Урок Солнце. Солнечная система
план-конспект урока по природоведению (5 класс) на тему
Урок для учащихся 5 класса СКОУ VIII вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
solntse._solnechnaya_sistema._5_klass.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок природоведения в 5 классе
Тема: Солнце. Солнечная система.
Тип урока: урок – путешествие
- Дать представление о небесных телах во Вселенной, что такое Солнечная система.
- Развивать внимание, воображение, расширять словарный запас, активизировать речь.
- Воспитывать интерес к учению, чувство ответственности.
- Презентация фильма для учащихся « Планеты, звёзды»
- Карточки с заданием для закрепления материала
Ребята, сегодня мы с вами отправимся путешествовать по Вселенной. Вы не только вспомните что такое космос, звёзды, планеты, кто изучает небесные тела, но и узнаете что такое Солнце и Солнечная система. Вы познакомитесь с названиями планет Солнечной системы.
- На мониторе изображение Солнечной системы (планеты и их названия закрыты)
Мы совершим с вами путешествие по Вселенной. Но чтобы узнать, что такое Солнце, Солнечная система, названия планет вам надо ответить на вопросы. Ваши правильные ответы помогут нашему путешествию.
Итак, с каждым правильным ответом для нас будет открываться новая планета.
- Что такое космос? (это пространство между небесными телами)
- Небесные тела это ? — ( все планеты и звёзды)
- Что такое звёзды? (это огромные раскалённые светящиеся шары)
- Наука, изучающая небесные тела? (астрономия)
- Звёзды, Солнце, Луна – это живая или неживая природа? (неживая)
- Люди, изучающие небесные тела? — (астрономы)
- Звёзды или планеты излучают свет и тепло? – (звёзды)
- Специальный прибор, созданный для изучения Вселенной? – (телескоп)
Молодцы, ребята! Вы ответили на восемь вопросов и открыли для себя восемь планет, которые вращаются вокруг солнца.
Эти планеты называются Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.
Солнце – это небесное тело, которое излучает свет и тепло. Солнце – самая близкая к нам звезда, поэтому оно кажется нам больше всех звёзд во Вселенной. Во все стороны от Солнца расходятся яркие лучи, которые движутся быстрее всего на свете. Солнечные лучи очень горячие. Лучи согревают нашу Землю. Солнечный свет и тепло необходимы для жизни животных, растений и человека.
Вокруг Солнца вращаются 8 планет. Вместе с Солнцем они образуют Солнечную систему. Эти планеты, как вы уже узнали , называются Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.
Меркурий – ближайшая к Солнцу планета. Днём там очень жарко, а ночью ледяной холод.
Венера по размерам почти такая же, как Земля
Поверхность Марса имеет красноватый цвет.
Юпитер – самая большая из планет. На его поверхности постоянно бушуют сильные бури.
Сатурн окружён множеством ярких колец.. Они состоят из обломков льда и камней.
Нептун состоит из газа и льда и мерцает голубоватым цветом.
Земля – единственная планета Солнечной системы, на которой есть жизнь. Все планеты Солнечной системы находятся на разном расстоянии от Солнца, поэтому получают различное количество света и тепла. Планета Земля оказалась на таком расстоянии, что на ней смогла зародиться жизнь.
Помимо планет, вокруг солнца вращаются тысячи малых небесных тел. Их называют астероидами.. Солнце, планеты, спутники и астероиды входят в состав Солнечной системы.
Работа с учебником
Учащиеся читают текст учебника по частям. Отвечают на вопросы, объясняют слова, раскрывают значение данных слов. Работают с иллюстрациями к тексту.
Закрепление материала. Работа по карточкам.
Подчеркнуть правильный ответ:
- Самая большая планета – это Уран, Юпитер, Венера.
- Жизнь есть на планете: Марс, Меркурий, Земля
- Ближайшая к Солнцу планета: Нептун, Сатурн, Меркурий.
- Состоит из газа и льда: Венера, Земля, Нептун.
- Астероиды – это малые небесные тела, звёзды, Марс.
