Русский язык, сложные предложения
1.
Укажите вид сложных предложений (знаки препинания не расставлены)
А) Солнце
закатилось и ночь последовала за днем без промежутка. (М.Лермонтов)
Б) Слышно было как где-то далеко кричали
лягушки.
В) Она свежа как вешний цвет взлелеянный в тени дубравной. (А.С. Пушкин)
Г) Мы жили в деревне под окном у нас был луг
весь золотой от одуванчиков. (М.Пришвин)
2.
Укажите ССП, в которых не ставится запятая
А) Много
веков сушили эту землю ветры- суховеи и калило солнце, пока она не стала такой
крепкой.
Б) Он слушал меня с улыбкой но временами
взгляд его был бесчувствен.
В) После грозы воздух чист и дышится легко.
Г) У меня задрожали ноги и закружилась голова.
3.
Определите тип предложения по структуре: К рассвету собака вдруг зашлась от
лая а потом смолкла и радостно
заскулила. (Ч.Айтматов)
Б) простое, осложнено однородными членами.
А) Лист
сухой валится ночью ветер злится и стучит в окно.
Б) Несколько в стороне от дома темнел жалкий
вишневый садик и стояли спавшие подсолнухи. (А.Чехов)
В) Челкаш был сегодня не в духе и отвечал на
вопросы отрывисто и резко. (М. Горький)
Г) Мы приедем вечером, потому что спектакль
закончится поздно.
5.
Укажите ССП, где бы вы поставили тире.
А) Один
прыжок и лев уже на спине у буйвола. (А.Куприн)
Б) И скучно и грустно и некому руку подать.
(М.Лермонтов)
В) Сказал и Петербург возник из дикого болота.
(А.Пушкин)
6.
Укажите ССП с общим второстепенным членом.
А) По
ночам подмораживало и звезды усеивали небо. (И.Бунин)
Б) С зари кукушка за рекою кукует звонко
вдалеке и в молодом березняке грибами пахнет и листвою (И.Бунин)
В)В нижнем этаже балкона заиграла скрипка и
запели два нежных женских голоса. (А. Чехов)
7.
Укажите простые предложения, осложненные однородными членами.
А) Его
душа сжилась с бурями и тревогами и выброшенный на берег он скучает и томится.
(М.Лермонтов)
Б) Весь день Анна пробыла дома и не принимала
никого. (Л.Толстой)
В) Продавщица бросила нож, кивнула Павлу
головой и пошла через зал к боковой двери.
Источник
Контрольная работа по теме «Сложное предложение»
по теме «Сложное предложение. Знаки препинания в ССП».
1. Укажите вид сложных предложений (знаки препинания не расставлены).
а) В сосновых чащах дрожали от холода березы осыпанные сусальной позолотой. (К. Паустовский.)
б) Я уверил себя что эта осень первая и последняя в моей жизни. (К. Паустовский.)
в) Деревья начинали желтеть снизу я видел осины красные внизу и со всем еще зеленые на верхушках. (К. Паустовский.)
г) Заря сияла на востоке и золотые ряды облаков казалось ожидали солнца.
а) Я передал ему ваше поручение и он исполнил его с большим удовольствием. (А. Чехов.)
б) Вот присел я у забора и стал прислушиваться. (М. Лермонтов.)
в) Истоки сыновнего чувства к отчизне лежат там где мы рождаемся и живем. (В. Песков.)
г) То космонавты казались ему особенными то Алексей начинал видеть в них таких же летчиков-истребителей. (А. Семенихин.)
д) Все проходит да не все забывается. (И. Бунин.)
3. Укажите простые предложения, осложненные однородными членами.
а) Мой товарищ говорил мало но очень интересно.
б) Мой товарищ говорил мало но я слушал его с большим интересом.
в) На покосе то комары то мошкара кружат.
г) На покосе то мошкара кружит то комары звенят и жалят.
д) Блеснул на востоке луч солнца и оживил природу.
4. Укажите ССП, где бы вы поставили тире.
а) С колесницы пал Дадон охнул раз и умер он.
б) Было жарко дети просили пить.
в) Еще секунда и его рука дернула удочку на себя. (А. Первенцев.)
г) По полям извиваясь блестящей струей льется речка студеной волною и беседка одетая сочной листвой наклонясь над лазурной ее глубиной отражается гладью речною. (С. Надсон.)
5. Укажите ССП с общим второстепенным членом предложения.
