Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochemu_solntse_svetit_dnyom_a_zvyozdy_nochyu.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел: Почему и зачем?
Тема: Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?
Цель: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя
Проговаривать последовательность действий на уроке
Учить высказывать своё предложение на основе работы с иллюстрацией учебника.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Отличать новое от уже известного с помощью учителя
Познакомить с целями и задачами раздела, формировать представления о звёздах, Солнце как ближайшей к Земле звезде, с созвездием Льва
Виды деятельности: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять.
Сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и солнца
Работать в паре, моделировать форму, цвет, сравнивать размеры некоторых звёзд( Альдебаран, Регуль, Солнце,Сириус), проводить взаимопроверку
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Материально техническое обеспечение: Учебник Окружающий мир.2ч.а.А. Плешаков -М.: Просвещение,2015.-95с.Рабочая тетрадь, картинки, пластилин
I.Организационный момент. Психологический настрой.
Громко прозвенел звонок –
Ваши ушки на макушке,
Глазки широко раскрыты.
Ни минуты не теряйте!
II. Актуализация знаний.
-Виды транспорта бывают разные
— Когда изобрели велосипед? ( более 200 лет назад)
-Как устроен велосипед?
-Какие правила безопасности надо соблюдать при езде на велосипеде?
— Что категорически запрещается делать при езде на велосипеде?
Обобщение: Первые велосипеды появились больше 200 лет назад. Они были деревянными и без педалей. Позже появились велосипеды с резиновыми шинами, педалями и цепью. Детям до 14 лет запрещено кататься на велосипеде по улицам и дорогам. Можно ездить в парке, во дворе на стадионе в зоне отдыха
III.Самоопределение к деятельности
— Мы закончили изучать раздел (Где и когда?) и приступаем к разделу (Почему и зачем?)
-Давайте познакомимся чему мы будем учиться изучая этот раздел
-Чтение вопросов стр 31
-Муравьишка приготовил для вас новые вопросы
-На доске вывешены 2 картины( солнце и звезды)
-Что изображено на первой картине (солнце)
— Что изображено на второй картине ( звёзды)
-Предположите о чём пойдёт речь на уроке
— Тема нашего урока( Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?)
— Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
Узнаем, что такое Солнце. Что такое созвездие. Научимся изготавливать модели звёзд.
IV. Физминутка (музыкальная)
V. Работа по теме урока.
Всем оно нам нравиться,
Без него мы плачемся
А едва появится-
Взгляд отводим, прячемся:
Уж больно оно яркое
И жаркое – прежаркое Солнце)
Лишь солнце погасло
Как по небу кто –то
Что было блестящим
И ярким оно. ( звёзды)
-Как эти понятия могут быть связаны между собой?
-Что такое солнце?
-Солнце- это ближайшая к Земле звезда. Это огромный пылающий шар. Солнце не просто светит днём, оно и создаёт нам день. Когда солнце восходит и освещает Землю, начинается день. А когда солнце заходит, начинается. А когда Солнце заходит, начинается ночь. И только ночью становятся видны звёзды. В старину люди думали, что звёзды- это блестящие фонарики, подвешанные к хрустальному своду неба. Но это не так.
-Солнце это день, звёзды есть и днём но их не видно.
-Кто знает, что такое звезда?
-На самом деле звёзды- огромные пылающие шары. Многие из них гораздо больше Солнца
— А почему же они тогда нам кажутся маленькими?( они расположены далеко от земли)
1.Работа с учебником
-Рассмотрите рисунок с32
— Что можно рассказать о звёздах?
-Чем они отличаются? ( размером, цветом)
— Какая звезда самая большая? ( Альдебаран)
-какая звезда самая маленькая? ( солнце)
2.Практическая работа в парах.
-Изготовление звёзд из пластилина
IV. Продолжение работы по теме урока
-Что такое солнце? (ближайшая к Земле звезда)
-Что создаёт нам солнце? ( день)
-Почему днём не видны другие звёзды? (солнце ближе к земле, оно освещает землю, а блеск других звёзд незаметен)
— Кто изучает звёзды? ( астрономы)
— С помощью чего астроном изучает звёзды? ( телескопа)
-Звёзд на небе очень много. И чтобы разобраться в них, люди объединяли отдельные группы звёзд.
— Во что как вы думаете? ( в созвездия)
-Созвездиям и самым ярким звёздам дали имена
-Какие вы знаете созвездия?
