а) Выпишите номера предложений, в которых сочинительные союзы связывают простые предложения в составе сложного,
б) Выпишите номера предложений, в которых сочинительные союзы связывают однородные члены предложения,
в) Выпишите номера предложений, в которых запятая перед сочинительным союзом не ставится,
г) Выпишите номера предложений, в которых запятая стоит после союза и. выделяя причастные и деепричастные обороты.
1. Этот гигантский космический глаз смотрел на землю внимательно и строго.
2. Под её руками всё преображалось и оживало
3. К рассвету хлынул дождь и снег, подтаявший раньше, расплавился в потоке воды.
4. Отец идёт и закатное солнце широким полотнищем ложится на его выгоревший пиджак с белыми соляными обводинами под мышками.
5. Утром прилетела синица, села возле скворечника и запела весенний голосом.
6. Сдвинув мольберты вплотную, он прикрепил к доскам два свежих листа и стал орудовать обеими руками, правой и левой, рисуя одновременно два пейзажа —летний и зимний.
7. Одна маленькая лужица осталась в стороне и ей некому было подать сигнал о приближающемся дожде.
8. Солнце не печёт, ветер не холодит и дождик не мочит.
9. Он изредка дёргал круглой, по-школьному коротко стриженной головой и на его бледном смуглом лице стыла неподвижная улыбка, стыдливая, гордая.
10. Она казалась ему умной и несмотря на зазорную жизнь, уважающей себя.
11. Постепенно все разбрелись и нас осталось пятеро.
12. Илья встал на виду у него и прислушался к говору толпы.
13. За это люди его уважают и с давних пор доверяют ему свои летние беседки и веранды.
14. Рядом с ним стоял высокий чернобородый купец со строгим лицом и нахмурив брови, слушал оживлённый рассказ седенького старичка в лисьей шубе.
15. Она дрожала и вот — вот готова была упасть.
16. На прощанье я помахал ему рукою и он скрылся в вершинах густого тёмного леса.
17. Моё лицо горело и оранжевое, обмороженное солнце, проламываясь в заиндевелое окно, рыхлыми ломтями ложилось на голубую, тщательно отглаженную скатерть.
18. По март наваливался и снег оседал, дряхлел, уходил.
19. Любопытство загнало хмель высоко над редком чернолесьем и задержало его там крючковатыми шипами.
20. Она напомнила мне Василису Прекрасную и я был уверен, что это сама губернаторша.
Источник
Тестовые задания по теме «Сложносочиненные предложения». 9 класс
2 варианта с ответами.
1.Укажите сложносочинённое предложение с противительным союзом:
1.Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
2.Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу.
3.Любой природный материал красив, но его красота открывается не сразу.
4.Взошло солнышко, всё вокруг ожило.
5.Юный лес, в зелёный дым одетый, тёплых гроз нетерпеливо ждёт.
2.Укажите сложносочинённое предложение:
1.Холмы всё мельче и мельче, дерево почти не видать.
2.Дождь, хлынувший с утра, не прекращался.
3.Собака бросилась в камыши, куда упала птица.
4.Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво.
5.Дети чувствуют, кто их любит.
3.В сложносочинённых предложениях с противительными союзами :
1.Происходит чередование явлений.
2. Перечисляются явления, которые не могут происходит одновременно.
3. Перечисляются явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим.
4.Второе предложение дополняет смысл первого.
5.Одно явление противопоставляется другому.
4.Укажите сложносочинённое предложение, в котором простые предложения не отделяются друг от друга запятыми:
1.Для счастья людям нужен мир и не нужна война.
2.Холодно и за весь май черёмуха не успела отцвести.
3.Начиналось наводнение и были закрыты мосты.
4.Восход поднимался и падал опять и лошадь устала степями скакать.
5.Потёмки всё более сгущались и предметы теряли свои контуры.
5. Сложносочинёнными предложения называются:
1.Сложные предложения, в котором нет и не может быть союза.
2.Сложные предложения, части которых объединены подчинительной и сочинительной связями.
3.Сложные предложения, части которых объединены сочинительной связью.
4. Сложные предложения, части которых объединены подчинительной связью.
5.Сложные предложения, части которых передают чьи-то слова без изменений.
6.Укажите сложносочинённое предложение:
1.Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят.
2.Насильно мил не будешь.
3.Сплошь покрытое осенними тучами небо отразилось в воде.