а) Изредка хлопнет обессиленный парус или под кормой плеснет волна. (К. Паустовский.)
б) Шаланда продвигалась сильными рывками поворачивая то вправо то влево. (В. Катаев.)
в) То ли врачи ошиблись то ли рана сама собой заросла. (Ю. Трифонов.)
г) После грозы все блестело и сверкало и дышалось легко. (Г. Федосеев.)
6. К началу данного сложного предложения подберите конец. Объясни те письменно постановку тире.
а) Еще взмах весла — и …
б) Мы вбегаем в комнату — и …
в) Орел камнем бросается с высоты — и …
7. Составьте и запишите предложения по данным схемам.
8. Спишите предложения, вставляя пропущенные знаки препинания и орфограммы.
Было уже часов десять и над садом св..тила полная луна. В доме Шуминых только что закончилась служба к..торую заказывала бабушка и теперь Наде она вышла в сад на минутку видно было как в зале накрывали на стол как в св..ем ш..лковом плат..е суетилась бабушка. Отец Андрей говорил о чем(то) с матерью Нади Ниной Ивановной и теперь мать при в..чернем осв..щении к..залась м..лодой.
В саду было тихо прохладно и темные тени лежали на земле. Слышно было как где(то) д..леко должно быть за городом кр..чали л..гушки. Дышалось глубоко и х..телось думать что не здесь а где(то) под небом над дерев..ями д..леко за городом в п..лях и л..сах разв..рнулась теперь св..я весе..яя жизнь таинстве..ая и пр..красная. (А. Чехов.)
1. Укажите вид сложных предложений (знаки препинания не расставлены).
а) Солнце закатилось и ночь последовала за днем без промежутка. (М. Лермонтов.)
б) Рассказ искусствоведа помог нам понять как глубоко воссоздана историческая эпоха в картине талантливого художника.
в) Дерево валят туда куда оно нагнулось. (Пословица.)
г) Я знаю в вашем сердце есть и гордость и прямая честь. (А. Пушкин.)
а) Лист сухой валится ночью ветер злится да стучит в окно. (А. Фет.)
б) Н. Г. Чернышевский например отмечал что «Грибоедов должен разделить с Пушкиным славу преобразования литературы».
в) Вдруг толпа раздалась в обе стороны и выходит Степан Парамонович молодой купец удалой боец. (М. Лермонтов.)
г) Несколько в стороне от дома темнел жалкий вишневый садик с плетнем да под окнами склонив свои тяжелые головы стояли спавшие подсолнухи. (А. Чехов.)
д) Челкаш всегда веселый и едкий был сегодня очевидно не в духе и отвечал на расспросы отрывисто и резко. (М. Горький.)
3. Укажите простые предложения, осложненные однородными членами.
а) Первая охотничья неудача расстроила меня но не истребила охотничьей страсти. (И. Соколов-Микитов.)
б) Опять явилось вдохновенье души безжизненной моей и превратило в песнопенье тоску развалину страстей. (М. Лермонтов.)
в) Его душа сжилась с бурями и тревогами и выброшенный на берег он скучает и томится. (М. Лермонтов.)
г) Мой друг не плачь перед разлукой и преждевременною мукой младое сердце не тревожь. (М. Лермонтов.)
д) Сумерки приближались и надо было торопиться. (В. Арсеньев.)
4. Укажите ССП, где бы вы поставили тире.
а) Один прыжок и лев уже на спине у буйвола. (А. Куприн.)
б) И скучно и грустно и некому руку подать в минуту душевной невзгоды. (М. Лермонтов.)
в) Сквозь редкую листву шумит Байкал в тумане и тянет влагою в осеннее окно. (А. Журавлев.)
г) Сказал и Петербург возник из дикого болота. (А. Пушкин.)
5. Укажите ССП с общим второстепенным членом предложения.
а) По ночам подмора и звезды усеивали небо. (И. Бунин.)
б) В нижнем этаже под балконом заиграла скрипка и запели два нежных женских голоса. (А. Чехов.)
в) С зари кукушка за рекою кукует звонко вдалеке и в молодом березняке грибами пахнет и листвою. (И. Бунин.)
г) Еще трава полна прозрачных слез и гром вдали гремит раскатом.
6. К началу данного сложного предложения подберите конец. Объясните письменно постановку тире.
а) Раздался шорох — и …
б) Четкий удар мячом — и …
в) Сучок хрустнул — и …
7. Составьте и запишите предложения по данным схемам.
