Меню

Урок окружающего мира тема космос

Вселенная, или космос
план-конспект занятия (окружающий мир) по теме

Данная работа содержит конспект урока окружающего мира с презентацией к нему, которая позволяет сделать урок наглядно и информационно насыщенным, способствует лучшему усвоению учебного материала. Для закрепления изучаемого материала составлен тест с учётом возрастных особенностей обучающихся данного возраста.

Скачать:

Вложение Размер
vselennaya_ili_kosmos.rar 2.63 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира по теме

«Вселенная, или Космос»

Тема: Вселенная, или космос.

  1. Сформировать знания о Солнечной системе, её составе, о месте Земли в Солнечной системе, показать значение Солнца для всего живого на Земле;
  2. Развивать пространственное воображение, абстрактное мышление, любознательность, расширять кругозор учащихся;
  3. Воспитывать чувство любви к планете Земля, гордость за свою страну, соотечественников – первооткрывателей Космоса.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

— Сегодня мы скучать не будем.

Про лень, тоску мы позабудем.

Мы оторвёмся от Земли туда,

Где бороздят просторы корабли,

Где вечный мрак,

В то место, что зовётся Солнечной системой.

— На этом уроке мы перенесёмся в космические просторы, будем говорить о космических объектах, о Солнечной системе и о том, какое место занимает Земля в ней.

III. Изучение нового материала.

1) Знакомство с понятиями «Космос, Вселенная»

— С незапамятных времен небо привлекало к себе внимание людей, вызывало у наших далеких предков любопытство и восторг, страх и желание познать неведомое. Сегодня я предлагаю вам посмотреть на мир глазами астрономов. Давайте с вами выясним, кто такие астрономы. Я готова выслушать ваши предположения. (Слайд №2)

— Верно. Астрономы – люди, изучающие звёзды. Наука о звёздном небе называется астрономией. Астрономия – самая древняя из наук. Первых астрономов называли звездочётами. Известно, что даже пещерные люди наблюдали звёздное небо, потому что на стенах пещер найдены рисунки, свидетельствующие об этом.

— Какие космические тела могут наблюдать астрономы на небе днём, какие ночью?

— С точки зрения астрономов мир – это Вселенная или Космос. Как предполагается, Вселенная возникла в результате мощного взрыва, который произошёл примерно 15 миллиардов лет назад.

2) Знакомство с понятием «Солнце –звезда»

— О каком космическом теле пойдёт речь в загадке?

Жёлтая тарелка на небе висит.

Жёлтая тарелка всем тепло дарит.

— Правильно. Это Солнце. (Слайд №3). Что узнали о Солнце из загадки? Какое значение имеет Солнце для жизни на земле? Какие изменения произойдут на нашей Земле, если исчезнет Солнце? Вспомните, как перепугались звери в сказки К.И.Чуковского, когда «крокодил в небе солнце проглотил». Почему они перепугались?

— Солнце – самая важная для человека звезда. Она дарит нам свет и тепло. Солнце – ближайшая к Земле звезда. Это огромное раскаленное космическое тело, имеющее форму шара. Ученые, которые изучают Солнце, говорят, что его поверхность напоминает кипящую «кашу». Температура такой «каши» — 6000°. Масса Солнца в 330 тысяч раз больше массы нашей планеты. (Слайд №4)

— Почему же Солнце тогда кажется нам таким маленьким, несмотря на свои размеры?

— Расстояние от Земли до Солнца 150 миллионов километров. Чем дальше от нас находится предмет, тем меньше он кажется. (Слайд №5)

3) Знакомство с понятием «Солнечная система»

— Солнце и движущиеся вокруг него планеты составляют нашу Солнечную систему. Наша Земля – тоже планета Солнечной системы. Планеты располагаются таким образом в порядке удаления от Солнца: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. (Слайд №6)

— Какая планета получает самое большое количество тепла от Солнца? Почему?

-Меркурий – ближайшая к Солнцу планета.

Жара нестерпима! Изжарит котлету!

— Назовите самую холодную планету. Самую большую.

4 ) Планета Земля. Луна – спутник Земли.

