Миф о сгоревшей заживо советской женщине-космонавте Людмиле
17 мая 1961 года итальянцы записали переговоры женщины-космонавта с Центром управления полетами. Она говорила по-русски, но с ужасным акцентом, к тому же речь забивалась сильными помехами в эфире.
На заре космонавтики все проекты осуществлялись в обстановке строжайшей секретности. Это породило множество слухов и домыслов, не подкрепленных никакими доказательствами.
Передаваясь из уст в уста, «секретные сведения» о происшествиях на орбите обрастали новыми яркими подробностями, заставляли слушателей внимать рассказчику с восхищением и ужасом.
Одна из самых захватывающих и трагических легенд — страшная гибель космонавта Людмилы.
«Успехи» итальянских радиолюбителей
4 октября 1957 года с 5-го научно-исследовательского полигона Министерства обороны СССР «Тюра-Там» (впоследствии космодром Байконур) был произведен запуск первого искусственного спутника Земли.
«Бип! Бип!» — его сигналы с восторгом ловили радиолюбители всего мира. Не могли остаться в стороне от этого эпохального события и братья-итальянцы Ахилл и Джованни Баттиста Джудика-Кордилья (Judica-Cordiglia)
За символическую плату они приобрели в собственность старый немецкий бункер времен Второй мировой войны недалеко от Турина и оборудовали в нем мощную радиостанцию.
Братья установили параболическую антенну, позволяющую весьма успешно прослушивать эфир, и все свободное время вели поиски в УКВ-диапазоне. И они добились таких успехов, что им могли бы позавидовать и профессионалы.
Итальянские энтузиасты не только поймали сигналы практически всех первых советских и американских спутников, но даже сделали магнитофонные записи.
В дальнейшем они связались с другими радиолюбителями и создали триангуляционную сеть, позволяющую довольно точно определять местоположение объектов, посылающих радиосигналы.
Результаты их работы впечатлили даже НАСА, которое приглашало братьев в США для обмена опытом.
Однако многие специалисты отнеслись к достижениям итальянцев весьма скептически. В частности, прослушав некоторые магнитофонные записи, они обвинили братьев в их неверной интерпретации, а то и в прямом подлоге.
К примеру, итальянцы утверждали, что в ноябре 1960 года им удалось перехватить телеметрические радиосигналы биения сердца космонавта на орбите, а в феврале 1961 года — переговоры с Землей советского экипажа из нескольких человек.
Итальянская газета «Коррьере делла Сера» привела расшифровку этих переговоров:
«Условия ухудшаются. почему не отвечаете. Скорость падает. Мир никогда не узнает о нас. »
— и даже назвала имена якобы погибших космонавтов: Алексей Белоконов, Геннадий Михайлов и Алексей Грачев.
Советское руководство не стало даже опровергать эту нелепицу: просто у нас еще не было многоместных космических кораблей, и вообще к звездам до Гагарина никто не летал. Но запущенная утка пошла гулять по мировым СМИ.
Сгоревшая заживо
После этого итальянцы-радиолюбители выдали на-гора очередную суперсенсацию. 17 мая 1961 года, то есть вскоре после полета Юрия Гагарина, они записали переговоры женщины-космонавта с Центром управления полетами.
Она говорила по-русски, но с ужасным акцентом, к тому же речь забивалась сильными помехами в эфире, поэтому разобрать слова было очень сложно.
«Пять. четыре. три. два. один. Слушайте. Слушайте. Раз-раз-раз! Говорите. Говорите. Мне жарко. Мне жарко. Что. Пятьдесят пять. Что. Пятьдесят пять. Пятьдесят. Да. Да. Да. Дыхание. Дыхание. Кислород. Мне жарко. Это не опасно. Всё. Это не опасно. Всё. Что. Говорите. Как я должна передать. Да. Да. Да.
Что. Наша передача будет сейчас. Мне жарко. Мне жарко. Мне жарко. Я вижу пламя. Что. Я вижу пламя. Я вижу пламя.
Мне жарко. Мне жарко. Тридцать два. Тридцать два. Сорок один. Сорок один.
У нас авария. Да. Да. Мне жарко. »
Передавая магнитофонную пленку с этой записью газетчикам, братья заявили, что абсолютно уверены в том, что радиосообщение шло с околоземной орбиты. По их предположению, советский космический корабль потерял теплозащитный щит и постепенно сгорал в плотных слоях атмосферы.
Европейские СМИ дружно принялись смаковать эту сенсацию, в красках описывая агонию женщины, заживо поджаривающейся в тесной кабине космического корабля. К тому же примерно в то же время, что и итальянцы, неизвестные сигналы поймал британский радиотелескоп Jodrell Bank.
А 23 мая 1961 года агентство ТАСС сообщило, что в плотных слоях атмосферы сгорел огромный автоматический спутник. В какой-то английской газете предположили, что это была автоматическая межпланетная станция «Венера-1», связь с которой якобы потеряли вскоре после старта.
Но эта версия не выдерживает никакой критики, поскольку запуск «Венеры-1» был осуществлен еще 12 февраля 1961 года, а 19 мая она прошла в 100 тысячах километров от Венеры и вышла на солнечную орбиту.
Так что находиться в околоземном пространстве и сгорать в атмосфере этот космический аппарат никак не мог. И потому главенствующее положение заняла версия о страшной гибели советской женщины-космонавта.
Что-то тут не так!
Запись, сделанная итальянскими радиолюбителями, дожила до наших дней и до сих пор гуляет по Интернету. Официальные лица никогда ее не комментировали. Но напрашивается вопрос: а существовала ли эта «космонавт Людмила» или же это утка, придуманная братьями для собственного пиара?
Во-первых, любой человек, знакомый с правилами радиообмена, поймет, что в этой записи что-то не так. Прежде всего космонавт и ЦУП пользуются позывными, чтобы правильно идентифицировать друг друга. К примеру, у Юрия Гагарина был позывной «Кедр», у Валентины Терешковой — «Чайка». А в записанных итальянцами переговорах позывные отсутствуют.
Далее. У космонавта есть программа, которую он должен выполнять, передавать подробную информацию в ЦУП, как у него это получается, — даже при форс-мажорных обстоятельствах. Даже если огонь, жара, угроза неминуемой гибели — космонавт все равно опишет ситуацию: что горит, каковы показания приборов и т.д. И вряд ли впадет при этом в ступор — на орбиту запускаются мужественные люди с многократно проверенной крепкой психикой.
Во-вторых, настораживает акцент женщины. Дело в том, что при наборе в отряд космонавтов среди прочих параметров особое внимание обращали на дикцию кандидата и знание им русского языка. Ведь все побывавшие в космосе неминуемо становились звездами, обреченными на множество выступлений на радио, телевидении, различных собраниях и митингах. Здесь никак не обойтись без хорошей дикции.
Да и во время полета при тогдашнем уровне связи, когда сигнал из космоса доходил до служб наземного обеспечения через сеть ретрансляторов, через множество помех в эфире, операторам просто недосуг было разбирать «кашу во рту космонавта», и четкость речи должна была быть идеальной. А у «космонавта Людмилы» речь совершенно невнятная.
В-третьих, непонятно, откуда вообще взялось это имя — Людмила. В сеансе связи оно никак не прозвучало. Кроме того, отряд женщин-космонавтов начал формироваться только в 1962 году. В него вошли Валентина Терешкова, Жанна Еркина, Татьяна Кузнецова, Валентина Пономарева и Ирина Соловьева. Никакой Людмилы в этом списке нет.
Легенда «красного космоса»
Но даже если предположить, что через месяц с небольшим после Юрия Гагарина в космос полетела оставшаяся неизвестной женщина, возникает вопрос: а зачем была нужна такая срочность?
Первый полет человека в космос завершился полным успехом, Гагарин стал героем всего человечества, самой популярной личностью на планете, купаясь в лучах славы и всемирной любви. Это был триумф советской космонавтики, науки и техники. В этой ситуации новый старт был бы скоропалительным и совершенно неуместным.
Так что агония сгоравшей заживо женщины — страшная легенда «красного космоса» — скорее всего, фальшивка, сделанная предприимчивыми братьями-итальянцами ради поднятия престижа своего предприятия. Как говорится, только бизнес — и ничего личного.
Михаил ЮРЬЕВ, журнал «Тайны ХХ века», 2016
Источник
uCrazy.ru
Навигация
ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ
ОПРОС
СЕЙЧАС НА САЙТЕ
КАЛЕНДАРЬ
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Сегодня день рождения
Рекомендуем
БРОШЕННАЯ ЖЕНЩИНА В КОСМОСЕ
Со дня запуска первого искусственного спутника Земли в 1957 году мировая космонавтика достигла впечатляющих успехов, началась космическая эра человечества. Теперь мы все больше открываем для себя вселенную и в частности нашу планету.
За минувший год крупнейшие космические агентства мира потратили около 36.000.000.000$ на то, чтобы Мы с Вами стали чуточку ближе к ответу на вопрос волнующий человечество испокон веков, что же там над облаками? Как ни странно рекордсменом по выделенному бюджету стала агентство NASA вложившие в это дело более 20.000.000.000$.Это все замечательно, но сегодня мы рассмотрим обратную сторону медали полетов в космос, речь пойдет о тех огромных и страшных жертв, которые принесли пионеры космонавтики, жертвах о которых большинства стран мира предпочитает умалчивать.
Конкуренция — Двигатель прогресса
История завоевания космоса в первую очередь представляла собой отчаянное соперничество сверхдержав в итоге романтическая мечта человечества о далеких звездах и прекрасных мирах превратилась в жесткое противостояние между СССР и США, от победителя практически зависело будущее страны, как я уже говорил ранее, стартом космической гонки стал первый запуск спутника в 1957 году, который постепенно перерос в холодную войну.
Но прогресс имеет свою цену, а засекреченная информация время от времени имеет свойства выходить в свет, хотят этого ее обладатели или нет.
Безусловно в истории освоения космоса существует множества загадок, разнообразных мифов, и теорий заговоров.Самой жуткой из всех являются сказание о потерянных советских космонавтах. Так в 50-х и 60-х годах в СССР произошло огромное количество космических катастроф в ходе которых на орбите погибло множества космонавтов, чьи имена затем разумеется были изъяты из всех источников. Точную цифру погибших сказать сложно, так как во первых разные источники дают разные цифры, а во вторых о многих попытках выжить в столь сложных космических условиях мы еще не знаем, но в любом случае счет идет на десятки, эта теория имеет право на жизнь, и логически объяснима: Осуществить успешный космический полет без практики, тоже самое, что нарисовать идеальный портрет Джоконды придя на первый урок художественной школы.
В условиях завесы секретности, которая окружала советскую космическую программу, абсолютно любая информация, любой слух, как правило получал широкое освещения в прессе. Нельзя не упомянуть об итальянских радио любителях, о братьях Ахилло и Джованни Батиста, которая за символическую плату приобрели старый немецкий бункер второй мировой войны, и оборудовали в нем мощную радиостанцию. Братья установили параболическую антенну позволяющую прослушивать эфир, и добились таких успехов которые могли позавидовать даже профессионалы. Итальянские энтузиасты не только смогли поймать и практически всех советских и американских спутников, но и создали целую триангулярную сеть связавшись с другими радио любителями. Данная сеть позволяла довольно точно определять местоположение объектов посылающих радио сигналы, результаты их работы впечатлили даже NASA, которая приглашала братьев в США для обмена опытом, хотя NASA эта достаточна уважаемая космическое агентство, многие специалисты отнеслись к результатам работы итальянцев довольно скептически.
Так 17 мая 1961 года братья Батиста записали переговоры женщины-космонавта с центром управления полетами, в виду того, что использовалось не самое лучшее оборудование имело место большое количество помех, поэтому разобрать слова было довольно сложно.Последние слова женщины-космонавта: «Как наша передача будет?Четыре сорок один? Мне жарко! Мне жарко! Вас вызвали? Пожалуйста!»
Передавая пленку с записью газетчикам брать утверждали, что радиосообщение шло около земной орбиты. По их предположению советский космический корабль потерял тепло защитный слой, и постепенно сгорал в плотных слоях атмосферы.
Источник
Они не вернулись из космоса: самые страшные катастрофы с участием космонавтов
Космическая гонка СССР и США не раз двигала человечество вперед — первый искусственный спутник, полет Юрия Гагарина, высадка на Луну и создание МКС. Но обратная сторона технического прогресса и научных прорывов, связанных с освоением космоса, — жизни людей, ставших жертвами ошибок проектирования, халатности и стечения обстоятельств. Спустя более чем 30 лет с первой громкой катастрофы в истории пилотируемых космических полетов — крушения шаттла «Челленджер» — «Хайтек» изучил провалы космической индустрии, причины крупнейших аварий в истории ракетостроения и выяснил, чья технология безопаснее: российская с одноразовыми космическими кораблями или американская с их шаттлами.
Страшный день для «Челленджера»
Почти 33 года назад, 28 января 1986 года, случилась одна из первых крупных катастроф в истории пилотируемых космических полетов — крушение шаттла «Челленджер» при запуске (до этого 3 советских космонавта погибли в 1971 году при посадке «Союза-11» — «Хайтек»). На его борту находились военные летчики Фрэнсис Скуби и Майкл Смитт, инженеры Эллисон Онизука и Грегори Джервис, физик Рональд Макнейр, космонавт Джудит Резник и учитель Криста Маколифф. Каждая из 73 секунд полета шаттла погибшей миссии STS-51L была рассмотрена экспертами множество раз. Точная причина смерти астронавтов так и осталась загадкой, но эксперты склоняются к тому, что астронавты были еще живы, когда кабина ударилась о гладь океана на скорости более 320 км/час. Их гибель стала трагедией не только для США, но и всего мира. Более того, она разрушила веру сотен людей в незыблемость и безопасность космических миссий.
28 января 1986 года президент США Рональд Рейган прервал свое послание Конгрессу, чтобы объявить гражданам Америки, что шаттл «Челленджер» взорвался в атмосфере. Катастрофу тяжело переживала вся страна. Рейган выразил свои соболезнования близким погибших, но все же отметил, что подобные экспедиции и открытия невозможно представить без существенных смертельных рисков для испытателей. Так что же все-таки произошло?
«Челленджер» должен был взлететь еще 24 января 1986 года, но из-за пыльной бури в Сенегальском аэропорту, в месте возможной аварийной посадки, вылет перенесли.
Во время утренней проверки состояния шаттла обходчики не могли не заметить сосульки, которые свисали с днища. В ночь с 27 на 28 января похолодало до –2 °C. Этот факт не мог остаться незамеченным разработчиками твердотопливных ускорителей для шаттла. В таких климатических условиях волокно межсекционных уплотнителей утрачивало свою эластичность и не могло обеспечить достаточную герметичность в местах стыка секций корабля. Специалисты немедленно доложили о своих опасениях в НАСА.
В ночь на 28 января под давлением представителей Центра Маршалла руководство Morton Thiokol дало гарантии, что повреждения уплотнителей являются не более критичными, чем при предыдущих полетах. Такое легкомыслие стоило не только жизней семи астронавтов, тотального разрушения корабля и краха миссии, запуск которой обошелся в $1,3 млрд, но и привело к заморозке программы «Спейс Шаттл» на долгих три года. Комиссия, изучившая все материалы, связанные с крушением, постановила, что главной причиной катастрофы следует считать «недостатки корпоративной культуры и процедуры принятия решений НАСА».
Практически сразу после запуска из стыка хвостовой и второй секций правого твердотопливного ускорителя космической системы из-за образовавшейся ледяной корки появился серый дым. На 59-й секунде, на полной скорости, у шаттла появился огненный хвост. И у командира борта, и у центра управления полетами было время, чтобы предпринять аварийные меры. Но Френсис Скуби, командир корабля, не смог своевременно заметить и оценить возникшую опасность, а руководители полета, скорее всего, просто побоялись взять всю ответственность на себя. На 65-й секунде полета началась утечка топлива из-за воспламенения топливного бака. На 73-й секунде полета оторвалась нижняя стойка крепления правого ускорителя и, накренившись, сам корпус оторвал правое крыло «Челленджера» и пробил кислородный бак. Это привело к взрыву.
Компоненты жидкого водорода и кислорода смешались и загорелись, создав в воздухе шар из облака пламени. Сам шаттл еще набирал высоту, но уже не поддавался управлению. Когда разрушился топливный резервуар, шаттл не мог больше набирать высоту. Хвост, оба крыла и часть двигателя отделились. Взрывной волной оказалась оторвана передняя часть «Челленджера», где находился экипаж, и она взмыла на 20 км вверх. Палуба продолжала свое падение с четырьмя живыми астронавтами. В попытке спастись они применили резервные дыхательные аппараты. Весь нос корабля отделился от корпуса корабля, и тяжелая конструкция шаттла рухнула в воду. Заключение медиков НАСА гласит: возможно, команда потеряла сознание из-за потери давления в модуле во время полета.
После катастрофы правительство США в экстренном порядке начало поиски обломков шаттла в океане. В поисковых работах принимала участие даже атомная подводная лодка. НАСА потеряла около $8 млрд.
Я полагаю, что любое дело можно считать опасным, если ты не подготовлен к нему, или не владеешь ситуацией, или не знаешь, как противостоять возникающей проблеме.
Джудит Резник, астронавт, член экипажа «Челленджера»
История миссий «Спейс Шаттл»
Полеты осуществлялись с 12 апреля 1981 года по 21 июля 2011 года. Всего было построено пять шаттлов: «Колумбия» (сгорел при торможении в атмосфере перед посадкой в 2003 году), «Челленджер» (потерпел крушение во время запуска в 1986 году), «Дискавери», «Атлантис» и «Индевор». Также в 1975 году был построен корабль-прототип «Энтерпрайз», но он никогда не запускался в космос.
Повторение сценария
Шаттл «Колумбия» потерпел крушение при посадке 1 февраля 2003 года. На его борту находились семь членов экипажа, все они погибли. 16 января 2003 года, когда шаттл «Колумбия» поднимался на орбиту, кусок отлетевшей обшивки ракеты врезался в переднюю часть крыла с разрушительной силой. Кадры с камер высокоскоростной съемки показали, как кусок термостойкой пены отрывается от обшивки и попадает в крыло. Далее, исследовав записи, ученые пришли к выводу, что это могло привести к повреждению целостности теплозащитного слоя. Но досконального анализа проведено не было — в космическую миссию вновь вмешалась человеческая халатность.
Когда «Колумбия» вошла в зону самых тяжелых нагрузок при посадке, тепловая защита в месте повреждения начала рассыпаться. В этой части крыла были посадочные шасси. Шины взорвались от перегрева, ударила мощная струя раскаленного газа, крыло полностью развалилось, а вслед за этим стал разваливаться и весь корабль. Без крыла «Колумбия» закрутилась и потеряла управление. От начала распада кабины до гибели экипажа прошла всего 41 секунда.
Вторая масштабная катастрофа окончательно подорвала доверие к программе «Спейс Шаттл», и она была закрыта. 21 июля 2011 года корабль «Атлантис» завершил последнюю экспедицию в истории проекта. Начиная с этого периода, одноразовые российские «Союзы» стали единственным проводником астронавтов на МКС.
Шаттл «Колумбия» отправился в космос 28 раз. Он провел в космосе 300,74 суток, совершил за это время 4 808 оборотов вокруг Земли и пролетел в общей сложности 201,5 млн км. На борту шаттла было проведено большое количество экспериментов в области химии, медицины и биологии.
Разрушенный «Союз»
Первой катастрофой с человеческими жертвами в истории космонавтики стала гибель летчика Владимира Комарова в ходе посадки советского корабля «Союза-1». Все пошло не так с самого начала. «Союз-1» должен был произвести стыковку с «Союзом-2» для возвращения экипажа первого корабля, однако по причине неполадок старт второго был отменен.
Когда корабль уже находился на орбите, обнаружились неполадки солнечной батареи. Командиру был дан приказ возвращаться на Землю. Пилот практически вручную пытался выполнить посадку.
Всего при космических стартах и тестовых исследованиях, в том числе и в слое атмосферы, погибло более 350 человек, только астронавтов — 170 человек.
Посадка проходила в штатном режиме, но на последней стадии приземления основной тормозной парашют не раскрылся. Запасной же раскрылся, но запутался в стропах, и корабль врезался в землю со скоростью 50 м/c, взорвались баки с пероксидом водорода, космонавт погиб мгновенно. «Союз-1» сгорел дотла, тело пилота обгорело настолько, что эксперты с трудом опознавали фрагменты.
После инцидента дальнейшее выполнение программы пилотируемых запусков кораблей «Союз» отложили на 18 месяцев, было произведено множество доработок конструкции. Официальной причиной аварии назвали недоработку технологии раскрытия тормозного парашюта.
