Кеденова Татьяна Исаковна
«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах. » (Ш. Амонашвили)
Профессиональные интересы: Исследовательская работа учащихся.
Увлечения: Изучение психологии.
Регион: Республика Алтай
Населенный пункт: с.Саратан, Улаганский район
Место работы: МБОУ «Саратанская средняя общеобразовательная школа»
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель.
Тот, кто не желает учиться, — никогда не станет настоящим человеком.
У каждого человека есть в жизни своя мечта. Моя мечта, работать учителем математики, сбылась. От учителя, особенно живущего в наше время перемен и новых открытий, справедливо требовать, чтобы жизнь его служила примером детям и их родителям.
Профессия учителя — одна из благороднейших. Кто, как не учитель, даст тебе необходимые знания, познакомит с увлекательнейшим миром наук, научит правильно действовать в критических ситуациях, с честью выходя из них, оставаясь человеком.
О себе
Здравствуйте! Я рада приветствовать Вас на своем сайте. Я работаю в школе учителем математики четыре года. У меня небольшой опыт работы, но я стараюсь все требования в своей работе выполнять и соблюдать.
Быть может, на страничках этого сайта, вы найдёте для себя полезную и нужную информацию. Я буду рада.
Источник
—>Коллеги — педагогический журнал Казахстана —>
«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и учеников, но и в душах и сердцах»
Ш. А. Амоношвили
Я первый год работаю учителем самопознания, хотя мой учительский стаж 15 лет. Хочу сказать, что этот предмет мне очень понравился тем, что основная задача моя, как учителя, заключается в том, чтобы научить самого ребёнка беречь свой внутренний свет, не дать ему погаснуть.
После прохождения курсов повышения квалификации в академическом центре «Start» я сразу определилась с темой самообразования: «Воспитание толерантной личности школьника на уроках самопознания». Считаю, что толерантность как никогда ранее важна в современном мире. Толерантность необходима в отношениях, как между людьми, так и на уровне семьи и общины. Так как мы видим огрубелость чувств, безразличие к людям, недоверие, бессердечность и жестокость.
На уроках самопознания мы говорим о том, что проявление толерантности созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими.
16 декабря ребята Барвиновской средней школы приняли активное участие в праздновании дня толерантности «Толерантность начинается с меня!». Все учащиеся показали свое творчество: рисовали газеты, выполняли коллажи, подготовили высказывания о доброте и др. С учащимися 5-10 классов были составлены письма «Наши пожелания в 2015 год…». Ребята в письмах наметили планы, пожелания, которые должны обязательно сбыться в новом году (письма будут открыты в конце 2015 года). На уроках самопознания силами учащихся были проведены викторины-минутки на тему «Толерантность начинается с тебя», соревнования-минутки «Пословицы о доброте», «Мир вокруг меня». Ребята пришли к выводу, что разные люди на земле делают мир интересней. Проявляя терпимость, толерантность, мы ничего не теряем, а только становимся сильнее, что надо учиться, лучше понимать и принимать других людей.
Основная задача уроков самопознания — создание ситуации успеха, когда ребёнок чувствует поддержку окружающих и может самореализоваться. На каждом уроке я предоставляю возможность учащемуся посмотреть на себя со стороны как на совершенно постороннего человека, ведь главная идея самопознания звучит так: «Откройтесь миру, и мир откроется для вас». Так у школьника формируются моральные принципы, взгляды на жизнь, закладывается система ценностей, появляется потребность в самовыражении. Ученик пытается проявить себя, свои способности лучшие качества, желание общаться, испытывать эстетические переживания. На уроках учащиеся активно моделируют те или иные жизненные ситуации, вступают в обсуждение. Уже соблюдая необходимые правила ведения дискуссии, умеют отстаивать свои взгляды и быть терпимыми к мнению других.
С учётом специфики предмета, его целей и задач я применяю различные виды нестандартных уроков (уроки-размышления, уроки-дискуссии, уроки- творчества, уроки- конкурсы, видео-уроки, уроки-игры). Практически все задания на моих уроках носят творческий характер. Учащимся предла¬гаю, например, открыть формулу успеха, ответить на письмо сверстника, проиллюстрировать свое настроение, создать рецепт хо¬рошего настроения, написать открытое письмо родителям, учителю, добрые советы одноклассникам о ведении здорового образа жизни, выступить с обращением о бережном отноше¬нии к природе, домыслить окончание истории, участники которой не могут достичь взаимопонимания, предложить несколько путей выхода из создавшейся ситуации. Творческая деятельность может быть индивидуальной, групповой, или коллективной.
Наиболее характерные виды коллективной творческой деятельности, которые я использую в своей работе – составление коллажей, рисование плакатов, разработка проектов. Совместное творчество эмоционально заряжает учащихся, способствует сплочению.
Например, ко дню Учителя, инициативной группой учащихся было организовано КТД «Подари учителю настроение!». Ребята оформление стену холла школы в виде цветочной поляны. На каждом цветке были написаны блага или качества, которые учителя хотели бы приобрести в этом учебном году. Каждый учитель мог «сорвать» только один цветок. Также были оформлены именные поздравительные открытки в виде бабочек, в которых учащийся написал своё пожелание конкретному учителю.
Таким образом, творческая деятельность, как правило, является кульминационным этапом урока самопознания, а её результаты – барометром его успешности, показателем глубины переживания каждым изучаемой темы. Индивидуальное и коллективное творчество — это проявление отношения учащихся к себе, окружающему миру, способ познания своих возможностей.
Считаю, что главной особенностью уроков «Самопознания» является то, что на занятиях ведется откровенный диалог с учителем, в социально-ролевых играх и тренингах исследуется мир человеческих взаимоотношений, происходит обмен жизненными наблюдениями, развиваются навыки практического служения Родине, обществу. Однако ни разнообразные формы, ни уникальные методические приемы сами по себе не способны сделать урок живым, запоминающимся, душевным… Жизнь в этот удиви¬тельный творческий процесс может вдохнуть лишь учитель.
В заключение хочу привести слова С.А.Назарбаевой: «Дети, их настоящее и будущее – это наша общая забота. Мы все и каждый из нас в отдельности несем ответственность за то, какой выбор сделают наши сыновья и дочери – пойдут ли они дорогою добра, будут ли они приносить пользу людям, помогать слабым, жить в гармонии с окружающим миром, созидать и творить, или же встанут на путь разрушения. Правильный выбор помогут им сделать уроки самопознания, уроки Любви».
Лескевич Юлия Михайловна
Учитель самопознания
Барвиновская средняя школа
Сарыкольский район
Источник
Самовоспитание будущего учителя
Статья Будущий учитель учитель — гуманист, знающий учение живой этики и творящий по законам гуманной педагогики. Самовоспитание — орудие и средство воспитания одновременно. Самосовершенствование, самовоспитание единственный плодотворный путь к исправлению.
Самовоспитание будущего учителя
1.“Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло; будь благодатной почвой для развития человеческих чувств; сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но, в первую очередь, в их душах и сердцах. Только в этом случае знания на твоих уроках могут стать ступеньками нравственного становления для каждого твоего воспитанника”. / Ш.А. Амонашвили /
2. “Человек подобен дроби: в знаменателе — то, что он о себе думает, в числителе — то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь” / Л.Н. Толстой /
3. “Чем больше человек даёт людям и меньше требует себе, тем он лучше; чем меньше даёт другим и больше себе требует, тем он хуже”. / Л.Н. Толстой /
4. “ Есть русская интеллигенция. Вы думаете — нет? Есть.
Не масса индифферентная, а совесть страны и честь…” / А.Вознесенский /
5. “Кто двигается вперёд в науках, но отстаёт в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд” / Аристотель /
6. “Знания в руках безнравственного человека то же самое, что сабля в руках сумасшедшего” / Д.И.Менделеев /
7. “ Педагогика есть искусство делать человека нравственным”. / И.Ильин /
Появилось осознанное ощущение необходимости самовоспитания и самосовершенствования. Во всём этом мне помогает мой друг, спутница жизни и основной вдохновитель — жена Шутилова Александра Алексеевна.
во-первых, чтобы состояться как человеку,
во-вторых, чтобы состояться как учителю,
в-третьих, чтобы состояться как мужу и отцу,
в-четвёртых, чтобы состояться как специалисту,
в-пятых, чтобы состояться как другу.
Пункты даны от широкого к узкому, от более отдалённой перспективы к ближайшей.
Теоретическая проработка проблемы даст возможность шире и глубже взглянуть на неё и осознать её суть; подобрать ключи к составлению программы самовоспитания.
Первоначальный путь осмысления проблемы пролегает через изучение творчества Л.Н. Толстого, великого гуманиста — педагога, Учителя, воплотив- шего жизнью своей найденную Истину, а также работ Ш. А. Амонашвили, ру-ководителя Лаборатории Гуманной педагогики при Московском городском педагогическом университете, и Л.В. Шапошниковой, учёного и автора книг по философии, истории, искусству.
“ Самовоспитание будущего учителя”… Два ключевых слова в данной проблеме: учитель и самовоспитание. Начну с раскрытия понятия “ Учитель”.
Л.В. Шапошникова, академик РАЕН, Российской академии космонавтики, Российской экологической академии, писатель, индолог, искусствовед, автор книг по философии, истории, искусству, культуре Индии, генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха, в одной из своих публичных лекций так говорит об учителе, учительстве и его роли: “С момента возникновения человека, с момента возникновения его сознания всё, что он в последствии достиг, он достиг только с помощью учителя и учителей. Без учителя нет человека и нет эволюции”.
Эта мысль развёртывается дальше таким образом: современный человек, человек нашего уровня, оказался в условиях Маугли.
“Маугли”- романтическая сказка Киплинга, где и ребёнок, и животные привлекательны. Но в реальной жизни всё не так. Науке известны около 100 фактов, когда ребёнок попадал к животным и выживал с их помощью.
“ И вот отсутствие учителя по отношению к ребёнку, причём того учителя, который должен соответствовать его энергетическому уровню, привело к тому, что ребёнок, воспитанный среди животных, не говорил, ибо говорить нас учат. Этот ребёнок не ходил на двух ногах, а ходил на четвереньках, как ходили его собратья из другого мира, потому что на двух ногах ходить нас тоже учат. Нас учат говорить, нас учат ходить, нас учат писать, нас учат читать, нас учат мыслить, учат уметь многое делать, но если нас этому не учат, мы превращаемся в некое подобие животных. Этот момент очень интересен и объясняет необходимость учительства, причём разных уровней “.
При рождении ребёнка мать формирует его детскую энергетику, и она же обучает его говорить, ходить и многому тому, без чего развитие ребёнка остаётся неполноценным. Мать и есть наш первый учитель. Брошенные дети — это люди, которые не прошли самого первого учительства — матери, и потому судьбы их так печальны. После матери — школьные учителя, затем учителя институте, техникуме, училище, учителя в производстве.
Далее Людмила Васильевна говорит: “Представим себе на минуту… Если мы всех учителей изымем, кто мы будем?
Практически без учителя мы не разовьёмся в человека полноценного и без учителя мы не сможем делать то, что мы делаем, не замечая того, как нас научили и не испытывая даже благодарности к тем, кто нас научил”.
/ Л.В. Шапошникова “ Энергетическая роль Учительства в духовно — культурной эволюции человечества”/
Итак, после матери — следующая ступень учительства — школьный учитель, т.е. тот уровень, к которому готовлюсь в будущем присоединиться и я. Чтобы осознать суть этого понятия, поглядим на него с высоты идеала совершенного учителя. Л.Н. Толстой так определяет его сущность:
“ Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель, если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совер- шенный учитель”.
/ Л.Н. Толстой “ Общие замечания для учителя”,с.292/
Позже Лев Николаевич Толстой добавляет к данному определению:
“ Необходимо постоянное стремление к совершенствованию в любви”.
/ Л.Н. Толстой “Из письма П.И. Бирюкову”, май 1901г., с.446 /
Перекликаясь с Л.Н. Толстым, Ш.А. Амонашвили, современный учёный и практик с огромным педагогическим стажем работы в школе, пишет, обращаясь к школьному учителю:
“ Сказано: “ Иди путём Любви, иди путём Сердца, иди путём Твор- чества, иди путём щита Веры”.
И далее даётся программа устремления к идеалу совершенного учителя:
“ 45. Установил я для себя три закона.
1.Любить любого ребёнка, ибо Любовь есть преображающая сила Духа
и Сердца.
2.Понимать ребёнка и принимать его таким, какой он есть, ибо нет воли Творца, чтобы погиб один из малых сих.
3.Восполниться оптимизмом в отношении любого ребёнка, ибо Вера в будущее есть творец настоящего.
46. Задал я самому себе три принципа.
1. Одухотворять среду вокруг ребёнка.
Основание: Среда есть сила, проявляющая Тайну Творца.
2.Утверждать в ребёнке его личность.
Основание: Личность есть устремлённость к проявлению своей Сути.
3.Проявлять творческое терпение, помогая ребенку в самопознании.
Основание: Творящее терпение не даст огню Духа погаснуть.
47. Устремлен я к раскрытию своего характера в трёх качествах.
1.Доброта.
Доброта учителя к ученику есть матерь доброты сердца
ученика ко всему миру.
2.Искренность.
Учительская искренность есть условие духовного единения с учеником.
3.Преданность.
Преданность учителя умножает в ученике надежду на спасение и дарит ему убежище.
48. Развиваю в себе профессиональное мастерство в трёх аспектах.
1.Изящное исполнение педагогических процессов.
Основание: Бытие в прекрасном откроет в ученике чувство прекрасного.
2.Непрерывное обновление.
Основание: Обновление есть зов из Будущего и устремлённость к Будущему.
3.Творчество.
Основание: Творчество делает учителя Свет дарящим.
50. Дам торжествовать в себе законам Прекрасного, т. е. Искренности, т.е. Сердца, т.е. Блага, т.е. Света.
Если спешишь помочь, помоги красиво.
Если спешишь проявить сострадание, сострадай красиво.
Если любишь, люби красиво.
Если даришь, дари красиво.
И если всё это касается ребёнка, то делай ещё прекраснее.
Воспитывай красиво.
Учи красиво.
Наставляй красиво.
Если благо дарится красиво, дар будет принят.
Если благо дарится безобразно, оно будет отвергнуто.
Если совершенствуешься сам, устремишь к совершенствованию других.Говорят Мудрецы: “Осознание Красоты спасёт мир”.51. Спросят: Вы — учитель?
Отвечу: Я — ученик своих учеников.
“ Патриарх Московский и всея Руси Алексий II говорит: “ Столь знакомое нам слово “школа” связано в своих смысловых истоках с церковью. Русское “школа” восходит к латинскому “скале” — “лестница” … Речь идёт прежде всего о лестнице духовного восхождениячеловека”.
Итак, Школа — это лестница для духовного восхождения человека.
Где эта лестница, т.е. школа, может находиться? Лестница для восхождения души и духовности ученика находитсяв учителе, и только.
Я — учитель — есть носитель этой Божественной лестницы. Я пости- гаю духовный мир каждого своего ученика и каждому подаю свою ступень- ку, помогаю подняться и закрепиться на ней, а потом возведу на другую ступеньку. Ученик растёт, взрослеет, развивается, крепнет, окрыляется, в целом, образовывается. И это восхождение происходит в нём через меня, через своего учителя. Я — путь для ученика. Но и он есть мой путь, ибо тоже подаёт мне ступеньку для совершенствования моей учительской интуиции и искусства. Я — учитель — есть школа”./ Ш.А. Амонашвили “ Почему не прожить нам жизньгероями духа”, стр.40-42, 48-50 /
Вывод. Высшая древняя мудрость изображается змием, закусившим свой собственный хвост. Эта мудрость здесь наличествует: “ Я — учитель — ученик своих учеников”. “Я — учитель — путь для ученика. Но и он есть мой путь… совершенствования моего учительского искусства”.
