Меню

Учитель как солнце для своих учеников

Эссе «Я — педагог!»

«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло. «

Скачать:

Вложение Размер
e.ya_.sutyagina_-_esse.docx 20.88 КБ

Предварительный просмотр:

«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло,

будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств,

и сей знания не только в памяти своих учеников,

но и в их душах, и сердцах…»

Почему я стала учителем? Мне всегда казалось, что это от Бога…

Когда я впервые увидела свой 5 «В» класс, то поняла, что я не просто ТОТ человек, который пришёл их учить писать и говорить грамотно, читать и анализировать художественные произведения; не только ТОТ педагог, кто должен научить их знаниям, умениям и навыкам по русскому языку и литературе; но и ТОТ человек, который обязан научить любить тех, кто их окружает, дарить им своё тепло, освещать дорогу своими улыбками.

Сергей Михалков как-то сказал: «Сегодня дети, завтра – народ». Какие дети сегодня, какими они вырастут, таким и будет впоследствии народ. А это во многом зависит и от меня, учителя.

Дети нынешнего поколения – это дети, которые могут и хотят дарить тепло, но почему-то стесняются или боятся это делать. И я — педагог, должна научить этому детей, так как постоянно нахожусь рядом с ними. Мне, Учителю, нужно приложить много усилий, чтобы не только воспитать крылатого ребенка, но и самой научиться летать.

Но все это высокие слова. Где рецепты? Где решения? И самое главное – где найти ответ на извечный вопрос: Что делать?!

Мне кажется, что ответы на все эти вопросы я нашла в словах Ш. Амонашвили, которые взяла эпиграфом к эссе.

С первых минут я даю понять своим детям, что они могут мне доверять, могут делиться своими проблемами и задавать интересующие их вопросы. Я стараюсь постичь духовный мир каждого своего ученика, помогаю подняться на более высокую ступень и закрепиться на ней. Ученик растет, взрослеет, крепнет, и это восхождение происходит через меня, учителя.

Спустя годы понимаю, что я на правильном пути: на протяжении всех лет я вижу ТОТ свет, излучаемый детскими глазами, ТЕ улыбки, ТУ радость, которую они испытывают, когда видят меня, обнимают меня, ТУ доброту, которую они дарят мне и окружающим, несмотря на сложный подростковый возраст.

Я думаю, что эпиграфом ко всей моей учительской работе могут стать слова Л.Н. Толстого: «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его». И поэтому в моей преподавательской деятельности сформировались следующие принципы воспитания:

  • «каждый имеет право на свою порцию аплодисментов». В каждом ученике стараюсь найти то положительное, за что он может их получить;
  • «о хорошем и плохом говорить в разных режимах: о хорошем – в режиме «форте», о плохом – «пиано», и тогда каждый ученик будет чувствовать себя защищенным;
  • «не надо бороться с недостатками, надо развивать достоинства!», и тогда желание получить как можно больше аплодисментов победит недостатки.

Мне нравится высказывание Джона Дью́и, американского философа и педагога: «Разум – это не существительное, это глагол!» Чтобы быть интересным своим ученикам, нужно действовать, расти вместе с ними, создавать и творить. Поэтому, когда год назад нам: родителям, нашим детям и мне — предложили организовать казачий класс, мы с радостью согласились, ведь это возможность сделать интереснее нашу жизнь, изменить ее и себя, это возможность узнать много интересного об истории родного края, о жизни казаков-амурцев, об их обычаях и костюмах и многое-многое другое. И вот наша жизнь забурлила. Уже год мы живём историей казачества, казачьей культурой. Наши дни стали насыщенными и интересными, казачество сплотило и объединило нас.

Я уверена, что только благодаря тому, что мы растем вместе, благодаря доброте, любви и солнечному свету, благодаря моим принципам воспитания, мы стали едины! Да, именно, едины! Нас объединяют и общие интересы, мысли, желания, идеи. Общие усилия помогают свернуть горы! После каждого мероприятия мы делимся своими впечатлениями, и я рада, что у нас всегда одинаково зашкаливающие эмоции и чувства.

Вот так шаг за шагом я иду к своей цели, поставленной три года назад. Нет, я сейчас не говорю, что цель достигнута. Я только в начале пути, в начале своей педагогической карьеры. Я продолжаю поиск себя и путей сотрудничества со своими учениками. Учу, учась, воспитываю, воспитываясь. Просто я понимаю, что иду в правильном направлении с гордо поднятой головой.

Могу только согласиться с обращением великого педагога Шалвы Амонашвили. И горжусь, что я именно такой учитель, воспитатель и наставник.

Теперь я с уверенностью могу сказать, что Я – ПЕДАГОГ!

Источник

—>Коллеги — педагогический журнал Казахстана —>

«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и учеников, но и в душах и сердцах»
Ш. А. Амоношвили

Я первый год работаю учителем самопознания, хотя мой учительский стаж 15 лет. Хочу сказать, что этот предмет мне очень понравился тем, что основная задача моя, как учителя, заключается в том, чтобы научить самого ребёнка беречь свой внутренний свет, не дать ему погаснуть.
После прохождения курсов повышения квалификации в академическом центре «Start» я сразу определилась с темой самообразования: «Воспитание толерантной личности школьника на уроках самопознания». Считаю, что толерантность как никогда ранее важна в современном мире. Толерантность необходима в отношениях, как между людьми, так и на уровне семьи и общины. Так как мы видим огрубелость чувств, безразличие к людям, недоверие, бессердечность и жестокость.
На уроках самопознания мы говорим о том, что проявление толерантности созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими.
16 декабря ребята Барвиновской средней школы приняли активное участие в праздновании дня толерантности «Толерантность начинается с меня!». Все учащиеся показали свое творчество: рисовали газеты, выполняли коллажи, подготовили высказывания о доброте и др. С учащимися 5-10 классов были составлены письма «Наши пожелания в 2015 год…». Ребята в письмах наметили планы, пожелания, которые должны обязательно сбыться в новом году (письма будут открыты в конце 2015 года). На уроках самопознания силами учащихся были проведены викторины-минутки на тему «Толерантность начинается с тебя», соревнования-минутки «Пословицы о доброте», «Мир вокруг меня». Ребята пришли к выводу, что разные люди на земле делают мир интересней. Проявляя терпимость, толерантность, мы ничего не теряем, а только становимся сильнее, что надо учиться, лучше понимать и принимать других людей.
Основная задача уроков самопознания — создание ситуации успеха, когда ребёнок чувствует поддержку окружающих и может самореализоваться. На каждом уроке я предоставляю возможность учащемуся посмотреть на себя со стороны как на совершенно постороннего человека, ведь главная идея самопознания звучит так: «Откройтесь миру, и мир откроется для вас». Так у школьника формируются моральные принципы, взгляды на жизнь, закладывается система ценностей, появляется потребность в самовыражении. Ученик пытается проявить себя, свои способности лучшие качества, желание общаться, испытывать эстетические переживания. На уроках учащиеся активно моделируют те или иные жизненные ситуации, вступают в обсуждение. Уже соблюдая необходимые правила ведения дискуссии, умеют отстаивать свои взгляды и быть терпимыми к мнению других.
С учётом специфики предмета, его целей и задач я применяю различные виды нестандартных уроков (уроки-размышления, уроки-дискуссии, уроки- творчества, уроки- конкурсы, видео-уроки, уроки-игры). Практически все задания на моих уроках носят творческий характер. Учащимся предла¬гаю, например, открыть формулу успеха, ответить на письмо сверстника, проиллюстрировать свое настроение, создать рецепт хо¬рошего настроения, написать открытое письмо родителям, учителю, добрые советы одноклассникам о ведении здорового образа жизни, выступить с обращением о бережном отноше¬нии к природе, домыслить окончание истории, участники которой не могут достичь взаимопонимания, предложить несколько путей выхода из создавшейся ситуации. Творческая деятельность может быть индивидуальной, групповой, или коллективной.
Наиболее характерные виды коллективной творческой деятельности, которые я использую в своей работе – составление коллажей, рисование плакатов, разработка проектов. Совместное творчество эмоционально заряжает учащихся, способствует сплочению.
Например, ко дню Учителя, инициативной группой учащихся было организовано КТД «Подари учителю настроение!». Ребята оформление стену холла школы в виде цветочной поляны. На каждом цветке были написаны блага или качества, которые учителя хотели бы приобрести в этом учебном году. Каждый учитель мог «сорвать» только один цветок. Также были оформлены именные поздравительные открытки в виде бабочек, в которых учащийся написал своё пожелание конкретному учителю.
Таким образом, творческая деятельность, как правило, является кульминационным этапом урока самопознания, а её результаты – барометром его успешности, показателем глубины переживания каждым изучаемой темы. Индивидуальное и коллективное творчество — это проявление отношения учащихся к себе, окружающему миру, способ познания своих возможностей.
Считаю, что главной особенностью уроков «Самопознания» является то, что на занятиях ведется откровенный диалог с учителем, в социально-ролевых играх и тренингах исследуется мир человеческих взаимоотношений, происходит обмен жизненными наблюдениями, развиваются навыки практического служения Родине, обществу. Однако ни разнообразные формы, ни уникальные методические приемы сами по себе не способны сделать урок живым, запоминающимся, душевным… Жизнь в этот удиви¬тельный творческий процесс может вдохнуть лишь учитель.
В заключение хочу привести слова С.А.Назарбаевой: «Дети, их настоящее и будущее – это наша общая забота. Мы все и каждый из нас в отдельности несем ответственность за то, какой выбор сделают наши сыновья и дочери – пойдут ли они дорогою добра, будут ли они приносить пользу людям, помогать слабым, жить в гармонии с окружающим миром, созидать и творить, или же встанут на путь разрушения. Правильный выбор помогут им сделать уроки самопознания, уроки Любви».
Лескевич Юлия Михайловна
Учитель самопознания
Барвиновская средняя школа
Сарыкольский район

Источник

Эссе учителя

Учитель – это Солнце

Ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель. Но учитель может совершить больше, нежели завоеватели и государственные главы. Учителя могут создать новое воображение и освободить скрытые силы человечества
Н. Рерих.

Основа профессиональной деятельности любого человека – это ответ самому себе на вопрос: «Почему я этим занимаюсь?». Не задумываясь, я бы ответила: «Не знаю». Действительно, у меня нет объяснения тому, почему вот уже 18 лет какая-то непреодолимая сила влечёт меня в этот «муравейник», где туда-сюда по коридорам снуют маленькие и, засматриваясь на высокие каблуки, вальяжно проходятся старшие. Не знаю, почему каждое утро стремлюсь я в этот огромный «пчелиный улей», где голоса различных тонов и оттенков сливаются в один ровный дребезжащий гул… Странно, он никогда для меня не был раздражающим… Меня встречают ОНИ – ученики — предмет моего обучения, воспитания . и обожания!
Кто же он – учитель?
Как часто ещё в школе мы задаём себе вопрос «Кем быть?», не задумываясь отвечаем: «Учителем». Не понимая, что учитель – это прежде всего воспитатель, а уже потом преподаватель химии, математики. Готовы ли вы день за днём отдавать всего себя, всю свою энергию тем, кто не столь охотно уж её и принимает? Человек ста-новится учителем не после окончания пединститута, а в результате многолетнего общения с учениками. Учитель – это артист своего дела, но его слушатели и зрители не встречают его и не провожают аплодисментами, за исключением разве что Дня учителя.
Учитель – это скульптор, ваятель. Но его работы до поры до времени не видит никто, кроме него самого.
Учитель – это врач. Но его «пациенты» редко благодарят его за «лечение», да и вообще-то не очень стремятся «лечиться». Пройдут годы, прежде чем «вылеченный» вами, поставленный на ноги, придёт и скажет: «Спасибо». Но этого надо ждать годы. Учитель – один из тех, кто не делает в жизни блистательной карьеры. Он приходит в школу учителем. И хоронят его в том же звании. Согласны ли вы всю жизнь оставаться на незаметных – хотя и очень нужных – ролях? Хватит ли у вас на это терпения?
Где же черпает вдохновение учитель, чтобы быть одновременно воспитателем и педагогом, артистом и скульптором, отцом и матерью, чтобы тысячи раз оставаться с вами с глазу на глаз? …Только в самом себе, только в сознании величия своего дела, только в любви к детям!
Да, они разные: одарённые и обычные, смелые и робкие, хитрые и бескорыстные…
Есть хорошее латинское изречение: «Желающего судьба ведёт, нежелающего тащит». Так вот миссия НАСТОЯЩЕГО УЧИТЕЛЯ, на мой взгляд, в том и состоит, чтобы побудить нежелающего к познанию, открыть в нём то хорошее и ценное, о чём он даже не догадывался и научить его умению делиться этим ценным с окружающими. Вот так из нежелающего «ваяется» ЛИЧНОСТЬ, «лепится» ЧЕЛОВЕК. И не важно, кем он станет: Президентом страны или обычным наладчиком станка – он будет той частицей, если хотите, «винтиком» нашего общества, ко-торый будет участвовать в успешном функционировании огромного механизма под названием ГОСУДАРСТВО.
Учитель – мудрец, творец, он – Солнце. А у Солнца нет врагов. Солнце на тьму не обращает никакого внимания. Оно светит и греет каждому.

Источник

Учитель как солнце для своих учеников

«Я — учитель»

Выбор своей профессиональной деятельности каждый делает по разным причинам, для кого-то это необходимость, а для кого-то призвание. Я в свою очередь не задумывалась и не предполагала, что свою жизнь посвящу обучению детей, даже после поступления в педагогический колледж у меня не было осознания того, что это дело моей жизни. Весь мой мир изменился с момента, когда я впервые переступила порог класса, где меня ждали ученики. Первый урок моей педагогической практики определил мою дальнейшую деятельность. Спросите, почему? Это состояние души, удовлетворение оттого, что ты делаешь. Внутреннее осознание своего предназначения.

Быть учителем — значит постоянно меняться, развиваться. Каждый раз, встречая первоклассников, мы не знаем, какими они будут, но другими – это точно. От этого меняются и подходы, и требования к обучению. Значит, и учитель тоже должен что-то менять в своей деятельности, даже если до этого она была эффективной. Общество и жизнь требует от нас постоянного развития, преобразования деятельности.

Мир идеалов создает траекторию развития каждого из нас. Мы стремимся к идеалу. Мы его ищем. Каков идеал педагога в моем представлении? Он описан словами Шалвы Александровича Амонашвилли.

Учитель, будь солнцем, изучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств, сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но, в первую очередь, в их душах и сердцах. Только в этом случае знания на твоих уроках могут стать ступеньками нравственного становления для каждого твоего воспитанника…

Ш.А. Амонашвили.

Солнце дает энергию для развития всего живого на Земле. Учитель делиться своей энергией с детьми и родителями.

Учитель, как солнце, которое должно освещать путь. Он открывает дверь мира знаний, в которую ребенок должен войти сам. Главное, чтобы ребенок видел дорогу.

Умение самостоятельно добывать знания — вот современные требования, которые предъявляются к ученику, значит, учитель должен создавать условия: подбирать вопросы и задания, на основе которых ребенок ведет свой поиск.

Учитель, как солнце, которое должно согревать теплом нежарким, чтобы дать ребенку свободно дышать, и неслабым, чтобы он всегда чувствовал поддержку. Педагогическая поддержка ученика — вот главное, что поможет ребенку в самопознании и его самореализации.

Учитель, как солнце, излучающее человеческое тепло, которое отражается от ребенка в процессе их совместного поиска и открытий, выраженное его желаниями и чувствами. Сопровождение ученика, наблюдение, диагностика дают педагогу возможность отследить путь развития ребенка, становление его, как личности.

Учитель как благодатная почва для развития человеческих чувств, поскольку каждое задание и слово на уроке должны пройти через эмоциональное переживание, чтобы стать мотивом к познанию мира. Каждое зернышко знания, посеянное на уроке, даст росток, если будет подпитано желанием его развивать. Создание атмосферы для чувственного познания ребенком окружающего мира — основа развития его мотивации.

В этих небольших сравнениях выражены основные ориентиры и приоритеты моей педагогической деятельности, где на первом месте выступает ребенок, такой, какой он есть, его самоопределение, саморазвитие и самореализация. Учитель направляет его на этом пути, помогая определить траекторию развития, создает условия для реализации его возможностей, через совместный поиск решения проблемных ситуаций, исследование. Давая возможность каждому ученику через совместное общение в парах, группах познать себя, учиться находить пути решения поставленных задач. Немаловажную роль играет и взаимодействие с родителями, чтобы идти в одном направлении с едиными требованиями.

Суть одна, но каждый раз нужно искать новые пути и средства, которые смогли бы помочь реализовать поставленные задачи. Непрерывное саморазвитие учителя как личности и как профессионала – вот залог его успешной деятельности.

Источник

Читайте также:  Солнце уже заходило за горизонт
Adblock
detector