Меню

Урок астрономии солнце ближайшая звезда 11 класс

Презентация по астрономии на тему «Солнце» (11 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Солнце Литовко Ирина Владимировна, учитель физики МОАУ СОШ № 1 г.Свободного

Общие характеристики Масса Солнца составляет 99,866 % от массы всей Солнечной системы Видимый угловой диаметр — 31’31» в январе, 32’31» в июле Средний диаметр 1,392·109 м (109 диаметров Земли) Масса 1,9891·1030 кг (332 982 масс Земли) Средняя плотность 1409 кг/м³ (плотность воды в Мёртвом море) Ускорение свободного падения 274,0 м/с² (27,96 g)

Вращение Солнца Вращение по зонам (определяется по изменению положения пятен) Период вращения на экваторе 25,05 дней, на полюсе 34,3 дней Скорость вращения видимых слоев на экваторе7284 км/ч

Солнечное излучение Излучение Солнца характеризуется солнечной постоянной — количеством энергии, проходящей через площадку 1 м², перпендикулярную солнечным лучам, за 1 сек. На расстоянии, равном орбите Земли, она равна 1370 Вт/м² Светимость Солнца (энергия, излучаемая за 1 сек со всей поверхности) 3,846·1026 Вт

Солнечная энергия Солнце вырабатывает энергию путём термоядерных реакций. Большая часть энергии вырабатывается при протон-протонной реакции , в результате которой из четырёх протонов образуется гелий . За каждую секунду в излучение превращаются 4,26 млн тонн вещества

Химический состав Солнечный спектр — спектр поглощения Солнце состоит из водорода (

27 %) и других элементов (2%): железа , никеля, кислорода , азота , кремния , серы , магния , углерода , неона , кальция и хрома. На 1 млн атомов водорода приходится 98 000 атомов гелия, 851 атом кислорода, 398 атомов углерода, 123 атома неона, 100 атомов азота, 47 атомов железа, 38 атомов магния, 35 атомов кремния, 16 атомов серы, 4 атома аргона, 3 атома алюминия, по 2 атома никеля, натрия и кальция, прочих элементов.

Температура Солнца Закон Стефана-Больцмана E = σT 4 Закон Вина Эффективная температура поверхности Солнца 6000К Температура в центре Солнца 13 5000 000К

Внутреннее строение Солнца Зона термоядерных реакций (ядро) 0-0,3 R Зона переноса лучистой энергии 0,3 – 0,7 R Конвективная зона 0,7-1 R Атмосфера

Строение атмосферы Солнца Фотосфера Хромосфера Солнечная корона

Строение атмосферы Солнца Условие наблюдения Внешний вид Физические характеристики Наблюдаемые образования Фотосфера Хромосфера Солнечная корона

Строение атмосферы Солнца Условие наблюдения Внешний вид Физические характеристики Наблюдаемые образования Фотосфера Видимая сфера Сфера света Высота200-300 км Температура 4000-8000 К Пятна Факелы Хромосфера Полное солнечное затмение Розоваякаёмка Высота 10-14 тыс.км Температура 5000-50 000К Вспышки (быстрое увеличение яркости участка) Солнечная корона Полное солнечное затмение Лучистое жемчужное сияние Температура 2 000 000К Протуберанцы Солнечный ветер

Строение атмосферы Солнца Фотосфера Солнечная корона Хромосфера

Активные образования Пятна и факелы Протуберанцы Вспышки Солнечный ветер

Искажение магнитного поля Земли под действием солнечного ветра

Солнечная активность Солнце обладает сильным магнитным полем, напряжённость которого меняется со временем и которое меняет направление приблизительно каждые 11 лет, во время солнечного максимума. Во время солнечной активности наблюдается увеличение солнечных пятен, вспышек, протуберанцев, солнечного ветра. На Земле усиливаются полярные сияния в высоких и средних широтах и геомагнитные бури, которые негативно сказываются на работе средств связи, средств передачи электроэнергии, а также негативно воздействует на живые организмы (вызывают головную боль и плохое самочувствие у людей, чувствительных к магнитным бурям).

Номер материала: ДБ-188434

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Читайте также:  Планеты солнечной системы по возрастанию от солнца

Оставьте свой комментарий

Сергей Кравцов доложил Владимиру Путину о ходе реализации ключевых задач в системе образования

Время чтения: 3 минуты

Подборка курсов по арт-терапии

Время чтения: 6 минут

Принят закон о зачислении в одну школу братьев и сестер независимо от их прописки

Время чтения: 1 минута

Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился

Время чтения: 4 минуты

В Рособрнадзоре рассказали о предварительных результатах ЕГЭ-2021

Время чтения: 3 минуты

В Госдуме предложили разрешить школам и вузам выбирать программы обучения

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Физика. 11 класс

Конспект урока

Физика, 11 класс

Урок 33. Звёзды. Солнце

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1) Основные физические характеристики Солнца;

2) Строение Солнца;

3) Источник энергии Солнца;

4) Спектральная классификация звёзд;

5) Эволюция звёзд

Глоссарий по теме

Звезда – раскалённый газовый шар;

Светимость звезды – энергия, которую излучает звезда за 1 секунду по всем направлениям;

Фотосфера Солнца – ближайший к поверхности, нижний слой атмосферы Солнца;

Ядро Солнца – центральная часть шара, в которой протекают термоядерные реакции;

Протуберанец – выплёскивающаяся с поверхности Солнца в атмосферу струя;

Протозвезда – звезда на раннем этапе своей эволюции;

Нейтронная звезда – звезда сверхбольшой плотности порядка плотности атомного ядра;

Чёрная дыра – звезда с таким соотношением массы и радиуса, что ни одно тело из сферы действия его гравитации и даже свет не могут покинуть его;

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1.Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин. Физика.11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.: Просвещение, 2017. С. 353 – 366

2. В.М. Чаругин. Астрономия. 10-11класс. М.: «Просвещение», 2017. С. 80 — 106

3. Саймон и Жаклин Миттон. Астрономия. М.: «РОСМЭН», 1995.

4.И.А. Климишин. Элементарная астрономия. М.: Наука. 1991.

Основное содержание урока

Наше изучение звёзд начинается с изучения Солнца, ближайшей к Земле, звезды.

Основные характеристики Солнца.

Первая величина, которая легко вычисляется для Солнца – это его радиус.

Угол, под которым видно Солнце с Земли, равен 16 секундам. Расстояние от Земли до Солнца — значение большой полуоси орбиты Земли. Радиус Солнца равен 700000 км.

Массу Солнца определим, используя третий обобщённый закон Кеплера:

подставив значения большой полуоси орбиты Земли, гравитационной постоянной и периода вращения Земли вокруг Солнца.

Масса Солнца равна

Зная, что на 1 м 2 за 1 с приходится 1370 Дж энергии, можно найти светимость Солнца:

Химический состав Солнца: примерно 70% водорода, 29 % гелия;

Температура на поверхности Солнца 6000 К.

Читайте также:  Буду солнцем пламенем рекой

Атмосфера Солнца. Нижний слой, называющийся фотосферой, имеет небольшую высоту.

Внешняя часть, называющаяся короной, простирается на несколько радиусов Солнца.

В структуре фотосферы выделяют гранулы, протуберанцы, темные пятна.

С поверхности Солнца постоянно идёт поток заряженных частиц, называемый солнечным ветром.

Временами на Солнце происходят вспышки, увеличивающий поток частик и всевозможные излучения Солнца.

Основные характеристики звёзд.

Основные характеристики звёзд. Изучение звёзд затруднено тем, что они находятся далеко и освещенность, которую они создают на Земле очень мало. Проблему наблюдения за звёздами решают при помощи больших телескопов

Измерения температур поверхности звёзд показывают, что есть прямая связь между температурой звезды и видом её спектра.

В результате все звёзды разнесены по звёздным классам: O, B, A, F, G, K,

Э.Герцшпрунг и Г.Рессел составили диаграмму зависимости светимости всех известных звёзд от их спектрального класса.

По этой диаграмме все звёзды расположились в четырёх группах.

Главная последовательность диаграммы дает расположение большинства звёзд. Солнце является звездой данной группы звёзд.

Плотности звёзд данной группы примерно равны плотности Солнца.

Вторая и третья группы звёзд данной диаграммы – гиганты и сверх — гиганты.

Группа звёзд гигантов – звёзды красного цвета со светимостью примерно в сто раз больше Солнца, а размеры в десятки раз больше.

Сверх – гиганты также звёзды со светимостью в сотни тысяч раз больше солнечной, а размерами в сотни раз больше. Плотность сверх – гиганта Бетельгейзе составляет одну миллионную долю плотности воздуха.

Белые карлики – это группа звёзд, которая располагается на диаграмме внизу слева. Светимость белых

карликов в сотни и тысячи раз меньше солнечной и по размерам сравнимы с планетами. Однако, плотность достигает огромных значений.

Источник энергии Солнца и звёзд.

Источником энергии Солнца и звёзд является ядерная энергия, которая выделяется при синтезе ядер гелия из ядер водорода.

Это — так называемая термоядерная реакция.

Доказательством верности наших представлений о строении Солнца является результаты поиска и регистрации нейтрино, которые сопровождают термоядерные реакции в недрах Солнца и легко проникают от места реакции до самой Земли.

Рождение звезды происходит в процессе сжатия газопылевых облаков галактик. Сначала увеличивается плотность, растёт температура и начинается излучение в инфракрасном диапазоне. Облако на этом этапе называют протозвездой.

Любая звезда в своей жизни проходит определенные стадии своей эволюции: рождение, пребывание на главной последователь последовательности, расширение и превращение в гиганта или сверх — гиганта. В зависимости от массы звезды происходит дальнейшее преобразование — либо в белого карлика, либо в нейтронную звезду или черную дыру.

Разбор тренировочных заданий

Выберите одно утверждение о звёздах, которые соответствуют диаграмме.

1) «Жизненный цикл» звезды спектрального класса В главной последовательности более длительный, чем звезды спектрального класса G главной последовательности.

2) Температура поверхности звёзд спектрального класса F ниже температуры звёзд спектрального класса А.

3) Звезда Арктур имеет температуру поверхности 4100 К, следовательно, она относится к звёздам спектрального класса В.

4) Средняя плотность сверхгигантов существенно больше средней плотности белых карликов.

Анализ утверждения 1): Начало жизненного цикла звёзд – левый верхний угол главной последовательности диаграммы Герцшпрунга – Рессела. Поэтому длительность «жизни» звезды класса В меньше, чем звезды класса G.

Читайте также:  Сколько больших планет вращается вокруг солнца

Утверждение 1) неверно.

Анализ утверждения 2): На нижней линии диаграммы указаны спектральные классы звёзд, на верхней линии — соответствующие температуры. Классу F соответствует температура ниже, чем классу А.

Утверждение 2) верно.

Анализ утверждения 3): Звезда с температурой 4100 К относится к классу К, что противоречит утверждению.

Утверждение 3) неверно.

Анализ утверждения 4): Белые карлики имеют рекордно высокую плотность. Это противоречит утверждению.

Утверждение 4) неверно.

Ответ: Верное утверждение – 2)

2. Установите соответствие между элементами

1.Термоядерная реакция, протекающая в ядре Солнца – реакция синтеза ядер гелия из 4 ядер водорода с образованием 2-х позитронов и 2-х нейтрино.

2. Атмосфера Солнца состоит на 70% из водорода, около 30% из гелия.

3. Солнечный ветер – это поток заряженных частиц с фотосферы Солнца: ядра гелия, водорода, электроны и незначительное количество ионов.

Источник

Солнце – ближайшая к нам звезда

Презентация к уроку

Цель: Дать первоначальные представления о звезде.

Тип урока: вводный урок.

Наглядность: плакаты, раздаточный материал, энциклопедии.

Ожидаемый результат: Знание о солнце-центре солнечной системы.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Основная часть.

Учитель сообщает о том, что сегодня урок будет проходить в нетрадиционной форме. Все учащиеся будут разделены на три команды, изучающие Солнце. (файл №1)

Учащиеся будут разделены на три группы «исследователей». На столах у учащихся лежат задания.

1 группа -изучающие строение Солнце (астрономы -исследователи)

Задание, изучить строение Солнца.(файл№3,4,5)

Учебник стр.48-49. Энциклопедия «Астрономия и космос».

Солнце — огромный шар раскаленных газов. Внутри него крошечные частички атомы водорода соединяются вместе, образуя атомы другого газа -гелия. Он выделяет огромное количество света и тепла. Это излучение солнца. Масса Солнца в 750 раз превышает массу всех движущихся вокруг него планет, вместе взятых. Диаметр Солнца около 1,4 миллионов км. Температура солнца внутри него -15 миллионов градусов Цельсия. Солнце подобно Земле вращается вокруг своей оси с запада на восток. Часто на Солнце появляются пятна, облака раскаленных газов, эти газы называются — факелами. От Солнца так же исходит непрерывный поток называемый — солнечным ветром. Когда частицы соединяются возле полюсов Земли, возникает полярное сияние.

2группа — изучающие Солнце приборами (астрономы — прибористи).Нужно изучить приборы и дать характеристику им.(файл №7)

Учебник: «Я познаю мир» (космос)стр. 234.

*Спектрограф— это прибор позволяющие делать постоянные записи спектра солнечного излучения.(файл№8)

*Спектроскоп-это прибор используется для изучения раскаленных газов солнца.(файл№9)

*Радиотелескоп — позволяет ученым изучить радиоволны, изучаемые Солнцем. (файл№10)

*Коронограф-это специальный вид телескопа. С помощью его могут фотографировать солнечную корону, не дожидаясь затмения Солнца. (файл№11)

3 группа фотографы (файл№12)

Задание: Нарисовать вращающееся раскаленное Солнце. Указать строение Солнца.

  1. Ядро — диаметр превосходит Землю в 27 раз. (файл№13)
  2. Конвективная зона — передает энергию тепла на поверхность Солнца. (файл№14,15)

3. Вспышки на Солнце.

4. Проверка заданий.

Заслушиваем учащихся трех групп.

5. Подведение итога урока.

Учитель: Что мы узнали нового на этом уроке?

Ученики: О звезде под именем Солнце.

О его структуре, составе, размерах.

6. Домашнее задание:

Подготовить: 1 группе – сочинение о солнце, 2 – группе – загадки о солнце, 3 –группе стихи о солнце.

Урок окончен, спасибо всем за отличную работу

Источник

Adblock
detector