Анализ сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»
презентация к уроку по литературе (6 класс) по теме
Урок-презентация, завершающий изучение произведения и подготавливающий ребят к написанию сочинения по произведению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kladovaya_solnca.ppt | 1.56 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Урок по теме: Человек в окружающем мире. «Что есть правда» (анализ сказки-были М.М. Пришвина) Бледнова Н.А.
Тема произведения Человек и природа (единство человека и природы) Проблема произведения: нравственные поступки человека в сложной ситуации (выбор) Главные герои: Составьте характеристики, опираясь на текст Настя Митраша Бледнова Н.А.
Знание содержания произведения: 1. Кто раньше всех догадался, почему про Настю сказано, что он была «как золотая курочка на высоких ножках»? 2. Как учителя называли между собой Митрашу? Как вы думаете, почему так? 3. Как звали Травку до того, как она стала Травкой? Почему Антипыч мог назвать ее Затравкой, как вы считаете? 4. Какое прозвище дали в деревне волку? Почему возникло такое прозвище? 5. Какие клички были у домашних животных в хозяйстве Насти и Митраши? 6. Как вы думаете, почему болото люди назвали Блудово? 7. Что такое елань? Почему она слепая? Бледнова Н.А.
Начало конфликта Какое событие является Завязкой повествования? Спор, а потом и ссора ребят, которая едва не стала причиной трагедии Найдите в тексте описание Блудова болота, лисы, вой собаки и вой волка, описание восхода солнца, притчу о сосне и ели. Какое настроение создает автор этими описаниями? В чем смысл притчи о деревьях? Бледнова Н.А.
Какие деревья селятся в приболотице?А какие — на сухих островах в болотном «море» Путешествуем вместе с героями Какие ягоды и цветы вырастают на лесной просеке? Как возникает болото? Правда ли, что болото — кладовая солнца? Какие звери и птицы сопровождают героев ? Бледнова Н.А.
Анализ эпизода (работа группы №1): «История старого лесника» 1. Что есть правда, какая она, где живет и как ее найти? (Что говорил Антипыч о правде?Что собирался прошептать Травке и для чего?) 2. Ужасное несчастье в жизни Травки. (Почему Травке трудно привыкать к новой жизни и чем эта жизнь была новой? Что такое счастье для Травки? Почему Травка не сразу отозвалась на зов Митраши? Почему одичавшая Травка послушалась человека и помогла ему?) Бледнова Н.А.
Анализ эпизода (работа группы №2): «Митраша в беде» 1. Как природа предупреждает об опасности? 2. Помнил ли Митраша, что он обязан оберегать сестру, как отец оберегал мать, что он охотник, что у него ружье и компас? 3. Что помогло Митраше спастись? 4. Что сделал Митраша для всех жителей деревни? Бледнова Н.А.
Анализ эпизода (работа группы №3): «Приключения Насти в лесу» 1. Почему Настя забыла о брате? Как относится автор к Насте? 2. Как природа участвует в приключениях Насти? 3. Кто и почему не считает Настю за человека? В какой момент девочка теряет человеческие нравственные качества? 4. Какое животное помогло Насте «очнуться»? Как это произошло? 5. Как Настя искупила свою вину? 6. Какую победу одержала Настя и над кем? Объяснить ответ. Бледнова Н.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 6 классе по теме «Пейзажная лирика русских поэтов XIXвека» Тема соответствует требованиям Государственному образовательному стандарту 1-го поколения; проводитс.
Отличие данного урока от традиционных состоит в том, что он построен по методике Эдварда де Боно. Обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать ее красочн.
Тема: «Что есть правда»Человек в окружающем мире.(Урок по сказке- были М. М. Пришвина «Кладовая солнца») Цель урока: раскрыть замысел писателя, показать единство ч.
Тип: урок- исследование Цели: 1) познакомить с фактами биографии А.Платонова; .
Кроссворд к сказке-были М.М.Пришвина поможет усвоить изучаемый материал, можно использовать как вариант контроля.
