Меню

Украинские двигатели для космоса

Реквием ко Дню космонавтики. Космической Украине осталось жизни на 2 года

Тот факт, что космическая Украина в значительной мере зависела от России, после 2014 года повлиял на нее не лучшим образом. Несомненно, в любой отрасли в разные времена случаются взлеты и падения. Вот только вероятность того, что космическая отрасль на Украине будет взлетать, неумолимо стремится к нулю.

Украина определила свою роль в мировом разделении труда, и роль эта — сельскохозяйственное производство, причем дешёвых продуктов для стран третьего мира, потребление в которых не регулируется строгими стандартами качества, а о высоких технологиях можно забыть. Агония «Южмаша». «Морской старт» обернулся финишем украинского «Зенита»

Не случайно в свежем рейтинге инновационных экономик мира по версии Bloomberg Украина за год потеряла семь позиций и вылетела из топ-50, заняв 53-е место из 60. В 2018 году Украина занимала 46-е место в рейтинге. Bloomberg назвало результаты Украины наряду с Тунисом «самым большим поражением».

Богатое наследие

После провозглашения независимости Украины на ее территории осталось больше 100 предприятий ракетно-космической отрасли промышленности СССР: конструкторские бюро, научно-исследовательские институты, производственные объединения, испытательные центры.

Начиная с 50-х годов XX века в Днепропетровске (ныне Днепр) конструкторами и учеными в КБ «Южное» и ПО «Южный машиностроительный завод» («Южмаш») было создано четыре генерации ракетных комплексов стратегического назначения, около 400 космических аппаратов 70 различных модификаций, космические ракеты-носители семейств «Циклон», «Космос», «Зенит».

За свою работу «Южмаш» получил статус мирового лидера в области ракетостроения. Сегодня его называют основой ракетно-космической промышленности Украины.

Однако чтобы быть полноценной космической державой, Украине не хватает, например, собственного космодрома. Также у страны фактически отсутствуют космические аппараты на орбите. Собственный спутник связи «Лыбидь» запустить так и не удалось.

Годы независимости

Одна из главных ролей в космической отрасли Украины — у конструкторского бюро «Южное». КБ «Южное» проектирует то, что потом производит «Южмаш». Еще один важный участник цепочки — Павлоградский химический завод: это предприятие, которое занимается производством твердого топлива (к сожалению, его судьба достаточно тяжела, как и судьба «Южмаша»). В кооперации с «Южным» работает еще около 120 предприятий на Украине. Порошенко пообещал украинцам полеты в космос с американского мыса Канаверал

В портфолио украинской космической отрасли входят 3 семейства ракет-носителей, которые запускаются на 4 космодромах мира. Ракеты стартовали с космодромов Плесецк, Байконур, Уоллопс, платформы «Морской старт». На орбиту было выведено около 300 космических аппаратов по заказу разных стран мира.

В разные годы на украинские ракеты-носители приходилось от 3,1 до 12,9% пусков. Наиболее активными были первые 4 года независимости, а самой популярной — ракета-носитель «Циклон-3».

За годы независимости Украина запустила в космос три спутника для дистанционного зондирования Земли собственной разработки и производства — «Сич-1», «Сич-1М», «Сич-2».

КБ «Южное» разработало, а «Южмаш» произвел первую ступень для американской ракеты-носителя Antares и двигатель для европейской ракеты-носителя Vega. Долгосрочный контракт на производство первой ступени для Antares был подписан в 2008 году и действует до 2019 года. В 2013 году состоялся запуск с базы NASA в Уоллопс, ракета отправила на орбиту грузовик Cygnus с полезным грузом для МКС, в том числе научным оборудованием.

Vega представляет собой ракету-носитель легкого класса и использует украинский двигатель РД-843. Она предназначена для вывода на околоземную орбиту грузов весом 300-1500 килограммов. Запускается с космодрома Куру в Гвианском космическом центре. КБ «Южное» получило этот проект в 2004 году в рамках контракта с итальянской компанией Avio. Спустя 6 лет прошли первые квалификационные испытания, а в 2010 году проект был реализован.

Сейчас европейцы планируют заменить украинский двигатель на более экологичное решение, которое работает на метановом ракетном топливе. К слову, Vega является конкурентом украинским ракетам «Днепр» и еще не законченному «Циклону-4», а также американской ракете-носителю Antares, для которой Украина производит первую ступень.

Еще в 1995 году было создано американско-российско-норвежско-украинское предприятие «Морской старт» (Sea Launch), целью которого было строительство морской платформы в районе экватора для космических стартов. Именно экватор является самым лучшим местом для запуска, так как позволяет наиболее эффективно использовать вращение Земли и отправлять грузы в космос наименее ресурсоёмко.

Проект подразумевал строительство ракетно-космического комплекса, состоящего из морского и ракетного сегментов, а также космического аппарата.

Читайте также:  Хочу все знать киножурнал про космос

В плоскости ответственности КБ «Южное» и завода «Южмаш» лежало создание ракеты-носителя. Ею стала ракета серии «Зенит» — модификация трехступенчатой «Зенит-3SL». Блок полезной нагрузки для ракеты создавался компанией «Боинг», а третья ступень — разгонный блок DM-SL — российской «Энергией».

Практически одновременно с проектом «Морской старт» Украина и Россия пришли к заключению, что для ракет «Зенит» с грузом менее 4 тонн рационально производить запуски с наземного космодрома Байконур. Для осуществления этого плана в 1999 году было создано российско-украинское предприятие «Международные космические услуги». Чалый замахнулся на сотрудничество с США в космических масштабах

В том же году был подписан договор с Казахстаном и с США, необходимый для запуска космических аппаратов с платформы Байконур. Однако в 2015 году Россия отказалась от использования украинских ракет.

Кризис

В украинском Госкосмосе называют КБ «Южное» наиболее успешным предприятием отрасли. Однако в прессе время от времени возникает информация о его убыточности.

В КБ такую информацию опровергают, но не называют сумму прибыли и не публикуют финансовые отчеты. Единственное исключение — в 2016 году КБ отчиталось о 4,3 млрд грн ($160 млн) чистой прибыли. Однако впоследствии выяснилось, что это результат списания задолженности КБ перед Сбербанком России.

По данным Министерства экономического развития и торговли, 2015 год бюро закончило с убытком 1,1 млрд грн ($41 млн), по данным СМИ — 4,1 млрд грн ($150 млн). На балансе предприятия остаются многомиллионные долларовые обязательства с отсроченным сроком погашения.

КБ может «похвастаться» отсутствием новых разработок в ракетном производстве за весь период независимости. Приоритет на конструкторские разработки в КБ «Южное» привел к краху проекта «Циклон» и потере огромных денег. На старте проекта предусматривалось в качестве основного носителя использовать ракету-носитель «Циклон-3», к которой планировалось разработать только разгонный модуль. Однако постепенно эта задача переросла в разработку нового ракетоносителя «Циклон-4», что увеличило срок реализации проекта с трех до фактических двенадцати лет и значительно повысило стоимость проекта: со $105 миллионов до $488 миллионов. В итоге полный комплект документов так и не был разработан.

Судьба «Циклона-4», скорее всего, уготована и «Циклону-4М», который предлагается сегодня для совместной реализации с Канадой. У украинской стороны нет для новой ракеты собственного двигателя, а купить двигатель с нужными характеристиками на рынке невозможно. Его придется разрабатывать собственными силами, что абсолютно нереально в заявленные два-три года и в рамках бюджета в $200 миллионов.

Начиная с 2013 года «Южмаш» находился в глубоком кризисе из-за обвала объемов производства. Дела у завода обстоят, мягко говоря, неважно. В 2017 году председатель Государственного космического агентства Украины Юрий Радченко заявил, что мощности «Южмаша» практически простаивают, предприятие готово производить десятки ракет, однако за период 2014-2017 годов не выпустило ни одной.

С 2019 года предприятие планировало выйти на 109,5 млн грн ($4,1 млн) прибыли. Основные надежды возлагались на заказ на 12 ракет-носителей «Зенит». Кроме того, в портфеле участие в международных проектах «Антарес» и «Вега», сотрудничество с KARI (Республика Корея) и ISRO (Индия). Мэр Днепра начал подготовку к полету в космос

Похоже, планам «Южмаша» не суждено сбыться. В марте нынешнего года российская частная компания S7 Space решила расторгнуть контракт на производство 12 ракет-носителей «Зенит» для пусков с плавучего космодрома «Морской старт».

«Максимум через два года история космической Украины закончится»

Украинский аналитик Александр Мордкович полагает, что большой ошибкой будет утверждать, что проблемы Украины в космической отрасли начались с Евромайдана 2013-14 годов.

«Украина выбыла из всех больших космических программ ещё до 2013 года. По разным, сложно объяснимым причинам.

Если выход из совместных с Россией и Казахстаном программ можно объяснить политическим влиянием США, то выход из проекта космодрома в Бразилии — это уже чистая экономика. Никто не мог конкурировать с ценой вывода тонны груза с экваториального космодрома «Циклоном». Но, тем не менее, Украина из проекта вышла.

Истории про заказ носителей для «Морского старта» — не более чем истории. В итоге остаются двигатели для «Веги», про которые уже заявлено, что они временная мера до разработки немецких нового поколения.

