Открытый урок в 1 классе «Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Данный урок интересен тем, что дети в процессе урока сами узнают, что такое звёзды, когда мы их видим , а когда нет, и почему это происходит. На уроке используются различные формы работы, поэтому на нём некогда скучать ни учителю, ни ученикам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira.docx | 22.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по окружающему миру
«Почему Солнце светит днём,
учитель начальных классов
Урок окружающего мира «Почему солнце светит днём, а звёзды ночью»
Цель : формировать представления о звёздах, их формах и размерах
— дать детям представление о формах звёзд;
— обеспечить условия для формирования представлений о солнце – как источнике света;
— развивать интеллектуальные и практические умения детей;
-развивать навыки индивидуальной и групповой работы;
— воспитывать у детей наблюдательность и развивать мышление;
— воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки
Ожидаемые результаты урока: обучающиеся должны усвоить, что звёзды огромные пылающие шары, находящиеся очень далеко от земли, что Солнце – ближайшая к земле звезда.
— Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнёмся друг другу, развернёмся к нашим гостям: вашим родителям и учителям, улыбнёмся им. Тихо садитесь.
Нас сегодня ожидает удивительное путешествие. Куда? Об этом чуть позже. А вначале вы должны догадаться, о чём мы будем сегодня говорить. В этом нам поможет следующий сюжет. Смотрим на экран.
Что увидели? Есть предположения, о чём мы сегодня будем говорить? Смотрим дальше.
Что увидели? А теперь догадались?
Давайте проверим ваши предположения, прочитав тему сегодняшнего урока в учебнике. (У. с.32)
3 . Новый материал
Слайд 1 Итак, тема нашего урока: Почему Солнце светит днём, а (слайд 2 ) звёзды ночью.
Куда же мы должны отправиться, чтобы ответить на данный вопрос?
Конечно же, в космос. Готовы? Полетели ( слайд 3 ). Что же мы видим в космосе? ( слайд 4 ). А какой формы звёзды? (работа в группах – розданы карточки с формой круга, прямоугольника, звезды, треугольника; выберите нужную карточку и поднимите её.) Действительно, звёзды имеют форму круга, а точнее – шара. Звёзды – это пылающие шары. Приближаемся к солнцу ( слайд 5 ).
Слайд 6 А что такое солнце? (предположения детей)
Конечно, солнце это тоже звезда. А почему тогда мы солнце видим днём , а остальные звёзды ночью? (предположения детей)
Слайд 7 Посмотрите, как близко расположено солнце и как далеко остальные звёзды. Может, в этом всё и дело? Давайте проведём несложный эксперимент . Возьмите учебник и вытяните руки. Начинайте приближать учебник. Что видим? То же самое происходит и со звёздами. Чем предмет ближе, тем он и больше, чем дальше, тем меньше, даже если реальные размеры другие. А как размер влияет на то, что солнце мы видим днём, а звёзды ночью? Предполагаем.
Посмотрите вокруг. В нашем классе светло или темно? Можем сделать так, чтобы в классе было темнее? Закрываем шторы. Есть ли что-то в классе, что может сделать так, чтобы в классе стало снова светло? (фонарик, лампы). Давайте включим фонарик. Светлее? ( да, но не намного). Что нам напоминает свет фонарика? ( звёзды). Теперь включим лампы, а фонарик выключать не будем. Светлее стало? Что осветило помещение? Свет фонарика виден? ( нет ).
Какой вывод можем сделать? (Солнце создаёт день и мы не видим звёзды, а ночью, когда солнце не светит, мы звёзды видим).
Хорошо, мы ответили на вопрос, почему солнце светит днём, а звёзды ночью. А как происходит смена дня и ночи? Мы же с вами выяснили, что Солнце – звезда и она светит всегда, тогда день должен быть всегда?
Программа перволого поможет нам дать ответ, как день сменяет ночь и наоборот. Но вначале отдохнём.
Физ. Минутка ( слайды 8-17 )
Дети работают на компьютерах: создают тёмно-синий фон, на одну черепашку ставят солнце, на другую Землю. Земля вертится вокруг своей оси. Давайте это покажем. Программируем солнце на движение вокруг оси ( Земля 1, вертись 90, остановись 2.0, Земля 2 вертись 180, остановись 2.0, Земля 3 вертись 270, остановись 2.0, стрелочка – постоянно, готово ). Смотрим, что получилось. Всегда ли Солнце освещает всю поверхность Земли? (нет). Вывод – на той части Земли, которая освещается солнцем, день, а на другой – ночь . То есть, Солнце светит постоянно, но оно освещает только часть нашей планеты – на этой части ДЕНЬ, а на той части, которая отвернулась от солнышка, там НОЧЬ.
Летим дальше (слайд 18). Что видим? ( слайд 1 9 ). Правильно: мы видим Ковш – часть созвездия Большой медведицы. Звёзд на небе очень много. И чтобы разобраться в них, люди объединили отдельные группы звёзд в созвездия. Созвездиям и самым ярким звёздам люди дали имена.
Смотрим в учебник. На рисунке представлены несколько звёзд. Опираясь на рисунок, скажите, чем отличаются звёзды? ( размером, цветом). Назовите звёзды. Какая самая большая? А маленькая? Оказывается, жёлтые звёзды – самые маленькие и Солнце в том числе, но из-за того, что это самая ближайшая звезда, она кажется такой огромной и затмевает другие звёзды. Чтобы наглядно представить, как звёзды отличаются друг от друга по размеру, выполним практическую работу. Работаем в группах. На каждую группу выделены 4 кусочка пластилина. Почему? Каждая группа должна слепить все 4 звезды. Подумайте, кто какую звезду будет лепить, сколько пластилина понадобится. Участник каждой группы должен знать название своей звезды.
Выходят дети, которые слепили Солнце. Покажите свою звезду. Садитесь. Кто слепил Регул? Садитесь. Сириус? Садитесь. Альдебаран? Все молодцы! С заданием вы справились.
Под ногами Большой Медведицы расположено созвездие Льва. Найдите его в учебнике. А теперь на звёздном небе ( слайд 20 ). Трудно?
Чтобы легче находить созвездия учёные придумали соединять звёзды или дорисовывать реальные образы воображаемыми линиями. Слайд 21 .
Опираясь на картинку в учебнике и на экране попробуйте создать созвездие льва в программе перволого. Создайте чёрное небо, в формах в самом низу найдите белый круг, по форме напоминающий звезду, и приступайте к работе. У всех получились замечательные созвездия.
Наше путешествие заканчивается. Что узнали?
Если останется время – работаем в тетради.
А у вас какое настроение? Урок понравился? Возвращаемся (слайд 22 ). Вы все молодцы, поднимаем правую руку вверх, опускаем на головку, похвалили себя. Урок окончен.
Источник
Урок по окружающему миру 1 класс. Тема «Почему Солнце светит днём, а звёзды — ночью?»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Урок соответствует требованиям ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_1_klass_umk_shkola_rossii.docx | 60.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Гриднева Мария Борисовна
МБОУ СОШ № 101, 1 «А»
Почему Солнце светит днём, а звёзды — ночью?
Место урока в разделе
открытие новых знаний
формировать представления о звёздах, Солнце и созвездиях
- познакомить с целями и задачами раздела;
- формировать представление о звездах, Солнце как ближайшей к Земле звезде;
- познакомить с созвездием Льва
Планируемые результаты изучения темы
- изготавливать модели Солнца, звёзд.
Ученик получит возможность научиться :
- повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность.
Ученик получит возможность научиться :
- планировать своё высказывание;
- сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради.
Ученик получит возможность научиться :
- контролировать свои действия в классе;
- выражать в речи свои мысли и действия.
- понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий.
Ученик получит возможность формирования:
- готовности целенаправленно использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности;
- способности осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи.
- положительное отношение к школе и учебной деятельности
Кроссворд, звёздочки, коробки (белая, желтая, красная)
Преподаватель приветствует учащихся.
Учащиеся приветствуют преподавателя.
Актуализация пройденного материала.
Повторение пройденного материала, выполнение заданий.
Учитель предлагает детям поработать с кроссвордом
Задаёт вопросы (кроссворд)
-Вот мы с вами и повторили то, что вы ранее изучали.
-А мы переходим к следующему разделу.
-Прочитайте на странице 31 название следующего раздела.
-Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.
______________________________
-Ребята, Муравьишка приготовил для вас новый вопрос.
-Давайте прочитаем его.
-Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке.
Озвучивает задачи урока:
1.Узанем, что такое Солнце.
2.Научимся изготавливать модели звёзд.
3.Узнаем о созвездие Льва.
Словесные, наглядные методы.
Фронталь-ная и инди-видуальная форма работы.
Поддерживать учебный диалог
— Почему Солнце светит днём, а звёзды — ночью?
Дети предполагают о чём будет говориться на уроке.
— О солнце и звездах.
-выражать в речи свои мысли и действия.
-сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
-планировать своё высказывание
Работа по теме урока
-Ребята, почему говорят, что Солнце светит днём, а звёзды- ночью?
(Солнце не просто светит днём, оно само создаёт день. Когда Солнце восходит и освещает Землю, начинается день. А когда Солнце заходит, начинается ночь. Тогда-то и становиться видны звёзды, которые светят слабее Солнца.)
— Скажите, что такое Солнце?
Что такое Солнце?
Эл. Приложение (демонстрация, фрагмент о Солнце)
( Солнце — это огромный огненный шар. Температура на поверхности Солнца — 6000 градусов. На самом деле Солнце очень большое. Оно в 109 раз больше Земли. Солнце — шар-великан. Оно кажется нам маленьким кружочком лишь потому, что находится от Земли на очень большом расстоянии.
Если бы можно было поставить Солнце рядом с Землей, это выглядело бы как большой футбольный мяч рядом с горошинкой.
От Земли до Солнца 150 млн км. Поэтому солнечные лучи не сжигают, а только согревают и освещают нашу планету.
Без Солнца не было бы жизни на Земле. Растения, животные и люди живут только потому, что жизнь им дает Солнце. Это поняли еще древние люди и поклонялись Солнцу, как богу. Они благодарили его за тепло и приветствовали его восход по утрам.
Солнце — это ближайшая к Земле звезда, это центр солнечной системы. Наша планета Земля — одна из девяти планет солнечной системы .)
Источник
Конспект урока природоведения 1 класс: Солнце и его значение для жизни на Земле
Цель: формировать у учащихся представление о Солнце, о роли и значении солнечного света и тепла для природы; развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать наблюдательность, воображение; воспитывать любовь к природе и желание узнавать новое.
Оборудование: мультимедийная доска, презентация «Солнце», рисунки с солнечными узорами, солнцезащитные очки.
Ход урока.
I. Организация класса
1. Повторение изученного материала
2. Фронтальные опрос
— Давайте вспомним что такое природа?
— Посмотрите какие объекты нас окружают, выберите лишний предмет (слайд 1)
Цветок, человек, лиса, дом. Живые объекты
— К какой природе относятся оставшиеся предметы?
— По каким признакам определяют живые предметы? Картинки
2. Показываю живую и неживую природу дети хлопают в ладоши. Живой предмет говорю топают ногами, неживой предмет
3. Звезды, собаки, планеты, дерево, луна.
— Как можно назвать эти тела
III. Мотивация учебной деятельности
Послушайте внимательно и угадайте о чем идет речь в загадке.
Ты весь мир наш освещаешь,
Ты тепло всем посылаешь,
Улыбаешься в оконце
И зовут тебя … (Солнце)
— Солнце – это небесное тело. А к какой природе оно относится?
— Какие слова в загадке подсказали что речь идет о солнце?
— А что вы знаете о солнце
IV. Сообщение новой темы.
На уроке мы познакомимся с темой и Солнце. Почему бывает лето, осень, зима, весна. Узнаем, что такое Солнце, зачем нужно растениям, животным, людям, как оно греет в течение дня; продолжим познавать природу с помощью наблюдений
Солнце – огромная звезда в бесконечном космосе. Человеку тяжело даже представить, что такое Солнце на самом деле. В его середине температура достигает 15 миллионов градусов! Уже миллиарды лет Солнце постоянно выделяет энергия, которая доходи до Земли в виде света и тепла. Солнце освещает и обогревает все, что есть на нашей планете. Солнце — источник жизни на Земле. Если бы Солнце погасло, то через несколько недель на Земле не осталось бы никакой жизни. Только Солнце может нагревать все Землю и поддерживать на ней такую температуру, при которой вода и воздух не превращаются в ледяной панцирь. Именно благодаря солнечному теплу вода может испаряться из океанов, а потом выпадать на землю животворными дождями.
Только солнечный свет и тепло дают возможность роста для растений, которые обеспечивают нас пищей. Только свет Солнца способствует образованию кислорода и выделения его в воздух зелеными растениями. Кислород необходим для дыхания всех живой природы. Солнце – источник жизни на Земле.
Обо всем этом вы узнаете на следующих уроках, научитесь сами наблюдать за Солнцем.
А ученые-астрономы в разных странах с давних времен изучают его. Они делают это с помощью специальных приборов – гигантских телескопов, которые находятся высоко в горах, откуда лучше всего вести наблюдения.
Иногда наблюдения и съемки проводятся даже с аэростатов, ракет, космических станций, спутников каково же будущее нашего светила? Ученые доказали, что Солнце будет светить еще несколько миллиардов лет и обеспечивать жизнь на Земле.
Теперь вам, наверное, понятно, почему у многих народов, в том числе и украинского, сохраняется традиции почитания Солнца.
— А теперь я вам предлагаю послушать стихотворение. Я. Акима и определить чем важно Солнце для растений, животных и для людей.
Свети нам, солнышко, свети,
Легко с тобой живется!
И даже песенка в пути,
Само собой поется.
От нас за тучи – облака
Не уходи, не надо!
И лес, и поле, и река
Теплу и солнцу рады…
— Напрасно пущена молва,
Что солнце нас тревожит.
Лягушка изредка – ква – ква-
Погреться любит тоже…
— Какую пользу Солнце приносит животным?
Любят солнце тепло и насекомые и змеи и ящерицы. От него они становятся подвижнее, быстрее. И вообще солнечное тепло намного важнее животным чем, солнечный свет, потому что многие животные живут в пещерах, под землей и обходятся без света, а вот без тепла обойтись не могут.
— А для растений чем важно Солнце?
Солнечный свет и тепло, нужны не только животным, но и растения. Они растут, цветут и дают плоды и семена только в теплую погоду. Зимой растения спят. Если некоторые животные могут жить без солнечного света, то растения жить без него не могут, потому что Солнце помогает растениям питаться.
— А как же Солнце влияет на человека?
Солнечный свет обладает целебной силой. Под воздействием солнечного, света улучшается состояние здоровья. В человеческом организме вырабатывается витамин Д, который активно участвует в укреплении костей, зубов, ногтей. Витамин Д человек получает во время пребывания на солнце. Посмотрите на рисунок и скажите, что здесь неправильно.
Встаньте дети, улыбнитесь
И планете поклонитесь
За счастливый день вчерашний.
Дружно к Солнцу потянитесь,
Влево, вправо наклонитесь
И юлою покрутитесь
Раз присядьте, два присядьте
И за парты тихо сядьте.
IV. Закрепление и осмысление знаний
— А если бы вдруг произошла встреча с Солнцем, что бы оно могло рассказать о себе?
Закройте глаза и представьте эту встречу.
— Вот и у нас в классе Солнышко появилось, да не простое, а говорящее.
Послушайте его рассказ и догадайтесь о каких природных явлениях расскажите солнце.
Солнце: встану я рано, распущу золотые косы. Поднимусь под облака. Выпью росу и туман, приласкаю животных, да и спать пойду во сине море.
— Солнце рано встает, как это явление называется (восход)
— «Солнце выпьет росу и туман», что это значит? (круговорот воды в природе)
— Что значит «спать пойдет во сине море? » (закат)
Дидактическая игра «Зачем нам нужно солнышко»
«Я – цветок. Мне нужно солнышко…»
«Я – лягушка. Мне нужно солнышко…»
«Я – человек. Мне нужно солнышко… »
— Мы много говорили о том, как хорошо, когда светит Солнце. А давайте представим что оно исчезло. Что тогда произойдет? (ответ детей)
— Жизни на земле не было бы, так как для того чтобы существовали растения, животные и люди, нужны свет и тепло. Все это нам дает Солнце.
Благодаря солнцу происходит смена времен года. Мы знаем что у нас сейчас осень потом будет зима, после весны, наступит лето. Каждый день сменяется ночь. И это время мы называем сутки. Солнце днем у нас греет землю не одинаково, сильнее оно греет днем в полдень, слабее утром и вечером. Сейчас я вам предлагаю работу, распознать на черно- белых снимках разные времена года и объяснить свои выборы (дети определяют временя года и становятся группами)
На уроке труда мы вырезали лучики – ладошки. Сейчас каждый из вас возьмет лучик и скажет солнцу
— Спасибо за его дары.
— Спасибо за тепло.
— Спасибо за свет
— Спасибо за хорошее настроение
— Спасибо за жизнь
— Спасибо за радость
— Спасибо за энергию
— Спасибо за смену дня и ночи
— Спасибо за смену времен года
— Спасибо за лето
— Спасибо за жизнь т.д.
А солнце вас благодарит и дарит частичку себя. И хочет чтобы вы росли живыми и здоровыми.
V. Подведение итогов урока
— Что нового узнали на уроке?
— О чем хотели бы узнать еще?
2. Игра «Да или нет»
— Солнце – это планета? (нет)
— Солнце очень горячее? (да)
— Солнце — это звезда? (да)
— Солнце гораздо больше земли? (да)
— Солнце относится к объектам живой природы? (нет)
— Земля двигается вокруг Солнца? (да)
— Солнце имеет большое значение для живой природы? (да)
Источник
➤ Adblockdetector