Урок по литературе в 10 классе
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
Данный урок посвящён творчеству А.Фета. Рассматривается анализ стихотворения «Сияла ночь. » А.Фета
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a.a.fet_siyala_noch.zip | 1.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Волшебство звуков в творчестве А.А.Фета» (на основе стихотворения «Сияла ночь. »)
1. Познакомить с основными этапами жизни и творчества А. А.Фета.
2.Раскрыть основные темы и мотивы лирики Фета, и их отображением в его поэтических произведениях.
З.Совершенствовать умения отыскивать характерные темы, образы, художественные приёмы в стихотворениях А. Фета.
4.Формировать у учащихся умения слушать и анализировать романс, написанный композитором к данному стихотворению.
5.Воспитывать через поэзию А. Фета нравственные качества учащихся.
Оборудование. Портрет, сборники стихов, компьютер, мультимедийная презентация.
Метод . Рассказ учителя, сообщения учащихся с чтением стихов поэта.
а) слово учителя.
И личность, и судьба, и творческая биография А. Фета необычны и полны загадок, некоторые из них до сих пор не разгаданы. Чистая поэзия, далёкая от реальной жизни, тонкий лиризм, жизнь поэта — всё это переплетается в одном человеке, вызывая к нему неоднозначное отношение.
Популярность Фета и сейчас велика. Вчитываясь в стихотворения поэта, понимаешь, как непостижимы тайны природы к человеческой сущности.
Нельзя говорить о своеобразии творчества А.Фета, не сказав о его жизни.
б) сообщения учащихся о жизни А. Фета.
в) краткое сообщение учителя об истории создания стихотворения.
— Есть интересная книга — «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне». Ее написала Татьяна Андреевна Кузьминская, в девичестве Берс, — младшая сестра жены Л. Н. Толстого — Софьи Андреевны. Танечка Берс, как называл ее Л. Н. Толстой в письмах, была живой, обаятельной девушкой, хорошо пела. «У нее было довольно большое, немного вибрирующее сопрано с красивым тембром. Она была музыкальна и пела с увлечением, которое передавалось слушателям».
В своих воспоминаниях Т.А. Кузьминская рассказывает об одном вечере, на котором присутствовал Фет:
«Уже стемнело, и лунный майский свет ложился полосами на полутемную гостиную. Соловьи, как я начинала петь, перекрикивали меня. Первый раз в жизни я испытала это. По мере того, как я пела, голос мой, по обыкновению, креп, страх пропадал, и я пела Глинку, Даргомыжского. Афанасий Афанасьевич подошел ко мне и попросил повторить.
Подали чай, и мы пошли в залу. Это чудная большая зала, с большими окнами в сад, освещенный полной луной, располагала к пению. В зале стоял рояль. За чаем зашел разговор о музыке. Фет сказал, что на него музыка действует так же сильно, как красивая природа, и слова выигрывают в пении.
— Вот вы сейчас пели, я не знаю, чьи слова, слова простые, а вышло сильно. Было два часа ночи, когда мы разошлись.
На другое утро, когда все сидели за чайным столом, в залу вошел Фет. Поздоровавшись со всеми, он подошел ко мне, положил передо мной небольшой листок бумаги с написанными стихами и сказал: «В память вчерашнего Эдемского вечера!» Я поблагодарила Фета и просила его прочесть стихи, что Афанасий Афанасьевич исполнил. Этот листок до сих пор у меня».
Подчеркнем: в основе стихотворения Фета лежит реальный случай: но оно не является зеркальным отражением происшедшего.
В конечном счете, это стихотворение не о чувстве Фета к милой Танечке Берс, а о высокой человеческой любви вообще.
г) чтение стихотворения учителем (обязательно наизусть).
Просим учеников мысленно «увидеть» и «услышать» картины, которые рисует поэт:
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна любовь, что нет любви иной
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
д) чтение стихотворения учениками.
З. Филологический анализ стихотворения (в этой работе участвует весь класс под руководством учителя)
— Что является темой стихотворения?
В стихотворении — две взаимосвязанные темы: искусство и любовь. Заметим, что этому посвящены многие стихи Фета. В лирическом стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад» эти темы слиты воедино.
— Как композиционно построено стихотворение?
Композиционно стихотворение делится на две смысловые части.
Первая передает картину музыкального вечера, искусство певицы, вызвавшее восторженный отклик в душе лирического героя.
Выразительно, зримо уже самое начало стихотворения. Живо представляются гостиная и за ее окнами сад, полный ночной свежести, лунного света и сияния. В первой строфе о
музыке прямо не говорится, зато говорится о рояле:
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали.
Поэт, описывая инструмент, заставляет нас увидеть и услышать то, что с ним связано.
Вторая часть стихотворения Фета вызывает в нашей памяти пушкинский шедевр «я помню чудное мгновенье». Легко просматриваются параллели:
между двумя встречами с лирическими героями — «много лет прошло, томительных и скучных»; новая встреча — миг духовного озарения, восторг кратковременный, но по силе своего влияния на жизнь — вечный. Вспомните две последние строфы стихотворений А. А. Фета и А. С. Пушкина и вдумайтесь в их содержание. Красота, одухотворенность искусства и чувства любви позволяют забыть, вычеркнуть из памяти томительные и скучные годы, «обиды судьбы», «жгучие муки сердца». Заключительные строки говорят о том, что искусство и любовь — самое возвышенное в жизни человека. В этом основной смысл, идея стихотворения.
— Сколько времени проходит в стихотворении?
В стихотворении Фета два времени: время обычное, «томительное и скучное», и время необычное — миг духовного озарения, кратковременный восторг, который по природе своей вечен — «жизни нет конца». Временных планов в стихотворении тоже два: план прошедшего времени (в первой части и в первой строке второй части) и план настоящего времени (во второй части), который выражен глаголами — слышу, веет и нулевой связкой:
ты одна — вся жизнь, ты одна — любовь.
Стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад. » совершенно по своей художественной форме. В нем тонко сочетаются живописность и музыкальность. Живописность создается описаниями природы, обстановки, пения лирической героини, взволнованного отклика на него в душе поэта. В создании этих образов участвуют поэтизмы (жгучей муки, веровать) и образные средства: сравнения (струны дрожали, как и сердца у нас; веет, как тогда); метафоры (Сияла ночь. Луной был полон сад); эпитеты (лет, томительных и скучных; во вздохах звучных; рыдающие звуки)
— Как создаётся музыкальность стихотворения?
Музыкальность стихотворения создается разными средствами. Отметим наиболее важные из них.
На повторе сонорных [л], [л’], [н] строится звуковой образ.
2. Чередование ударных и безударных слогов.
Запишем первую строфу и отметим в нем ударные и безударные слоги:
Стихотворение написано шестистопным ямбом, причем в нечетных сроках есть добавочные безударные слоги (в данной строфе — ли); во второй строке пятая стопа, а в четвертой первая — облегчённая.
Сияла ночь. Луной был полон сад.
Лежали лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был вёсь раскрыт, и струны в нём дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.
Такой размер помогает создать не только общий музыкальный тон, но и очень гибкое, с живыми переходами и движением свободное повествование. Отчасти это достигается и паузами, которые возникают в разных строках стихотворения, создавал живую, эмоциональную речь.
3. Разнообразие синтаксических конструкций.
Две первые строки своеобразный зачин, который состоит из трех простых, но постепенно увеличивающихся по количеству слов предложений: два слова, четыре слова, девять слов.
Две следующие строки — сложносочиненное предложение. Остальные строфы состоят из сложных предложений с различными видами связи.
4. Сообщение учителя на тему «Поэзия А. Фета и музыка»
«Фет, — писал П. И. Чайковский, — в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область. Это не просто поэт, а скорее поэт- музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом». «Чайковский, — пишет Фет по поводу этого отзыва, — как бы подсмотрел художественное направление, по которому меня постоянно тянуло. Чайковский тысячу раз прав, так как меня всегда из определенной области слов тянуло в неопределенную область музыки, в которую я уходил, насколько хватало сил моих». Неудивительно, что творчество Фета разнообразно представлено в музыке. Музыку на его стихи написали более ста композиторов, среди которых можно назвать П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова, А. П. Бородина, Ц.А. Кюн, М. А. Балакирева.
5. Подготовка к первому прослушиванию романса на стиха А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад…»
К стихотворению «Сняла ночь. Луной был полон сад…» писали музыку двенадцать композиторов, в их числе П. И. Чайковский, А. С. Аренский, Н. Ширяев. Мы будем слушать романс на музыку Н.Ширяева.
Среди многих известных исполнителей романса есть и Валерий Агафонов (1941—1984), выдающийся мастер русского романса. Услышав звук его голоса, богатые интонации, слушатель никогда не остается равнодушным. Пение В. Агафонова покоряет. Послушаем романс.
6. Написание черновика миниатюры.
7. Слушаем романс еще раз.
8. Редактирование черновика и оформление сочинения.
Источник
Конспект урока по теме «История двух встреч. Анализ стихотворения А.А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад…»»
Разделы: Литература
Цель: показать своеобразие поэтического мира А.Фета; особенности музыкально-эстетической речи; обучать анализу лирического текста; воспитывать интерес к русской литературе.
Учащиеся должны знать:
- Основные биографические факты жизни А.Фета.
- Наизусть стихотворения А.Фета.
- Схему анализа лирического произведения.
- Основные средства художественной выразительности языка.
Учащиеся должны уметь:
- Использовать биографические факты при анализе стихотворения.
- Выразительно читать стихотворения.
- Применять на практике схему анализа лирического стихотворения.
- Находить в тексте средство художественной выразительности языка.
- Делать выводы и обобщения.
Предварительные задания: учащиеся получили индивидуальные задания: а) подготовить выступление от лица: историка, литературоведа, Т.А.Кузьминской; б) подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений Фета из сборника «Вечерние огни».
Оборудование: Портреты Фета, его жены, Т.А.Кузьминской; грамзаписи романсов; карточки с заданиями.
1. Организационный момент
Эпиграф к уроку.
Поэзия и музыка не только родственны, но неразделимы. Все вековечные поэтические произведения от пророков до Гете и Пушкина включительно – в сущности – музыкальные произведения-песни.
А.Фет.
2. Работа над темой урока
Звучит запись романса Булахова «Не пробуждай воспоминания» в исполнении И.Козловского.
Слово учителя: Сообщение темы и цели урока.
В 1883-1891 годах А.Фетом были изданы сборники «Вечерние огни», в разделе «Мелодия» было опубликовано стихотворение «Сияла ночь…». Обратимся к истории создания этого стихотворения. Послушаем Т.А.Кузьминскую, родственницу Л.Н.Толстого (звучит музыка Мендельсона)
Кузьминская Т.А. (ученица, выступающая в её роли): «Как сейчас помню, я пела цыганский романс «Скажи зачем», и вдруг слышу втору мужского голоса – это был Дмитрий Алексеевич. Прерывать пение было и жалко и неловко (…) Окончив его, я думала больше не петь и уйти, но было невозможно, так как все настойчиво просили продолжить. Мне было страшно петь при таком большом обществе. Я избегала этого. При том же я боялась критики Фета ‹…›.
Уже стемнело, и лунный майский свет ложился полосами на полутемную гостиную. Соловьи, как я начинала петь, перекрикивали меня. Первый раз в жизни я испытала это. По мере того, как я пела, голос мой по обыкновению, креп, страх пропадал, и я пела Глинку, Даргомыжского и «Крошку» Булахова на слова Фета. ‹…›.
Подали чай, и мы пошли в залу. Эта чудная большая зала, с большими открытыми окнами в сад, освещенный полной луной, располагала к пению. В зале стоял второй рояль. За чаем зашел разговор о музыке. Фет сказал, что на него музыка действует также сильно, как красивая природа, и слова выигрывают в пении ‹…›.
Мария Петровна суетливо подходила ко многим из нас и говорила:
Вы увидите, что этот вечер не пройдет даром голубчику Фету, он что-нибудь да напишет в эту ночь….
Историк: Встреча, о которой рассказывает Татьяна Андреевна, состоялась в 1866 году. Впервые она увидела Фета у себя дома, когда ей было 15-16 лет. Он приехал вместе со Л.Н.Толстым. Татьяна Андреевна в одном из писем вспоминала о первом впечатлении от Фета: «Он обедал у нас и поразил нас своим живым юмором, веселым остроумием и своими оригинальными суждениями. Обед был оживленный. Лев Николаевич видимо был доволен. Он как бы подносил нам Фета на блюде».
Потом были встречи еще – уже со взрослой женщиной. Встречи для Фета очень памятные.
Т.А.Кузьминская: « Было два часа ночи, когда мы разошлись. На другое утро, когда мы сидели за чайным, круглым столом вошел Фет и за ним Мария Петровна с сияющей улыбкой. Они ночевали у нас. Афанасий Афанасьевич, поздоровавшись со старшими, подошел молча ко мне и положил около моей чашки исписанный листок бумаги, даже не белой, а как бы клочок серой бумаги.
— Афанасий Афанасьевич прочтите мне ваши стихи – вы так хорошо читаете,- сказала я, поблагодарив его.
Чтение стихотворения «Сияла ночь…».
Историк: — Стихотворение А.А.Фета «Сияла ночь…» написано не в 1866 году, как вспоминает Т.А.Кузьминская, а 2 августа 1877 года, спустя 10 лет после памятного вечера, и прислано Л.Н.Толстому в письме 3 августа.
Литературовед: В воспоминаниях Т.А.Кузьминской есть неточности, мелкие ошибки памяти. Но главное в нем – правда. Многое из рассказанного Кузьминской нашло прямое отражение в стихотворении.
Однако стихотворение Фета не документ. Оно вдохновлено реальным жизненным случаем, но не является его зеркальным отражением. В конечном счете, стихотворение это – не о чувстве Фета к милой молодой Танечке Берс (впоследствии по мужу Кузьминская), а о высокой человеческой любви.
Как всякая истинная поэзия, поэзия Фета обобщает, и возвышает, и уводит во всеобщее – в большой человеческий мир.
В стихотворении две основные темы — любовь и искусство. На эти темы написаны многие стихи Фета. В лирической пьесе «Сияла ночь…» эти темы слиты воедино. Любовь для Фета – самое прекрасное в человеческой жизни. И искусство – самое прекрасное. Стихотворение — о вдвойне прекрасном, о самой полной красоте.
Учитель: А теперь проведем небольшое исследование.
Вопросы и задания
Вопросы выявления восприятия:
— О чем это стихотворение?
-Какие картины вы видите, читая это стихотворение? Какие образы возникают? (Отвечают исследователи).
— На какие смысловые части делиться это стихотворение?
Работа по группам
Вопросы и задания 1 группе
Работа над первой смысловой частью
1. Выпишите глаголы из первой части. В форме какого времени они употребляются? Почему?
2. Выпишите имена существительные из 1 части. Какую роль имеет обилие имен существительных?
3. Почему в 1 части стихотворения нет имен прилагательных?
4. Найдите метафору в 1 строфе? Какую роль она выполняет?
5. Почему слово лежали на 1 строке, а остальные предложения на 2 строке? Какое смысловое значение имеет такое построение произведения?
6. Понаблюдаем над синтаксисом 1 части. Какие предложения использует автор? Почему?
7. Какие чувства возникают при чтении лунного пейзажа?
8. Какие звуки вы слышите, читая 1 часть?
9. Каково настроение лирического героя?
Вопросы и задания для 2 группы
1. Как меняется настроение лирического героя во 2 части стихотворения?
2. Выпишите глаголы из 2 части стихотворения. В какой форме они употребляются? Почему?
3. Выпишите имена существительные из 2 части. Какую роль имена существительных во 2 –ой части?
4. Найдите определения во 2 части. Какую роль они выполняют?
5. Сравните наличие определений в 1 части и во 2. Почему в 1 части определения отсутствуют?
6. Какое значение имеет повторение последнего стиха в 1 и во 2 частях?
7. О каких встречах идет речь в стихотворении? Что положено в основу стихотворения.
8. Понаблюдайте над синтаксисом 2 части.
9. Какие звуки слышны во 2 части стихотворения? Какой фон они создают?
Затем группы обмениваются своими записями и заданиями, каждый что-то добавляет свое. Затем команды получают свой первоначальный вариант. Представители групп делают сообщения.
Сообщение 1 группы исследователей.
Сообщение 2 группы исследователей
Вопросы выявления восприятия:
— Как меняется настроение лирического субъекта? Что нового в нем появляется?
— Какие чувства лирического субъекта хотел показать автор?
Литературовед: «Сияла ночь…» написано шестистопным ямбом. Размер помогает здесь создать не только общий музыкальный тон, но и очень гибкую, с живыми переходами и движением свободную речь, свободное повествование.
Произведение это и очень живописное, и очень музыкальное. Оно у Фета тесно связано с другими. Музыкальность образа помогает ему быть живописным.
К кому относятся заключительные слова стихотворения? К отдельному человеку? К женщине? Но такое понимание было бы неполным – и, значит, не совсем верным. У Фета существуют воедино и «рыдающие звуки», и любовь, и женщина. Все это – явление прекрасного. Веровать в это прекрасное, любимое прекрасное – высокое счастье поэта и его высшая цель.
Стихотворение «Сияла ночь…» своими существенными чертами напоминает стихотворение Пушкина. Можно даже сказать построено как стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» Это факт чрезвычайно интересный.
— Пение продолжалось. Больше всего понравился романс Глинки «Я помню чудное мгновенье» и «К ней» — тоже Глинки на темп мазурки. Обыкновенно этот романс аккомпанировал мне Лев Николаевич и замечательно хорошо. Он говорил: «В этом романсе и грация, и страсть. Глинка написал его, бывши навеселе. Ты хорошо поешь его» Звучит романс Глинки «Я помню чудное мгновенье».
Сходство носит не только общий характер – сходны даже сюжетные повторы…. В стихотворении Пушкина две основные части: о том, что было при первой встрече с героиней и что — при второй. У Фета тоже говорится о двух встречах, хотя вторая не обязательно была реальной, а могла быть живым и сильным воспоминанием. Одинаково говорится в обоих стихотворениях и том, что было между встречами, как и что чувствовал поэт. Это были дни одиночества и тоски.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои.
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
И много лет прошло
томительных и скучных.
Близость в композиционном решении темы очевидна. И она выявляется не в одном только этом стихотворении Фета. Кажется, что Фет в последний период творчества все больше обращается к Пушкину в своем художественном сознании.
Искусствовед: Стихотворение А.А.Фета «Сияла ночь…» было положено на музыку.
Учащиеся читают стихи Фета из сборника «Вечерние огни».
Все это прекрасные стихотворения. Когда Фет создавал их, он был уже в преклонных годах. А стихи, все без исключения – мелодии. В них ощущается свежесть чувства. Они тем и хороши, что от них веет молодостью и свежестью. Как у Фета это получалось? Его однажды спросили об этом. Он ответил, что пишет о любви по памяти. В ответе Фета заключен глубокий смысл. В нем не только указание на то, откуда брался материал для его поздней любовной лирики, но и глубокая мысль о природе поэзии. Поэзия и память – внутренне близки, родственные понятия. В человеческой памяти есть все задатки поэтического. Поэт – это тот, кто способен живо помнить и словом оживляет свои воспоминания. Способен силою памяти возрождать к жизни дорогих ему людей, значительные для него события, чувствования. Фет был именно таким. И поэтому он был поэтом.
4. Домашнее задание
Выучить наизусть стихотворение (по выбору учащегося); самостоятельно проанализировать стихотворение из сборника «Вечерние огни» (по выбору учащегося); создать мини-сочинение (можно устно): «Традиции русской литературы в лирике Фета», «Тема любви и музыки в лирике Фета», «Что мне больше всего понравилось (запомнилось) в лирике Фета».
Все задания учащимся даются на выбор.
Список использованной литературы
1. Т.А.Кузьминская. Моя жизнь дома и в Ясной Поляне. М., «Правда», 1986.
2. Е.А.Маймин. А.А.Фет. М., Просвещение, 1989.
3. Ф.И.Тютчев, А.А.Фет. Стихотворения. М., АСТ Олимп. 1997.
4. Методические рекомендации к уроку с курсов ТОИУУ.
Источник