«ЗДРАВСТВУЙ, СОЛНЫШКО!»
план-конспект занятия (средняя группа)
по познавательно – исследовательской деятельности с детьми 4-5 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_konspekt_zanyatiya_no3.1.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
по познавательно – исследовательской деятельности с детьми 4-5 лет
Воспитатель: Федоровых Маргарита Геннадьевна
Формирование познавательной активности у детей о СОЛНЦЕ, как источнике света
- Совершенствовать элементарные представления у детей о природном объекте – солнце, его влиянии на окружающий мир;
- Развивать наблюдательность, любознательность;
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость
1. Беседа «Что такое Солнце. »
2. Пальчиковая гимнастика «Солнышко»
3. Опыт «Солнечные зайчики»
4. Рисование «Веселое солнышко»
5. Игра «День- ночь»
6. Просмотр мультфильма «Петушок и солнышко»
7. Чтение сказки Алябьева Е. А. «Как солнышко заболело»
1. БЕСЕДА «ЧТО ТАКОЕ СОЛНЦЕ. »
Колокольчик синенький прозвенел букашке:
— Ты скажи мне, милая, что там за ромашка
Выросла над облаком жёлтая такая,
Яркая, лучистая, очень уж большая?
— Это, кроха, не цветок, — та в ответ смеется,
— Это крупное светило под названьем.
— Правильно! Сегодня мы поговорим о солнце.
— Солнце — что это?
Солнце — это большая звезда в Солнечной системе, вокруг которой осуществляют вращение другие объекты системы.
Люди издавна поклонялись Солнцу как божеству и устраивали в его честь различные праздники. На Руси такими праздниками являлись Масленица. В честь Солнца сочинялись заклинания, песни, устраивались игры.
Солнце имеет магнитное поле. Есть люди, которые чувствительны к магнитным бурям, происходящим на Солнце. У них эти процессы вызывают ухудшение самочувствия и головную боль.
Современные ученые располагают большим количеством оборудования и знаний для всестороннего изучения Солнца. Сегодня наблюдения за солнцем и его съёмки проводят с аэростатов, спутников, ракет и космическим станций.
2. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «СОЛНЫШКО»
— Посмотрите, какое яркое солнышко! От его света нам становится веселее. Протяните ладони к солнышку, погрейте их.
Погуляй у речки
(шевелят пальцами обеих рук)
(быстро сжимают и разжимают кулаки)
Мы колечки соберем,
(делают хватательные движения щепотью)
(круговыми движениями трут ладонь о ладонь)
И назад тебе вернем.
(поднимают руки вверх, раздвинув пальцы)
3. ОПЫТ «СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ»
Формирование интереса к изучению окружающего мира
- Научить детей находить отражение «солнечного зайчика» и следить за его перемещением;
учить соблюдать правила игры; - Развивать умение ориентироваться в пространстве;
Дети берут зеркала, можно металлические предметы и направляют на стену отражение света.
4. РИСОВАНИЕ «ВЕСЕЛОЕ СОЛНЫШКО»
5. ИГРА «ДЕНЬ- НОЧЬ»
Развивать ловкость, внимание, умение быстро бегать
Ход игры:
Участники делятся на две команды: «День» и «Ночь». Их дома находятся на противоположных сторонах площадки, за чертой. Посредине проводится еще одна черта. На расстоянии одного шага от нее по ту и другую сторону выстраиваются команды спиной друг к другу.
Воспитатель говорит:
«Приготовиться!» — а затем дает сигнал той команде, которая должна ловить. Если он сказал «День», то дети из команды «Ночь» бегут в свой домик, а дети из команды «День» поворачиваются и ловят их, только до границы дома убегающих.
Подсчитывается количество пойманных детей, затем все снова выстраиваются и ждут следующего сигнала.
Игра повторяется 4-6 раз.
Выигрывает та команда, которая поймала больше детей.
6. ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА «Петушок и Солнышко
7. ЧТЕНИЕ СКАЗКИ Е.А. Алябьева «Как Солнышко заболело»
Высоко на Небе, куда и рукой не достать, и птице не долететь, жило в великолепном золотом дворце Солнце. Оно было таким огромным, что могло своим теплом обогревать всю Землю. Телом оно походило на Колобок — такое же круглое, поэтому могло катиться по небу с Востока на Запад.
