Меню

Урок географии высота солнца над горизонтом

Наблюдения за изменениями высоты Солнца. 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6

Цель: дать обучающимся сведения об изменении высоты Солнца над горизонтом в течение дня и в разное время года.

Тип урока: Урок сообщения новых знаний

Оборудование и материалы: Рисунки: Положение Солнца на небе в разное время суток; Смена дня и ночи. Глобус, лампа. Иллюстрации времен года, индивидуальные карточки с текстовым заданием, компьютер, проектор.

1. Организационный момент, мотивация и целепологание

Проверка готовности к уроку, психологический настрой.

– Ребята, вы хотите узнать, о чем мы сегодня будем разговаривать?
– Тогда надо отгадать загадку.

(Учитель вывешивает на доску иллюстрацию.)

– Давайте вспомним, какое правило спряталось в этом слове?
– Подберите проверочное слово.
– Подберите к предмету на картинке слова, обозначающие его признаки. Солнце (какое?) – круглое, желтое.
– Подберите слова, обозначающие его действия. Солнце (что делает?) – светит, греет.
– Составьте предложение.
– От чего на Земле зависит жизнь, свет и тепло?
– Вся жизнь на Земле связана с Солнцем.

(Учитель вывешивает опору, учащиеся читают: Запомни! На Земле свет и тепло зависят от Солнца).

– Сегодня на уроке мы постараемся ответить на вопрос: почему свет и тепло на Земле зависят от Солнца?
– Так мы подошли к теме сегодняшнего урока. «Наблюдения за изменениями высоты Солнца».

(Учащиеся записывают тему в тетрадь, учитель обращает внимание на правописание орфограмм).

– Задача нашего урока: понаблюдать, как изменяется высота Солнца в разное время суток и в разное время года, и ответить на вопрос: почему свет и тепло на Земле зависят от Солнца?

2. Актуализация знаний и чувственного опыта, подготовка к изучению нового материала

– Эта тема не новая. В начальной школе, на уроках живого мира, вы уже открыли первоначальные знания о «Солнце», о «сутках», о «временах года». Давайте вспомним изученное.
– Какие части суток вы знаете? Сколько в сутках часов? Что такое сутки?

(Учащиеся читают на доске запись. Сутки – период вращения Земли вокруг своей оси =24 часа.)

– Почему день сменяется ночью?
– Земля обращается вокруг собственной оси, поворачиваясь к Солнцу то одной, то другой стороной. Так происходит смена дня и ночи. Значит права пословица “День и ночь – сутки прочь”
– Объясните высказывание: Солнце днем работает, а ночью берет отдых.
– Это высказывание родилось у наших предков давным-давно. Тогда люди представляли себе, что Солнце поднимается утром на небо, чтобы освещать и обогревать Землю, а на ночь, сойдя с неба, гаснет до утра, т.е. отдыхает как люди и звери.

3. Усвоение исходных данных

– Понаблюдаем, как меняется высота Солнца над горизонтом в разное время дня.
– Рассмотрите рисунок и объясните, как меняет Солнце свою высоту в течение суток. (Учащиеся зарисовывают схему в тетрадь).
– Почему люди с радостью встречают восход, а после трудового дня радуются закату солнца и приходу ночи?

Вывод подводит учитель.

Какие новые знания мы открыли?

(Учащиеся делают вывод: Солнце меняет высоту в течение суток). Записывают вывод в тетрадь.

Минута отдыха (Игра «День, ночь»).

– Ребята, подумайте, а ещё от чего зависит наша жизнь, наша деятельность, наша одежда, жизнь растений, животных, птиц?
– Какие времена года вы знаете?

(Открываются иллюстрации, над каждой иллюстрацией обозначен цвет: весна – зелёный цвет; лето – красный цвет; зима – голубой цвет; осень – жёлтый цвет).

