Тест по русскому языку Сложносочинённое предложение 9 класс
Тест по русскому языку Сложносочинённое предложение 9 класс с ответами. Тест включает 2 варианта, в каждом 3 части. В части А — 10 заданий, в части В — 4 задания, в части С — 1 задание.
Вариант 1
А1. Какое из утверждений неверно?
1) Сочинительные союзы делятся на три группы: соединительные, противительные, разделительные.
2) Если есть общий второстепенный член предложения, то запятая отсутствует между частями сложносочинённого предложения.
3) Простые предложения в составе сложносочинённого связаны только интонацией.
4) Части сложносочинённого предложения равноправны.
А2. Укажите сложносочинённое предложение.
1) Сорока прилетела к вечеру, когда от теплоты лёд начал оседать.
2) Ветер гнал по синему небу рыхлые тучи, и по земле неслись вперемежку то холодные тени, то солнечные пятна.
3) Конь помотал головой, подумал, потом вытянул шею и взял наконец хлеб мягкими губами.
4) Старая сорока сидела на раките и сердито трещала: должно быть, хвасталась.
А3. Укажите сложносочинённое предложение с разделительным союзом.
1) Смеркалось, и мне захотелось вернуться в тепло и уют.
2) Пошёл мелкий осенний дождь, зато воздух стал свежее.
3) Необходимо совершенствовать свои знания, или произойдёт деградация.
4) Все студенты пошли на лекцию, я тоже пошёл.
А4. Укажите предложение с составным союзом.
1) Гроза прошла, и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом.
2) В небе первые звёзды повисли, в окнах тоже горят огоньки.
3) Не то дождь пошёл, не то воробьи пробежали по крыше веранды.
4) Ветер дул с моря и город обдавал запахом водорослей.
А5. Укажите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.
1) Туман то заволакивал вершины гор, то спускался в долину, то вдруг поднимался кверху.
2) Его добрые глаза светились ясным светом и худое лицо казалось прекрасным.
3) К вечеру небо очистилось от туч, а ночь обещала быть холодной.
4) Мальчики сидели за столом, выполняя какую-то работу, и я старался не мешать им.
А6. Укажите сочинительный соединительный союз.
1) то…то
2) и
3) но
4) будто
А7. Как надо расставить запятые в предложении?
Он очнулся (1) перестал шуметь (2) но (3) по-видимому (4) никого (5) и ничего не было.
1) 1, 3, 4, 5
2) 1, 2, 4
3) 1, 2, 5
4) 1, 2, 3, 4
А8. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Фиолетовые тучи низко ползли над притихшей землёй () и наполовину окутывали сероватой пеленой седые горы.
1) сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна
2) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая
3) сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая
4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна
А9. В каком предложении надо поставить только одну запятую?
1) Тишина в природе нарушалась однообразным шумом воды да жужжанием насекомых.
2) Снег медленно падал то на лицо и руки то на рукава то на землю.
3) Гремят раскаты молодые вот дождик брызнул пыль летит.
4) Надвинулась тёмная туча и через несколько минут подул сильный ветер.
А10. Какой характеристике соответствует предложение из стихотворения Б. Пастернака?
Во льду река и мёрзлый тальник,
А поперёк, на голый лёд,
Как зеркало на подзеркальник,
Поставлен чёрный небосвод.
1) сложноподчинённое предложение
2) простое предложение с однородными членами
3) сложносочинённое предложение с противительным союзом
4) сложное бессоюзное предложение
Прочитайте текст и выполните задания В1-В4.
(1)Как быстро летело время. (2)Был уже целый ряд холодных утренников, а от инея пожелтели берёзки и покраснели осины. (3)Вода в реке потемнела, и сама река казалась больше, потому что берега оголели, береговая поросль быстро теряла листву. (4)Холодный осенний ветер обрывал листья, засыхавшие от мороза, и уносил их.
(По Д. Мамину-Сибиряку)
В1. Выпишите сочинительные союзы из предложения 2.
В2. Напишите номер сложносочинённого предложения с противительным союзом.
В3. Напишите цифрой, сколько грамматических основ в предложении 3.
В4. Укажите, простое или сложное предложение 4.
С1. Используя сложносочинённые предложения, продолжите описание осени Д. Мамина-Сибиряка.
Вариант 2
А1. Какое из утверждений неверно?
1) Части сложносочинённого предложения всегда отделяются друг от друга запятой.
2) Части сложносочинённого предложения связаны между собой союзом и интонацией.
3) Союзы однако и зато являются противительными.
4) Запятая в сложносочинённом предложении не ставится, если есть общий второстепенный член.
А2. Укажите сложносочинённое предложение.
1) Солнце неслось за прозрачной листвой деревьев, зажигая в ней ослепительные пожары.
2) Кажется, что зима не ушла, а только спряталась в леса, на дно озер.
3) Длинные дни ничем не отличались от ночей: весь этот лесной край терялся в сумерках.
4) За окном становилось тихо, и только море мыло берега с однообразным гулом.
А3. Укажите предложение с противительным союзом.
1) Прошла гроза, и небо посветлело.
2) Сумерки, но от фонарей льётся свет.
