал ничего о строении звёздной вселенной, раскрытой во многих частностях только современной астрономией. Но и не зная этого, Бруно в своём сочинении «О бесконечности, вселенной и мирах» отчётливо выставил тезис о бесконечности вселенной в целом. Третий диалог этого сочинения Бруно начинает так:
«Небо, следовательно, едино, — безмерное пространство, лоно которого содержит всё, эфирная область, в которой всё пробегает и движется. В нём — бесчисленные звёзды. солнца и земли. Безмерная, бесконечная вселенная составлена из этого пространства и тел, заключающихся в нём».
Говоря о различных планетах, обращающихся вокруг бесчисленных звёзд, т. е. солнц вселенной, Бруно в пятом диалоге упомянутого сочинения писал:
«На этих мирах обитают живые существа, которые возделывают их, сами же эти миры — самые первые и наиболее божественные живые существа вселенной; и каждый из них точно так же составлен из четырёх элементов, как и тот мир, в котором мы находимся, с тем только отличием, что в одних преобладает одно активное качество, в других же другое. Кроме четырёх элементов, из которых составлены миры, существует ещё эфирная область, как мы говорили, безмерная, в которой всё движется, живёт и прозябает».
Итак, вся вселенная едина, составлена из тех же основных элементов, какие существуют и у нас на Земле. (Во времена Бруно, согласно учению древних, этими элементами считали землю, воду, воздух и огонь.) Для нас теперь материальное единство вселенной является неопровержимой истиной, для современников же Бруно это была дерзкая выходка против общепризнанного авторитета того времени, против Аристотеля.
Аристотель как раз строго разделял мир на две части: одна — это «небо», другая — тленная область «земных» элементов. «Небо» и всё «небесное» он считал совершенным, состоящим из чистого сияющего эфира, а всё земное — тленным, несовершенным, временным, т. е. смертным и поддающимся разрушению. Против этого, столь угодного всем церковникам учения, Бруно властно возвысил свой убеждённый голос.
Свои мысли, которые казались современникам сумасбродными и недоказанными, Джордано Бруно иногда (по-видимому, намеренно) облекал в неясную и даже странную форму, но за этой формой большей частью скрывается здравая материалистическая мысль. Например, Бруно называл планеты «божественными», «живыми» существами. Это надо понимать в том смысле, что определённые силы приводят планеты в движение, что на поверхности их могут существовать живые существа, как и на Земле.
Резюмируем идеи Бруно о вселенной: 1) звёзды — это солнца, находящиеся от Земли на колоссальных расстояниях; 2) Солнце, следовательно, — ближайшая к нам звезда; 3) оно, как и Земля, вращается вокруг оси; 4) не только Земля, но и другие планеты, обращающиеся вокруг Солнца, являются обитаемыми; 5) около звёзд, солнц вселенной, существуют системы планет, подобные нашей солнечной системе; 6) эти бесчисленные планеты тоже обитаемы; 7) мировое пространство бесконечно, и число миров, заполняющих его, тоже бесконечно; 8) вся вселенная едина по своему химическому составу.
Источник
Джордано Бруно и теория бесконечности Вселенной
413 лет прошло с того времени, когда на площади Цветов в Риме был сожжен религиозный философ Джордано Бруно. Восемь лет он провел в тюрьмах инквизиции, но не отрекся от своих убеждений и сказал перед костром судьям: «Вы с большим страхом произносите свой приговор, чем я его выслушиваю. Сжечь — не значит победить».
«Отношение к науке в Средневековье у Церкви было теплым, даже очень теплым. Возьмем хотя бы Джордано Бруно. » Такой анекдот ходит уже не одно десятилетие среди противников веры. В советское время жизнь «великого Ноланца» (так называли Бруно по месту рождения в городе Нола) стала хрестоматийным примером в учебниках союза воинствующих безбожников и агитаторов общества «Знание». Многие до сих пор считают Джордано мучеником науки, пострадавшим за свои коперниканские убеждения. Однако это не так. Попытаемся дать суждениям Бруно научную и религиозную оценку, ведь знать правду о жизни и учении этого итальянца необходимо каждому современному православному миссионеру.
Ученый или маг?
Жизнь Бруно (1548-1600) пришлась на годы религиозного и военного противостояния протестантизма и католицизма. Это было время политических интриг и дворцовых переворотов, религиозной нетерпимости к инакомыслию: еретиков жгли и католики, и протестанты. И поэтому неудивительно, что Бруно, который в семнадцать лет принял постриг в доминиканском монастыре для получения образования, «преследовался за свои убеждения не только католической инквизицией, но и властями кальвинистской Швейцарии и лютеранской Германии. Но казнить Джордано пришлось все же «своим», которые около десяти лет вразумлениями и пытками пытались его обратить.
