Раздел 2. Вселенная Тема 4. Земля и Солнце. урок на тему «Энергия Солнца»
план-конспект урока по естествознанию (5 класс) на тему
- познакомить школьников с понятием «энергия»;
- выяснить природу и многообразие энергии;
- рассмотреть природу солнечных лучей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prodolzheni01.docx | 352.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел 2. Вселенная
Тема 4. Земля и Солнце
урок 01(82). Энергия Солнца
Задачи урока: а) познакомить школьников с понятием «энергия»;
б) выяснить природу и многообразие энергии;
в) рассмотреть природу солнечных лучей.
Оборудование урока: картина «Солнце»,видеофильм «Солнце»,таблица
- Организация учащихся на урок.
- Вступительное слово учителя.
- Изучение нового материала:
а) Понятие «энергия» (рассказ учителя, запись определения понятия);
б) Виды энергии: химическая,световая,кинетическая,потенциальная,тепловая (записи понятий в тетради);
в) Энергия солнечных лучей (рассказ учителя,беседа с учащимися,
работа с учебником).
- Закрепление изученного материала:
просмотр видеофильма о Солнце.
- Задание на дом. Написать небольшой рассказ-фантазию о Солнце.
Некоторые сведения о Солнце.
Солнце- центральное тело Солнечной системы, представляет собой плазменный шар. Солнце- ближайшая к Земле звезда. Масса Солнца составляет 1,990х10 в тридцатой степени кг, что в 332 958 раз больше массы Земли. Расстояние от Земли до Солнца меняется и составляет в среднем 150 млн.км. Диаметр Солнца примерно в 400 раз больше диаметра Луны и в 109 раз больше диаметра Земли. Температура внутри Солнца достигает 15 млн.градусов. Оно испускает огромное количество тепла и света. На Землю попадает одна двухмиллиардная часть солнечных лучей, остальная рассеивается в космическом пространстве .
Сейчас нам необходимо поговорить о том, что такое энергия? Все мы с вами в детстве играли в игрушки. Игрушка приходила в движение под действием пружины. Когда ты заводишь пружину, ты тем самым передал ей не что иное, как энергию.
Энергия солнечных лучей.
Световая энергия Солнца превращается в панелях кремниевых батарей космического зонда в электрическую и передается по проводам к соответствующим приборам ,а затем снова превращается в лучистую энергию.
Особого внимания заслуживает та энергия солнечных лучей, которую поглощает и усваивает зеленая масса растений. Эта энергия составляет всего одну третью % энергии солнечного излучения, упавшей на нашу планету. Но именно она обеспечивает процессы жизнедеятельности в живых организмах. Благодаря ей существует на Земле жизнь.
Энергия солнечных лучей усваивается растениями благодаря происходящему в их зеленых листьях процессу, называемому фотосинтезом.
При фотосинтезе происходит превращение воды и углекислого газа (диоксида углерода) в свободный кислород и углеводы, например , в глюкозу
С 6 Н 12 О 6 . Энергия солнечных лучей превращается в химическую энергию, содержащуюся в химических связях молекул глюкозы.
Поскольку синтез молекул углеводов происходит с использованием световой энергии, то отсюда и название процесса – фотосинтез .
Источник
Урок окружающего мира «Как живые организмы запасают энергию Солнца»
Конспект урока «Как живые организмы запасают энергию Солнца» 3 класс УМК «2100»
Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира «Как живые организмы запасают энергию Солнца»»
Окружающий мир 3 класс (Школа 2100)
Тема урока: «Как живые организмы запасают энергию солнца».
Тип урока: урок введения нового знания
Форма урока: урок
Технологии: технология групповой деятельности, здоровьесберегающая технология, информационно-коммуникативная технология, дифференцированный подход,
Цели и задачи урока:
-обеспечить условия для формирования представлений о Солнце, его значении для живых организмов;
-обобщить и систематизировать знания об основной причине ведущей роли жизни в круговороте веществ;
— развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения, в том числе умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя;
— развивать умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
— развивать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье;
— развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
— воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи поддержки;
— воспитывать культурного человека, уважающего личность другого.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, Музыкальное произведение Э. Грига «Утро», видеоклип «Солнечное затмение», портрет К.А. Тимирязева, карточки с тестом.
Ребята, я приглашаю сегодня вас к сотрудничеству и очень надеюсь на вашу поддержку, призываю вас быть очень активными в течение всего урока. И пусть девизом урока будет:
Я желаю сегодня вам добра!
Дети: Вы желаете сегодня мне добра! Если вам будет трудно, я помогу!
О каких «профессиях» живых организмов говорили на предыдущих уроках?
(Производители, потребители, разрушители) (Слайд 2)
Что вы можете сказать об их связи? (Живые организмы разных «профессий» не могут жить друг без друга)
Я предлагаю вам выполнить тест. Работать вы будете в группах. Вспомним правила работы в группе. Всегда помните, что успех одного – это успех всей вашей группы.
Тест (ставить «+» или «-»)
Обмен веществ в живых организмах иногда приостанавливается. (-)
Круговорот веществ в природе замкнутое явление.(+)
Все виды жизнедеятельности возможны только за счет использования полученных веществ и энергии. (+)
Полученные вещества разлагаются на более простые и разносятся только в определенные органы. (-)
Производители вырабатывают органические вещества необходимые для роста , самообновления и энергии живого организма. (+)
Ответы групп вывешиваются на доску. Открываются правильные ответы. (Слайд 3). Проверка, оценивание подготовки детей к уроку по группам. Ошибки разбираются.
3.Открытие новых знаний.
Звучит музыка Э. Грига «Утро»
Давайте закроем глаза и представим небо лунной ночью. Сияет луна. Её мягкий серебристый свет заливает землю, но он ярок, как свет солнца. Тысячи мерцающих звезд разбросаны по небу. Быстро проходит короткая летняя ночь. На востоке алеет заря. Сияние звезд становится все слабее. Небо с каждой минутой светлеет. У самого горизонта появляется край солнца. Начинается новый день. (на доске большое солнце (Слайд 4)) Открыли глаза. Посмотрели на солнце. Но астроном вас хочет о чём-то предупредить.
Выходит ученик (в колпаке со звёздами) и рассказывает
Солнце светит очень ярко. Категорически запрещается смотреть на него в бинокль, подзорную трубу, телескоп и просто невооруженным глазом. Это может нарушить зрение. Только через темные защитные очки можно смотреть на солнце, да и то недолго – 1-2 минуты.
б) Постановка темы и целей урока
Инсценировка диалога Лены и Миши.
Итак, наступило утро. Между нашими героями Леной и Мишей за завтраком состоялся такой диалог. Послушаем.
Дети сидят за столом и беседуют:
— Я ем картошку и получаю энергию из пищи. А картофель получает энергию от Солнца. Выходит: я тоже живу за счет солнечной энергии?
— Конечно. Все живые организмы на Земле получают в конечном итоге энергию от Солнца. Да еще умеют её запасать. Это позволяет им жить даже тогда, когда Солнце не светит.
Ребята, вот такой диалог состоялся между Леной и Мишей. Кто может предположить, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (ответы детей)
Правильно, сегодня мы поговорим о Солнце. Как вы думаете это важный разговор? Почему? (предположения детей)
Сегодня мы узнаем много интересного о том, для чего светит Солнце, и можно ли нам и всем живым организмам обойтись без него.
Что же такое солнце? (Это космическое тело, так как оно находится в космосе; ближайшая звезда к Земле; занимает центральное место в солнечной системе.)
Бывают солнечные затмения, когда вместо яркого, золотого шара на небе видишь черное пятно. На какой-то миг кажется, вдруг оно погасло навсегда.
Давайте посмотрим несколько слайдов о солнечном затмении, а вы в этот момент подумайте, а что случится, если Солнце вдруг погаснет навсегда.
Итак, что случится, если Солнце вдруг погаснет навсегда? (От сильнейшего холода на Земле погибли бы все растения и животные.)
Сообщение заранее подготовленного ученика.
Солнце – это мощный источник энергии, а энергия – источник жизни. Земля получает лишь малую часть излучаемого солнечного тепла. Но и этого тепла хватает для всего живого на Земле.
Что даёт Солнце? Солнце даёт Земле свет и тепло. Без этого на Земле постоянно царила бы темнота и такой холод, что всё живое не могло бы существовать.
Люди с давних пор относятся к Солнцу с любовью и особым уважением. Ведь они поняли, что без Солнца не прожить ни человеку, ни зверю, ни растению. Давайте это проследим. Откройте учебник на стр. 28, найдите задание 1.
Посмотрите на иллюстрацию и скажите, что обозначил художник синими кружочками? (Молекулы воды)
А белыми? (Молекулы воздуха)
Что же художник обозначил желтыми прямоугольниками? (Порции энергии Солнца)
Из рисунка видно, что растения используют энергию Солнца для соединения частиц воздуха и воды. А кто-нибудь догадался, какой процесс изобразил художник? (Фотосинтез) (Слайд 5)
Закройте глаза, расслабьтесь, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежит маленькое солнышко. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по рукам. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. Обратите внимание на дыхание, мы дышим легко, равномерно. Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу. На что похоже ваше настроение? На солнышко или темную тучку?
Сегодня на урок к нам пришел представитель кружка «Юный натуралист».
Сообщение заранее подготовленного ученика.
Климент Аркадьевич Тимирязев установил, как растения в своей жизнедеятельности используют солнечный свет. В листьях растений содержится особое вещество – хлорофилл, которое окрашивает их в зеленый цвет. Хлорофилл поглощает энергию солнечных лучей. С помощью этой энергии растение создаёт из углекислого газа и воды сложные вещества – углеводы. Они нужны самому растению и тем, кто им питается – животным и людям.
Стр. 29, зад. 2 (с проверкой – чтение вслух одного из учеников)
Ребята, а ночью солнца нет. Как вы думаете, останавливается ли обмен веществ растений и животных? Почему? (Не останавливается, т.к. они запасают энергию).
Ребята, откуда у вас берутся силы, чтобы бегать, играть на переменах, учиться? (Энергия) А откуда она берется? (Через питание)
А что мы кушаем? (Пищу животного и растительного происхождения)
Потрогайте свои животики : они мягкие. Это потому, что под кожей у вас есть слой жира. В этом жире запасена энергия, которая позволяет тебе жить если придется некоторое время поголодать. Человек без еды может прожить какое-то время. Он может накапливать в себе энергию, как и другие живые организмы.
Сообщение заранее подготовленного ученика.
Запасенная энергия позволяет живым организмам продолжать свою жизнь даже тогда, когда многие процессы в природе замедляются. Ночью солнечная энергия не поступает на поверхность земли. Вода не испаряется, слабее охлаждается земля. Но в живых организмах обмен веществ ни на минуту не останавливается.
Какой вывод можно сделать? (Живые организмы запасают энергию Солнца) (Слайд 6)
Работа в группах
Ребята, у вас на столах лежит чистый лист. Попробуйте смоделировать ответ на вопрос: как живые организмы запасают энергию Солнца?
I ряд – растения
II ряд – животные
III ряд – человек
Что нового или интересного узнали?
Велико значение Солнца для жизни на Земле. И пусть всегда ваш путь освещается солнцем, пусть будет больше ясных, теплых, солнечных дней в вашей жизни.
Кто в вашей группе работал активней и достоин оценки?
Домашнее задание: стр. 28 – 30 №6 (Слайд 7)
Источник
Презентация по окружающему миру на тему : «Солнечная энергия».
Описание презентации по отдельным слайдам:
СОЛНЕЧНАЯ ЭНЕРГИЯ Это энергия от Солнца в форме радиации и света. Эта энергия в значительной мере управляет климатом и погодой, и является основой жизни. Технология, контролирующая солнечную энергию, называется солнечной энергетикой.
Преимущества солнечной энергии Общедоступность и неисчерпаемость источника. Теоретически, полная безопасность для окружающей среды.
МИНУСЫ СОЛНЕЧНОЙ ЭНЕРГИИ Непостоянство Так как солнечный свет отсутствует в ночное время, а так же в пасмурную и дождливую погоду, солнечная энергия не может служить основным источником электроэнергии.
ТЕПЛОВАЯ ЭНЕРГИЯ Технологии, которые используют тепловую энергию солнца, можно применять для нагрева воды, обогрева помещений, охлаждения помещений и генерации технологической теплоты.
СОЛНЕЧНАЯ ПЕЧЬ Солнечные печи используют солнечный свет для приготовления пищи, сушки и пастеризации.
СОЛНЕЧНОЕ ОПРЕСНЕНИЕ Солнечное опреснение можно использовать, чтобы превратить соленую или солоноватую воду в питьевую
Сельское хозяйство и растениеводство Сельское хозяйство и растениеводство ищут способы оптимизировать впитывание солнечной энергии для того, чтобы повысить продуктивность растений. Оранжерея превращают солнечный свет в тепло, обеспечивая круглогодичное выращивание растений, которые в природе не приспособлены для этого климата.
СОЛНЦЕ Это единственный основной источник энергии и жизни на Земле
Презентацию на тему: «Солнечная энергия » можно использовать на уроках окружающего мира, внеурочных занятиях ПроЭнергия, классных часах, при подготовке творческих проектов как в начальной школе, так и в среднем звене. В презентации рассказывается о том, какое значение имеет солнце для людей. Рассказывается о солнечной энергетике, о тепловой энергии, о солнечной печи. Также говорится и о минусах солнечной энергии. Презентация содержит большое количество фотографий.
Номер материала: ДБ-1490071
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
В Москве будут штрафовать за использование детских площадок на период ограничений
Время чтения: 1 минута
Сергей Кравцов доложил Владимиру Путину о ходе реализации ключевых задач в системе образования
Время чтения: 3 минуты
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
В Минобрнауки назвали вузы с бюджетными местами на подготовительных курсах
Время чтения: 1 минута
Вузы в Москве перейдут на удаленку из-за ситуации с COVID-19
Время чтения: 1 минута
В Рособрнадзоре рассказали о предварительных результатах ЕГЭ-2021
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник