МЫСЛЕННОЕ СОЛНЦЕ
Сними бельмо, и увидишь Солнце мысленное, Око бесконечное, тьмами тем крат светлейшее солнца вещественного.
Бог (Отец)
Не зайдет уже Солнце твое
Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны —светить тебе, но Господь будет тебе вечным Светом, и Бог твой — славою твоею. Не зайдет уже Солнце твое, и луна твоя не сокроется, ибо Господь будет для тебя вечным Светом, и окончатся дни сетования твоего. И народ твой весь будет праведный, на веки наследует землю — отрасль насаждения Моего, дело рук Моих, к прославлению Моему… Я, Господь, ускорю совершить это в свое время (Ис.60:19-22).
Светило святого Иерусалима
И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному (Откр.21:10,11).
Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы
И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине, если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1Ин.1:5-9).
Преподобный Исаак Сирин
Благодать мысленного Солнца
Мысленное созерцание есть естественное ведение, присоединенное к естественному состоянию, и оно называется естественным светом. Чистота (ума) есть прозрачность мысленного воздуха, в недрах которого воспаряет внутреннее наше естество. Если ум нездрав в естестве своем, то недейственно в нем ведение, как и телесное чувство, когда от каких-нибудь причин повреждено, теряет зрение. Если же ум здрав, но нет в нем ведения, то без него не различает ум духовного, как и глаз, здоровый в целом своем составе, бывает нередко слаб относительно к чувственному зрению. А если во всем этом сохранено, что чему свойственно, но не близка благодать, то в деле различения остается все сие недейственным, как и в часы ночи, поелику нет тогда солнца, глаза бывают неспособны разбирать предметы. И когда все (то есть и глаз, и зрение) здорово и само в себе совершенно, но некоторые вещи не различены или не различаются, то сим исполняется сказанное: . во свете Твоем узрим свет (Пс.35:10). Если же благодать мысленного Солнцабывает близка, возбуждает к желанию, поощряет и делает бодрственным, но нет в уме чистоты, то он подобен пустому воздуху, который непрозрачен от густоты облаков и темных веществ, удобно возносящихся к солнечному свету, веселящему нас приятностью сего видения.
Когда зрение нетвердо в различении, тогда и естество слабо в деятельности. Душе ощупать приятность воссиявающего над всем второго Солнца препятствует наложенное на нее телесное, которое закрывает собою озарения истины, так что они не доходят до нас. Впрочем, с нуждою сыскивается все это нами сказанное, — и потому, что трудно в одном человеке найти все это в целой совокупности, без недостатка и укоризны, и потому, что не могут многие достигать совершенства в одном каком-либо духовном ведении. Недостаток же сей бывает по следующим причинам: по недостаточности разума, по беспорядочности воли, по несоответствующему цели положению, по оскудению чистоты, по неимению учителя и руководителя, по удержанию благодати (сказано: Мужу скупому не лепо есть богатство и обладание великим, (Сир.14:3), по препятствиям от обстоятельств, от места и от нравов.
Истина есть ощущение по Богу, какое только вкушает в себе человек ощущением чувств духовного ума.
Мысленное солнце зримо бывает достойными
Чувственное солнце видимо, но не видит; мысленное же солнце и зримо бывает достойными, и само зрит всех, паче же тех, которые на него смотрят. Чувственное солнце не говорит и никому не дает силы и способности говорить, мысленное же солнце и само говорит друзьям своим, и всем дает способность и силу говорить. Чувственное солнце, светя на чувственный сад, иссушает только теплотой лучей своих сырость земную, а не насыщает и не ботит растений и семян; мысленное же солнце, когда воссияет в душе, оба сии оказывает действия: иссушает сырость страстей, очищая вместе скверноту и зловоние, происходящие от них, и сообщает мысленной земле души удобрение (жирной делает), т.е. божественную благодать, коей будучи насыщаемы, произрастения добродетелей мало помалу возрастают в довольстве.