— О какой планете идёт речь в этом стихотворении?

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно…

— Это наша планета – Земля. (Слайд №7) Какая она, наша планета?

— Космонавты с любовью называют Землю «Голубая планета». Почему она такая голубая?

— На Земле не только много воды, она ещё имеет воздушную оболочку, атмосферу, и эта оболочка придаёт планете голубой цвет.

— Чем отличается наша планета от других?

— На Земле достаточно света и тепла, обилие воды. Землю окутывает толстый слой воздуха. Всё это создало условия для появления жизни на Земле.

— Земля имеет естественный спутник. Кто догадался, как он называется?(Слайд №7)

— Луна – второй по яркости объект на земном небосводе после Солнца. Это первый и пока единственный внеземной объект естественного происхождения, на котором побывал человек.

5) Исследователи космоса

-Посмотрев на ночное небо, можно среди звёзд увидеть быстро движущиеся маленькие звёздочки – это искусственные спутники Земли, беспилотные космические корабли. Искусственные спутники сделаны человеком. (Слайд №8) Предположите, какую работу могут выполнять эти спутники?

— Искусственные спутники запущены в космос с разными целями: теле- и радиоспутники, метеоспутники, следящие за погодой, спутники-шпионы.

-Наша страна была всегда первой в исследовании космического пространства. Первый в мире искусственный спутник Земли запущен в нашей стране, которая раньше называлась СССР, 4 октября 1957 года. 12 апреля 1961 года с космодрома впервые стартовал космический корабль «Восток», на борту с пилотом-космонавтом Ю.А.Гагариным. Другой космонавт, наш земляк, кузбассовец А.А. Леонов совершил первый в истории человечества выход в открытый космос. Среди космонавтов есть женщины. Валентина Терешкова – первая женщина-космонавт. (Слайд №9)

— Космонавты – мужественные люди, которые могут находиться в космосе многое месяцы, годы. Чем занимаются космонавты? Чем питаются космонавты ?

— Пища космонавтов: маленькие буханочки хлеба на один укус, чтобы не было крошек; щи, борщи, компоты, упакованные в тюбики, как зубная паста; продукты размещаются маленькими порциями в специальные пакеты или в консервные банки. (Слайд №10)

IV. Закрепление пройденного материала.

Тест «Выбери правильный ответ». (Слайд №11-12)

1. Назови космическое тело:

а) облако в) Меркурий

б) самолёт г) снежинка

2. Мы живём на планете, которая называется:

а) Луна в) Плутон

а) планета в) естественный спутник Земли

б) звезда г) искусственный спутник Земли

4. Звезда, вокруг которой вращается наша планета, называется:

а) Вега в) Полярная

б) Солнце г) Сириус

Одним планетам в небе скучно,
И чтобы было веселей,
Блуждая по Вселенной целой,
Они нашли себе друзей.
Какие это друзья?

– Верно, спутники. Какой спутник у Земли?

– Если вам понравилось космическое путешествие, покажите Луну рожками вверх, если нет – рожками вниз.

— Наука развивается. Люди многое узнали об огромной Вселенной, в которой мы живем, научились запускать искусственные спутники Земли и летать в космос. Направили космические ракеты на Луну и другие планеты, построили обсерватории, оснащенные современной техникой – все это для того, чтобы разгадать тайны Вселенной. Но еще многое предстоит понять и узнать, возможно, это делать придется Вам. Спасибо за урок! (Слайд № 13)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира в первом классе по системе Л. В. Занкова Рассказывает о небесных телах солнечной системы.

Для учащихся первого класса, обучающихся по развивающей программе Л.В.Занкова, трудно воспринимать материал о Вселенной. Космические тела – это те предметы, которые нельзя потрогать, увидеть рядом. Де.

Тема: «Вселенная, или космос»ФИО учителя: Кузнецова О.В.Предмет: окружающий мирКласс: 1УМК: Занков Л.В.

Призентация к оруку Оклужающий мир.

Способствует активизации познавательной деятельности учащихся; формированию чувства патриотизма через знакомство с великими свершениями русских людей. Пробуждает у учащихся интерес к космосу, професси.

