Презентация к уроку литературы «Особенности жанра сказки — были в «Кладовой солнца» М. Пришвина»
презентация к уроку по литературе (6 класс)
Данная презентация поможет в проведении заключительного урока по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца». На уроке учащиеся должны выяснить, каковы особенности сказки-были как жанра и почему «Кладовую солнца» можно отнести к этому жанру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Особенности жанра сказки — были в «Кладовой солнца» М. Пришвина» | 1.47 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Особенности жанра сказки-были в «Кладовой солнца» М.М. Пришвина Выполнила: Сухинина Л.А., учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия №1» г. Сыктывкара
Что такое сказка и что такое быль? БЫЛЬ – это… СКАЗКА – это…
Что такое сказка и что такое быль? Быль — это то, что было в действительности. Сказка — это повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил. ( Из словаря С. П. Белокуровой )
Жанровые признаки произведений Признаки жанра Сказка Быль «Кладовая солнца» 1. Время действия 2. Место действия 3. События, которые лежат в основе произведения. 4. Герои 5. Какие это герои? 6. Рассказчик — свидетель событий? 7. Финал произведения
Жанровые признаки произведений Признаки жанра Сказка Быль «Кладовая солнца» 1. Время действия В далёкие времена В конкретное время Во время Великой Отечественной войны. 2. Место действия В тридевятом царстве В конкретном реальном месте «В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского …» 3. События, которые лежат в основе произведения. Фантастические Реальные Те, которые происходили на самом деле 4. Герои Люди, животные, сказочные персонажи Люди, животные Настя и Митраша , брат и сестра 5. Какие это герои? Положительные и отрицательные герои Обычные люди со своими достоинствами и недостатками Это обычные дети. 6. Рассказчик — свидетель событий? Нет Да Рассказчик жил рядом с детьми, хорошо их знал 7. Финал произведения Добро побеждает зло Финал разный, но всегда происходит осмысление героем своих поступков Дети осознали свои ошибки и сделали правильные выводы.
Быль или сказка? ( вывод по таблице ) Жизнь Насти и Митраши – это БЫЛЬ . ?
История сосны и ели Сросшиеся деревья Есть ли в этом эпизоде сказочные элементы? Зачем писатель вставляет этот эпизод в повествование о брате и сестре?
Сказочные образы в произведении Ели-старушки (худ. Светличная О.Г. «Старая ель») Серый помещик Как связаны поведение птиц, животных и поведение детей?
Эпизод с лосем Что сказочного в этом эпизоде? Что реального?
Правда антипыча Какую правду завещал Антипыч Травке? Эта правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь. А в основе произведения– борьба добра и зла.
Жанр «Кладовой солнца» «Кладовая солнца» – это сказка-быль, потому что соединяет в себе реальные события и сказочные элементы .
Спасибо за урок!
Использованные материалы из интернета: http://www.literaturus.ru/2015/11/illjustracii-rasskaz-Kladovaja-solnca-Prishvin.html http://www.litfund.ru/auction/128/141/ https://ruslit.traumlibrary.net/book/prishvin-kladovaya/prishvin-kladovaya.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 6 классе по теме «Пейзажная лирика русских поэтов XIXвека» Тема соответствует требованиям Государственному образовательному стандарту 1-го поколения; проводитс.
Тема: «Что есть правда»Человек в окружающем мире.(Урок по сказке- были М. М. Пришвина «Кладовая солнца») Цель урока: раскрыть замысел писателя, показать единство ч.
Уроки содержат: загадки по тексту, интересные задания, работу с художественными средствами текста.
Тема урока «Главные герои сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца. Митраша и Настя».
Презентация составлена в помощь учителю на уроке литературного чтения в 7 классе школы-интерната для глухих детей.
Конспект урока по сказке — были «Кладовая солнца».
Тематическое планирование системы уроков по сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца».
