урок литературы в 6 классе. Тема: М.М.Пришвин «Кладовая солнца».
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
данный файл содержит максимально подробный план урока литературы по теме: «М.М.Пришвин. Кладовая солнца» в 6 классе по программе В.Я.Коровиной с определением целей урока,оборудованием,с конкретными домашними заданиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.docx | 20.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : М.М.Пришвин «Кладовая солнца».
Цели: познакомить с фактами жизни и творчества М.М.Пришвина;
проанализировать прочитанный отрывок из повести «Кладовая солнца».
Задачи : обратить внимание на портретные характеристики героев;
показать значение пейзажа в раскрытии переживаний героев;
раскрыть особенности жанра сказки-были.
Оборудование : мультимедийный проектор для показа портрета М.М.Пришвина и иллюстраций к повести «Кладовая солнца»,фонохрестоматия (музыкальные пьесы К.Дебюсси).
1.Проверка домашнего задания
а). Пересказ событий сказки «Неизвестный цветок» от имени цветка ,а потом от имени Даши.
б) .Слушание письменных отзывов на одно из прочитанных произведений А.П.Платонова.
2.Слово учител я.М.М.Пришвин.
Михаил Михайлович Пришвин родился в 1873г. Неподалеку от Ельца, в дворянском имении Хрущево, принадлежавшем отцу, происходившему из елецких купцов. Он рос среди крестьянских детей, учился в елецкой гимназии и был исключен оттуда за крупную ссору с учителем. Потом Пришвин учился в реальном училище в Тюмени, сдал экстерном экзамены за курс классической гимназии, поступил в Рижский политехнический институт. В 1899 г. Пришвин едет в Германию, в Лейпциг ,откуда возвращается четыре года спустя с дипломом агронома. Он работает на опытной сельскохозяйственной станции, готовит себя к научно-педагогической деятельности в лаборатории академика Д.Н.Прянишникова. Но пробудившийся интерес к литературе заставляет его резко изменить свою судьбу.
С 1905 г. Пришвин становится писателем-путешественником, этнографом. Он много ездит по стране, выпускает книги, сотрудничает в газетах.
В детской литературе Пришвин остался как автор нескольких сборников рассказов («Лисичкин хлеб», «Зверь-бурундук», «Дедушкин валенок» и др.),сказки-были «Кладовая солнца» и замечательного переложения автобиографической повести канадского индейца «Серая сова».
Его первые книги родились еще до революции 1917 г., а путешествия его продолжались в течение всей жизни: начиная с Севера, он прошел через азиатские степи на Дальний Восток, и каждое его путешествие завершалось новой книгой.
Михаила Пришвина можно назвать истинным певцом природы. В глубине пришвинского восприятия природы лежит переживание ее как поэтической сказки. Он писал: «Чувство природы есть чувство жизни личной, отражаемой в природе: природа-это я. Труднее всего говорить о себе, оттого так и трудно говорить о природе».
Сказка-быль «Кладовая солнца» была написана в 1945 г., после окончания Великой Отечественной войны. События ,изложенные в сказке ,имеют реальную основу .В ней рассказывается о судьбе двух детей, Насти и Митраши ,которые осиротели после смерти родителей. Хотя в основу произведения положены приключения детей, случившиеся с ними в течение одного дня в лесу, а не военные события ,все же именно воспоминания писателя о суровой и мужественной жизни советских людей во врем войны ,о близком его сердцу Переславском крае послужили материалом для книги.
3.Работа над содержанием повести «Кладовая солнца».
Особенность сказки-были в том ,что она написана от первого лица. Образ рассказчика представляет значительный интерес ,так как придает определенную жизнеутверждающую тональность всему произведению. С большой теплотой и лаской, с оттенком мягкого юмора характеризует рассказчик внешность детей, их дружную жизнь, нелегкий труд.
Обратимся к прочитанной дома части рассказа(с.39-57) и запишем план к прочитанному.
1.Описание Насти и Митраши.
2.Отношение детей друг к другу.
3.Настя и Митраша собираются за клюквой.
4.Решение Митраши отправиться за ягодой на Палестинку.
5.Описание Блудова болота.
6.Спор Насти и Митраши о том, по какой тропе идти дальше.