Цель урока: показать огромные возможности науки физика в освоении космического пространства; познакомить учащихся с исследованиями Вселенной; познакомить учащихся с американским агентством по исследов.

Цель: Познакомить детей с историей развития отечественной космонавтики и теми людьми, которые внесли огромный вклад в покорение Вселенной. Задачи: Образовательные: Р.

Источник

Урок окружающего мира по теме «Что такое космос».
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Класс: 2В

Предмет: окружающий мир

Программа: “Планета знаний”

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: раздаточный материал ,учебник, презентация, ТСО, “Толковый словарь русского языка” С.И.Ожегова.

Учебник: Г.Г. Ивченкова, И.В.Потапов Окружающий мир.- М:АСТ: Астрель, 2012г.

Цели урока: ознакомление с темой «Что такое космос».

Задачи урока:

Обучающая: обеспечить в ходе урока усвоение основных знаний. Дать учащимся представления о космосе, о звездах, солнце.

Воспитательная: воспитывать чувство дружбы, товарищества, умение работать в группах, повышать интерес к изучаемому предмету.

Развивающие: способствовать развитию у учащихся учебно – интеллектуальных умений; выделять главное в изучаемом материале, логические излагать мысли, сравнивать, делать выводы

Скачать:

Вложение Размер
urok_okruzhayushchego_mira_po_teme2.docx 24.47 КБ
krossvord.docx 15.76 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира по теме «Что такое космос».

Учитель начальных классов Насретдинова Г.Р.

Предмет: окружающий мир

Программа: “Планета знаний”

Тип урока : изучение нового материала

Оборудование : раздаточный материал ,учебник, презентация, ТСО, “Толковый словарь русского языка” С.И.Ожегова.

Учебник: Г.Г. Ивченкова, И.В.Потапов Окружающий мир.- М:АСТ: Астрель, 2012г.

Цели урока : ознакомление с темой «Что такое космос».

Обучающая: обеспечить в ходе урока усвоение основных знаний. Дать учащимся представления о космосе, о звездах, солнце.

Воспитательная: воспитывать чувство дружбы, товарищества, умение работать в группах, повышать интерес к изучаемому предмету.

Развивающие: способствовать развитию у учащихся учебно – интеллектуальных умений; выделять главное в изучаемом материале, логические излагать мысли, сравнивать, делать выводы

-Здравствуйте ребята, уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок, необычный он тем, что к нам пришли гости и мы все вместе отправимся в путешествие.

— Прозвенел звонок веселый.

-Мы начать урок готовы.

-Будем слушать, рассуждать,

-И друг другу помогать.

-Сегодня мы с вами учёные.

Поддержание эмоционально-положительного настроя на урок, создание ситуации успеха.

2.Сообщение темы и целей.

-Ребята, сегодня нам предстоит работать в мини группах, давайте повторим правила .

Правила работы в группе (Слайд 2)

1. Говорим вежливо, называем собеседника по имени.

2. Говорим по – очереди, не перебиваем друг друга.

3. Внимательно слушаем каждого и высказываем свое мнение.

— Отгадайте загадку (Слайд 3)

Океан бездонный, океан бескрайний,

Безвоздушный, темный и необычайный,

В нем живут вселенные, звезды и кометы,

Есть и обитаемые, может быть, планеты (космос)

-Вывешивается на доске слово.

-О чём мы с вами будем говорить на уроке. (О Космосе)

-Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Тема: Что такое космос . (слайд 4)

Мы сегодня будем исследовать космос, станем учёными.

-А какие цели мы поставим сегодня на уроке ?

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Фиксируют правила работы в группах.

Фиксация новой учебной задачи

Создание проблемной ситуации.

Сообщение тему урока

Но чтобы открыть что-то новое, вы должны определиться , а о чем же будет открытие. И поможет вам — маршрутный лист . Откройте, пожалуйста, учебники на стр.42-43.

— Итак, как называется маршрутный лист?