– Ребята, как вы думаете, почему я использовала эти цвета?
– Да ребята, на смену зимы приходит весна-природа пробуждается, зеленеет. На смену весне приходит лето – всё живое растёт, размножается, плодоносит. На смену лета приходит осень – всё желтеет, начинается сбор овощей, плодов, пора готовиться к зиме, а потом наступает зима. Всё замирает, впадает в долгий сон.
– А какое время года сейчас?
– Как думаете, всегда ли будет осень? Почему так думаете?
– Ребята, а вы не задумывались ли над тем, почему происходит смена времён года?
– Оказывается, кроме того, что наша Земля вращается вокруг своей оси, делая оборот за сутки, одновременно она движется и вокруг Солнца. То время, за которое планета совершает полный оборот вокруг Солнца, называется годом (Вывешиваю: ГОД =365 суток).
– Что же, ребята, получается? Проведём исследование.

Читайте также:  Город солнца кампанелла сочинение

(Вожу глобус вокруг лампы. Земля обращается то одной стороной – Северным полушарием (у нас лето), то другой стороной – Южным полушарием (у нас зима), а между ними осень и весна. В течение года высота Солнца тоже меняется.

Класс делится на группы. Учитель дает задание, подводящие учеников к воспроизведению и осмыслению изучаемого материала. Каждая группа работает с текстом учебника, определяет высоту Солнца, количество тепла, продолжительность дня и ночи в определенное время года. 1группа – лето, 2 группа – осень, 3 группа – зима. Работают с учебником. После установленного времени отвечают. Зарисовывают положение Солнца на небе в разные времена года.

Вывод подводит учитель.

– Какие новые знания мы открыли? (От высоты Солнца над горизонтом в разное время года зависит тепло и продолжительность дня). Записывают в тетрадь.
– Влияет ли смена времен года на здоровье человека?
– В какое время года происходит наибольшее насыщение организма витаминами?
– А когда организм особенно нуждается в витаминах?
– Как вы оздоравливаете свой организм?

Минутка отдыха для глаз

В каждое время года есть свои особенные дни. Как вы думаете, что обозначают данные рисунки? (День = ночи, день длиннее ночи, день короче ночи).

– 22 июня самый длинный день и самая короткая ночь, этот день называют днем летнего солнцестояния; 22 декабря самый короткий день и самая длинная ночь, этот день называют днем зимнего солнцестояния; 22 марта и 22 сентября день равен ночи, это дни весеннего и осеннего равноденствия.

(Под каждым рисунком выставляются даты. Зарисовывают рисунки в тетрадь и подписывают даты).

Вывод: Когда день равен ночи? Когда самый короткий день и самая длинная ночь? Когда самый длинный день и самая короткая ночь? Какие новые знания мы открыли?

4. Этап первичной проверки, самостоятельная работа

(Учащиеся работают по индивидуальным карточкам, взаимопроверка).

Задание: выбери верные утверждения.

  1. В сутках 24 часа.
  2. Высота Солнца над Землей всегда одинакова.
  3. Высота Солнца меняется только в течение дня.
  4. Высота Солнца меняется не только в течение дня, но и в течение всего года.
  5. На Земле свет и тепло зависят от Солнца.
  6. День и ночь не всегда бывают одинаковой продолжительности.
  7. День и ночь всегда одинаковы по времени.
  8. Летом дни короче, а ночи длиннее.
  9. Летом дни становятся длинными, а ночи – короткими.
  10. От высоты Солнца зависят свет и тепло на Земле.

5. Итог на рефлексивной основе

– Что же мы делали сегодня на уроке?
– Какая задача стояла перед нами?
– Какие новые знания мы открыли?
– Что помогло вам сегодня в вашей работе?

6. Домашнее задание

  1. Нарисовать рисунок: Положение Солнца на небе в разное время суток; Смена дня и ночи.
  2. Подготовить рассказ к каждому рисунку.

Источник

Конспект урока по географии 6 класс » Наблюдения за изменениями высоты солнца и погоды»

Тема: Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды.

1) познакомить с таким явлением, как «движение Солнца, высота Солнца»;

2) формировать географические понятия и представления, упражнять в установлении причинно-следственных зависимостей: высота солнца — время суток, время года;

3) вызвать познавательный интерес к изучаемой теме.

Оборудование: учебник «География» 6 класс Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, рабочая тетрадь 6 класс Т.М Лифанова

Тип урока: комбинированный.

Организационный момент (Определи части суток)

Проверка домашнего задания

1, 2 уровни — расскажите: «Как изучалась Земля?»

3 уровень — «Кто были первые географы? Как люди используют в своей жизни знания по географии?»

4 уровень — прочти: «В чём заключается основная задача географа?»

III. Сообщение темы и цели урока

Вводная беседа. Сколько в сутках часов?

Читайте также:  Порядок пленка от солнца

Назовите времена года. Назовите месяцы времён года. Что влияет на очередность смены времён года? Как изменяется высота Солнца в разные времена года? Какая погода летом, весной, осенью, зимой?

2. Словарная работа. Скажите: из каких источников мы узнаём о погоде на завтра, на следующую неделю?

3. Просмотр видеофрагмента (рассказ метеоролога о погоде). Где ведутся наблюдения за погодой?

Как называют учёных, изучающих и оповещающих нас о предстоящей погоде?

МЕТЕОРОЛОГ, МЕТЕОРОЛОГИЯ, МЕТЕОСТАНЦИЯ .

4. Чтение учащимися слов.

5. Подумайте и назовите тему нашего урока.

Тема: Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды

IV. Объяснение нового материала

1. Рассказ учителя. «Жизнь на Земле связана с Солнцем. Наблюдая за Солнцем, вам приходилось замечать, что оно меняет высоту в течение суток. Утром оно восходит — просыпается — на востоке. Самое высокое положение оно занимает в полдень, а к вечеру садится (закат) на западе. Наступает ночь».

2. Чтение текста учителем.

Послушайте внимательно и ответьте: «Что же влияет на смену времён года?»

VI. Закрепление изученного

1. Чтение текста про себя.

2. Выполнение заданий.

1 уровень — по рисунку 4 на стр. 8 расскажите о движении Солнца;

2 уровень — Как меняется высота Солнца над горизонтом в течение дня и в разное время года? «Когда на Земле день равен ночи?»

4 уровень — Найди ответ в тексте: Когда самая длинная ночь и самый короткий день? Всем — запись ответов — 3, 4 уровня в тетрадь.

Выполнение заданий в рабочей тетради

Задания №4, 6,7, 9 стр6-7

Гимнастика для глаз.

4. Просмотр медиафайлы о полярной метеостанции, заход и восход Солнца.

1. С чем связана жизнь на Земле?

2. От чего зависит смена времён года?

3. Куда поступает вся информация о погоде?

VII. Домашнее задание

Всем — чтение текста, стр. 7–13,

1, 2 уровни — рассказать о Солнце, о дне равноденствия;

3 уровень — найти в тексте ответы на вопросы 3, 4;

4 уровень — выборочное чтение, охарактеризовать погоду .

Номер материала: ДБ-390317

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился

Время чтения: 4 минуты

11 июня выпускники сдают ЕГЭ по истории и физике

Время чтения: 2 минуты

В Рособрнадзоре рассказали о предварительных результатах ЕГЭ-2021

Время чтения: 3 минуты

В Минобрнауки назвали вузы с бюджетными местами на подготовительных курсах

Время чтения: 1 минута

Сергей Кравцов доложил Владимиру Путину о ходе реализации ключевых задач в системе образования

Время чтения: 3 минуты

Специалисты МГППУ запустили проект модернизации методической подготовки педагогов

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Практическая работа по географии в 6 классе «Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом, погодой, сезонными изменениями в природе»

«Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом, погодой, сезонными изменениями в природе» — первая практическая работа, выполняемая в курсе географии. В данной практичекой работе предусмотрено ознакомление детей с метеорологическими приборами и механизмом их действия. Ученики учатся изображать метеорологические явления с помощью условных знаков, давать подробное описание погоды, графически изображать изменение температуры в течение суток.

Просмотр содержимого документа
««Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом, погодой, сезонными изменениями в природе»»

Практическая работа по географии в 6 классе

«Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом, погодой, сезонными изменениями в природе»

Читайте также:  Значение тату полинезия солнце значение

Цель:обучающая: научиться определять при помощи гномона высоту Солнца над горизонтом, формировать умение наблюдать за погодой, сезонными изменениями в природе и оценивать результаты наблюдений.

развивающая: развивать познавательную активность на уроке, умение обращаться с приборами, развивать коммуникативную функцию, умение правильно сформулировать и высказать мысль, доказать правоту своего мнения;

воспитывающая: воспитывать бережное отношение к школьному имуществу, толерантность по отношению к мнению товарищей, развивать бережное отношение к природе.

Тип урока: комбинированный;

Форма урока: стандартная;

Оборудование: гномон, транспортир, линейка, карандаши, термометр, барометр, гигрометр, тетради для практических работ, мультимедийное оборудование.

Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.

Актуализация опорных знаний

Как изменяется количество солнечного света и тепла на протяжении суток? Сезона? Года?

Какими приборами пользуются при наблюдении за погодой?

Сообщение темы, цели урока, мотивация учебной деятельности

Одним из главных методов любого исследования был и остается метод наблюдения и анализа полученных данных.

Какие наблюдения за природой вы можете проводить самостоятельно?

Это прежде всего наблюдение за погодой, высотой Солнца над горизонтом, сезонными изменениями в природе. Такие виды наблюдений вам уже известны из курсов начальной школы и естествознания. Однако в этом году ваши наблюдения будут выполняться в соответствии с четко поставленных задач и иметь определенное назначение.

Для чего, по вашему мнению, вам понадобятся результаты наблюдений?

Научиться наблюдать за географическими объектами и явлениями природы, объяснять их особенности, выполнять измерительные работы нужно прежде всего для того, чтобы лучше понять мир в котором мы живем. Результаты ваших собственных наблюдений будут использоваться при выполнении практических заданий по темам изучаемого курса. А кроме этого, регулярные наблюдения за погодой способствуют развитию наблюдательности и внимания. Чтобы проводить такую ​​работу, следует подготовиться теоретически и практически. А для этого необходимо выяснить, что наблюдать, как и с помощью каких приборов.

Возможные варианты ответов учащихся

Изучение нового материала

Определение высоты Солнца над горизонтом:

Земля, вращаясь вокруг своей оси и двигаясь вокруг Солнца, постоянно изменяет положение относительно светила. Угол падения солнечных лучей также изменяется. В разные периоды года в разных частях Земли этот угол будет неодинаковым, что и определяет уровень нагревания поверхности и смену сезонов года. Как известно, в разные сезоны года протяженность дня и ночи неодинакова. Поэтому, чтобы уметь определять сезоны года, нам и понадобятся знания, как измерять высоту Солнца над горизонтом.

Гномон — cамый древний угломерный инструмент. Прибор для определения наклона эклиптики к экватору. Он использовался для определения высоты солнца над горизонтом и представлял собой вертикальный столб на горизонтальной площадке.

Практическое задание 1: Зарисуйте 3 схемы измерения угла падения солнечных лучей. Определите, какому времени года соответствует каждый рисунок.

Наблюдения за погодой.

Пого́да — совокупность значений метеорологических элементов и атмосферных явлений, наблюдаемых в определённый момент времени в той или иной точке пространства.

Основными показателями погоды являются:

скоростью и направлением ветра

атмосферными явлениями (туманами, метелями, грозами)

Для того, чтобы получить информацию, каждый показатель погоды определяют с помощью специальных приборов.

Влажность – гигрометр, психрометр

Скорость ветра – анемометр

Направление ветра – флюгер, наощупь

Облачность – оценивается по 10-б. системе

Атмосферные осадки – осадкомер (плювиограф)

Практическое задание №2:

При ведении дневника погоды вам необходимо будет фиксировать температуру воздуха, направление и силу ветра, облачность. Запишите, какими приборами вам следует пользоваться.

Практическое задание №3:

Вспомните, какие народные приметы о предсказании погоды вы слышали? Можете ли вы их объяснить?

Практическое задание №4.

Используя обозначения элементов погоды на странице 8 в учебнике, зашифруйте текст:

Утро предвещало хорошую погоду на целый день. Трава блестела от росы, на небе не было ни облачка, лишь легкий южный ветерок покачивал верхушки деревьев. Но ко дню все неожиданно изменилось. Подул резкий западный ветер, солнце спряталось за облаками. Загремел гром, в небе блеснула молния и на землю обрушился ливень.

Практическое задание № 5.

Прием «пять предложений»:

С помощью пяти предложений опишите погоду за окном.

Источник

Adblock
detector