3) То падал туман, то припускал дождь.
4) День и ночь.
А4. Укажите предложение с составным союзом.
1) Воздух был душен, влажен, и очень хотелось дождя.
2) Не только птицы замолчали перед дождем, но и всё в природе притихло.
3) В синем небе поднималось солнце, но иней на прибрежной траве ещё не растаял.
4) Грибы редко попадались, зато мы вдоволь полакомились земляникой.
A5. Укажите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.
1) Пришёл жаркий июль, и мы стали ходить в лес за грибами и ягодами.
2) От лёгкого дыхания тёплого летнего ветерка колышутся, кланяются, неслышно звенят колокольчики, радостно приветствуя гостя.
3) В листве беззаботно зашумел ветер, а гибкие ветви склонились до самых колосьев.
4) Ростки травы появляются до начала спада воды и все вокруг становится сиреневым.
А6. Укажите противительный союз.
1) то…то
2) также
3) или
4) однако
А7. Как надо расставить запятые в предложении?
Над домом (1) над полем в осенней сырости (2) поднялась кровавая луна (3) и свет её казался мне зловещим и мёртвым.
1) 1, 2, 3
2) 3
3) 1, 2
4) 1, 3
А8. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Мелкий дождь перестал стучать по тесовой тёмной крыше дачного домика () и неожиданно быстро потеплело.
1) сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна
2) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая
3) сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая
4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна
А9. В каком предложении надо поставить только одну запятую?
1) Всю весну погода стояла пасмурная да дождливая.
2) Всё кругом цвело и праздничное настроение охватывало душу.
3) Солнце то выглядывало из-за туч то снова пряталось то тускло пробивалось в зените.
4) Ни звука ни шороха ни шевеления не было слышно в глухом овраге.
А10. Какой характеристике соответствует предложение из стихотворения Б. Пастернака?
В те места босоногою странницей
Пробирается ночь вдоль забора,
И за ней с подоконника тянется
След подслушанного разговора.
1) сложное бессоюзное предложение
2) сложноподчинённое предложение
3) простое предложение с однородными членами
4) сложносочинённое предложение с соединительным союзом
Прочитайте текст и выполните задания В1-В4.
(1)Какое-то радостное чувство испытываем мы, когда на небе возникает удивительно красивое явление — радуга. (2)Солнечные лучи освещают завесу падающего дождя, и тогда возникает радуга. (3)Её можно увидеть и ночью после дождя, но она менее яркая. (4)Очень редко появляется радуга зимой, зато так сияет!
(По А. Муранову)
В1. Запишите цифрой, сколько грамматических основ в предложении 1.
В2. Укажите, каким является предложение 2 — сложным или простым; если сложным, то союзным или бессоюзным.
В3. Какой вид союза связывает части сложного предложения 3?
В4. Выпишите союз из предложения 4.
С1. Продолжите описание радуги (см. текст к заданиям В), используя сложносочинённые предложения.
Ответы на тест по русскому языку Сложносочинённое предложение 9 класс
Вариант 1
А1-3
А2-2
А3-3
А4-3
А5-2
А6-2
А7-4
А8-4
А9-4
А10-3
В1. а, и
В2. 2
В3. 4
В4. простое
Вариант 2
А1-1
А2-4
А3-2
А4-2
А5-4
А6-4
А7-4
А8-3
А9-2
А10-4
В1. 2
В2. сложное союзное
В3. противительный
В4. Зато
Источник
Тест с ответами на тему: “Сложное предложение”
1. Сложное предложение:
а) это предложение, осложнённое однородными членами.
б) это простое предложение с подлежащим и сказуемым как необходимыми компонентами
в) это предложение, состоящее из 2х или более простых предложений +
2. Виды сложного предложения:
а) Сложносочиненные, двусоставные, сложноподчиненные предложения.
б) Сложносочиненные, бессоюзные, двусоставные предложения.
в) Сложносочиненные, бессоюзные, сложноподчиненные предложения. +
3. Укажите правильный вариант. Сложносочиненные предложения:
а) Части предложения почти всегда самостоятельны в грамматическом отношении, но иногда неравноправны по смыслу; союзы и союзные слова отсутствуют:
б) состоят из частей , самостоятельных в грамматическом отношении, связанных по смыслу и при помощи сочинительных союзов+
в) состоят из частей, одна из которых несамостоятельна в грамматическом и смысловом отношении; части связаны при помощи сочинительных союзов и союзных слов
4. Укажите правильный вариант. Сложноподчиненные предложения:
а) Части предложения почти всегда самостоятельны в грамматическом отношении, но иногда неравноправны по смыслу; союзы и союзные слова отсутствуют:
б) состоят из частей , самостоятельных в грамматическом отношении, связанных по смыслу и при помощи подчинительных союзов
в) состоят из частей, одна из которых несамостоятельна в грамматическом и смысловом отношении; части связаны при помощи подчинительных союзов и союзных слов+
5. Укажите правильный вариант. Бессоюзные предложения:
а) Части предложения почти всегда самостоятельны в грамматическом отношении, но иногда неравноправны по смыслу; союзы и союзные слова отсутствуют: +
б) состоят из частей , самостоятельных в грамматическом отношении, связанных по смыслу и при помощи сочинительных союзов
в) состоят из частей, одна из которых несамостоятельна в грамматическом и смысловом отношении; союзы и союзные слова отсутствуют.
