Меню

Укажите пример использования олицетворения кладовая солнца после родителей все

Тест с ответами: М.Пришвин “Кладовая солнца”

I вариант.

1. Каков жанр данного произведения:
а) рассказ;
б) повесть;
в) сказка;
г) сказка-быль.+

2. На сколько по возрасту Настя старше своего брата Митраши?
а) на 2 года +
б) на 3 года
в) на 5 лет
г) на 7 лет

3. Почему Травка не могла выносить плач сплетенных навеки деревьев?
а) ей было их жалко;
б) собаке было страшно;
в) они напоминали ей о ее собственном горе; +
г) деревья посадил Антипыч.

4. Почему Настя не вспомнила о брате?
а) она была за него спокойна;
б) Настя забыла обо всём из-за обилия клюквы;+
в) Настя знала, что у Митраши есть ружьё;
г) Настя знала, что Митраша взял с собой компас

5. Какую ягоду хотят найти Настя и Митраша?
а) брусника
б) голубика
в) клюква +
г) черника

6. Кто старик Антипыч по профессии?
а) столяром
б) лесником +
в) летчиком
г) сапером

7. От чьего лица ведется повествование в произведении?
а) Насти;
б)Митраши;
в) геологов; +
г) жителей деревни.

8. Что умеет делать юный Митраша?
а) Он делает деревянную посуду +
б) Он шьет сапоги
в) Он плетет веники
г) Он чинит часы

9. Для чего писатель включил историю ели и сосны в своё повествование?
а) чтобы рассказать о несчастной жизни деревьев;
б) чтобы предупредить детей и нас, читателей, о грозящей беде;+
в) чтобы объяснить стон и вой, раздающийся в ветреную погоду;
г) чтобы сделать пребывание в лесу детей более сказочным и таинственным.

10. Как учителя в школе, улыбаясь, называли Митрашу:
а) «Мужичок в мешочке»; +
б) «Мальчик с пальчик»;
в) «Золотой петушок»;
г) «Носик-курносик».

11. Кого в лесу убивает Митраша?
а) кабана
б) медведя
в) шакала
г) волка +

12. Когда происходит действие произведения?
а) до Великой Отечественной войны;
б) во время Великой Отечественной войны; +
в) сразу после войны;
г) в 50-е годы.

13. Кому Настя отдает всю свою ягоду, которую они собрали в походе?
а) соседям по селу
б) больным детям из Ленинграда +
в) начальнику колхоза
г) местному доктору

14. Кого из крупных животных видит Настя в лесу?
а) медведь
б) лось +
в) конь
г) зубр

15. Как называют в лесу отменно-приятное место?
а) полянка,
б) палестинка, +
в) кудринка,
г) грибница

16. Какое полное имя у собаки Травки?
а) Златотравка
б) Милотравка
в) Затравка +
г) Краснотравка

17. С кем рассказчик сравнивает Настю?
а)с золотой веснушкой;
б) с золотой курочкой; +
в)с Золушкой;
г) с Дюймовочкой;

18. Что Митраша берет с собой в поход по совету отца?
а) карту местности
б) рацию
в) свисток
г) компас +

19. Кто спас Митрашу из болота?
а) Антипыч
б) Настя
в) собака Травка +
г) дровосеки

20. Из-за чего поссорились дети в лесу ?
а) каждый хотел идти по выбранной тропе; +
б) Митраша не хотел брать с собой еду;
в) Митраша не хотел нести корзину;
г) Настя не разрешала брату стрелять из ружья

II вариант.

1. Как хотел идти Митраша?
а) по карте,
б) прямиком на Север по компасу, +
в) широкой проторенной дорогой,
г) лишь бы не с Настей

2. Что такое Елань?
а) непроходимый еловый лес;
б) место, где растёт много клюквы;
в) место, где растёт трава-белоус;
г) самое топкое место в болоте.+

3. Правда Антипыча заключалась в вековечной суровой борьбы людей:
а) за выживание,
б) за здоровье,
в) за любовь, +
г) за полезные ископаемые.

4. Какое из данных значений подходит для объяснения названия произведения «Кладовая солнца»:
а) болото с залежами горючего торфа,
б) обилие целебной клюквы в Блудовом болоте,
в) деревья, травы, цветы, животные;
г) все природные богатства, включая и людей с добрым сердцем.+

5. Какова тема «Кладовой солнца»?
а) трудности военного времени;
б) природа выше человека и человеческих страстей;
в) главное в жизни – взаимоотношения между людьми;
г) единство человека и природы, необходимость заботливого отношения к природе.+

6. Кто является повествователем в произведении?
а) Митраши
б) Насти
в) геологи, разведывающие богатства болота+
г) жителей села

7. Вспомните, почему Травка не выносила плач, сплетенных навеки деревьев:
а) ей было их жалко;
б) собаке было страшно;
в) они напоминали ей о ее собственном горе; +
г) деревья посадил Антипыч.

Читайте также:  Футажи солнца для детей

8. Кого описывают в данном отрывке: «Волосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые».
а) Митраша
б) Настя+
в) мать Митраши и Насти
г) соседка-подружка

9. Отметьте, что умеет Митраша в свои 10 лет:
а) бондарство: научился у отца делать деревянную посуду+
б) печное дело: умел класть кирпичные печи
в) гончарство: мастерил глиняные горшки
г) сапожное дело: умел чинить обувь

10. Вспомните, кто является самым надежным помощником в лесу, по словам отца Митраши и Насти?
а) верный друг;
б) ружьё;
в) пёс;
г) компас.+

11. Как называется отменно-приятное место в лесу?
а) полянка,
б) палестинка,+
в) кудринка,
г) грибница

12. Определите, с кем сравнивает рассказчик Настю?
а) с золотой веснушкой;
б) с золотой курочкой; +
в) с Золушкой;
г) с Дюймовочкой;

13. Выберите, кто спас Митраше жизнь?
а) Настя
б) собака Травка+
в) односельчане
г) ему самому удалось спастись

14. Вспомните, что, по словам рассказчиков, было самым важным в отношениях Митраши и Насти?
а) прекрасное равенство+
б) главенство Насти
в) главенство Митраши
г) равнодушие друг к другу

15. Определите, как учителя называли Митрашу:
а) «Мужичок в мешочке»; +
б) «Мальчик с пальчик»;
в) «Золотой петушок»;
г) «Носик-курносик».

16. Вспомните, что не нравится автору в Насте?
а) страх, который она испытала, увидев лося
б) эгоизм, потому что она, не думая о брате, забрала с собой всю еду
в) равнодушие к судьбе брата
г) жадность, из-за которой она забыла о своем брате+

17. Определите, в каком из предложений использовано олицетворение?
а) После родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен.
б) Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах: носики такие задорные.
в) Белая Куропатка, как будто ведьма, хохочет.+
г) Только слышался тут тягостный, щемящий и нерадостный вой.

18. Вспомните, что такое Елань?
а) непроходимый еловый лес;
б) место, где растёт много клюквы;
в) место, где растёт трава-белоус;
г) самое топкое место в болоте.+

19. Выберите, какова правда Антипыча, которую он перешепнул своей собаке?
а) в вековечной суровой борьбе людей за любовь+
б) в постоянном превосходстве людей над природой
в) в милосердном отношении людей к природе
г) в непрестанной связи человека и природы

20. Где точнее всего описывается смысл данного произведения?
а) В этом произведении говорится о болоте с богатыми залежами торфа.
б) Под «кладовой солнца» понимается весь растительный и животный мир леса.
в) Возле Блудова болота геологи нашли залежи золота.
г) «Кладовая солнца» – это добрые, любящие сердца людей, их душевное богатство.+

Источник

Тест по сказке — были М.Пришвина «Кладовая солнца». №2 Анализ средств выразительности.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Как называется использованный М. Пришвиным приём, при котором неодушевленные предметы наделяются признаками живых существ?

Варианты ответов
  • олицетворение.
  • метафора.
  • эпитет.
Вопрос 2

Укажите пример использования олицетворения.

Варианты ответов
  • 1) После родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен.
  • Только слышался тут тягостный, щемящий и нерадостный вой.
  • Белая Куропатка, как будто ведьма, хохочет.
Вопрос 3

Какое средство изобразительности используется ао фразах: «Собака… выла от тоски по человеку, а волк от неизбывной злобы к нему»?

Варианты ответов
  • антитеза.
  • сравнение.
  • гипербола.
Вопрос 4

В предложении: «…могучие стволы соснового бора стали как зажжённые свечи великого храма природы» – автор использует:

Варианты ответов
  • гипербола.
  • сравнение.
  • оксюморон.
Вопрос 5

Какое средство использовано Пришвиным в словосочетаниях: «горячее солнце», «радужный хвост», «слепая елань»:

Варианты ответов
  • эпитет.
  • сравнение.
  • олицетворение.
Вопрос 6

Какое средство изобразительности используется в отрывке: «Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали»?

Варианты ответов
  • олицетворение
  • сравнение.
  • гипербола.
Читайте также:  При солнце определить падеж
Вопрос 7

Какое изобразительное средство используется в предложении: Это был мальчик упрямый и сильный.

Варианты ответов
Вопрос 8

Как называется художественный приём?

Волосы у неё… отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки…

…как и Настя, был весь в золотых веснушках…

…золотой петух Петя…

Варианты ответов
  • повтор.
  • антитеза.
  • олицетворение
Вопрос 9

Назовите изобразительное средство: Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий.

Варианты ответов
Вопрос 10

Как называется художественный приём, основанный на противопоставлении образов?

Вместе с этим богатством досталась, однако, детишкам бедным и большая забота о всех живых существах.

Источник

Тест по сказке — были М.Пришвина «Кладовая солнца». №2 Анализ средств выразительности.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Как называется использованный М. Пришвиным приём, при котором неодушевленные предметы наделяются признаками живых существ?

Варианты ответов
  • олицетворение.
  • метафора.
  • эпитет.
Вопрос 2

Укажите пример использования олицетворения.

Варианты ответов
  • 1) После родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен.
  • Только слышался тут тягостный, щемящий и нерадостный вой.
  • Белая Куропатка, как будто ведьма, хохочет.
Вопрос 3

Какое средство изобразительности используется ао фразах: «Собака… выла от тоски по человеку, а волк от неизбывной злобы к нему»?

Варианты ответов
  • антитеза.
  • сравнение.
  • гипербола.
Вопрос 4

В предложении: «…могучие стволы соснового бора стали как зажжённые свечи великого храма природы» – автор использует:

Варианты ответов
  • гипербола.
  • сравнение.
  • оксюморон.
Вопрос 5

Какое средство использовано Пришвиным в словосочетаниях: «горячее солнце», «радужный хвост», «слепая елань»:

Варианты ответов
  • эпитет.
  • сравнение.
  • олицетворение.
Вопрос 6

Какое средство изобразительности используется в отрывке: «Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали»?

Варианты ответов
  • олицетворение
  • сравнение.
  • гипербола.
Вопрос 7

Какое изобразительное средство используется в предложении: Это был мальчик упрямый и сильный.

Варианты ответов
Вопрос 8

Как называется художественный приём?

Волосы у неё… отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки…

…как и Настя, был весь в золотых веснушках…

…золотой петух Петя…

Варианты ответов
  • повтор.
  • антитеза.
  • олицетворение
Вопрос 9

Назовите изобразительное средство: Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий.

Варианты ответов
Вопрос 10

Как называется художественный приём, основанный на противопоставлении образов?

Вместе с этим богатством досталась, однако, детишкам бедным и большая забота о всех живых существах.

Источник

Исследование «О роли художественных средств выразительности в рассказах » (по 8 главе сказки-были «Кладовая солнца»)

Исследование «О роли художественных средств выразительности в рассказах » (по 8 главе сказки-были «Кладовая солнца»)

Выполнила команда «Совята»

“… Всё счастье, вся красота и добро на земле зависят от нашего любовного внимания к каждому” ().

Гипотеза: Если мы изучим язык произведений , то сможем понять, что секрет необычности, красоты, выразительности языка писателя заключается в том, что «слова у Пришвина цветут, сверкают. Они то шелестят, как травы, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лед, то, наконец, ложатся в нашей памяти медлительным строем, подобно течению звезд над лесным краем», как считал .

Цель: исследовать стиль , выделить различные средства выразительности, которые помогают автору показать красоту и необычность явлений природы.

провести исследование языка 8 главы сказки-были «Кладовая солнца»;

• изучить особенности использования в главе различных средств выразительности;

• составить словарь волшебных слов писателя

Изучение теоретической литературы, касающейся особенностей языка произведений и особенностей средств выразительности;

• Наблюдение над языком 8 главы сказки-были «Кладовая солнца»;

• Анализ лексики 8 главы произведения;

• Систематизация изученного материала при составлении словаря волшебных слов писателя.

Троп — это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для создания художественного образа и достижения большей выразительности. Рассмотрим такие тропы, как эпитет, сравнение, олицетворение, метафора. Художественное слово — многозначное; писатель создает образы, играя значениями и сочетаниями слов, используя окружение слова в тексте и его звучание. При создании тропа слово всегда используется в переносном значении.

Рассмотрим названные виды тропов:

ЭПИТЕТ (греч. Epitheton, приложенное) — это один из тропов, являющийся художественным, образным определением. В качестве эпитета могут выступать:

• существительные, иногда вместе с окружающим их контекстом;

Читайте также:  Расстояния от планет до солнца постоянны

Всякий эпитет отражает неповторимость восприятия мира автором, потому обязательно выражает какую-либо оценку и имеет субъективное значение.

В художественном произведении эпитет может выполнять различные функции:

• образно охарактеризовать предмет;

• создать атмосферу, настроение;

• передать отношение автора (рассказчика, лирического героя) к характеризуемому предмету;

• совмещать все предыдущие функции в равных долях (в большинстве случаев употребления эпитета).

Все цветообозначения в художественном тексте являются эпитетами.

СРАВНЕНИЕ — это художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим. Сравнение отличается от других художественных сопоставлений, например, уподоблений, тем, что всегда имеет строгий формальный признак: сравнительную конструкцию или оборот со сравнительными союзами как, будто, словно, точно, как будто и подобными.

Сравнение играет в тексте определенные роли: иногда авторы используют так называемое развернутое сравнение, раскрывая различные признаки явления или передавая свое отношение к нескольким явлениям.

МЕТАФОРА (греч. Metaphora, перенос) — вид так называемого сложного тропа, речевой оборот, при котором свойства одного явления (предмета, понятия) переносятся на другое. Метафора содержит скрытое сравнение, образное уподобление явлений с помощью использования переносного значения слов, то, с чем сравнивается предмет, лишь подразумевается автором. Недаром Аристотель говорил, что «слагать хорошие метафоры — значит подмечать сходство».

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ — художественный прием, при котором неодушевленному предмету, явлению или понятию придаются человеческие свойства. Олицетворение может использоваться узко, в одной строке, в небольшом фрагменте, но может быть приемом, на котором построено все произведение

Задача олицетворения — соотнести изображаемый предмет с человеком, сделать его ближе читателю, образно постичь внутреннюю сущность предмета, скрытую от повседневности. Олицетворение является одним из древнейших образных средств искусства.

В тексте главы 8 было найдено 15 эпитетов, которые выполняют разные функции. Приведем примеры использования данного тропа главе (полный список эпитетов приводится в Приложении 1)

· образно характеризуют предмет: «вертлявые кочки», «подвижной земле»;

· создают атмосферу, настроение: «с тревожным стрекотанием», «задорно и уверенно посвистывая»

· передают отношение автора к характеризуемому предмету: «место погибельное», «поганое дело»;

· совмещают различные функции: «непонятные и неуловимые оттенки»

В сочетании «Слепая елань» автором тоже используется эпитет, который позволяет образно охарактеризовать предмет. Следует отметить, что своеобразием эпитетов в произведениях является их яркая эмоциональная окраска и часто метафорический характер, что ярко отражено в примере, приведенном выше.

Писатель часто использует в 8 главе сравнения. Нами было выделено 9 примеров этих тропов (см. Приложение 2). Образы, созданные автором при помощи сравнений, настолько яркие, что они по своей художественной наполненности и эмоциональному воздействию граничат с метафорой. Ведь сближение предметов происходит по какому-то признаку, иногда этот признак бывает неожиданным, и в результате рождается свежий образ, отличающийся от метафоры только наличием слов: «как», «будто», «как будто». В качестве примеров можно привести сравнения: «земля под ногами стала как гамак, подвешенный над тенистой бездной », «чем старше старушка на болоте, тем кажется чуднее»

Одним часто встречающихся в текстах тропов является олицетворение. Нами было выделено 7 примеров (см. Приложение 3). Олицетворения помогают показать необычность, сказочность окружающей природы. Все они очень яркие: «солнце было матерью каждой травинки»; «волновались старушки елки».

Использует автор и метафоры, которые помогают показать динамический характер смены состояния природы, отличаются богатым колоритом и живописностью: «солнце отдавало свое тепло», «змеилась высокая трава белоус» использует и развернутые метафоры, включающие и другие тропы: «не дает родителям-растениям передать все свое добро детям» (развернутая метафора, включающая олицетворение и эпитет). Нами было отмечено 5 метафор (см. Приложение 4).

· Писатель широко использует в тексте такие тропы, как метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения, которые делают язык 8 главы сказки-были «Кладовая солнца» ярким, точным и живописным.

· Ведущую роль в тексте главы играют эпитеты, это говорит о своеобразии индивидуального стиля писателя.

· Использование ярких и необычных метафор, сравнений, олицетворений усиливает поэтическое звучание текстов и их эмоциональное воздействие на читателя.

Использования в главе 8 сказки-были «Кладовая солнца» различных тропов

Словарь волшебных слов (по тексту главы 8 «Кладовой солнца»)

Источник

Adblock
detector