Меню

Урок шукшин космос или шмат сала

Уроки по изучению рассказов В.М. Шукшина в 10 классе (на примере рассказа «Космос, нервная система, шмат сала»

студентка 3 курса

Лесосибирского педагогического института –

филиала Сибирского федерального университета

Уроки по изучению рассказов В.М. Шукшина в 10 классе (на примере рассказа «Космос, нервная система, шмат сала»

Большинство школ сейчас обучаются по программе В. Я. Коровиной. В программу включены те произведения В.М.Шукшина, которые наиболее доступны юным читателям. Учтены возрастные особенности учащихся, своеобразие восприятия ими художественных текстов. Отображенные программой произведения дают возможность привлечь внимание учащихся нравственной проблематикой, расширить жизненные впечатления, способствовать формированию художественного вкуса. Основная же задача учителя русского языка и литературы – пробудить живой интерес к произведениям В.М. Шукшина.

В старших классах доминантой становится представление о духовно-нравственном развитии личности. Особое внимание уделено вечным темам: выбора пути, смысла жизни, смерти. Так к изучению в 10 классе рекомендуют рассказы на выбор: Шукшин «Космос, нервная система, шмат сала» или рассказы В. Распутина.

Предлагаем разработку урока по рассказу В.М. Шукшина «Космос, нервная система, шмат сала»

Тема урока: «Образы старика и мальчика в рассказе В.М. Шукшина «Космос, нервная система, шмат сала»

Вид урока: урок изучения нового материала.

Тип урока: комбинированный.

Цели и задачи урока:

1) познакомить обучающихся с рассказом В.М. Шукшина «Космос, нервная система, шмат сала», 2) охарактеризовать образ старика Наума Евстигнеевича и Юрки, определить их значение в рассказе, 3) формировать умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, уметь в тексте показать отношение автора, его позицию.

1) развивать умения анализа художественного текста, понимания значения художественной детали; 2) развивать логическое мышление (операции анализа, синтеза, сравнения и др.); 3) развивать речевую деятельность учащихся; 4) развивать творческие способности и коммуникативные компетенции детей.

1) расширять культурный кругозор учащихся и формировать эстетический вкус; 2) способствовать формированию гуманистического мировоззрения; 3) воспитывать чувство ответственности за собственную жизнь, осознание истинных жизненных ценностей; 4) воспитывать интерес к предмету.

Учитель: Сегодня мы с вами поговорим об одном из рассказов, где В.Шукшин создает прекрасные образы старика и восьмиклассника. Рассказ написан в 1966 году. В обществе в 60-е 20 века происходят величайшие свершения в человеческой истории. В 1961 г. произошло событие, которое останется в памяти всех последующих поколений людей, а именно человек совершил первый в истории полет в космос. Этот полет был выполнен Юрием Гагариным.

Как называется рассказ?

-Какие ассоциации возникают:

( таинственное, загадочное, Гагарин, планеты, мечта, полет, инопланетяне)

(Человек; нервная система человека, мозг, Павлов )

(Приземленное, вещественное, необходимое, еда, Украина)

— Ребята, что вы можете отметить в соединении этих слов? (Несовместимое понятие; возвышенное и обыденное, а человек находится между ними; перед нами всего одно предложение, но какая высокая степень концентрации образных средств, какая всеохватность мира)

— Почему писатель поставил в один ряд эти несвязанные между собой понятия? (Учитель поставил перед ребятами проблемный вопрос, где ответом может быть само произведение)

Учитель: Ребята, вы знаете название этого рассказа. Как вы думаете, о чем пойдет речь в нем? Запишите свой вариант сюжета. Вам поможет « Цепочка ключевых слов».

(Ребятам предлагается спрогнозировать самим сюжет рассказа)

Цепочка ключевых слов: старик, похмелье, болеет, восьмиклассник Юрка, уроки, медицинский институт, скряга, бедность, беседуют у печки, космос, жить 120 лет, академик Павлов, нервная система, шмат сала, одному плохо.

— Попробуйте теперь на основе ключевых слов написать сюжет. Время 10 минут.

-У каждого из вас получились разные сюжеты. Что их объединяет?

-Кто Юра и старик Наум на самом деле?