- Вокруг Солнца вращаются: 6 ; 8; 7планет,
- Ближайшая к нам звезда: Марс, Солнце, Меркурий.
- Жизнь на Земле невозможна без: астероидов, Урана, Солнца.
Сегодня на уроке вы узнали о том, что Солнце – это ближайшая к нам звезда. Солнце представляет собой раскалённый шар. Без Солнца невозможна жизнь на Земле.
Вокруг Солнца вращаются 8 планет. Вместе с Солнцем они образуют Солнечную систему.
Задание на дом: Стр. 6 – 8. Оценивание работы учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Космос. Луна»Урок-презентация по астрономии, интегрированный с информатикой. Учащиеся знакомятся с галактикой, с планетами солнечной системы, с космосом.Урок проводится совместно с .
Презентация включает в себя замечательные фотографии планет, спутников.
В ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРИВЕДЕНЫ ФРАГМЕНТЫ УРОКА К ТЕМАМ: «Планеты Солнечной системы. Форма и размеры Земли».
План-конспект урока по теме:Планеты Солнечной системы.Цель:Сформировать общие представления об особенностях природы планеты.Развивать познавательную активность у учащихся.Воспитывать чувство ответст.
Учебная презентация для уроков природоведения, 5 класс.
Авторская разработкаурока. Урок проводится в виде путешествия в сказочную страну «Вселенная» В увлекательной форме учащиеся отыскивают ключ к этой стране, который оказывается сломанным. Для того, чтоб.
Урок в 9 классе коррекционной школы VIII вида. Составлен в 2011 г.
Источник
Солнечная система.Урок.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Урок окружающего мира Солнечная система.2 класс.программа «Гармония»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
solnechnaya_sistema.docx | 46.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир. 2 класс. Конспект урока «Солнечная система»
- Цель:
- формирование целостного взгляда на мир через представление о Солнечной системе: Солнце, планеты, звёзды;
- познакомить с планетой Земля, её формой и размером; создать условия для формирования представлений о науке «астрономия».
- развивать интеллектуальные умения (сравнение, классификации, анализ);
- развивать творческие способности учащихся, расширять кругозор, развивать способности к самостоятельному поиску информации ;
- воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи по отношению друг к другу.
Тема «Солнечная система» 2 класс, учитель Понкратова Вера Петровна.
Я желаю тебе сегодня добра!
Ты желаешь мне сегодня добра!
Если тебе будет трудно, я помогу!
2. Актуализация базовых знаний
Учитель : Наша Земля – это моря, горы, реки, озёра, равнины, низменности. Наша Земля – бескрайние поля, луга, густые леса, тундры и пустыни. Но наша Земля – это и планета Солнечной системы . ( слайд 2 )
Как вы думаете, что означает слово «планета»? ( слайд) ) работа учителя с интерактивной доской.
Дети : Планета – это шар, дорога, земля, жизнь; путь, движение, круглая, живая.
Откроем учебник с96. Найдите определение Что такое планета по учебнику.
Учитель: Планета в переводе с греческого «планетос» означает «блуждающий». Астрономы давно заметили, что время от времени в разных местах неба появляются странные звезды-непоседы, которые меняют свое местонахождение, их и назвали планетами. Скажите, а что мы можем видеть на небе невооруженным глазом?
Дети : Звезды, Солнце, НЛО, планеты, кометы, спутники (Луна), метеориты ( слайд ) работа учителя с интерактивной доской.
3. Выход на тему урока.
Учитель : Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Дети : О Космосе, о Земле.
Учитель : У нас сегодня урок-исследование, и вы будете не просто учениками, а настоящими исследователями, которые попытаются ответить на вопросы.
— Что такое Земля?
— Каковы формы и размер Земли?
— Что такое Солнце?
— Сколько планет входит в Солнечную систему?
— Как называется наша Галактика?
— Какой естественный спутник есть у Земли?
Объявляю тему урока.
4. Изучение нового материала.
Учитель: — Путь нашего исследования представлен на схеме. Как вы думаете, с чего мы начнем наш разговор?