Презентация составлена в помощь учителю на уроке литературного чтения в 7 классе школы-интерната для глухих детей.
Цели урока:Обучающие: Раскрыть метафоричность и символику языка произведения М.М. Пришвина «Кладовая солнца», разъяснить мысли писателя о главном законе жизни людей, о связи человека.
Источник
Урок литературы в 6 классе по теме: «»Анализ произведения М. Пришвина «Кладовая солнца»»
Разделы: Литература
Цели:
- на основе прочитанного учить выделять черты характера главных героев,
- анализировать поступки детей, их поведение в природе;
- повторить теорию литературы (портрет, эпитет, олицетворение);
- развивать мышление, устную речь, пополнять словарный запас.
Оборудование: иллюстрации к произведению, портрет М. Пришвина, рисунки детей.
Тип урока: закрепление материала.
I. Организационный момент.
II. Мотивация учебной деятельности, объявление темы, цели урока.
III. Работа над содержанием произведения.
1. Литературный диктант.
1. В каком году была написана сказка-быль? (В 1945 году)
2. Кто такой Антипыч? (Лесник)
3. Как в произведении называли волка? (Серый помещик)
4. По-народному какое-нибудь отменно приятное местечко в лесу. (Палестинка)
5. Топкое место в болоте ,всё равно,что прорубь на льду. (Елань)
6. Название болота, возле которого жили дети. (Блудово)
7. Имена главных героев. (Настя, Митраша)
8. Кто спас от смерти мальчика на болоте? ( Собака Травка)
9. От чьего имени ведётся повествование «Кладовой солнца»? (Разведчики болотных богатств)
10. Автор произведения. (Михаил Пришвин)
2. Проверка домашнего задания (Читают составленный дома план).
3. Фронтальная беседа с элементами выборочного чтения текста и пересказом.
- С самого начала произведения мы знакомимся с главными героями Настей и Митрашей. Рассказчик рисует нам портреты детей. Что называется портретом в литературном произведении? (Описание внешности героя: его лица, фигуры, одежды).
- Найдите в тексте портрет Насти.
- Прочитайте портрет Митраши.
- Зная некоторые способы выражения авторского отношения, нужно прежде всего остановиться на тех эпитетах и сравнениях, с помощью которых характеризуются дети. Что такое эпитет? (Художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувсвовать отношение автора к нему).
- Заметьте, автор Настю называет не «курицей», а «курочкой», этим выражает свою нежность к девочке. Помогает понять отношение автора к своим героям именно большое количество уменьшительно-ласкательных суффиксов. Веснушки сравнивает с золотыми монетками, волосы отливают золотом, не нос, а носик, вся она улыбчивая, похожая на весёлое солнышко. Не меньшей симпатией пользуется и брат. Что в его внешности больше всего подчёркивает писатель? (Силу, упорство, настойчивость).
- Нельзя не заметить «прямые» оценки рассказчика, в которых он высказывает своё сочувствие к детям, гордится ими, радуется их успехам.
«Они были очень милые…»
«…досталось, однако, детишкам бедным и большая забота…»
«Но очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились…»
«И какие это были умненькие детишки!»
«Не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как наши любимцы»
_ Докажите словами из текста, что Настя и Митраша отличаются трудолюбием, деловитостью, хозяйственностью. Они любят и помнят своих родителей.
«Точно так же, как и покойная мать…»
«Митраша выучился у отца…»
«Он (Митраша )хорошо, по-отцовски обернул вокруг ног портянки…»
«- Зачем тебе полотенце?- спросил Митраша.
-А как же?- ответила Настя. — Ты разве не помнишь, как мама за грибами ходила?»
«- Ты это помнишь, — сказал Митраша сестре, как отец нам говорил о клюкве…»
— Прочитайте начало отрывка «Ель и сосна»…
— Писатель наделяет явления природы в этом произведении признаками живых существ.
— Как называется такое изображение в литературе? (Олицетворение).