(Снова проблемный вопрос, который требует дальнейшего анализа образов старика и мальчика)

II. Осмысление текста .

Путь разбора: «вслед за автором»

Учитель: Обратимся к тексту рассказа. Прочитайте первое предложение. Это всегда сильная позиция текста.

— Автор сразу же знакомит нас с одним из героев рассказа стариком Наумом Евстигнеевичем, который хворал вечной русской болезнью – похмельем. В рассказе читаем « Раз в месяц – с пенсии — Евстигнеич аккуратно напивался и после этого три дня лежал в лежку».

— Дальше читаем до первой остановки.

— Кто второй герой рассказа?

(Восьмиклассник Юрка, квартирант Евстигнеича)

— Как Наум Евстигнеевич относится к Юрке?

(Юрка мил и любопытен Евстигнеичу «слушать парнишку любит», т.е. ему интересна молодежь и ее идеи; это их сближает)

— Чем удивляет Наума Юрка?

(«Юрка удивляет его своими познаниями», своим желанием помогать людям, своим отношением к жизни)

— Почему Юрка не понимает, зачем старику пить, если выпивка ничего, кроме «отравления организма сивушным маслом» не даёт?

(«Молодой ишо рассуждать про это» — говорит Наум Евстигнеич)

— Читаем второй смысловой отрывок.

— Какова отрицательная черта характера Наума Евстигнеича?

(Невероятная жадность «скряга отменный»)

— Каково отношение старика к своим родным детям? С чем это связано?

(«Часто спускается в погреб, сядет на приступку и подолгу задумчиво сидит. «Черти драные. Тут ли счас не жить!» — думает он и вылезает на свет белый. Это он о своих сыновьях и дочери. Он ненавидит их за то, что они уехали в город»)

-Ребята, давайте вернемся к вопросу о жадности старика. В связи с чем проявляется эта черта?

(Старик справно занимается хозяйством, т.к. ждет в гости своих детей, следовательно, можно предположить, что дед не жаден, а только соблюдает порядок в семье. Он не видит своей обязанностью содержание Юрки)

— Почему Юрка квартирует у Евстигнеевича?

(Живёт в соседней деревне, где нет десятилетки, хочет окончить её и поступить в медицинский институт, стать хирургом)

— Можно ли назвать жадным Юрку?

(Можно. Только у него особая жадность — жадность узнавать, открывать мир. В рассказе сталкиваются жадность в обычном смысле и другая, особая жадность – жадность знаний)

Читаем третий смысловой отрывок.

— Почему старик любит поговорить?

Читайте также:  Аватарка космоса для дискорда

(«Старику охота поговорить – все малость полегче». Старик любопытен, ему интересно то, что твориться в мире)

— Всё ли понятно Юрке в поведении старика?

(Нет, Юрка не понимает причины пьянства старика с пенсии, причины его жадности и его прагматичного отношения к жизни)

Читаем четвёртый смысловой отрывок.

— В рассказе звучит микротема о сроках человеческой жизни. Нужно ли человеку долго жить?

(Наверно, это зависит от того, что человек поставит своей целью. Если она высока, как, например, у Юрки, то ему надо дольше жить. Ведь мечту свою осуществишь не сразу. Для этого требуются годы, а порою и вся жизнь. А если у человека цели мелочные, то он не торопится жить. Ему долгая жизнь ни к чему)

Читаем пятый смысловой отрывок.

— О чём спорят герои?

(О Боге, о космосе, о кино, о долголетии, об академике Павлове, о смысле жизни)

Учитель: После спора о сроке жизни герои понимают, что они разные. Наум считает ненужными полеты в космос; Юрка восхищается, но при этом не знает, зачем надо лететь туда. Следовательно, границы интеллектуального развития совпадают у героев, они этим и похожи.

-Что Юрка говорит об исследованиях академика Павлова? Что исследует академик Павлов?

(Механизмы организма, а не состояние души)

-Что говорится о судьбе академика Павлова? Может ли повторить ее Юрка? (Да)

— Ради чего живёт Наум?

(Он живёт ради того чтобы иметь достаток в доме; ради своих детей)

(Хочет стать хирургом, спасать жизнь людям)

-Какие ценности выдвигаются на первый план у героев?

