Меню

Урок по рассказу кладовая солнца 6 класс

урок литературы в 6 классе. Тема: М.М.Пришвин «Кладовая солнца».
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

данный файл содержит максимально подробный план урока литературы по теме: «М.М.Пришвин. Кладовая солнца» в 6 классе по программе В.Я.Коровиной с определением целей урока,оборудованием,с конкретными домашними заданиями.

Скачать:

Вложение Размер
razrabotka_uroka.docx 20.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : М.М.Пришвин «Кладовая солнца».

Цели: познакомить с фактами жизни и творчества М.М.Пришвина;

проанализировать прочитанный отрывок из повести «Кладовая солнца».

Задачи : обратить внимание на портретные характеристики героев;

показать значение пейзажа в раскрытии переживаний героев;

раскрыть особенности жанра сказки-были.

Оборудование : мультимедийный проектор для показа портрета М.М.Пришвина и иллюстраций к повести «Кладовая солнца»,фонохрестоматия (музыкальные пьесы К.Дебюсси).

1.Проверка домашнего задания

а). Пересказ событий сказки «Неизвестный цветок» от имени цветка ,а потом от имени Даши.

б) .Слушание письменных отзывов на одно из прочитанных произведений А.П.Платонова.

2.Слово учител я.М.М.Пришвин.

Михаил Михайлович Пришвин родился в 1873г. Неподалеку от Ельца, в дворянском имении Хрущево, принадлежавшем отцу, происходившему из елецких купцов. Он рос среди крестьянских детей, учился в елецкой гимназии и был исключен оттуда за крупную ссору с учителем. Потом Пришвин учился в реальном училище в Тюмени, сдал экстерном экзамены за курс классической гимназии, поступил в Рижский политехнический институт. В 1899 г. Пришвин едет в Германию, в Лейпциг ,откуда возвращается четыре года спустя с дипломом агронома. Он работает на опытной сельскохозяйственной станции, готовит себя к научно-педагогической деятельности в лаборатории академика Д.Н.Прянишникова. Но пробудившийся интерес к литературе заставляет его резко изменить свою судьбу.

С 1905 г. Пришвин становится писателем-путешественником, этнографом. Он много ездит по стране, выпускает книги, сотрудничает в газетах.

В детской литературе Пришвин остался как автор нескольких сборников рассказов («Лисичкин хлеб», «Зверь-бурундук», «Дедушкин валенок» и др.),сказки-были «Кладовая солнца» и замечательного переложения автобиографической повести канадского индейца «Серая сова».

Его первые книги родились еще до революции 1917 г., а путешествия его продолжались в течение всей жизни: начиная с Севера, он прошел через азиатские степи на Дальний Восток, и каждое его путешествие завершалось новой книгой.

Михаила Пришвина можно назвать истинным певцом природы. В глубине пришвинского восприятия природы лежит переживание ее как поэтической сказки. Он писал: «Чувство природы есть чувство жизни личной, отражаемой в природе: природа-это я. Труднее всего говорить о себе, оттого так и трудно говорить о природе».

Сказка-быль «Кладовая солнца» была написана в 1945 г., после окончания Великой Отечественной войны. События ,изложенные в сказке ,имеют реальную основу .В ней рассказывается о судьбе двух детей, Насти и Митраши ,которые осиротели после смерти родителей. Хотя в основу произведения положены приключения детей, случившиеся с ними в течение одного дня в лесу, а не военные события ,все же именно воспоминания писателя о суровой и мужественной жизни советских людей во врем войны ,о близком его сердцу Переславском крае послужили материалом для книги.

3.Работа над содержанием повести «Кладовая солнца».

Особенность сказки-были в том ,что она написана от первого лица. Образ рассказчика представляет значительный интерес ,так как придает определенную жизнеутверждающую тональность всему произведению. С большой теплотой и лаской, с оттенком мягкого юмора характеризует рассказчик внешность детей, их дружную жизнь, нелегкий труд.

Обратимся к прочитанной дома части рассказа(с.39-57) и запишем план к прочитанному.

1.Описание Насти и Митраши.

2.Отношение детей друг к другу.

3.Настя и Митраша собираются за клюквой.

4.Решение Митраши отправиться за ягодой на Палестинку.

5.Описание Блудова болота.

6.Спор Насти и Митраши о том, по какой тропе идти дальше.

7.Антипыч и его собака Травка.

8.Жизнь Травки в лесу после смерти Антипыча.

9.Митраша пришел в Слепую Елань.

10.Митраше грозит гибель в трясине.

4.Беседа с классом.

-Что автор говорит о Насте и Митраше в самом начале своего повествования? Какие чувства он вкладывает в слова «золотая курочка»,»мужичок в мешочке».

-Где и когда происходит действие в произведении Пришвина «Кладовая солнца»?

-Как дети относились друг к другу? Что, на ваш взгляд , было особенно удивительным в их жизни?

-Куда решили направиться дети за клюквой? Почему их мнения разделились?

-Перескажите своими словами сцену спора Насти и Митраши. Обратите внимание ,как ведет себя природа. Можно ли определить ,на чьей стороне автор?

-Что заставило Митрашу пойти по неизведанной тропе? Почему он попал в беду?

-Зачем писатель вставляет в свое повествование рассказ о ели и сосне, растущих

-Какую смысловую нагрузку несут старый лесник Антипыч и его собака Травка?( Старый охотник Антипыч обещает передать понятый им смысл жизни через собаку Травку.)

Антипыч подшучивает над самоуверенностью, желанием все легко получить из жизни из чужих рук, над неумением понимать природу. На примере своего отношения с Травкой старик показывает, каким может и должно быть взаимопонимание между человеком и животным .Даже после смерти лесника Антипыча Травка следует тем же правилам, которые ей внушили.

Своеобразие сказки-были Пришвина-раскрытие человека через природу, через отношение человека к природе .Пришвин писал : «Я ведь, друзья мои ,пишу о природе, сам же только о людях и думаю» .Поэтому значительное место в «Кладовой солнца» занимает природа ,так как в замысел писателя входило показать единство человека и природы, неразрывную связь всего существующего на земле.

Показывая взаимосвязь между человеком и природой, Пришвин раскрывает человека через природу. Еще не возник спор между детьми, но все вокруг охватывает тревожная напряженность, как бы предвещая драматические события: ветер рванул, елка нажала на сосну ,и сосна простонала. Разгоревшийся спор между детьми воспринимается с большой остротой благодаря тому эмоциональному аккомпанементу ,который создается природой: злой ветер рванул, деревья ,прокалывая друг друга ,зарычали ,завыли ,застонали.

Когда на пути Митраши встает грозное Блудово болото, уродливые старушки-елочки цепляются за мальчика, не желая пропускать его в глубь своего царства, вороны каркают ,чуя близкую добычу.

Автор все время напоминает ,что в природе идет постоянная борьба, в которой побеждает сила ,и человек должен уметь совладать с этой силой, 4подчинить себе могучую стихию.

1.Прочитать «Кладовую солнца» до конца и составить план к содержанию прочитанного.

2.Подготовить устную характеристику Насти и Митраши.

3.Письменно ответить на вопросы 2 и 3(с.72)

Источник

Урок литературы. 6 класс. М.Пришвин Кладовая солнца
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Основная идея сказки-были Михаила Пришвина в том, что природа – это огромная кладовая, и человек должен научиться пользоваться природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества. Не случайно автор определяет жанр своего произведения как сказка0быль. Сказка – это повествование, основанное на вымысле, а быть – это история о том, что было. Пришвин подчёркивает, что в произведении вымысел переплетается с реальностью. Автор хочет, чтобы читатели воспринимали это повествование не просто как историю о двух детях, которые заблудились. Автор хочет, чтобы мы, читатели, почувствовали, как важно оставаться человеком в любой ситуации.

Скачать:

Вложение Размер
urok_literatury._6_klass._m.prishvin_kladovaya_solntsa.docx 19.89 КБ
urok_literatury._6_klass._m.prishvin_kladovaya_solntsa.pptx 2.33 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: М.Пришвин. «Думаешь – чудеса далеко,

А они тут рядом»

Учебные задачи , направленные на достижение личностных результатов обучения: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, диалог с природой, уважение ее законов, бережное отношение, стремление к воссозданию ее ресурсов как непреходящие ценности народного жизненного опыта, воспитание любви к литературе через обращение к художественному тексту.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов : умение организовывать свою деятельность, определять еѐ цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами, овладение элементарными

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: умение анализировать литературное произведение определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров. Владение литературоведческими терминами: сказка-быль, конфликт, сказочные и мифологические мотивы. Понимание авторской позиции и умение формулировать свое отношение к ней. Умение вести диалог. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства.

Всю жизнь бродил он по лесам

Деревьев знал язык.

Птиц различал по голосам

Знакомый мне старик.

Всегда он ведал наперёд

Средь сосен и дубрав,

Где слаще ягода растёт

И где полно грибов.

Никто не мог так передать

Красы полей и рек,

И так о лесе рассказать,

Как этот человек.

Михаил Михайлович Пришвин родился в 1873 году в селе Хрущёво Елецкого уезда Орловской губернии. Дед будущего писателя, купец, приобрёл это имение у местного помещика. Миша был младшим ребёнком в семье, ему шёл восьмой год, когда отца парализовало.

Пришвин закончил сельскую школу и поступил в Елецкую гимназию. Первый класс гимназии в то время соответствовал третьему или четвёртому классу современной школы. Туда поступали дети, уже умеющие читать и писать. Всего в гимназиях того времени было семь классов. После года учёбы мальчик был оставлен в первом классе повторно за неуспеваемость с выводом: «безнадёжен по малоспособности».

В 1885 году Пришвин с друзьями-гимназистами попытался совершить побег в «Азию». Спустя много лет он говорил, что это было его первое устремление к мечте.

В учёбе Пришвину везло и не везло одновременно. Учителем географии у него был Василий Васильевич Розанов, который вскоре стал известен всему миру как выдающийся русский философ. Розанов защищал мальчика от града насмешек после неудачного побега в «Азию». Но, оскорбив Розанова в споре, Пришвин был исключён из гимназии без права поступления в другое учебное заведение – «с волчьим билетом». Тогда Пришвину было 16 лет, и он увлекался чтением нелегальной (запрещённой) литературы.

В 1889 году Пришвин переехал в Тюмень к дяде, крупному промышленнику. Он учился в реальном училище, а затем экстерном сдал экзамены за 7 класс и в 1893 году поехал в Ригу, где поступил в политехникум на агрономическое отделение химического факультета. Пришвину на тот момент было 20 лет.

В те годы открытия, сделанные великим русскими химиками, произвели настоящую революцию в науке. Бурно развивались новые отрасли знания: почвоведение, агрохимия, агрономия, одно за другим совершались открытия, которые будоражили умы всего мира. По всей России путешествовали исследователи, в поле и лабораториях изучали свойства воздуха, почв, растений и способы обработки земли. Учёные открывали великие тайны природы. Пришвина увлекла эта волна, но ещё больше его захватила деятельность в «школе пролетарских вождей». В 1897 году Пришвина арестовали и приговорили к году тюремного заключения, а затем выслали в Елец под надзор полиции, запретив учиться в России.

В 27 лет Пришвин уезжает в Германию, где поступает в Лейпцигский университет. В течение двух лет учёбы он слушает самых выдающихся профессоров, ездит на лекции в Берлинский и Йенский университеты. Больше всего Пришвина в эти годы увлекает вовсе не литература: с увлечением он занимается в лаборатории философа В.Ф.Оствальда.

В 29 лет Пришвин возвращается в Россию. Он работает агрономом на опытной сельскохозяйственной станции, стремится к работе в лаборатории выдающегося русского учёного-биохимика – академика Дмитрия Николаевича Прянишникова. Редактирует сельскохозяйственную энциклопедию, пишет научные и популярные статьи. Но эта работа оставляет у него чувство неудовлетворённости.

И вот в человеке происходит неизбежное… В 1906 году тридцатитрёхлетний Пришвин по совету друга отправляется в Заонежье для сбора фольклора. Там Пришвин записал 38 сказок. Но главным результатом его экспедиции стала книга «В краю непуганых птиц. Очерки Выговского края». (1907г). С любовью рассказывая о жителях Заонежья, Пришвин открыл в себе писателя.

Через несколько лет, уже в Петербурге, Пришвин вновь встретился и стал общаться с Розановым, с другими известными русскими писателями и философами. Так в творчестве Пришвина слились глубокое знание природы, философская мысль и любовь к людям.

Пришвин стал учителем для многих русских писателей, которые посвятили свои произведения красоте родной природы.

Сказку-быль «Кладовая солнца» Пришвин написал в 1945г, сразу после окончания Великой Отечественной войны.

«Кладовая солнца» — одно из лучших произведений русской литературы для детей. Сегодня вам предстоит ответить на вопросы викторины по этому произведению.

— Кто автор сказки-были «Кладовая солнца» (М.Пришвин)

— Где происходит действие сказки-были? («В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Преславль-Залесского»)

— О ком речь: «Волосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые». (О Насте)

— О ком речь: «…коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий».

— Как автор называет главных героев? (Настя – «золотая курочка», Митраша – «мужичок в мешочке»).

— Назовите фамилию ребят. Какое у них было хозяйство? (Весёлкины. Хозяйство: изба пятистенная, корова Зорька, тёлушка Дочка, коза Дереза, безымённые овцы, куры, золотой петух Петя и поросёнок Хрен.)

— Сколько лет было детям? (Митраше – 10, Насте – 12)

— Какое ремесло освоил Митраша в свои 10 лет? (Бондарное)

— За что соседи уважали детей? (Они были дружные и трудолюбивые, всем помогали)

— Зачем дети отправились на болото? (За ягодой клюквой)

— Кто рассказал всю историю, произошедшую с детьми? (Геологи, изучавшие Блудово болото и временно жившие в том месте)

2 тур «В поход за клюквой»

— Как дети собирались в поход? (Митраша взял с собой компас, ружьё «Тулку», манки. Настя повесила через плечо на полотенце большую корзину, взяла чугунок варёной картошки.)

— Почему дети разошлись в лесу? (Они поссорились. Настя хотела идти по натоптанной дорожке, а Митраша – по компасу)

— Почему Настя впервые в жизни забыла про брата? (Она напала на палестинку. Жадность затмила всё в тот момент)

— Почему елань, в которую попал Митраша, называлась Слепою? (Потому что это место ничем не отличалось от остального болота)

— Кто вытащил Митрашу из болота и спас ему жизнь? Как произошло спасение? (Собака Травка вытащила Митрашу. Он сначала поманил её к себе, но не сильно, чтобы она не набросилась на него. Хитрость и смекалка помогли мальчику)

— О чём Митраша сказал: «Он верней друга»? (О компасе)

— Как Настя нашла Митрашу? (Она услышала выстрел)

— Кого Митраша подстрелил из ружья? (Волка)

— Как ребята распоряжаются собранной ягодой? (Отдают детям, эвакуированным из блокадного Ленинграда)

3 тур «Мир природы в сказке-были»

— Какие две птицы выясняли отношения так же, как брат и сестра? (Ворон и тетерев)

— Какие два дерева выли на всё Блудово болото? (Ель и сосна, которые давно росли вместе)

— Кто и почему жил в картофельной яме у сторожки? (Собака Травка после смерти хозяина Антипыча)

— Как дети звали Травку? (Затравка)

— Кто такой Серый помещик? (Это волк)

— Какие старушки обитали на болоте? (Скрюченные, хилые, слабые ёлочки)

— Какие животные встретились ребятам в лесу? (Лось, заяц, волк, змея)

— Какая клюква считалась самой хорошей? (Та, которая перезимовала)

Подведение итогов викторины

Основная идея сказки-были Михаила Пришвина в том, что природа – это огромная кладовая, и человек должен научиться пользоваться природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества. Не случайно автор определяет жанр своего произведения как сказка0быль. Сказка – это повествование, основанное на вымысле, а быть – это история о том, что было. Пришвин подчёркивает, что в произведении вымысел переплетается с реальностью. Автор хочет, чтобы читатели воспринимали это повествование не просто как историю о двух детях, которые заблудились. Автор хочет, чтобы мы, читатели, почувствовали, как важно оставаться человеком в любой ситуации.

Правда, которую Пришвин вложил в уста Антипыча: «Эта правда есть суровая борьба людей за любовь». А кто может любить по-настоящему? Только тот человек, который сохраняет в себе лучшие человеческие качества. Чтобы любить, надо в своей душе бороться с дурными качествами: жадностью, себялюбием. Эта борьба суровая и трудная. Но только такому человеку, который победил в себе эти качества, даётся возможность любить. Именно к этой правде и пришли главные герои произведения.

С природой одною он жизнью дышал

Ручья разумел лепетанье,

И говор древесных листов понимал,

И чувствовал трав прозябанье.

Эти слова в полной мере можно отнести к Михаилу Пришвину. Далеко не каждому своему читателю природа раскрывает тайны. Она доверяет их редким, удивительным, обладающим особым талантом людям. Именно таким и был Михаил Михайлович Пришвин. Давайте поучимся у этого удивительного человека видеть, слышать, любить природу, проникать в её тайны.

Источник

Читайте также:  Вращение земли вокруг солнца смена времен года для детей
Adblock
detector