( Мы живём на планете Земля). (слайд 5)

И с сегодняшнего урока мы начнём путешествие по указанному маршруту. Найдите начало маршрута, прочитайте (Что такое космос).

-Ребята, а вы можете сказать, что же такое космос?

— Космос – бесконечное пространство, в котором движутся планеты, звезды и другие объекты Вселенной. (слайд 6)

— Давайте найдем в словаре толкование слова “космос”.

-Что можно увидеть на небе? ( Звезды, Солнце, Луну, планеты ).

Ночью на небе мы видим Луну и множество звёзд . А днём мы видим – солнце

-Отгадайте загадки и попробуйте определить, о чём же конкретно сегодня мы будем говорить на уроке.

Слайд 7. Что весь свет обогревает ? (солнце)

Слайд 8 . Рассыпалось к ночи зерно,

Глянули утром — нет ничего. Что это ? (звёзды)

Слайд 9. Голубое поле серебром усыпано ? (небо и звёзды)

— Проверим себя по учебнику, откройте учебник на с.44 , прочитаем статью и ответим на 2 вопроса. (слайд 10-13)

Источник

Урок по окружающему миру по теме «Космос»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Урок по окружающему миру по теме «Космос», проведенные во 2,4 классах.

Скачать:

Вложение Размер
24_klassy_-_kosmos.doc 97 КБ

Предварительный просмотр:

Страна, открывшая путь в космос.

  • сформировать представление учащихся о жизни страны в послевоенное время, познакомить с биографией первого космонавта,
  • учить анализировать, делать выводы, работать в парах, группах, индивидуально,
  • воспитывать любовь к героям страны, патриотизм и бережное отношение к Родине, природе.

Путешествие в космос

  • -познакомить с устройством космического корабля, с биографией первого космонавта,
  • дать представление о том, что такое «космос»,
  • воспитывать любовь к героям страны, патриотизм и бережное отношение к Родине, природе.

Оборудование: учебник А. Плешаков “Окружающий мир”; Cлайды – портреты, фотографии. Индивидуальные карточки, жетоны-звёздочки для оценивания, сигнальные карточки.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Нас сегодня ждёт дорога,
И узнать нам надо много.
Так возьмёмся скорей за работу,
Чтобы времени зря не терять.
О том, как потрудились дома,
Поспешим друзьям рассказать.

2. Проверка дом. задания. (фронт. работа)

  • В каком возрасте провозглашён Петр царем?
  • (в 10 лет)
  • Когда был основан г. Санкт – Петербург?
  • (16 мая 1703 г. )
  • Какие главные перемены произошли в России при Петре?
  • (появился свой флот, возникли новые города)
  • Где родился М. В. Ломоносов?
  • (неподалеку от г.Холмогоры)

– Расскажите о Михаиле Васильевиче Ломоносове, что вы читали?

– Молодцы! Вы хорошо подготовились дома (раздаются жетоны – красные звёздочки)

(каждый ребенок получает по вопросу)

Перечислите основные стороны горизонта.(север, юг, запад, восток)

Что такое компас? Для чего он нужен?

Как пользоваться компасом?

Можно ли обойтись без компаса?

3. Изучение нового материала. Слово учителя.

– Отгадайте загадку и догадайтесь, о чём пойдёт речь на уроке (Cлайд – загадка)

Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост –
И поднимется до звёзд.

– Правильно! Это ракета. А тема нашего урока связана с космосом.

Ведь именно наша страна первой проложила дорогу к звёздам. А произошло это в 50-е годы, когда наша страна ещё не успела залечить раны, нанесённые фашизмом. Нужно было восстановить города, наладить производство промышленных товаров и продуктов питания. В США и других странах считали, что нам понадобится не один десяток лет, чтобы возродить разрушенное хозяйство. Иностранцы и не предполагали, что наша страна сделает шаг вперёд. Однако именно в нашей стране был впервые запущен искусственный спутник Земли и открыт путь в космос.

Космическая викторина (Cлайды)

  • Когда отмечается День космонавтики? (12 апреля)
  • Кто был первый космонавт? (Ю. А. Гагарин)
  • Сколько минут продолжался полёт? (108 минут) А сколько это часов?

4. Сам. работа учащихся – чтение текста в учебнике с.147-149 и текста о первом космонавте.

Приложение 1, дополнительная информация (дети работают в группах 7-8 мин., затем отвечают на вопросы после текстов)

4. Работа с учителем.

Как вы думаете, что такое космос? (…)

— Нашу Землю вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно большое пространство. Это космос. В нем находятся небесные тела: Солнце, звезды, планеты и спутники. Звезды светятся сами и освещают планеты. Это очень большие небесные тела. Они занимают в небе определенное положение. Для удобства люди делят небо на области – созвездия. Какие созвездия вы знаете? (…)

Солнце – это самая ближайшая к нам звезда, которая объединяет в свою семью 9 планет. Давайте с вами вспомним, как называются планеты. (…)

— Ближе всех к солнцу расположен Меркурий. Он очень быстро вращается.

Венера – самая яркая планета. Поэтому многие ошибочно называют ее звездой.

Третья планета от Солнца –наша Земля. Пока известно, что жизнь есть только на ней.

Ближайший сосед Земли –Марс. На нем самые высокие горы в Солнечной системе.

Пятая планета – Юпитер. Она самая тяжелая.

Следующая планета – Сатурн. Вокруг нее вращаются кольца из осколков льда и камней.

Дальше Уран. В отличие от других планет он вращается по часовой стрелке. Поэтому Солнце там восходит на западе, а заходит на востоке.

Восьмая планета – Нептун, а девятая – Плутон. Это очень холодные планеты, потому что находятся очень далеко от Солнца

5. Рассматривание фотографий, беседа.

1 – Ю. Гагарин в литейном цехе Люберецкого завода с-х машин.

2 – Ю. Гагарин и А. Леонов на охоте.

3 – Ю. Гагарин – студент ремесленного училища и лётной школы.

4 – Лётчик-космонавт – преданный сын Родины.

5 – Группа космонавтов на учебных занятиях.

6 – По единодушному мнению специалистов Ю. Гагарин был готов к полёту.

7 – Столица Чехословакии приветствует советского космонавта.

8 – Гагарин отвечает на письма, которые он получил из многих стран мира, со всех уголков Советского Союза.

– Каким должен быть космонавт? – Ребята, а кто-нибудь из вас хотел бы стать космонавтом?

(ведь будущие космонавты должны быть не только образованными, но и физически подготовленными людьми)

Раз, два – стоит ракета,
Три, четыре – самолёт.
Раз, два – хлопок в ладоши,
А потом на каждый счёт.
Раз, два, три, четыре – руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре – и на месте походили.
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднялись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре –
Вот летит ракета ввысь!

В небе плавала луна,
В облака зашла она…
1, 2, 3, 4, 5 – можем мы луну достать.
6, 7, 8, 9, 10 – и пониже перевесить.
10, 9, 8, 7 – чтоб луна светила всем.

6. Продолжение викторины.

  • Кто был главным конструктором космического корабля? (Сергей Королёв – основоположник практической космонавтики, главный конструктор первых космических ракет, спутников и кораблей)
  • Кто впервые вышел в открытый космос? (Алексей Леонов – лётчик-космонавт впервые в мире вышел из космического корабля в космическое пространство, удалившись от него на 5 метров)
  • Кто была первая женщина-космонавт? (Валентина Терешкова)

7. Продолжение работы по теме.

Игра “Угадай-ка” (инд. работа)

Космонавтом
хочешь стать –
надо много-много знать!

7. Работа с учителем.

1)- Ю. Гагарин с детства был очень любознательным и, подражая своему отцу, часто мастерил игрушечные самолетики. Он очень любил небо, и поэтому поступил учиться в Военное Авиационное училище. В 1960 году Юрий Алексеевич стал готовиться к полету в космос в Центре подготовки космонавтов. Он совершил на космическом корабле полный оборот вокруг Земли за 108 минут (1ч. 48 мин.) и в тот же день вернулся обратно.