Следующим погибшим «Союзом» стал «Союз-11». Цель экипажа корабля заключалась в стыковке с орбитальной станцией «Салют-1» и проведении ряда работ на ее борту. Экипаж выполнил свои задачи в течение 11 дней. Когда штабом было зафиксировано серьезное возгорание, борту приказали возвращаться на Землю.
Все процессы — и вхождение в атмосферу, и торможение, и посадка, были проведены безукоризненно, но экипаж упорно не выходил на связь с центром управления полетами. На момент открытия люка корабля все члены экипажа были уже мертвы. Они стали жертвами декомпрессионной болезни: когда произошла разгерметизация корабля на большой высоте, давление резко снизилось до смертельного уровня. В конструкции корабля не были предусмотрены скафандры. Декомпрессионная болезнь сопровождается невыносимыми болями, и доложить о возникшей неполадке космонавты просто не могли.
Декомпрессионная (кессонная) болезнь — заболевание, возникающее при понижении давления вдыхаемого воздуха, при котором в кровь поступают газы в виде пузырьков, тем самым разрушая кровеносные сосуды, стенки клеток и приводя к блокировке кровотока.
После этой трагической аварии все «Союзы» снабдили скафандрами на случай внештатных ситуаций.
Первое космическое ДТП
В 2009 году произошло первое космическое ДТП — столкнулись два спутника. Согласно официальному заявлению компании Iridium, которое было распространено среди информационных агентств, Iridium 33 столкнулся с российским спутником «Космос-2251». Последний был запущен с космодрома Плесецк еще в 1993 году и прекратил работу через два года после этого.
Спасенные космонавты
Безусловно, не все аварии, случившиеся в космосе, привели к гибели людей. В 1971 году к орбитальной станции «Салют» стартовал корабль «Союз-10» с экспедицией для 24-дневного пребывания на орбите. Во время стыковки было обнаружено повреждение стыковочного агрегата, космонавты не смогли перейти на борт станции и вернулись на Землю.
А всего через четыре года, в 1975 году, корабль «Союз» не вышел на орбиту для стыковки с кораблем «Салют-4» из-за аварии во время включения третьей ступени ракеты. «Союз» приземлился на Алтае, недалеко от границы с Китаем и Монголией. Космонавтов Василия Лазарева и Олега Макарова нашли на следующий день.
Из последних неудачных опытов полетов можно выделить аварию, случившуюся 11 октября 2018 года. Она произошла при запуске ракеты-носителя «Союз-ФГ» с кораблем «Союз МС-10». Спустя девять минут после пуска в центр управления пришло сообщение о поломке. Экипаж совершил экстренную посадку. Причины случившегося пока выясняются, не исключено, что произошло отключение двигателей второй ступени. Российско-американский экипаж эвакуировался в спасательной капсуле.
Опасны не только в небе
Космические катастрофы происходят и на земле, унося гораздо большее жизней. Речь идет об авариях при запусках ракет.
На космодроме Плесецк 18 марта 1980 года к запуску готовили ракету «Восток». Ракета заправлялась различным топливом — азотом, керосином и жидким кислородом. Во время заливки перекиси водорода в топливный бак 300 т топлива сдетонировали. Страшный пожар забрал жизни 44 человек. Еще четверо скончались от полученных ожогов, ранены были 39 человек.
Комиссия обвинила во всем сотрудников космодрома, которые допустили халатность при обслуживании ракеты. Лишь через 16 лет было проведено независимое расследование, в результате которого причиной было названо применение опасных материалов в конструкции топливных фильтров для перекиси водорода.
Подобная трагедия случилась в 2003 году в Бразилии на космодроме Алкантара. Ракета взорвалась на стартовой площадке во время прохождения заключительных тестов, в результате чего погиб 21 человек и были ранены еще 20. Ракета стала третьей неудачной попыткой Бразилии отправить спутник-носитель в космос с исследовательским спутником.
Советский конструктор и «отец» отечественной космонавтики Сергей Павлович Королев говорил: «Космонавтика имеет безграничное будущее, и ее перспективы беспредельны, как сама Вселенная». И уже сегодня инженеры разрабатывают космические беспилотники для эффективной работы на околоземных орбитах, чтобы избежать человеческого фактора — частой причиной масштабных катастроф в космосе. Человечество уже живет в предвкушении полетов на Марс, первый из которых запланирован на 2030 год. И безопасность космической отрасли — важный момент в разработке этой миссии.