Эссе «Я — педагог!»
«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло. «
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
e.ya_.sutyagina_-_esse.docx | 20.88 КБ |
Предварительный просмотр:
«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло,
будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств,
и сей знания не только в памяти своих учеников,
но и в их душах, и сердцах…»
Почему я стала учителем? Мне всегда казалось, что это от Бога…
Когда я впервые увидела свой 5 «В» класс, то поняла, что я не просто ТОТ человек, который пришёл их учить писать и говорить грамотно, читать и анализировать художественные произведения; не только ТОТ педагог, кто должен научить их знаниям, умениям и навыкам по русскому языку и литературе; но и ТОТ человек, который обязан научить любить тех, кто их окружает, дарить им своё тепло, освещать дорогу своими улыбками.
Сергей Михалков как-то сказал: «Сегодня дети, завтра – народ». Какие дети сегодня, какими они вырастут, таким и будет впоследствии народ. А это во многом зависит и от меня, учителя.
Дети нынешнего поколения – это дети, которые могут и хотят дарить тепло, но почему-то стесняются или боятся это делать. И я — педагог, должна научить этому детей, так как постоянно нахожусь рядом с ними. Мне, Учителю, нужно приложить много усилий, чтобы не только воспитать крылатого ребенка, но и самой научиться летать.
Но все это высокие слова. Где рецепты? Где решения? И самое главное – где найти ответ на извечный вопрос: Что делать?!
Мне кажется, что ответы на все эти вопросы я нашла в словах Ш. Амонашвили, которые взяла эпиграфом к эссе.
С первых минут я даю понять своим детям, что они могут мне доверять, могут делиться своими проблемами и задавать интересующие их вопросы. Я стараюсь постичь духовный мир каждого своего ученика, помогаю подняться на более высокую ступень и закрепиться на ней. Ученик растет, взрослеет, крепнет, и это восхождение происходит через меня, учителя.
Спустя годы понимаю, что я на правильном пути: на протяжении всех лет я вижу ТОТ свет, излучаемый детскими глазами, ТЕ улыбки, ТУ радость, которую они испытывают, когда видят меня, обнимают меня, ТУ доброту, которую они дарят мне и окружающим, несмотря на сложный подростковый возраст.
Я думаю, что эпиграфом ко всей моей учительской работе могут стать слова Л.Н. Толстого: «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его». И поэтому в моей преподавательской деятельности сформировались следующие принципы воспитания:
- «каждый имеет право на свою порцию аплодисментов». В каждом ученике стараюсь найти то положительное, за что он может их получить;
- «о хорошем и плохом говорить в разных режимах: о хорошем – в режиме «форте», о плохом – «пиано», и тогда каждый ученик будет чувствовать себя защищенным;
- «не надо бороться с недостатками, надо развивать достоинства!», и тогда желание получить как можно больше аплодисментов победит недостатки.
Мне нравится высказывание Джона Дью́и, американского философа и педагога: «Разум – это не существительное, это глагол!» Чтобы быть интересным своим ученикам, нужно действовать, расти вместе с ними, создавать и творить. Поэтому, когда год назад нам: родителям, нашим детям и мне — предложили организовать казачий класс, мы с радостью согласились, ведь это возможность сделать интереснее нашу жизнь, изменить ее и себя, это возможность узнать много интересного об истории родного края, о жизни казаков-амурцев, об их обычаях и костюмах и многое-многое другое. И вот наша жизнь забурлила. Уже год мы живём историей казачества, казачьей культурой. Наши дни стали насыщенными и интересными, казачество сплотило и объединило нас.
Я уверена, что только благодаря тому, что мы растем вместе, благодаря доброте, любви и солнечному свету, благодаря моим принципам воспитания, мы стали едины! Да, именно, едины! Нас объединяют и общие интересы, мысли, желания, идеи. Общие усилия помогают свернуть горы! После каждого мероприятия мы делимся своими впечатлениями, и я рада, что у нас всегда одинаково зашкаливающие эмоции и чувства.
Вот так шаг за шагом я иду к своей цели, поставленной три года назад. Нет, я сейчас не говорю, что цель достигнута. Я только в начале пути, в начале своей педагогической карьеры. Я продолжаю поиск себя и путей сотрудничества со своими учениками. Учу, учась, воспитываю, воспитываясь. Просто я понимаю, что иду в правильном направлении с гордо поднятой головой.