— Как именно злые силы природы мешают детям, стараются запугать, уйти из леса?
(Деревья зарычали, завыли, застонали).
— И наоборот, как добрая природа успокаивает детей, помогает им:
(Трава белоус показывала направление обхода елани)
— Как же дети ведут себя в лесу?
« Было совсем тихо в природе и дети, озябшие, до того были тихи…»
« Затаив дыхание, дети сидели на холодном камне, дожидаясь, когда к ним придут первые лучи солнца».
«Неподвижные сидели на камне».
— Остановимся на эпизоде «Спор детей о дороге», выясним, как себя ведёт каждый из них.
— Как ведут себя брат и сестра, оставшись наедине с природой?
— Почему Митраша становится пленником болота?
— Давайте прочитаем «загадочные» слова мудрого лесника Антипыча.
«…Ходите вы, ребята, одетые и обутые…»
— Что не договаривал лесник?
« Не знавши броду не лезьте в воду».
— Как понимаете эти слова?
— Митраша прямо полез в Слепую елань, проигнорировав двумя вещами. Какими?
(Предупреждение Насти и трава белоус).
— Увидев Травку и почувствовав надежду на спасение, Митраша уже не повторял ошибки, а действовал осторожно, обдуманно. Докажите это словами из текста.
«…И маленький человек остановил в себе большое сердце. Он замер в точном расчёте движения…»
— Вернёмся на дорогу, по которой шла Настя. Она выбрала правильную дорогу: не случайно именно она нашла клюквенную палестинку. Над чем заставляет нас задуматься Пришвин, изображая путь Насти? Найдите отрывок «Лесные ягоды», и нам станет понятно, что Пришвин подбирает «ласковые слова», чтобы передать ласковое отношение к при роде.
— Как же ведёт себя Настя среди такого богатства?
(Её охватывает жадность)
— Такая жадность не нравится писателю, он показывает великана-лося и говорит, что ему, такой громадине хватает осиновой корочки и лепестков болотного трилистника.
«Откуда же у человека при его могуществе берётся жадность даже к кислой ягоде клюкве?» — с упрёком спрашивает Пришвин.
— Что же заставило девочку осознать свой поступок? (Встреча со змеёй)
— Что же Насте представилось?
…будто это она там, на пне…
— Девочка глубоко переживает случившееся и дальнейшими действиями…(больным детям отдала всю целебную ягоду).
Пути открывателей и осваивателей нужны и полезны людям, но сила и красота проявляется в полной мере только тогда, когда на выбранном пути он следует высшему долгу — быть полезным другим. Отступление от этого делают несчастным прежде всего самого человека.
— Настя кричала, Митраша слышал её крик и ответил ей, но почему же девочка ничего не услышала? (Порыв ветра унёс крик в другую сторону).
— Расскажите, что же случилось, когда Митраша выбрался из Слепой елани. (Убил волка).
— Как же вели себя соседи, когдау3слышали рёв голодной скотины?
— Чему удивились все?
— Как теперь стали называть «мужичка в мешочке»? (Героем).
— Теперь осталось сказать, кто же такие рассказчики. Прочитайте.
IV. Вывод.
— Так что же такое кладовая солнца? (Это не только Блудово болото со своими запасами горючего торфа, это вся природа и человек — «мудрый хозяин».)
Соединяя жизнь людей и природы, Пришвин выражает свою главную мысль: Человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять. (Это эпиграф к уроку, его записываем в тетрадь).
V. Домашнее задание:
1. Подумайте, почему «Кладовая солнца» называется сказкой-былью?
2. Пересказать близко к тексту одно из описаний природы.
3. Нарисовать иллюстрации «У лежачего камня», «Ель и сосна на Блудовом болоте».
Источник
Анализ произведения М. Пришвина Кладовая солнца 6 класс
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_proizvedeniya_m._prishvina_kladovaya_solntsa_6_klass.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Анализ произведения М. Пришвина «Кладовая солнца»»
на основе прочитанного учить выделять черты характера главных героев,
анализировать поступки детей, их поведение в природе;
повторить теорию литературы (портрет, эпитет, олицетворение);
развивать мышление, устную речь, пополнять словарный запас.
Оборудование: иллюстрации к произведению, портрет М. Пришвина, рисунки детей.
Тип урока: закрепление материала.
I. Организационный момент.
II. Мотивация учебной деятельности, объявление темы, цели урока.
III. Работа над содержанием произведения.
1. Литературный диктант.
1. В каком году была написана сказка-быль? (В 1945 году)
2. Кто такой Антипыч? (Лесник)
3. Как в произведении называли волка? (Серый помещик)
4. По-народному какое-нибудь отменно приятное местечко в лесу. (Палестинка)
5. Топкое место в болоте ,всё равно,что прорубь на льду. (Елань)
6. Название болота, возле которого жили дети. (Блудово)
7. Имена главных героев. (Настя, Митраша)
8. Кто спас от смерти мальчика на болоте? ( Собака Травка)
9. От чьего имени ведётся повествование «Кладовой солнца»? (Разведчики болотных богатств)
10. Автор произведения. (Михаил Пришвин)
2. Проверка домашнего задания ( Читают составленный дома план) .
3. Фронтальная беседа с элементами выборочного чтения текста и пересказом.
С самого начала произведения мы знакомимся с главными героями Настей и Митрашей. Рассказчик рисует нам портреты детей. Что называется портретом в литературном произведении? ( Описание внешности героя: его лица, фигуры, одежды ).
Найдите в тексте портрет Насти.
Прочитайте портрет Митраши.
Зная некоторые способы выражения авторского отношения, нужно прежде всего остановиться на тех эпитетах и сравнениях, с помощью которых характеризуются дети. Что такое эпитет? ( Художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувсвовать отношение автора к нему ).
Заметьте, автор Настю называет не «курицей», а «курочкой», этим выражает свою нежность к девочке. Помогает понять отношение автора к своим героям именно большое количество уменьшительно-ласкательных суффиксов. Веснушки сравнивает с золотыми монетками, волосы отливают золотом, не нос, а носик, вся она улыбчивая, похожая на весёлое солнышко. Не меньшей симпатией пользуется и брат. Что в его внешности больше всего подчёркивает писатель? ( Силу, упорство, настойчивость ).
Нельзя не заметить «прямые» оценки рассказчика, в которых он высказывает своё сочувствие к детям, гордится ими, радуется их успехам.
«Они были очень милые…»
«…досталось, однако, детишкам бедным и большая забота…»
«Но очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились…»
«И какие это были умненькие детишки!»
«Не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как наши любимцы»
_ Докажите словами из текста, что Настя и Митраша отличаются трудолюбием, деловитостью, хозяйственностью. Они любят и помнят своих родителей.
«Точно так же, как и покойная мать…»
«Митраша выучился у отца…»
«Он (Митраша )хорошо, по-отцовски обернул вокруг ног портянки…»
«- Зачем тебе полотенце?- спросил Митраша.
-А как же?- ответила Настя. — Ты разве не помнишь, как мама за грибами ходила?»
«- Ты это помнишь, — сказал Митраша сестре, как отец нам говорил о клюкве…»
— Прочитайте начало отрывка «Ель и сосна»…
— Писатель наделяет явления природы в этом произведении признаками живых существ.
— Как называется такое изображение в литературе? (Олицетворение).
— Как именно злые силы природы мешают детям, стараются запугать, уйти из леса?
(Деревья зарычали, завыли, застонали).
— И наоборот, как добрая природа успокаивает детей, помогает им:
(Трава белоус показывала направление обхода елани)
— Как же дети ведут себя в лесу?
« Было совсем тихо в природе и дети, озябшие, до того были тихи…»
« Затаив дыхание, дети сидели на холодном камне, дожидаясь, когда к ним придут первые лучи солнца».
«Неподвижные сидели на камне».
— Остановимся на эпизоде «Спор детей о дороге», выясним, как себя ведёт каждый из них.
— Как ведут себя брат и сестра, оставшись наедине с природой?
— Почему Митраша становится пленником болота?
— Давайте прочитаем «загадочные» слова мудрого лесника Антипыча.
«…Ходите вы, ребята, одетые и обутые…»
— Что не договаривал лесник?
« Не знавши броду не лезьте в воду».
— Как понимаете эти слова?
— Митраша прямо полез в Слепую елань, проигнорировав двумя вещами. Какими?
(Предупреждение Насти и трава белоус).
— Увидев Травку и почувствовав надежду на спасение, Митраша уже не повторял ошибки, а действовал осторожно, обдуманно. Докажите это словами из текста.
«…И маленький человек остановил в себе большое сердце. Он замер в точном расчёте движения…»
— Вернёмся на дорогу, по которой шла Настя. Она выбрала правильную дорогу: не случайно именно она нашла клюквенную палестинку. Над чем заставляет нас задуматься Пришвин, изображая путь Насти? Найдите отрывок «Лесные ягоды», и нам станет понятно, что Пришвин подбирает «ласковые слова», чтобы передать ласковое отношение к при роде.
— Как же ведёт себя Настя среди такого богатства?
(Её охватывает жадность)
— Такая жадность не нравится писателю, он показывает великана-лося и говорит, что ему, такой громадине хватает осиновой корочки и лепестков болотного трилистника.
«Откуда же у человека при его могуществе берётся жадность даже к кислой ягоде клюкве?» — с упрёком спрашивает Пришвин.
— Что же заставило девочку осознать свой поступок? ( Встреча со змеёй )
— Что же Насте представилось?
…будто это она там, на пне…
— Девочка глубоко переживает случившееся и дальнейшими действиями…( больным детям отдала всю целебную ягоду ).
— Настя кричала, Митраша слышал её крик и ответил ей, но почему же девочка ничего не услышала? ( Порыв ветра унёс крик в другую сторону ).
— Расскажите, что же случилось, когда Митраша выбрался из Слепой елани. ( Убил волка ).
— Как же вели себя соседи, когдау3слышали рёв голодной скотины?
— Чему удивились все?
— Как теперь стали называть «мужичка в мешочке»? ( Героем ).
— Теперь осталось сказать, кто же такие рассказчики. Прочитайте.
— Так что же такое кладовая солнца? ( Это не только Блудово болото со своими запасами горючего торфа, это вся природа и человек — «мудрый хозяин».)
Соединяя жизнь людей и природы, Пришвин выражает свою главную мысль: Человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять. ( Это эпиграф к уроку, его записываем в тетрадь ).
V. Домашнее задание:
1. Подумайте, почему «Кладовая солнца» называется сказкой-былью?
2. Пересказать близко к тексту одно из описаний природы.
3. Нарисовать иллюстрации «У лежачего камня», «Ель и сосна на Блудовом болоте».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «НРАВСТВЕННАЯ СУТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НАСТИ И МИТРАШИ»Тип урока: комбинированныйЦели:на основе прочитанного учить выделять черты характера главных героев,анализировать поступки детей, их.
«НРАВСТВЕННАЯ СУТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НАСТИ И МИТРАШИ»Тип урока:комбинированныйЦели:на основе прочитанного учить выделять черты характера главных героев,анализировать поступки детей, их поведение в.
Тема урока «Заветы М.Пришвина». Место данного урока в системе уроков — итоговый. Урок построен в форме литературной игры с использованием ИКТ. Класс организован в рабочие группы.
Конспект урока: «Урок-размышление по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца» Тема: Кто прав: Настя или Митра.
Игра «Умники и умницы» – итоговый урок по изучению сказки-были «Кладовая солнца» М. Пришвина. Проводится в формате телевизионной игры «Умники и умницы».
В игрвой форме подвели результаты изучения произведения М.Пришвина «Кладовая солнца».
Анализ произведения М.Пришвина «Кладовая солнца".
Источник