-Как называется это созвездие? ( льва)
-Почему? ( потому что напоминает льва)
-Созвездие названо в честь льва, который свирепствовал около греческого. Но стрелы отскочили от шкуры, как от стали. Тогда герой выдернул из земли дуб и вместо палицы ударил им зверя. Оглушенный лев упал на землю. Геркулес бросился на зверя и задушил его голыми руками. С тех пор львиная шкура заменяла Геркулесу панцирь и шлем. Это созвездие состоит из 70 звёзд. Самая большая звезда этого созвездия Регул, что значит царь
-Из чего состоят созвездия? ( из звёзд)
— Что такое звезда? (огромные пылающие шары)
2.Работа в тетради
-Как вы думаете какая из этих звёзд- солнце?
— Какое у вас сейчас настроение?
— От чего оно зависит?
-Вспомните, как выглядит созвездие льва
-Задумайтесь, что будет, если погаснет Солнце?
— При раскопках в Египте археологи обнаружили стену храма, на которой было выбито изображение Солнца с лучами в виде человеческих рук, протянутые к людям. Рисунку этому 3 тыс. лет. Древний художник был мудрым человеком. Солнце даёт нам пищу в виде растений и животных. Каждый ломоть хлеба, кусок мяса, сахара или масла, каждая тарелка супа или ложка каши несут в себе в раскрытом виде солнечные лучи. Солнце помогает выращивать хлеб, овощи, ягоды, травы и животных, накапливает нектар в цветах, даёт нам шоколад, перец, масло. Когда мы греемся на солнышке, нас согревает его тепло, но и когда мы греемся у костра, батареи, печки- нас тоже согревают солнечные лучи « спрятанные» в дровах, угле, газе. Если погаснет Солнце- на Земле исчезнет жизнь.
VII.Подведение итогов. Рефлексия
— Что нового узнали на уроке? Чему научились?
-Что такое солнце?
-Получились у вас модели звёзд?
-Кто сможет ответить на вопрос урока
— Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?
-Оцените свои достижения на уроке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок для 1 класса с видеофильмами, видеоинтервью, с презентацией. Подготовка идет совместно в родителями.Класс разделен на 4 группы, каждая из которых готовит свой блок.
В конспекте урока даны комментарии, в которых делается акцент на использование в ходе урока современных подходов к образованию, организации самостоятельной учебной и творческой деятельности учащихся. .
Презентация представляет собой пошаговое сопровождение урока «Почему Солнце светит днём, а звёзды — ночью?».
Данный урок интересен тем, что дети в процессе урока сами узнают, что такое звёзды, когда мы их видим , а когда нет, и почему это происходит. На уроке используются различные формы работы, поэтому на н.
Предоставлен конспект урока .
Тип урока: Усвоение новых знаний.Цели: формировать представления о звёздах, Солнце и созвездиях;развивать познавательные способности учащихся в процессе самостоятельной учебной и творческой деяте.
Учебно — методический комплект по окружающему миру на тему: «Почему Солнце светит днём, А звёзды- ночью?» 1 класс (конспект + презентация).
Источник
Конспект урока по окружающему миру «Почему Солнце светит днем, а звезды -ночью» 1 класс
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Подольская СОШ»
по окружающему миру
«Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?»
Учитель начальных классов
Тема: Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?
Образовательные: Формировать представления у детей о солнце, звездах, созвездиях.
Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной и групповой работе; воспитывать познавательный интерес к предмету.
Тип урока: открытие новых знаний.
Планируемые образовательные результаты:
— научатся сопоставлять видимые и реальные размеры звезд, в том числе и Солнца;
— наблюдать картину звездного неба,
— выстраивать рассуждения на заданную тему;
— выдвигать предположения и доказывать их;
— понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;
— работать в парах.
— формировать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника
— формировать умение строить речевое высказывание в устной форме по теме урока;
— развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
— развивать способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками во время работы в паре, умения не создавать конфликтов и находить выходы из сложных ситуаций.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):
общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели ;
логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради;
— принимают и сохраняют учебную задачу;
— оценивают результат своих действий;
прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя;
— согласовывать свои действия с партнером;
— строить понятные речевые высказывания.
Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная, групповая и индивидуальная.
Оборудование: презентация, раздаточный материал, футбольный мяч, горошина, выставка энциклопедий, жёлтый воздушный шарик — солнце, фонарик, глобус, конверт, пяльцы.
I Организационный момент .
Улыбнись с утра щенку,
И росинке и цветку,
Пёстрой бабочке в лугах, (Слайд 2)
Солнцу в лёгких облаках.
— Ребята давайте мы улыбнёмся друг другу.
— И снова у нас урок любознательных.
В начале урока хочу узнать у вас о погоде
Какое сегодня число- 2 марта . День недели – понедельник Температура воздуха утром — 13 градусов .
Днём синоптики обещают – 3 градуса .
По народному календарю 2 марта День Федора Тирона (Слайд 3)
Об этом дне вы можете узнать посмотрев на стенд «Календарь природы»
II Сообщение темы урока
Сегодня мы начинаем изучать новый раздел. А какой, давайте, прочитаем в учебнике на стр. 31. (Почему и зачем?)
— Кто из вас часто задаёт такие вопросы?
— С какой целью вы их задаёте? (Чтобы узнать новое).
Сегодня как всегда с нами на уроке Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик.
Чтобы узнать, что мы будем изучать на уроке, вы должны выполнить задание Черепахи.
У вас на столах лежит разрезная мозаика из геометрических фигур. Если эти фигуры правильно сложить вместе, то получится картинка, которая подскажет вам тему урока. (Работа в парах)
— Какие картинки у вас получились? Слайд 4
А теперь отгадайте загадки и проверим правы вы или нет.
Кто-то утром, не спеша надувает желтый шар.
А как выпустит из рук, станет всем светло вокруг (Солнце) слайд 5
Кто согласен поднимите сигнальные карточки
Лишь солнце погасло и стало темно,
Как по небу кто-то рассыпал зерно
Какое? Не знаю. Одно лишь добавлю
Что было блестящим и ярким оно. (звезды)
— Вы догадались, о чем будем говорить сегодня?
— Прочитайте тему урока на экране.
(Почему солнце светит днём, а звёзды – ночью?)
Чтобы ответить на этот вопрос, Муравьишка-Вопросик предлагает отправиться в необычное путешествие, где нас ждёт только самое удивительное.
— На чём мы отправимся в путешествие? (на космическом корабле)
Чудо птица – алый хвост
Полетела в стаю звёзд.
Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост –
И поднимется до звёзд. (Ракета)
Итак, приготовились к путешествию.
5, 4, 3, 2, 1 Поехали!
Физкультминутка Полет в космос Слайд 7,8
III Работа по теме урока
1) Мы пролетаем над нашей планетой. Слайд 9
— На какой планете мы с вами живём? Земля
— Как называется страна, в которой мы живем? Россия
Молодцы! Вы хорошо это знаете.
2) — Что это светиться вдали? (Солнце) слайд 10
А можем мы подлететь к нему поближе?
— Что вы знаете про Солнце? (ответы детей)
3 . Поиск информации (работаем в группах)
На парте карточка
1 группа Солнце – это ближайшая к Земле звезда. Она похожа на огромный пылающий шар. Нам оно кажется маленьким кружком лишь потому, что находится от Земли на очень большом расстоянии .
Учитель: Солнце от Земли находиться на расстоянии 150 миллионов километров. Если бы можно было поставить Солнце рядом с Землёй, оно выглядело бы как большой футбольный мяч и горошина (показать футбольный мяч и горошину)
Мудрая Черепаха спрашивает: что будет, если погаснет Солнце? (ответы)
2 группа Если погаснет Солнце, на Земле исчезнет жизнь. Растения, животные и люди живут потому, что жизнь им дает Солнце. Оно согревает и освещает Землю. Древние люди поклонялись Солнцу как богу.
Вывод солнце- шар –гигант
Работа в тетради стр 21 Нарисовать солнышко Задание 2
рассыпалось к ночи зерно
глянули утром нет ничего
— Что мы можем увидеть на небе ночью?
— Хотели бы вы полететь к звёздам?
И вот перед нами бесконечное космическое пространство, в котором много звёзд.
Раньше в старину люди думали, что звезды – это маленькие фонарики, подвешенные к небу.
Ребята, кто ночью наблюдал за небом? Что вы там видели
— Вы знаете, что такое звезды?
Давайте послушаем группу 3
3 Группа Они находятся очень далеко от Земли и поэтому не греют, и кажутся очень маленькими. Звезды различаются по размерам, цвету и температуре. На ночном небе звезды мерцают разным светом: голубым, белым, желтым, красным. Самые горячие звёзды – белого и голубого цвета, затем жёлтые, а наиболее холодные – красные. Наше Солнце – жёлтая звезда. Найдите в учебнике на стр. 32 самые горячие звёзды .
— Какого они цвета? Белого и голубого Слайд 14
— Прочитайте, как они называются. (Регул, Сириус)
Давайте вместе прочитаем.
4 группа Есть звезды – гиганты, а есть звезды – карлики.
Звёзды, которые в десятки раз больше Солнца – гиганты.
Самая большая звезда (Альдебаран) найдите в учебнике
— Какую звезду мы ещё не назвали? (Солнце)
— Когда мы можем любоваться звёздами? (ночью)
— Муравьишка считает, что когда заканчивается ночь, звёзды выключают свет и ложатся спать. Это правда?
Черепаха предлагает провести опыт и узнать, что происходит со звёздами днём.
Опыт «Дневные звёзды» слайд 15
1. Дыроколом пробиваем в картоне несколько отверстий.
2. Вкладываем картонку в конверт.
3. Находясь в хорошо освещённой комнате, держим в одной руке конверт с картонкой, в другой фонарик.
4. Включаем фонарик и с пяти сантиметров святим им на обращённую к вам сторону конверта, а потом на другую.
— Вы видите отверстия?
А что скажите теперь?
Результат исследования.
Дырки в картоне не видны через конверт, когда вы светите фонариком на обращённую к вам сторону конверта, дырки становятся хорошо заметными, когда свет от фонаря направлен с другой стороны конверта прямо на вас. В освещённой комнате свет пройдёт через дырочки независимо от того, где находится зажжённый фонарик, но видно их станет только тогда, когда дырка, благодаря проходящему через неё свету, начнёт выделяться на тёмном фоне. Со звёздами происходит тоже самое.
Вывод: Звёзды не ложатся спать днём, а продолжают светить, но из-за яркого солнечного света мы не можем их видеть. Лучше всего смотреть на звёзды в безлунные ночи. Слайд 16
— Давайте полюбуемся звездным небом. (Слайд 17)
— Кто изображён на картинке? ( Звездочёт) слайд 18
— Кто такой звездочёт? (человек, который наблюдает за звёздами.)
Было принято считать, что они носили звездный колпак и плащ.
— А что это за прибор у звездочёта? ( телескоп) слайд 19
— Для чего он служит? (для изучения звезд и других небесных тел)
— А сейчас как называют учёных, которые исследуют звёзды? – астрономы
Наука, которая изучает небесные тела, называется астрономия.
Давайте мы ещё раз прочитаем эти слова и постараемся запомнить их значение.
Если мы забудем значение какого-либо слова, где мы можем его найти? ( в словаре)
Физкультминутка. Раз подняться, потянуться
Два согнуться, разогнуться
Три в ладоши три хлопка
Головою три кивка
5 руками помахать
6 за парту сесть опять
Учитель Еще в древности люди заметили, что некоторые звезды образуют на небе фигуры. Они мысленно соединили их линией. Так появились созвездия. Созвездиям и самым ярким звёздам люди дали имена.
Существуют целые карты созвездий. На небосводе 88 созвездий. Вы их можете рассмотреть в Атласе –определителе.
— Какие созвездия знаете вы?
Мудрая Черепаха предлагает отправиться к созвездию Льва. (Слайд 20)
Найдите это созвездие в учебнике на стр. 33. Рассмотрите его внимательно. А теперь, давайте выполним задание № 3 в тетради на стр. 22.
Прочитать задание и выполнить самостоятельно.
Это созвездие состоит из 70 звезд. Самая большая звезда этого созвездия – Регул, что значит “царь”
— Мы уже познакомились с этой звездой?
— А о какой самой большой звезде мы сегодня говорили? (Альдебаран)
— А под каким созвездием родились вы?
— Ребята, где можно ещё найти сведения о Солнце, о звёздах и о созвездиях?
— Правильно. Такие книги называются энциклопедиями . Читая энциклопедии можно узнать обо всём.
IY Закрепление пройденного.
Муравьишка и Мудрая Черепаха решили проверить хорошо ли вы запомнили то, что узнали во время путешествия.
1.Игра Звездный час слайд 21
За правильный ответ ученику дается звездочка.
Как называется звезда, которую можно увидеть днем?
Какой прибор используют для изучения звезд?
Как называется группа звезд?
Как называют ученых, которые изучают космические тела?
Что больше планета Земля или Солнце?
Какого цвета бывают звезды?
Как раньше называли ученых-астрономов?
— Поднимите звезды. Посмотрите, у нас с вами тоже получилось созвездие. Как его можно назвать ?
10. Проверка знаний. Слайд 22
На слайде написаны предложения с пропущенными словами.
Солнце –это огромный пылающий (шар).
Солнце –зто ближайшая к Земле (звезда).
Нам кажется оно маленьким кружочком, т.к. находится (далеко от Земли).
Звёзды отличаются друг от друга (поокраске и по величине).
Звёзд на небе очень много, и люди объединили их в (созвездия).
Днём можно увидеть только одну звезду (это Солнце).
Итог урока – Вот завершилось наше путешествие
Что вам запомнилось на уроке?
У кого были затруднения?
Оцените свою работу
Домашнее задание 1. О каждом созвездии существует миф. Попробуйте вместе с родителями найти миф о каком-либо созвездии. И рассказать на следующем уроке.
2. Вечером выйди на улицу вместе с родителями слайд 23
и рассмотри звёздное небо. Найди созвездие Большой Медведицы. По желанию нарисуй рисунок звёздного неба.
Источник