6. Выберите из предложенных вариантов сложное предложение:
а) Ручьи, сбегающие с горы, звенели.
б) Зацвели ландыши, напоённые сбегающими с горы ручьями.
в) Сбежали ручьи, зацвели ландыши. +
7. Выберите из предложенных вариантов сложноподчиненное предложение:
а) Все уже были дома к моему возвращению.
б) Все уже были дома, когда я вернулся. +
в) Все уже были дома, и я вернулся.
8. Отметьте вариант со сложным предложением:
а) Ему внятно всё : и шум леса, и блеск воды на реке, и синева небес.
б) Не дело создано для мысли, а мысль создана для дела. +
в) Казак не хочет отдохнуть ни в чистом поле, ни в дубраве, ни при опасной переправе.
9. Выберите из предложенных вариантов сложносочиненное предложение:
а) Зелёный свет погас, и не стало видно теней. +
б) Я прошёл мимо куста, где пел соловей.
в) Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза.
10. Выберите из предложенных вариантов сложное предложение:
а) Она говорила скучновато, или устало, очень медленно и внятно.
б) Весь день пеликан бродил вокруг нас, шипел и кричал, но в руки не давался.
в) К вечеру небо очистилось от туч, и ночь обещала быть холодной.+
11. Выберите из предложенных вариантов сложносочиненное предложение с разделительным союзом:
а) В ёлках нависла синяя тишина, а плакучие берёзы опустили вниз свои зелёные косы.
б) Только изредка прошумят старые вербы, или прогудит высоко над домом самолёт. +
в) Маячат далёкие горы, да однообразно желтеют пологие холмы.
12. Что характерно для соединительных предложений:
а) события происходят одновременно.+
б) второе явление противопоставляется первому.
в) указывает на взаимоисключение явлений.
13. Что характерно для разделительных предложений:
а) события происходят одновременно.
б) второе явление противопоставляется первому.
в) указывает на взаимоисключение явлений.+
14. Что характерно для противительных предложений:
а) события происходят одновременно.
б) второе явление противопоставляется первому.+
в) указывает на взаимоисключение явлений.
15. Что характерно для соединительных предложений:
а) указывает на взаимоисключение явлений.
б) второе явление следует за первым.+
в) указывает на чередование явлений.
16. Что характерно для разделительных предложений:
а) второе явление противопоставляется первому
б) второе явление следует за первым.
в) указывает на чередование явлений.+
17. Укажите тип сложносочиненного предложения, в котором используются союзы (И; да (в значении и); ни…, ни; да и; тоже; также; не только…, но и.)
а) соединительных+
б) разделительных
в) противительных
18. Укажите тип сложносочиненного предложения, в котором используются союзы (Или; либо; не то…, не то; то…, то; то ли…, то ли.
а) соединительных
б) разделительных+
в) противительных.
19. Укажите тип сложносочиненного предложения, в котором используются союзы (А; но; да (в значении но); однако (в значении но); зато;).
а) соединительных
б) разделительных
в) противительных+
20. Определите характер связи между частями в бессоюзном сложном предложении. Ученью время – игре час.
а) Пояснение
б) Условие
в) Сопоставление +
21. Определите характер связи между частями в бессоюзном сложном предложении. У речки было прекрасно: мы лежали на теплом песке и любовались природой.
а) Пояснение+
б) Условие
в) Сопоставление
22. Определите характер связи между частями в бессоюзном сложном предложении. Победитель впереди – трус позади
а) Пояснение
б) Последовательности
в) Сопоставление +
23. Определите характер связи между частями в бессоюзном сложном предложении. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко разбилось.
а) Последовательности+
б) Условие
в) Сопоставление
24. Определите характер связи между частями в бессоюзном сложном предложении. Любишь кататься — люби и саночки возить
а) Пояснение
б) Условие+
в) Сопоставление
25. Выберите предложение, в котором придаточное связано с главным союзным словом.
а) Мне и в голову не приходило, что я счастливый!
б) Улыбнувшись, она вместе с зубами показала бледные дёсны, что тоже ему не понравилось.+
в) Старик был так поражён его словами, что всплеснул руками.
26. Укажите недостающий знак в предложении. Настанет ночь () отправимся в дорогу.
а) Запятая
б) Двоеточие
в) Тире +
27. Укажите недостающий знак в предложении. Я проснулся рано ()меня разбудила сестра.
а) Запятая
б) Двоеточие+
в) Тире
28. Укажите недостающий знак в предложении. Мужчина заглянул в домик () там было чисто и уютно.
а) Запятая
б) Двоеточие +
в) Тире
29. Определите недостающий знак в предложении. К вечеру прояснилось ()солнце выглянуло из-за деревьев.
а) Запятая+
б) Двоеточие
в) Тире
30. Укажите недостающий знак в предложении. Позовут () пойдем к ним в гости.
а) Запятая
б) Двоеточие
в) Тире +
Источник