Меню

Универсальная посадочная платформа луна

Луна-16

Луна-16 — советская автоматическая межпланетная станция для изучения Луны и космического пространства. «Луна-16» стала первым автоматическим аппаратом, доставившим внеземное вещество на Землю. Грунтозаборное устройство станции было сконструировано Алимовым Олегом Дмитриевичем — советским и российским ученым в области горных машин и горного ударного бурения.

Содержание

Состав

Автоматический космический комплекс по доставке грунта с Луны состоял из:

Посадочная платформа была унифицирована для всех станций серии Е-8, к ним относилось три типа: Е-8-5, Е-8М и Е-8С. Станции Е-8С («Луна-19» и «Луна-22») были спутниками Луны, и посадки не совершали. Е-8-5, к которым относилась и «Луна-16», предназначались для доставки на Землю лунного грунта, а Е-8М — для доставки на Луну самоходного аппарата «Луноход». Из-за жёсткого лимита возвращаемой массы невозможно было оснастить возвратную ракету полноценной системой управления, поэтому в качестве района посадки на Луну станций Е-8-5 выбирались места в пределах такой области Луны, где начальная часть траектории возвращения совпадала с местной лунной вертикалью. Это позволяло радикально упростить систему управления и даже избежать коррекций траектории на трассе перелёта Луна—Земля.

На посадочном модуле было установлено грунтозаборное устройство (ГЗУ), которое состоит из бурового станка с системой электрических приводов и бурового снаряда, механизма выноса ГЗУ — штанги, на которой укреплен буровой станок, и приводов, перемещающих штангу в вертикальной и горизонтальной плоскостях (по азимуту и углу места).

Для выбора места бурения — азимута разворота ГЗУ — на посадочной платформе были установлены два телефотометра, аналогичные установленным на «Луноходе». Для освещения зоны работы ГЗУ параллельно телефотометрам были установлены светильники.

Приборный отсек, имеющий форму тора, служил стартовой площадкой для возвратной ракеты.

Грунтозаборное устройство

Операции по забору лунного грунта совершались с помощью грунтозаборных механизмов. Грунтозаборное устройство, используемое, при полетах АС «Луна-16, -20», состояло из штанги с укрепленным на ней буровым станком и электромеханических приводов, перемещающих штангу в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Рабочим органом бурового станка был виброударный бур с резцами на конце (внутри он был полым).

Буровые механизмы обеспечивали работу с горными породами, имеющими широкий диапазон физико-механических свойств — от пылевато-песчаных до скальных. Максимальная глубина бурения составляла 35 см. Это оборудование приводилось в движение электродвигателями, скорость углубления бура в грунт и мощность, потребляемая электродвигателями, контролировались с Земли телеметрически.

Бурение при работе АС «Луна-16» продолжалось около 6 мин и проводилось на полную глубину. В конце рабочего хода электродвигатели бурового станка автоматически отключались. Масса добытого образца составила около 100 г.

Штанга позволяет опустить буровой станок на поверхность Луны и обеспечивает его подъем в положение, необходимое для помещения бурового снаряда с пробой грунта в спускаемый аппарат ракеты «ЛУНА-ЗЕМЛЯ». Поворот штанги в вертикальной плоскости осуществляется механическим приводом. На выходном валу этого привода имеется рычаг, соединенный со штангой пружинным демпфером для плавного нагружения электродвигателя привода. Привод, поворачивающий штангу по углу места, закреплен на фланце выходного вала привода сканирования штанги по азимуту. Привод сканирования по азимуту производит разворот штанги вокруг вертикальной оси на 180 градусов, ориентируя рабочую часть бурового станка в сторону спускаемого аппарата (для введения грунта в контейнер ) или в противоположную сторону (для взятия пробы ). Привод сканирования по азимуту обеспечивает выбор места для взятия пробы грунта в пределах дуги, определяемой длиной штанги и углом 120 градусов. Основные положения ГЗУ: 1) Полетное положение и положение для введения бурового снаряда с образцом лунного грунта в спускаемый аппарат ракеты «ЛУНА-ЗЕМЛЯ»; 2) Положение для разворота штанги на 180 градусов; 3) Положение при сканировании штанги по азимуту для выбора места бурения; 4) Положение при бурении. Преимущества ударно-вращательного бурения состоят прежде всего в том, что оно осуществляется с использованием твердосплавного породоразрушающего инструмента, что не ставит жестких требований к их охлаждению. Сочетание вращения и ударных нагрузок увеличивает ресурс полезной работы коронки, а также уменьшает вероятность подклинки керна при колонковом бурении. В результате повышается скорость бурения. Кроме того, буровое оборудование имеет сравнительно малые габариты и вес, а также потребляет небольшое количество энергии. При использовании ударно-вращательного бурения искажение свойств породы при проходке скважины и отборе керна минимальное.