Могу только согласиться с обращением великого педагога Шалвы Амонашвили. И горжусь, что я именно такой учитель, воспитатель и наставник.
Теперь я с уверенностью могу сказать, что Я – ПЕДАГОГ!
Источник
Эссе учителя
Учитель – это Солнце
Ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель. Но учитель может совершить больше, нежели завоеватели и государственные главы. Учителя могут создать новое воображение и освободить скрытые силы человечества
Н. Рерих.
Основа профессиональной деятельности любого человека – это ответ самому себе на вопрос: «Почему я этим занимаюсь?». Не задумываясь, я бы ответила: «Не знаю». Действительно, у меня нет объяснения тому, почему вот уже 18 лет какая-то непреодолимая сила влечёт меня в этот «муравейник», где туда-сюда по коридорам снуют маленькие и, засматриваясь на высокие каблуки, вальяжно проходятся старшие. Не знаю, почему каждое утро стремлюсь я в этот огромный «пчелиный улей», где голоса различных тонов и оттенков сливаются в один ровный дребезжащий гул… Странно, он никогда для меня не был раздражающим… Меня встречают ОНИ – ученики — предмет моего обучения, воспитания . и обожания!
Кто же он – учитель?
Как часто ещё в школе мы задаём себе вопрос «Кем быть?», не задумываясь отвечаем: «Учителем». Не понимая, что учитель – это прежде всего воспитатель, а уже потом преподаватель химии, математики. Готовы ли вы день за днём отдавать всего себя, всю свою энергию тем, кто не столь охотно уж её и принимает? Человек ста-новится учителем не после окончания пединститута, а в результате многолетнего общения с учениками. Учитель – это артист своего дела, но его слушатели и зрители не встречают его и не провожают аплодисментами, за исключением разве что Дня учителя.
Учитель – это скульптор, ваятель. Но его работы до поры до времени не видит никто, кроме него самого.
Учитель – это врач. Но его «пациенты» редко благодарят его за «лечение», да и вообще-то не очень стремятся «лечиться». Пройдут годы, прежде чем «вылеченный» вами, поставленный на ноги, придёт и скажет: «Спасибо». Но этого надо ждать годы. Учитель – один из тех, кто не делает в жизни блистательной карьеры. Он приходит в школу учителем. И хоронят его в том же звании. Согласны ли вы всю жизнь оставаться на незаметных – хотя и очень нужных – ролях? Хватит ли у вас на это терпения?
Где же черпает вдохновение учитель, чтобы быть одновременно воспитателем и педагогом, артистом и скульптором, отцом и матерью, чтобы тысячи раз оставаться с вами с глазу на глаз? …Только в самом себе, только в сознании величия своего дела, только в любви к детям!
Да, они разные: одарённые и обычные, смелые и робкие, хитрые и бескорыстные…
Есть хорошее латинское изречение: «Желающего судьба ведёт, нежелающего тащит». Так вот миссия НАСТОЯЩЕГО УЧИТЕЛЯ, на мой взгляд, в том и состоит, чтобы побудить нежелающего к познанию, открыть в нём то хорошее и ценное, о чём он даже не догадывался и научить его умению делиться этим ценным с окружающими. Вот так из нежелающего «ваяется» ЛИЧНОСТЬ, «лепится» ЧЕЛОВЕК. И не важно, кем он станет: Президентом страны или обычным наладчиком станка – он будет той частицей, если хотите, «винтиком» нашего общества, ко-торый будет участвовать в успешном функционировании огромного механизма под названием ГОСУДАРСТВО.
Учитель – мудрец, творец, он – Солнце. А у Солнца нет врагов. Солнце на тьму не обращает никакого внимания. Оно светит и греет каждому.
Источник
—>Коллеги — педагогический журнал Казахстана —>
«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и учеников, но и в душах и сердцах»
Ш. А. Амоношвили
Я первый год работаю учителем самопознания, хотя мой учительский стаж 15 лет. Хочу сказать, что этот предмет мне очень понравился тем, что основная задача моя, как учителя, заключается в том, чтобы научить самого ребёнка беречь свой внутренний свет, не дать ему погаснуть.
После прохождения курсов повышения квалификации в академическом центре «Start» я сразу определилась с темой самообразования: «Воспитание толерантной личности школьника на уроках самопознания». Считаю, что толерантность как никогда ранее важна в современном мире. Толерантность необходима в отношениях, как между людьми, так и на уровне семьи и общины. Так как мы видим огрубелость чувств, безразличие к людям, недоверие, бессердечность и жестокость.
На уроках самопознания мы говорим о том, что проявление толерантности созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими.
16 декабря ребята Барвиновской средней школы приняли активное участие в праздновании дня толерантности «Толерантность начинается с меня!». Все учащиеся показали свое творчество: рисовали газеты, выполняли коллажи, подготовили высказывания о доброте и др. С учащимися 5-10 классов были составлены письма «Наши пожелания в 2015 год…». Ребята в письмах наметили планы, пожелания, которые должны обязательно сбыться в новом году (письма будут открыты в конце 2015 года). На уроках самопознания силами учащихся были проведены викторины-минутки на тему «Толерантность начинается с тебя», соревнования-минутки «Пословицы о доброте», «Мир вокруг меня». Ребята пришли к выводу, что разные люди на земле делают мир интересней. Проявляя терпимость, толерантность, мы ничего не теряем, а только становимся сильнее, что надо учиться, лучше понимать и принимать других людей.
Основная задача уроков самопознания — создание ситуации успеха, когда ребёнок чувствует поддержку окружающих и может самореализоваться. На каждом уроке я предоставляю возможность учащемуся посмотреть на себя со стороны как на совершенно постороннего человека, ведь главная идея самопознания звучит так: «Откройтесь миру, и мир откроется для вас». Так у школьника формируются моральные принципы, взгляды на жизнь, закладывается система ценностей, появляется потребность в самовыражении. Ученик пытается проявить себя, свои способности лучшие качества, желание общаться, испытывать эстетические переживания. На уроках учащиеся активно моделируют те или иные жизненные ситуации, вступают в обсуждение. Уже соблюдая необходимые правила ведения дискуссии, умеют отстаивать свои взгляды и быть терпимыми к мнению других.
С учётом специфики предмета, его целей и задач я применяю различные виды нестандартных уроков (уроки-размышления, уроки-дискуссии, уроки- творчества, уроки- конкурсы, видео-уроки, уроки-игры). Практически все задания на моих уроках носят творческий характер. Учащимся предла¬гаю, например, открыть формулу успеха, ответить на письмо сверстника, проиллюстрировать свое настроение, создать рецепт хо¬рошего настроения, написать открытое письмо родителям, учителю, добрые советы одноклассникам о ведении здорового образа жизни, выступить с обращением о бережном отноше¬нии к природе, домыслить окончание истории, участники которой не могут достичь взаимопонимания, предложить несколько путей выхода из создавшейся ситуации. Творческая деятельность может быть индивидуальной, групповой, или коллективной.
Наиболее характерные виды коллективной творческой деятельности, которые я использую в своей работе – составление коллажей, рисование плакатов, разработка проектов. Совместное творчество эмоционально заряжает учащихся, способствует сплочению.
Например, ко дню Учителя, инициативной группой учащихся было организовано КТД «Подари учителю настроение!». Ребята оформление стену холла школы в виде цветочной поляны. На каждом цветке были написаны блага или качества, которые учителя хотели бы приобрести в этом учебном году. Каждый учитель мог «сорвать» только один цветок. Также были оформлены именные поздравительные открытки в виде бабочек, в которых учащийся написал своё пожелание конкретному учителю.
Таким образом, творческая деятельность, как правило, является кульминационным этапом урока самопознания, а её результаты – барометром его успешности, показателем глубины переживания каждым изучаемой темы. Индивидуальное и коллективное творчество — это проявление отношения учащихся к себе, окружающему миру, способ познания своих возможностей.
Считаю, что главной особенностью уроков «Самопознания» является то, что на занятиях ведется откровенный диалог с учителем, в социально-ролевых играх и тренингах исследуется мир человеческих взаимоотношений, происходит обмен жизненными наблюдениями, развиваются навыки практического служения Родине, обществу. Однако ни разнообразные формы, ни уникальные методические приемы сами по себе не способны сделать урок живым, запоминающимся, душевным… Жизнь в этот удиви¬тельный творческий процесс может вдохнуть лишь учитель.