Источник
Конспект урока по литературе М.М.Пришвин «Кладовая солнца»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Тема: Михаил Михайлович Пришвин Сказка-быль «Кладовая солнца»
Цели: — углубить знакомство с творчеством М.М. Пришвина и познакомить с его произведением «Кладовая солнца»; с историей создания произведения;
— развивать умение работать с текстом; выразительную монологическую и диалогическую речь учащихся;
— выявить жанровые особенности сказки-были;
— формировать навыки исследовательской работы с текстом, материалом учебника, словарями и справочниками;
— воспитать чувство ответственности, трудолюбию через образы героев и через образ писателя, через природу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_prishvin.docx | 180.17 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_m.m._prishvin_kladovaya_solntsa.pptx | 322.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Михаил Михайлович Пришвин Сказка-быль «Кладовая солнца»
Цели : — углубить знакомство с творчеством М.М. Пришвина и познакомить с его произведением «Кладовая солнца»; с историей создания произведения;
— развивать умение работать с текстом; выразительную монологическую и диалогическую речь учащихся;
— выявить жанровые особенности сказки-были;
— формировать навыки исследовательской работы с текстом, материалом учебника, словарями и справочниками;
— воспитать чувство ответственности, трудолюбию через образы героев и через образ писателя, через природу.
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС):
Метапредметные результаты : умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное.
Предметные результаты : умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров. Владение литературоведческими терминами: сказка-быль, конфликт, сказочные и мифологические мотивы. Понимание авторской позиции и умение сформулировать свое отношение к ней. Умение вести диалог. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства.
Личностные результаты: диалог с природой, уважение ее законов, бережное отношение, стремление к воссозданию ее ресурсов как непреходящие ценности народного жизненного опыта.
- Организационный момент. Мотивация к уроку.
Прозвенел звонок весёлый,
Давайте начнём урок.
1)Вам знакомо имя М.М. Пришвин?
2)Какой он человек?
3)Какие произведения вы читали?
Если ребята затрудняются ответить на данные вопросы предлагаются отрывок из произведения «Старый гриб».
Мне открылась поляна в лесу, посередине ее две березы, под березами
пень и рядом пнём красная сыроежка, такая огромная…в точности как большая тарелка (обратить внимание на сравнение), притом наполненная водой.
Вдруг вижу: слетает с березы птичка, садится на край сыроежки и носиком-тюк!-в воду…Одна напилась, другая спустилась и тоже села на край сыроежки.
4)Из какого произведения взят отрывок?
4.Объяснение нового материала.
Сегодня, ребята, на этом уроке мы углубленно познакомимся с творчеством и жизнью писателя и познакомиться с произведением «Кладовая солнца».
Слово учителя. М.М. Пришвин родился в 1873 году и скончался в 1954 году.
Он был агрономом, этнографом, охотником, путешественником и ,наконец, писателем.
Вывод. Все эти профессии помогли стать ему писателем
5.Беседа с детьми
1)Ребята, у вас есть среди родственников агрономы? Агрономы – люди, занимающиеся с сельским хозяйством.
В нашем районе главным направлением работы является сельское хозяйство.
2) Ребята, почему люди путешествуют? (чтобы укрепить свое здоровье и путешествуют со стремлением открывать неизведанное)
Обратите внимание на годы жизни писателя. Сколько лет прожил? Не зря он прожил столько лет. Путешествуя, люди укрепляют здоровье и еще путешествие связано со стремлением открывать неизведанное.
3)Знакомо ли вам слово этнограф?
Этнограф — специалист по этнографии.
Этнография — наука, изучающая происхождение народов, материальную и духовную культуру, особенности быта, какого -нибудь народа. Он ещё охотник без оружия.
Вот эти все перечисленные профессии какую важную роль играли в становлении писателя?
Страсть Пришвина к путешествиям связана со стремлением открывать неизведанное. Уже одни названия ранних произведений писателя «В краю непуганых птиц» (1906г.), «За волшебным колобком» (1907г.), «Лисичкин хлеб», «Охота», «Родная земля» — показывают его желание осмыслить жизнь человека и природы, совместить мечту и действительность.