Технические данные бурового станка ударно-вращательного действия:

Глубина бурения . 380 мм

Диаметр бурения . 26 мм

Число оборотов вращателя . 508 об/мин

Скорость подачи бурового станка . 56 мм/мин

Усилие подачи бурового станка . 80-120 Н

Число ударов ударного механизма . 1524 уд/мин

Длина бурового снаряда . 417 мм

Мощность электродвигателя . 140 Вт

Габаритные размеры . 690ґ290 мм

Грунтозаборное устройство, впервые примененное на станции «Луна-16», явилось принципиально новым агрегатом космического аппарата. В его задачи входили и бурение лунного грунта различной плотности в условиях вакуума, и транспортировка образцов в контейнер возвращаемого аппарата, и последующая герметизация этого контейнера.

Полет

Автоматическая станция «Луна-16» была запущена с космодрома Байконур 12 сентября 1970 года с помощью четырехступенчатой ракеты-носителя «Протон-К». На трассе перелета к Луне 14 сентября была проведена коррекция траектории. От проведения второй коррекции отказались 17 сентября в 2 часа 38 минут 14 секунд было произведено включение двигателя, который, отработав 236 секунд, обеспечил торможение и выход автоматической станции «Луна-16» на селеноцентрическую орбиту с высотой в апоселении 118,6 км, в периселении 102,6 км, наклонением относительно плоскости лунного экватора 70° и периодом орбиты 1 час 58 минут 53 секунды. Первая коррекция орбиты, проведенная 18 сентября, обеспечила прохождение аппарата над выбранным районом посадки с одновременным понижением высоты периселения до 20,8 км. С помощью второй коррекции (19 сентября) перицентр был понижен до 11,86 км.

20 сентября была вновь включена двигательная установка, которая обеспечила торможение и сход с орбиты станции «Луна-16». Высота над поверхностью Луны на начало торможения составила 13,28 км, а на момент выключения двигателя — 2,45 км. После выключения двигателя аппарат в течение 43секунд совершал свободное падение. На высоте 600 метров от поверхности вновь начал работать основной двигатель станции в режиме регулируемой тяги в соответствии с выбранной программой управления и поступающей информацией от допплеровского измерителя скорости ДА-018 и радиовысотомера «Вега».

На высоте 20 метров скорость станции была снижена примерно до 2 м/сек. Здесь основной ЖРД был выключен и дальнейшее торможение происходило с помощью двигателей малой тяги. На высоте около 2метров по команде от гамма-высотомера «Квант» они были выключены, и 20 сентября в 8 часов 18 минут автоматическая станция «Луна-16» совершила мягкую посадку на поверхность Луны в районе Моря Изобилия. При этом вертикальная скорость аппарата в момент касания поверхности составила 4,8 м/с. Селенографические координаты места прилунения: 0°41′ ю.ш. и 56°18′ в.д. Отклонение от расчетной точки посадки составило 1,5 км. Протяженность трассы полета от точки схода с орбиты до точки посадки составила 250 км. Масса станции при посадке на Луну составила 1880 кг. После посадки было определено положение станции на лунной поверхности, а с помощью телефотометров были предприняты попытки получить изображения места бурения. Всего были три включения телефотометров. Из-за недостаточной освещенности изображения места бурения получено не было. На двух изображениях видна Земля в виде светлого пятна.

Затем по команде с Земли было включено грунтозаборное устройство, и начались операции по забору грунта, включая бурение грунта до глубины 35 см, причем без разворота ГЗУ по азимуту. Взятые образцы грунта были помещены в контейнер возвратной ракеты и загерметизированы. Старт возвратной ракеты с поверхности Луны с образцами лунного грунта состоялся 21 сентября в 10 часов 43 минуты 21 секунду. Продолжительность обратного перелета составила 84 часа. 24 сентября за 8 часов до входа спасаемого аппарата в атмосферу Земли произошло его отделение от возвратной ракеты. Скорость входа в атмосферу составила 10950 м/с, а максимальные перегрузки, действующие на спускаемый аппарат в процессе аэродинамического торможения, достигали 315 единиц. При снижении вертикальной скорости до 250 м/с на высоте 14,5 км была введена в действие парашютная система, и спускаемый аппарат совершил мягкую посадку в 80 км юго-восточнее Джезказгана. Программа полета станции «Луна-16» была выполнена полностью. Ученые внимательно наблюдали за возвращением космического аппарата. Едва над ним раскрылся парашют и заработал передатчик, сообщивший координаты полета, к месту посадки устремились вертолеты поисковой команды. 24 сентября 1970 года возвращаемый аппарат благополучно приземлился в казахстанской степи.

Читайте также:  Можно ли при растущей луне брать кредит

Лунный грунт

Главным результатом полета «Луны-16» стала первая в мире доставка автоматическим аппаратом на Землю образцов лунного грунта. Лунный грунт –разнозернистый порошок, который легко слипается в отдельные рыхлые комки. Эта особенность существенно отличает его от земной пыли: он скорее напоминает песок или комковатую структуру земных почв. Цвет лунного грунта темно-серый или черноватый.

