Урок по окружающему миру «Освоение космоса»
план-конспект урока (окружающий мир, 2 класс) по теме
Цели урока:
- Познакомить учащихся об основателях космического пространства.
- Продолжать развитие навыков при работе с учебником, дополнительной литературой, справочными материалами.
- Воспитывать интерес к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osvoenie_kosmosa.zip | 1.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Освоение космоса»
- Познакомить учащихся об основателях космического пространства.
- Продолжать развитие навыков при работе с учебником, дополнительной литературой, справочными материалами.
- Воспитывать интерес к предмету.
- Мультимедийная установка
- Компьютер
- Презентация «Освоение космоса»
- Рисунки-макеты “Планеты Солнечной системы”
- Плакат «Музей истории космонавтики»
Оформление: выставка творческих работ учащихся: модели космических кораблей,
2. Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас не обычный урок. Мы повторим, изученное и надеюсь, что вы узнаете что-то новое и интересное. Пройдёт он в виде путешествия по космосу . Чтобы урок был для интересным и наглядным я подготовила для вас презентацию. Но самое главное я подготовила интересные задания, и выполнят их только те, кто много знает. Ну, что не будем терять времени, начнём урок. Тема нашего урока – освоение космоса. ( слайд_1_)
С глубокой древности люди мечтали летать, как птицы. ( слайд_2_)
Пытались они взлететь, прикрепляя к спине крылья или ткани, разбежавшись или прыгая с крыш домов. Но ничего не получалось. И вот в 1731 году рязанец Ефим Крякутный поднялся в воздух на воздушном шаре, сделанном из полотна и наполненном дымом. Люди решили, что произошло колдовство, и чуть было не закопали живьём Ефима в землю.
Через 151 год (в 1882 году) в воздух поднялся первый самолёт. Сконструировал его русский офицер Александр Можарский, а в воздух поднял механик Голубович.
Раньше других отправились в космос наши соотечественники. Наша страна первой начала осваивать космическое пространство. 4 октября1957 года произошло событие, которое потрясло весь мир, — был запущен первый искусственный спутник Земли. ( слайд_3_)
Это было первое, сотворённое человеком тело, которое не упало на Землю, а стало вращаться вокруг неё .
Учёные мечтали о полёте человека в космос. Но прежде они решили проверить безопасность полётов на наших четвероногих помощниках – собаках.
( слайд_4 ) Так 3 ноября 1957 года побывала в космосе Лайка, в 1960 году – Белка и Стрелка.
Эти небольшие симпатичные собачки провели в космосе 22 часа. За это время космический корабль облетел вокруг Земли 18 раз. Кроме собак на борту были мыши и крысы, семена растений.
Но полет этих собачек никогда бы не состоялся, если бы не великие ученые.
Один из них – Константин Эдуардович Циолковский. (Доклад уч-ся) (слайд 5,6)
В эти годы трудился ещё один выдающийся российский учёный, имя которого долго было неизвестно не только миру, но и его соотечественникам. Оно было строго засекречено, и его называли – Главный Конструктор. Так звали Сергея Павловича Королёва. (Доклад уч-ся) (слайд 7)
Наконец всё было подготовлено для полёта в космос человека. 12 апреля 1961 года на околоземную орбиту выведен космический корабль «Восток». Его пилотировал первый в мире космонавт.
— Знаете ли вы его имя?
Правильно! Самого первого космонавта Земли звали Ю.А. Гагариным. (слайд 8)
На космическом корабле
Он летел в межпланетной мгле,
Совершив вокруг Земли виток.
А корабль назывался «Восток»
Его знает и любит каждый,
Был он юный, сильный, отважный.
Помним взгляд его добрый, с прищуром,
Его звали Гагарин Юра.
Как же простой русский паренёк стал космонавтом? Доклад уч-ся Ю.А. Гагарине.
Этот отважный молодой человек первым из всех живущих на планете людей увидел Землю из космоса. Она показалась ему прекрасной! Земля была похожа на голубой шар. (слайд 10)
-Ребята, расскажите о том, как представляли древние люди Землю?
— А почему же у народов древности сложились такие представления о Земле?
Ребята, а поднимите руки те, кто знает еще космонавтов, кроме Ю.А. Гагарина.
Очень хорошо. Сейчас проверим, на доске в 2-х столбиках написаны имена и фамилии космонавтов. Вам нужно правильно соединить стрелочкой эти имена.
Когда я около доски называю. Идёт (слайд 12)
- Герман Титов – был в полёте сутки.
- Алексей Леонов- первым в мире вышел из космического корабля в открытый космос.
- Валентина Терешкова – первая женщина- космонавт.
- Екатерина Совицкая – первая женщина, вышедшая в открытый космос.
А сейчас следующие задание. (слайд 13) Вам необходимо расположить буквы в заданной последовательности так, чтобы можно было расшифровать слово, которое испытал на себе в космосе Ю.А.Гагарин.
-Ребята, а что же увидел, узнал и испытал на себе Ю.А. Гагарин?
- Он узнал о невесомости;
- Пролитая вода собралась в шар и висела в воздухе;
- За окном иллюминатора всегда была чёрная ночь; ближе к солнцу — темнота;
- Земля была похожа на голубой шар
Ребята, а если бы вам для полёта в космос предложили набрать команду космонавтов. То, какими бы, на ваш взгляд, качествами должен обладать космонавт.
Мы с вами на предыдущих уроках проходили тему: «Солнечная система». Не все названия планет правильно стоят на своих местах. Кто пойдёт к доске и найдёт ошибку.
Вот и подошёл к концу наш урок. Но мне хочется подвести итог. А для чего же человеку необходимо освоение космоса. (слайд 15)
- С помощью искусственных спутников Земли можно предсказать погоду, осуществлять телевизионную, телефонную связь.
- Осуществлять контроль водных ресурсов т.е запас воды на планете.
- Создавая космические станции на орбите, где нет невесомости, человек, научился создавать различные славы материалов, т.е. нано-технологии.
- Так же мы ищем разум во вселенной. Хотим найти на других планетах подобных себе.
- Осуществлять контроль за солнцем.
- Контроль за астероидами. По прогнозам учёных на планету Земля движется огромный астероид упадёт на Землю. И если учёные не найдут способа сдвинуть его с орбиты, то произойдёт катастрофа. Возможно, Вам ребята придется найти способ и разгадать загадку. Но ещё много предстоит понять и узнать.
Возможно кто-то из вас свяжет свою жизнь с космосом. И разгадает загадки, которые он в себе таит. Для этого вам нужно учиться и постигать знания, полученные на уроках.
3. Оценка ДД учащихся:
- За активную работу на уроке
- За доклады (дополнительные сведения)
Источник
«Освоение космоса»
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему
Конспект урока истории в 9 классе коррекционной школы «Освоение космоса»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок истории в корекционой школе «Освоение космоса» | 20.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Освоение космоса
— формирование знаний учащихся об освоении космоса советскими учеными
Задачи:
1. Образовательные:
— проследить путь советских ученых в освоении космоса;
— дать знания, что в результате большой научной и исследовательской работы советских ученых впервые в мире в космосе полетел человек.
2. Коррекционно-развивающие:
— коррекция мышления через установление причинно-следственных связей;
— развивать познавательные способности через самостоятельную работу с историческими источниками;
— развивать умение слушать рассказ, объяснение учителя и использовать изученный материал в работе.
3. Воспитательные:
— вызвать у учащихся чувство гордости мужеством и смелостью первого в мире космонавта Ю.А. Гагарина.
Методы:
словесный – рассказ
наглядный – иллюстрации
практический – самостоятельная работа
Основные знания: 1957 г. – запуск искусственного спутника Земли; Белка и Стрелка – первые живые существа в космосе; 12 апреля 1961 г. – первый полет в космос человека, первый космонавт – Ю. А. Гагарин.
Основные термины и понятия: космодром
Оборудование и материалы:
— учебник «История России для 9 класса» Б. П. Пузанова, О. И. Бородиной;
— иллюстрации
— карточки с заданиями
— запись песни: гр. Земляне «Трава у дома»
Тип урока: комбинированный
Форма урока: Урок-путешествие во времени
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Кто дежурный? Сообщите об отсутствующих и готовности класса к уроку
Доклад дежурного об отсутствующих и о готовности класса к уроку
Повторение пройденного материала
— Какую тему изучали на предыдущем уроке? О чем шла речь на уроке?
— Какие изобретения были сделаны советскими учеными в 50-60-е годы?
— Кто создал атомную бомбу в СССР?
— Докажите, что атомную энергию можно использовать в мирных целях
Вспоминают тему и содержание предыдущего урока. Дают развернутые ответы.
Актуализация знаний, объявление новой темы
Вводное слово учителя: С древних времён люди стремились узнать то, что лежит за пределами нашей планеты. Открывались новые планеты, звезды и другие тайны космоса. Сегодня стали возможны полеты людей в космос (на доске иллюстрация – представление людей о планете в древности)
Я предлагаю нам отправиться вместе в путешествие во времени. Согласны? Тогда «Поехали!»
Задание «Кластер» (групповое – 2 человека). (На фоне песни гр. Земляне «трава у дома») Сейчас мы с вами находимся в космосе. А что такое космос? Что вам о нем известно? Для того, чтобы вам легче было вспомнить, давайте выполним задание. У вас на партах лежат карточки, в центре находится слово «Космос», я предлагаю вам по стрелочкам записать все, что вы знаете о космосе (выполняют) (на доске иллюстрация – солнечная система)
Проверка выполненного задания:
— Давайте проверим, какие знания о космосе у вас есть? (ответы детей)
Учитель:
Молодцы! Я вижу, что у вас есть знания. В 50- 60 годы советские ученные и инженеры вели большую исследовательскую и научную работу. Самым выдающимся событием стало открытие атомной энергетики, которую научились использовать в мирных целях. Это позволило начать строительство космических ракет.
Прежде чем продолжить наше путешествие во времени, мы должны узнать тему урока. Все буквы разлетелись в космическом пространстве, наша задача собрать их. Задание на доске: Расставив цифры правильно по порядку мы прочитаем тему урока
е Ос кос са во е мо ни
3 1 6 8 2 5 7 4
Правильно «Освоение космоса».
Давайте запишем дату и тему урока в тетрадь.
Разгадывают тему урока.
Записывают тему урока в тетради
Изучение нового материала
Продолжаем наше путешествие в космос. Чтобы путешествие прошло успешно, и мы не сбились с пути, у нас должен быть маршрут (вывешивается на доску)
План-маршрут:
1. Основоположники космонавтики;
2. Первые полеты в космос;
3. Космос сегодня.
В конце нашего путешествия во времени мы сможем узнать, «Как человеку удалось осуществить полет в космос?»
Первая остановка в нашем маршруте: Основоположники космонавтики.
(на доске портрет К.Э Циолковского)
Давайте послушаем сообщение о русском ученом, изобретателе Константине Эдуардовиче Циолковском
Рассказ о развитии ракетостроения.
Группу ученных, которые стали заниматься ракетостроением возглавил Сергей Павлович Королев. Запись в тетрадь
(На доске портрет С.П. Королева)
Исследования космоса велись давно многими учеными мира. Ракетостроением также занимались немецкие и американские ученые. Однако и здесь советские ученные оказались первыми. В октябре 1957 года впервые в мире был отправлен в космос искусственный спутник Земли.
(На доске фото первого спутника Земли)
Что произошло в октябре 1957 года?
Запишем в тетрадь.
Работа с учебником — стр. 241, абзац 3,4
Рассказ учителя: Королев вместе с другими ученными начал создавать ракеты, в которых могли бы летать в космос люди.
Как вы думаете, как ученые решили узнать выдержит живой организм или нет?
Правильно, было решено сначала в космос отправить животных, чтобы определить, как живой организм выдерживает космический полет.
Вторая наша остановка — Первые полеты в космос:
Кто первым из животных побывал в космосе? (2 маленькие собачки – Белка и Стрелка).
(На доске фотография Белки и Стрелки)
Давайте послушаем сообщение о собаках Белке и Стрелке
После удачного испытания с Белкой и Стрелкой началась подготовка космонавтов. В небольшом городе Чкаловске, недалеко от Москвы был создан Центр подготовки космонавтов. Был построен космодром. (На доске изображение космодрома)
Несколько самых лучших военных летчиков были отобраны в первый отряд космонавтов. С утра до позднего вечера будущие космонавты тренировались и учились управлять космическим кораблем. Только один – самый лучший должен был стать первым космонавтом.
Кто стал первым космонавтом?
(На доске портрет Ю.А.Гагарина)
Запишите в тетрадь ответ на этот вопрос
Послушайте сообщение о первом космонавте Ю.А. Гагарине
Где и как готовили космонавтов?
Кто стал первым космонавтом?
Когда Ю.А. Гагарин совершил первый полет? (12 апреля 1961 года)
Запишите ответ на этот вопрос в тетрадь
Физминутка (под музыку: гр. Земляне «Трава у дома»)
Продолжим наше путешествие! Через 2 года в космос была отправлена первая женщина – космонавт Валентина Владимировна Терешкова
(На доске портрет В.В.Терешковой)
Послушайте сообщение о первой женщине – космонавте Валентине Владимировне Терешковой
Вопросы: Кто была первой женщиной космонавтом?
Запишите в тетрадь: первая женщина – космонавт В.В.Терешкова
А еще через два года в 1965 году советский космонавт Алексей Архипович Леонов во время полета вышел из корабля в открытый космос
(Портрет Леонова на доске) запишите это событие в тетрадь
Следующая наша остановка — Космос сегодня.
На космические исследования тратятся огромные средства. Это связано с огромными трудностями и опасностями. Для чего необходимо осваивать космос?
Космонавты изучают из космоса звезды, планеты, следят за состоянием Солнца, проводят опыты с растениями. Есть спутники – разведчики. Они фотографируют Землю, а геологи по фотографиям определяют, в каком месте нашей планеты находятся богатые залежи нефти, газа, др. полезных ископаемых. Спутники также следят за погодой. Благодаря спутникам мы с вами имеем сотовую связь, спутниковое телевидение.
(На доске изображение различных современных спутников)
Источник