Тест по теме «Бессоюзные сложные предложения» 9 класс
Тест по теме «Бессоюзные сложные предложения» для 9 класса
Просмотр содержимого документа
«Тест по теме «Бессоюзные сложные предложения» 9 класс»
Тест А по теме «Бессоюзное сложное предложение»
1. Определите бессоюзное сложное предложение
1) Лес, горы слились, всё окуталось густым туманом.
2)То солнце светит, то идёт дождь.
3) Прошло много времени с тех пор, как они разлучились.
4) Там счастье не диво, где трудятся красиво.
2. Определите бессоюзное сложное предложение
1) Прошло много времени с тех пор, как они разлучились.
2) Май холодный — год хлебородный.
3) Там счастье не диво, где трудятся красиво.
4) То солнце светит, то идёт дождь
3. Определите бессоюзное сложное предложение
1) Вот вы сели, и лошади разом тронулись.
2) Где любовь и совет, там и горя нет.
3) Вот вы сели, лошади разом тронулись.
4) Наступила ночь, но было светло.
4. Определите бессоюзное сложное предложение
1) Где любовь и совет, там и горя нет.
2) Наступила ночь, но было светло.
3) Если чайка прилетела, то скоро лёд пойдёт.
4) Труд человека кормит — лень портит.
5. Определите бессоюзное сложное предложение со значением одновременности.
1) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.
2) Облака рассеялись, на тёмно-синем небе ярко засверкали звёзды.
3) Подул ветерок, заволновались хлеба, побежали по ним сизые волны.
4) Время красит, безвременье старит.
6.Определите бессоюзное сложное предложение со значением последовательности
1) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.
2) Облака рассеялись, на тёмно-синем небе ярко засверкали звёзды.
3) Время красит, безвременье старит.
4) Мир строит — война разрушает.
7. Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями сопоставления
1) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.
2) Облака рассеялись, на тёмно-синем небе ярко засверкали звёзды.
3) Подул ветерок, заволновались хлеба, побежали по ним сизые волны.
4) Время красит, безвременье старит.
8. Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями следствия
1) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.
2) Время красит, безвременье старит.
3) Мелкий дождик сеет с утра — выйти невозможно.
4) Мир строит — война разрушает.
9. Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями времени
1) Был вечер, на небе блестели звёзды.
2) Не спеши языком — торопись делом.
3) Я доверяю любящим: они великодушны.
4) Стемнело — я зажёг лампу.
10. Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями условия
1) Не спеши языком — торопись делом.
2) Я доверяю любящим: они великодушны.
3) Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь.
4) Поспешишь — людей насмешишь.
*11. Укажите номера двух бессоюзных сложных предложений.
1) Ты уходишь в ночную дорогу, не боясь, не дрожа, не смотря. (В. Ходасевич)
2) Услышит о каком-нибудь замечательном произведении — у него явится позыв познакомиться с ним. (И. Гончаров)
3) Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины. (М. Лермонтов)
4) И снова землю я люблю за то, что так торжественны лучи заката, что лёгкой кистью Антуан Ватто коснулся сердца моего когда-то. (Г. Иванов)
*12. Укажите номера двух бессоюзных сложных предложений.
1) Тургенев нисколько не изменил жизни, и даже в переписке его за это время о войне очень мало. (Б. Зайцев)
2) Он не заслужил света, он заслужил покой. (М.А. Булгаков)
3) Здесь только он начал собирать мысли, увидел в ясном и настоящем виде своё положение, стал разговаривать с собою уже не отрывисто, но рассудительно и откровенно, как с благоразумным приятелем. (Н.В. Гоголь)
4) Со мною вот что происходит: ко мне мой старый друг не ходит. (Е. Евтушенко)
13. Какие отношения устанавливаются между частями сложного бессоюзного предложения?
Через секунду произошло чудо: негр стал белым, красивым и не черным.
1) отношения перечисления
2) отношения условия
3) отношения причины
4) отношения пояснения
14. Какие отношения устанавливаются между частями сложного бессоюзного предложения?
Гремят соловьи, заливаются жаворонки, свистят синицы, тоненькими голосами поют дети.
1) отношения перечисления
2) сопоставительные отношения
3) отношения причины
4) отношения пояснения
15. Какие отношения устанавливаются между частями сложного бессоюзного предложения?
Лето припасает — зима поедает.
1) отношения перечисления
2) отношения условия
3) сопоставительные отношения
4) отношения пояснения
Тест А по теме «Бессоюзное сложное предложение»
Тест Б по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»
Тест Б по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»
1. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится запятая (запятые)?