(У старика — ценность рода, а у юры – накопления знаний, чтоб в дальнейшем помогать и спасать жизни людей)

— Какое отношение к героям у вас сложилось?

— А у автора какое отношение к ним?

— Как вы думаете, чем закончит автор свой рассказ. Прогнозируем конец рассказа. (Учащиеся предлагают свои варианты).

— Теперь прочитаем шукшинский текст. (Учитель вместе с ребятами читают конец рассказа)

Как вы думаете, о чём этот рассказ, какие проблемы поднимает В.М.Шукшин в рассказе? (проблема самоопределения, проблема отцов и детей)

— Давайте вернёмся к словам, которые стоят в заглавии рассказа. Какие из них наиболее значимы на ваш взгляд?

Учитель: Действительно, отдельные слова вырастают до символов, описывая мелочи будничной жизни, автор незаметно подводит нас к осознанию философских проблем.

Не случайно автор поставил рядом эти слова, потому, что они говорят о том, чем должен жить человек. Да, человек должен иметь высокую цель в жизни, свой «космос», верить в него, иначе его жизнь будет тусклой, лишенной смысла, но у него должно быть и то материальное («шмат сала» в данном случае), без которого трудно прожить. В конце концов, именно с помощью «шмата сала» старый и малый пришли к взаимопониманию.

В этом забавном поучительном рассказе пробивается шукшинская боль за то, что нет в нашей жизни ещё гармонии. И не случайно человек («нервная система») помещён в середину названия. Человек находится в постоянном положении выбора. В какую сторону он отклонится? Что перевесит в нем?

Вот эти вопросы и тревожат Василия Макаровича Шукшина.

Далее следует этап оценивания работы учащихся и организация домашнего задания.

Источник

Конспект урока литературы (по рассказу В. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала»)

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Дата публикации: 18.02.2019

Статья просмотрена: 4953 раза

Библиографическое описание:

Овчинникова, С. А. Конспект урока литературы (по рассказу В. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала») / С. А. Овчинникова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2019. — № 1 (14). — С. 29-32. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/116/3957/ (дата обращения: 17.06.2021).

Тема: «А чем плохо на телеге?» (по рассказу В. М. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала»)

– знакомство учащихся с биографией В. М. Шукшина;

– определение роли автора и его творчества в русской и мировой культуре;

– знакомство с рассказом «Космос, нервная система и шмат сала».

– осветить факты биографии В. М. Шукшина, особенности его творчества;

– привлечь внимание учащихся к творчеству писателя;

– провести анализ рассказа, вызвать у учащихся желание задуматься о назначении жизни человека, о ценностях истинных и мнимых;

– определить особенности уникального стиля В. М. Шукшина;

– выявить характерные черты шукшинского рассказа.

Методические формы и приемы, используемые на уроке:

высказывания выдающихся людей, относящихся к теме урока; заголовок-вопрос; сравнение и аналогия; фишбоун; игра «Ромашка»; ассоциативные гипотезы; метод наглядности; аналитическая работа с текстом; дифференцированное домашнее задание.

Индивидуальная, фронтальная, работа в паре.

ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Ход урока.

Сегодня на уроке нам предстоит знакомство удивительно талантливым человеком, поистине уникальным явлением в русской литературе и культуре нашего народа.

  1. Прошу вас обратить внимание на экран. Здесь представлены иллюстрации: часть из них — портреты известных писателей, поэтов; остальные — фото мест, которые так или иначе связаны с ними.

Попробуйте вспомнить фамилии этих выдающихся людей, факты из их биографии и сопоставьте портреты с изображением местности (на доске они представлены в случайном порядке).

(Дом-музей в Мелихово)

Учащиеся достаточно легко сопоставляют изображение Царского Села и

А. С. Пушкина, вспоминают образ маленького Мишеля (Лермонтова) и бескрайний простор горячо любимого Кавказа, а также свежи в памяти образы А. Чехова (сравнительно недавно рассматриваемого на уроках литературы) и его знаменитой усадьбы.

Какое фото осталось без внимания? (Учащиеся указывают на портрет В. Шукшина)

А что за просторы открываются на последнем изображении? (Ребята отмечают красоту горных вершин, прозрачной реки, изумрудного леса. Возможно, кто-то догадается, что это виды Алтая).

Итак, давайте знакомиться. В центре нашего внимания сегодня — творческая личность Василия Макаровича Шукшина. (Инициалы и фамилия автора фиксируется в тетрадях).

  1. Скажите, что мы обычно узнаём, когда встречаемся с тем или иным автором впервые?
Читайте также:  Как выглядел казахстан с космоса

(Его биографию, названия произведений, темы, которые он затрагивал в своем творчестве).

Мы пойдем проверенным путем и как обычно начнем с биографии. Вот только сегодня вы будете представлять её вместе со мной, как самые настоящие исследователи. Готовы?

(Примеч.: цитаты, включенные в биографические сведения, выводятся на экран).

Автор родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Алтайского края. Окончил семилетнюю школу в 1943 году, поступил в Бийский автомобильный техникум. Однако вынужден был прекратить обучение. Сколько лет было тогда будущему писателю, ребята? (13 лет). Таким же, как вы сейчас. Он стал настоящим кормильцем семьи, главным мужчиной в доме, ведь время было непростое, нужно было зарабатывать деньги. Через три года он покидает родное село. [1, с.263–264]

«. проводила меня за село…села на землю и заплакала. Я понимал, ей больно и тоже страшно, но еще больней, видно, смотреть… на голодных детей», — это цитата из воспоминаний самого В. Шукшина. Как вы думаете, о ком речь? (О матери). [4]

Вы правы. Мама оказала большое влияние на развитие творческих способностей и талантов автора. По словам известного писателя и главного редактора журнала «Новый мир» С. П. Залыгина, она «оставалась человеком небольшой грамотности, но душа ее была развита и сильна сама по себе, от природы и своего народа. Она была чуткой к слову, к песне, картине, любому искусству, и не только чуткой, но и способной к нему». [3, с. 170]

Несмотря ни на что, Шукшин всегда отличался тягой к знаниям, к новому. Кем только ни приходилось ему работать: строителем, разнорабочим, слесарем, маляром, грузчиком, срочником на флоте. Как такое отношение к жизни и труду характеризует писателя? (Он был разносторонне развит, получил большой опыт в разных сферах жизни и труда, был мастером на все руки и т. п.) Как вы думаете, чем следует заниматься человеку, накопившему достаточный жизненный опыт и знания? (Делиться им с окружающими). Верно. А кто этим занимается? (Учителя).

«Одно время я был учителем сельской школы для взрослых. Учитель я был, честно говоря, неважнецкий (без специального образования, без опыта), но не могу и теперь забыть, как хорошо, благодарно смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне удавалось рассказать им что-нибудь важное, интересное и интересно… Я любил их в такие минуты. И в глубине души не без гордости и счастья верил: вот теперь, в эти минуты, я делаю настоящее, хорошее дело. Жалко, мало у нас в жизни таких минут. Из них составляется счастье», — признавался Шукшин. [4]

Новая жизнь началась, когда он поступил во ВГИК. С 1957 года Шукшин начал сниматься в кино, а с 1958 года в печати стали регулярно выходить его произведения. Они были разными: рассказы, напоминающие пословицы своим лаконизмом и остротой образов; романы, в том числе и модные «сибирские семейные романы поколений». Но самое интересное, что вы можете увидеть Шукшина в роли актера достаточно известных кинофильмов: «Калина красная», «Печки-лавочки» и др. [1, с. 263–264]

Подводя итог услышанному, попробуйте нарисовать словесный портрет личности писателя.

  1. Без чего не может существовать писатель? (Без произведений).

А потому мы с вами продолжаем и обращаемся к рассказу, представленному в ваших учебниках. Он называется «Космос, нервная система и шмат сала».

– Что интересного вы заметили уже в самом названии рассказа? (Оно кажется каким-то непривычным/длинным/непохожим на обычные названия).

– А давайте попробуем подключить ваше воображение и прибегнуть к миру ассоциаций. Символом чего может служить космос? (Жизни, разума, Вселенной, мистики, путешествий, знаний и проч.) нервная система? (науки, анатомии/биологии, человеческого организма) шмат сала? (еда)

В каких отношениях находятся эти понятия: родственных или противоречивых? (Противоречивых). Что и чему противопоставляется в этом рассказе и соответствует ли ему название? (Да, соответствует. Так как все эти образы встречаются в тексте. А еще главные герои всё время спорят, у них разные взгляды на жизнь).

Дома вы познакомились с текстом. Давайте отметим черты, которые заметно отличают этот рассказ от других.

1) Сколько героев представлено в рассказе? (Всего двое).

2) Какова временная протяженность действия, происходящего в рассказе? (Один вечер).

3) На чём держится сюжет произведения, а чего он лишен? (По большому счёту сюжет — это диалог героев, зато в тексте нет пейзажных зарисовок, длинных описаний). О чем это говорит? (Для автора большей ценностью обладает предмет разговора, а не что-то другое).

4) Можете ли вы представить себе героев? Нарисовать их? Описать? (Да). Но ведь в рассказе нет ни слова о портретных характеристиках персонажей. Как же автору удается передать особенности образов своих героев? (С помощью их речи: реплики старика изобилуют просторечиями, бранными словечками, а речь мальчика полна терминов, даже иностранных фраз, он старается говорить правильно, как завещает наука).

Обратите внимание на тему урока (на доске; фиксируется в тетрадях). Кому принадлежат эти слова? (Науму Евстигнеевичу)

– Давайте подумаем, чему соответствует образ телеги, что символизирует? (Старый жизненный уклад, вековые традиции и в то же время неграмотность, ограниченность, «приземлённость» героя). Какой образ антонимичен телеге, и чему соответствует он? («ираплан» = аэроплан, который в понимании старика является непременным символом прогресса, современности).

Итак, какова же тема произведения? (Столкновение различных взглядов, спор героев).

Чтобы лучше разобраться с предметом их спора, предлагаю обратиться к методу под названием «фишбоун» (примеч.: если класс работает с ним впервые следует объяснить правила). Для этого вы должны обратиться к тексту, а чтобы работа шла быстрее и продуктивнее, предлагаю вам объединиться в пары с соседом по парте.

(Работа оформляется в тетради или на карточках).

Проблема (проблемный вопрос): почему спорят герои?

Причины: разный возраст; Юрка уже 8 лет как обучается разным наукам, а Наум Евстигнеевич не имеет образования; мальчик стремится к достижению благородной цели — стать хирургом, а главное развлечение старика — пьянство и лежка на печи.

Читайте также:  Нарисовать космос с ракетами звездами

Факты: доводы Наума Евстигнеевича строятся на жизненном опыте деревенского мужика, а Юркины — на научном опыте; образование, наука облегчают жизнь людей, даже самых простых (у старика в доме есть радио); прогресс в медицине, развитие космоса вызывают интерес даже у равнодушного старика.

– Вспомните, ребята, чья личность особенно увлекла и поразила Наума Евстигнеевича? (Павлова).

– Как вы думаете почему? (Он проникся к нему сочувствием, разглядел в ученом простого=смертного человека, возможно, почувствовал с ним некоторую связь. Ведь недаром старик спросил Юрку о том, были ли у исследователя дети).

– Отчего он задал последний вопрос? (Наум Е. тосковал по собственным детям, которые жили в городе и редко навещали отца. От этого он и казался строгим, вредным и жадным).

– Но был ли на самом деле Наум Евстигнеевич так жаден и строг? Что произошло в финале рассказа? (Он принёс Юрке шмат сала, чтобы тот перекусил).

– А почему? (Раньше старик видел в нем ребенка, а теперь зауважал).

  1. Ребята, на слайде изображена ромашка, каждый лепесток которой содержит литературный термин, так или иначе относящийся к теме сегодняшнего урока. «Сорвите» те лепестки, на которых представлен хорошо известное вам понятие, дайте его определение (устно), а неизвестные запишем в тетради.

(Экспозиция — предшествующая завязке часть сюжета; трагикомедия — произведение, обладающее признаками как комедии, так и трагедии; открытый финал — концовка художественного произведения, которая не дает однозначный ответ о судьбе героев, оставляя возможность читателю сделать собственный вывод; юмор — вид комического, в котором пороки осмеиваются не беспощадно, как в сатире, а доброжелательно подчеркиваются недостатки и слабости человека или явления, напоминая о том, что они часто лишь продолжение или изнанка наших достоинств; диалог — это вид прямой речи, представляющий собой разговор двух или более лиц).