То есть максимум через два года история космической Украины будет закончена. Скорее всего навсегда», — рассказал Мордкович в комментарии изданию Украина.ру.

Читайте также:  Фон космоса с треугольником

Источник

Украинские ракетные двигатели начали замещать российские

19 ноября президент Украины Петр Порошенко, поздравив громадян с 20-летием первого полета в космос гражданина независимой Украины, назвал страну «космической державой».

Порошенко сообщил, что 20 лет назад «произошло историческое событие для независимой Украины»: в космос на борту американского космического корабля «Колумбия» отправился Леонид Каденюк. «С тех пор Украина успешно подтверждает свои позиции космической державы», — написал Порошенко на своей странице в Facebook.

На счет успешности позиций и космической державы — вопрос спорный, тем не менее, кое-чего Украина, действительно, добилась.

Так, на днях стало известно, что европейская ракета-носитель Vega с украинским двигателем успешно стартовала 8 ноября 2017 с космодрома Куру во Французской Гвиане. Маршевый жидкостной РД-843 — основной двигатель четвертой ступени этой ракеты-носителя. Он разработан государственным предприятием КБ «Южное» и изготовлен на «Южмаше». По информации Государственного космического агентства Украины (ГКА), предыдущий девятый пуск РН в рамках программы Vega был осуществлен весной — 7 марта 2017 года.

А 12 ноября уже с американского космодрома Уоллопс (штат Вирджиния) состоялся успешный пуск модернизированной ракеты-носителя среднего класса Antares-230 с транспортным космическим кораблем Cygnus. Транспортник доставил на Международную космическую станцию (МКС) 3229 кг груза по заказу NASA. Как сообщила пресс-служба Укркосмоса, в подготовке и проведении пуска принимали участие украинские специалисты. Главным разработчиком ракеты-носителя является американская компания Orbital АТК, однако основную конструкцию первой ступени создают украинские предприятия — КБ «Южное» и «Южмаш» в кооперации с «Хартрон-АРКОС» (Харьков), «Хартрон-ЮКОМ» (Запорожье), «ЧЕЗАРА», «РАПИД» (Чернигов) и др.

Известно, что изначально на первой ступени РН Antares-230 стояли двигатели AJ-26 — лицензированная в США модификация советского двигателя НК-33 для использования на американских носителях. У данной части ракеты три «родителя»: непосредственно частная компания США Orbital Sciences, российский СНТК им. Н. Д. Кузнецова (Самарский научно-технический комплекс имени Николая Кузнецова) и украинское КБ «Южное». Украинцы участвовали в разработке и контроле изготовления на заводе «Южмаш» ёмкостей для топлива, баков высокого давления, клапанов, датчиков, системы подачи топлива и питания, труб, проводов и другого связанного с ними оборудования.

После аварии, произошедшей при запуске в октябре 2014 года, было объявлено об замене двигателя первой ступени AJ-26 на двигатель РД-181 — разработанный химкинской компанией «НПО Энергомаш» специально для «Антареса», причем за его основу был взят двигатель РД-191 от «Ангары». То есть подмосковное предприятие в этом проекте занимается поставками РД-181 (по контракту НПО «Энергомаш» поставит Orbital ATK с 2017 по 2018 год 14 двигателей) и их адаптацией к носителю, а Украина по-прежнему решает задачи в части изготовления ёмкостей для топлива, баков высокого давления, клапанов, датчиков, системы подачи топлива и питания. По словам гендиректора химкинского предприятия Игоря Арбузова, российские и украинские эксперты раздельно работали на американском космодроме по программе подготовки к первому запуску и продолжают «не пересекаться».

По четвертой ступени AVUM лёгкой РН, совместно разрабатываемой с 1998 года Европейским космическим агентством (ESA) и Итальянским космическим агентством (ASI), у украинцев действует уже довольно старый контракт, отмечает научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев.

— Это европейская ракета впервые вывела на орбиты полезную нагрузку в 2012 году, и с тех пор периодически летает, доставляя в основном спутники дистанционного зондирования Земли. В 2018 году запланировано три запуска, и пока ничто не указывает на то, что европейцы хотят отказаться или заменить этот носитель. Antares летает реже, но по обеим программам украинцы выполняют свои обязательства и получают за это твердую валюту. У нас любят говорить о том, что украинские ВПК и космическая отрасль находятся в глубоком упадке, тем не менее, производство тех же двигателей РД-843 там сохраняется.

Конечно, двигатели на четвертой ступени РН Vega не самые мощные, но для украинских предприятий их изготовление — это уже отлаженная вещь, и не будем забывать, что двигатель — это самый сложный узел в ракете.

— Какие комплектующие для производства РД использует Украина?

