Помогите сделать схемы к предложениям
1. Оттаявшая под лучами солнца земля почти не пахнет, а веющий
в лицо ветер обычно не наносит знакомых, тревожащих нас запахов весны.
2. Далёкие снега без границ казались то скучно-зеленоватыми, то вяло-желтоватыми, а в глазах плавали чёрные точки.
3. Кончился лес, и, распахнувшись до дальнего синего неба, ударила в глаза росистая яркость лугов.
4. В этом случае для записей легко находятся точные слова и нужные краски, да и оценка событиям даётся более беспристрастная.
5. Ни она никого не тронет, ни её никто не тронет.
6. Месяц стоял за деревьями уже низко, но всё вокруг было ещё ясно видно.
7. Буратино то пропадал в тени, то белый колпак его мелькал в лунном свете.
8. Канонада стала слабее, однако трескотня ружей сзади и справа слышалась всё чаще и чаще.
9. То ли шелест колоса, трепет ветерка, то ли гладит волосы тёплая рука.
10. Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит, или коней табун игривый молчанье дола возмутит.
11. К лицедейству я не привык, шаркать ножкой тоже не обучили.
12. Лесок быстро исчез, и ветер как-то был с разных сторон.
Ответ:
1. Оттаявшая под лучами солнца земля почти не пахнет, а веющий в лицо ветер обычно не наносит знакомых, тревожащих нас запахов весны.
2. Далёкие снега без границ казались то скучно-зеленоватыми, то вяло-желтоватыми, а в глазах плавали чёрные точки.
3. Кончился лес, и, распахнувшись до дальнего синего неба, ударила в глаза росистая яркость лугов.
4. В этом случае для записей легко находятся точные слова и нужные краски, да и оценка событиям даётся более беспристрастная.
5. Ни она никого не тронет, ни её никто не тронет.
6. Месяц стоял за деревьями уже низко, но всё вокруг было ещё ясно видно.
7. Буратино то пропадал в тени, то белый колпак его мелькал в лунном свете.
8. Канонада стала слабее, однако трескотня ружей сзади и справа слышалась всё чаще и чаще.
9. То ли шелест колоса, трепет ветерка, то ли гладит волосы тёплая рука.
10. Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит, или коней табун игривый молчанье дола возмутит.
11. К лицедейству я не привык, шаркать ножкой тоже не обучили.
12. Лесок быстро исчез, и ветер как-то был с разных сторон.
Источник
Оттаявшая под лучами солнца земля почти не пахнет а веющий в лицо ветер обычно не наносит знакомых тревожащих нас запахов весны. (И. Соколов-Микитов) 2. Далёкие снега без границ казались то скучно зеленоватыми то вяло желтоваты- ми а в глазах медленно плавали чёрные точки. (А. И.Куприн) 3. Кончился лес и, распахнувшись до дальнего синего неба ударила в глаза росистая яркость лугов. (В. Солоухин) 4. В этом случае для записей легко находятся и точные слова и нужные краски да и оценка событиям даётся более беспристрастная. (Г. Федосеев) 5. Ни она никого не тронет ни её никто не тро- нет. (М. Е.Салтыков-Щедрин) 6. Месяц стоял за деревьями уже низко но всё вокруг было ещё ясно видно. (И. А.Бунин) 7. Буратино то пропадал в тени то белый колпак его мелькал в лунном свете. (А. Н.Толстой) 8. Канонада стала слабее однако трескотня ружей сзади и справа слышалась всё чаще и чаще. (Л. Н.Толстой) 9. То ли шелест колоса, трепет ветерка то ли гладит волосы тёплая рука. (А. Сурков) 10. Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит или коней табун игривый молчанье дола возмутит. (М. Ю.Лермонтов) 11. К лицедейству я не привык, шаркать ножкой тоже не обучили. (П. Проскурин) 12. Лесок быстро исчез, и ветер как-то бил с разных сторон. (Б. Зайцев)
Вставить пропущенные знаки препинания, выделить грамматические основы каждого простого предложения; союзы, соединяющие части сложного предложения, заключить в кружочек. Заранее большое
Ответы
а) с соединительными союзами:
3) Кончился лес, и, распахнувшись до дальнего синего неба, ударила в глаза росистая яркость лугов.
4) В этом случае для записей легко находятся и точные слова, и нужные краски, да и оценка событиям даётся более беспристрастная. (Г. Федосеев)
5) Ни она никого не тронет, ни её никто не тронет. (М. Салтыков-Щедрин)
7) Лесок быстро исчез, и ветер как-то бил с разных сторон. (Б. Зайцев)
б) с противительными союзами:
1) Оттаявшая под лучами солнца земля почти не пахнет, а веющий в лицо ветер обычно не наносит знакомых, тревожащих нас запахов весны. (И. Соколов-Микитов)
2) Далёкие снега без границ казались то скучно зеленоватыми, то вяло желтоватыми , а в глазах медленно плавали чёрные точки. (А. Куприн) (союз «то . то» относится к разряду разделительных, т. е. это предложение можно отнести и к букве «в», но союз «а» является противительным, что соответствует варианту «б». Я отнес это предложение к варианту «б», т. к. союз «то . то» соединяет однородные члены, а союз «а» — части сложного предложения. Мне кажется, распределение по разрядам происходит именно по этому критерию, но пишу на всякий случай, что здесь возможны варианты.)
6) Месяц стоял за деревьями уже низко, но всё вокруг было ещё ясно видно. (И. Бунин)
8) Канонада стала слабее , однако трескотня ружей сзади и справа слышалась всё чаще и чаще. (Л. Толстой) (здесь тот же случай, что и в предложении №2: союз «и» соединительный и соединяет однородные члены, но союз «однако» является противительным и противопоставляет простые части сложного предложения.)
в) с разделительными союзами:
9) То ли шелест колоса, трепет ветерка, то ли гладит волосы тёплая рука. (А. Сурков)
10) Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит, или коней табун игривый молчанье дола возмутит. (М. Лермонтов)
Источник
Контрольная работа по теме «Причастие. Деепричастие»
Цель: выявить уровень усвоения учащимися теоретического материала, а также овладения практическими умениями и навыками по теме «Причастие. Деепричастие».
Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по теме «Причастие. Деепричастие»»
Контрольная работа по теме «Причастие. Деепричастие» (урок русского языка в 7-м классе).
Цель: выявить уровень усвоения учащимися теоретического материала, а также овладения практическими умениями и навыками по теме «Причастие. Деепричастие».
1. Из приведённого текста выпишите причастия, охарактеризуйте их глагольные признаки.
2.Покажите образование выписанных причастий.
3. Образуйте возможные причастия от подчёркнутых глаголов.
4.Выпишите деепричастия, охарактеризуйте их глагольные признаки.
5. Покажите образование деепричастий.
6.Образуйте возможные деепричастия от подчёркнутых глаголов.
7. Напишите сочинение-миниатюру по картине В.М.Васнецова «Алёнушка», используя по возможности причастия и деепричастия. Покажите их морфемный состав.
8. Выполните морфологический разбор одного причастия и одного деепричастия (на выбор) из составленного вами текста.
Материал для выполнения заданий
1-3. Почти невидной и неслышной жизнью, доступной лишь зоркому глазу и чуткому уху, живёт в эту пору едва пробудившийся лес…
Освещённые лучами солнца, высятся бронзовые стволы сосен… Пахнет озоном, смолою, багульником, жёсткие вечнозелёные ветки которого уже показались из распавшегося сугроба у пригретого мартовским солнцем высокого пня. Празднично, чисто в освещённом лесу. Яркие пятна света лежат на ветвях, на стволах деревьев, на слежавшихся плотных сугробах. Скользя на лыжах, выйдешь, бывало, на солнечную, сверкающую, окружённую берёзовым лесом поляну. Нежданно-негаданно, почти из-под самых ног, в алмазной снежной пыли начинают вырываться из лунок тетерева. Всё утро кормились они на развесистых, усыпанных почками берёзах. Один за другим вылетают отдыхавшие в снегу краснобровые чёрные косачи, желтовато-серые самки-тетёрки.
В ясные дни по утрам уже можно услышать первое весеннее бормотание токующих косачей. В морозном воздухе далеко слышны их гулкие голоса. Но ещё не скоро начнётся настоящий весенний ток. Это лишь пробуют силы, точат оружие закованные в чёрные латы краснобровые бойцы. (И.Соколов-Микитов)
4-6. Есть такие прекрасные лица,
Что дивлюсь я, любуясь на них, —
Как такое могло сотвориться
Из обычных молекул земных. (В.Шефнер)
Меж осенью и женщиной есть равенство:
Предощущая возраста черту,
Они, ещё желая людям нравиться,
Подчёркнуто спасают красоту. (Ф.Алиева)
Осенью, цветочной пеной
Дни свои позолотив,
Я из старого напева
Напою один мотив,
Слово в славу обратив. (Г.Табидзе)
1-3. Для чуткого, внимательного охотника, умеющего хорошо видеть и слышать, особенную прелесть представляет богатство звуков и голосов в лесу. Необычайно разнообразны эти лесные звуки весною. Вот с надломанной ветки берёзы упала прозрачная капля – послышался тонкий, хрустальный звон. Под напором жизненных соков сам собою шевельнулся вытянутый в стрелку листок, и чуткому уху охотника уже чудится шёпот проснувшейся земли. Тысячи таких звуков родятся весною в ожившем лесу. …На макушке берёзы, покрывшейся дымкой молодой листвы, громко кукует кукушка… Окружённый золотым сиянием солнца, на самой вершине голого дуба… воркует дикий голубь-витютень…
Только в глухую полночь всё примолкает в весеннем лесу. Отойдёшь, бывало, от тихо потрескивающего костра, освещающего стволы и ветви ближних деревьев. Глухая, беззвучная накроет тебя тишина. Цепляясь по веткам, долго падает на землю оторвавшийся сухой сучок. (И.Соколов-Микитов)
4-6. К чему копить ненужные обиды?
Им не давать исчезнуть без следа,
Их помнить, не показывая вида
И даже улыбаясь иногда? (В.Тушнова)
Сотни слов, родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях. (В.Шефнер)
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется – на душе светло. (С.Есенин)
1-3. У берегов озера тундра оголилась, кое-где ярко белеют пятна снега. Но ещё крепко держит ногу нерастаявшая твёрдая мерзлота. Всюду звенят ручьи, шумят весенние речки, пробивая путь в наполненных снегом глубоких распадках. В снежных размывах гремят живописные водопады. На озере ещё стоит лёд, местами уже посеревший; в образовавшихся глубоких заберегах уже просвечивает покрытое камнями дно. Любители рыбной ловли ночью и днём таскают жмущуюся к берегу рыбу. На мокром рассыпающемся льду лежат огромные рыбины с красноватыми плавниками, ещё не успевшими поблекнуть. Это – последние дни подлёдного зимнего лова…
Ветер, ветер! Низкие тёмные облака. Серая гладь озера и холодная, зеленоватая вода в открывшихся заберегах. Птицы точно попрятались, примолкли. Редко-редко, сбиваемый ветром, протянет над берегом гусь да покружатся и исчезнут неведомо куда чайки. (И.Соколов-Микитов)
4-6. Вот и майские взоры, как встарь,
Опьяняя, лукавят со мною,
Словно стужей не веял январь
И февраль не болел белизною.
И фиалки раскрылись, спеша
Лиловеть на лугах без стесненья,
И от спячки очнулась душа
Для восторга, любви, нетерпенья. (Г.Табидзе)
Покинув заморское великолепье –
Оазисы, пальмы и зной,
Трубят журавли над весеннею степью
И клином летят надо мной.
Летят, подогнув голенастые ноги,
Под перьями ветер свистит.
