Русский бог Океании, или «человек с Луны»
Сегодня, 17 июля, исполняется 172 года со дня рождения великого русского этнографа, антрополога и путешественника, члена Императорского Русского географического общества (ИРГО) Николая Николаевича Миклухо-Маклая (1846–1888). В память о человеке, заложившем основы отечественной антропологии и этнографии, в этот день в России отмечается День этнографа.
map_mikluho-maklai_1.jpg
Николай Николаевич Миклухо-Маклай родился в селе Языково-Рождествено Новгородской губернии. С юных лет он проявил интерес к естественным наукам. Во время обучения в Йенском университете (Германия) будущий исследователь изучал медицину, зоологию, принимал участие в нескольких научных экспедициях. Уже тогда молодой учёный интересовался малоизвестными регионами планеты – такими направлениями географических исследований, которые сулили крупные открытия.
image00009_cr.jpg
Миклухо-Маклай стал первым европейцем, ступившим на земли Новой Гвинеи, а исследования коренного населения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании принесли ему широкую известность. Сейчас участок северо-восточного побережья острова Новая Гвинея назван в честь учёного – Берегом Маклая.
image101.jpg
Для Миклухо-Маклая аборигены не были чуждым народом. Конечно, поначалу жители Новой Гвинеи отнеслись к исследователю, «человеку с Луны», с недоверием. Но со временем русский учёный стал им другом, учителем, даже подобием божества – новогвинейцы не раз называли детей Маклаями в честь учёного.
n.n._mikluho-maklay_v_ekspedicionnoy_odezhde._novaya_gvineya_1871_god._fotografiya_v.i._klassena.jpg
Николай Николаевич Миклухо-Маклай в совершенстве знал язык туземцев: свободно и бегло говоря по-астролябски, немедленно отвечал на все их расспросы. Сам антрополог признавался, что изучение местных языков, особенно поначалу, далось ему нелегко.
«Изучение первого папуасского диалекта было сопряжено с большими трудностями, так как не было лица, которое могло бы служить переводчиком. Названия, которые я желал знать, я мог получить только или указывая на предмет, или с помощью жестов, которыми я подражал какому-нибудь действию. Но эти два метода были часто источниками недоразумений и ошибок», – писал в он в дневниках.
3jjjj.jpg
Одной из главных задач своей жизни русский путешественник видел в защите коренного населения Новой Гвинеи, отстаивал интересы туземцев перед правительствами европейских государств, предотвращая эксплуатацию и истребление туземцев.
img506_cr.jpg
Николай Николаевич Миклухо-Маклай сделал большой вклад в развитие мировой науки. Ещё при жизни учёного было опубликовано более 100 работ по различным вопросам антропологии, этнографии, зоологии, сравнительной анатомии, географии и других дисциплин.
22jjjj.jpg
Другое уникальное наследие учёного – удивительные рисунки, выполненные самим Миклухо-Маклаем во время экспедиций. В общей сложности его архивы насчитывают свыше 700 изображений. Работы исследователя отличаются особой точностью и наглядностью. Среди работ Миклухо-Маклая встречаются изображения рыб, птиц, животных, но основная масса изображений – это портреты коренных жителей, изображения их жилищ, орудий труда, одежды, украшений. Для целого ряда народов эти рисунки до сих пор являются единственным историческим источником, воспроизводящим исчезнувшие или ускользающие особенности их культуры и быта.
Источник
Ученый которого назвали человеком с луны
Миклухо-Маклай Николай Николаевич. Человек с Луны
Дневники, статьи, письма Н. Н. Миклухо-Маклая
Составление, подготовка текстов, комментарий и послесловие Б. Н. ПУТИЛОВА
Письмо Л. Н. Толстого Н. Н. Миклухо-Маклаю (25 сентября 1886 г.)
Ответное письмо Н. Н. Миклухо-Маклая (С.-Петербург, 29 января 1887 г.)
Первое пребывание на берегу Маклая в Новой Гвинее от сент. 1871 г. по дек. 1872 г.
Из статьи «Почему я выбрал Новую Гвинею» (1871 г.)
Из письма Ф. Р. Остен-Сакену (Тернате, Молуккские острова, 4 февраля 1873 г.)
Из статьи «Антропология и этнология меланезийцев» (1886 г.)
Из статьи «Краткое сообщение о моем пребывании на восточном берегу ос. Новой Гвинеи в 1871–1872 годах»
Из письма матери, Екатерине Семеновне (Тернате, февраль 1873 г.)
Из письма сестре Ольге (Тернате, февраль 1873 г.)
Из письма матери (Гонконг, апрель 1873 г.)
Из письма другу А. А. Мещерскому (Гонконг, апрель 1873 г.)
Из письма председателю Русского географического общества вел. кн. Константину Николаевичу (Гонконг, май 1873 г.)