Солнце мысленное, воссияв, всегда светит
Чувственное солнце, восходя, освещает чувственный мир, и все, что в нем: людей, зверей и прочее все, над которыми одинаково простирает свет свой, царствует в полдень, затем опять скрывается, оставляя во тьме те места, над которыми светило. Солнце мысленное, воссияв, всегда светит, невместно вмещаясь все во всем, и вместе отособляясь от тварей своих и неотделимо отдельно пребывая от них, – будучи все во всем и не будучи нигде в тварях своих исключительно (так чтобы не быть в других местах). Оно – все в видимом и все в невидимом, – все всюду присуще и нигде – все исключительно.
Сокровенный свет божественного ведения есть мысленная сила
Пока солнце еще не воссияло и тьма покрывает землю, кто может видеть хорошо вещи? И тот, кто прошел грамматику, риторику и философию и обогатился познанием всего сущего, не может без света прочитывать книг, в которых содержатся. спасительные учения, а новоначальный, который только приступил к такому учению, что может увидеть без света, или чему может научиться? — Ничему. Таким же образом и душе всякой потребен сокровенный свет божественного ведения, да видит и познает и постигает силу и значение Божественных словес псаломских. Ибо сей сокровенный свет божественного ведения есть некая мысленная сила — властная, которая окружает и собирает подвижный ум, отбегающий обычно туда и сюда, в то время, когда слушает, или читает Божественные оные словеса, и держит его в себе, да внимает тому, что читает, или слушает.
Как светильник, хотя и елеем полон, и фитиль имеет, но если не зажжен огнем, остается весь темным, так и душа, по видимому украшенная всеми добродетелями, если не сделается причастного Света и благодати Святаго Духа, есть еще погашенная и омраченная, и дела ее еще нетверды, ибо надобно чтоб они были облечены и явлены Светом (Еф. 5:13). Итак, у кого светильник души еще погашен и темен, для того потребен Божественный свет, который засветил бы в нем светильник души его и научил его обсуждать деяния свои, испрашивать прощения в погрешениях посредством исповедания и исправлять каждочасно, что делает неправого и худого.
Бог Свет есть и Свет высочайший
Ум наш, будучи прост, когда обнажится от всякого стороннего помышления и внидет в простой свет Божий, тогда, будучи объят и сокрыт весь сим светом, не может уже встретить ничего кроме того света, в коем находится, чтоб подвигнуться к помышлению о том, но пребывает внутрь божественного света, не бывая попускаем посмотреть вовне. И сие-то показывает изречение: Бог Свет есть и Свет высочайший, почему когда бывает сказанное выше, тогда последует успокоение (почитие) всякого созерцания.
Мысленное Солнце, когда воссияет в душе. иссушает сырость страстей, очищая вместе скверноту и зловоние, происходящие от них.
Преподобный Ефрем Сирин
Светлее сияет рай, нежели солнце в этом мире, исполненном тьмы; и мысленные наши очи слишком темны для того чтобы прозреть в обитель радостей; тьма распростерта в воздухе, и они не видят в высоту. Поэтому сыны земли смотрят только на землю.
Как без солнечного света глаз не может воспринимать чувственное, так без духовного света ум человеческий никогда не может воспринять духовного созерцания.
Преподобный Иоанн Кронштадский
Мысленное Солнце — Бог
Мысленное Солнце — Бог непрестанно сияет в душах избранных. Во всех нерукотворенных храминах тел благочестивых христиан есть свет умный — душа, и свет тот от умного Солнца — Бога, Который видим в мире так, как душа в теле. — Я замечаю, как входит и сияет мысленное Солнце — Бог в душе моей: ибо тогда мне бывает легко, и тепло, и светло, и как удаляется из нее и оставляет ее во мраке и страдании. Как в вещественной природе причиною мрака служит удаление или сокрытие солнца, так в духовной природе мрак происходит от удаления мысленного Солнца от души нашей и от покрытия ее тьмою окаянного. Как в вещественной природе бывает всегда некоторый остаток света и по захождении солнца по причине несравненной величины его, так и в душе остается некоторый остаток света и по удалении духовного Солнца по причине вездесущия Его и по причине сравнительного бессилия князя тьмы, который без Божия попущения не может совершенно омрачить душу. Но надо и того опасаться, чтобы, как сказал Спаситель, тьма нас не объяла совершенно [Иоан. 12:35].