4.В сенях пахло свежими яблоками.
5.Она так устала, что не могла дальше идти.
7.Укажите предложение с противительным союзом:
1.Скрипнула дверь, и Чайковский вышел на крыльцо.
2.Не то маячили на той стороне горы, не то это только казалось
3.Посыпались первые крупные капли дождя, и рванулся ветер.
4.Солнце ещё не встало, а первые жаворонки уже звенели далеко-далеко.
5.То светило солнце, то шёл дождь.
8.Укажите сложносочинённое предложение без общего второстепенного члена:
1.Небо заволокло тучами и по земле гулял холодный ветер.
2.В тишине поют колокольчики да звенит холодный ручей.
3.Из лесу доносится крик птицы или раздаётся чей-то голос.
4.К утру ветер ослабел и снег перестал идти.
5.За окном брезжил рассвет и кричали петухи.
9.Укажите сложносочинённое предложение с противительным союзом:
1.Я старался взглянуть в окно, да оно всё было бело от снега и льда.
2.Прохладой дунуло, и прошлогодний лист зашелестел в дубах.
3.Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.
4.То ветер подует, то птица закричит.
5.Не то маячили на той стороне горы, не это только казалось.
10.Укажите сложносочинённое предложение с разделительным союзом:
1. В нежном блеске утренней зари даль моря спокойно дремала, отражая перламутровые облака.
2.Снова торжественно и мудро шумит надо мной старинный хвойный бор.
3.То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.
4.Неподвижный воздух был наполнен какой-то прозрачной пылью, становилось нестерпимо жарко.
5.Не отрываясь, мальчик с восхищением смотрел на белый пароход.
Источник
Тест по русскому языку «Значение и правописание союзов» 14 з
Значение и правописание союзов.
Укажите предложение с СОЧИНИТЕЛЬНЫМ СОЮЗОМ
A) С теплым ветром и ярким солнцем пришла весна в лес.
B) Когда снег вокруг норы осел, еж вылез наружу.
C) Идти ежу пока еще некуда, потому что охотиться не за кем.
D) Заметила куница ежа, прикидывает, как ухватить беззащитного.
E) Сполз он назад, зарылся поглубже, потому что безопасно внутри норы.
Укажите предложение с ПОДЧИНИТЕЛЬНЫМ СОЮЗОМ
A) То скрипнет дверь, то тихо отворится калитка.
B) Снег вокруг жилища ежа не только отсырел, но и осел.
C) Когда ёж почувствовал тепло, он пролез сквозь снег наверх.
D) У берегов вода то струилась по пескам, то стояла глухими омутами.
E) Отец уже спал, в кабинете было давно тихо, и все в усадьбе тоже спало.
Укажите строчку с СОЧИНИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ
A) Что, прежде чем
B) Как будто, лишь
C) Как…так и, также
D) Когда, благодаря тому что
E) Потому что, не только…но и
Укажите строчку с ПОДЧИНИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ
D) Оттого что, не то…не то
E) Если, несмотря на то что
Укажите строчку с СОЧИНИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ
C) Для того чтобы, но
D) Благодаря тому что, как
E) Вследствие того что, либо
Укажите предложение с ПРОТИВИТЕЛЬНЫМ СОЮЗОМ
(Знаки препинания не расставлены)
A) Становилось свежо и мне пора было отправляться в дорогу.
B) Отъехав от берега я опустил вёсла однако лодку быстро понесло.
C) Или я не рассчитал свои силы или скорость течения реки увеличилась.
D) За поворотом реки показались не только золоченые купола церкви но и первые дома городской окраины.
E) Справа от сцены в торговой лавчонке можно было купить и жареного цыплёнка и спелый крыжовник и плитку шоколада.
Укажите предложение с СОЕДИНИТЕЛЬНЫМ СОЮЗОМ
(Знаки препинания не расставлены)
A) Зрителям очень нравился жонглёр я тоже оценил его выступление.
B) Зато клоун никому не нравился он был не смешон со своими ужимками.
C) Я подумал: то ли мне пойти перекусить то ли осмотреть старинный город.
D) Утолив голод я отправился на площадь, где проходило народное гуляние.
E) Надо было ехать но желание насладиться красотой этого чудесного места было сильнее.
Укажите предложение с РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ СОЮЗОМ
(Знаки препинания не расставлены)
A) Ей иль не видно иль не жаль.