2) – На чем космонавты летают в космос? (…)

— Космический корабль – это и дом, и научная станция. В не живут и работают космонавты. Уже создано несколько типов космических кораблей. Российские космонавты поднимались на орбиту и орбитальную станцию на кораблях «Восход» и «Союз».

— Как вы думаете, что такое «орбита», «орбитальная станция» ? (…)

-Итак, космический корабль состоит из нескольких частей. Главная из них – это кабина космонавтов. В нем космонавты стартуют с земли. Кабина космонавтов – единственная часть, которая возвращается на землю. Еще одна часть корабля – орбитальная. Здесь проводятся различные научные опыты и оттуда можно выйти в открытый космос.

-Что такое «открытый космос»? (…)

-Выполнив все задания, космонавты готовятся к возвращению на землю. Ненужные части корабля остаются в космосе и сгорают, а кабина космонавтов возвращается. На высоте нескольких метров от земли на ней раскрывается парашют и кабина плавно опускается.

8. Проверка самостоятельной работы

(Дети используют сигнальные карточки 1, 2, 3, за правильные ответы и дополнительные знания получают жетоны – звёзды, дети работают самостоятельно)

(Cлайды – задания тестового характера, правильные ответы высвечиваются после ответов учащихся)

Назовите имя и отчество первого космонавта Гагарина

  1. Юрий Николаевич.
  2. Алексей Юрьевич.
  3. Юрий Алексеевич.

Страна, которая первой запустила искусственный спутник Земли

Спутник летит вокруг Земли по орбите. Он выполняет важную роль для науки и техники. В наши дни создано огромное количество автоматических (беспилотных) спутников не только Земли, но и других планет – Марса, Венеры, Луны.

Солнечная система насчитывает…

Какую планету называют “Красный глаз”?

Ещё в глубокой древности люди обратили внимание на ярко-оранжевую звезду, которая время от времени сияла на небосклоне. Древние греки посвящали все планеты богам. Красноватая звезда в черном небе стала подходящим символом для бога войны Ареса.

В римской мифологии Аресу соответствовал бог Марс. Так планета обрела своё нынешнее имя.

В космосе первыми побывали…

Второй искусственный спутник вышел на орбиту с пассажиром на борту – собакой.

Первую собаку, побывавшую в космосе, звали…

Для неё была построена специальная кабина, где имелся запас воздуха, воды, пищи. О здоровье собаки и её поведении люди узнавали с помощью приборов, установленных на спутнике. Вслед за Лайкой на орбиту отправились другие четвероногие разведчики: собаки Белка и Стрелка, Чернушка и Звёздочка, белые крысы и мыши. Все они вынесли необычные условия полёта и вернулись на Землю целыми и невредимыми.

Космонавт, который впервые вышел в открытый космос…

Это произошло 18 марта 1965 года, когда он летал вместе с Павлом Беляевым на корабле “Восход-2”. Через боковой люк, держась за поручень, космонавт выходит в открытое пространство для выполнения какой-либо работы. Потом в открытый космос выходили и другие космонавты.

Космический корабль, на котором поднялся в космос Гагарин, назывался…

Это был первый космический домик весом 5 тонн, в котором мог жить и работать только один человек. Затем были построены другие космические корабли “Восход” и “Союз”. Для коллективных полётов была построена орбитальная станция “Салют”.

Гагарин совершил свой полёт…

  1. 9 марта 1934 года.
  2. 4 октября 1957 года.
  3. 12 апреля 1961 года.

– А что за даты две другие? (день рождения космонавта, запущен искусственный спутник)

Гагарин стартовал с космодрома Байконур. С высоты космического полёта Земля показалась ему совсем маленькой, но прекрасной. Он открыл бортжурнал и написал такие слова…

(Cлайд – обращение Гагарина к жителям Земли)

– Сколько лет мы отмечаем день Космонавтики? (49 лет)

– Как называется космодром, с которого стартуют космические корабли? (Байконур)

– Назовите фамилии Советских космонавтов.

9. “Словоград” (Cлайд)

Из слова “КОСМОНАВТ” составить как можно больше слов

Источник

Читайте также:  Собака лайка ссср космос
Adblock
detector