В заключение хочу привести слова С.А.Назарбаевой: «Дети, их настоящее и будущее – это наша общая забота. Мы все и каждый из нас в отдельности несем ответственность за то, какой выбор сделают наши сыновья и дочери – пойдут ли они дорогою добра, будут ли они приносить пользу людям, помогать слабым, жить в гармонии с окружающим миром, созидать и творить, или же встанут на путь разрушения. Правильный выбор помогут им сделать уроки самопознания, уроки Любви».
Лескевич Юлия Михайловна
Учитель самопознания
Барвиновская средняя школа
Сарыкольский район
Источник
Учитель, будь солнцем для детей со стойбищ!
«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании своих учеников, но и в душах и сердцах» – это слова Ш. А. Амонашвили.
Я не просто учитель, есть роль у меня, знаток родного хантыйского языка, друг и наставник ребят. Этим живу! Это образ жизни! Всё, что от меня зависит, должна дать своим ученикам, которые оторваны от родовых угодий и родителей от традиционной культуры. У меня есть миссия: помочь адаптироваться к школе ребятам со стойбищ, помочь сохранить язык и культуру своего народа ханты на личном примере, пронизанным народной мудростью. Поэтому обучающиеся со стойбищ любят мои уроки, которые завораживают, манят своими сказками, легендами, мифами и современностью. И у ребят возникает желание говорить на хантыйском языке, и появляются крылья, которые соединяют его с прошлым и дают надежду на будущее! Меня всё больше захватывает нетрадиционное обучение родному языку. Обучать языку значит обучать средствам общения и познания, как хантыйского языка, так и русского. Какие бы не совершались реформы и модернизации, урок остается главной формой обучения и от личности педагога зависит многое в уроке. Учитель и ученик остаются главным действующим лицом, когда им интересно вместе не возникает противоречий. Поэтому урок родного языка должен быть современным. «Современный» — это и совершенно новый, и не теряющий связи с традициями урок! На своих уроках использую метод погружения в хантыйский язык, так раньше делали наши сказители, к которым тянулись дети. Этнопсихологическое сопровождение проекта в начальных классах «Пластилиновое стойбище или сказка» помогает раскрыть лесного человека. Чтобы у учащихся была высокая учебная мотивация при изучении родного языка, культуры, важно, чтобы они стали личностно – значимым для ученика. Для этого на уроках необходимо раскрывать уникальность, достоинства и преимущества национально-русского двуязычия, используя знания двух языков. Задания в проекте даются доступные, понятные ребёнку и это формирует у учащихся активность, успешность «я могу!», «у меня получилось!», «меня заметили!». К достижению поставленной цели дети идут постепенно, поэтапно, конечная цель понятна им — построение стойбища, где живут песни, сказки, дружба!. Дети, у которых не все, получается, реагируют, как на стойбище, молча смотрят за теми у кого получилось и добавляя своё действуют. И, в конце концов, все включаются в проектную деятельность «Пластилиновое стойбище или сказка». Одной из важных задач проектной формы обучения является формирование внутренней мотивации ученика, его стремление к совершенству, самостоятельности и уверенности в своих силах. Ведь за выполненное задание ученику не будут ставить оценку, а просто как в хантыйских семьях окружающие, молча, оценят его работу «у тебя получилось!» «ты наравне с нами!». Ребёнок обучается деятельности не в одиночку, а со взрослым и сверстниками во взаимодействии и общении. Проектная форма предусматривает групповую деятельность. Поэтому дети совместно лепят хантыйское стойбище, которое они любят, договариваясь при этом, кто и что будет делать, соизмеряя свои возможности. Если у кого-то не получилось при выполнении своей работы, то он знает, что к нему придут на помощь. Взаимовыручка имеет огромное значение в культуре народа, все это пришло в результате экстремальных условиях проживания. И дети это усвоили с раннего детства, пользуются этим при общении между собой. Поэтому задания такого характера необходимо включать в проект. Достижение конечного результата, например, построение стойбища, происходит в благоприятном эмоциональном климате, что ведёт к взаимопониманию, единению, сплоченности. Также при лепке хантыйского