Как вы думаете с чего начнем разговор?
Дети : — Поговорим о планете Земля.
Учитель : В нашем классе готовились четыре исследовательские группы, которые представят свои доклады и сообщения по своим темам:
— Послушаем 1 группу. Они исследовали исторический аспект развития Земли как планеты. Итак, 1-я тема «Назад в прошлое».
«Представления древних о Земле».
— Как прекрасно ночное небо! Глядя на него, каждый, наверняка, задавался вопросом: что там, далеко-далеко? Есть ли жизнь на других планетах? Кто создал этот удивительный мир?
Задавать эти вопросы люди начали давным-давно. Тысячелетия люди ищут на них ответы. На часть вопросов уже ответили, а многие и сейчас остаются великой тайной.
Сейчас каждому малышу известно, что Земля круглая, а раньше люди думали иначе.
Считалось, что Земля – плоский круг, который держится на подпорках ( Древние индусы считали, что Землю держат четыре слона, а слоны стоят на громадной черепахе, но они не задумывались, а на чем стоит черепаха? ( слайд 7 ). работа учителя с интерактивной доской.
Индейцы Северной Америки представляли Вселенную в таком виде, внизу кит – символ Земли, на нем фигурки мужчины и женщины – человечество, вверху орел – небо
Древние вавилоняне представляли себе, что Земля — это гора, которую со всех сторон окружает море. Над ними расположено звёздное небо
Вот как люди представляли землю. Но человечество шло вперед и появились
«Первые ученые – исследователи Земли».
Великий математик Пифагор (около 580 – 500 гг. до н.э.) – первым предположил, что Земля вовсе не плоская, а имеет форму шара.
Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) – доказал правильность этого предположения и предложил свою модель строения Вселенной, в центре которой находится неподвижная Земля. (слайд) работа учителя с интерактивной доской.
Представления Аристотеля и многих других ученых развил величайший древнегреческий астроном Клавдий Птолемей ( слайд ) ). работа учителя с интерактивной доской.
Обобщив работы древнегреческих астрономов, Птолемей создал свою систему мира. Вокруг неподвижной шарообразной Земли движутся Луна, Солнце, пять планет (известных в то время), а также «сфера неподвижных звезд», которая и ограничивает пространство Вселенной.
Но шло время… Человеком, которому удалось создать новую модель Вселенной, стал великий польский астроном Коперник ( слайд ) ). работа учителя с интерактивной доской.
Коперник представлял себе Вселенную так:
Центром мира – является Солнце, вокруг которого движутся все планеты, вращаясь одновременно вокруг своих осей. Звёзды неподвижны и находятся на огромных расстояниях от Земли и Солнца.
Просмотр фрагмента фильма» зарождение солнечной системы»
Учитель: Выступает 2 группа . Тема «Планета Земля».
«Форма и размер Земли».
Земля – планета Солнечной системы, которая вращается на третьей орбите от Солнца ( слайд ) . работа учителя с интерактивной доской. Земля – сравнительно небольшая планета.
Земля, вероятно, единственная планета, на которой есть вода и жизнь. Нашу планету называют «голубой жемчужиной Вселенной»
Земля – огромный твердый шар, вращающийся в космическом пространстве.
Шар этот не совсем круглый, а приплюснутый сверху и снизу.
В самой широкой части Землю опоясывает воображаемая линия – экватор
Возраст Земли примерно 4500 млн. лет.
У земли есть подружка, которая всегда рядом это…..
«Спутник Земли – Луна» ( слайд ). работа учителя с интерактивной доской.
Луна – это спутник Земли, каменный шар размером намного меньше Земли, который вращается вокруг нашей планеты.
На поверхности Луны очень много кратеров. Большинство их – результат ударов метеоритов о поверхность Луны. Большие темные пятна на поверхности Луны называются морями. На самом деле это вовсе не моря, а гигантские равнины,
Луна сияет не своим собственным, а отраженным солнечным светом, который отражает только её одну сторону. Из-за вращения вокруг Земли освещённая сторона Луны видна не полностью, а лишь частями.(слайд) работа учителя с интерактивной доской.