Только верные рабы Христовы дают истинную цену воплощению Сына Божия и смотрению Бога Отца и всей Святой Троицы о спасении рода человеческого, только они истинно оценивают Пречистое Тело и Кровь Христову, а люди века сего живут как неосмысленные животные, в печалях житейских и в чувственных удовольствиях, не дорожа ни воплощением Сына Божия, ни Его Пречистыми Тайнами. И так как избранные Божии ценят как должно дела Божии и любовь Божию бесконечную к миру прелюбодейному и грешному, то и Бог ценит их, и дивные дела соделывает чрез них, в них обитает Дух Святый, купно со Отцом и Сыном, и от чрева их текут реки воды живы, а знающие Бога идут пить к ним, как к источникам сладким. Будемте все рабами Христовыми.
Мысленное Солнце
Я шел к утрени. Солнце было на востоке и отражалось в висящем на столбе фонаре. Отражение было так полно и ярко, что нельзя было смотреть на него, как на самое солнце. Я подумал: если вещественное, сотворенное солнце отражается с такою полнотою сияния в прозрачном стекле, то мысленное, не созданное Солнце-Бог не отражается ли в чистом от греха (как темного начала) сердце человека, не отражается ли Он блистательно в святых Своих, ради соединения с Ним, ради любви к Нему очищающих себя здесь от всякая скверны плоти и духа, творяще святыню в страсе Божии [2 Кор. 7:1]? Да, велелепотно отражается Он в душах избранных Своих, и эти чистые души, эти образы Божии, как стекло прозрачное, блестят, как злато на солнце, как алмазы лучшей воды, но блестят для Бога и Ангелов, не выказывая своего блеска людям, впрочем по Божию устроению, сияя для них светом своей веры, своих добродетелей, как бы необходимо, подобно свече, поставленной на свещнице в комнате и освещающей комнату со всеми, которые в ней находятся. Еще: если сотворенное солнце отражается в фонаре, то не отражается ли то несозданное мысленное Солнце все — и притом существенно — в Пречистой Плоти и Крови Своей на алтаре Господнем действием Духа животворящего? — Да, отражается все и со всем светом Своим и со всею любовью Своею, — так что ядый плоть Мою и пияй кровь Мою в Боге пребывает, и Бог в нем [Иоан. 6:56]. Тело и Кровь бывает всецелый Христос.
Солнце духовное — Бог
Как солнце вещественное отражается всем своим кругом и сиянием в бесчисленных прозрачных предметах на земле, так Солнце духовное — Бог благоволит отобразить Себя в бесчисленных существах на небе и на земле, — там в Ангелах, а здесь в людях; и как свет, даже вещественного солнца, не стесняется плотными, хотя прозрачными телами, но проходя сквозь оные беспрепятственно, сияет и в запертых со всех сторон от внешнего воздуха покоях дома или прозрачных предметах, обращенных к нему, так свет духовного Солнца не стесняется для духовных существ никакими вещественными преградами, ни стенами дома, ни мрачными стенами и сводами темниц, ни громадами гор, в пещерах коих скрываются рабы Божии, ни пропастями земными; всюду Он проникает и везде сияет, во всякой душе, способной принять в себя сияние небесной истины. (Павел и Сила молятся в темнице, поя Богу, и Господь внимает их молитве [Деян. 16:25,26]).
Свет солнечный да будет тебе в том залогом
Дал нам Господь по благости Своей незаслуженно с нашей стороны видеть солнце и свет солнечный и наслаждаться им, даст насладиться и Своим неприступным светом. Свет солнечный да будет тебе в том залогом, но особенно Свет Тихий святыя славы Отца Небеснаго — Сын Его единородный, данный нам, и Дух любви, данный в сердца наши.
Сними бельмо, и увидишь Солнце мысленное
Чистии сердцем Бога узрят [Мф. 5:8]. Бог есть Око всевидящее, как бы умное Солнце, стоящее над миром, проникающее умными очами своими в мысли и сердца людей, озаряющее всякую тварь. Душа наша — око от Ока, зрение от Зрения, свет от Света. Но ныне, по грехопадении, на нашем оке — душе — болезни — грехи. Сними бельмо, и увидишь Солнце мысленное, Око бесконечное, тьмами тем крат светлейшее солнца вещественного.
Я замечаю как сияет мысленное Солнце — Бог в душе моей
Во всех нерукотворенных храминах тел благочестивых христиан есть свет умный — душа, и свет тот от умного Солнца — Бога, Который видим в мире так, как душа в теле. — Я замечаю, как входит и сияет мысленное Солнце — Бог в душе моей: ибо тогда мне бывает легко, и тепло, и светло, и как удаляется из нее и оставляет ее во мраке и страдании. Как в вещественной природе причиною мрака служит удаление или сокрытие солнца, так в духовной природе мрак происходит от удаления мысленного Солнца от души нашей и от покрытия ее тьмою окаянного. Как в вещественной природе бывает всегда некоторый остаток света и по захождении солнца по причине несравненной величины его, так и в душе остается некоторый остаток света и по удалении духовного Солнца по причине вездесущия Его и по причине сравнительного бессилия князя тьмы, который без Божия попущения не может совершенно омрачить душу. Но надо и того опасаться, чтобы, как сказал Спаситель, тьма нас не объяла совершенно [Иоан. 12:35].
Святитель Андрей Кесарийский
(Толкование на Апокалипсис святого Иоанна Богослова)
Где светит мысленное Солнце правды
И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его Агнец.
Город не нуждается в солнце, потому что не нужно чувственного солнца там, где светит мысленное Солнце правды; Оно есть слава и его светило (Ис. 60:19), в свете которого пойдут спасенные народы.
Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Врата его не будут запираться днем, а ночи там не будет.
Мы видим, таким образом, что спасенные народы будут ходить во свете его и, увенчанные победою над страстями, принесут в него честь и славу добрых дел. И врата его не имут затворитися это указывает или на твердость и безопасность для жителей, или на то, что для полнейшего научения всех там будут открыты Божественные врата апостольского учения. Там будет только день, а не ночь, ибо ночь будет лишь для грешников.
И принесут в него славу и честь народов. И не войдет в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни.
Слава и честь народов означает, что в нем водворятся благоугодившие Христу из народов, но все скверное и нечистое не войдет туда, ибо кое общение свету ко тме? (2 Кор. 6:14).
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Его мысль есть Его Слово, и Его Слово есть мысль Его
Человек сотворен Богом. Сотворением человека Творец заключил мироздание, то есть сотворение миров, видимого и невидимого. Он, прежде, нежели приступил к созиданию окончательной твари, в которой восхотел сочетать миры видимый с невидимым, приуготовил для этой твари жилище — землю. Извлекал Он все из ничтожества единым словом; творил Он из преждесотворенных тварей твари новые единым словом. Для совершенного в премудрости Зиждителя труд размышления или обдумывания был излишен; для всемогущего Зиждителя труд созидания был излишен: все являлось по Его мысли, по Его Слову. Его мысль есть Его Слово, и Его Слово есть мысль Его. Той рече, и быша: Той повеле, и создашася (Пс.148:5).
Преподобный Герман Зосимовский (Гомзин)
Мысленное Солнце — Христос
Молитва Иисуса — непрестанное повторение имени Иисусова в сердце — это и есть исполнение завета апостола Павла. Но непрестанная молитва, т.е. непрерывная беседа души с Богом, возможна только «чистым сердцем», очистившим сердце свое от всяких других помыслов, прилепившихся Богу и возлюбивших Его паче всего. Святые отцы сравнивают сердце человека с водной поверхностью: подобно тому, как в чистой, прозрачной воде ясно отражается видимое солнце и чем спокойнее поверхность воды, тем яснее отражение солнца, — и в сердце безмолвном, очищенном от всяких помышлений, воображается мысленное Солнце — Христос, и чем чище и безмолвнее сердце подвижника, тем полнее и более зрит оно в своем сердце Христа. Таковых ублажает Господь в своих заповедях, говоря: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят». Это постоянное «зрение» в сердце своем Бога и непрестанная к Нему молитва были деланием первых людей, Адама и Евы в раю.
Источник