А следом, по той же небесной дороге,
Журавушка старый летит. (В.Шефнер)
Я жаждал вкуса родниковых вод
И ветра над грядами острых скал,
Я шёл вперед, и падал, и вставал,
И, встав, опять упрямо шёл вперёд. (Г.Табидзе)
1-3. Утром, «на рассвете»… сегодня первый настоящий дождь барабанил по крыше. Этот знакомый приятный звук напомнил вдруг детство, деревню, тёплое лето…
Одевшись, отворил дверь и вышел на волю. Так обрадовали ворвавшиеся с ветром запахи пробудившейся земли! …Оттаявшая под лучами солнца земля почти не пахла, а веющий в лицо ветер обычно не наносит знакомых, тревожащих нас запахов весны…
Сегодня, после первого дождя, впервые я узнал аромат тундры. Ветер тянул над обмытой дождём, покрытой скудной растительностью тундрой, и в его дуновении я почувствовал очень знакомый, смолистый запах багульника, земли, болотной мокрой листвы.
…В окружавшей природе нередко улавливал я тончайшие ароматы, самые отдалённые воспоминания возникали тогда с особенной силой… В этой повышенной остроте воспоминаний скрыта особенная, захватывающая дух прелесть. Так художники и поэты зорче видят «из прекрасного далёка» свою родину, и поэтическое чувство в них вырастает с особой силой.
Вдыхая запахи пробуждённой земли, берегом озера я ухожу в тундру, поразительно изменившуюся в течение одной ночи. (И.Соколов-Микитов)
4-6. Это женское уменье,
словно тыщу лет назад,
Верить клятвам, не шутя.
Оставаться, уходя. (Р.Рождественский)
Я, полюбив, пронёс любовь сквозь годы,
Мне и сейчас переполняет грудь
Дыханье той любви и той свободы…,
О них, прошу я, спой мне что-нибудь! (Г.Табидзе)
1-3. Вчера был памятный, незабываемый день. Утром — тишина, солнце, тепло. К вечеру подул восточный ветер, по всему озеру тронулся лёд.
…Зрелище открывалось изумительное… На покрытом льдом озере от края до края зигзагами расходились огромные трещины, черневшие открытой водою. …Движимое силой инерции, огромное ледяное поле напирало на берег… На глазах наших росла огромная сказочная гора, вся светившаяся зеленоватым светом… На вершине хрустальной горы вырастали чудесные башни, замки, фантастические города. Всё это с шумом и шорохом тут же рушилось, рассыпалось в прах, и на глазах наших вновь возникали сказочные здания, мерцающие чудесным алмазно-голубым светом.
Светящиеся алмазные зеленоватые тяжёлые льдины двигались, вырастали, обрушивались на пологий берег, катя перед собою вывернутые со дна озера многопудовые камни, кувыркавшиеся по земле. Взволнованные необычайным зрелищем, на берегу с лаем и воем носились собаки. Люди стояли молча, не обращая внимания на пронизывающий ветер, трепавший волосы на их открытых головах. (И.Соколов-Микитов)
4-6. Как красиво умирает лес,
Не становясь болезненным и старым,
Лишь озаряя синеву небес
Янтарным, ослепительным пожаром. (И.Кобзев)
Источник
Сделать схемы к предложениям
1. оттаявшая под лучами солнца земля почти не пахнет, а веющий в лицо ветер обычно не наносит знакомых, тревожащих нас запахов весны.
2. далёкие снега без границ казались то скучно-зеленоватыми, то вяло-желтоватыми, а в глазах плавали чёрные точки.
3. кончился лес, и, распахнувшись до дальнего синего неба, ударила в глаза росистая яркость лугов.
4. в этом случае для записей легко находятся точные слова и нужные краски, да и оценка событиям даётся более беспристрастная.
5. ни она никого не тронет, ни её никто не тронет.
6. месяц стоял за деревьями уже низко, но всё вокруг было ещё ясно видно.
7. буратино то пропадал в тени, то белый колпак его мелькал в лунном свете.
8. канонада стала слабее, однако трескотня ружей сзади и справа слышалась всё чаще и чаще.
9. то ли шелест колоса, трепет ветерка, то ли гладит волосы тёплая рука.
10. лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит, или коней табун игривый молчанье дола возмутит.
11. к лицедейству я не привык, шаркать ножкой тоже не обучили.
12. лесок быстро исчез, и ветер как-то был с разных сторон.
Ответы
1. оттаявшая под лучами солнца земля почти не пахнет, а веющий в лицо ветер обычно не наносит знакомых, тревожащих нас запахов весны.
2. далёкие снега без границ казались то скучно-зеленоватыми, то вяло-желтоватыми, а в глазах плавали чёрные точки.
3. кончился лес, и, распахнувшись до дальнего синего неба, ударила в глаза росистая яркость лугов.
4. в этом случае для записей легко находятся точные слова и нужные краски, да и оценка событиям даётся более беспристрастная.
5. ни она никого не тронет, ни её никто не тронет.
6. месяц стоял за деревьями уже низко, но всё вокруг было ещё ясно видно.
7. буратино то пропадал в тени, то белый колпак его мелькал в лунном свете.
8. канонада стала слабее, однако трескотня ружей сзади и справа слышалась всё чаще и чаще.
9. то ли шелест колоса, трепет ветерка, то ли гладит волосы тёплая рука.
10. лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит, или коней табун игривый молчанье дола возмутит.
11. к лицедейству я не привык, шаркать ножкой тоже не обучили.
12. лесок быстро исчез, и ветер как-то был с разных сторон.
добрый человек в моем понимании.
каждый человек хоть раз в жизни задумывался, что такое доброта. однако, мало кто смог дать точного ответа на этот вопрос. у каждого оказалось свое мнение. что же такое доброта? доброта- отстутствие зла. доброта-отсутствие злых мыслей. доброта- отстутствие ненависти и гнева.. быть добрым- это ценное качество, но все-таки быть добрым нужно умеренно. тоесть, если кто-то просит у нас деньги, прикидывается бедным и плохо живущим, хочет чтобы вы приобрели ему что-то а взамен ничего не дает, нужно внимательно присмотреться, и подумать: а не пользуется ли он моей добротой? так что, быть добрым нужно только с близкими и хорошо знакомыми людьми. добрый человек- тот кто добр не только к другим но и к себе. добрый человек- это тот, кто всегда придет на и успокоит в трудную минуту. по моему- это самые ценные качества доброго человека.
вот и наступила весна.бегущие ручийки поют на разный лад.прилетевшие птицы весело плескаются в лужицах.снег,тающий на глазах,всё ещё переливается разными оттенками в лучах солнца,словно сотни бриллиантов.но все-таки иногда бывают дни,когда зима напоминает о себе.но выпавшие снежинки быстро тают,как будто их и не было.вот опять подул ветерок,но он теплый и в его дуновение чувствуется приход весны.а ведь ещё не давно все было по-другому.
проснувшись рано утром,я увидела что за окном всё укутано в белый,мягкий снег.выпавший за ночь,он и не думал таять.подбежавший ко мне щенок,радостно залаял.
-мам,можно я пойду погуляю?
-иди,только фильку не бери.
одевшись,я вышла на улицу.вновь пошел снег.летевшие снежинки я ловила руками.но быстро таявшие снежинки,оставляли на руках лишь маленькое мокрое пятнышко.на встречу мне прошли улыбающиеся парень и девушка,державшиеся за руки.они тоже,как и я,радовались этому первому снегу.укутанные деревья были словно в белых платьях.продрогшие и прижимавшиеся к друг другу воробьи сидели на корнизах домов.только некоторые из них чирикающие прыгали по мягкому снегу,на котором оставались,еле заметные следочки.кто-то из жильцов дома насыпал птичкам крошек на висевшую на дереве кормушку.изредка кто-то из воробьев залетал на нею поклевать.мне нравилась зима,ведь все вокруг становилась таким спокойным и зачаровывало своей
наступившая весна застовляло все просыпаться! всё отряхивалось ото сна и бралось за жизнь с новой силой!
Источник