стойбища интересен детям и сам процесс, они знают, как должно быть, как нужно делать. Расположение хозяйственных построек, деталей в оформлении на хантыйском стойбище имеет свои законы, и дети, зная это, в миниатюрном стойбище всё планируют тщательно. Каждый видит в слепленном из пластилина стойбище своё стойбище, которое он любит с детства, где он свободен, где он решает и находит выход из ситуации. Поэтому для психологической адаптации такие виды деятельности оправданы. В средних классах использую творческую мастерскую слова. Это Конкурс «Сказочник – Монть ко»! За что получили грамоты с Ассоциации КМНС г. Сургута, сами ребята выбирали победителей. Конкурс этот ежегодный и у других ребят появляется желание за лето узнать больше сказок у родных на стойбище. Следующий этап запись своих сказок на бумагу и сделать рисунки к ним. Кто не может пока записать свою сказку, делают рисунок. Поскольку ребенок знает, о чем он будет рисовать, что писать. У него появляется в этом потребность, которая незамедлительно захватывает его. И незаметно для него раскрываются творческие способности. Ребёнок знает, что нужно сделать, как повернуть сюжет, чтобы сказка стала доброй или злой. Так, например, когда дети писали сказку «Сказка про зайца», то в процессе рождения сказки получилось четыре варианта. В старших классах провожу исследовательскую деятельность. С Итыковым Сидором собрали совместно материал «Топонимика бассейна реки Пим», приняли участие в окружной научной конференции школьников «Новое поколение и общество знаний» в Сургутском педагогическом университете. К 70-летию Победы все дети включились в проект «Деды Победы»!, Первоначально информацию собрали о 18 погибших в ВОВ Пимчанах в Лянторском этнографическом музее. Поставили цель найти их родственников в нашей Ляминской школе. Ребята с желанием стали разыскивать героев войны, где каждый звонил своим родным и узнавал о своём прадеде. Создалось такое впечатление, что таёжные жители ожили и осознали важность «Бессмертного полка»! К 9 мая в Ляминской школе создали презентацию «Ханты войны» Заложив доброту и сердечность в детей в самом начале пути, мы воспитываем в них любовь к родному языку, уважение к своей культуре и культуре рядом живущего народа. Я не просто учитель родного языка! Я родной человек! Связующее звено, между стойбищем и школой! Выросли первые мои ученики и уже их дети проходят через моё сердце! Литературные десанты которые прошли в д.Лямино и п. Солнечный и в далёкой Венгрии на 13 – Международном конгрессе финно-угорских писателей тому подтверждение. В этом году начали новый проект «Стойбищные чтения», где школьники совершили путешествие на стойбище к Кантеровым и там читали сказки и загадывали загадки, все погрузились в чтение. В будущем мы планируем, включится в проект Сургутской библиотеки им. Пушкина и читать сказки Югры на 60 параллели. Сейчас Кладовую знаний, переданную мне моими предками, мудрость лесной школы передаю детям в Ляминской школе. Благодарность за метод погружения в кладовую знаний обских угры и школы, в которой я работаю учителем родного языка, мои ученики удивляют меня своими поступками. Мой «взрослый ученик», Лемпин Николай Геннадьевич присвоил высокое звание «Пуповая мама» своей дочери. Одна из моих первых учениц, Юля Малушина, стала учителем! Учитель и Ученик, будь солнцем! Будь солнцем! Будь солнцем! «Ляминскую СОШ», где учатся и живут в пришкольном интернате дети с родовых угодий с окрестностей г. Лянтор и п. Нижнесортымский я езжу на работу уже лет десять с того времени, как туда перевели наш интернат Ребятишек со стойбищ собираем в школу осенью и весной к месту учёбы и проживания д. Лямина Сургутского района на вертолёте. Потому что родовые угодья коренных жителей расположены в труднодоступных местах. Летаем сейчас в основном верховье реки Лямин и севернее посёлка Нижнесортымский, а лет пять тому назад вертолёт летал по сбору детей в школу и по окрестностям г. Лянтор. С появлением промысловых дорог СНГ теперь детей вывозим на автобусе. В моём детстве родители нас сами возили в школу-интернат на лодках.
В 2014 году прошло объединение школ. Мы очень боялись, что оно пройдет с трудностями, но наши опасения оказались напрасными. Дети прекрасно дружат друг с другом и это очень радует.
В 1997 году интернат еще находился в Лянторе. Вот тогда-то я с детьми и создала школьный фольклорный ансамбль «Канкалы» — в переводе «Ягодка». До этого у нас не было ансамблей. В 2004 году участвовали в окружном конкурсе «Салыквэ», были отмечены дипломом первой степени. Нас восприняли, как образцово-показательный коллектив. Дети выступали в национальных платьях, которые сами шили и пели мои песни со сборника «Поющее озеро». Сборник детских хантыйских песен появился благодаря музыкальному нотированию мелодий А.И.Гуренко. Некоторые произведения из репертуара нашего ансамбля я восстановила на основе народных песен это «Апакуренька», «Канэк вонти ти мэнлув», «Канкэлы». Девочки с фольклорного ансамбля очень любят петь на «Воронем празднике» в музее г. Лянтор. «Как будто только что из стойбища вышли!» — говорили про наш ансамбль. – «Такие молодцы! Ничего не боятся, просто поют о родной земле».
…Впервые увидела поселок Пим в 1975 году. Меня привезли сюда с верховьев Лямы в школу-интернат, во второй класс. Тогда на берегу стояла школа, где учились дети с нулевого по 4-й класс. И русские, и ханты. Здание интерната находилось отдельно. Запомнила учителей Марию Петровну Хорову, Раису Ивановну Магульчину, Галину Тимофеевну Зайцеву по голубому красивому костюму. У нее была дочка Света. Когда впервые попала в ее квартиру, то очень удивилась: там были беленые стены, печка и много-много игрушек в детской комнате! Мы с ее дочкой играли.
От школы ходили строем на обед в спальный корпус и после обеда; строем шли на подготовку уроков опять в школу; всегда пели пионерские песни: «Лес дремучий снегами покрыт…». Осенью, как только первый снег выпадет, лед встанет, приезжали на нартах в оленьих упряжках наши сородичи. Независимо – родственники, не родственники – всегда угощали нас карамельками. Однажды кто-то дал мне рубль! Я это хорошо помню! Подумала тогда: зачем мне рубль? Я же им — не родня! Позже выяснилось, что деньги дали за моего дедушку – Овэр Якопа, который был очень известным в нашем округе человеком. Он знал все обряды, его уважали. Когда приезжие узнавали, что я его внучка, то давали мне рубль, и мы с девочками шли в магазин и покупали вафли. Чтобы продлить удовольствие мы облизывали каждый слой вафельки и потом только съедали. Было так вкусно! Жили дружно, помню своих друзей и одноклассников: Прасковью Колыванову, Лизу Каюкову, Андрея Рынкова, Платона Востокина, Кантерова Илью. Помню хорошо Ольгу Ивановну, которая всегда меня поддерживала, мы до сих пор дружим с ней.
Запомнился такой момент: мы с Прасковьей — сидим на нартах, у берега садится самолет АН-2. В него много-много мешков рыбы загружают. Видимо, рыбоучасток сдавал государству рыбу.
В 1976 году вместе с девчонками прослышали о том, что геологи в наших краях нашли нефть, и что скоро от Сургута до поселка Пим сделают «железную – каменную» дорогу. А в Сургуте построят много домов и они «дойдут до нашего Пима»…
Когда прилетали вертолеты, жители поселка, как заслышат их трескучий звук, сбегаются к месту посадки. На вертолете привозили почту, банки с кинофильмами, увозили мешки с рыбой добытые местными ханты.
Я — с верховьев реки Лямы, у меня никого нет рядом, чтобы забрать на каникулы осенние и зимние. Но мир не без добрых людей. Родители Нади Востокиной забирали меня в свои угодья, которые были за рекой Пим. Хорошо помню избушку, где мы ночевали. Там оленей отпускали пастись. Хлебная печка на улице стояла её топили почти каждый день. Много народу останавливалось у них. Проверять готовность хлебы мама Нади ходила босиком по снегу. Иногда и мы с Надей бегали босиком заносить горячий хлеб в избушку. У меня были школьные валенки, но я не хотела их одевать, хотела быть как они и, бегая к хлебной печки мы смеялись. Еще помню, мы с Надей двух быков запрягали в оленью упряжку и ездили проверять мордушки. А рыба тогда хорошо ловилась. Вот таковыми они были – мои страницы детства на реке Пим.
Мой педагогический стаж — 30 лет. Окончила Ханты-Мансийское педагогическое училище, СурГУ факультет психологии развития. Сейчас я больше известна, как писательница. Ездила в Венгрию на ХШ международный конгресс финно-угорских писателей. Мои рассказы, воспоминания заметили. Книгу «Сон глухарки» переводили на карельский, эстонский, другие языки народов России и стран финно-угорского мира.
Недавно в библиотеке поселка Солнечный проходил мой литературный десант организованный Сургутской районной библиотекой. Рассказывала о своем детстве: о бабушке Марии Кечимовой она была слепая, дедушка умер Овэр Якоп. После похорон все разъехались по свои родовым угодьям, тогда было много оленей и все кочевали. Помню было очень холодно. Я осталась в лесу одна с бабушкой (папа меня в тот год в школу не отдал) и надо было ходить каждый день за оленем и, прейдя топить печку буржуйку и топить снег, чтобы сварить рыбу. Мне тогда было 10 лет — решила: если выживу в снегах, обязательно об этом напишу и буду детской писательницей. Пусть все дети узнают, что много зависит от самого человека. Я же была пионеркой! Думаю, благодаря пионерским песням и любви к родине выжила. Многое осталось за кадром в книге воспоминаниях о детстве — «Сон глухарки». «Глухарка» – это хантыйский узор, выскобленный на берестяной люльке, который дает детям здоровье и охраняет сон младенцев. Сон — тоже символ. Он о людях, которые меня окружали, а сейчас их уже нет в живых. В одно время я — уходила в болезнь. Вот тогда и начала создавать песни для детей, которые вошли в мой сборник «Поющее озеро». Он вышел в свет в 2007 году. Вспомнила своё обещание и стала писать рассказы и болезнь отступила. Рассказы опубликованы — в основном — в газетах «Нефть Приобья», «Вестник», «Слово народов Севера», в газете «Ханты ясын» и в нашей «Лянторской газете» за 2016 год.
Старожилы приходят на встречу со мной, обнимают, целуют, говорят добрые слова о моем творчестве.
Сейчас я живу в Лянторе, но на работу езжу в Лямина. Тяжело, но это — мой образ жизни и скорее всего миссия. Миссия всегда выполнима!
В «Ляминской СОШ» я преподаю родной язык. В этом учебном году мне дали родной язык — с первого по одиннадцатый 11 класс. Дети в основном со стойбищ, очень любят ко мне ходить. Я для них связующее звено между стойбищем и школой. Всякое, конечно, случается. Например, недавно произошел такой случай. Один мальчик – Леша Рынков — говорит: —
Галина Павловна, возьмите меня к себе на урок.
— Не могу сейчас, — отвечаю, — потому что у меня много детей и буду заниматься с первым классом.
— Ну, и пошли вы…Окаменела от таких слов, но пришла в себя, обняла его и говорю:
— Леша, с твоим дедушкой я в 1975 году училась в одной школе. Твоего папу сама в школе учила. Теперь тебя учу. Возможно, мне придется учить и твоих детей.
Он быстренько ушел. Через несколько дней Леша подходит ко мне на большой перемене, говорит:
— Галина Павловна, вы меня простите!
— За что? — Я уже забыла.
— Я вам в тот раз сказал не то.
Я в макушечку поцеловала его, как меня когда-то целовал дедушка Овер Якоп. Говорю:
— Спасибо большое, Леша, ты не подвел свою семью – Рынковых. Ты действительно из хорошей семьи.
Знаете, ради таких моментов можно ездить в Лямина каждую неделю! Мой девиз «Жизнь дана на добрые дела» — «Учитель и Ученик будь Солнцем»! И вообще, мы свое сердце отдаем детям, своей земле, своему Лянтору. Сургутскому району, округу и всей России!
…А в заключении – мои стихи:
Ты приезжай на север, друг,
Ведь дверь моя всегда открыта.
Для разговора тема не забыта
И чай из снега есть всегда.
Ты знаешь, север чист, как раньше
Своими помыслами, энергией своей
Ты спросишь тихо, как мои дела?
Скажу, что все в порядке.
Мы прежде носим свои платья
И поем мы о своем, о севере о чистом…
Источник