8. Спишите предложения, вставляя пропущенные знаки препинания и орфограммы.
Было уже часов десять и над садом св..тила полная луна. В доме Шуминых только что закончилась служба к..торую заказывала бабушка и теперь Наде она вышла в сад на минутку видно было как в зале накрывали на стол как в св..ем ш..лковом плат..е суетилась бабушка. Отец Андрей говорил о чем(то) с матерью Нади Ниной Ивановной и теперь мать при в..чернем осв..щении к..залась м..лодой.
В саду было тихо прохладно и темные тени лежали на земле. Слышно было как где(то) д..леко должно быть за городом кр..чали л..гушки. Дышалось глубоко и х..телось думать что не здесь а где(то) под небом над дерев..ями д..леко за городом в п..лях и л..сах разв..рнулась теперь св..я весе..яя жизнь таинстве..ая и пр..красная. (А. Чехов.)
Ключи к I варианту:
1. а) — простое, б) — СПП, в) — БСП, г) — ССП;
8. Ключ к тексту:
Было уже часов десять, и над садом светила полная луна. В доме Шуминых только что закончилась служба, которую заказывала бабушка, и теперь Наде — она вышла в сад на минутку — видно было, как в зале накрывали на стол, как в своем шелковом платье суетилась бабушка. Отец Андрей говорил о чем-то с матерью Нади, Ниной Ивановной, и теперь мать при вечернем освещении казалась молодой.
В саду было тихо, прохладно, и темные тени лежали на земле. Слышно было, как где-то далеко, должно быть за городом лягушки. Дышалось глубоко, и хотелось думать, что не здесь, а где-то под небом, над деревьями, далеко за городом, в полях и лесах развернулась теперь своя весенняя жизнь, таинственная и прекрасная.
Ключи ко II варианту:
1.а) — ССП, б), в) — СПП, г) — БСП;
Номер материала: ДВ-559901
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Вузы в Москве перейдут на удаленку из-за ситуации с COVID-19
Время чтения: 1 минута
Иностранным студентам упростят пребывание в России
Время чтения: 1 минута
Всероссийский студенческий выпускной состоится 10 июля
Время чтения: 2 минуты
В российском регионе отменили выпускные вечера в школах из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки
Время чтения: 2 минуты
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
1.Укажите вид сложных предложений(знаки препинания не расставлены)
а)Солнце закатилось и ночь последовала за днем без промежутка.
б)Рассказ искусствоведа помог нам понять как глубоко воссоздана историческая эпоха в картине талантливого художника.
в)Дерево валят туда куда оно нагнулось.
г)Я знаю в вашем сердце есть и гордость и прямая честь.
(я думаю, что 1 ССП, 2 СПП, 3 СПП, 4 БСП) но мне нужно точно) пожалуйста, помогите.
2.Укажите ССП
а) Сухой лист валится ночью ветер злится да стучит в окно.
б) Н. Г. Чернышевский например отмечал что «Грибоедов должен разделить с Пушкиным славу преобразования литературы».
в)Вдруг толпа раздалась и выходит Степан Парамонович молодой купец удалой боец.
г)Несколько в стороне от дома темнел жалкий вишневый садик с пллетнем да под окнами склонив свои тяжелые головы стояли опавшие подсолнухи.
д) Челкаш всегда веселый и едкий был сегодня очевидно не в духе и отвечал на расспросы отрывисто и резко.
3) Укажите простые предложения, осложненные однородными членами:
а) Первая охотничья неудача расстроила меня, но не истребила охотничьей страсти.
б)Опять явилось вдохновение души безжизненной моей и превратило в песнопенье тоску развалину страстей.
в) Его душа сжилась с бурями и тревогами и выброшенный на берег он скучает и томится.
г) Мой друг не плачь перед разлукой и преждевременною мукой младое сердце не тревожь.
д) Сумерки приближались и надо было торопиться.
1. а) сложносочиненное
б) сложноподчиненное
в)сложноподчиненное
г) простое.
А. запятая перед союзом И (предложение сложносочиненное)
б. запятая пред союзом КАК (СПП)
в. запятая перед И (ССП)
г.запятая пред Да (ССП)
д. запятая перед Очевидно (бессоюзное)
Толковый словарь изъясняет лексическое значение слов. Слово толкуется только один раз, а словосочетание даётся в толковом словаре столько раз, сколько слов входит в это словосочетание, — один раз с толкованием, остальные с отсылкой. Такие словари, как правило, предназначены для носителей родного языка.
Источник