Первым человеком, ступившим на лунную поверхность, был американский астронавт Нил Армстронг ( слайд
Мы знаем, что Земля, луна вращаются вокруг большой звезды – солнца. ) .
Учитель : Выступает 3 группа .
«Солнце – что это такое?» ( слайд 0 ). работа учителя с интерактивной доской.
Солнце – ближайшая к Земле звезда, огромное раскаленное космическое тело, состоящее из газа.
В центре Солнца страшная температура – 15 — 20 млн. градусов.
Еще в древности люди поняли, что без Солнца не было бы жизни на Земле.
Древние греки называли Солнце богом Гелиосом, римляне – Аполлоном или Фебом, а славяне – Ярилой. Солнце существует миллиарды лет.
Так каково значение солнца?
«Значение Солнца в жизни планеты» ( слайд ). работа учителя с интерактивной доской.
Солнце – источник жизни на Земле.
Жители Земли очень благодарны Солнцу за то, что оно постоянно дает тепло нашей планете и на Земле бывает такое замечательное время года, как лето.
Солнце дает Земле свет и тепло. Без этого на Земле постоянно царили бы темнота и такой холод, что все живое не могло бы существовать.
Таким образом, Солнце дает нам жизнь!
А вы знаете, что такое солнечная система? Вот об этом мы и поговорим.. Будьте внимательны, в конце урока я об этом узнаю.
2 Учитель: Я предоставляю слово 4-й исследовательской группе .
«Солнечная система и ее планеты» ( слайд ). работа учителя с интерактивной доской.
Солнечная система – это семья, в котором живет 9 планет. Вот как они расположены по мере удаления от Солнца:
Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
Познакомимся с ними поближе.
Меркурий ( слайд ) работа учителя с интерактивной доской. – самая близкая к Солнцу планета, Эта планета намного меньше Земли, по размерам и массе она схожа с Луной, Обращается вокруг Солнца за 88 дней, вокруг своей оси – за 59 дней. Меркурий Моя орбита находится ближе всех к Солнцу, поэтому тепла и света мне достается в 6 раз больше чем Земле. Не скрою, днем у меня жарковато, в полдень температура поднимается до +420 градусов. Моя поверхность раскаляется так, что можно печь пироги прямо на ней без всяких сковородок и духовок. Но делать это не советую, пироги все равно сгорят Зато с приходом ночи начинается мороз -80 градусов. Но мороз вовсе не означает, что пришла зима. Ни зимы, ни лета, ни осени, ни весны у меня никогда не бывает.
Венера ( слайд ) работа учителя с интерактивной доской. такая яркая, что её часто принимают за НЛО. Её поверхность скрывают плотные белые облака. Это Венера.
Её называли так в честь древнеримской богини красоты. Она вторая планета нашей Солнечной системы. Как и другие планеты, Венера сама не светится, а только отражает Солнечный свет, поэтому кажется серебристым, блестящим шаром. За блеск и красоту её часто называют Утренней Звездой. Про неё люди сложили сказки. Им казалось, что это прекрасная девушка едет по небу на серебряной колеснице, запряженной белоснежными конями. А ученые узнали, что “утренняя красавица” ленива и неповоротлива по сравнению с Землей. Земля успевает обернуться вокруг своей оси 117 раз, а Венера только раз.
Марс ( слайд ) работа учителя с интерактивной доской. — планета вдвое меньше Земли. Люди называют его Красной планетой, так как он состоит из красного камня. Воздух на Марсе не похож на земной, и человек им дышать не может. На Марсе есть большие пустыни, глубокие каньоны и гигантские вулканы.
У Марса 2 спутника. Наибольший – Фобос.
Планету Сатурн ( слайд ) работа учителя с интерактивной доской. легко узнать по светящимся кольцам. Внутри Сатурн состоит из газов – это самая легкая планета Солнечной системы. Благодаря своим загадочным кольцам, состоящим из кусков камня и льда, Сатурн издавна считается самой красивой и необычной планетой Солнечной системы.
Самый яркий – Юпитер ( слайд 8 ) работа учителя с интерактивной доской. , его легко найти в ночном небе. Как и вокруг всех газообразных планет вокруг Юпитера имеются кольца, но они так тонки, что их трудно заметить. Поверхность этой планеты покрыта красными и желтыми вихревыми облаками. Красные и белые пятна в облаках Юпитера – это бури, наибольшая из которых называется Большим Красным Пятном.
Уран и Нептун ( слайд 0 ) работа учителя с интерактивной доской. , также состоят из газов. Они так далеки от Солнца, что там всегда темно и холодно. У Урана 21 спутник. Самый наибольший – Титания.
У Нептуна 8 спутников. Наибольший из них – Тритон.
По учебнику с98 прочитаем, как еще их называют.
Плутон ( слайд ) работа учителя с интерактивной доской. – самая маленькая и самая удаленная планета Солнечной системы . Эта единственная планета, «окрестности» которой еще не посетили космические аппараты. Плутон имеет только один спутник — Харон.
По учебнику с 98 как ученые назвали эту планету.
Итак, Солнечная система – это Солнце, девять планет с их спутниками.
Вразброс даны планеты. Собрать их в порядке следования движения вокруг солнца по своим орбитам. работа с интерактивной доской. ЕКЦОР
Учитель : Я предлагаю вам составить наш домашний адрес во Вселенной
Учитель: — Где находится Земля?
Дети : В Солнечной системе .
Учитель: — Где находится Солнечная система?
Дети: В галактике Млечный путь.
Учитель : — Где находится Галактика?
Дети : Во Вселенной.
Получается приблизительно такой адрес: ( слайд ) работа учителя с интерактивной доской.
страна – Вселенная,
город – галактика Млечный путь,
улица – Солнечная система,
дом № 3 – планета Земля.
Учитель: Красива наша Земля! Здесь текут быстрые реки, зеленеют поля и леса. Цветут чудесные цветы, на разные голоса поют птицы. Шумит морской прибой.
Голубая планета Земля – наш дом. Будем беречь и умножать красоту нашей родной планеты! (слайды) работа учителя с интерактивной доской.
А в заключении послушайте стихи, которые посвящаются нашей голубой жемчужине Вселенной! (двое заранее подготовленных учеников рассказывают стихотворение)
.Эй, Земля, моя планета, где твой край?
А вовсе нету.
Вокруг своей оси вращаюсь,
Солнцем я обогреваюсь.
Вокруг Солнца я кружу,
Знать, не на китах лежу.
Кто ж они – твоя семья,
Солнца дочь и сыновья?
— То Венера и Меркурий.
И ещё шесть братьев хмурых.
Марс, Юпитер и Сатурн
Да Плутон, Уран, Нептун.
Мы горды своей почтенной
Нашей Солнечной системой.
И с такой семьёй солидной,
Где живёте вы – не видно?
Ты на небе можешь видеть
Часть от дома, лишь чуть-чуть.
Дом – галактика большая
Под названьем Млечный путь!
А Галактика, одна?
Есть галактики другие,
Неизвестные совсем,
И живут они все вечно
Во Вселенной бесконечной!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения по развитию речи на уроках русского языка. Тематическое планирование уроков развития речи. 3кл.
Система правового образования, реализуемая через курс «Я и мой мир», позволила создать систему нравственно-правового воспитания учащихся, которая решает задачу становления гуманистически ориентированн.
Система уроков на тему » Живая и неживая природа» состоит из 7 уроков.
В представленной серии уроков показаны рассуждения учителя при целенаправленном выборе методов к каждому уроку, к каждому этапу урока. Если проанализировать отбор методов обучения от урока.
«Использование игры в системе уроков русского языка с младшими школьниками как путь активизации их познавательной деятельности».
В данной статье описываются активные методы обучения, которые используются учителем на уроке. Активные методы обучения– это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаи.
Источник