B) Изменялся не только цвет земли но и воздух.
C) Я и писал и за пирожками бегал и перья чинил.
D) Ветер целые дни трепал деревья да и дождь поливал их с утра до вечера.
E) На миг повеяло очарованием чего-то родного но видение быстро исчезло.
Укажите предложение, в котором выделенное слово является СОЮЗОМ
A) Нет ничего в мире, что (бы) могло прикрыть Днепр.
B) И за что (бы) она ни принималась, всё выходит у неё красиво.
C) Мне показалось, что мальчишки побежали за (то) серое здание.
D) Я склонился к реке, в этой тёмной глубине то (же) дрожали звёзды.
E) В руках этого человека находилась моя судьба, так (же), как и моя честь.
Укажите предложение, в котором выделенное слово является СОЮЗОМ
A) Что (бы) мне подарить сестрёнке?
B) Я то (же) пристрастился к охоте.
E) Мой друг, со мной было то (же) самое.
C) Тучи ползли по небу так (же) медленно, как всегда.
D) Мы продолжали двигаться по болоту всё так (же) осторожно.
Укажите строчку с РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМИ союзами
A) И, да, зато, однако, также
B) Когда, если, как, потому что
C) Или — или, не только…но и, да
D) Либо — либо, как…так и, ни — ни
E) Или, не то — не то, либо, то ли — то ли
Выделенное слово является СОЮЗОМ и пишется СЛИТНО в предложении
A) Не знаю, что(бы) вам спеть.
B) Мой брат так(же) был студентом.
C) Из города мы ехали по(тому) мосту.
D) То(же) впечатление производило и ее лицо.
E) При(том) заявлении приложены все необходимые документы.
ВРЕМЕННОЙ СОЮЗ употреблен в предложении
A) Уля не сразу сообразила, что произошло.
B) Каждый, кто честен, встань с нами вместе.
C) Над долиной, где мы ехали, спустились тучи.
D) Шум за окном нарастал, словно ураган хотел запугать нас.
E) Когда солнце поднимается над лугами, я невольно улыбаюсь от радости.
ЗАПЯТАЯ перед союзом НИ СТАВИТСЯ в словосочетании
Источник
Помогите пожалуйста. Срочно нужно.
а) Выпишите номера предложений, в которых сочинительные союзы связывают простые предложения в составе сложного.
б) Выпишите номера предложений, в которых сочинительные союзы связывают однородные члены предложения.
в) Выпишите номера предложений, в которых запятая перед сочинительным союзом не ставится.
г) Выпишите номера предложений, в. которых запятая стоит после союза и, выделяя причастные и деепричастные обороты.
1. Этот гигантский космический глаз смотрел на землю внимательно и строго. (Ф. Нестеров) 2. Под её руками всё преображалось и оживало. (С. Гейченко) 3. К рассвету хлынул дождь и снег, подтаявший раньше, расплавился в потоке воды. (М. Шолохов). 4. Отец идёт и закатное солнце широким полотнищем ложится на его выгоревший пиджак с белыми соляными обводинами под мышками. (Д. Голубков). 5. Утром прилетела синица, села возле скворечника и запела весенним голосом. (М. Пришвин) 6. Сдвинув мольберты вплотную, он прикрепил к доскам два свежих листа и стал орудовать обеими руками, правой и левой, малюя одновременно два пейзажа — летний и зимний. (Л. Волынский) 7. Одна маленькая лужица осталась в стороне и ей некому было подать сигнал о приближающемся дожде. (Ф. Нестеров) 8. Солнце не печёт, ветер не холодит и дождик не мочит. (Ф. Нестеров) 9. Он изредка дёргал круглой, по — школьному коротко стриженной головой и на его бледном смуглом лице стыла неподвижная улыбка, стыдливая, гордая. (Д. Голубков) 10. Она казалась ему умной и несмотря на зазорную жизнь, уважающей себя. (М. Горький) 11. Постепенно все разбрелись и нас осталось пятеро. (К. Паустовский) 12. Илья встал на виду у него и прислушался к говору толпы. (М. Горький) 13. За это люди его уважают и с давних пор доверяют ему свои летние беседки и веранды. (Ф. Нестеров) 14. Рядом с ним стоял высокий чернобородый купец со строгим лицом и нахмурив брови, слушал оживлённый рассказ седенького старичка в лисьей шубе. (М. Горький) 15. Она дрожала и вот — вот готова была упасть. (К. Паустовский) 16. На прощанье я помахал ему рукою и он скрылся в вершинах густого тёмного леса. (И. Соколов-Микитов) 17. Моё лицо горело и оранжевое, обмороженное солнце, проламываясь в заиндевелое окно, рыхлыми ломтями ложилось на голубую, тщательно отглаженную скатерть. (Д. Голубков) 18. Но март наваливался и снег оседал, дряхлел, уходил. (Д. Голубков) 19. Любопытство загнало трёхпалолистный хмель высоко над редким чернолесьем и задержало его там крючковатыми шипами. (Ф. Нестеров) 20. ..Она напомнила мне Василису Прекрасную и я был уверен, что это сама губернаторша. (М. Горький).
Источник
Тест с ответами по теме: “Сложноподчиненное предложение”
1. Определите, как надо расставить запятые в предложении:
Над домом (1) над полем в осенней сырости (2) поднялась кровавая луна (3) и свет её казался мне зловещим и мёртвым.
а) 1, 2, 3
б) 3
в) 1, 2
г) 1, 3+
2. Отметьте правильное объяснение пунктуации в предложении:
Мелкий дождь перестал стучать по тесовой тёмной крыше дачного домика () и неожиданно быстро потеплело.
а) сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна
б) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая
в) сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая+
г) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна
3. Определите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.
а) Пришёл жаркий июль, и мы стали ходить в лес за грибами и ягодами.
б) От лёгкого дыхания тёплого летнего ветерка колышутся, кланяются, неслышно звенят колокольчики, радостно приветствуя гостя.
в) В листве беззаботно зашумел ветер, а гибкие ветви склонились до самых колосьев.
г) Ростки травы появляются до начала спада воды и все вокруг становится сиреневым.+
4. Отметьте противительный союз.
а) то…то
б) также
в) или
г) однако+
5. Найдите сложносочинённое предложение, в котором союзы указывают на последовательность событий.
а) Буран стих, зато установился сильный мороз.
б) Пугачёв подал знак, и меня тотчас развязали и оставили.+
в) Пусть перебирается в деревню во флигель, или я переберусь отсюда.
г) Доносится тревожный крик неуснувшей птицы, или раздаётся неопределённый звук.
д) В душном воздухе то раздавались удары кирок о камень, то заунывно пели колёса.
6. Найдите сложносочинённое предложение, состоящее из трёх предложений с разными союзами. (Знаки не расставлены)
а) Изредка вспыхивали длинные молнии но над нами уже виднелось кое-где синее небо и звёзды мерцали сквозь жидкие облака.+
б) К нам приходили звуки то с той то с другой стороны.
в) Не то ему не передали приглашения не то он был занят.
г) Последние тени сливались да мгла глядела слепая, необъятная.
д) В душном воздухе то раздавались удары кирок о камень то заунывно пели колёса.
7. Найдите сложное предложение.
а) Скирды старой и новой соломы, большие и высокие, как дома, образовали целый город.
б) Внизу лежал белый снег, пушистый и холодный.
в) Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю.
г) Говорят, пицундская голубая сосна подревнее мамонта.
д) Казалось, вечная тишина должна стоять над этой вечной рекой, а воздух был полон грохота, скрежета.+
8. Найдите сложносочинённое предложение, содержащее разделительный союз.
а) День безветренный, но морозец крепкий, январский.
б) Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода, как в декабре.
в) Над потемневшими садами чуть заметно зажглись звёзды, и звуки понемногу затихли в станице.
г) Не то дождь пошёл, не то воробьи пробежали по крыше.+
д) Голова болела, сознание же было ясное, отчётливое.
9. Необходимо поставить только одну запятую:
а) Всю весну погода стояла пасмурная да дождливая.
б) Всё кругом цвело и праздничное настроение охватывало душу.+
в) Солнце то выглядывало из-за туч то снова пряталось то тускло пробивалось в зените.
г) Ни звука ни шороха ни шевеления не было слышно в глухом овраге.
10. Найдите сложносочинённое предложение с противительным и соединительным союзами.
а) Ещё зеленели липы, но высокие тополя совсем облетели, и бронзовые листья устлали дорожки.+
б) Небо изливалось на них своим сильным светом, и оба они на гребне насыпи возвышались как изваяния.
в) То ли она рассказывает ему что-то дорогое, то ли он передаёт ей свои стариковские думы.
г) Слышались голоски лесных синичек, а лес ещё не шумел.
д) Давным-давно исчезла тропа, и лес был незнакомый, дикий.
11. Отметьте сложносочинённое предложение с соединительным союзом.
а) Никакой рыбы мы не поймали, зато наши ребята получили большое удовольствие.
б) Воздух казался сладким, и дышать было очень легко.+
в) Заяц мчался очень быстро, однако волк с каждой минутой становился всё ближе и ближе.
г) Волны ещё окатывали палубу, но их напор ослабевал.
д) То соловей защёлкает в лесу, то звонко закричит иволга.
12. Выберите сложносочинённое предложение, содержащее разделительный союз.
а) Солнце ещё не поднялось из-за низкорослого березняка, но первые оранжевые лучи острыми иглами пробивались через листву.
В ) Издалека лишь дуновенье ветерка роптанье листьев приносило, да с тёмным берегом уныло шептала горная река.
в) То ярко светит солнце, то снег лежит.+
г) Уже много лет не бывал я на своей родине, и каждое новое посещение наполняет моё сердце радостью и печалью.
д) День уже склонялся к вечеру, когда мы подъехали к большому аулу.
13. Выберите сложносочинённое предложение с соединительным союзом:
а) Как ночь, надвигались на меня горести и страдания, и наступал час разлуки со всем родным.+
б) Ветер валит меня с ног, но я не обращаю на него внимания.
в) Будем брести, пока не свалимся.
г) И, скрепивши сердце, опять я брал в руки свой страннический посох, а подъёмы к новому счастью были высоки и трудны.
д) Уже по одному свисту ветра и по туману чувствуется, как глубоко овладела поздняя ночь горами.
14. Отметьте сложносочинённое предложение, в котором перечисляются явления, происходящие одновременно:
а) Тягуче скрипнула дверь, и наружу просунулась голова деда Щукаря.
б) Закончился футбольный матч, и зрители покинули стадион.
в) Он на вопрос не отвечал и с каждым днём приметно вял, и близок стал его конец.
г) У него затекли ноги и заболела спина.+
д) Выспится Саша, поднимется рано, чёрные косы завяжет у стана и убежит, и в просторе полей сладко и вольно так дышится ей.
15. Отметьте сложносочинённое предложение, в котором явления следуют одно за другим:
а) Дикие и даже страшные в своём величии горы выступали резко из-за тумана, да вдали тянулась едва заметная белая струйка дыма.
б) Звёзды уже начали бледнеть, и небо серело.
в) Мягкий свет струился по опавшей листве, и яблони стояли странные и золотые.
г) Люди уходят, и остаются вещи, безмолвные свидетели радостей и горестей своих бывших хозяев.+
д) Шумели листья, да слышался треск сучьев.
16. Выберите сложносочинённое предложение.
а) Изобразить чувство, которое я испытывал в то время, очень трудно.
б) Но самой реки не было видно: она пряталась за рощей.
в) Зелёный свет погас, и не стало видно теней.+
г) Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза.
д) Я прошёл мимо куста, где пел соловей.
17. Выберите сложносочинённое предложение, в котором события происходят одновременно.
а) Жизнь пернатых начала замирать, зато стала просыпаться жизнь крупных четвероногих.
б) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.
в) Или же я не понимаю, или же ты не хочешь меня понять.
г) Нина переводит глаза то на Любку, то на Олю.
д) Люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе.+
18. Отметьте сложносочинённое предложение, в котором не ставится запятая:
а) Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит или коней табун игривый молчанье дола возмутит.+
б) Я глядел на счастливое лицо дяди и мне почему-то было жаль его.
в) Прохладой дунуло и прошлогодний лист зашелестел в дубах.
г) С каждой секундой ропот становился всё громче и слышался со всех сторон.
д) Небо заволокло тучами и по земле гулял ветер поднимая с земли пыль.
19. Выберите сложносочинённое предложение, содержащее разделительный союз.
а) Голова болела, но сознание было ясное, отчётливое.
б) Солнце легло спать и укрылось багряной золотой парчой.
в) В притихшей роще шелестит под ногами листва да слышится таинственный шёпот.
г) То вдруг пустит трель соловей, то закрякает утка.+
д) Все деревья в лесу покрылись молоденькой листвой, дубы же стояли всё ещё обнажённые.
20. Отметьте сложносочинённое предложение, содержащее разделительный союз.
а) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.+
б) Наступил вечер, и мы долго бродили по лесу.
в) Лето быстро пройдёт, а на землю вновь обрушатся холодные осенние дожди.
г) Буран стих, зато установился очень сильный мороз.
д) Ни лист в поле не зашуршит, ни птица не запоёт.
21. Выберите сложносочинённое предложение, содержащее разделительный союз.
а) В саду уже поселилась осень, но листья нашей берёзы оставались зелёными и живыми.
б) На крышах ещё лежал снег, а на земле уже появились тёмные пятна.
в) Тусклый месяц едва освещал лесную тропинку, да яркие звёзды помогали путникам не терять путь.
г) Не то пламя пожара зажгло горизонт, не то зарево восходящей луны осветило ночное небо.+
д) Берёзы за одну ночь пожелтели до самых верхушек, и листья сыпались с них частым и печальным дождём.
22. Отметьте сложносочинённое предложение, в котором запятая не ставится:
а) Огонь в лампе дрогнул и через минуту снова разгорелся.
б) Асфальт уже высох и только на цветах газонов блестели чистые крупные капли.
в) За окном брезжил рассвет и кричали петухи.+
г) Конец мая и в поле ещё прохладно.
д) Тёплый ветер гуляет по траве и поднимает пыль.
23. Сколько пропущено знаков препинания?
И пока Иван не скрылся из виду он всё стоял и не уходил в избу и надо бы оглянуться Ивану и повернуть назад и сказать Колесникову слова прибережённые про запас на особый случай не сказанные в суете и незначительности мелких разговоров а теперь уж они не будут сказаны никогда.
а) 7
б) 8+
в) 6
г) 9
д) 10
24. Сколько пропущено знаков препинания?
Над горизонтом проползла туча и оттого даль казалась тёмной близкой фиолетовой и освещённые солнцем чётко обозначенные в воздухе рисовались над ней одинокие блестящие колосья.
а) 7+
б) 4
в) 3
г) 2
д) 5
25. Союзы, употребляющиеся в сложносочинённых предложениях:
а) Как будто, словно, поскольку, ибо, или, а то, не то, а, но.
б) Но; да; а; зато; и; да и; также; тоже; ни-ни; не только…но и; то-то; не то не то; или; либо.+
в) Который; какой; чей; то-то; не то-; то ли- то ли; а; да; но; зато.
г) Что; чтобы; будто; как; когда; зачем; почему; отчего.
д) Чтобы, и, когда, потому, что, по и.
26. Мне хотелось либо заночевать в степи, либо я готов был бродить всю ночь напролёт.
Определите значение сложносочинённого предложения:
а) причинно-следственное.
б) возможность одного из названных событий, действий.+
в) последовательность событий.
г) одновременность событий.
д) чередование явлений.
27. Потянуло ветром, и вздрогнула, затрепетала уже покрасневшими листьями осина.
Определите значение сложносочинённого предложения:
а) одно событие противопоставляется другому.
б) чередование событий.
в) одновременность событий.
г) равнозначность суждений.
д) причинно-следственные отношения.+
28. Сколько пропущено знаков препинания?
Со своими лихими жигитами Утемис отец Махамбета не раз отводил беду от родных юрт уводил свой аул в такие дали куда боялись подступиться наёмники хана и караульные отряды казачьих атаманов а когда сын Айчуака Жанторе был избран ханом Младшего жуза Утемис не признал его.
а) 7
б) 6
в) 9
г) 10
д) 8+
29. Сколько пропущено знаков препинания?
Летом он уехал на заимку Ивана Малофеевича а осенью его зачислили учеником охотника и на следующий год он работал самостоятельно у него уже была своя избушка на Симонухе протоке реки Убы и охотились они теперь в паре с Колесниковым встречались раз в полмесяца на Усть-Убинке небольшой горной речке.
а) 5
б) 7+
в) 8
г) 4
д) 6
30. Выберите сложное предложение.
а) Великие, истинные дела всегда просты, скромны.
б) Казак не хочет отдохнуть ни в чистом поле, ни в дубраве, ни при опасной переправе.
в) Ему внятно всё : и шум леса, и блеск воды на реке, и синева небес.
г) Не дело создано для мысли, а мысль создана для дела.+
д) Среди птиц, насекомых, в сухой траве – словом, всюду чувствовалось приближение осени.
Источник