1) За двумя зайцами погонишься__ни одного не поймаешь.
2) Картина восхитительная__ночь, тишина, вдали огоньки бивачных костров.
3) Летела пыль__вывески раскачивались и скрежетали__шляпы срывались с голов и катились под колеса прыгающих экипажей.
4) В декабре 1917 года я написал поэму «Петербург», прочитал ее своим друзьям и запер в стол__это было не время для стихов.
2. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится двоеточие?
1) Стекло разлеталось во все стороны и билось со звоном и громом рассыпанная мука вертелась столбом.
2) Я оборачиваюсь мутно-зеленые облака плывут по бледно-алому закату.
3) Ширь даль зелень.
4) Не хватит света факел сердца выну.
3. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится тире?
1) Синеватые леса темнели по долине светлой местами алой сталью блестела река в камышах и высокой луговой зелени.
2) Нынешней осенью вдруг я почувствовал со старым другом надо увидеться.
3) Спускаюсь с мостика заглядываю в каюту народу человек восемь.
4) Ветку тронешь дождем лепестковым осыпается мокрая гроздь.
4. Объясните употребление двоеточия в бессоюзном сложном предложении.
Идти было трудно: солнце палило нещадно.
1) Вторая часть дополняет содержание первой.
2) Вторая часть поясняет первую.
3) Вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
4) Вторая часть противопоставляется первой.
5. Объясните постановку тире в бессоюзном предложении.
Будь вы порядочные господа — вам же бы стыдно было!
1) Содержание первой части сравнивается с содержанием второй.
2) Первая часть указывает на условие того, о чем говорится во второй части.
3) Содержание первой части противопоставляется содержанию второй.
4) Части предложения рисуют быструю смену событий или неожиданный результат действия.
6. Какой знак препинания нужен для разделения частей бессоюзного сложного предложения?
Она села в кресло, долго смотрела на язычок огня_он даже не вздрагивал.
1) тире
2) двоеточие
3) точка с запятой
4) запятая
7. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) Влага под землю весной просочится — выше поднимется в поле пшеница.
2) Вы улыбнетесь — мне отрада. Вы отвернетесь — мне тоска.
3) Алексей был доволен — танцевальные успехи укрепляли в нем уверенность в том, что он будет летать.
4) Не хочешь отвечать — я скажу.
8. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) Тьма свету не любит: злой доброго не терпит.
2) Останавливаться было нельзя: ноги быстро засасывало.
3) Я знал: удар судьбы меня не обойдет.
4) Мечик несколько раз оглянулся: погони больше не было.
9. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) Куковали кукушки, постукивали дятлы, перепархивали дрозды.
2) На дворе палил зной: в доме было прохладно.
3) Я знаю: вы не осудите меня.
4) Степан боялся подойти к обрыву: скользко.
10. Определите бессоюзное сложное предложение с пропущенным тире (знаки не расставлены).
1) Май холодный год хлебородный.
2) Я доверяю любящим они великодушны
3) Тихо пахать не годится вместо хлеба трава уродится.
4) Я сильно прозяб холод успел проникнуть через одежду.
11. Определите бессоюзное сложное предложение с пропущенным тире (знаки не расставлены).
1) Я доверяю любящим они великодушны
2) Поспешишь людей насмешишь.
3) Тихо пахать не годится вместо хлеба трава уродится.
4) Я поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь.
12. Определите бессоюзное сложное предложение с пропущенным двоеточием (знаки не расставлены).
1) Май холодный год хлебородный.
2) Ученье красота неученье слепота.
3) Я поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь.
4) Поспешишь людей насмешишь.
13. Определите бессоюзное сложное предложение с пропущенным двоеточием (знаки не расставлены).
1) Тьма света не любит злой доброго не терпит.
2) Ученье красота неученье слепота.
3) За всё браться ничего не сделать.
4) Я доверяю любящим они великодушны
14. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Из кармана богослова торчал преогромный рыбий хвост: богослов уже успел подтибрить с воза целого карася.
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
4) 2-я часть БСП содержит указание на быструю смену событий.
15. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо, в глазах ощущалась тупая боль.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
16. Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении.
Науку надо любить _ у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука.
1) Ставится двоеточие, так как вторая часть сложного предложения имеет значение причины.
2) Ставится двоеточие, так как во второй части сложного предложения конкретизируется содержание первой части.
3) Ставится тире, так как вторая часть сложного предложения имеет значение следствия.
4) Ставится тире, так как в первой части сложного предложения говорится об условии действия, описанного во второй части.
17. В каком предложении вместо тире нужно поставить двоеточие?
1) Богатому не спится — богатый вора боится.