Роль учителей в эволюции человека раскрывается в высказывании
Н.К. Рериха: “ Ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель не может поднять мировые дела выше идеи и способностей поколения взрослых, с которыми он имеет дело. Но учитель — я употребляю это слово в самом широком смысле — может совершить больше, нежели завоеватель и государственные главы. Они, учителя, могут создавать новое воображение и освободить скрытые силы человечества”.
/ Н.К. Рерих “Пути Благословения” /
“След учительства более высокого уровня мы находим в мифах, в кото- рых культурный герой, полубог, получеловек учит людей сеять, собиратьурожай, обучает ремёслам, обучает социальному обустройству челове-ческого общества”.Л.В. Шапошникова “ Энергетическая роль Учительства в духовно — культурной эволюции человечества”/
Имена таких Учителей человечества зафиксированы Историей: Моисей, Сократ, Кришна, Эпиктет, Будда, Марк Аврелий, Конфуций, Христос, Иоанн — апостол, Магомет, Руссо, Кант, Вивекананда, Эмерсон, Рескин… те, которых Л.Н. Толстой называет “лучшими мыслителями мира”, “мудрейшими среди нас”.
Этот ряд имён, данных Л.Н. Толстым, можно продолжить, включив в него и самого Льва Николаевича, и Циолковского, и Вернадского, и Флоренского, и Чижевского, и семью Рерихов, и учителя современных учителей Ш.А. Амонашвили. Перечитывая работы Л.Н. Толстого о воспитании и образовании, обратил внимание на то, как он относится к Учителям человечества и их Учениям. Величайший мыслитель XIX века считает, что “основой”, “основанием” всякого образования для детей и юношества должны стать именно Учения этих Учителей и вытекающее из них учение о нравственности.
“ Одно нужно знать, в чём смысл человеческой жизни, чем она должна быть руководима и что думали об этом вопросе и как решили его мудрей -шие люди всех времён и всего мира … И потому я полагаю, что первое и главное знание, которое свойственно прежде всего передавать детям и учащимся взрослым, — это ответы на вечные и неизбежные вопросы, возникающие в душе каждого приходящего к сознанию человека. Первое: что я такое и каково моё отношение к беско-нечному миру? И второй, вытекающий из первого: как мне жить, что считать всегда, при всех возможных условиях, хорошим и что всегда, и при всех возможных условиях, дурным?
И потому полагаю, что главная и единственная забота людей, занятых вопросами образования, может и должна состоять прежде всего в том, чтобы выработать соответственное нашему времени религиозное и нравственное учение и, выработав таковое, поставить его во главе образования “. / Л.Н. Толстой “Ответ на письмо В.Ф. Булгакова”,с. 457 /
В этих словах мечта Л.Н. Толстого и завещание его будущему поколению людей XX века: дать синтез всех философских, научных и религиозных учений Учителей человечества, очистив их от предрассудков времени, и на основе выработанного, нового, современного нравственного учения, как на фундаменте, строить всё здание Образования. XX век выполнил первую часть завещания Л.Н. Толстого. К середине XX столетия Е.И. и Н.К. Рерихи сделали такое очищение и синтез всех Учений Востока и Запада и дали миру “ Учение Живой Этики ”.
Вторая часть завещания — создание педагогической системы образования на основе такого Учения — начала осуществляться в конце XX и начале XXI веков в Лаборатории гуманной педагогики при Московском городском педагогическом университете под руководством Почётного академика Российской академии Образования, доктора психологических наук
Ш.А.Амонашвили.
Такую педагогическую систему образования Ш.А.Амонашвили и его сотрудники назвали Гуманной педагогикой. Вот в чём её суть:
“64. Гуманная Педагогика — это очень просто, — думает наивный учитель, — надо любить учеников, быть к ним добрым, ласковым. Чем больше любишь их, тем больше будет у тебя гуманной и т.д.
Источник