Труды Бруно было легко достать даже в советские годы. Но даже их поверхностного изучения достаточно, чтобы понять: автор отнюдь не великий ученый и не атеист, как утверждала атеистическая пропаганда. Если бы это было не так, то творения Ноланца изучали бы на естественнонаучных факультетах, а не только в курсах истории философии. Английская исследовательница Ф.А. Иейтс, отечественные апологеты о. Андрей Кураев и В. Ле-гойда считают, что метод Бруно отнюдь не научный. Это метод философской интуиции и магического управления, и цель философа, как и цель мага — достижение способности повелевать миром через постижение его тайн. В своей поэме «О безмерном» Бруно говорил, что человек — это смертный Бог, а Бог -это бессмертный человек, и человек чрез постижение мира может стать Богом и управлять всем. Чем же тогда это учение отличается от слов сатаны, сказанных им в раю прародителям: «Нет, не умрете . и вы будете, как боги, знающие добро и зло (Быт.3:4,5)»?
Это, по сути, первый призыв на Земле к магическому постижению мира с целью стать богом.
Свой метод Бруно соединял с учением Гермеса Трисмегиста — таинственного оккультного писателя, жившего, скорее всего, в II-III веках. Оккультисты и маги средневековья почитали его как бога и возводили его учения к седой египетской древности. В научном отношении Бруно был весьма слаб и, излагая теорию Николая Коперника (умершего в 1543 году), обильно соединял его с цитатами из Гермеса.
Так Коперник говорил только о гелиоцентризме — Солнце в центре Солнечной системы и сфере неподвижных звезд вокруг, что соответствовало канонам средневековой астрономии, опиравшейся на труды Аристотеля и Клавдия Птолемея. Бруно же считал, что вселенная бесконечна, а звезды — такие же светила, как и наше солнце. Вокруг многих из них есть планеты, на которых может быть жизнь. Отметим, что и это воззрение не отличается ни научной, ни философской новизной. Во втором веке до н.э. Тит Лукреций Кар в трактате «О природе вещей» высказывал подобную мысль. В третьем веке н.э. ее повторил Ориген. В его книге «О началах» написано, что Бог как существо всемогущее не мог использовать лишь часть своего могущества для творения мира, и поэтому только бесконечный мир соответствует бесконечной мощи Бога. А так как Бог-Творец, и вечный Творец, то должен быть вечный мир, вечная материя, потому что Бог не может не творить. Мысль о бесконечном мироздании через экспликацию (развертывание) высказывал за столетие до Коперника католический кардинал Николай Кузанский, но не был осужден за свои полуязыческие воззрения, ибо Церковь учит о творении мира «из ничего» и о его конечности.
В философско-религиозном отношении позицию Бруно можно охарактеризовать как пантеизм, так как для Бруно, в отличии от Оригена и Кузанского Бог и мироздание — одно и то же. «Бог во всем» — считали первые (панэнтеизм). «Все есть Бог» — считал Бруно (пантеизм).
Владимир Катасонов, д.ф.н., считает, что учение Бруно положило основание мощной традиции пантеизма, повлиявшей даже на современных ученых, к примеру, Альберта Эйнштейна и Виталия Гинзбурга, который считал себя не только атеистом, но и пантеистом(!). Если природа есть Бог, то нет ничего удивительного, что в ней заложена способность к саморазвитию, поэтому и глобальный эволюционизм, проникший во все сферы современного естествознания, есть порождение пантеистического мировоззрения.
Бесконечна ли Вселенная?
Как же быть с красивой идеей Ноланца о бесконечном мироздании, живой Вселенной, рождающей жизнь там, где это возможно? О жизни на планетах, о которых мы еще не знаем? Красивая мысль, достойная научной фантастики, действительно была использована во многих произведениях современной литературы и кинематографа. Наука до сих пор не знает, есть ли жизнь во Вселенной, кроме Земли. Однако вопрос о беспредельности Вселенной в пространстве и во времени, кажется, уже снят.
В 1880-е годы Иозеф Стефан и Людвиг Больцман показали, что в процессе поглощения звездного света межзвездная среда достигает температуры, достаточной для свечения. Сияние заливало бы весь небосвод со всех сторон, и ночное небо ничем бы не отличалось от дневного.
В это же время математик И.Ф. Цельнер доказал, что в бесконечной вселенной должна быть гравитация бесконечной силы в любой ее точке.