2) Это было не только горе — это была полная перемена жизни, всего будущего.
3) Двухмесячное пребывание в деревне, чистый воздух, свобода, уженье — всё это разнилось с нашей городской жизнью.
4) Все холостяки, жившие в доме, щеголявшие в казацких свитках, лежали здесь почти целый день на лавке, под лавкою, на печке — одним словом, везде.
18. В каком предложении не должно ставиться тире?
1) Художник Коровин был талантлив во всем — он прекрасно пел, играл в любительских спектаклях, писал воспоминания.
2) Простить виноватого — верное решение.
3) Единственный признак жизни — бесконечное кружево заячьих следов, изредка пересекаемых глубокой волчьей тропой.
4) Вот у кур есть курятник, у лошадей — стойло, у собаки — конура, а только я один должен был скитаться где попало.
19. Какой знак препинания и почему ставится на месте скобок в предложении?
Воображение моё так живо воспроизводило лица любимых моих героев ( ) Мстиславского, князя Курбского и Палецкого.
1) Ставится двоеточие: вторая часть предложения поясняет содержание первой части.
2) Ставится двоеточие после обобщающего слова перед однородными членами.
3) Ставится двоеточие, вторая часть уточняет содержание первой.
4) Ставится тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными.
20. Определите количество пропущенных знаков препинания.
По лопухам по крапиве по всякой зелёной траве рассыпались белые лепестки отцветает черёмуха.
1) Две запятые, тире
2) Три запятые
3) Одна запятая, двоеточие
4) Две запятые, двоеточие
21. Определите количество пропущенных знаков препинания.
Ему дали место он сел вздохнул облегчённо и положив руки на острые колени добродушно улыбнулся.
1) Двоеточие, три запятых
2) Четыре запятые
3) Двоеточие, две запятых
4) Две запятых, тире
22. Определите количество пропущенных знаков препинания.
И точно дорога опасная направо висели над нашими головами груды снега готовые кажется при первом порыве ветра оборваться в ущелье.
Источник
Контрольная работа по теме «Бессоюзные сложные предложения»
Контрольная работа№4( по теме «Бессоюзные сложные предложения»)
1. Какое утверждение является неверным?
А. В бессоюзных сложных предложениях простые предложения связываются в устной речи интонацией.
Б. Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений.
В. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях не зависят от характера смысловых отношений между его частями.
2.Какое предложение является сложным бессоюзным?
А. Перед грозой в лесу бывает так хорошо, точно все кругом курится благовонными испарениями.
Б.Небо с закатного края прояснилось, выглянуло солнце.
В. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.
Г. По последним метеорологическим данным ожидается потепление
3. Из данных простых предложений составьте три сложных, используя различные средства связи.
Наступает время грибной охоты. Трудно усидеть дома. Лес зовет и манит.
4. Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания.
А. Любите книгу, так как она откроет вам много интересного.
Б. Я повторил приглашение, но он ничего не ответил.
5. В каком предложении ставится тире? (знаки препинания не расставлены)
А. Чтение вот лучшее учение.
Б. Погода была ужасная ветер выл снег падал хлопьями.
В. Жизнь прекрасна и удивительна.
Г. Я знаю в вашем сердце есть и гордость и прямая честь.
6. Укажите, почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы .
А. Содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого.
Б. Предложения рисуют быструю смену событий.
В. Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении.
7. Объясните, почему стоит двоеточие в бессоюзном сложном предложении Печален я : со мною друга нет.
А. Второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом.
Б. Второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание.
В. Второе предложение распространяет один из членов первого предложения.
8. Закончите предложение: Между. частями бессоюзного сложного предложения со значением перечисления ставится _____________________ . .
9. Прочитайте предложения (знаки препинания не поставлены).
1. Несмотря на теплые и даже жаркие дни в августе обычно заметны приметы наступления осени.
2. Волнистые облака рассеялись и стало жарко.
3. До войны в нашем колхозе был такой обычай косцам в луга носили завтрак.
4. Русский язык открывается в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому кто кровно любит и знает свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.
5. Дрозд ранняя перелетная птица появляющаяся в конце марта – первой половине апреля .
10. Среди предложений 12–16 найдите бессоюзные сложные предложения. Напишите номера этих предложений .
12)Мне никогда до войны не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки. (13)И уезжать надолго не приходилось. (14)Первый раз я уезжал из дома в пионерский лагерь, второй раз я уезжал уже на фронт. (15)Но и тот, кто до войны возвращался домой после долгой разлуки, не испытывал тогда того, что испытываем мы сейчас. (16)Они возвращались соскучившиеся – мы возвращаемся живые.