7.Антипыч и его собака Травка.
8.Жизнь Травки в лесу после смерти Антипыча.
9.Митраша пришел в Слепую Елань.
10.Митраше грозит гибель в трясине.
4.Беседа с классом.
-Что автор говорит о Насте и Митраше в самом начале своего повествования? Какие чувства он вкладывает в слова «золотая курочка»,»мужичок в мешочке».
-Где и когда происходит действие в произведении Пришвина «Кладовая солнца»?
-Как дети относились друг к другу? Что, на ваш взгляд , было особенно удивительным в их жизни?
-Куда решили направиться дети за клюквой? Почему их мнения разделились?
-Перескажите своими словами сцену спора Насти и Митраши. Обратите внимание ,как ведет себя природа. Можно ли определить ,на чьей стороне автор?
-Что заставило Митрашу пойти по неизведанной тропе? Почему он попал в беду?
-Зачем писатель вставляет в свое повествование рассказ о ели и сосне, растущих
-Какую смысловую нагрузку несут старый лесник Антипыч и его собака Травка?( Старый охотник Антипыч обещает передать понятый им смысл жизни через собаку Травку.)
Антипыч подшучивает над самоуверенностью, желанием все легко получить из жизни из чужих рук, над неумением понимать природу. На примере своего отношения с Травкой старик показывает, каким может и должно быть взаимопонимание между человеком и животным .Даже после смерти лесника Антипыча Травка следует тем же правилам, которые ей внушили.
Своеобразие сказки-были Пришвина-раскрытие человека через природу, через отношение человека к природе .Пришвин писал : «Я ведь, друзья мои ,пишу о природе, сам же только о людях и думаю» .Поэтому значительное место в «Кладовой солнца» занимает природа ,так как в замысел писателя входило показать единство человека и природы, неразрывную связь всего существующего на земле.
Показывая взаимосвязь между человеком и природой, Пришвин раскрывает человека через природу. Еще не возник спор между детьми, но все вокруг охватывает тревожная напряженность, как бы предвещая драматические события: ветер рванул, елка нажала на сосну ,и сосна простонала. Разгоревшийся спор между детьми воспринимается с большой остротой благодаря тому эмоциональному аккомпанементу ,который создается природой: злой ветер рванул, деревья ,прокалывая друг друга ,зарычали ,завыли ,застонали.
Когда на пути Митраши встает грозное Блудово болото, уродливые старушки-елочки цепляются за мальчика, не желая пропускать его в глубь своего царства, вороны каркают ,чуя близкую добычу.
Автор все время напоминает ,что в природе идет постоянная борьба, в которой побеждает сила ,и человек должен уметь совладать с этой силой, 4подчинить себе могучую стихию.
1.Прочитать «Кладовую солнца» до конца и составить план к содержанию прочитанного.
2.Подготовить устную характеристику Насти и Митраши.
3.Письменно ответить на вопросы 2 и 3(с.72)
Источник
Конспект урока по литературе в 6 классе по теме: М.М. Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца». Мудрый автор, мудрый рассказчик, мудрый Антипыч. (УМК Коровина)
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Конспект урока изучения нового материала.
Цель: 1) Познакомить со страницами жизни и творчества м.М. Пришвина, начать знакомство с главами притчи «Кладовая солнца»
2) Развивать понятия «сказка-быль», «философская притча», умение выделять сказочные и реалистические моменты повествования, анализировать предложенные эпизоды повествования.
3) Содействовать воспитанию нравственных качеств личности: верность, любовь, взаимоуважение, взаимопомощь, самопожертвование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass_literatura_prishvin_kladovaya_solntsa_urok_37.docx | 24.53 КБ |
6_klass_literatura_prishvin_kladovaya_solntsa_urok_37.docx | 24.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: М.М. Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца». Мудрый автор, мудрый рассказчик, мудрый Антипыч.
Цель: 1) Познакомить со страницами жизни и творчества м.М. Пришвина, начать знакомство с главами притчи «Кладовая солнца»
2) Развивать понятия «сказка-быль», «философская притча», умение выделять сказочные и реалистические моменты повествования, анализировать предложенные эпизоды повествования.
3) Содействовать воспитанию нравственных качеств личности: верность, любовь, взаимоуважение, взаимопомощь, самопожертвование.
- Сообщение темы и цели урока. (Слово учителя)
«Кладовая солнца» — волшебное название. Это, как определяет автор — сказка-быль. Придумал ее замечательный писатель, полный тезка Михаила Михайловича Зощенко — Михаил Михайлович Пришвин. Лучше всего о человеке могут рассказать не сухие факты биографии, а люди, близко знавшие его, друзья, родные по душе.
Прочитаем отрывки из главы «Михаил Пришвин», которая входит в известную нам уже «Золотую розу» К.Г. Паустовского
Посмотрим, что за сказку-быль придумал Пришвин
- Беседа по вопросам по содержанию 1-2 части.
Прочитаем первые эпизоды произведения).
- Где и когда происходит действие?
(Действие происходит в селе, в районе города Переславль-Залесского во время Великой Отечественной войны. Автор уточняет: «возле Блудова болота».)
- Что уже в начале произведения напоминает сказку, а что — быль?
(«Кладовая солнца» — само название сказочно. Но через некоторое время автор объясняет: «Мы это так понимаем, что все Блудово болото. я всеми огромными запасами горючего торфа, есть кладовая солнца». Выходит, что это только метафора? Тут же Пришвин добавляет: «Да. :.» именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки- -каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передаваля его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветкам и травинкам». Пришвин поэтически рассказывает о процессе образования торфа «Но в болотах вода не дает родителям-растениям передавать все свое добро детям. Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достается человеку в наследство».
Начало произведения похоже на сказку. Зачин «В одном селе, возле Блудова болота. » сказочный. Но тут же автор дает вполне конкретно указания места, времени, обстоятельств повествования.
Раннее сиротство и самостоятельность детей часто встречается в сказках. Но у Пришвина всё достоверно: милые, трудолюбивые, «умненьки; а дружные ребята сами всему научились и стали жить хорошо». Сказка могла тем и кончиться: «Стали жить-поживать и добра наживать». Но история и только начинается.
Сказочной кажется «чудесная вещь» — компас. Вспомним, что в сказках часто встречаются предметы-помощники (волшебный клубок, яблочко сапоги-скороходы и т.п.) Но мы знаем, что компас действительно необходимая вещь, реальный помощник.
Сказочными представляются образы животных и птиц, традиционных для русских сказок: волка, лисы, зайца, тетеревов, сорок, ворон. У волка и тетерева даже есть прозвища — Серый Помещик и Косач.
Образы старушек-елей, встречавшихся Митраше, — сказочные: «Чем старше старушка на болоте, тем кажется чуднее. То вот одна голый сук подняла, как руку, чтобы обнять тебя на ходу, а у другой палка в руке, и она ждет тебя, чтобы хлопнуть, третья присела зачем-то, четвертая стоя вяжет чулок. » Автор, правда, объясняет метафорический характер описания: «что ни елочка, то непременно на что-то похожа». Но следом пишет: «Очень волновались старушки-ели. Бывает, одна вдруг поднимется, как будто хочет смельчака палкой ударить по голове. другая колдунья тянет к тропе костлявую руку. И ждешь — вот-вот, как в сказке, полянка покажется, и на ней избушка колдуньи с мертвыми головами на шестах».
Наконец, традиционно сказочным является сюжет: девочка собирала в лесу ягоды и заблудилась. Но это вполне реальное событие.
- Так все же, сказку или быль рассказывает писатель?
(Пришвин сам объясняет жанр своего произведения — «сказка-быль».
Это неделимое понятие. Сказка и быль одновременно существуют в тексте произведений Пришвина. Когда писатель рисует сказочные образы, они часто представляются развернутыми метафорами, сравнениями, автор говорит: «кажется», «похоже», «как в сказке». Рассказывая же о реальных событиях, автор подчеркивает волшебные свойства доброты, трудолюбия, изобретений человека, явлений природы. У Пришвина всё одновременно и сказка, и быль.)
- Как ведется повествование? Кто рассказывает историю?