Из письма другу А. А. Мещерскому (Бюйтензорг, о-в Ява, июль 1873 г.)
Из письма ему же (Бюйтензорг, ноябрь 1873 г.)
Из письма ему же. (Амбоина. Восточная Индонезия, январь 1874 г.)
Из письма ему же (Гесир, Восточная Индонезия, февраль 1874 г.)
Вторая поездка в Новую Гвинею
Из сообщения о путешествиях, сделанного в Русском географическом обществе в 1882 г.
Из меморандума генерал-губернатору Нидерландской Индии
Два путешествия по Малаккскому полуострову 1874–1875 гг.
(Из писем в Русское географическое общество)
Секретарю Русского географического общества (Бюйтензорг, декабрь 1875 г.)
Из письма другу А. А. Мещерскому (Тихий океан, март 1876 г.)
Секретарю Русского географического общества (Тихий океан, шхуна «Sea Bird», май 1876 г.)
Из письма ему же (3 июля 1876 г. Конфиденциально)
Из дневника второго путешествия на Берег Маклая (1876 1877 гг.)
Из письма А. А. Мещерскому (сентябрь, мыс Бугарлом, ноябрь 1877 г., около о-ва Агомес)
Из статьи о втором пребывании на Берегу Маклая (1877 г.)
Из сообщения о путешествиях, сделанного в Русском географическом обществе в 1882 г.
Из письма вице-председателю Русского географического общества П. П. Семенову (Сингапур, январь 1878 г.)
Из письма другу Ф. Р. Остен-Сакену (Сингапур, апрель 1878 г.)
Из письма сестре Ольге (Сидней, август 1878 г.)
Из письма сэру Артуру Гордону, британскому верховному комиссару в западной части Тихого океана (Сидней, январь 1879 г.)
Из письма П. П. Семенову (Сидней, 13 февраля 1879 г.)
Из дневника путешествия на острова Меланезии в 1879 г.
Из письма великому князю Николаю Михайловичу (Сидней, июнь 1881 г.)
Из письма брату Михаилу (на пути в Россию, фрегат «Герцог Эдинбургский», апрель 1882 г.)
Из письма ему же (крейсер «Азия», Александрия, июнь 1882 г.)
Из письма вице-председателю Русского географического общества П. П. Семенову (крейсер «Азия», Александрия, июль 1882 г.)
Из письма Ф. Р. Остен-Сакену (конфиденциально, крейсер «Азия», Александрия, июль 1882 г.)
Из письма ему же (броненосный корабль «Пeтp Великий». Шербург. 15/27 августа 1882 г.)
Из интервью корреспонденту газеты «Новости и Биржевая газета» (С.-Петербург, сентябрь 1882 г.)
Из выступления в Географическом обществе (I октября 1882 г.)
Из выступления там же 8 октября
Третье посещение Берега Маклая (1883 г.)
Из письма лорду Дерби, статс-секретарю колоний (Сидней, октябрь 1883 г.)
Телеграмма гофмаршалу, князю В. С. Оболенскому (Сидней, ноябрь 1883 г.)
Из письма брату Михаилу (Сидней, ноябрь 1883 г.)
Из письма адмиралу Вильсону (Австралия, март 1884 г.)
Из письма английскому знакомому Масгребу (Австралия, март 1884 г.)
Телеграмма канцлеру Бисмарку (Мельбурн, январь 1885 г.)
Из письма министру иностранных дел России Н. К. Гирсу (Мельбурн, январь 1885 г.)
Из письма императору Александру III (С.-Петербург, июль 1886 г.)
Из письма министру иностранных дел Н. К. Гирсу (С.-Петербург, август 1886 г.)
Письмо в редакцию петербургских газет (С.-Петербург, февраль 1887 г.)
Из письма брату Сергею (С.-Петербург, март 1887 г.)
Из письма Наталии Александровне Герцен (?). (По пути в Австралию, пароход «Неккар», апрель — май 1887 г.)
Из письма неизвестному лицу (май 1887 г.)
Из письма брату Михаилу (С.-Петербург, сентябрь 1887 г.)
Из письма ему же (январь, 1888 г.)
Профессору-антропологу А. П. Богданову (С.-Петербург, клиника Вилие, 15 марта 1888 г.)
Послесловие. Б. Н. Путилов
Аннотация редакции: В книге помещены путевые дневники, статьи и
письма великого русского путешественника, ученого-гуманиста
Николая Николаевича Миклухо-Маклая. Центральное место занимают
его рассказы о пребывании на Берегу Маклая, о взаимоотношениях с
папуасами, о торжестве дружбы, человечности, взаимопонимания. В
книге раскрываются нравственный облик русского ученого-демократа
и его жизненные принципы, предстает трудный, исполненный
драматизма жизненный путь.
Многоуважаемый Николай Николаевич!
Очень благодарен за присылку ваших брошюр. Я с радостью их прочел и нашел в них кое-что из того, что меня интересует. Интересует — не интересует, а умиляет и приводит в восхищение в вашей деятельности то, что, сколько мне известно, вы первый несомненно опытом доказали, что человек везде человек, т. е. доброе общительное существо, в общение с которым можно и должно входить только добром и истиной, а не пушками и водкой. И вы доказали это подвигом истинного мужества, которое так редко встречается в нашем обществе, что люди нашего общества даже его и не понимают. Мне ваше дело представляется так: люди жили так долго под обманом насилия, что наивно убедились в том, и насилующие и насилуемые, что это-то уродливое отношение людей, не только между людоедами и нехристианами, но и между христианами, и есть самое нормальное. И вдруг один человек, под предлогом научных исследований (пожалуйста, простите меня за откровенное выражение моих убеждений), является один среди самых страшных диких, вооруженный вместо пуль и штыков одним разумом, и доказывает, что все то безобразное насилие, которым живет наш мир, есть только старый отживший humbug (т. е. вздор. — Б. П.), от которого давно пора освободиться людям, хотящим жить разумно. Вот это-то меня в вашей деятельности трогает и восхищает, и поэтому-то я особенно желаю вас видеть и войти в общение с вами. Мне хочется вам сказать следующее: если ваши коллекции очень важны, важнее всего, что собрано до сих пор во всем мире, то и в этом случае все коллекции ваши и все наблюдения научные ничто в сравнении с тем наблюдением о свойствах человека, которые вы сделали, поселившись среди диких и войдя в общение с ними и воздействуя на них одним разумом, и поэтому, ради всего святого, изложите с величайшей подробностью и свойственной вам строгой правдивостью все ваши отношения человека с человеком, в которые вы вступили там с людьми. Не знаю, какой вклад в науку, ту, которой вы служите, составят ваши коллекции и открытия, но ваш опыт общения с дикими составит эпоху в той науке, которой я служу, — в науке о том, как жить людям друг с другом. Напишите эту историю, и вы сослужите большую и хорошую службу человечеству. На вашем месте я бы описал подробно все свои похождения, отстранив все, кроме отношений с людьми. Не взыщите за нескладность письма. Я болен и пишу лежа, с неперестающей болью. Пишите мне и не возражайте на мои нападки на научные наблюдения. Я беру эти слова назад, а отвечайте на существенное. А если заедете, хорошо было бы.
Источник
Человек с Луны
Для того чтобы подтвердить на практике эту теорию, Миклухо-Маклай в 1866–1867 годах предпринял научные путешествия на Канарские острова и в Марокко. В 1871 году Миклухо-Маклай отправился в Новую Гвинею. Свое отважное предприятие сам исследователь называл «Экспедицией за Человеком», имевшей целью доказать, что даже первобытным племенам присущи общечеловеческие корни сознания и поведения.
Я хочу доказать, — писал он, — что ствол у человечества один, а расы — лишь производное. Человечество — это одна порода, а не несколько несравнимых пород, как утверждают полигенисты. Я хочу доказать видовое единство ныне живущего человечества. Все расы равноценны, нет рас низших, нет рас избранных.
Миклухо-Маклай провел среди туземцев около 10 лет. За это время его жизнь не раз подвергалась опасности, но он никогда не прибегал к помощи оружия и лишь иногда воздействовал на воображение папуасов нехитрыми фокусами, вроде «поджигания воды» (то есть спирта). В конце концов ему удалось завоевать любовь и доверие туземцев. «Папуасы думают, что я упал с Луны, — записал ученый в своем дневнике, — и очень хотят знать, есть ли на Луне женщины, сколько у меня там жен; спрашивают о звездах и допытываются, на которых именно я был».
Зная, что Россия всегда была страной национально-религиозной терпимости, Миклухо-Маклай в 1882 году вернулся на родину с предложением на Высочайшее имя принять папуасов в российское подданство, чтобы уберечь их от английского колониального гнета. Но Александр III, к счастью, отказался от приобретения далекой заморской колонии. Иначе мир мог бы увидеть самую странную войну в истории человечества: схватку России и Англии за счастье папуасов.
Своими исследованиями Миклухо-Маклай доказал, что папуасы и другие народы Океании по своим природным способностям стоят не ниже европейцев. Лев Толстой писал ему: «Вы первый, несомненно, опытом доказали, что человек везде человек, то есть доброе, общежительное существо, в общение с которым можно и должно входить только добром и истиной, а не пушками и водкой. И вы доказали это подвигами истинного мужества».