Он жил в очень многих местах. В Дунине, где он жил в деревне Усолье. В Усолье он встретил осиротевших детей, которые сами вели хозяйство и были очень любимы односельчанами.
Об этих ребятах он пишет в своём произведении «Кладовая солнца»
7. Работа с жанром произведения.
Обратите внимание на жанр и название произведения. Сказка-быль. Среди жанров УНТ сказки занимают особое место.
— Что вы знаете о жанрах сказки?
Словарная работа. 2 учащихся находят из словаря значение слов быль, кладовая (словообразовательный разбор слова)
Быль – (перен.) то, что было в действительности.
Ребята, какие у вас возникают ассоциации при слове солнце
8. Чтение сказки –быль «Кладовая солнце». Обратить внимание детей, что в учебнике данная сказка дана в сокращении. После чтения начало сказки ребята друг другу задают вопросы. Примерные вопросы:
— как начинается сказка?
— с какими героями мы познакомились?
9.Работа в группах.
Задание 1 группы: Расскажите о них, опираясь на текст.
Задание 2 группы: Заполнить 1 столбец таблицы
Задание 3 группы: Заполнить 2 столбец таблицы
Источник
Методическая разработка системы уроков литературы в 6-м классе по программе В.Я. Коровиной. М.Пришвин. «Кладовая солнца»
Разделы: Литература
Поурочные разработки Полухиной В. П., предлагаемые к учебнику Коровиной В. Я., не вполне соответствуют темам, предложенным программой. Планирование составляется на основе программы, поэтому мы решили представить свои разработки уроков, темы и содержание которых соответствуют именно программному.
Изучение сказки-были “Кладовая солнца” в школьной программе имеет долгую историю. Существует много теоретического, дидактического и методического материала, который разрабатывался учителями нескольких поколений. Мы же в своей работе расставляем акценты и систематизируем материал, адаптируя его к требованиям, предъявляемым к современному уроку; предлагаем различные виды деятельности учителя и обучающихся: от аналитической беседы до разгадывания кроссвордов. Коллеги, которые пожелают воспользоваться нашими разработками, смогут выбрать то, что будет оптимально подходить по уровню подготовки классов.
“Кладовая солнца”- сказка – быль.
Цель – систематизация и обновление материала, используемого при планировании и проведении системы уроков по сказке-были М. Пришвина “Кладовая солнца”.
-совместить программные требования и содержание учебника по изучаемому произведению;
-представить разные виды деятельности учителя и обучающихся;
-показать возможность доступного изучения литературоведческих терминов при целостном анализе художественного текста.
Наша разработка поможет учителям при подготовке к урокам и их проведении. Кроме содержательной стороны мы предлагаем чёткую привязанность плана урока к тексту, предлагаемому учебником-хрестоматией под редакцией В. Я. Коровиной, для этого в плане указаны страницы учебника, где можно найти ответы – это значительно сэкономит время на уроке и облегчит работу, что позволит задать больше вопросов и дать ответов, т.е. выступить большему количеству учеников.
Инсценировки, игровые моменты, творческие групповые задания позволят сделать урок живым и увлекательным.
Тема: М. Пришвин. Слово о писателе. “Кладовая солнца”.
Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти.
Образ природы в сказке-были.
1. Познакомить учащихся с некоторыми фактами биографии Пришвина, раскрыть особенности жанра, характеры героев, замысел писателя — показать единство человека и природы.
2.Развивать речь, творческие способности учащихся.
3.Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, бережное отношение к природе.
I. М. Пришвин. Слово о писателе.
(Выступления 2-х учащихся.)
1уч-ся. Пришвин – один из своеобразнейших писателей. Родился 23 января 1873 года недалеко от города Ельца Орловской губернии в купеческой семье. Как водилось тогда – сначала гимназия, затем реальное училище в Тюмени, затем политехникум в г.Риге. Дальнейшее образование М. Пришвин получает за границей, в Лейпцигском университете.