В 1895-96 годах Хуго Зелингер и Карл Нейман независимо друг от друга пришли к тому же выводу. Но нас не уничтожает гравитация бесконечной силы и сияние светил не ослепляет. Значит, вселенная не бесконечна ни во времени, ни в пространстве. Гравитометрический и фотометрический парадоксы строго математически доказали ограниченность Вселенной. Двадцатый век подарил человечеству новые открытия в области космологии: Вселенная расширяется. Известная теория Большого Взрыва говорит о том, что вся вселенная возникла из точки «сингулярности» чудовищной плотности и массы, которая, взорвавшись, дала начало мирозданию приблизительно 11,2 миллиарда лет назад (именно на такое расстояние в световых годах удалены самые далекие объекты Вселенной).
Эта теория напоминает происхождение мира из ничего с гакой ясностью, что в 1951 году папа Пий XII в речи «Доказательства бытия Божьего в свете современного знания» назвал ее блестящим под-гверждением библейской картины происхождения мира.
Суд истории
Бруно осудили не как ученого, а как мага и еретика. И это не был конфликт науки и науки — гелеоцентричеecкоii и геоцентрической, как в деле Галилео Галилея. Это был конфликт религии и религии — христианской и оккультно-магической.
Сожжение Бруно принесло Римо-католической Церкви больше вреда, чем пользы, хотя сожгли его не церковники, а светские власти Рима. История свидетельствует: когда Католическая Церковь пыталась победить своих эппонентов не силой аргументации или церковного отлучения, как это принято в каноническом праве Православной Церкви, а силой гражданкой власти, все больше людей отходило от нее. Так было после осуждения на сожжение по приговору инквизиции ректора Пражского университета Яна Гуса, освободительницы Франции Жанны д’Арк, обличителя папства Джироламо Савонаролы.
И когда атеисты говорят, что «крысы в церковных сутанах сожгли великого ученого Бруно», они лгут: жгли не церковники, и Бруно не был великим ученым. Конфликт науки и религии не может возникнуть в принципе, так как у них разные сферы бытия, а их «лобовое столкновение» — один из мифов, которыми так богата наша технократическая цивилизация.
Источник
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Наука
Джордано Бруно сожгли за веру в экзопланеты
Эта версия отвергается большинством ученых, однако новые свидетельства говорят в ее пользу
В апреле компания SpaceX запустит ракету Falcon 9, на борту которой будет размещен телескоп НАСА под названием TESS. Его назначение — поиск планет за пределами Солнечной системы методом транзитной фотометрии. Астрономы уверены, что экзопланет — бесчисленное множество. Количество уже известных перевалило за 3700, и немалая их часть была обнаружена космическим телескопом «Кеплер».
Как это ни иронично, сам немецкий ученый Иоганн Кеплер в своей теории устройства Вселенной никаких экзопланет не учел. В отличие от итальянского философа Джордано Бруно, которого в 1600 году в Риме сожгли живьем по обвинению в ереси.
Джордано Бруно утверждал, что Вселенная не имеет центра, а звезды — не что иное, как далекие солнца, вокруг которых вращаются планеты и луны. Примечательно, что тем самым он наметил основные положения современной космологии, в то время как Коперник с Кеплером ошибочно считали Вселенную сферическим объектом с неподвижным Солнцем в центре. Звезды же, по их мнению, имеют отличную от Солнца природу и планетами не окружены.
Я работаю преподавателем истории и по роду деятельности не раз опровергал различные исторические мифы. Но один мне так и не поддался. Считается, что римская инквизиция приговорила Джордано Бруно к казни за его представления об устройстве Вселенной. Историки считают, что это неправда. Давайте разберемся. В якобы идущем между христианской церковью и научным сообществом споре это животрепещущий вопрос. Исследователи снижают накал страстей, напоминая, что Бруно не был ученым, а инквизиция осудила его за отрицание церковных догматов. Католическая энциклопедия придерживается той же позиции: «Бруно был осужден не за защиту астрономической системы Коперника и не за учение о множественности обитаемых миров».
Историк Фрэнсис Йейтс писала, что «невозможно верить в миф, будто Бруно преследовали как философа и сожгли за его смелые идеи о бесчисленных мирах или о движении Земли». Другой историк Майкл Кроу также отвергал «миф о том, что Джордано Бруно стал мучеником из-за своих плюралистических убеждений».
С этим согласны не все. В 2014 году миллионы людей посмотрели первый эпизод перезапуска документального сериала «Космос», автором которого был Карл Саган. Ведущий программы Нил Деграсс Тайсон прямо заявил, что Бруно привлек внимание инквизиции именно своим упорством в вопросе о существовании бессчетного числа планет. «Наказанием за подобное в его времена, — пояснил Тайсон, — была одна из самых жутких форм жестокой и редкой казни». От зрителей поступили жалобы: даже не прочитав ни одной работы Бруно, блогеры вторили расхожему мнению о том, что философ был герметистом, и до костра его довели упрямство и многочисленные богохульства.
Контекст
Россия может устроить Америке Перл Харбор в космосе
Грядет война в космосе?
Взгляд на Европу из космоса
Виртуальные прогулки в космосе
Америку обошли в космосе?
Культ космоса
Однако, изучив старинные труды, посвященные ереси и каноническому церковному праву, я понял, что дело обстоит иначе. В 90-е годы 16-го века утверждение Бруно действительно считалось еретическим. В свое время его осуждали многие: и богословы, и правоведы, и епископы; один император, трое пап, пять Отцов Церкви и девять святых. В 384 году епископ бриксийский Филастрий отнес веру во многие миры к числу еретических в своей книге «О ересях». Это решение разделяют и последующие источники, в частности сочинения святых Иеронима Стридонского, Августина Иппонийского и Исидоры Египетской.
Более того, ересью эту мысль признавала и высшая церковная власть. В 1582 и 1591 годах в официальном издании «Корпуса канонического права», опубликованном по распоряжению папы Григория XIII, ересью считалось «придерживаться мнения о бесчисленных мирах». Каноническое право представляло собой систему правовых норм Католической церкви: ему были обязаны подчиняться все инквизиционные и церковные суды.
Я проанализировал все обвинения и обнаружил, что самым убедительным свидетельством вины Бруно была, в отличие от устоявшегося мнения, его вера в существование других миров. Это обвинение упоминается чаще прочих. В частности, один из обвинителей свидетельствовал, что в заточении Бруно «подвел к окну Франческо Неаполитанца и показал ему звезду, говоря, что это — мир, и что все звезды — миры».
В десяти показаниях шестеро свидетелей тринадцать раз обвиняют Бруно в вере во многие миры. Ни одно другое обвинение не повторялось и в половину так часто. Трое заявили, что Бруно отрицал пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, но это прегрешение едва ли каралось смертью, поскольку Папа постановил, чтобы лютеран в Риме не обижали. К тому же, Бруно сам признавался, что в пресуществление верует. Бруно называл приписываемые ему богохульства клеветой. Он ревностно придерживался догматов католической веры.
С некоторыми его идеями мы бы сейчас не согласились. Среди прочего, он считал, что Земля — живое существо, наделенное душой. Однако и Кеплер и Уильям Гильберт — известные ученые и последователи Коперника — тоже придерживались этих взглядов.
Инквизиторы интересовались, ставит ли Бруно под сомнение непорочность Девы Марии, говорил ли он, будто Христос совершал мнимые чудеса и был магом. Бруно отвечал отрицательно, да и в своих работах никогда такого не писал. А вот его космология описывалась аж в девяти книгах. Она фигурирует в списке из десяти положений, которые инквизиторы признали еретическими: «Также считает, что существует множество миров, множество солнц, в которых с необходимостью имеются вещи, подобные в роде и виде тем, что имеются в этом мире, и даже люди».
В 1597 году Бруно предстал перед судом инквизиции, на котором главным обвинителем выступил именитый богослов Роберто Беллармин. Бруно «увещевали отречься от заблуждения о других мирах». Через девятнадцать лет инквизитор Беллармин будет руководить процессом против Галилея.
Как минимум в четырех показаниях Бруно отказывается отрекаться от своих убеждений и настаивает, что Земля — обычное небесное тело, а все небесные тела составляют бесчисленные миры. Инквизиторы указывают: «Относительно этого ответа опрошен на семнадцатом допросе, но не ответил удовлетворительно, ибо вернулся к тем же показаниям». Согласно инструкциям инквизиции к тем же показаниям возвращаются только еретики.
После того как Бруно казнили, очевидец казни Каспар Шоппе написал два письма, в которых четырежды отметил веру Бруно в бесчисленные миры. Шоппе использовал латинскую формулировку mundos esse innumerabilis, которая числилась в списке еретических.
Возникает вопрос, почему католики считали эти взгляды ересью. Богословы объясняют: «как не может быть еще одного Христа, так и миров других быть не может».
Джордано Бруно получил обвинения в нескольких ересях, но главной было его учение о множестве миров. Он отстаивал не какую-то эзотерическую веру в нематериальные миры, а неотъемлемые составляющие современной космологии: положения об отсутствии у Вселенной центра, о несметном количестве солнц, вокруг которых обращаются другие небесные тела, и о том, что среди них может оказаться похожая на Землю обитаемая планета.
Бруно говорил, что пришел к мысли о других мирах, размышляя о всемогуществе Господа. Дескать, обладая бесконечным могуществом, Бог создал бесконечное число миров. По иронии судьбы опередившие свое время взгляды Бруно на устройство мироздания — которые оказались ближе к истине, чем версия Коперника, — уходят корнями в религиозные убеждения.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Источник