Тонкий психолог, Шукшин умело передает все оттенки душевных движений старика, обнажая все его нехитрые пороки и достоинства. Евстигнеевич малограмотен и испытывает огромный интерес к Юркиным занятиям. Его интересуют вопросы веры, астрономии, физиологии. Старик, загораясь интересом, обнаруживает всю свою искренность, простоту, безыскусность, что и делает его образ привлекательным. Он, несмотря на возраст, вступает в горячие споры с Юркой, веря и не веря ему одновременно, относясь к его рассказам с подозрением и в то же время радуясь тем новшествам науки, о которых так легко рассказывает восьмиклассник. Юрка приоткрывает старику такие стороны жизни, о которых старик и не знал. И это касается не только науки, но и жизненных ценностей.

  1. Оценка работы учащихся.
  2. Дифференцированное домашнее задание:
  1. Написать сочинение-размышление на тему: «В споре рождается истина?»
  2. Придумать продолжение рассказа — как сложились отношения и судьбы главных героев в дальнейшем.
  1. Б. А. Ланин, Л. Ю. Устинова, В. М. Шамчикова Литература: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций.- М.: Вентана-Граф, 2016: в 2 ч.; под ред. Б. А. Ланина
  2. Литература: 7 класс: методические рекомендации/ Б. А. Ланин, Л. Ю. Устинова, В. М. Шамчикова.- М.: Вентана-Граф, 2016. — 240с.
  3. Залыгин С. Критика и публицистика. — М.: 1987.
  4. http://www.host2k.ru/library/vasiliy-shukshin-veschee-slovo3.html

Похожие статьи

Печорин — вечный герой нашего времени | Статья в журнале.

Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля… В. Г. Белинский. Творчество великого русского поэта М. Ю. Лермонтова, проникнуто призывом к свободе и счастью, к борьбе за раскрепощение человека.

Фольклорная и литературная традиции в сказке. | Молодой ученый

Сказка — это «один из жанров устного народнопоэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое

Образ центрального героя одинаков везде. Это бедный певец — ашыг, скитающийся из края в край, из страны в страну в надежде приобрести состояние.

Тема духовного опыта детства в произведениях Владимира.

История литературной жизни нашего Вятского края содержательна и интересна.

Особое место в творчестве В.Н. Крупина занимает тема детства, которая играет определяющую роль: «Детство – главное время нашей жизни.

Мифологическое начало в притче Чингиза Айтматова.

Многие произведения писателя тесно связаны с мифологией, т.е. с легендами народов, населявших огромные просторы степей, через них автор как бы предупреждал своего читателя о совершаемом, о поступках тех, кто ни с чем не считается в достижении своих целей.

Изучение надежности работы водителя в России и за рубежом

История становления транспортной психологии показывает, что практические задачи в ней ставились раньше научных.

Тогда еще не было как таковой системы в деятельности транспортных психологов, были лишь некоторые практические работы отдельных специалистов.

Уровневая дифференциация на уроках литературы — путь.

При изучении эпических произведений дифференцированные задания могут быть направлены как на исследование

Так, при изучении поэмы «Цыганы» А. С. Пушкина вопросы и задания минимального и среднего уровня можно ориентировать на развитие устной речи и.

Овчинникова Сабина Азеровна — Информация об авторе

Конспект урока литературы (по рассказу В. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала»). Школьная педагогика №1 (14) март 2019 г. Авторы: Овчинникова Сабина Азеровна. Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин. Страницы

Созвучие эпох: «Божественная комедия» Данте и роман Т. Толстой.

Герою романа Бенедикту не только пошел «третий десяток», но и стоит он перед началом

В романе «Кысь» наставником Бенедикта должен стать А. Пушкин – гениальный русский поэт.

Гайсина А.К. Время в художественном произведении: На материале произведения Т.

Музыкальность Лермонтова | Статья в журнале «Молодой ученый»

На последнем году жизни поэт положил на музыку свою «Казачью колыбельную песню», но ноты до нас не дошли. В переписке поэта с А. М. Верещагиной упоминаются музыкальные импровизации поэта и его проект какого-то музыкального произведения.

Источник

Adblock
detector