Химический состав грунта «ЛУНЫ-16»:

Колонка реголита до глубины 35 см представляет собой разнозернистый материал темного цвета. Структура грунта, тонкозернистая у поверхности, с глубиной, в нижней части колонки, становится крупнозернистой; средняя величина частиц размерами менее 1 мм соответственно составляет 70 и 120 микрон. Ниже колонки в месте взятия грунта идет горная порода. Методом нейтронно-активационного анализа с использованием реакторных нейтронов определено содержание алюминия, марганца, натрия, хрома, железа и кобальта, с использованием быстрых нейтронов генератора- содержание кислорода и кремния.

Источник

Универсальная посадочная платформа луна

50 лет назад 24 сентября 1970 года впервые в мировой истории образцы лунного грунта доставил на Землю автоматический космический аппарат. Это сделала советская межпланетная станция «Луна-16».

Сегодня Госкорпорация «Роскосмос» предлагает вашему вниманию новый комплект рассекреченных документов, рассказывающих о подготовке этой исторической миссии. Подборка содержит документы правительства, протоколы совещаний конструкторов, описания систем и агрегатов ракетно-космического комплекса.

Картина А.Леонова и А.Соколова «Луна-16»

Штурм Селены автоматическими зондами начался вскоре после запуска первого искусственного спутника Земли. В начале 1959 года к ночному светилу стартовала станция «Луна-1». Достигнув второй космической скорости, но не долетев до цели, аппарат навсегда покинул Землю и стал первым искусственным спутником Солнца.

Более очевиден был результат миссии «Луна-2», предпринятой осенью того же года, – на поверхность Луны были доставлены советские вымпелы. Их точную копию советский лидер Никита Хрущев во время визита в США подарил президенту Эйзенхауэру, после чего соперничество великих держав в космосе обрело новый импульс.

Следующие экспедиции позволили увидеть обратную сторону Луны, составить ее точную карту, а в феврале 1966 года «Луна-9» впервые в мире совершила мягкую посадку на поверхность иного небесного тела. Однако лунная гонка между СССР и США требовала более ярких результатов. Задачу установления обратной связи с естественным спутником Земли решила автоматическая станция «Луна-16», созданная проектной группой НПО имени С.А.Лавочкина под руководством Георгия Николаевича Бабакина.

12 сентября 1970 года комплекс, состоящий из посадочной платформы, буровой установки и возвратной ракеты со спускаемым аппаратом был отправлен к Луне, и спустя 8 дней произвел мягкую посадку в районе Моря Изобилия.

Автомат пробурил поверхность Луны на глубину 35 см, вложил полученную колонку образцов внутрь герметичной капсулы, и 24 сентября ценный груз был доставлен на Землю. В руках советских ученых оказалось 101 г лунного грунта!

Была решена двуединая задача – осуществить беспилотный полет по маршруту «Земля–Луна–Земля» и доставить на Землю образцы инопланетного вещества, исследования которого позволили ученым ответить на множество вопросов о происхождении и эволюции Солнечной системы.

Август 1965 г.

Технический отчет «Основные положения по объекту Е-8»

Самый ранний из сохранившихся в архиве АО «НПО Лавочкина» технических документов, касающихся разработки дистанционно-управляемого аппарата, действующего на поверхности Луны на базе посадочной платформы второго поколения. Документ создан при передаче тематики по автоматическим лунным и межпланетным станциям из ОКБ-1 (главный конструктор С.П. Королёв) Машиностроительному заводу имени С.А. Лавочкина (Г.Н. Бабакин).

25 октября 1965

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР №841-303 «О сосредоточении сил конструкторских организаций промышленности на создании комплекса ракетно-космических средств для облета Луны»

Партийно-правительственный документ, подписанный Первым секретарем Центрального Комитета КПСС Л.Брежневым и Председателем Совета Министров СССР А.Косыгиным, фиксирует решение об облете Луны пилотируемым кораблем (проект УР-500К-Л1 – облёт Луны на модифицированном корабле «Союз», запускаемом с помощью ракеты-носителя «Протон-К» с разгонным блоком «Д») и предписывает сосредоточить на этом направлении силы ОКБ-52 Министерства общего машиностроения (генеральный конструктор В.Н.Челомей) и ОКБ-1 Министерства общего машиностроения (главный конструктор С.П.Королёв).

Программа высадки человека на Луну Н1-Л3 (с использованием комплекса из орбитального корабля ЛОК и посадочного корабля ЛК, запускаемых с помощью сверхтяжелой ракеты-носителя Н-1) испытывает трудности, в результате документом предписывается «…преобразовать Совет по «Н-1» в Совет по проблеме освоения Луны, назначив вместо т.Зверева С.А. председателем Совета т.Афанасьева С.А.»