Правда, Европе понадобилось пережить две мировые войны и ужасы нацистских концлагерей, чтобы избавиться от мифов расизма. Миклухо-Маклай и тут оказался «человеком с Луны», непонятым своими современниками.
Источник
Миклухо-Маклай: «человек с Луны» или «русский Джеймс Бонд»? Мифы о великом этнографе и путешественнике. Часть 2
Миф №4: Миклухо-Маклай умер от болезней, полученных в путешествиях
Эта версия существовала в течение 75 лет после его смерти. Действительно, он был выдающимся человеком, который перенёс огромное количество болезней во время своих путешествий. Он заболел ещё во время своего первого путешествия на Канарские острова, и в дальнейшем малярия преследовала его практически всегда.Умер он в Санкт-Петербурге и похоронен на Литераторских Мостках. Ему не было и 42 лет. И как истинный учёный, он завещал свой череп науке для исследований.
Умер он в Санкт-Петербурге и похоронен на Литераторских Мостках. Ему не было и 42 лет. И как истинный учёный, он завещал свой череп науке для исследований. О том, что произошло с ним, мы узнали только через 75 лет. Его перезахоронили с Волковского кладбища на Литераторские Мостки и смогли взять череп для того, чтобы исследовать его. Выяснилось, что он умер от рака нижней челюсти, который его беспокоил последние несколько лет жизни. Несмотря на это, он терпел и продолжал свою работу.
А по поводу того, что он мог умереть от болезней, которые были на острове, я согласен с этим мнением. Раньше говорилось, что это «остров смерти» для белого человека, сейчас это уже не так. Сейчас это абсолютно безопасный остров. Малярия, разумеется, есть, но от неё есть такие же лекарства, как от гриппа и вообще от всего, что существует. Это небольшая проблема.
Миф №5: Миклухо-Маклай был разведчиком?
Давайте обратим внимание на интересный факт, о котором даже в 2014 году по просьбе издательского дома «Русская разведка» некто Каримов выпустил книгу «Неизвестный Миклухо-Маклай». Я её с удовольствием прочитал и понял, что для меня он абсолютно известный.
Дело в том, что это всего лишь один из мифов. Через некоторое время после смерти известный человек начинает обрастать легендами. Раз не написали, что он разведчик – давайте через сто лет напишем об этом, и действительно, написали целую книгу! А ещё и «Военное обозрение» об этом пишет. Поэтому давайте подумаем об истинных целях.
Задачей Николая Николаевича было спасти аборигенов Новой Гвинеи от протектората и колониальной администрации Австралии, Англии, Германии, которые претендовали на этот остров. Он делал всё возможное, чтобы сохранить берег Маклая, и работал, разумеется, с российским правительством, с Александром III и министром иностранных дел, чтобы Россия имела возможность контролировать эту часть острова и защищать папуасов. Но как это происходило? Он общался с Александром III об этой ситуации, о том, [как сделать так], чтобы Россия имела протекторат в виде северо-востока острова Новая Гвинея. Был отправлен корвет «Скобелев», который исследовал острова с целью найти стоянки для кораблей.
Николай Николаевич в тот момент находился в Австралии перед своей женитьбой. Его забрали с материка для этого исследования, и они нашли ряд островов. По итогам был написан отчёт. Там была указана очень важная фраза: «К сожалению, остров не подходит. В связи с большой удалённостью ни одна из стоянок не подходит для наших кораблей. Николай Николаевич оказал бесценную услугу, потому что именно он хорошо знал местное население, но о докладе ему ничего было не известно, то есть даже притом, что он участвовал в исследовании совместно с морским ведомством, что было написано в отчёте – он не знал и в докладах не участвовал, чтобы работать по какому-то заказу.
«Используйте знания Миклухо Маклая» – это сам Александр III говорил. У учёного были великолепные отношения с Александром III и с его семьёй. Доклады Николая Николаевича с точки зрения рассказчика были поверхностны, и они не могли использоваться для разведки, потому что всё-таки он был учёным, этнографом, натуралистом и не знал достаточно много для того, чтобы давать какую-то общеполитическую информацию или информацию о морских судах и так далее.
Таким образом, этот миф не подтверждён, и, безусловно, хотелось бы, чтобы так было, но так не было. Мечта Николая Николаевича о том, чтобы этот остров и папуасы были независимы, была осуществлена в 1975 году. Остров стал независимым государством Папуа-Новая Гвинея, и они сохраняют память. А вот это тот берег (показывает на картинку, на которой изображён Берег Маклая), и та белая точка – это мемориал, который поставлен на том месте, где была его хижина. Там, где впервые европеец встретился с людьми каменного века в прямом смысле этого слова, которые не знали, как выглядит железо, и с которыми он вошёл в контакт без того, чтобы навязывать свою культуру, а с целью изучить их культуру. Это первое уникальное столкновение.
Источник