(Пришвин ведет повествование очень интересно: одного автора- рассказчика как будто нет. Речь идет от первого лица множественного числа: «Мы». Об этот собирательном образе мы узнаем, что «они» — «приезжие люди», что жили «всего только через один дом от детей», в конце раскрывается, что «мы» — «разведчики природных богатств», «работали над подготовкой болота для добывания в нем горючего — торфа». Так образ рассказчиков («мы») представляет мир взрослых людей, занятых вполне реальным делом. На этом взрослом фоне выделяется история детей, оставшихся без любви, помощи и поддержки родителей. Они сами должны заботиться о себе и друг о дру ге, жить взрослой жи знью. Но детская жизнь изображается Пришвиным и сказочно. Дети словно погружены в сказку — еще и потому реальное в произведении переплетается с волшебным.
- Какими вы видите главных героев сказки-были?
III. Устное рисование
- Как изображает детей автор? Как он к ним относится? Почему он называет их «Золотая курочка» и «мужичок в мешочке»?
(Автор описывает детей с большой любовью и нежностью: «Они были очень милые»; «И какие это были умные детишки!»; «наши любимцы». Ласковое прозвище «золотая курочка» придает описанию Насти сказочную
прелесть. Детали портрета делают ее еще более милой: «Волосы у нее, ни темные, ни светлые «отливали золотом», веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки. Только носик один был чистенький и глядел вверх». Эффект усиливают уменьшительные суффиксы в словах: «курочка», «ножки», «монетки», «носик», «чистенький», «веснушки» и повторение эпитета «золотой», напоминающего о солнце — символе тепла и жизни.
Митраша описан по-другому. Главное в его описании — мужские, волев ые качества: Это был мальчик упрямый и сильный». Прозвище «Мужичок в мешочке» означает, что Митраша, хотя и невелик пока («он был коротенький»), но уже обладает качествами «мужичка». В его внешности заложены будущие черты сильного мужчины: «очень плотный, лобастый, затылок широкий».)
— Почему автор не описывает игры детей, забавы, развлечения?
(Детям некогда было играть и развлекаться. На их плечи легла забота о большом хозяйстве, «о всех живых существах». Автор и восхищается детьми, и гордится ими: «Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны!»)
- Как автор описывает хозяйственные заботы детей?
(Автор сравнивает действия детей с действиями их родителей. Настя, «как и покойная мать», «вставала далеко до солнца», «выгоняла свое любимое стадо», топила печь, готовила обед, «хлопотала по хозяйству до ночи». Митраша «выучился у отца» делать деревянную посуду, «на нем лежит и все мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы».)
IV. Комментированное чтение.
Прочитаем короткий диалог в начале повествования. Как диалог помогает понять характеры брата и сестры?
^ (Дети подражают поведению своих родителей. Митраша вспоминает, «как отец наставлял его мать» и пытается учить Настю. Настя ведет себя подобно покойной матери: не спорит с Митрашей, улыбается, тот «начинает злиться и хорохориться». Настя сначала поддразнивает, потом ласково гладит брата по затылку, и тут «отцовский задор покидает хозяина». Маленькая перепалка заканчивается примирением и дружной работой: «Давай-ка вместе полоть огурцы, или свеклу мотыжить, или картошку сажать».)
Прочитаем по ролям диалог в эпизоде «Настя и Митраша собираются за клюквой».
Какую роль играет этот диалог в дальнейшем повествовании?
(Настя невнимательно слушала брата, когда тот рассказывал о «палестинке» в лесу. У нее свои, женские, хозяйственные заботы, она заботится о том, чтобы они были сыты в дороге. Митраша уже решил, что пойдет искать палестинку. Он — мужчина, исследователь, ищет новых путей. Так намечается конфликт повествования.)
РАБОТА ПО СЛОВАРЮ: Что такое КОНФЛИКТ в литературном произведении?
VI . Домашнее задание
А) дочитать сказку-быль и привести примеры сказочным и реалистических эпизодов в повествовании.
Б) (опережающее задание) – наизусть фрагмент «История сосны и ели на болоте»
В) Пересказать по эпизодам:
- История Антипыча
- Митраша в беде
- Приключения Насти в лесу
(индивидуально, творчески – пересказ от 1-го лица)
Источник