Солнце видело абсолютно все, что происходило днем на Земле. Однако посплетничать об этом ни с кем не могло, потому что никто не смел приблизиться к нему из-за страха сгореть. Такое оно было огненное. А кричать издали неудобно. Да и Ветер все время мешал своим шуршанием. Грустно и скучно, когда никому ничего нельзя сказать, поделиться своими мыслями, впечатлениями. Но что поделаешь, короли часто бывают одинокими. А Солнце на небе было настоящим королем! Если бы его величество однажды погасло, перестало светить и греть, то все живое на Земле погибло бы.
Характер у Солнца был и мужской и женский, потому что имя «Солнце» среднего рода — оно.
Когда оно было добрым и нежным, все живое на Земле радовалось, ликовало, росло, благоухало, нежилось под ласковыми лучами. Когда же Солнце сердилось, злилось, на земле выгорала вся растительность, высыхали реки и озера, мелели даже моря, земля становилась похожей на треснувшую корку.
Когда настроение у Солнца менялось, оно само выбирало, где ему греть сильнее, а где совсем не греть. Поэтому в Африке было так жарко, что даже кожа у людей стала коричневого цвета, а земля похожей на красную пыль, а на севере несколько месяцев Солнца не видели вообще, господствовала полярная ночь. На юге оно светило и грело круглый год, а на востоке и западе согревало людей, животных и растения только весной и летом, а зимой было почти холодным.
Когда у Солнца болела голова или живот, а это было похоже на ураган, на Земле все живое и разные приборы чувствовали это. У людей тоже начинала болеть голова, а приборы отказывались работать правильно.
Утром, когда Солнышко вставало, оно не нежилось в постели, как все мы. Из-за множества дел ему некогда было залеживаться. Оно умывалось капельками, взятыми из облаков, расчесывало свои длинные волосы-лучи золотым гребнем, выпивало из золотого кубка золотой напиток, доставало свою подзорную трубу и начинало рассматривать Землю, продумывать, что нужно сделать сегодня.
— Так, так, так, — записывало в свою солнечную книжечку Солнышко, — здесь люди что-то замерзли из-за холодных дождей, надо погреть; а в этом районе плохо растут растения, надо добавить света и тепла; а в море уже пора купаться, надо воду подогреть да песок на пляже; в этой части Земли я, пожалуй, убавлю свой пыл, а то и так все высохло, дам место ветру и дождю; ну а здесь пора будить животных, весну начинать.
Солнце видело весь земной шар, поэтому работы у него было очень много. За день оно так уставало, что, скатываясь вниз по небосклону поздно вечером, не умываясь и не раздеваясь, сразу закатывалось на кровать и засыпало крепким сном до утра. И так каждый день.
Однажды Солнце заболело от такого изнурительного труда. Оно не встало утром как обычно и не стало обходить свои владения. Первыми забили тревогу животные и люди. Они очень испугались, что Солнце не появится на небосклоне, ведь от него зависит их жизнь. Стали взрослые люди выходить из домов и просить Солнышко скорее выйти. Издавна народ придумал много закличек, песенок про Солнце. Но оно не слышало людей, так как крепко спало. Тогда взрослые позвали детей. Дети стали так громко звать Солнышко, петь про него песни, водить хороводы, что Солнце проснулось, открыло глаза и посмотрело вниз.
«Почему все животные и люди так громко кричат?! — подумало Солнце. — Надо послушать, что они хотят». Оно прислушалось.
— Да это они меня зовут! — воскликнуло Солнце. — Я же проспало свой восход! Как же я так могло сделать! Ведь все живое так меня любит, так во мне нуждается! За такую любовь не жалко и себя отдать. Хватит хандрить. Надо приниматься за дело!
И Солнышко начало потихоньку всходить и освещать своими лучами все вокруг. А люди, животные и растения заулыбались, захлопали в ладоши от радости и закричали, кто как мог: «Спасибо тебе, Солнышко, что согреваешь нас! Мы все тебя любим! Мы желаем тебе здоровья! Никогда не болей!»
От таких слов Солнце окончательно выздоровело и принялось за свой нелегкий труд.
Вопросы и задания:
— Опишите место, где жило Солнце.
— Как настроение Солнца влияло на жизнь на Земле?
— Почему Солнце заболело?
— Какие дела себе намечало сделать Солнышко?
— Как люди вылечили Солнышко?
— Какими цветами окрашивает Солнце небо, когда восходит и заходит?
— Как вы думаете, что будет на Земле, если Солнце остынет?
Источник
План — конспект «Здравствуй, солнце золотое!»
Надин Федорова
План — конспект «Здравствуй, солнце золотое!»
План-конспект интегрированной совместной
с детьми среднего дошкольного возраста
«Здравствуй, солнце золотое!»
О. О. «Художественное творчество»
Воспитатель: Фёдорова Н. М.
Цель: формировать способность эмоционально воспринимать красоту объектов природы.
— продолжать освоение рельефной техники лепки
— развивать фантазию, образное мышление, желание создавать свой оригинальный образ сказочного солнышка.
— совершенствовать умения: оттягивать, вдавливать, рассекать, делать насечки, дополнять налепами.
— инициировать самостоятельный поиск средств и приёмов изображения: скручивание и свивание удлинённых жгутиков для лучиков, наложение одного цветового слоя на другой.
— развивать пространственную ориентацию и чувства ритма.
— воспитывать сдержанность, умение работать в коллективе.
— воспитывать вежливость, желание оказать помощь товарищу.
— на прогулке наблюдения за солнцем
— рассматривание иллюстраций с изображением солнца и лучиков детских художников (Васнецов В. М., Рачев Е. М., Конашевич В. М.)
— рассматривание произведений декоративно-прикладного искусства: керамики, тканей, вышивки, художественной росписи, резьбы по дереву с изображением солнышка.
— чтение и разучивание закличек, считалок, потешек о солнце.
— чтение сказки К. Чуковского «Краденое солнце»; чтение словацкой сказки «У солнышка в гостях».
— беседы: «Солнышко лучистое», «Весна», «Солнце – источник жизни на земле»
— загадывание загадок о солнце.
— дидактические и настольно-печатные игры: «Какой? Какая? Какое?», «Путешествие в мир эмоций», «Подумай-дорисуй», «Что изменилось?», «Дополни картинку», «Найди по описанию», «Времена года», «На что похоже?»
— подвижная игра «Солнышко и тучка»
— разучивание пальчиковой игры «А уж ясно солнышко».
— экспериментирование: «Солнечные зайчики»; «Свет вокруг нас» (солнце, светлячок, лампа, фонарик).
— рисование «Веселые лучики»
— иллюстративный материал с изображением солнышек разными способами;
— игрушка — солнце;
— предметы, по форме напоминающие солнце: цветы — подсолнухи, воздушные шарики, весёлая куколка с косичками, часы в виде солнца, цитрусовые фрукты, ромашки.
— материал для выкладывания образа солнышка: геометрические фигуры разные по цвету, по размеру; цветные счётные палочки; цветные бельевые прищепки; трубочки для коктейлей; ленточки; шенилки
— фонограмма Э. Григ «Утро», «Песенка мамонтёнка» из мультфильма «Мама для мамонтёнка».
— солёное тесто: жёлтое, оранжевое, красное, белое;
— опорные карточки с изображением приёмов лепки;
— основа для солнышек: картонные заготовки разного размера и разной формы;
— для декорирования: бусины, пуговицы, пайетки т. д. ;
— дощечки для работы с пластилином; стаканчики; стеки; кисточки, подставки для кисточек.
Первый этап — постановка проблемы.
Эмоциональное введение детей в художественно-изобразительную задачу.
На стене появляется лучик и медленно перемещается по стене, по полу, по столам.
Дети заняты в центрах развития.
Дети обращают внимание на ситуацию, рассматривают, прислушиваются, проявляют интерес, любопытство.
П: — Что это такое? Ты откуда?
— Зачем он появился? Как вы думаете?
— Может быть, он потерялся?
Д: Фантазируют, создают воображаемую ситуацию, рассуждают, высказывают суждение.
Рассуждают: ищет маму, друзей, братьев, сестёр.
Предлагают варианты помощи.
Второй этап – Обсуждение проблемы, принятие задачи.
П: — Посмотрите, куда приглашает вас Лучик? (луч направлен на демонстрационный стенд, где выставлены иллюстрации с изображением солнца с лучиками, выполненными разными способами)
— Чем они отличаются друг от друга?
Д: Рассматривают зрительный ряд. Проявляют внимание, любопытство.
Сравнивают,анализируют средства выразительности: цвет, форму, линии и т. д.
П: — Какие лучики у этого солнышка?
Дети анализируют, сравнивают,отражают в речи: волнообразные, волнистые, прямые, зигзагообразные, фигурные
П: — Какой формы солнце?
— Круг – какая фигура?
— Посмотрите по сторонам и найдите в группе предметы круглой формы. Назовите их.
— Чем отличаются плоские фигуры от объёмных?
Д: Анализируют, сравнивают,используют словарь математических понятий: плоская, объемная форма и т. д.
Педагог предлагает поиграть в игру «Какое солнышко?»
— Давайте встанем в круг. Я буду бросать мяч. Вы его ловите и называете какое, оно, наше солнце.
— Что оно вам напоминает? На что похоже?
Дети с удовольствием ловят мяч и отражают в речи: круглое, горячее, яркое, золотое, ласковое, ослепительное, звёздное.
П: — Лучику очень понравились слова, которые вы сказали про солнышко.
— А вы сможете создать солнышко из предметов, которые я вам предложу?
Третий этап – работа над образом
П: — Ребята посмотрите, что я вам приготовила (разнообразные геометрические фигуры, цветные счётные палочки; цветные бельевые прищепки; трубочки для коктейлей; ленточки; шенилки).
— Как эти предметы помогут вам создать свое солнышко?
Дети исследуют. Внимательно рассматривают, эстетически оценивают, анализируют.
П: — Придумайте солнышко, выберите для его создания нужные предметы и составьте солнышко на полу.
Д: Ориентируются в пространстве и на полу моделируют своё солнышко.
Включают творческое воображение.
П: — Из каких геометрических фигур создано твоё солнышко?
— Расскажи, из чего сделаны лучики?
— На кого (на что) похоже твоё солнышко?
— Ребята, а какие ещё материалы можно использовать для создания солнышка?
Д:Рассуждают: из бумаги, из пластилина, гипса, нарисовать красками, карандашами, слепить из солёного теста.
П: — Что потребуется для работы?
— С чего мы начнём?
Д:Высказывают суждение: слепим солнечный круг.
П: — Как мы это будем делать?
Д:Перечисляют действия: оторвать, раскатать между ладошек, сплющить, подравнять, вытянуть, выложить волнистой линией.
П: — Какой по цвету будет твой солнечный круг?
— Какой формы могут быть лучики?
Д:Отражают в речи: волнообразные, волнистые, прямые, зигзагообразные, фигурные
П: — А твоё солнышко сможет увидеть нас и сказать спасибо?
— Из чего можно сделать глазки, носик, ротик?
Дети выбирают нужный материал для изображения рта, глаз, носа
П: — Что нужно сделать, чтобы лучики не потерялись?
Д: Доказывают, что нужно воспользоваться водой для лучшего соединения солнечного круга и лучиков.
Четвёртый этап – продуктивный
Педагог предлагает детям выбрать место для работы, чтобы не мешать друг другу.
Д: Самостоятельно ориентируются в пространстве, выдвигают тумбочки.
Рационально распределяют предметы оборудования на столе для работы с солёным тестом.
Целеустремлённо погружаются в творчество.
Дети отрывают кусочек солёного теста от целого куска, раскатывают в шарик, слегка сплющивают в лепешку (сжимают в ладошках, располагают образ на картоне.
Отрывают кусочек другого цвета теста и делят его на 7-10 частей, раскатывают длинные, короткие тонкие цилиндры, и превращают их в лучики и располагают лучики на плоскости.
Во время лепки общаются между собой. Делятся своим замыслом. Предлагают поделиться цветным солёным тестом для придания образу выразительности (щёчки, ротик, разноцветные лучики).
Свободно передвигаются. Находятся в творческом и исследовательском поиске.
П: Мотивирует деятельность детей, обращает внимание на разнообразие лучиков в работах художников.
Поддерживает детей в их намерениях получить результат, вселяет уверенность.
П: — Какое настроение у твоего солнышка?
— Что можно сделать, чтобы твое солнышко улыбалось?
— Как получилось у тебя такое удивлённое выражение?
— Какой формы лучики у твоего солнышка?
— Чем можно украсить лучики?
Д:Выполняют действие: пользуются бусинками для украшения.
П: — Как ты его назовёшь?
В процессе работы педагог обращает внимание на качество выполнения работы, мотивирует, направляет и поощряет деятельность детей.
Д: Испытывают удовлетворение, гордость от проделанной работы и результата
Пятый этап — подведение итогов.
Педагог предлагает рассмотреть готовые работы.
П: — Ребята, подумайте и скажите, кем ещё может быть твоё солнышко для нашего гостя — Лучика?
— А как одним словом можно сказать всё то, что вы перечислили?
Д:Высказывают суждение: мама, бабушка, брат, сестра, друг.
Обобщают: семья, родные, близкие.
П: — Почему у твоего солнышка волнистые, (зигзагообразные, разные, прямые,.) лучики?
— Почему цвет глаз у твоего солнышка синий?
— Какое у него настроение?
— Назови своё солнышко. Почему именно так, а не иначе?
— Что хочет нам сказать твоё солнышко? А твоё?
Дети высказывают предположения и придумывают рассказ о своём образе солнца.
«Здравствуй, Солнце! Здравствуй, лето!» Сценарий летнего спортивного праздника на свежем воздухе для дошкольного возраста b]«Здравствуй, Солнце! Здравствуй лето!» Сценарий летнего спортивного праздника на свежем воздухе для детей дошкольного возраста[/b].
Исследовательский проект «Здравствуй, солнце!» МБДОУ» Детский сад «Солнышко» автор и руководитель – воспитатель Куксова Т В • Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие;.
Конспект занятия в средней группе «Здравствуй, солнце золотое» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад «Непоседа» г. Можайска Конспект занятия.
План-конспект урока: «Золотое правило нравтсвенности» Конспект урока «Золотое правило нравственности» Модуль «Основы светской этики» 2015г Тот, кто делает добро другу, делает.
План на летний оздоровительный период в ДОУ «Здравствуй, солнце золотое, здравствуй, лето озорное!» Пояснительная записка План летней оздоровительной работы (далее ЛОП) разработан на основе Образовательной Программы ОУ, с учётом годового.
Проект тематической недели «Здравствуй, солнце, Хэйро» Подготовительная группа «Бруснички» Воспитатели: Белянкина С. В., Арнаутова А. В. Цель: Расширение знаний и представлений о традициях и.
Сценарий летнего праздника «Здравствуй, солнце! Здравствуй, лето!», посвященного Дню защиты детей Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 «Ласточка» Праздник, посвященный Дню Защиты детей.
Сценарий праздника на День защиты детей для ясельной группы «Здравствуй, лето, здравствуй, солнце» Праздник «Здравствуй лето, здравстуй солнце». В-ль: Здравствуйте, ребята! Вы, знаете какой сегодня день? Сегодня первый день лета. Лето.
Сценарий развлечения для старшего дошкольного возраста «Здравствуй, солнце!» Сценарий развлечения «Здравствуй, Солнце!» Ход развлечения. 1-ый ведущий. Кто мне может дать ответ? Летом греет, зимой – нет! Весь мир.
Весеннее развлечение «Здравствуй, солнце ясное!» Весеннее развлечение «Здравствуй, солнце, ясное!» Цель развлечения: Поднять детям настроение. Задача: Способствовать накоплению социального.
Источник