4 февраля 1967 4 февраля 1967

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР №115-46 «О ходе работ по созданию ракетно-космических комплексов УР-500К-Л1 и Н1-Л3»

Документ, подписанный года секретарем Центрального комитета КПСС Л.Брежневым и Председателем Совета Министров СССР А.Косыгиным, отмечает, что «работы по обеспечению облета Луны пилотируемым кораблем и высадки экспедиции на поверхность Луны, предусмотренные поставлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 3 августа 1964 г. №655-268, находятся в неудовлетворительном состоянии», и обязывает Министерства и ведомства, принимающие участие в создании комплексов УР-500К-Л1 и Н1-Л3, «обеспечить выполнение работ в объемах и сроках, согласованных с решениями Комиссии Президиума Совета министров СССР по военно-промышленным вопросам».

Главные конструкторы (В.П. Мишин, Н.А. Пилюгин, М.С. Рязанский, В.П. Бармин, Н.Д. Кузнецов, А.М. Исаев, В.Н. Челомей, В.П. Глушко и А.Д. Конопатов) предупреждены о персональной ответственности «за осуществление облета Луны с помощью ракетно-космического комплекса УР-500К-Л1 и высадку экспедиции на ее поверхность с помощью ракетно-космического комплекса Н1-Л3 в установленные сроки».

27 июня 1967

Приказ Министра общего машиностроения за №221

о выделении средств для премирования работников, отличившихся при выполнении работ по темам Е-8 (посадка на Луну автоматической лаборатории), М-69 (запуск автоматической станции второго поколения для исследования Марса), «Прогноз» (искусственный спутник Земли для изучения процессов солнечной активности, их влияния на межпланетную среду и магнитосферу Земли) и ДОК-ДПО (вспомогательные двигательные установки лунных кораблей ЛОК и ЛК).

19 июля 1967

Предложения о создании лунной астрономической обсерватории на базе комплекса 8К82К-Е-8

Документ, подписанный года директором ЦНИИМаш Ю.А. Мозжориным, описывает предложения по созданию стационарной автоматической астрономической обсерватории на Луне на базе станции Е-8, реализация которых позволит «использовать не только готовые носитель и разгонный блок Д, но и все разработанные в настоящее время системы и блоки аппарата Е-8, за исключением лунохода»

29 декабря 1967

Предварительный отчет по теме 166, том I «Космические средства для проведения научных исследований в околоземном и межпланетном пространствах, Луны и планет»

Документ ЦНИИМаша содержит обоснование проекта плана работы отрасли на 1968 – 1975 годы. В нем приведен интереснейший анализ задач и средств научных исследований, проведенных в период 1957-1966 гг., а также перспективной космической программы на 1968 – 1975 годы.

«Подводятся итоги и делаются некоторые выводы относительно дальнейших целесообразных путей проведения космических исследований, в частности, предлагаются возможные перспективные космические объекты и системы, обеспечивающие достаточно полное решение возможных научных задач».

23 января 1968

Приказ Министра общего машиностроения за №31 об обеспечении разработки аванпроекта на автоматическую станцию для исследования Луны — объекта Е-8-5 (в варианте возврата на Землю, будущую станцию типа «Луна-16»).

Документ определяет головных разработчиков и разрешает начать работы по объекту Е-8-5 за счет бюджетного финансирования, выделенного предприятиям и организациям на 1968 год по теме Е-8 («Луноход»).

Февраль 1968

Система «Е8-5» Эскизный проект, Том II (Конструкция)

Выдержки из пояснительной записки к Эскизному проекту системы Е8-5, подписанному в Г.Бабакиным (главный конструктор Машиностроительного завода имени С. А. Лавочкина ), А.Исаевым (главный конструктор КБ-2) и Ф.Ткачевым (директор НИИ АУ (авиационных устройств). Содержит схемы первоначальной компоновки посадочной ступени и возвратной ракеты, которые отличаются от окончательного варианта, реализованного «в железе».

26 февраля 1968

Научные исследования космического пространства и небесных тел Солнечной системы в 1968-1971 годах. Том I. Исследования Луны, планет и космического пространства автоматическими станциями

Выдержки из документа, одобренного на заседании Междуведомственного научно-технического совета по космическим исследованиям при Академии наук СССР (МНТС по КИ при АН СССР), рекомендованного в качестве основы для разработки плана научных исследований и подготовки дальних космических аппаратов научного назначения.

Документ подписан председателем МНТС по КИ при АН СССР академиком М.В.Келдышем и завизирован ученым секретарем Совета М.Я.Маровым

12 марта 1968

Приказ Министра общего машиностроения за №78 об обеспечении выполнения работ по ракетно-космическому комплексу 11А52-Л3 и изделиям Е-8, В-69, М-69 в заданные сроки

Интересны пункты, приписывающие директору Машиностроительного завода им. С.А.Лавочкина тов. Лукину «построить хозяйственным способом и ввести в эксплуатацию в I квартале 1969 года общежитие на 400 мест. Начальнику Главного материально-технического снабжения и сбыта т.Денисенко- выделить во II квартале 1968 г. целевым назначением для Машиностроительного завода им.Лавочкина 2 автобуса. »

28 марта 1968

Приказ Министра общего машиностроения за №104

Документ отмечает, что «работы по объекту Е-8 ведутся с отставанием на 3-4 месяца от сроков, установленных приказами Министерства от 2 августа 1967 г. № 288 и от 30 ноября 1967 г. №477» и предписывает «обратить внимание директора и главного конструктора завода им.Лавочкина тт.Лукина и Бабакина, директоров НИИ приборостроенич, НИИ прикладной механики тт.Гусева, Байкова, главного конструктора КБ «Салют» т.Никитина, директора завода «Радиоприбор№ и Московского завода электромеханической аппаратуры тт.Нестерова и Лапина на неудовлетворительный ход работ и допущенное отставание по теме Е-8».

26 апреля 1968

Приказ Министра общего машиностроения за №131

об установлении фонда для премирования руководства и работников Машиностроительного завода им. С.А.Лавочкина, НИИ приборостроения, НИИ прикладной механики, КБ «Салют» и КБ химического машиностроения за разработку и предоставление аванпроекта по объекту Е-8-5 в установленный срок.

29 августа 1968

Приказ Министра общего машиностроения за №297

о принятии мер «в связи с неудовлетворительным состоянием работ на заводе им.С.А.Лавочкина по созданию объектов Е-8, В-69, М-69 и дополнительным заданием изготовить в I квартале 1969 г. 2 объектов Е-8-5. »

1 ноября 1968

Приказ Министра общего машиностроения за №363

о мерах по обеспечению работ по исследованиям космического пространства, Луны и планеты Марс в указанные сроки, предписывающий передать ряд изделий, не относящихся к объектам Е-8 и М-69, с завода им.Лавочкина для производства на завод «Арсенал» им.Фрунзе и машиностроительный завод «Вымпел».

19 ноября 1968

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 899-314 «Об усилении работ по созданию ракетно-космических комплексов 7К-ОК, УР-500К-Л1 и Н1-Л3»

Документ, подписанный секретарем Центрального комитета КПСС Л.Брежневым и Председателем Совета Министров СССР А.Косыгиным, отмечает, что решения об осуществлении в 1967-1968 годах «стыковки пилотируемых космических кораблей 7К-ОК [«Союз»] на околоземной орбите, облета Луны пилотируемым кораблем с использованием комплекса УР-500К-Л1 и начало летно-конструкторских испытаний комплекса Н1-Л3 для высадки экспедиции на поверхность Луны», предусмотренные Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 февраля 1967 г. № 115-46 и от 21 июля 1967 г. № 715-240, в надлежащие сроки не выполнены.

Постановление обязывает решить задачу по стыковке пилотируемых кораблей 7К-ОК на околоземной орбите в 1968 году, отработать ракетно-космический комплекс УР-500К-Л1 для решения задачи облета Луны в 1968 году, начать летные испытания комплекса Н1-Л3 в IV квартале 1968 году с тем, чтобы осуществить «высадку экспедиции на поверхность Луны с последующим возвращением и посадкой на Землю… в сроки, обеспечивающие приоритет Советского Союза в решении этой задачи».

8 января 1969

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР №19-10 «О плане работ по исследованию Луны, Венеры и Марса автоматическими станциями»

Документ, подписанный секретарем Центрального комитета КПСС Л.Брежневым и Председателем Совета Министров СССР А.Косыгиным, отмечает «важное значение работ по исследованию Луны и планет Солнечной системы Венеры и Марса автоматическими станциями, в целях обеспечения приоритета Советского Союза в этой области» и постановляет:

«1. Считать главной задачей в исследовании Луны автоматическими станциями в 1969 году доставку на Землю образцов лунного грунта с помощью объектов Е8-5.

2. Принять предложения Министерства общего машиностроения и Академии наук СССР… о плане запусков автоматических станций в 1969 году».

Постановление предусматривает запуски:

  • объектов Е8-5 для доставки на Землю образцов лунного грунта с помощью возвратных ракет (УР-500К);
  • объектов Е-8 для проведения исследований на поверхности Луны и отработки методики управления лунными самоходными установками с Земли (ракета-носитель УР-500К);
  • объектов В-69 «для продолжения исследований атмосферы Венеры во время снижения спускаемого аппарата на парашюте в атмосфере планеты» (ракета-носитель 8K78М на базе Р-7А).

Задача пилотируемого облета Луны и высадки на ее поверхность снимается с повестки дня; актуальными становятся доставка образцов лунного грунта на Землю автоматической станцией и проведение исследований поверхности Луны с помощью телеуправляемого аппарата «Луноход».