Контрольная работа№4( по теме «Бессоюзные сложные предложения»)
1. Какое утверждение является неверным?
А. Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений.
Б. В бессоюзных предложениях смысловые отношения между предложениями выражаются менее чётко, чем в союзных.
В. Между частями бессоюзного предложения ставится тире, если второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом.
2. Какое предложение является сложным бессоюзным?
А. Перед грозой в лесу бывает так хорошо, точно все кругом курится благовонными испарениями.
Б. Небо с закатного края прояснилось, выглянуло солнце.
В. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.
Г. По последним метеорологическим данным ожидается потепление.
3. Из данных простых предложений составьте три сложных, используя различные средства связи.
Ночью ударил первый морозец с ветерком. После теплого лета и дождливой осени он казался с непривычки задиристым и крепким. Всё вокруг побелело.
4. Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания.
А. Если скажешь слово, добавят два.
Б. Я подошёл к окну и увидел, что ночью снег запорошил весь сад.
5. Каково роль тире в предложении Ребята – их было четверо – держались в стороне ?
А. разделяет подлежащее и сказуемое
Б. обозначает пропуск члена предложения
В. разделяет части сложного бессоюзного предложения
Г. выделяет вводное предложение
6. Укажите, почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении Пробовал бежать – ноги от страха не двигались .
А. Содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого.
Б. Предложения рисуют быструю смену событий.
В. Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении.
7. Объясните, почему стоит двоеточие в бессоюзном сложном предложении Когда мы поднялись на холм, то увидели неожиданную картину : на опушке стояли два лося.
А. Второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом.
Б. Второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание.
В. Второе предложение распространяет один из членов первого предложения.
8. Закончите предложение: Если внутри частей сложного предложения уже имеются запятые или другие знаки препинания, то в этих бессоюзных предложениях ставится ___________________________.
9. Прочитайте предложения (знаки препинания не поставлены).
1) Не спится няня здесь так душно.
2) Поля и луг обращенные росою и туманом в бесконечные озёра мало-помалу исчезли во мгле ночи звезды острым своим блеском отражались в реке.
3) Обоз целый день простоял у реки и тронулся с места когда садилось солнце.
4) Каждый цветок был похож на настоящий знакомый мне мак и от них пахло весной.
5) Ветер дул с моря и город обдавал запахом водорослей .
10.Среди предложений 11–15 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
(11)И вдруг из ближней гряды каких-то цветущих зарослей грянул заливистый длинный свист, понёсся, оборвался трелью, щёлкнул, заскакал, рассыпался и серебристым эхом отозвался везде –
и в кустах, и в лесу, стоявшем тёмной стеной, и на другом берегу заснувшего озера. (12)И я, никогда до тех пор не слышавший соловья, сразу понял: вот он! (13)А угрожающее урчание лягушек нисколько не страшно!
(14)Прошло лет десять. (15)3а это время я не только слышал, но и видел не раз, как поёт соловей.
Трудно усидеть дома, когда наступает время грибной охоты.
Наступает время грибной охоты, и лес зовёт и манит. Трудно усидеть дома: наступает время грибной охоты.
Любите книгу: она откроет вам много интересного. Я повторил приглашение – он ничего не ответил.
Запятая, точка с запятой.
Ночью ударил первый морозец с ветерком, и всё вокруг побелело.
Всё вокруг побелело: ночью ударил первый морозец с ветерком. Всё вокруг побелело, потому что ночью ударил первый морозец с ветерком.
Скажешь слово – добавят два. Я подошёл к окну и увидел: ночью снег запорошил весь сад.
Точка с запятой
Котрольная работа (2 варианта) предназначена для проверки уровня усвоения материала по теме «Бессоюзные сложные предложения».Каждый вариан состоит из 10 тестовых заданий, позволяющих проверить как теоретичесие ,так и практические умения и навыки обучающихся, полученные при изучении данной темы.
Конрольная работа готовит обучающихся к ГИА по русскому языку.
Разработка содержит ключи к заданиям.
Номер материала: ДБ-1527165
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
В педагогических вузах появятся межфакультетские технопарки
Время чтения: 3 минуты
В Рособрнадзоре рассказали о предварительных результатах ЕГЭ-2021
Время чтения: 3 минуты
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
В Минобрнауки назвали вузы с бюджетными местами на подготовительных курсах
Время чтения: 1 минута
Сергей Кравцов доложил Владимиру Путину о ходе реализации ключевых задач в системе образования
Время чтения: 3 минуты
Участники патриотических проектов смогут получать дополнительные баллы к ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник