Меню

Укажите бессоюзное сложное предложение со значением перечисления солнце садится

Упражнения по теме «Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления»

Предмет русский язык Дата «____» _______________ г. Класс 9

Упражнения по теме «Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении»

научить определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения в зависимости от интонации, различать простые предложения с однородными членами, связанными только перечислительной интонацией, и бессоюзные сложные предложения со значением перечисления, правильно ставить необходимые знаки препинания (запятую, точку с запятой) между частями бессоюзного сложного предложения, обосновывать условия выбора знака препинания между его частями, составлять бессоюзные сложные предложения, между частями которых необходимо ставить запятую и точку с запятой.

1.Предметные : 1) выработать умение отличать бессоюзные сложные предложения со значением перечисления; 2) развивать пунктуационную грамотность.

Познавательные УУД: Владеть приёмами отбора и систематизации материала; Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать; Преобразовывать информацию (текст правила) в схему, таблицу, алгоритм, действовать по алгоритму.

Регулятивные УУД: Искать пути решения учебной задачи; Самостоятельно решать предложенные учебные задачи; Соотносить цели и результаты своей деятельности; Адекватно оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные УУД: Оказывать взаимопомощь; Строить связное монологическое высказывание; Представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

3. Личностные :1. Формировать адекватную самооценку;2. Осознавать практическую значимость материала по теме «Союзы и союзные слова» и ценности совместной деятельности;3. Прививать интерес к познавательной деятельности.

Оборудование и материалы

Урок применения знаний

Определите количество бессоюзных сложных предложений в следующем тексте

Лес кончается. Внизу высохшие болота – мшары, поросшие мелким есом: березняком, осинами и ольхой.

Где-то там, в двух километрах отсюда, среди мшар, скрывается Черное озеро – государство темных вод, коряг и огромных желтых кувшинок.

Идти по мшарам надо осторожно: в глубоком мху торчат обломленные и заостренные временем, как пики, стволы березок.

В мелколесье душно, пахнет прелью, хлюпает под ногами черная торфяная вода. От каждого шага качаются и дрожат деревья. Нужно идти и не думать о том, что у тебя под ногами под слоем торфа и перегноя толщиной только в метр – глубокая вода, подземное озеро.

Работа с текстом.

Я ехал с охоты вечером один на беговых дрожках. До дому было верст восемь. Моя добрая рысистая к..была бодро бежала по пыльной дороге изредк.. похрап..вая и ш..веля ушами усталая собака словно пр..вязан..ая ни на шаг (н..)отст..вала от задних колес. Гроза надвигалась. (В) переди огромная лиловая туча медлен..о подн..малась из (за) леса надо мною и мне (на) встречу н..слись длин..ые серые облака ракиты тр..вожно ш..велились и лепетали. Душный жар внезапно см..нился влажным холодом тени быстро густели. Я ударил вожжой по лошад.. спустился в овраг перебрался через сухой ручей поднялся в гору и в..ехал в лес. Дорога вилась передо мной между густыми кустами орешника, уже залитыми мраком, и я продвигался вперед с трудом. Дрожки прыгали по твердым корням столетних дубов и лип, поэтому лошадь моя начала спотыкаться. Сильный ветер вн..запно загудел в вышине деревья забуш..вали крупные капли дождя резко застучали зашлепали по листьям св..ркнула молния и гроза разр..зилась.

Задания к тексту

1. Запишите выделенные предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Определите их вид, составьте схемы.

2. Выпишите из текста сложноподчиненное предложение с придаточным причины, сделайте его синтаксический разбор и вертикальную схему.

Выполнение тестовых заданий

Тест 1. Укажите бессоюзное сложное предложение, которое является синтаксическим синонимом сложносочиненного (между частями можно поставить союз «и»)

1) Все прочли этот рассказ и смутились: печатать его в таком небрежном виде было нельзя.

2) Коптилку брать с собой было нельзя – она гасла не только от самого слабого колебания воздуха, но даже от пристального взгляда.

3) Голова свежа, сердце стучит сильно и ровно.

Тест 2. Укажите бессоюзное сложное предложение со значением перечисления.

1) Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, ластояки летают низко…

2) Пыль и запах парного молока висели над деревенскими улицами – с лесных полян пригнали коров.

3) Солдаты любили маршала: он разделял с ними тяготы войны.

4) Воздух был изумительно чист: норд выдул все, унес в море всю пыль.

Тест 3. Укажите бессоюзное сложное предложение, в котором на месте скобок необходимо поставить запятую. (Знаки препинания пропущены)

1) Потом он вспомнил ( ) городок этот лежал по пути на её Украину.

2) За окном прогремели по булыжникам колеса ( ) брякнул и замолк колокольчик под дугой…

3) Всё ясно ( ) он мечтал быть моряком.

4) Никто не обратил на это внимания ( ) все привыкли к частым отъездам и возвращениям Володи.

Работа с предложениями. Запишите, расставьте знаки препинания

1. Было тихо только плес волн доносился из-за высокого борта. 2. Я вдруг почувствовал прилив си зрение обострилось далекие скалы будто надвинулись на меня я различал все подробности их крутых склонов. 3. Калина росла под обрывом её зубчатые листья чуть окроп-лённые желтизной отворачивались от ветра. 4. Желтый цвет песка ино-гда сменялся красноватым или серым разноцветные переливы солнеч-ной игры временами бежали по склонам песчаных бугров.

4. Итог урока. Рефлексия

Д.з. упр. 181, стр. 119

КАРТА УРОКА «БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СО ЗНАЧЕНИЕМ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ»

1. Определите количество бессоюзных сложных предложений в следующем тексте

Читайте также:  Как уберечься от солнца лицо

Лес кончается. Внизу высохшие болота – мшары, поросшие мелким есом: березняком, осинами и ольхой.

Где-то там, в двух километрах отсюда, среди мшар, скрывается Черное озеро – государство темных вод, коряг и огромных желтых кувшинок.

Идти по мшарам надо осторожно: в глубоком мху торчат обломленные и заостренные временем, как пики, стволы березок.

В мелколесье душно, пахнет прелью, хлюпает под ногами черная торфяная вода. От каждого шага качаются и дрожат деревья. Нужно идти и не думать о том, что у тебя под ногами под слоем торфа и перегноя толщиной только в метр – глубокая вода, подземное озеро.

2. Работа с текстом.

Я ехал с охоты вечером один на беговых дрожках. До дому было верст восемь. Моя добрая рысистая к..была бодро бежала по пыльной дороге изредк.. похрап..вая и ш..веля ушами усталая собака словно пр..вязан..ая ни на шаг (н..)отст..вала от задних колес. Гроза надвигалась. (В) переди огромная лиловая туча медлен..о подн..малась из (за) леса надо мною и мне (на) встречу н..слись длин..ые серые облака ракиты тр..вожно ш..велились и лепетали. Душный жар внезапно см..нился влажным холодом тени быстро густели. Я ударил вожжой по лошад.. спустился в овраг перебрался через сухой ручей поднялся в гору и в..ехал в лес. Дорога вилась передо мной между густыми кустами орешника, уже залитыми мраком, и я продвигался вперед с трудом. Дрожки прыгали по твердым корням столетних дубов и лип, поэтому лошадь моя начала спотыкаться. Сильный ветер вн..запно загудел в вышине деревья забуш..вали крупные капли дождя резко застучали зашлепали по листьям св..ркнула молния и гроза разр..зилась.

Задания к тексту

1. Запишите выделенные предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Определите их вид, составьте схемы.

2. Выпишите из текста сложноподчиненное предложение с придаточным причины, сделайте его синтаксический разбор и вертикальную схему.

3. Выполнение тестовых заданий

Тест 1. Укажите бессоюзное сложное предложение, которое является синтаксическим синонимом сложносочиненного (между частями можно поставить союз «и»)

1) Все прочли этот рассказ и смутились: печатать его в таком небрежном виде было нельзя.

2) Коптилку брать с собой было нельзя – она гасла не только от самого слабого колебания воздуха, но даже от пристального взгляда.

3) Голова свежа, сердце стучит сильно и ровно.

Тест 2. Укажите бессоюзное сложное предложение со значением перечисления.

1) Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, ласточки летают низко…

2) Пыль и запах парного молока висели над деревенскими улицами – с лесных полян пригнали коров.

3) Солдаты любили маршала: он разделял с ними тяготы войны.

4) Воздух был изумительно чист: норд выдул все, унес в море всю пыль.

Тест 3. Укажите бессоюзное сложное предложение, в котором на месте скобок необходимо поставить запятую. (Знаки препинания пропущены)

1) Потом он вспомнил ( ) городок этот лежал по пути на её Украину.

2) За окном прогремели по булыжникам колеса ( ) брякнул и замолк колокольчик под дугой…

3) Всё ясно ( ) он мечтал быть моряком.

4) Никто не обратил на это внимания ( ) все привыкли к частым отъездам и возвращениям Володи.

4. Работа с предложениями. Запишите, расставьте знаки препинания

1. Было тихо только плес волн доносился из-за высокого борта. 2. Я вдруг почувствовал прилив си зрение обострилось далекие скалы будто надвинулись на меня я различал все подробности их крутых склонов. 3. Калина росла под обрывом её зубчатые листья чуть окроплённые желтизной отворачивались от ветра. 4. Желтый цвет песка иногда сменялся красноватым или серым разноцветные переливы солнечной игры временами бежали по склонам песчаных бугров.

Источник

Тест по теме «Бессоюзные сложные предложения» 9 класс

Тест по теме «Бессоюзные сложные предложения» для 9 класса

Просмотр содержимого документа
«Тест по теме «Бессоюзные сложные предложения» 9 класс»

Тест А по теме «Бессоюзное сложное предложение»

1. Определите бессоюзное сложное предложение

1) Лес, горы слились, всё окуталось густым туманом.
2)То солнце светит, то идёт дождь.
3) Прошло много времени с тех пор, как они разлучились.
4) Там счастье не диво, где трудятся красиво.

2. Определите бессоюзное сложное предложение

1) Прошло много времени с тех пор, как они разлучились.
2) Май холодный — год хлебородный.
3) Там счастье не диво, где трудятся красиво.
4) То солнце светит, то идёт дождь

3. Определите бессоюзное сложное предложение

1) Вот вы сели, и лошади разом тронулись.
2) Где любовь и совет, там и горя нет.
3) Вот вы сели, лошади разом тронулись.
4) Наступила ночь, но было светло.

4. Определите бессоюзное сложное предложение

1) Где любовь и совет, там и горя нет.
2) Наступила ночь, но было светло.
3) Если чайка прилетела, то скоро лёд пойдёт.
4) Труд человека кормит — лень портит.

5. Определите бессоюзное сложное предложение со значением одновременности.

1) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.
2) Облака рассеялись, на тёмно-синем небе ярко засверкали звёзды.
3) Подул ветерок, заволновались хлеба, побежали по ним сизые волны.
4) Время красит, безвременье старит.

6.Определите бессоюзное сложное предложение со значением последовательности

1) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.
2) Облака рассеялись, на тёмно-синем небе ярко засверкали звёзды.
3) Время красит, безвременье старит.
4) Мир строит — война разрушает.

Читайте также:  Когда выходит солнце по времени

7. Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями сопоставления

1) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.
2) Облака рассеялись, на тёмно-синем небе ярко засверкали звёзды.
3) Подул ветерок, заволновались хлеба, побежали по ним сизые волны.
4) Время красит, безвременье старит.

8. Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями следствия

1) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.
2) Время красит, безвременье старит.
3) Мелкий дождик сеет с утра — выйти невозможно.
4) Мир строит — война разрушает.

9. Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями времени

1) Был вечер, на небе блестели звёзды.
2) Не спеши языком — торопись делом.
3) Я доверяю любящим: они великодушны.
4) Стемнело — я зажёг лампу.

10. Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями условия

1) Не спеши языком — торопись делом.
2) Я доверяю любящим: они великодушны.
3) Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь.
4) Поспешишь — людей насмешишь.

*11. Укажите номера двух бессоюзных сложных предложений.

1) Ты уходишь в ночную дорогу, не боясь, не дрожа, не смотря. (В. Ходасевич)
2) Услышит о каком-нибудь замечательном произведении — у него явится позыв познакомиться с ним. (И. Гончаров)
3) Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины. (М. Лермонтов)
4) И снова землю я люблю за то, что так торжественны лучи заката, что лёгкой кистью Антуан Ватто коснулся сердца моего когда-то. (Г. Иванов)

*12. Укажите номера двух бессоюзных сложных предложений.

1) Тургенев нисколько не изменил жизни, и даже в переписке его за это время о войне очень мало. (Б. Зайцев)
2) Он не заслужил света, он заслужил покой. (М.А. Булгаков)
3) Здесь только он начал собирать мысли, увидел в ясном и настоящем виде своё положение, стал разговаривать с собою уже не отрывисто, но рассудительно и откровенно, как с благоразумным приятелем. (Н.В. Гоголь)
4) Со мною вот что происходит: ко мне мой старый друг не ходит. (Е. Евтушенко)

13. Какие отношения устанавливаются между частями сложного бессоюзного предложения?

Через секунду произошло чудо: негр стал белым, красивым и не черным.

1) отношения перечисления
2) отношения условия
3) отношения причины
4) отношения пояснения

14. Какие отношения устанавливаются между частями сложного бессоюзного предложения?

Гремят соловьи, заливаются жаворонки, свистят синицы, тоненькими голосами поют дети.

1) отношения перечисления
2) сопоставительные отношения
3) отношения причины
4) отношения пояснения

15. Какие отношения устанавливаются между частями сложного бессоюзного предложения?

Лето припасает — зима поедает.

1) отношения перечисления
2) отношения условия
3) сопоставительные отношения
4) отношения пояснения

Тест А по теме «Бессоюзное сложное предложение»

Тест Б по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»

Тест Б по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»

1. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится запятая (запятые)?

1) За двумя зайцами погонишься__ни одного не поймаешь.
2) Картина восхитительная__ночь, тишина, вдали огоньки бивачных костров.
3) Летела пыль__вывески раскачивались и скрежетали__шляпы срывались с голов и катились под колеса прыгающих экипажей.
4) В декабре 1917 года я написал поэму «Петербург», прочитал ее своим друзьям и запер в стол__это было не время для стихов.

2. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится двоеточие?

1) Стекло разлеталось во все стороны и билось со звоном и громом рассыпанная мука вертелась столбом.
2) Я оборачиваюсь мутно-зеленые облака плывут по бледно-алому закату.
3) Ширь даль зелень.
4) Не хватит света факел сердца выну.

3. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится тире?

1) Синеватые леса темнели по долине светлой местами алой сталью блестела река в камышах и высокой луговой зелени.
2) Нынешней осенью вдруг я почувствовал со старым другом надо увидеться.
3) Спускаюсь с мостика заглядываю в каюту народу человек восемь.
4) Ветку тронешь дождем лепестковым осыпается мокрая гроздь.

4. Объясните употребление двоеточия в бессоюзном сложном предложении.

Идти было трудно: солнце палило нещадно.

1) Вторая часть дополняет содержание первой.
2) Вторая часть поясняет первую.
3) Вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
4) Вторая часть противопоставляется первой.

5. Объясните постановку тире в бессоюзном предложении.

Будь вы порядочные господа — вам же бы стыдно было!

1) Содержание первой части сравнивается с содержанием второй.
2) Первая часть указывает на условие того, о чем говорится во второй части.
3) Содержание первой части противопоставляется содержанию второй.
4) Части предложения рисуют быструю смену событий или неожиданный результат действия.

6. Какой знак препинания нужен для разделения частей бессоюзного сложного предложения?

Она села в кресло, долго смотрела на язычок огня_он даже не вздрагивал.

1) тире
2) двоеточие
3) точка с запятой
4) запятая

7. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Влага под землю весной просочится — выше поднимется в поле пшеница.
2) Вы улыбнетесь — мне отрада. Вы отвернетесь — мне тоска.
3) Алексей был доволен — танцевальные успехи укрепляли в нем уверенность в том, что он будет летать.
4) Не хочешь отвечать — я скажу.

Читайте также:  Как выкройка детские юбках солнце

8. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Тьма свету не любит: злой доброго не терпит.
2) Останавливаться было нельзя: ноги быстро засасывало.
3) Я знал: удар судьбы меня не обойдет.
4) Мечик несколько раз оглянулся: погони больше не было.

9. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Куковали кукушки, постукивали дятлы, перепархивали дрозды.
2) На дворе палил зной: в доме было прохладно.
3) Я знаю: вы не осудите меня.
4) Степан боялся подойти к обрыву: скользко.

10. Определите бессоюзное сложное предложение с пропущенным тире (знаки не расставлены).

1) Май холодный год хлебородный.
2) Я доверяю любящим они великодушны
3) Тихо пахать не годится вместо хлеба трава уродится.
4) Я сильно прозяб холод успел проникнуть через одежду.


11. Определите бессоюзное сложное предложение с пропущенным тире (знаки не расставлены).

1) Я доверяю любящим они великодушны
2) Поспешишь людей насмешишь.
3) Тихо пахать не годится вместо хлеба трава уродится.
4) Я поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь.


12. Определите бессоюзное сложное предложение с пропущенным двоеточием (знаки не расставлены).

1) Май холодный год хлебородный.
2) Ученье красота неученье слепота.
3) Я поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь.
4) Поспешишь людей насмешишь.


13. Определите бессоюзное сложное предложение с пропущенным двоеточием (знаки не расставлены).

1) Тьма света не любит злой доброго не терпит.
2) Ученье красота неученье слепота.
3) За всё браться ничего не сделать.
4) Я доверяю любящим они великодушны

14. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Из кармана богослова торчал преогромный рыбий хвост: богослов уже успел подтибрить с воза целого карася.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
4) 2-я часть БСП содержит указание на быструю смену событий.

15. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо, в глазах ощущалась тупая боль.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

16. Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении.

Науку надо любить _ у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука.

1) Ставится двоеточие, так как вторая часть сложного предложения имеет значение причины.
2) Ставится двоеточие, так как во второй части сложного предложения конкретизируется содержание первой части.
3) Ставится тире, так как вторая часть сложного предложения имеет значение следствия.
4) Ставится тире, так как в первой части сложного предложения говорится об условии действия, описанного во второй части.

17. В каком предложении вместо тире нужно поставить двоеточие?

1) Богатому не спится — богатый вора боится.
2) Это было не только горе — это была полная перемена жизни, всего будущего.
3) Двухмесячное пребывание в деревне, чистый воздух, свобода, уженье — всё это разнилось с нашей городской жизнью.
4) Все холостяки, жившие в доме, щеголявшие в казацких свитках, лежали здесь почти целый день на лавке, под лавкою, на печке — одним словом, везде.

18. В каком предложении не должно ставиться тире?

1) Художник Коровин был талантлив во всем — он прекрасно пел, играл в любительских спектаклях, писал воспоминания.
2) Простить виноватого — верное решение.
3) Единственный признак жизни — бесконечное кружево заячьих следов, изредка пересекаемых глубокой волчьей тропой.
4) Вот у кур есть курятник, у лошадей — стойло, у собаки — конура, а только я один должен был скитаться где попало.

19. Какой знак препинания и почему ставится на месте скобок в предложении?

Воображение моё так живо воспроизводило лица любимых моих героев ( ) Мстиславского, князя Курбского и Палецкого.

1) Ставится двоеточие: вторая часть предложения поясняет содержание первой части.
2) Ставится двоеточие после обобщающего слова перед однородными членами.
3) Ставится двоеточие, вторая часть уточняет содержание первой.
4) Ставится тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными.

20. Определите количество пропущенных знаков препинания.

По лопухам по крапиве по всякой зелёной траве рассыпались белые лепестки отцветает черёмуха.

1) Две запятые, тире
2) Три запятые
3) Одна запятая, двоеточие
4) Две запятые, двоеточие

21. Определите количество пропущенных знаков препинания.

Ему дали место он сел вздохнул облегчённо и положив руки на острые колени добродушно улыбнулся.

1) Двоеточие, три запятых
2) Четыре запятые
3) Двоеточие, две запятых
4) Две запятых, тире

22. Определите количество пропущенных знаков препинания.

И точно дорога опасная направо висели над нашими головами груды снега готовые кажется при первом порыве ветра оборваться в ущелье.

Источник

Adblock
detector