В Россию вернулся агрономом, но с широким общегуманитарным образованием. Писатель познакомился с известными русскими этнографами Шахматовым и Ончуковым.
Языковеды уговорили Пришвина поехать на север России для собирания народных сказаний, поверий, песен, пословиц и поговорок. В этот момент и решилась судьба Пришвина. Он согласился на уговоры и уехал на Онежское озеро.
2 уч-ся. Существует мнение, что у Пришвина нет учителей и предшественников. Это неверно. Учитель у Пришвина есть. Тот единственный учитель, которому обязана своей силой, глубиной и задушевностью русская литература. Этот учитель- русский народ. В повестях, рассказах Пришвина всё объединено человеком – неспокойным, думающим, человеком с открытой и смелой душой.
Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку. Главное действующее лицо в рассказах о природе — сам Пришвин: охотник, ученый, художник слова, искатель правды.
М. Пришвин умер 16 января 1954 года.
II. Беседа с классом по заранее прочитанному тексту.
1)Какими вы видите главных героев сказки-были? с. 39-41
2)Как автор относится к детям?с.39
(Автор описывает детей с большой любовью и нежностью: “Они были очень милые”; “И какие это были умные детишки!”; “наши любимцы”.)
3)Почему он их называет “Золотая курочка” и “мужичок-в-мешочке”?
( Ласковое прозвище “золотая курочка” придает описанию Насти сказочную прелесть. Эффект усиливают уменьшительные суффиксы в словах: “курочка”, “ножки”, “монетки”, “носик”, “чистенький”, “веснушки”. Митраша описан по-другому. Главное в его описании — мужские, волевые качества. Прозвище “Мужичок-в-мешочке” означает, что Митраша, хотя и невелик пока, но уже обладает качествами “мужичка”.)
4)Почему автор не описывает игры детей, забавы, развлечения?с.40
( Детям некогда было играть и развлекаться. На их плечи легла забота о большом хозяйстве, “о всех живых существах”. Автор и восхищается, и гордится ими: “Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны!”)
5)Как автор описывает хозяйственные заботы детей?с.40,41
(Автор сравнивает детей с действиями их родителей. Настя, “как и покойная мать”, “вставала далеко до солнца”, “выгоняла своё любимое стадо”, топила печь, готовила обед, “хлопотала по хозяйству до ночи” Митраша “выучился у отца” делать деревянную посуду, “на нем лежит и всё мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы.”)
Прочитаем короткий диалог в начале повествования.( c. 41 со слов “Очень хорошо….” до слов “…или картошку сажать.”)
6)Как этот диалог помогает понять характеры брата и сестры?
(Дети подражают поведению своих родителей. Митраша вспоминает, “как отец наставлял его мать” и пытается учить Настю. Настя ведет себя подобно покойной матери: не спорит с Митрашей, улыбается, тот “начинает злиться и хорохориться”. Настя сначала поддразнивает, потом ласково гладит брата по затылку. Маленькая перепалка заканчивается примирением и дружной работой.)
Прочитаем по ролям диалог в эпизоде “Настя и Митраша собираются за клюквой”. (с. 43 “Настя, начиная собираться,…где растёт сладкая клюква”).
7) Какую роль играет этот диалог в дальнейшем повествовании?
(Настя невнимательно слушала брата, когда тот рассказывал о “палестинке” в лесу. У нее свои, женские, хозяйственные заботы, она заботится о том, чтобы они были сыты в дороге. Митраша уже решил, что пойдет искать палестинку. Он – мужчина, исследователь, ищет новых путей. Так намечается конфликт повествования.)
8)Какое событие является завязкой повествования? С.47
(Спор, а потом и ссора ребят, которая едва не привела к трагедии. Рассудительная Настя попыталась убедить брата идти по широкой, плотной тропе, но Митраша заупрямился и отправился “сам по себе, по своей тропке”. Тут уж Настя рассердилась, так и вышло, что ребята пошли разными дорогами.)
9)Кто из ребят был, по-вашему, прав и почему?
10) Какую роль в развитии событий играет природа?
Приключения Насти и Митраши в походе за клюквой начинаются с описания Блудова болота. (с.45)
Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя. Обратим внимание, как показаны тревога и страх лисы: уменьшительные суффиксы в ее описании делают ее маленькой и беззащитной.
Здесь же противопоставлены собака и волк – друг и враг человека: “одичавшая собака….выла от тоски по человеку, а волк выл от неибывной злобы к нему”. Сюда –то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой.
Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой –облако, которое “как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”.(с.46)
Тревоги добавляет ветер, из-за которого “сосна простонала”, а “ель зарычала”.
11)Каков смысл притчи о судьбе сосны и ели?с.45
(Два дерева, обреченных жить вместе, описываются как живые существа. Большие деревья должны были бы расти самостоятельно, отдельно друг от друга. Они выросли вместе, но они разобщены, не помогают друг другу, желая самоутвердиться за счет другого. Смысл притчи в том,что люди должны помогать друг другу, поддерживать друг друга.
ВЫВОД: Итак, мы рассмотрели взаимоотношения героев, авторское отношение к ребятам, диалоги, помогающие раскрыть характеры героев, композицию произведения, роль природы в развитии событий.
III.Ученики по желанию пересказывают эпизоды, дополняя друг друга.
1 эпизод — “Митраша в беде”.
-Как природа предупреждает мальчика об опасности?(с.52-53)
(“Земля под ногой стала как гамак, подвешенный под тинистой бездной” — тревога уже в этом. Елочки-старушки пугают Митрашу, преграждают ему дорогу.)
-Как автор относится к Митраше?
(Автору нравится отвага Митраши, когда тот идет по страшному лесу, его смекалка, когда догадывается, как сократить дорогу. Автор тревожится, переживает за мальчика, сочувствует ему словно хочет предостеречь его от опасности. Автор всей душой болеет за Митрашу, описывая его беспомощность”.
2 эпизод-“Приключения Насти в лесу”.
-Почему Настя забыла о брате? Как относится к Насте автор?(с.58-60)
(Настя набрела на палестинку, обсыпанную красной клюквой, и забыла обо всем на свете. Автор спрашивает: “Откуда же у человека при его могуществе берется жадность даже к кислой ягоде клюкве?” Он как будто не осуждает Настю, а только удивляется. Авторское отношение к детям выражается и через отношение к ним животных.)
-Как животные реагируют на появление детей в лесу?(с.60-62)
(Тетерев Косач их не замечает, “до того были тихи”.)
IV. Групповая работа. Инсценирование эпизода “Ссора Насти и Митраши” (Подготовлено заранее)
(Рассказчик, Настя, Митраша, ворона).
1.Как могло случиться, что такие дружные ребята не просто поссорились, а и покинули друг друга? Ведь они знали, что в лесу бродит безжалостный Серый помещик, что в болоте есть гибельное место?(с.46, 47)
2.В чём, по мнению писателя, проявляется великая мудрость человека? Доросли ли Настя и Митраша до этой мудрости?
3.Устояла ли их дружба и любовь под натиском обиды и раздражения?
4.Помнил ли Митраша, что он обязан оберегать сестру, как отец оберегал мать, что он охотник, что у него ружьё и компас?
5.Помнила ли Настя, что она должна заботиться о брате, как мать заботилась об отце, что у неё в корзине хлеб, молоко, картошка?
Инсценирование эпизода “Спасение Митраши”. (Рассказчик, Митраша, Травка, Заяц). (Подготовлено заранее)
1.Почему Травка не сразу откликнулась на зов Митраши? с.65
2.Когда произошло настоящее чудо, в понимании Травки? с.66
3.Что, кроме сметливости, отваги, терпения, помогло Митраше спастись?
4.Почему почти одичавшая Травка послушалась человека и пришла ему на помощь?
5.Какую правду перешептывал Антипыч и собакам, и людям? с.69
Приготовить сообщение на тему “Сравнительная характеристика Насти и Митраши” по данному плану.
Сделать иллюстрации к сказке-были.
1.Когда и в какой среде жили Настя и Митраша?
г)любовь к родителям.
а)уступчивость и благоразумие Насти;
б)строптивость и упрямство Митраши;
в)жадность Насти, её способность правильно оценивать свои поступки;
г)воля, находчивость, смелость Митраши.
5.Отношение автора к Насте и Митраше.
-Каковы были взаимоотношения между ребятами?
-Какова роль природы в развитии событий?
Тема: М.Пришвин “Кладовая солнца”. Сюжетные особенности. Сказка-быль. Смысл названия.
Цели: Продолжить анализ текста на новом структурном уровне.
Познакомить учащихся с новыми литературными понятиями, уметь находить их в тексте художественного произведения.
По названию дать общую оценку содержания произведения (поэтика названия).
I.На разных этапах изучения произведения к этому уроку учащиеся уже сделали портретные характеристики героев. Через сюжетные картинки проследили путь героев в литературном произведении, выделяя ключевые моменты.
1) — Кто и что сопутствовало героям в их пути по страницам художественного произведения?
Зачитываются выразительно части текста:
1)история Травки и Антипыча;
3)волк Серый помещик;
Лирическое отступление – высказывание автором чувств и мыслей в связи с изображаемым в произведении. Они дают автору возможность непосредственно общаться с читателем. (на доске)
2). Образ рассказчика, повествователя.
Постранично из текста выбираются предложения, в которых упоминается местоимение “мы”, от этого собирательного лица ведётся повествование.
С. 39 “Мы жили в этом селе через один дом”
С.49 “Мы с давних пор ездили к Антипычу на охоту.”
С. 52 “Мы это так понимаем”
С.55 “Мы, ребятишки. ”
С. 67 “Мы, охотники. ”
С.69 “Мы думаем: это правда…”
С. 71 “Настя и Митраша жили от нас через дом”
С.72 “Мы – разведчики болотных богатств”
Вывод: Рассказчик, повествователь может подойти к автору вплотную, слиться с ним, а может полностью отделиться от него, стать совсем другим лицом.
В “Кладовой солнца” повествователь выступает в разных лицах, собирательный образ “мы”- дети, охотники, геологи. В этом произведении автор и повествователь далеки друг от друга, автор через лирические отступления ведет разговор с читателем, а повествователь излагает историю Насти и Митраши.
II. Сказка – быль.
Быль – рассказ о действительном происшествии.
Синонимы: реальный- действительный, существующий, не воображаемый.
Определение “Сказка” в учебнике(с. 312 словарь литературоведческих терминов).
- Что относится к были?
- Сказочные мотивы. Повторение по плакату “Теория сказки” и соотношение с текстом повести.
Можно делать сопоставление по плану:
- Место и время.
- Герои и их путь.
- Враги и помощники.
- Финал.
Вывод: “Никакой правды не бывает без выдумки! Напротив!
Выдумка спасает правду…”
“Содержание всякой сказки – это борьба человека – героя с каким-нибудь представителем зла… и сказка в этом смысле есть отражение общечеловеческой веры в победу доброго начала над злым”.
III. Поэтика названия.
На доске:Торф — плотная масса, образовавшаяся из перегнивших остатков болотных растений, употребляется как топливо.
- Кладовая—-клад—-торф(природное богатство)
- Образ солнца.
“первый луч солнца…на щеках у детей”
“хмарь закрыла всё солнце”
Вывод: Кладовая солнца – это не только торф как полезное ископаемое, а это солнечное тепло и свет, которые нужны всему живому и людям на земле. Солнце как основа жизни.
IV.Групповые задания с кроссвордами.
Найти ключевое слово в кроссворде и дать толкование: какое отношение к тексту имеет слово.
Источник