— В принципе что-то из комплектующих и из элементной базы они должны закупать в России, но в отличие от производства спутников та же элементная база двигателей достаточно широко распространена и ее легко можно купить в другом месте. То есть, здесь нет жестких требований, которые предъявляются, например, к элементной базе спутников. Что касается наиболее технологичных вещей — аппаратуры, автоматики, радиоуправления и т. д., то значительную часть изделий для российской космической промышленности делала именно Украина в рамках политики СССР по разделению труда.

Читайте также:  Борьба за космос кратко

— Учитывая состояние космической отрасли, украинцы могут принять участие в каких-либо еще проектах с иностранным участием?

— Для Украины единственный выход — развивать кооперационные связи, чтобы продолжать получать деньги и сохранить промышленность в более-менее работоспособном виде. Вообще, конечно, Киев периодически озвучивает грандиозные планы по покорению космоса, но их возможность крайне ограничена, хотя надежда на реализацию приемлемых решений у Украины все-таки есть.

Так, бразильское космическое агентство трижды безуспешно пыталось запустить ракету-носитель легкого класса VLS-1 — в 1997, в 1999 и в 2003 годах. Последняя авария привела к гибели 21 человека и к уничтожению стартовой площадки. После этого работы над ракетой были заморожены, но желание летать в космос у бразильцев не пропало, и они решили сотрудничать с Украиной. Но, видимо, в связи с изменившейся политической ситуацией на Украине и сложностями в реализации проекта ракетного комплекса «Циклон-4» (в его состав входят ракета-носитель «Циклон-4» и наземный комплекс, обеспечивающий проведение на космодроме работ по подготовке и запуску РН и полезной нагрузки) летом 2015 года Бразилия в одностороннем порядке денонсировала (отменила) договор.

Теперь канадская компания Maritime Launch Services (MLS) планирует построить космодром у восточного побережья страны при участии украинцев. Вообще у Украины с Канадой, где проживает большая украинская диаспора, вроде бы идут серьезные переговоры по строительству объекта недалеко от города Кансо — чтобы выводить украинской ракетой «Циклон 4М» (Cyclone 4M) спутники весом до 3?350 килограммов.

Вообще использование космодрома в Канаде — второй шанс для Украины в решении проблемы со стартовой площадкой и шанс реально стать космической державой. В принципе, они могут организовать производство ракет для вывода малых спутников, и тем самым создать конкуренцию японцам и американцам, потому что рынок вывода малых аппаратов на орбиту довольно быстро растет. Но это — не близкая перспектива, тем более, сейчас хватает игроков на рынке, которые хотели бы делать ракеты для запуска именно малых аппаратов.

— «Южмаш» находится в сложном финансовом положении. На сегодняшний день предприятие имеет задолженность по заработной плате в размере около 80 млн. грн. (примерно 175 млн руб.) только по официальным, потому и не очень достоверным подсчетам, — говорит преподаватель Военного университета Министерства обороны РФ Владимир Карякин. — И только благодаря некоторым контрактам — по Antares и еще ряду проектов — летом 2017 года предприятие начало переходить, по признанию главы профсоюзного комитета «Южмаша» Валерия Васильева, «с однодневки на три рабочих дня».

Из-за того, что на Украине ежедневно делается масса популистских и откровенно завиральных заявлений, складывается впечатление, что там ничего не могут, однако, к счастью, все-таки какое-то производство сохраняется, которое дает людям рабочие места. Пусть даже и путем, которым сейчас идет «Южмаш», а именно — возвращением к производству троллейбусов (речь идет о партии троллейбусов «Днепр-Т103» для Днепропетровска и Запорожья) и сборке шасси для самолетов Ан. Производство ступени для американской ракеты и сборка двигателя для ракеты Vega — это практически единственное профильное дело предприятия, приносящее реальные деньги. Ведь РН летает — в июне 2015 года она вывела европейский спутник Sentinel-2A, предназначенный для дистанционного наблюдения за Землей, в сентябре 2016 года — четыре спутника SkySat оператора, принадлежащего Google, и первый перуанский спутник PeruSAT-1.

Способна ли Украина на нечто большое? Например, вывести свой первый спутник связи «Лыбидь», запуск которого в очередной раз перенесен 2018 год? Слабо верится. Что касается интереса к «Циклону-4», то теоретически такое возможно, ведь трёхступенчатая ракета-носитель лёгкого класса «Циклон-3» была неплохой и надежной РН, которая запускала преимущественно спутники военного назначения. Но насколько «Циклон-4» будет надежной ракетой, и за сколько украинцы согласятся ее производить — это вопросы, которые, на мой взгляд, делают проект с Канадой не реальным.

Источник

Adblock
detector