16 января 1969

Приказ Министра общего машиностроения №13

об изготовлении (в порядке оказания помощи заводу им.Лавочкина) ряда деталей, узлов и инструментов для объекта Е-8-5 на других заводах Министерства общего машиностроения.

16 января 1969

Приказ Министра общего машиностроения №20

об утверждении графика подготовки к пуску первого летного объекта Е-8 и «обеспечении подготовки и пуска комплекса УР-500К-Е8». Пуск назначен на 19 февраля 1969 года

21 января 1969

Приказ Министра общего машиностроения за №21

о выплате единовременных премий «за выполнение отдельных этапов опытно-конструкторских работ по объектам Е-8-5 и Е-8 в связи с завершением работ в установленные сроки»

26 марта 1969

Приказ Министра общего машиностроения за №90

Документ отмечает, что «работы по космическим объектам [Е-8 (посадка автоматической лаборатории на Луну), В-69 (запуск станции к Венере), М-69 (запуск станции к Марсу), Е-8-5 (доставка на Землю образцов грунта с Луны)] на заводе им.Лавочкина ведутся со значительным отставанием от сроков, установленных решениями Правительства и приказами Министерства. Пуск первого объекта Е-8 19 февраля 1969 года закончился аварией из-за разрушения обтекателя на активном участке выведения. »

14 апреля 1969

Письмо директора Института геохимии и аналитической химии им.В.В.Вернадского академика А.П.Виноградова в адрес Председателя Междуведомственного научно-технического совета по космическим исследованиям при АН СССР академика М.В.Келдыша и главного конструктора ОКБ Завода им.С.А.Лавочкина Г.Н.Бабакина

с предложением о создании рабочей группы «по научно-методическому руководству отбором и доставкой лунного грунта объектом Е8-5».

23 апреля 1969

Приказ Министра общего машиностроения №115

Документ возлагает персональную ответственность на «генерального конструктора ЦКБ машиностроения т.Челомея, главного конструктора КБ химавтоматики т.Конопатова, директоров заводов им. Хруничева и Воронежского механического завода тт.Рыжих и Чевелы за доработку и поставку носителя 8К82К, доработку и испытания его на технического и стартовой позициях о прилагаемому графику, а директора и главного конструктора завода им.Лавочкиан т.Лукина и Бабакина — за изготовление, испытание и подготовку к пуску изделия Е-8-5».

Пуск намечен на 14 июня.

Июнь 1969

Письмо директора ЦНИИМаш Ю.Мозжорина председателю МНТС по КИ при АН СССР М.Келдышу

Блок документов с Планом освещения в СМИ полета объекта Е8-5 (станции для доставки на Землю образцов грунта с Луны) заготовками Сообщений ТАСС об этапах полета станции «Луна-15». Утверждены Председателем государственной комиссии Г.Тюлиным и Председателем Междуведомственного научно-технического совета по космическим исследованиям (МНТС по КИ) при АН СССР М.Келдышем

6 июня 1969

Приказ Министра общего машиностроения за №167

о выделении денежных средств для исполнителей предстартовых операций на космодроме «в целях обеспечения подготовки объектов Е-8-5 и носителей 8К72К в сжатые сроки и с обеспечением высокого качества и надежности».

11 июня 1969

Выписка из протокола совещания у Председателя Междуведомственного научно-технического совета по космическим исследованиям при АН СССР

Документ, подписанный Ученым секретарем МНТС по КИ М.Я.Маровым, описывает вопросы оснащения объектов Е-8 и Е-8-5 научной аппаратурой. Докладчики обсудили три типа предлагаемых модификаций объектов Е8-5 и уточнили данные по научной аппаратуре объектов Е-8.

15 июня 1969

Приказ Министра общего машиностроения за №176

о назначении комиссии для изучения причин неудачного пуска первого летного объекта Е8-5 14 июня 1969 года.

18 июня 1969

Приказ Министра общего машиностроения за №185 по результатам анализа аварийного пуска первого летного объекта Е8-5

Документ определяет виновных в возникновении аварийной ситуации, а также предписывает принятие организационно-технические мер для НИИ и КБ, занимающихся разработкой космической техники, и, прежде всего, включенных в разработку проекта Е-8.

21 июня 1969

Копия письма ученого секретаря Междуведомственного научно-технического совета по космическим исследованиям при АН СССР М.Я.Марова директору Института космических исследований (ИКИ) АН СССР академику Петрову Г.И.

В письме сообщаются планы пусков объектов Е-8 и Е8-5 на 1969 год и указание «об ускорении подготовки уточненных программ научных исследований перечисленных объектов на 1969-1971 годы»

26 июня 1969

Письмо ученого секретаря Астрономического совета АН СССР О.Б.Длужневской ученому секретарю Междуведомственного научно-технического совета по космическим исследованиям при АН СССР

Письмо сообщает о предложении руководителя обсерватории Пульсниц (ГДР) отправить в СССР «образцы лунной породы, которую предполагается получить из США после полета «Аполло-11» в обмен на «аналогичные образцы лунной породы, как только они будут получены советскими учеными».

26 июня 1969

Письмо председателя рабочей группы академика А.П.Виноградова в адрес главного конструктора ОКБ завода им.С.А.Лавочкина Г.Н.Бабакина, начальника СКБ И.Г.Комиссарова, директора ИКИ АН СССР Г.И.Петрова и ученого секретаря МНТС по КИ при АН СССР М.Я.Марова

с просьбой дать указание «продолжить испытания грунтозаборного устройства…, подготовить программу и провести съемку аналоговых участков поверхности Луны с целью использования снимков для выбора места отбора проб »

11 июля 1969

Письмо заместителя Министра общего машиностроения СССР В.Я.Литвинова председателю Междуведомственного научно-технического совета по космическим исследованиям при АН СССР Келдышу М.В.

В документе содержится план-график работ по созданию дополнительных объектов Е-8-5 и Е-5, предусмотренных решением Комиссии Президиума Совмина СССР по военно-промышленным вопросам от 20 июня 1969 года.

5 августа 1969

Ответ на запрос председателя комиссии президиума Совета министров СССР по военно-промышленным вопросам Смирнова Л.В.

Документ сообщает, что «Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 июля 1967 г. № 715-240 и от 19 ноября 1968 г. №899-314 было предусмотрено изготовление в 1968-1969 гг. 5 лунных самоходных установок (объектов Е-8) для исследования Луны и обеспечения лунной экспедиции комплекса Н1-Л3 и 5 автоматических лунных станций с возвращаемой ракетой для доставки на Землю образцов лунного грунта (объектов Е8-5). Учитывая большую сложность решения задачи , Комиссия Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам своим решением от 20 июня 1969 г. № 153 приняла предложение Академии наук СССР и Минобщемаша о дополнительном изготовлении в 1969-1971 гг. 7 объектов Е8-5 и 3 объектов Е-8».

29 августа 1969

Приказ Министра общего машиностроения за №260 подводит итоги рассмотрения на коллегии Министерства вопроса «О ходе изготовления, отработки объектов Е8-5, Е-8, В-70, М-71 и мерах по обеспечению успешных пусков»

Состояние работ документ определяет как неудовлетворительное, и предписывает «директору и главному конструктору завода им.Лавочкина тт.Лукину и Бабакину под личную ответственность обеспечить выполнение работ по объектам Е8-5 и Е-8 в соответствии с прилагаемым графиком »

10 сентября 1969

«Программа полёта автоматического космического аппарата для доставки на Землю лунного грунта (объект РЕ8-5)»

Документ, подписанный главным конструктором НПО имени Лавочкина Г.Н. Бабакиным, свидетельствует о непростом пути к космическим победам. Первые запуски станций типа Е-8-5, предназначенных для доставки лунного грунта на Землю, цели не достигли по вине средства выведения. И только четвёртый пуск 12 сентября 1970 года «Луны-16» был успешен.

16 сентября 1969

Письмо президенту АН СССР академику Келдышу М.В. за №3/2267с

В документе содержатся заготовки сообщений ТАСС о запуске объектов Е8-5, в том числе описания запуска станции «Луна-16». В качестве даты запуска называется 23 сентября 1969 года. Однако из-за отказа разгонного блока аппарат остался на околоземной орбите и получил официальное обозначение «Космос-300».

29 сентября 1969

Письмо директора Института космических исследований АН СССР Г.И.Петрова председателю МНТС по КИ при АН СССР Келдышу М.В. и главному конструктору завода им.Лавочкина Бабакину Г.Н.

В документе содержатся рекомендации по выбору основной посадочной площадки для объекта Е8-5. Поскольку возвратная ракета лунной станции имела жестко настроенную систему управления, и траектория её возвращения не предусматривала промежуточных коррекций, для посадки и забора грунта годились очень ограниченные по площади и расположению участки Луны. Письмо также указывает, что «рекомендованные площадки являются наиболее благоприятными в малой зоне, определяемой баллистическими ограничениями, хотя по ряду позиций они существенно не удовлетворяют «Предварительным требованиями…» завода имени С.А.Лавочкина к характеристикам рельефа »

26 декабря 1969

Письмо главного инженера 3 Главного управления Министерства общего машиностроения СССР Ю.Труфанова ученому секретарю Междуведомственного научно-технического совета по космическим исследованиям при АН СССР Марову М.Я.

В документе представлена научная программа исследований Луны, а также технические детали и сроки изготовления объектов типа Е-8-5 и Е-8.

Копия письма М.Келдыша и С.Афанасьева председателю комиссии президиума Совета министров СССР по военно-промышленным вопросам т.Смирнову Л.В.

Документ о расширении программы научных исследований Луны, предусматривает запуски «искусственных долгоживущих спутников Луны , подвижной каротажной станции (на базе Е-8) для бурения лунного грунта на глубину до 0,8 м , неподвижной каротажной станции (на базе Е8-5) для бурения лунного грунта на глубину до 3-5 м ».

Для обеспечения астрофизических и геофизических исследований с поверхности Луны предполагается разработка «унифицированной платформы (на базе Е8-5) для доставки на поверхность Луны автоматических обсерваторий различного типа»

3 февраля 1970

Приказ Министерства общего машиностроения СССР №43

Документ определяет, что четыре пуска комплекса Е8-5, проведенные в 1969 году, закончились аварийным исходом (14 июня – авария ракеты-носителя, 13 июля – «Луны-15» разбилась при посадке на Луну, 23 сентября – не было второго включения блока «Д», станция осталась на околоземной орбите («Космос-300»), 22 октября – авария блока «Д», станция осталась на околоземной орбите («Космос-305») и предписывает «строго указать директору и главному конструктору завода им.Лавочкина тт.Милованову и Бабакину на допущенное отставание в изготовлении объектов Е8-5 и Е-8 и обязать их принять действенные меры, обеспечивающие выправление создавшегося положения »

15 апреля 1970

Приказ Министерства общего машиностроения СССР №102

о переименовании «Совета главных конструкторов по комплексам ВЕ-8 и его модификациям, М-69 и В-69» в «Совет главных конструкторов по комплексу Е-8 и его модификациям и автоматическим комплексам для изучения планет Марс и Венера» и об изменениях в составе Совета главных конструкторов.

Сентябрь 1970 Сентябрь 1970

ДЕЛО о научно-технических достижениях и рекордах, установленных автоматической космической станцией «Луна-16»

Комплект официальных документов («Карточка общих сведений», «Программа полета», «Акт о старте» и т. п.) для Международной авиационной федерации FAI (Fédération Aéronautique Internationale), подписанный спортивным комиссаром Федерации авиационного спорта СССР И.Г.Борисенко и др. Дело фиксирует научно-технические достижения (возвращение на Землю после посадки на поверхность Луны; доставку на поверхность Луны космической ракеты „Луна — Земля “ с возвращаемым аппаратом; автоматический старт с Луны и доставку лунного грунта на Землю) и мировые рекорды, достигнутые автоматической межпланетной станцией «Луна-16».

27 сентября 1970

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР №814-270 «О мероприятиях, связанных с завершением полета станции «Луна-16″»

Документ, подписанный секретарем Центрального комитета КПСС Л.Брежневым и Председателем Совета Министров СССР А.Косыгиным, придает «важное значение успешному завершению полета автоматической станции «Луна-16» и решению задачи доставки на Землю лунного грунта с помощью этой станции», и постановляет «разрешить Министерству общего машиностроения совместно с Академией наук СССР, наградить орденами и медалями наиболее отличившихся работников министерств и ведомств, организаций и предприятий, принимавших участие в создании и обеспечении полета автоматической станции «Луна-16″»

Кроме того, разрешается «Министерству общего машиностроения совместно с Академией наук СССР, в виде исключения, представить работы по созданию автоматической станции «Луна-16» на соискание одной Ленинской премии и двух Государственных премий за 1970 год ».

17 ноября 1970 17 ноября 1970

Экспресс-отчет «Предварительные результаты исследования физических свойств лунного грунта, доставленного на Землю автоматической межпланетной станцией «Луна-16»

Документ, утвержденный руководителем предприятия п/я Г-4461 Научно-исследовательский институт тепловых процессов (НИИТП) В.Я.Лихушиным, описывает методику и результаты исследования физических свойств (внешний вид, плотность, удельная теплоемкость, диэлектрическая проницаемость и т.п.) образцов лунного грунта, доставленных «Луной-16».

21 декабря 1970

Приказ №349 от 21 декабря 1970 года о выплате премии разработчикам и изготовителям объектов наземной космической инфраструктуры за выполнении отдельных этапов опытно-конструкторских работ по объекту Е-8-5

14 ноября 1975 14 ноября 1975

Предложение по использованию объектов типа Е8 для исследования Луны и окололунного пространства в 1977-1980 гг.

Чрезвычайно интересный документ, утвержденный главным конструктором НПО имени С. А. Лавочкина С.С.Крюковым, описывает пути решения задач, поставленных перед предприятием, в том числе до 1983 г. посадку автоматических космических аппаратов на невидимую сторону Луны с последующей доставкой образцов грунта на Землю.

Для решение этой задачи проектанты НПО имени С. А. Лавочкина предлагали создать новые автоматические станции на базе материальной части испытанных в полете изделий типа Е-8 с использованием перспективных комплектующих систем.

Источник

Космос, солнце и луна © 2023
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector