Меню

Урок подготовки сочинения по кладовой солнца

Классное сочинение-зарисовка по сказке-были «Кладовая солнца».
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Маршрутный лист дистанционного урока «Классное сочинение-зарисовка по сказке-были «Кладовая солнца»

Скачать:

Вложение Размер
Маршрутный лист дистанционного урока по теме «Классное сочинение по сказке-были М. Пришвина»Кладовая солнца» 22.36 КБ
Пояснение к сочинению 18.19 КБ

Предварительный просмотр:

Маршрутный лист урока

Тема: Тв. работа № 10. Классное сочинение-зарисовка по сказке-были «Кладовая солнца».

Учебник – Литераура 6 класс Г.С. Меркин , с.156-186

Перечитать сказку-быль М.М. Пришвина «Кладовая солнца» (с.156-186) и написать сочинение по теме «Тайна Блудова болота»

1. Сказка — быль – это жанр литературы, в котором сочетается реальное и фантастическое

2. Сказка-быль «Кладовая солнца» – это повествование не столько о полезных ископаемых, сколько о людях, о их доброте, верности, щедрости, любви, – одним словом, духовности, человеческом отношении друг к другу, к природе. Писатель показывает, что важнейший смысл «правды жизни» заключается в единстве человека и природы, в родственном, мудром отношении к ней человека.

3. При написании сочинения следует обратить внимание на описание Блудова болота – глава VІІІ сказки-были

Выполни самостоятельно по образцу

Примерный план сочинения

I. Вступление. “Кладовая солнца” – сказка-быль.

II. Основная часть. Удивительная тайна Блудова болота.

1.“Великий храм природы”.

2.“Охотники за сладкой клюквой”.

3.Кладовые природы и человека.

III . Заключение. Смысл повествования о Блудовом болоте.

Работать над сочинением можно до 20.04.

Домашнее задание: дописать сочинение

Предварительный просмотр:

Приложение к уроку 79

Пояснение к сочинению по теме «Тайна Блудова болота»

Сказка-быль «Кладовая солнца» — самое известное произведение писателя. М.М. Пришвин написал её всего за месяц. Ей была присуждена первая премия. Время действия — послевоенные годы. Главные герои – осиротевшие дети: брат и сестра, Настя и Митраша. Заблудившиеся в лесу дети узнали тайны Блудова болота и поняли, что такое «кладовая солнца».

«Кладовой солнца» автор называет Блудово болото, в котором скопились огромные богатства торфа — прекрасного горючего материала, образовавшегося из остатков растений — детей солнца, сохранивших его тепло даже после смерти. Отсюда второе, более широкое толкование слов «кладовая солнца» — вся природа с её деревьями, цветами, птицами, зверьём и, главное, с человеком. Поэтому третье и основное, может быть, значение названия — сердце человека с его способностью любить. Доброта, сердечное тепло, неравнодушие ко всему — вот настоящее, истинное богатство!

1. Блудово болото — это таинственное и опасное место в произведении М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Тайна Блудова болота заключается в том, что на болоте есть Слепая елань — «гибельное место», в котором не сведущий, легкомысленный человек может погибнуть, что чуть не случилось с Митрашей из-за его беспечности. Так же на болоте есть «кладовые солнца», то есть залежи торфа, которые природа заготовила для человека. Но только знающему человеку она откроет двери своих «кладовых».

2. Настя и Митраша – главные герои повести М.М.Пришвина “Кладовая солнца”. В тяжелые годы войны дети осиротели, но родители оставались всегда примером для них. Подражая отцу и матери во всем, “умные детишки” вместе справились со всеми трудностями. (Перескажите историю детей (Насти и Митраши), отправившихся на Блудово болото)

3.В этом произведении природа олицетворяется: она может быть доброй к человеку, если он чтит её законы, а может погубить его, если он ими пренебрегает.

М.М. Пришвин описывает Блудово болото, с одной стороны, как сказочное место, где под ногами трясина, растут елочки-старушки, летает ворон, говорящий на своем языке, болото, враждебное человеку. С другой стороны, автор говорит от имени разведчиков природных богатств, что Блудово болото «со всеми огромными запасами горючего торфа есть кладовая солнца». «Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достается человеку в наследство». Писатель призывает беречь природное богатство.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вашему вниманию я предлагаю урок литературы в 6 «В» классе по теме: «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна»Этот урок отн.

Урок литературы в 6 классе (разработка урока, презентация с творческими работами детей).

Уроки содержат: загадки по тексту, интересные задания, работу с художественными средствами текста.

Презентация составлена в помощь учителю на уроке литературного чтения в 7 классе школы-интерната для глухих детей.

Цели урока:Обучающие: Раскрыть метафоричность и символику языка произведения М.М. Пришвина «Кладовая солнца», разъяснить мысли писателя о главном законе жизни людей, о связи человека.

Данная презентация поможет в проведении заключительного урока по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца». На уроке учащиеся должны выяснить, каковы особенности сказки-были как.

Источник

Человек и природа в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца» (подготовка к сочинению).
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Урок подготовки к сочинению с использованием технологии развития критического мышления.

Скачать:

Вложение Размер
urok.doc 57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Человек и природа в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца» (подготовка к сочинению).

Обучающая цель: продолжить анализ сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца», подготовить школьников к написанию сочинения.

Развивающая цель: развивать умение анализировать, делать выводы, аргументировано высказывать собственное мнение, создавать творческие работы.

Воспитывающая цель: воспитывать уважение к чужому мнению.

Домашнее задание к уроку : найти в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца» пейзажные зарисовки.

Модель :

1. Человек – хозяин природы.

2. Природа господствует над человеком.

3 .Гармония между человеком и природой.

4. Человек – часть природы.

Деятельность учителя и ученика

Умения и навыки

1.Подготовить учащихся к восприятию темы.

1. Слово учителя.

– Сегодня на уроке мы продолжим работать над произведением М. М. Пришвина «Кладовая солнца» и подготовимся к написанию сочинения. Посмотрите на эпиграф к уроку (Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. М. М. Пришвин). Отметьте в верхней части песочных часов ваши ассоциации, которые возникли при прочтении эпиграфа. Как вы понимаете его?

– Тема нашего сочинения – «Человек и природа». Как вы понимаете эту тему? Что вы знаете о человеке и о природе? Кто это – человек? А природа? Давайте разберемся с этими понятиями.

Перед вами лежат словарные статьи с определениями понятий «человек» и «природа». Посмотрите их, подчеркните наиболее важные, значимые, ключевые слова в этих определениях.

С помощью материала из Приложения 1 и собственных ассоциаций попробуйте составить древо понятий.

Ученики называют свои определения, учитель рисует схему на доске, ученики – на листах.

– Ребята, посмотрите Приложение 2. Здесь приведены слова известных выдающихся людей о взаимоотношениях человека и природы. Прочитайте их. Попытайтесь кратко сформулировать названия вариантов взаимоотношений человека и природы ( Например, человек – хозяин природы; природа господствует над человеком; гармония между человеком и природой; человек – часть природы и т.д .).

Приложение 1: определения понятий « человек » и «природа »

+ Приложение 2: цитаты о человеке и природе

Человек – высшая степень развития живых организмов на земле, общественное существо. В отличие от животных, обладает даром речи и мысли.

Природа – весь мир, все вещественное, вселенная , все мирозданье, все зримое, подлежащее пяти чувствам; но более наш мир, земля , со всем созданным на ней.

Места вне городов.

Отработка умения работать со справочным материалом, анализировать, сравнивать, делать выводы.

2. Определить основное содержание сочинения

1. Аналитическая беседа. Заполнение таблицы.

Ребята, мы вместе с вами составили представление о понятиях «человек» и «природа», о взаимоотношениях человека и природы. Давайте посмотрим, находят ли эти значения отражение в тексте, как человек и природа показаны в сказке-были М. М. Пришвина. Для этого заполним таблицу, шаблон которой есть у вас на листах.

– Ребята, вспомните главных героев произведения. Кратко охарактеризуйте их (назовите основные черты их характера, найдите цитаты из текста, подтверждающие ваше мнение). Отразите свои размышления в таблице (1-е две колонки).

– Ребята найдите в сказке-были эпизоды (пейзажные зарисовки), подчеркивающие особенности характера каждого из героев. Приведите примеры гармоничных отношений человека и природы, и случаев, когда эта гармония нарушается.

– Ребята, посмотрите на свои заполненные таблицы. Как взаимодействуют человек и природа в тексте М. М. Пришвина? Как вы думаете, какой идеал отношений человека и природы у писателя? Кого из героев можно считать человеком, живущим в гармонии с природой? Обоснуйте свой ответ.

– А как представлена природа в тексте? В какие моменты она выходит на первый план? Почему это происходит? Для чего, на ваш взгляд, автор одушевляет природу? Зафиксируйте свои мысли об особенностях образа природы в произведении М.М.Пришвина на своих листах (заполнить пропущенные слова и предложения в предложенном высказывании).

– Ребята, вернитесь к тем формулировкам взаимоотношений человека и природы, которые вы сформулировали. Подчеркните те определения, которые соответствуют, на ваш взгляд, представлениям М. М. Пришвина и находят свое отражение в его произведении.

Текст произведения; раздаточный материал (таблица)

Человек у Пришвина — часть природы. Он рационально использует природу. Примерами такого человека могут служить Митраша и Антипыч. Идеал отношений человека и природы у Пришвина – гармоничное существование. Пример такой гармонии – Антипыч и Травка.

Отработка навыка анализа художественного произведения.

Умение сравнивать, составлять таблицы, работать над анализом персонажей, аргументировано высказывать свое мнение.

3. Подведение итогов

(Ученики выполняют это задание на своих листах, затем результаты озвучиваются)

Трудится, властвует, использует, любуется

Человек существует в гармонии с природой

Помогает, предупреждает, знает, любит

2. Эвристическая беседа.

– Вернитесь к эпиграфу. В нижней части песочных часов отметьте, как вы его понимаете теперь.

– В чем суть взаимоотношений человека и природы?

Написать сочинение на тему «Человек и природа в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

Основная мысль сочинения — человек существует в гармонии с природой.

Отработка умения обобщать, делать выводы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вашему вниманию я предлагаю урок литературы в 6 «В» классе по теме: «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна»Этот урок отн.

Тема: «Что есть правда»Человек в окружающем мире.(Урок по сказке- были М. М. Пришвина «Кладовая солнца») Цель урока: раскрыть замысел писателя, показать единство ч.

Конспект урока литеатуры в 6 классе по по произведению М. М. Пришвина.

Презентация составлена в помощь учителю на уроке литературного чтения в 7 классе школы-интерната для глухих детей.

Интегрированный урок литературы в 6 классе.

Цель: исследовать проблему «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца» , стихотворении Г.Ефимова «Зерно», притчах «Самое прекрасное сердце»и «Морские звезды»;формировать ду.

Интегрированный урок литературы и географии помогает детям понять, что природа в сказке-были является одним из героев повествования, развивает навык определения роли художественных средств изображения.

Источник

Методическая разработка системы уроков литературы в 6-м классе по программе В.Я. Коровиной. М.Пришвин. «Кладовая солнца»

Разделы: Литература

Поурочные разработки Полухиной В. П., предлагаемые к учебнику Коровиной В. Я., не вполне соответствуют темам, предложенным программой. Планирование составляется на основе программы, поэтому мы решили представить свои разработки уроков, темы и содержание которых соответствуют именно программному.

Изучение сказки-были “Кладовая солнца” в школьной программе имеет долгую историю. Существует много теоретического, дидактического и методического материала, который разрабатывался учителями нескольких поколений. Мы же в своей работе расставляем акценты и систематизируем материал, адаптируя его к требованиям, предъявляемым к современному уроку; предлагаем различные виды деятельности учителя и обучающихся: от аналитической беседы до разгадывания кроссвордов. Коллеги, которые пожелают воспользоваться нашими разработками, смогут выбрать то, что будет оптимально подходить по уровню подготовки классов.

“Кладовая солнца”- сказка – быль.

Цель – систематизация и обновление материала, используемого при планировании и проведении системы уроков по сказке-были М. Пришвина “Кладовая солнца”.

-совместить программные требования и содержание учебника по изучаемому произведению;

-представить разные виды деятельности учителя и обучающихся;

-показать возможность доступного изучения литературоведческих терминов при целостном анализе художественного текста.

Наша разработка поможет учителям при подготовке к урокам и их проведении. Кроме содержательной стороны мы предлагаем чёткую привязанность плана урока к тексту, предлагаемому учебником-хрестоматией под редакцией В. Я. Коровиной, для этого в плане указаны страницы учебника, где можно найти ответы – это значительно сэкономит время на уроке и облегчит работу, что позволит задать больше вопросов и дать ответов, т.е. выступить большему количеству учеников.

Инсценировки, игровые моменты, творческие групповые задания позволят сделать урок живым и увлекательным.

Тема: М. Пришвин. Слово о писателе. “Кладовая солнца”.
Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти.
Образ природы в сказке-были.

1. Познакомить учащихся с некоторыми фактами биографии Пришвина, раскрыть особенности жанра, характеры героев, замысел писателя — показать единство человека и природы.

2.Развивать речь, творческие способности учащихся.

3.Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, бережное отношение к природе.

I. М. Пришвин. Слово о писателе.

(Выступления 2-х учащихся.)

1уч-ся. Пришвин – один из своеобразнейших писателей. Родился 23 января 1873 года недалеко от города Ельца Орловской губернии в купеческой семье. Как водилось тогда – сначала гимназия, затем реальное училище в Тюмени, затем политехникум в г.Риге. Дальнейшее образование М. Пришвин получает за границей, в Лейпцигском университете.

В Россию вернулся агрономом, но с широким общегуманитарным образованием. Писатель познакомился с известными русскими этнографами Шахматовым и Ончуковым.

Языковеды уговорили Пришвина поехать на север России для собирания народных сказаний, поверий, песен, пословиц и поговорок. В этот момент и решилась судьба Пришвина. Он согласился на уговоры и уехал на Онежское озеро.

2 уч-ся. Существует мнение, что у Пришвина нет учителей и предшественников. Это неверно. Учитель у Пришвина есть. Тот единственный учитель, которому обязана своей силой, глубиной и задушевностью русская литература. Этот учитель- русский народ. В повестях, рассказах Пришвина всё объединено человеком – неспокойным, думающим, человеком с открытой и смелой душой.

Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку. Главное действующее лицо в рассказах о природе — сам Пришвин: охотник, ученый, художник слова, искатель правды.

М. Пришвин умер 16 января 1954 года.

II. Беседа с классом по заранее прочитанному тексту.

1)Какими вы видите главных героев сказки-были? с. 39-41

2)Как автор относится к детям?с.39

(Автор описывает детей с большой любовью и нежностью: “Они были очень милые”; “И какие это были умные детишки!”; “наши любимцы”.)

3)Почему он их называет “Золотая курочка” и “мужичок-в-мешочке”?

( Ласковое прозвище “золотая курочка” придает описанию Насти сказочную прелесть. Эффект усиливают уменьшительные суффиксы в словах: “курочка”, “ножки”, “монетки”, “носик”, “чистенький”, “веснушки”. Митраша описан по-другому. Главное в его описании — мужские, волевые качества. Прозвище “Мужичок-в-мешочке” означает, что Митраша, хотя и невелик пока, но уже обладает качествами “мужичка”.)

4)Почему автор не описывает игры детей, забавы, развлечения?с.40

( Детям некогда было играть и развлекаться. На их плечи легла забота о большом хозяйстве, “о всех живых существах”. Автор и восхищается, и гордится ими: “Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны!”)

5)Как автор описывает хозяйственные заботы детей?с.40,41

(Автор сравнивает детей с действиями их родителей. Настя, “как и покойная мать”, “вставала далеко до солнца”, “выгоняла своё любимое стадо”, топила печь, готовила обед, “хлопотала по хозяйству до ночи” Митраша “выучился у отца” делать деревянную посуду, “на нем лежит и всё мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы.”)

Прочитаем короткий диалог в начале повествования.( c. 41 со слов “Очень хорошо….” до слов “…или картошку сажать.”)

6)Как этот диалог помогает понять характеры брата и сестры?

(Дети подражают поведению своих родителей. Митраша вспоминает, “как отец наставлял его мать” и пытается учить Настю. Настя ведет себя подобно покойной матери: не спорит с Митрашей, улыбается, тот “начинает злиться и хорохориться”. Настя сначала поддразнивает, потом ласково гладит брата по затылку. Маленькая перепалка заканчивается примирением и дружной работой.)

Прочитаем по ролям диалог в эпизоде “Настя и Митраша собираются за клюквой”. (с. 43 “Настя, начиная собираться,…где растёт сладкая клюква”).

7) Какую роль играет этот диалог в дальнейшем повествовании?

(Настя невнимательно слушала брата, когда тот рассказывал о “палестинке” в лесу. У нее свои, женские, хозяйственные заботы, она заботится о том, чтобы они были сыты в дороге. Митраша уже решил, что пойдет искать палестинку. Он – мужчина, исследователь, ищет новых путей. Так намечается конфликт повествования.)

8)Какое событие является завязкой повествования? С.47

(Спор, а потом и ссора ребят, которая едва не привела к трагедии. Рассудительная Настя попыталась убедить брата идти по широкой, плотной тропе, но Митраша заупрямился и отправился “сам по себе, по своей тропке”. Тут уж Настя рассердилась, так и вышло, что ребята пошли разными дорогами.)

9)Кто из ребят был, по-вашему, прав и почему?

10) Какую роль в развитии событий играет природа?

Приключения Насти и Митраши в походе за клюквой начинаются с описания Блудова болота. (с.45)

Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя. Обратим внимание, как показаны тревога и страх лисы: уменьшительные суффиксы в ее описании делают ее маленькой и беззащитной.

Здесь же противопоставлены собака и волк – друг и враг человека: “одичавшая собака….выла от тоски по человеку, а волк выл от неибывной злобы к нему”. Сюда –то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой.

Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой –облако, которое “как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”.(с.46)

Тревоги добавляет ветер, из-за которого “сосна простонала”, а “ель зарычала”.

11)Каков смысл притчи о судьбе сосны и ели?с.45

(Два дерева, обреченных жить вместе, описываются как живые существа. Большие деревья должны были бы расти самостоятельно, отдельно друг от друга. Они выросли вместе, но они разобщены, не помогают друг другу, желая самоутвердиться за счет другого. Смысл притчи в том,что люди должны помогать друг другу, поддерживать друг друга.

ВЫВОД: Итак, мы рассмотрели взаимоотношения героев, авторское отношение к ребятам, диалоги, помогающие раскрыть характеры героев, композицию произведения, роль природы в развитии событий.

III.Ученики по желанию пересказывают эпизоды, дополняя друг друга.

1 эпизод — “Митраша в беде”.

-Как природа предупреждает мальчика об опасности?(с.52-53)

(“Земля под ногой стала как гамак, подвешенный под тинистой бездной” — тревога уже в этом. Елочки-старушки пугают Митрашу, преграждают ему дорогу.)

-Как автор относится к Митраше?

(Автору нравится отвага Митраши, когда тот идет по страшному лесу, его смекалка, когда догадывается, как сократить дорогу. Автор тревожится, переживает за мальчика, сочувствует ему словно хочет предостеречь его от опасности. Автор всей душой болеет за Митрашу, описывая его беспомощность”.

2 эпизод-“Приключения Насти в лесу”.

-Почему Настя забыла о брате? Как относится к Насте автор?(с.58-60)

(Настя набрела на палестинку, обсыпанную красной клюквой, и забыла обо всем на свете. Автор спрашивает: “Откуда же у человека при его могуществе берется жадность даже к кислой ягоде клюкве?” Он как будто не осуждает Настю, а только удивляется. Авторское отношение к детям выражается и через отношение к ним животных.)

-Как животные реагируют на появление детей в лесу?(с.60-62)

(Тетерев Косач их не замечает, “до того были тихи”.)

IV. Групповая работа. Инсценирование эпизода “Ссора Насти и Митраши” (Подготовлено заранее)

(Рассказчик, Настя, Митраша, ворона).

1.Как могло случиться, что такие дружные ребята не просто поссорились, а и покинули друг друга? Ведь они знали, что в лесу бродит безжалостный Серый помещик, что в болоте есть гибельное место?(с.46, 47)

2.В чём, по мнению писателя, проявляется великая мудрость человека? Доросли ли Настя и Митраша до этой мудрости?

3.Устояла ли их дружба и любовь под натиском обиды и раздражения?

4.Помнил ли Митраша, что он обязан оберегать сестру, как отец оберегал мать, что он охотник, что у него ружьё и компас?

5.Помнила ли Настя, что она должна заботиться о брате, как мать заботилась об отце, что у неё в корзине хлеб, молоко, картошка?

Инсценирование эпизода “Спасение Митраши”. (Рассказчик, Митраша, Травка, Заяц). (Подготовлено заранее)

1.Почему Травка не сразу откликнулась на зов Митраши? с.65

2.Когда произошло настоящее чудо, в понимании Травки? с.66

3.Что, кроме сметливости, отваги, терпения, помогло Митраше спастись?

4.Почему почти одичавшая Травка послушалась человека и пришла ему на помощь?

5.Какую правду перешептывал Антипыч и собакам, и людям? с.69

Приготовить сообщение на тему “Сравнительная характеристика Насти и Митраши” по данному плану.

Сделать иллюстрации к сказке-были.

1.Когда и в какой среде жили Настя и Митраша?

г)любовь к родителям.

а)уступчивость и благоразумие Насти;

б)строптивость и упрямство Митраши;

в)жадность Насти, её способность правильно оценивать свои поступки;

г)воля, находчивость, смелость Митраши.

5.Отношение автора к Насте и Митраше.

-Каковы были взаимоотношения между ребятами?

-Какова роль природы в развитии событий?

Тема: М.Пришвин “Кладовая солнца”. Сюжетные особенности. Сказка-быль. Смысл названия.

Цели: Продолжить анализ текста на новом структурном уровне.

Познакомить учащихся с новыми литературными понятиями, уметь находить их в тексте художественного произведения.

По названию дать общую оценку содержания произведения (поэтика названия).

I.На разных этапах изучения произведения к этому уроку учащиеся уже сделали портретные характеристики героев. Через сюжетные картинки проследили путь героев в литературном произведении, выделяя ключевые моменты.

1) — Кто и что сопутствовало героям в их пути по страницам художественного произведения?

Зачитываются выразительно части текста:

1)история Травки и Антипыча;

3)волк Серый помещик;

Лирическое отступление – высказывание автором чувств и мыслей в связи с изображаемым в произведении. Они дают автору возможность непосредственно общаться с читателем. (на доске)

2). Образ рассказчика, повествователя.

Постранично из текста выбираются предложения, в которых упоминается местоимение “мы”, от этого собирательного лица ведётся повествование.

С. 39 “Мы жили в этом селе через один дом”

С.49 “Мы с давних пор ездили к Антипычу на охоту.”

С. 52 “Мы это так понимаем”

С.55 “Мы, ребятишки. ”

С. 67 “Мы, охотники. ”

С.69 “Мы думаем: это правда…”

С. 71 “Настя и Митраша жили от нас через дом”

С.72 “Мы – разведчики болотных богатств”

Вывод: Рассказчик, повествователь может подойти к автору вплотную, слиться с ним, а может полностью отделиться от него, стать совсем другим лицом.

В “Кладовой солнца” повествователь выступает в разных лицах, собирательный образ “мы”- дети, охотники, геологи. В этом произведении автор и повествователь далеки друг от друга, автор через лирические отступления ведет разговор с читателем, а повествователь излагает историю Насти и Митраши.

II. Сказка – быль.

Быль – рассказ о действительном происшествии.

Синонимы: реальный- действительный, существующий, не воображаемый.

Определение “Сказка” в учебнике(с. 312 словарь литературоведческих терминов).

  1. Что относится к были?
  2. Сказочные мотивы. Повторение по плакату “Теория сказки” и соотношение с текстом повести.

Можно делать сопоставление по плану:

  1. Место и время.
  2. Герои и их путь.
  3. Враги и помощники.
  4. Финал.

Вывод: “Никакой правды не бывает без выдумки! Напротив!

Выдумка спасает правду…”

“Содержание всякой сказки – это борьба человека – героя с каким-нибудь представителем зла… и сказка в этом смысле есть отражение общечеловеческой веры в победу доброго начала над злым”.

III. Поэтика названия.

На доске:Торф — плотная масса, образовавшаяся из перегнивших остатков болотных растений, употребляется как топливо.

  1. Кладовая—-клад—-торф(природное богатство)
  2. Образ солнца.

“первый луч солнца…на щеках у детей”

“хмарь закрыла всё солнце”

Вывод: Кладовая солнца – это не только торф как полезное ископаемое, а это солнечное тепло и свет, которые нужны всему живому и людям на земле. Солнце как основа жизни.

IV.Групповые задания с кроссвордами.

Найти ключевое слово в кроссворде и дать толкование: какое отношение к тексту имеет слово.

Источник

Читайте также:  Исполнитель гимна восходящего солнца
Adblock
detector